Самоанализ урока по биологии на тему вирусы

Обновлено: 28.03.2024

Перед собой и обучающимися поставила следующие цели:

образовательная - обобщить и систематизировать у обучающихся знания о вирусах как о неклеточной форме существования организмов, особенностями строения вирусов, путями их проникновения в клетку; выявить и осмыслить причины вирусных заболеваний и методы борьбы с ними;

развивающая: развить внимание, логическое мышление через обобщение и сравнение , творческие способности, коммуникативные навыки; развить обогащения и усложнения словарного запаса за счет новых терминов

воспитательная: воспитать познавательный интерес через технологию мини- проектов ; техническую культуру, стремление к постоянному развитию профессиональных способностей и мастерства.

В результате проведенного урока я предполагала получить следующие результаты:

  • способность использовать знания о современной естественно-научной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности;
  • владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере;
  • способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе;
  • готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий вирусных заболеваний;
  • способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики вирусных и других заболеваний.
  • повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений;
  • способность организовывать сотрудничество единомышленников;
  • умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий;
  • умение определять живые объекты в природе;
  • проведение самостоятельных исследований.
  • понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;
  • владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе;
  • уверенное пользование биологической терминологией;
  • формирование собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников.

Результаты, направленные на развитие общих компетенций:

  • умение организовывать собственную деятельность, выбирать способы выполнения профессиональных зада, оценивать их эффективность и качество;
  • умение решать проблемы, оценивать риски, принимать решение в нестандартных ситуациях;
  • умение работать в команде, обеспечивать ее сплочение;
  • использовать информационно – коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.

Это урок УОНМ. Он включал в себя четыре этапа урока

Группа обучающихся получили задания, в которых должны были проявить познавательную активность, творчество, креативность при выполнении заданий и обсуждении проблемных вопросов.

Спикеры развитие логического мышления через обобщение и сравнение, языковая культура речи

При проведении урока я использовала современные образовательные технологии в соответствии с требованиями ФГОС:

проектная технология, метод мини- проекта (информационный)

проблемное обучение (проблемные вопросы, постановка задач, , планирование работы)

метод опережающего обучения (выдвижение гипотезы)

С помощью методов: демонстрация презентации, совместное обучение, лекция с элементами беседы, использование ИКТ, контроль знаний и умений обучающихся, самостоятельная работа обучающихся.

Чтобы добиться цели урока, я подобрала вопросы, задания, соответствующие возрастным особенностям.

В ходе урока была организована индивидуальная, фронтальная, групповая работа обучающихся.

Вид контроля: практический

- демонстрация готового мини-проекта - выступление, устный опрос;

- проверка по эталону

На протяжении занятия была показана межпредметная связь биологии с дисциплинами русский язык, ОБЖ, охрана труда.

Наиболее эффективной оказался отчет спикеров.

Соотношение деятельности учитель-ученик соответствует реализации личностно ориентированного подхода в обучении: (применение диалоговых форм общения, создание проблемных ситуаций, осуществление обратной связи, объем и характер самостоятельной работы).

На уроке мною использовались следующие средства обучения: (наглядный материал, различные источники информации и др.).

Темп урока быстрый; динамичный .

Распределение времени было рациональное.

Мне удалось уложиться по времени.

Мне было легко вести урок. Обучающиеся включались в работу активно.

Результаты урока совпадают с целью урока.

Я полагаю, что все обучающиеся обобщили знания о вирусах и вирусных заболеваниях, что подтверждают результаты самоконтроля, самооценки обучающихся и рефлексии.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


самоанализ открытого урока "Устройство амортизатора"

Урок проводился в 10 Б классе. Класс однородный по уровню интеллектуального развития. Учащиеся мотивированны на учение, хотя познавательный интерес к предмету не достаточно высокий. У отдельных учащих.

Самоанализ открытого урока по физической культуре

Раздел: Баскетбол Тема урока:Совершенствование технических действий в баскетболе.



Презентация самоанализа открытого урока

Презентация с фото материалом.

самоанализ открытого урока

самоанализ открытого урока.


Самоанализ открытого урока в 5 классе с целью преемственности между начальной и средней ступенью образования Интегрированный урок Enjoy basketball

Самоанализ открытого урока в 5 классе с целью преемственности между начальной и средней ступенью образования Интегрированный урок "Enjoy basketball".

усвоение всеми учащимися стандартного минимума фактических сведений.

-знать особенности строения вирусов

-механизм их взаимодействия с клеткой

-вирус СПИДа, его особенности и пути передачи

развить познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности

воспитать научное мировоззрение, необходимость бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих

Основные понятия: вирус, капсид.

Средства обучения: таблица, иллюстрирующая строение вируса, ИКТ, дополнительная литература.

1. Проверка знаний.

2. Изучение нового материала.

Жизнь, ее свойства.

Строгого определения, что же такое жизнь не существует. Можно только перечислить и описать те признаки живой материи, которые отличают ее от неживой:

-рост и развитие

А являются ли вирусы живыми?

  1. Вирусы были открыты в----------------году ученым-----------------------------------
  2. Вирусы не имеют---------------------------------------------------------------------------
  3. Вирусы состоят из-----------------------------------------------------------------------------
  4. Белковая оболочка вируса называется-----------------------------------------------------
  5. Многие вирусы имеют форму---------------------------------------------------------------
  6. По образу жизни вирусы являются----------------------------------------------------------
  7. Признаки живого организма вирусы могут проявлять, только находясь в -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Открыты (вирус табачной мозаики) Д.И.Ивановским в 1892г.

Ивановский Дмитрий Иосифович (28.10.1864, с. Низы Петербургской губернии – 20.4.1920, Ростов-на-Дону), российский физиолог растений и микробиолог. Исследуя заболевания табака, впервые (1892) открыл возбудителя табачной мозаики, названного впоследствии вирусом. Труды по патофизиологии растений, почвенной микробиологии.

Вирусы – неклеточные формы жизни. Каждая вирусная частица состоит из ДНК или РНК, заключенной в белковую оболочку - капси д. Полностью сформированная инфекционная частица называется вирион .

Вирусы – облигатные паразиты - способны жить и размножаться только в живых клетках. Во внешней среде не проявляют никаких признаков жизни, многие имеют форму кристаллов .

  1. шаровидная (полиомиелит, грипп, ящур, папиллома);
  2. кубоидальная (герпес, аденовирусы, желтая мозаика турнепса);
  3. палочковидные – большинство (вирус табачной мозаики);
  4. сперматоидальная (фаги – вирусы бактерий).

4. Самостоятельная работа учащихся с учебником(§1.9., стр. 38)

Задание. Охарактеризовать этапы размножения вируса по плану:

  1. прикрепление вируса к клетке-хозяину;
  2. тиражирование и сборка новых вирусов клеткой-хозяином;
  3. выход новых вирусов из клетки-хозяина и их расселение.

Что такое ВИЧ и СПИД

Как происходит заражение ВИЧ

СПИД (синдром приобретенного иммунного дефицита) патологическое состояние, при котором в результате поражения иммунной системы ослабляются защитные силы организма. Наиболее характерен для ВИЧ-инфекции — заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ).

Известен с конца 1970-х гг., регистрируется во всех странах мира. Источник инфекции — носитель вируса. Заражение: главным образом при половых контактах ; от матери плоду во время беременности и родов; от матери ребенку и от ребенка матери при кормлении грудью; при переливании крови, инъекциях и т. п.

Первые проявления болезни (лихорадка, воспаление лимфоузлов и др.) возникают в диапазоне от 3 суток до нескольких месяцев после заражения.

В Российской Федерации установлена уголовная ответственность за заведомое поставление другого лица в опасность заражения, а также за заражение заболеванием СПИД (ВИЧ-инфекцией).

6. Закрепление: фронтальный опрос

Скажи мне и я забуду.

Покажи мне, и может быть, я запомню.

Сделай меня соучастником, и я пойму.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Форма урока: урок-исследование.

Цели урока на языке действий учащихся: Образовательные: - изучат особенности строения и жизнедеятельности вирусов, - выяснят роль вирусов в возникновении инфекционных заболеваний; - узнают о способах распространения и мерах профилактики различных вирусных заболеваний, в том числе СПИДа. Развивающие: - продолжат формирование валеологических знаний о правилах личной гигиены; - смогут проявить и закрепить навыки исследовательской и групповой работы. Воспитательные: - убедятся в необходимости ведения здорового образа жизни; - проведут самоанализ деятельности; - повысят уровень коммуникативной культуры.

I.Организационный этап. Ученикам сообщается тема урока и порядок организации учебной деятельности (групповая и индивидуальная работа, система зарабатывания баллов). Создание положительного эмоционального настроя на работу учащихся.

II.Актуализация знаний. Терминологический мини-экзамен.

III. Введение знаний.

1. Исследовательская работа.

Самостоятельное исследование фактов и на основе их анализа выдвижение аргументов.
Учащиеся делятся на две группы (сторонников биологической природы вирусов и сторонников химической природы вирусов).
Первая группа: изучить состояние вируса в живом организме.
Некоторые факты.

  1. После проникновения вириона гриппа в клетку, число вирусов увеличивается каждые 6 часов в тысячу раз. Через 48 часов у человека появляются первые признаки болезни.
  2. Шаровидный вирус гриппа имеет на наружной оболочке выступающие детали — гликопротеидные шипы(N,H), которые постоянно изменяются, что затрудняет выработку лекарств.
  3. В 1957 году Гирер и Шрамм разрушили вирус табачной мозаики, выделили составные части, смешали их и получили жизнеспособное потомство. Позже ученые смешивали нуклеиновую кислоту одного вируса и белок другого, получая жизнеспособное потомство. Такого рода явления происходят в природе естественным путем.
  4. Вирусы состоят из следующих основных компонентов:1. Сердцевина - генетический материал (ДНК либо РНК), который несет информацию о нескольких типах белков, необходимых для образования нового вируса.2. Белковая оболочка, которую называют капсидом (от латинского слова капса– ящик)3. Дополнительная липопротеидная оболочка.

Вторая группа: изучить состояние вируса вне живого организма.
Некоторые факты.

4 .Построение объяснения.

Сторонники биологической природы вирусов
Вирусы способны размножаться.
Они обладают наследственностью.
Вирусы обладают изменчивостью, благодаря которой они приспосабливаются к условиям окружающей среды.
Вирусы способны скрещиваться между собой и производить жизнеспособные гибриды.
Сторонники химической природы вирусов.
Размножение вирусов невозможно вне чужой клетки.
Они образуют кристаллы — типичное вещество неживой природы.
Вирусы не растут.
Они не синтезируют собственные белки, не способны к обмену веществ.
У вирусов нет каких-либо структур, присущих обобщенной схеме клетки (или: у них нет клеточного строения).
Выводы:

- Вирусы — это субмикроскопические структуры доклеточного уровня организации.

- Вирусы сочетают в себе двойственность свойств живой и неживой природы.

- Вирусы — суперпаразиты: они могут существовать и размножаться только в клетке чужого организма.

5 .Анализ хода исследования.
Класс возвращается к проведенному исследованию, анализирует его ход.

Для того чтобы продолжить исследование строения и жизнедеятельности вирусов, я предлагаю вам посмотреть презентацию.

Это действительно так. Сейчас известно около 500 вирусов, каждый из которых вызывает определенное заболевание растений, животных и человека.

Около 75% всех инфекционных заболеваний – вирусные.

4.Работа с таблицами.

Задание для учащихся. Исходя из данных таблицы, охарактеризуйте меры профилактики вирусных заболеваний.

Поражаемые области тела

Микровирус одного из трёх типов А, В, С

Дыхательные пути, эпителий выстилающий трахеи и бронхи.

Убитый вирус: штамм убитого вируса должен соответствовать штамму вируса вызывающего заболевание.

Вирус натуральной оспы. ( ДНК – содержащий вирус).

Дыхательные пути, затем кожа.

Капельная инфекция (возможно контактная передача через раны).

(РНК – содержащий вирус).

Дыхательные пути от ротовой полости до бронхов, затем переход на кожу и кишечник.

Дыхательные пути, шейные лимфатические узлы, глаза, кожа.

Самые разные вирусы.

Дыхательные пути, обычно только верхние.

Живой или инактивированный вирус вводится путём внутримышечной инъекции.

Вирус полиомиелита (РНК – содержащий).

Глотка и кишечник, затем кровь; иногда двигательные нейроны спинного мозга.

Вирус, переносимый членистоногими

Кровеносные сосуды и печень.

Переносчики – членистоногие, например клещи и комары.

Ксовирус( РНК – содержащий)

Дыхательные пути, затем инфекция распространяется по всему телу через кровь.

Капельная инфекция или контактная передача через рот с заразной слюной.

5.Задание. Из предложенных предметов выберите 3 наиболее необходимые для того, чтобы в период эпидемии не заразиться гриппом?

Витамины , марлевая повязка , мыло , носовой платок, одноразовые носовые платки , зубная щётка.

Одним из самых опасных вирусных заболеваний сегодня является СПИД. Давайте обратимся к материалам презентации.

Задание для учащихся. Меры профилактики по ходу демонстрации презентации учащиеся формулируют самостоятельно.

Задание для учащихся . После просмотра видеоролика учащиеся самостоятельно пытаются дать ему название и комментируют увиденное (обозначают этапы проникновения ВИЧ в клетку).

IV. Обобщение первичного закрепления и систематизации знаний.

Творческая работа учащихся по написанию синквейна .

Синквейн – это особая краткая запись основной обсуждаемой проблемы с учетом ряда требований.

Правила написания синквейна (на доске):

В синквейне 5 строк:

  1. понятие (одно слово)
  2. прилагательные (два слова)
  3. глаголы (три слова)
  4. предложение (из четырех слов)
  5. существительное (одно слово)

Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение – иметь смысловой характер.

Пример синквейна по данной теме (на доске) :

2 . Опасный, смертельный.

3. Калечит, уродует, разрушает.

4. Чаще распространяется из–за невежества.

Каждая группа пишет свой синквейн, затем представители зачитывают варианты.

V.Итоги урока. Рефлексия.

Моя работа на уроке

Вопрос учащимся: Какая информация сегодня была для вас наиболее важной?

Оценивание деятельности учащихся учитель проводит совместно с учениками на основании результатов групповой и индивидуальной деятельности.

VI.Определение домашнего задания и инструктажа по его выполнению.

Предмет, класс: общая биология (базовый уровень), 10класс (социально-экономический)

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Форма урока: урок-исследование.

Тема метапредметного учебного занятия : знание и информация.

В начале урока на организационном этапе ученикам сообщается тема урока и порядок организации учебной деятельности. Цели урока формулируютсяучителем совместно с учащимися, что способствует формированию ценностно- смысловых компетенций.В течение урока ученики изучают особенности строения и жизнедеятельности вирусов, их роль в возникновении инфекционных заболеваний; продолжают формирование валеологических знаний о правилах личной гигиены и профилактики инфекционных заболеваний , в том числе и СПИДа; проявляют и закрепляют навыки исследовательской и групповой работы, самоанализа, повышают уровень коммуникативной культуры.

На следующих этапах урока использованы такие виды и формы учебной деятельности, как работа с дидактическим материалом (таблицы), просмотр презентаций и видеоролика, решение проблемного вопроса, составление синквейна, которые, чередуясь, позволяют поддерживать работоспособность учащихся на высоком уровне, не приводя к утомлению. Учащиеся работают индивидуально, фронтально, в группах. Все этапы урока взаимосвязаны и логично следуют друг за другом.Темп и плотность урока поддерживаются на высоком уровне в связи с достаточно хорошим уровнем знаний и умений учащихся, их интеллектуальными возможностями.

По ходу урока используется большое количество наглядных пособий и материалов, ТСО, что повышает интерес и мотивацию к учению. В конце урока при рефлексии и оценивании деятельности учащихся используются элементы самоконтроля и самоанализа. Домашнее задание носит закрепительный характер, но в то же время имеет дифференцированный подход.

Анализ активности и работоспособности учащихся, умения организовать работу,целесообразности распределения времени по этапам урока, успешности овладения учащимися материала урока, достижения целей урока. Успехи и недостатки урока, их причины.

Предмет, класс: общая биология (базовый уровень), 10класс (социально-экономический)

Тип урока: урок формирования новых знаний. Форма урока: урок-исследование. Тип и форма урока я выбрала исходя из особенностей учащихся данного класса. Их достаточно высокий уровень интеллектуальных способностей позволяет применять в этом классе исследовательские формы работы. Они быстро входят в рабочий ритм, поэтому организационный этап всегда проходит чётко и быстро. Эти ученики любят решать проблемные задачи, что позволяет часто использовать методику проблемного обучения. Серьёзное отношение к учебной деятельности и их высокая работоспособность позволяет постоянно использовать дополнительный учебный материал. Кроме того, несколько учащихся данного класса нацелены на сдачу ЕГЭ по биологии, что требует дифференцированного подхода с моей стороны. На данном уроке эти учащиеся были руководителями групп, а в конце урока при определении домашнего задания получили дополнительные задания.

Образовательные: - изучат особенности строения и жизнедеятельности вирусов, - выяснят роль вирусов в возникновении инфекционных заболеваний; - узнают о способах распространения и мерах профилактики различных вирусных заболеваний, в том числе СПИДа. Развивающие: - продолжат формирование валеологических знаний о правилах личной гигиены; - смогут проявить и закрепить навыки исследовательской и групповой работы. Воспитательные: - убедятся в необходимости ведения здорового образа жизни; - проведут самоанализ деятельности; - повысят уровень коммуникативной культуры.

Постановка данных целей совместно с учащимися способствует формированию ценностно-смысловых компетенций.

На втором этапе актуализации знаний проверка проводилась в форме терминологического мини-экзамена, который позволяет в быстрой и эффективной форме опросить всех учащихся класса, при этом используются элементы взаимопомощи и соревновательности.

На следующих этапах урока использованы такие виды и формы учебной деятельности, как работа с дидактическим материалом (таблицы), просмотр презентаций и видеоролика, решение проблемного вопроса, составление синквейна, которые, чередуясь, позволяют поддерживать работоспособность учащихся на высоком уровне, не приводя к утомлению.

По ходу урока используется большое количество наглядных пособий и материалов, ТСО, что повышает интерес и мотивацию к учению. В конце урока при рефлексии и оценивании деятельности учащихся используются элементы самоконтроля и самоанализа. Домашнее задание носит закрепительный характер, но в то же время имеет дифференцированный подход.

Особую роль с позиций здоровьесберегающих технологий играет использование на уроке физкультминутки, смена видов учебной деятельности, чередование способов преподавания, наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и ЗОЖ, связь содержания урока с жизнью, создание дружелюбной психологической атмосферы. Всё это способствует формированию компетенций личностного самосовершенствования. Активность учеников на уроке была достаточно высокой, что свидетельствует об отсутствии утомления, а это является необходимым условием здоровьесберегающих уроков.

Темп и плотность урока поддерживались на высоком уровне в связи с достаточно хорошим уровнем знаний и умений учащихся, их интеллектуальными и психологическими возможностями. Структура урока, на мой взгляд, оптимальна, соответствует теме и поставленным целям. Результатами работы явилось то, что учащиеся в процессе исследовательской групповой работы изучили материал о вирусах как источнике опасности для здоровья, сами формулировали меры профилактики вирусных заболеваний, особенно СПИДа, что очень актуально на сегодняшний день, хорошо взаимодействовали друг с другом. Поэтому, исходя из результатов, я могу сделать вывод о том, что цели урока достигнуты.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области

Методическая разработка

открытого урока по дисциплине

для студентов группы ВФ-1-15,

специальность 36.02.01 Ветеринария

hello_html_m738a1d9e.jpg

Разработчик: преподаватель биологии

На заседании МК зам. директора по УР

Председатель МК Степаненко О.Г.___________

Цель урока : Изучить строение, жизнедеятельность вирусов, значение в природе и жизни человека.

Методическая цель: Методика организации и проведения нестандартных форм уроков.

Образовательные:

Познакомить обучающихся с историей открытия вирусов.

Рассмотреть особенности строения, жизнедеятельности вирусов и их значение в природе и для человека .

Развивающие:

Развивать коммуникативные умения обучающихся.

Развивать общеучебные умения (понимать и запоминать прочитанное, делать краткие записи).

Воспитательные:

Создать условия для формирования способностей работы в группе.

Воспитывать культуру общения обучающихся.

Воспитывать познавательный интерес.

Тип урока : урок изучения нового материала.

Вид урока: урок – путешествие.

Методы обучения : словесный (беседа, объяснение), частично поисковый (работа с дополнительным материалом), наглядный (демонстрация презентации, видеоролика, дополнительного материала), практический (работа в группе с раздаточным материалом).

Основные понятия и термины урока: вирусы, вирусология, вирион, капсид, бактериофаги.

Для групповой работы столы расставлены так, чтобы обучающимся было удобно слушать преподавателя, работать в группе, не мешая друг другу (по 2 стола на 4-5 студента).

Организационный момент (1-2 мин).

Подготовка к изучению нового материала (2-3 мин).

Первичное осмысление и применение изученного (15-20 мин).

Подведение итогов урока (3-5 мин).

I. Организационный момент. (1-2 мин)

( Проверка присутствующих на уроке и их готовность к уроку (староста докладывает об отсутствующих)).

II. Подготовка к изучению нового материала. (2-3 мин)

(Тема урока закрыта половиной доски).

Мозговой штурм.

Чтобы начать урок, давайте вспомним: (Обучающимся предлагается ответить на последующие вопросы)

- Какими свойствами владеют живые организмы? (единство химического состава, обмен веществ и энергии, сходство уровней организации, размножение, наследственность и изменчивость, рост и развитие, раздражимость)

- Что является основой строения хоть какого организма? (Клетка — элементарная единица строения и жизнедеятельности всех живых организмов)

- Наука, изучающая клетку? (Цитология)

- Какая структура является носителем наследственной информации в клетках живых организмов (ДНК)

- А есть ли организмы, которые не имеют клеток? (есть)

- Что это за организмы? (вирусы)

(слайд №1)

Когда-то, миллионы лет назад,
На нашей замечательной планете
Возникла жизнь, и начался парад
Невиданных существ на этом свете.
Бактерии, простейшие, грибы,
Не счесть червей, и так от века к веку
Жизнь становилась гуще и сложней
И, наконец, дошла до человека.
Все хорошо! Но, видимо, Природа
Иль просчиталась где, иль что недоучла,
Но в этой распрекрасной бочке меда
И ложку дегтя нам преподнесла!
Иль существа, а может, вещества
Об этом долгий спор не утихает,
Но вирусы – и все об этом знают
Среди других живут и процветают
Печальная реальность такова!

- О чем идет речь в стихотворении? (о вирусах)

Краткий экскурс.

Первые упоминания о самом грозном заболевании - оспе найдены в древнеегипетских папирусах. Эпидемия оспы за 12 веков до нашей эры описана арабскими учёными. На коже мумии фараона Рамзеса V (1085 г до нашей эры) обнаружены типичные оспенные поражения. Другую болезнь описал древнегреческий врач Гиппократ (460-370г. до н.э.). Позже она получила название полиомиелит. В трудах великого мыслителя древности Демокрита (5 век до н.э.) найдены описания бешенства. В чём причины болезней, кто их вызывает - они сказать не могли.

- Как вы думаете, что являлось причиной болезней? (вирусы)

Любой человек, невзирая на возраст, любит путешествовать. Вот и вас я приглашаю совершить путешествие в мир вирусов. Давайте представим, что мы сели в поезд. Вы – пассажиры, я – проводник. Наши тетради пусть сегодня превратятся в путеводный дневник.

- Что бы вы хотели бы узнать о вирусах? (историю, строение, многообразие, размножение)

Сегодня мы постараемся ответить на ваши вопросы. Прочитаем цели нашего урока. (Обучающиеся по очереди зачитывают со слайда)

(цели урока на слайде) (слайд №3)

- Перед вами находится глоссарий (словарь) урока, где выписаны слова, которые мы будем изучать в течение урока.

Глоссарий урока (на доске)

Итак, начнем ребята сегодняшний урок.
Все, что здесь услышите, окажется вам в прок.
Что такое вирусы и есть ли от них вред,
Сегодня на уроке найдете вы ответ.

ВИРУСЫ – неклеточные формы жизни на Земле. (обучающиеся записывают определение в тетрадь) (слайд 4)

Вирусы очень отличаются от всех других форм жизни. Они не имеют клеточного строения, у них нет цитоплазмы, ядра и митохондрий, вырабатывающих энергию, отсутствуют рибосомы, синтезирующие белки. Вирусы лишены и таких специфических свойств живого, как обмен веществ и энергии.

Вирионы - отдельные вирусные частицы, симметричные тела, состоящие из повторяющихся элементов.

(обучающиеся записывают в тетрадь схему)

Работа в группах.

(Каждая группа изучает свои вопросы, обсуждает их, используя карточки, готовит ответ, выбирает одного представителя группы, который расскажет всей группе).

V. Первичное осмысление и применение изученного. (15-20 мин)

(слайд 7)

И слушая отчеты наших путешественников, подумайте над вопросом: Почему с вирусами – возбудителями заболеваний тяжело вести борьбу и полностью их убить?

(вопрос прикрепляется на доску).

Выступление 1 команды (рассказывают об открытии вируса)

Выступление 2 команды (рассказывают о строении вирусов).

Выступление 3 команды (рассказывают о бактериофагах и жизненном цикле вируса).

Выступление 4 команды (рассказывают о значении вирусов).

(Эксперты оценивают работу команд)

- Вы внимательно прослушали доклады наших путешественников. Итак, почему с вирусами – возбудителями заболеваний тяжело вести борьбу и полностью их убить?

- Вирусы – неклеточные формы жизни.

- Вирусы чрезвычайно быстро и спонтанно приспосабливаются к новым условиям, т. е. мутируют.

- Могут длительное время находится в скрытой форме.

(слайд 27)

- Посмотрите видеоролик о вторжении вируса в организм человека и скажите, что помогает нам бороться с вирусами? (3,19 мин)) (наш иммунитет)

- О вирусных заболеваниях и профилактике мы подробнее поговорим на следующем уроке.

VI. Подведение итогов урока. (3-5 мин)

- Молодцы, ребята. Оценки за урок … (выставление оценок)

Рефлексия.

Наше путешествие подошло к концу. С каким настроением вы вернулись из путешествия?

hello_html_4880bd91.jpg

Перед вами на столах лежат условные сигнальные карточки. Зеленый цвет – да, красный – нет.

Я задаю вопросы, а вы поднимаете сигнальные карточки.

- Изученный материал был для меня доступным.

- Изученный материал был для меня сложен.

- Я узнал новое о вирусах.

- Ничего нового о вирусах я не узнал.

- Наше путешествие мне понравилось.

- Я рада, что урок вам понравился, впереди нас ждут еще увлекательные путешествия.

Завершить наш урок я хотела бы словами: (слайд 34)

провести мини-исследование по вопросу: почему то, что поражает компьютерные программы, тоже окрестили вирусом?

Спасибо всем за работу. Урок окончен.

hello_html_17d04d9.jpg
hello_html_m476c3904.jpg

hello_html_m6bda944.jpg

hello_html_m542fa3c7.jpg

Приложение 1.

Задания студентам:

1 студенту: Кто и в каком году открыл вирус?

2 студенту: Кто и в каком году ввел термин вирус?

4 студенту: Наука, изучающая вирусы? Размеры вирусов.

5 студенту: Внешний вид вирусов.

hello_html_m542fa3c7.jpg

Задания студентам:

1. Вирусы по строению и составу.

2 студенту: Строение простых вирусов.

3 студенту: Строение сложных вирусов..

4 студенту: Типы капсидов.

5 студенту: Распространение и устойчивость вирусов.

hello_html_m542fa3c7.jpg

Станция «Бактериофаги.

Задания студентам:

1 студенту: Кто такие бактериофаги? Кто и в каком году открыл бактериофаги?

2 и 3студенту: Строение бактериофага.

4-5 студенту: Жизненный цикл вируса.

hello_html_m542fa3c7.jpg

Задания студентам:

1 и 2 студенту: Положительная и отрицательная роль вирусов.

3 и 4 студенту: Вирусные заболевания.

5 студенту: Пути передачи вирусных заболеваний.

Приложение 2.

Ответы на карточку №1.

Открытие вирусов.

Вирусы открыты в ________году ________________________________

_______________________________________________________________, который описал необычные свойства возбудителя болезни табака, получившего название вируса табачной мозайки.

Наука, изучающая вирусы - ____________________________________.

Размеры вирусов _____________________________________________

По внешнему виду имеют формы: _______________________________

Ответы на карточку №2.

Строение вирусов.

Мы узнали, что:

По строению вирусы различают _________________________________

Просто организованные вирусы состоят: ________________________

Сложно организованные вирусы: ________________________________

Морфологические типы капсидов вирусов: _______________________

Вирусы распространены ______________________________________

Ответы на карточку №3.

Мы узнали, что:

Бактериофаги были открыты ____________________________________

3. Бактериофаги состоят из: _________________________________________

4-5. Процесс проникновения вириона в клетку хозяина включает несколько этапов:____________________________________________________________

Ответы на карточку №4.

Мы узнали, что:

Отрицательная роль вирусов: ___________________________________

Положительная роль вирусов: __________________________________

3-4. К вирусным болезням человека относятся: ________________________

К вирусным болезням животных относятся: ____________________________

К вирусным болезням растения относятся: _____________________________

6 . Пути передачи вирусных заболеваний: ______________________________

Приложение 3.

История открытия вирусов.

На рубеже19 и 20 в.в. было обнаружено, что существует целый ряд болезней растений, животных и бактерий, возбудители которых явно имеют неклеточную природу: они имеют слишком малые размеры, проходят через мельчайшие фильтры, которые задерживают даже самые маленькие клетки. Но все же тщательные кропотливые поиски возбудителей таких заболеваний, как оспа, бешенство, грипп, корь, чума свиней, собак и других оказывались безрезультатными. Казалось, здесь микробиология зашла в тупик. Но выход из этого тупика был указан русским физиологом растений Д.И.Ивановским в 1892 году.

Д.И. Ивановский изучил причины заболевания табака мозаичной болезнью, приносившей большие убытки табаководам. Он выяснил, что это заразное заболевание, но поиски возбудителя дали отрицательный результат. Продолжая свои исследования, он рядом простых опытов установил, что возбудителем табачной мозаики является заразное начало, свободно проходящее через бактериальные фильтры, задерживающие самые мелкие бактерии, и невидимое в оптический микроскоп.

К настоящему времени открыто большое количество вирусов человека, животных, растений и продолжают открывать все новые вирусы. Учение о вирусах разрослось в самостоятельную науку – вирусологию , изучающую неклеточные формы жизни.

Вирусные частицы представляют собой мельчайшие (20 300нм) симметричные структуры, построенные из повторяющихся элементов. Они способны проходить через любые фильтры. Это внутриклеточные паразиты, некоторые могут кристаллизоваться, но как только проникают в клетки живых организмов, проявляют все признаки живого. Распространены повсеместно.

Размеры вирусов колеблются от 20 до 300 нанометров. В среднем они в 50 раз меньше бактерий. Большинство из них можно увидеть только в электронный микроскоп. По внешнему виду: имеют шарообразную форму (вирус гриппа), кубовидную (вирус оспы), вид палочки (вирус табачной мозаики – шестигранная палочка), многоугольными, сферическими, нитевидными.

hello_html_98b7166.jpg

Строение вирусов.

По строению различают две группы вирусов: простые (например, вирус табачной мозайки) и сложные (вирус гриппа, герпеса).

В отличие от всех клеточных организмов, у которых обязательно имеются две нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК), вирусы содержат только одну из них (либо ДНК, либо РНК). Поэтому по составу все вирусы делят на ДНК-содержащие и РНК-содержащие.

Просто организованные вирусы состоят из нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК) и нескольких белков, образующих оболочку – капсид (от лат. capsa -вместилище) вокруг нуклеиновой кислоты. Белки защищают нуклеиновую кислоту.

hello_html_39e121ef.jpg

ВИЧ

Сложно организованные вирусы помимо белков капсида и нуклеиновой кислоты могут содержать липопротеидную мембрану (дополнительную оболочку), углеводы и неструктурные белки – ферменты.

У вирусов бывают разные типы капсидов:

2. Икосаэдрический или шарообразный;

3. Продолговатый (головка бактериофага);

hello_html_3c1e6651.jpg

Вирусы распространены в природе повсеместно и поражают все группы живых организмов. Описано около 500 вирусов, поражающих теплокровных позвоночных, и более 300 видов – высшие растения. Вирусы очень устойчивы. Они переносят высушивание и низкие температуры. При нагревании до 55-60 0 С часть вирусов погибает, часть выдерживает температуры до 90 0 С. Многие вирусы длительно устойчивы к действию спиртов, эфиров и других сильно влияющих на бактерии химических веществ. Под действием ультрафиолетовых лучей большинство вирусов погибает.

Бактериофаги.

Бактериофаги переводятся с греческого языка как "пожиратель бактерий". Они относятся к особым представителям царства вирусов, однако в отличие от других видов, бактериофаги умеют использовать бактериальные клетки для размножения.

Бактериофаги или фаги - вирусы, избирательно поражающие бактериальные клетки.

Бактериофаги очень мелкие, неклеточные организмы. Средняя величина одного экземпляра 0,1-0,2 миллимикрона, а проще говоря, миллионные доли миллиметра, что составляет 1/100 часть от клетки обычной бактерии размером около пяти микрон.

Английский бактериолог Фредерик Туорт в статье 1915 года описал инфекционную болезнь стафилококков, инфицирующий агент проходил через фильтры, и его можно было переносить от одной колонии к другой.

Независимо от Фредерика Туорта французско-канадский микробиолог Феликс Д'Эрелль 3 сентября 1917 года сообщил об открытии бактериофагов.

Наряду с этим известно, что российский микробиолог Николай Фёдорович Гамалея ещё в 1897 году впервые наблюдал явление лизиса (выход вирусных частиц из пораженной клетки) бактерий (сибиреязвенной палочки).

Бактериофаги различаются по химической структуре, типу нуклеиновой кислоты, морфологии и характеру взаимодействия с бактериями. По размеру бактериальные вирусы в сотни и тысячи раз меньше микробных клеток.

Типичная фаговая частица (вирион) состоит из головки и хвоста. Длина хвоста обычно в 2—4 раза больше диаметра головки. В головке содержится генетический материал — одноцепочечная или двуцепочечная РНК или ДНК с ферментом транскриптазой в неактивном состоянии, окружённая белковой или липопротеиновой оболочкой — капсидом, сохраняющим геном вне клетки. Нуклеиновая кислота и капсид вместе составляют нуклеокапсид.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка позволит учителю провести интересный урок.

Первая группа: изучить состояние вируса в живом организме.
Некоторые факты.

После проникновения вириона гриппа в клетку, число вирусов увеличивается каждые 6 часов в тысячу раз. Через 48 часов у человека появляются первые признаки болезни.

Шаровидный вирус гриппа имеет на наружной оболочке выступающие детали — гликопротеидные шипы(N,H), которые постоянно изменяются, что затрудняет выработку лекарств.

В 1957 году Гирер и Шрамм разрушили вирус табачной мозаики, выделили составные части, смешали их и получили жизнеспособное потомство. Позже ученые смешивали нуклеиновую кислоту одного вируса и белок другого, получая жизнеспособное потомство. Такого рода явления происходят в природе естественным путем.

Вирусы состоят из следующих основных компонентов:1. Сердцевина - генетический материал (ДНК либо РНК), который несет информацию о нескольких типах белков, необходимых для образования нового вируса.2. Белковая оболочка, которую называют капсидом (от латинского слова капса– ящик)3. Дополнительная липопротеидная оболочка.

Вторая группа: изучить состояние вируса вне живого организма.
Некоторые факты.

Д.И.Ивановский пытался вырастить возбудителя мозаичной болезни табака на искусственных питательных средах. Но серия экспериментов не дала положительных результатов.

В 1935году Венделлом Стенли были получены кристаллы вируса мозаичной болезни. В такой форме вирусы способны сохраняться.

Свойства. ПРИЛОЖЕНИЕ № 3.

Размеры. Вирусы – это мельчайшие живые организмы, размеры которых варьируют в пределах примерно от 20 до 300 нм; в среднем они раз в пятьдесят меньше бактерий. Как уже говорилось, вирусы нельзя увидеть с помощью светового микроскопа, и они проходят через фильтры, которые задерживают бактериальные клетки.

Строение. Вирусы устроены очень просто. Они состоят из фрагментов генетического материала, либо ДНК, либо РНК, составляющей сердцевину вируса, и окружающей эту сердцевину защитной белковой оболочки, которую называют капсидом. Полностью сформированная инфекционная частица называется вирионом. У некоторых вирусов, таких, как вирусы герпеса или гриппа, есть еще и дополнительная липопротеидная оболочка, которая возникает из плазматической мембраны клетки- хозяина. В отличие от всех остальных организмов вирусы не имеют клеточного строения. Вирусы бактерий называются бактериофагами.

Геном вирусов может быть представлен как однонитчатыми, так и двунитчатыми молекулами ДНК и РНК. Так, двунитчатая ДНК встречается у вирусов оспы человека, овец, свиней, аденовирусов человека, двунитчатая РНК служит генетической матрицей у некоторых вирусов насекомых и других животных. Широко распространены вирусы, содержащие однонитчатую РНК (вирусы энцефалита, краснухи, кори, бешенства, гриппа и др.). Оболочка вирусов часто бывает построена из и идентичных повторяющихся субъединиц- капсомеров. Из капсомеров образуются структуры с высокой степенью симметрии, способные кристаллизоваться. Это позволяет получить информацию об их строении как с помощью кристаллографических методов, основанных на применении рентгеновских лучей, так и с помощью электронной микроскопии.

Вирусные заболевания передаются двумя путями: при непосредственном контакте (контагиозно) и воздушно – капельным.

Капельная инфекция – самый обычный способ распространения респираторных заболеваний. При кашле и чихании в воздух выбрасываются миллионы крошечных капелек жидкости (слизи и слюны). Эти капли вместе с находящимися в них живыми микроорганизмами могут вдохнуть другие люди, особенно в местах большого скопления народа, к тому же еще и плохо вентилируемых. Стандартные гигиенические приемы для защиты от капельной инфекции – правильное пользование носовыми платками и проветривание комнат.

Некоторые микроорганизмы, такие, как вирус оспы или туберкулезная палочка, очень устойчивы к высыханию и сохраняются в пыли, содержащей высохшие остатки капель. Даже при разговоре изо рта вылетают микроскопические брызги слюны, поэтому подобного рода инфекции очень трудно предотвратить, особенно если микроорганизм очень вирулентен.

Самоанализ урока

Предмет, класс: Общая биология 10 класс

Тип урока: урок формирования новых знаний. Форма урока: урок-исследование. Тип и форма урока я выбрала исходя из особенностей учащихся данного класса. В классе 4 человека, 1 учащийся - 5, 2 - е учащихся имеют -4, 1 учащийся имеет тройку, это позволяет применять в этом классе исследовательские формы работы. Они быстро входят в рабочий ритм, поэтому организационный этап всегда проходит чётко и быстро. Эти ученики любят решать проблемные задачи, что позволяет часто использовать методику проблемного обучения. Серьёзное отношение к учебной деятельности и их высокая работоспособность позволяет постоянно использовать дополнительный учебный материал. Кроме того, несколько один из учащихся данного класса нацелены на сдачу ЕГЭ по биологии, что требует дифференцированного подхода с моей стороны, в конце урока при определении домашнего задания получили дополнительные задания.

Форма, структура и содержание данного урока, а также его отдельные этапы полностью соответствуют возрастным особенностям данного класса. На первом этапе урока задачи и цели были сформулировано на языке учеников.

Цель урока: сформировать представление о вирусах как о неклеточной форме жизни, их строении, жизнедеятельности, значении.

Образовательные:

Познакомить учащихся с гипотезами происхождения вирусов и историей их открытия;

Изучить строение и классификацию вирусов;

Изучить жизненный цикл вирусов;

Познакомить учащихся с ВИЧ и сформировать знания о мерах предупреждения заболеваний СПИДом. Развивающие

Продолжить формирование умения работать с учебником, дополнительной литературой, интернет- ресурсами, компьютерными средствами;

Развивать коммуникативные умения учащихся;

Продолжить развитие логического мышления через умения сравнивать, анализировать, делать выводы; Восп итател ьные

Научить учащихся выражать свое собственное мнение и отстаивать его в диспуте;

Формировать ответственное отношение к своему здоровью как к ценности через ознакомление с

профилактическими мерами борьбы с вирусными заболеваниями;

Воспитание культуры речи, уважительного отношения к выступающим.

Постановка данных целей совместно с учащимися способствует формированию ценностно­смысловых компетенций.

На на различных этапах урока использованы такие виды и формы учебной деятельности, как работа с дидактическим материалом (таблицы), просмотр презентаций и виртуальной модели, решение проблемного вопроса, составление синквейна, которые, чередуясь, позволяют поддерживать работоспособность учащихся на высоком уровне, не приводя к утомлению.

По ходу урока используется большое количество наглядных пособий и материалов, ТСО, что повышает интерес и мотивацию к учению. В конце урока при рефлексии и оценивании деятельности учащихся используются элементы самоконтроля и самоанализа. Домашнее задание носит закрепительный характер, но в то же время имеет дифференцированный подход.

Особую роль с позиций здоровьесберегающих технологий играет использование на уроке физкультминутки, смена видов учебной деятельности, чередование способов преподавания, наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и ЗОЖ, связь содержания урока с жизнью, создание дружелюбной психологической атмосферы. Всё это способствует формированию компетенций личностного самосовершенствования. Активность учеников на уроке была достаточно высокой, что свидетельствует об отсутствии утомления, а это является необходимым условием здоровьесберегающих уроков.

Темп и плотность урока поддерживались на высоком уровне в связи с достаточно хорошим уровнем знаний и умений учащихся, их интеллектуальными и психологическими возможностями. Структура урока, на мой взгляд, оптимальна, соответствует теме и поставленным целям. Результатами работы явилось то, что учащиеся в процессе исследовательской работы изучили материал о вирусах их строении и жизнедеятельности., что очень актуально на сегодняшний день, хорошо взаимодействовали друг с другом. Поэтому, исходя из результатов, я могу сделать вывод о том, что цели урока достигнуты.

Читайте также: