Роспотребнадзор требования к прививке против кори

Обновлено: 28.03.2024

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека разъясняет правовые аспекты иммунизации сотрудников образовательных организаций, в том числе педагогов.

Профилактические прививки проводятся гражданам в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний в соответствии со ст. 35 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - ФЗ N 52-ФЗ) и Федеральным законом от 17.09.1998 N 157 "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее - ФЗ N 157-ФЗ).

Согласно ФЗ N 157-ФЗ п. 1 ст. 5 предусматривает возможность отказа от профилактических прививок, который оформляется в письменной форме, при этом в соответствии с п. 2 ст. 5 отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.1999 N 825 (далее - Перечень). Перечнем предусмотрена обязательная иммунизация лиц, работающих в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, против инфекций, включенных в национальный календарь профилактических прививок.

В настоящее время юридические основания для отстранения от работы сотрудников, в том числе относящихся к группам высокого риска инфицирования, в связи с отказом от вакцинации против новой коронавирусной инфекции отсутствуют, так как иммунизация против новой коронавирусной инфекции включена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям.

При угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (в том числе и новой коронавирусной инфекции), главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации и их заместители наделены полномочиями выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (ст. 51 ФЗ N 52-ФЗ, ст. 10 ФЗ N 157-ФЗ). И только при наличии таких постановлений отказ от вакцинации по эпидемическим показаниям может повлечь отстранение граждан, не имеющих прививок, от работы.

В настоящее время такие постановления не принимались, в связи с чем вакцинация против новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации является добровольной для всех категорий граждан, в том числе и работников образовательных организаций.

Корь - вирусное заболевание с воздушно-капельным путем передачи. Источником инфекции является больной человек. Восприимчивость к кори очень высокая. Заражаются практически все незащищенные лица, имевшие хотя бы кратковременный контакт с больным корью. От 1 заболевшего могут заразиться до 18 контактировавших с ним человек.

Клинически корь протекает с высокой температурой до 40 о С, насморком, конъюнктивитом. С 4-5 дня заболевания появляется сыпь. Характерна этапность высыпания – сначала сыпь появляется за ушами, на лице и шее, далее – грудь и туловище, затем – на руках и ногах.

В последние годы диагноз кори в обязательном порядке подтверждается результатами исследования крови на специфические коревые иммуноглобулины М.

Возникающие осложнения после перенесенной кори развеивают ошибочное представление о кори, как о легком заболевании. Осложнения наступают у каждого 15 заболевшего корью. Могут развиться воспаления уха (отиты), придаточных пазух носа (гаймориты), легких (пневмонии), а также воспаление мозговых оболочек (энцефалиты), приводящие к необратимому повреждению головного мозга. Возможны эпилептические припадки, поражение роговицы глаз и слепота, потеря слуха и др. Бывают и летальные исходы заболевания.

Необходимо иметь две прививки против кори документально подтвержденных. Не привитые в детстве взрослые прививаются двукратно с интервалом не менее 3-х месяцев между прививками.

После двух введений вакцины иммунитет формируется в 95% случаев, после одного введения – в 69-81%. Длительность иммунитета после вакцинации – не менее 20 лет и по некоторым данным - пожизненная (сравнима с таковым при естественной инфекции).

В окружении больного прививкам против кори подлежат все лица, имевшие даже кратковременный контакт с заболевшим, без ограничения возраста, не болевшие корью ранее, не привитые или привитые против кори однократно. Прививки проводятся в первые 72 часа с момента выявления больного.

Детям, не привитым против кори по возрасту или не получившим прививки в связи с медицинскими противопоказаниями или отказом от прививок, вводится иммуноглобулин человека нормальный не позднее 5-го дня с момента контакта с больным.

Свой иммунный статус (наличие защитных антител) по кори можно узнать, если провести анализ крови на коревые антитела (иммуноглобулины G).

Для предупреждения кори лицам, выезжающим за рубеж, не болевшим корью, не привитым, а также привитым однократно, необходимо привиться не менее чем за 10 дней до отъезда.

Будьте внимательны к своему здоровью. Своевременно обращайтесь за медицинской помощью при возникновении заболевания, чтобы избежать осложнений и не заразить окружающих. Сделать прививку и предупредить заболевание или облегчить течение болезни проще, чем подвергать себя риску заболеть тяжелой формой кори.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 6 марта 2019 г. № 2 "О проведении подчищающей иммунизации против кори на территории Российской Федерации”


Обзор документа

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 6 марта 2019 г. № 2 "О проведении подчищающей иммунизации против кори на территории Российской Федерации”

1. Высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) обеспечить:

1.1. В срок с 01.04.2019 по 01.10.2019 провести в субъектах Российской Федерации мероприятия по подчищающей иммунизации против кори населения, а также трудовых мигрантов, не привитых против кори.

1.2. В срок до 25.03.2019 рассмотреть вопросы о ходе подготовки в субъектах Российской Федерации кампании подчищающей иммунизации против кори, в том числе:

о результатах работы иммунологических комиссий по пересмотру медицинских отводов и работы медицинских организаций с населением, направленной на снижение числа лиц, отказывающихся от профилактических прививок;

об организации работы по информированию населения о мерах профилактики кори и преимуществах иммунопрофилактики;

об организации иммунизации против кори трудовых мигрантов;

о планировании кампании подчищающей иммунизации.

1.3. Обеспечить выделение ассигнований на закупку живой коревой вакцины для подчищающей иммунизации населения в соответствии с расчетной потребностью.

1.4. Оказать содействие органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья в организации и проведении мероприятий по иммунизации против кори населения и трудовых мигрантов, не привитых против кори.

2. Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья рекомендовать совместно с руководителями территориальных органов Роспотребнадзора:

2.1. Обеспечить проведение активного информирования населения о преимуществах иммунопрофилактики кори.

2.2. Организовать работу по выявлению лиц из числа детского и взрослого населения (в том числе среди лиц, ведущих кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющих места, где они постоянно или преимущественно проживают, беженцев, вынужденных переселенцев, мигрантов), не болевших корью, не получивших прививки против кори в соответствии с национальным календарем профилактических прививок (не привитых против кори, привитых однократно), не имеющих сведений о прививках против кори и не включенных в утвержденный на 2019 год план профилактических прививок.

2.3. Организовать и в срок до 25.03.2019 завершить:

работу иммунологических комиссий по пересмотру медицинских противопоказаний к проведению прививок против кори;

мероприятия по работе с населением, отказывающимся от профилактических прививок.

2.4. В срок до 29.03.2019 сформировать и утвердить планы проведения подчищающей иммунизации против кори в медицинских организациях.

3. Работодателям, привлекающим к трудовой деятельности иностранных граждан, в срок до 31.12.2019 обеспечить проведение иммунизации против кори указанных иностранных граждан, не болевших корью и не имеющих прививок или сведений о прививках против кори.

4. Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья рекомендовать:

4.1. Обеспечить в период с 01.04.2019 по 01.10.2019 проведение кампании по подчищающей иммунизации против кори лиц, не получивших прививки своевременно в рамках национального календаря профилактических прививок, предусмотрев:

составление списков лиц, подлежащих прививкам против кори, планов и графиков иммунизации по каждой медицинской организации;

формирование, подготовку и оснащение вакциной и расходными материалами прививочных бригад для иммунизации населения в рамках кампании по подчищающей иммунизации;

оперативную отчетность о ходе проведения кампании подчищающей иммунизации.

4.2. Создать необходимый запас вакцины (в соответствии с расчетной потребностью) для обеспечения кампании подчищающей иммунизации против кори.

5. Руководителям территориальных органов Роспотребнадзора:

5.2. Представить в Роспотребнадзор информацию:

в срок до 01.04.2019 - об итогах подготовительных мероприятий для проведения кампании подчищающей иммунизации;

в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным, - о ходе кампании подчищающей иммунизации (начиная с 05.05.2019 по 05.09.2019);

в срок до 10.10.2019 - об итогах проведения кампании подчищающей иммунизации против кори.

6. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Обзор документа

С 1 апреля по 1 октября 2019 г. в России проводится кампания подчищающей иммунизации против кори. Будут привиты население и трудовые мигранты, не болевшие корью, не имеющие прививок против кори или сведений о них.

Также проводимая кампания включает:

- информирование населения о мерах профилактики кори и преимуществах иммунизации;

- пересмотр медицинских противопоказаний к проведению прививок против кори;

- работу с населением, отказывающимся от прививок;

- закупку необходимого объема противокоревой вакцины.

Работодатели, использующие труд иностранных граждан, должны до конца 2019 г. обеспечить иммунизацию тех иностранных работников, которые не болели корью, не имеют прививок от нее или сведений о прививках.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Информация Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 24 мая 2021 г. “О плановой иммунизации против кори в условиях пандемии COVID-19”


Обзор документа

Информация Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 24 мая 2021 г. “О плановой иммунизации против кори в условиях пандемии COVID-19”

Европейская Региональная комиссия по верификации элиминации кори и краснухи, высоко оценила качество эпидемиологического и лабораторного надзора за корью и краснухой в России и подчеркнула, что в условиях продолжающейся пандемии COVID-19 критически важно сохранить все мероприятий плановой иммунизации с целью дальнейшей реализации программы элиминации кори и краснухи как в России, так и в Европейском регионе в целом.

В 2020 году по данным официальной статистики охват прививками в целом по Российской Федерации остаётся высоким и превышающим регламентированные показатели (95%). Так, охват вакцинацией детей в возрасте 1 года составил 96,49%, охват ревакцинацией в 6 лет - 96,09%.

Научно-методическое обеспечение программы элиминации кори и краснухи в России осуществляет Национальный научно-методический центр по надзору за корью и краснухой, функционирующий на базе ФБУН "Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского" Роспотребнадзора.

В условиях пандемии новой коронавирусной инфекции, предпринятые Роспотребнадзором противоэпидемические мероприятия (гигиена рук, социальная дистанция, использование СИЗ, разобщение коллективов и др.), привели к прерыванию механизма передачи возбудителей и других инфекций, в том числе кори и краснухи.

В структуре заболевших корью в 2020 году 88,1% непривитые и лица с неизвестным анамнезом. Сохраняется тенденция к увеличению среди заболевших детей в возрасте до 14 лет - 63,0% против 50,6% в 2019 г., 92,3% которые не были привиты против кори.

Важно помнить, что действующие сегодня ограничительные мероприятия прервали механизм передачи возбудителя кори и случаи заболевания не регистрируются на протяжении 10 месяцев, но после снятия ограничений циркуляция вируса может возобновится, поэтому крайне важны мероприятия по предупреждению распространения кори - своевременная вакцинация.

Обзор документа

В условиях продолжающейся пандемии COVID-19 критически важно сохранить все мероприятия плановой иммунизации против кори и краснухи.

Предпринятые Роспотребнадзором противоэпидемические мероприятия (гигиена рук, социальная дистанция, использование СИЗ, разобщение коллективов и др.) привели к прерыванию механизма передачи возбудителей кори и краснухи. Случаи заболевания корью в России не регистрируются с июля 2020 г.

Однако после снятия ограничений из-за COVID-19 циркуляция вируса может возобновится, поэтому крайне важны мероприятия по предупреждению распространения кори - своевременная вакцинация.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Работодатели, привлекающие к трудовой деятельности иностранных граждан, в срок до 31.12.2019 обязаны обеспечить проведение иммунизации против кори указанных иностранных граждан.

Данное требование распространяется на всех иностранных граждан, не имеющих сведений о прививках или перенесенном заболевании корью. Работодателю, заинтересованному в качественной и непрерывной работе, необходимо предложить вакцинацию для членов коллектива любым приемлемым в конкретной компании способом.

Письменный факт отказа от проведения вакцинации можно рассматривать как основание для исключения ответственности лиц, обязанных проводить иммунопрофилактические мероприятия. Таким образом, при наличии отказа работника от вакцинации на работодателя не может быть наложена административная ответственность, так как принудить гражданина к проведению профилактических мероприятий против кори он не вправе.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ

ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ПИСЬМО

от 4 октября 2019 г. N 09-13030-2019-40

О РАЗЪЯСНЕНИИ САНИТАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека рассмотрела обращение по вопросу проведения иммунизации против кори иностранным гражданам в рамках подчищающей иммунизации против кори и сообщает следующее.

Требование о проведении иммунизации против кори трудовых мигрантов в постановлении Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 06.03.2019 N 2 "О проведении подчищающей иммунизации против кори на территории Российской Федерации" (далее - Постановление) распространяется на иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на территории Российской Федерации.

Данное требование распространяется на всех иностранных граждан, не имеющих сведений о прививках или перенесенном заболевании корью. Работодателю, заинтересованному в качественной и непрерывной работе, необходимо предложить вакцинацию для членов коллектива любым приемлемым в конкретной компании способом.

В соответствии с пунктом 3 Постановления работодатели, привлекающие к трудовой деятельности иностранных граждан, в срок до 31.12.2019 обязаны обеспечить проведение иммунизации против кори указанных иностранных граждан, в случае, если те ранее не болели корью, не делали прививок или не имеют сведений о прививках против кори.

Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон).

В соответствии со статьей 11 Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны в том числе выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Вместе с тем, правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (Закон N 157-ФЗ). В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона N 157-ФЗ граждане имеют право отказаться от профилактических прививок (вне зависимости от их гражданства). Отказ оформляется в письменной форме (пункт 3 статьи 5 Закона N 157-ФЗ, пункт 7 статьи 20 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Письменный факт отказа от проведения вакцинации можно рассматривать как основание для исключения ответственности лиц, обязанных проводить иммунопрофилактические мероприятия. Таким образом, при наличии отказа работника от вакцинации на работодателя не может быть наложена административная ответственность, так как принудить гражданина к проведению профилактических мероприятий против кори он не вправе.

Работодатель имеет право требовать осуществление прививки только в случае, если деятельность сотрудника входит в перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 N 825). Отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Исполнение проведенной иммунизации работодатель может подтвердить документами, выданными медицинской организацией, проводившей иммунизацию его работников (список привитых с указанием сведений о введенном препарате, копии сертификатов профилактических прививок и т.п.).

Иностранный гражданин может подтвердить, что он переболел корью или имеет прививку против кори, справкой (выпиской из амбулаторной карты), заверенной штампом медицинской организации и печатью/подписью медицинского работника. В случае, если иммунизация или диагноз корь был установлен организацией иностранного государства, необходим заверенный перевод указанных документов.

Обращаем внимание, что Постановление не предусматривает ограничение прав граждан на отказ от профилактических прививок, которые им даны в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней".

Вместе с тем, в случае заболевания корью иностранного гражданина, не имеющего профилактических прививок по причине отказа с последующим распространением инфекции среди населения, такой гражданин, а также работодатель может нести ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Информируем также, что работодатель вправе самостоятельно определять перечень мероприятий для выполнения пункта 3 Постановления, при этом в соответствии с п. 5.1 Постановления в рамках надзорных мероприятий специалисты территориальных органов Роспотребнадзора осуществляют контроль за ходом подготовки и проведением мероприятий по подчищающей иммунизации против кори, соблюдением условий транспортирования и хранения коревой вакцины на всех уровнях "холодовой цепи", в связи с чем вправе давать предписания работодателям по данному вопросу.

Читайте также: