Самолет с заболевшими коронавирусом

Обновлено: 28.03.2024

Государства постепенно открывают границы, а авиакомпании наращивают перелеты и привлекают клиентов скидками и акциями. Но насколько это безопасно — возвращаться к путешествиям и полетам, когда пандемия еще не закончилась? Forbes рассказывает, как обезопасить себя, если ехать все же надо

Почему летать может быть опасно?

Самая главная угроза при перелетах — это контакт с другими людьми: с ними приходится общаться, с ними приходится бок о бок сидеть. Причем соблюдать социальную дистанцию может быть сложно сразу на нескольких этапах перелета: на пути в аэропорт, в аэропорту вылета, на борту, в аэропорту прилета и по пути до места назначения.

При перелетах возникает сразу несколько рисков: заразиться на борту, заболеть далеко от дома, оказаться в карантине, не найти безопасного и доступного жилья для изоляции, перечисляет Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA).

Заразиться коронавирусом можно от инфицированных пассажиров, у которых даже может не быть симптомов. Но они все равно будут источниками инфекции, которая напрямую может передаться другим людям, которые находятся в ближайшей досягаемости или касаются тех же поверхностей, что и зараженный. В аэропортах люди стоят в очередях, контактируют с сотрудниками авиакомпаний, посещают места общественного пользования (например, туалет) и общепит.

Вирус распространяется внутри самолета?

Вопрос дискуссионный, и однозначного ответа на него пока нет, но большинство исследований и рекомендаций показывают, что риск распространения вируса в самолете по воздуху не очень большой. Например, Центры по контролю и профилактике заболеваний США (CDC) прямо указывают, что большинство бактерий и вирусов обычно не распространяются широко в салоне самолета из-за особенностей циркуляции воздуха и его фильтрации.

В салоне самолета воздух состоит пополам из воздуха за бортом (который на высоте эшелона стерилен) и пополам из постоянно оборачиваемого воздуха внутри салона, который проходит через мощные фильтры. Например, Airbus и Boeing утверждают, что их самолеты оборудованы фильтрами HEPA, которые способны задерживать очень мелкие частицы, в том числе вирусы, пишет Bloomberg.

Кроме того, воздушный поток в самолетах как правило направлен сверху вниз, а не из задней части самолета в переднюю или наоборот, что также не позволяет вирусу свободно распространяться. Но есть нюансы: например, вентиляция не всегда работает на полную мощность, когда самолет еще стоит на земле. В самолете есть еще как минимум два фактора, которые мешают вирусу расплываться по салону: все люди сидят лицом в одном направлении, а не лицом к лицу, и при этом обычно остаются на своих местах после посадки. Еще один барьер — спинки кресел, перечисляет IATA.

Доцент медицинской школы Гарварда Лин Чен заявила National Geographic, что текущие данные указывают на только редкие случаи передачи вируса на борту самолета.

Исследования подтверждают низкую угрозу заражения внутри салона?

Пока данные противоречивы. IATA цитирует, например, исследование на примере рейса из США в Тайбэй 31 марта: у 12 пассажиров затем подтвердился коронавирус, но у других пассажиров и членов экипажа тесты дали отрицательные результаты. Другое исследование, в Великобритании, выявило 14 заразившихся пассажиров рейса всего от одного человека. IATA опросила 18 крупных мировых авиакомпаний, и они за январь-март 2020 года выявили лишь четыре эпизода возможной передачи вируса во время полета, причем только от пассажиров членам экипажа. Запрос большей группе из 70 авиалиний (которые составляют половину мирового объема перевозок) также не показал случаев с подозрением на передачу вируса во время полета.

Но есть и другие данные. Так, исследование на примере рейса из Гонконга в Пекин показало, что 20 человек заразились от одного больного пассажира. Данные 2015 года, опубликованные на сайте Американского общества по микробиологии (American Society for Microbiology), свидетельствуют, что другие другие вирусы, как атипичная пневмония (SARS), грипп и оспа, которые, как и коронавирус переносятся воздушно-капельным путем, все же распространялись в самолетах.

Вывод: в самолете меньше вероятность распространения вируса, чем, например, в автобусах или старых вагонах метро без системы кондиционирования и очистки воздуха, но о полной безопасности все же говорить не приходится.

Как защищают здоровье пассажиров в аэропорту и на борту самолета?

Путешествие на самолете подразумевает несколько стадий, на которых могут возникнуть риски. Но можно выделить две основных: в аэропорту и на борту. Вот какие меры безопасности называет IATA.

В аэропорту:

  1. Измерение температуры. Многие страны и аэропорты сделали обязательным термометрию при входе в здание аэровокзала. Жар — один из первых признаков COVID-19 у некоторых людей. Но проверка температуры не сможет выявить людей с заболеванием на ранней стадии, без симптомов, а также тех людей, у кого температура не является симптомом, или которые приняли жаропонижающее. При этом опросы показывают, что измерение температуры в аэропорту успокаивает пассажиров, а также убеждает некоторых людей с проявлениями заболевания отказаться от поездки.
  2. Отслеживание симптомов. Если перед поездкой начали проявляться любые из симптомов коронавируса (это может быть, например, жар, затрудненное дыхание или диарея), то от перелета следует отказаться. То же касается людей, которые живут с заболевшими, контактировали с ними или должны соблюдать самоизоляцию по предписанию госорганов. Многие страны уже сейчас требуют от пассажиров заполнять опросник на предмет симптомов. Некоторые ввели в аэропортах медосмотр людей с признаками заболевания — как правило, по прибытии.
  3. Тестирование на коронавирус. Такие страны, как Южная Корея, Китай, Австрия и Исландия, сделали отрицательные результаты теста на коронавирус официальным требованием для разрешения въезда. Тест должен быть сделан либо до вылета, либо после прилета. IATA утверждает, что идеальное время для тестирования — прямо перед поездкой, причем для простоты и удобства тесты должны быть организованы прямо в аэропорту вылета. Но тесты не всегда точны. Иногда они могут не выявить заболевание, особенно если человек заразился недавно, либо дать положительный результат, даже когда человек здоров. Есть и вопрос задержки в получении результатов: даже в лучшем случае она составит несколько часов. Тесты на антитела помогают узнать, переболел ли человек и получил ли он какой-нибудь иммунитет. Но антитела не выявляются на ранних стадии болезни и, к тому же, непонятно, как долго сохраняется иммунитет.
  4. Социальное дистанцирование. Коронавирус передается воздушно-капельным путем и содержится в микрочастицах, которые выдыхает человек. Поэтому один из самых эффективных способов борьбы с инфекцией — ограничить контакты людей и держать их подальше друг от друга. Аэропорты и авиакомпании адаптируют сервис для того, чтобы максимально добиться дистанцирования: например, перевозчики вводят определенный порядок посадки в самолет (например, сначала заходят задние ряды), продвигают онлайн-регистрацию, устанавливают стойки автоматической сдачи багажа. В США транспортная безопасность предлагает людям самим сканировать свои документы вместо того, чтобы передавать их сотруднику. Авиакомпания United Airlines установила защитные экраны на стойках регистрации. Компания закупает киоски самостоятельной регистрации, которых не нужно касаться: для печати посадочного можно использовать смартфон.

На борту самолета:

  1. В салоне самолета меры по социальному дистанцированию должны также соблюдаться. Добиться полного дистанцирования на борту сложно, если не делать совсем уж низкой загрузку рейсов, но в этом случае их стоимость для пассажиров резко подорожает. Кроме того, проблемой на борту становится перемещения людей — особенно при посадке и высадке, а также при пользовании туалетами. Взаимодействие экипажа с пассажирами минимизируется: например, заранее до посадки на местах размещают еду и воду. Некоторые авиакомпании ограничивают объем ручной клади и допускают к туалетам строго по одному человеку. Некоторые авиакомпании вроде Jet Blue Airways и Delta Air Lines пообещали оставлять пространство между пассажирами. Другие авиакомпании отказываются это делать, ссылаясь на недостаток изученности эффективности подобной меры и дороговизну такого шага.

Как поберечься самому?

Полеты рискованны из-за близости людей друг к другу: они стоят в очередях, регистрируются на рейсы, посещают заведения общепита и пользуются местами общего пользования (например, туалетами). Поэтому самы главный совет — следить за дистанцией и держаться подальше от людей. Снизить риск заражения других можно, надев маску.

Правительство Великобритании советует избегать самых популярных для перелетов дней (праздники и выходные), а также самых загруженных маршрутов. Руки как можно чаще нужно мыть — с мылом и не меньше 20 секунд, а если это невозможно — то обрабатывать антисептиком. Рот, нос, глаза трогать нельзя. При чихании и кашле закрывать нос и рот салфеткой или локтем.

Лучше регистрироваться онлайн. В аэропорт лучше приезжать в одиночку, без провожающих. Поменьше передвигаться по зданию аэропорта, только по необходимости, и не общаться с людьми без необходимости.

Оперштаб Москвы по борьбе с распространением коронавируса обнародовал полный список авиарейсов, самолётами которых заражённые прилетели в Россию.

Оперативный штаб Москвы обнародовал полный список авиарейсов, пассажиры которых должны быть особенно внимательны. Уточняется, что этими рейсами пользовались пассажиры, которые заразились коронавирусом.

В оперштабе уточнили, что тем, кто путешествовал этими рейсами, необходимо позвонить в скорую помощь по телефону: 103. По этому же номеру необходимо обратиться и близким людей, прилетевших этими рейсами.

"К вам незамедлительно приедут врачи и возьмут анализы, чтобы исключить вариант заражения", — сообщили в ведомстве.

Там также добавили, что указанным выше людям необходимо временно воздержаться от нахождения на улице.

Полный список:

20.02.2020

SU 2613 Милан – Москва

22.02.2020
SU 2322 Москва – Мюнхен

24.02.2020
9U 175 Кишинев – Москва

26.02.2020
SU 2323 Мюнхен – Москва
SU 2417 Милан – Москва
FV 5876 Таиланд – Москва

29.02.2020
SU 2413 Милан – Москва
3510 Верона – Москва
U6-3514 Верона - Москва
S7 3584 Верона – Москва

01.03.2020
S7 3586 Верона – Москва
DP 804 Бергамо – Москва

S7 3588 Верона – Москва

DP 806 Бергамо – Москва

02.03.2020
В3 832 Жирона – Москва

04.03.2020
W6 2489 Будапешт – Москва
SU 2629 Брюссель – Москва
AF 1044 Париж – Москва

06.03.2020
SU 2383 Женева-Москва

07.03.2020
1326LX Мюнхен – Москва (через Цюрих)
S7 3586 Верона – Москва
S7-3618 Неаполь - Москва
SU 2483 Верона - Москва
S7 3584 Верона - Москва
SU 2329 Мюнхен - Москва

U6-800 Мюнхен - Москва

08.03.2020
S7 3720 Инсбрук-Москва
SU 7157 Гренобль-Москва
SU 2487 Цюрих – Москва
AZ-548 Рим - Москва
SU 2481 Неаполь - Москва
DP 804 Милан - Москва
SU 2595 Мюнхен - Москва

SU 55 Санкт-Петербург - Москва

09.03.2020
SU 2487 Цюрих-Москва
SU 2381 Женева – Москва
SU 2639 Барселона - Москва
SU 2377 Лион - Москва
SU 2375 Лион - Москва

10.03.2020
SU 2329 Мюнхен-Москва
SU 2515 Барселона - Москва
SU 2613 Милан - Москва
SU 2639 Барселона - Москва

11.03.2020
SU 2383 Женева – Москва
S7 3556 Мюнхен - Москва

12.03.2020
SU 2415 Милан – Москва

13.03.2020
SU 2409 Рим - Москва

15.03.2020

SU 2513 Барселона - Москва

Подписывайтесь на канал "Царьград" в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

"Монгольский кейс" показал: чем больше людей вакцинируется от ковида, тем больше заболевших. Это неизбежно вызывает вопросы. Но будут ли ответы? Дискуссию в эфире программы на телеканале Царьград предложила Анна Шафран.

Рассказать грустную историю про одну страну пообещала Анна Шафран, начиная программу. В этой стране была создана качественная система медицинского обслуживания – система Семашко, согласно которой все граждане имеют право на всеобщую, равную и бесплатную помощь. Плюс гигиена и вакцинация, как без этого. Благодаря системе Семашко граждане этой страны, несмотря на непростую эпидемиологическую обстановку, до недавнего времени массово ничем не болели.

Почему в отдельно взятой стране случилась вспышка COVID-19 после вакцинации?

Когда началась пандемия ковида, жители этой страны жили мирно и спокойно, но по какой-то причине правительство решило вакцинировать всё население. Плюс – по рекомендации ВОЗ – в стране, где никто не болел, были введены строгие меры изоляции. Первый случай заболевания был выявлен только в ноябре прошлого года, и он долгое время был единственным.

С февраля 2021-го решили вакцинировать всех – и вакцинировали. И сразу начались небывалые вспышки ковида и смертельные случаи. До вакцинации в день фиксировали по 30-40 случаев заболевания при отсутствии смертей. К концу апреля, то есть через два месяца после начала вакцинации, отмечалось уже по 1000 случаев ежедневно и больше 1000 смертей. За год до начала вакцинации в стране ковидом заболели 2,5 тыс. человек, а за полгода после этого – 240 тыс. Умерли, соответственно, 2 человека и 990.

Наверное, пора назвать страну – это Монголия. Страна кочевников, страна, где средняя плотность населения – менее двух человек на квадратный километр. Треть монголов живёт в столице Улан-Баторе, все остальные свободно распределены по стране. Во втором по величине городе – менее 100 тысяч населения.

Возникает неизбежный вопрос: как же при такой низкой плотности населения и практически поголовной вакцинации коронавирус настолько свободно распространился по Монголии? И почему его не было до начала массовой вакцинации? Количество заболевающих ковидом на душу населения там сейчас такое, как если бы у нас ежедневно заболевало население Тулы или Рязани.

Разумеется, у сторонников вакцинации на всё есть готовый ответ. Вспышку заболеваемости в Израиле они объясняли тем, что, мол, не привили детей, вот они и распространяют ковид по стране. А в случае с Монголией указывают, что вакцина Pfizer, которой прививали граждан этой страны, требует при хранении очень низких температур. И наверняка монголы не сумели обеспечить эту необходимую степень.

Ещё одна очень удобная версия – вариант коронавируса "дельта", который, мол, пробивает вакцинную защиту. Поэтому надо срочно монголов уколоть в третий раз – и тогда наверняка защита восстановится. Ну а если не восстановится, тогда вирусологи придумают ещё какую-то причину.

Я не знаю, измеряется ли доверие в каких-то единицах, но тут необходимо обладать каким-то запредельным уровнем доверия ко всему, что говорят сторонники, так скажем, официальной версии распространения коронавируса.

Потому что происходящее в Монголии, если следовать версии, что ковид, подобно другим ОРВИ, передаётся воздушно-капельным путем, а вакцинация способна победить болезнь, полностью опровергает эту концепцию. Вот и приходится изощряться, притягивая причины – размороженную вакцину, "дельта"-вариант и необходимость срочно уколоться по третьему разу.

При этом всё очень быстро становится на свои места, если относиться к ковиду и борьбе с ним не как к медицинскому явлению, а как к явлению политическому. Тогда всё оказывается логично: безусловное подчинение авторитету, совершение бессмысленных массовых действий, шельмование несогласных, ограничение свободы передвижений – всё это мы уже проходили, это нам знакомо.

Всё это подробно в студии "Первого русского" ведущая Анна Шафран обсудила с геостратегом, социальным аналитиком и психологом Андреем Школьниковым. По "Скайпу" к беседе присоединился доктор наук, профессор Владислав Шафалинов.

– Владислав, поскольку вы доктор и уже много лет в профессии, поэтому первый вопрос задам вам. Что происходит сейчас в Монголии? Вакцина разморозилась?

Владислав Шафалинов: – Весело слушать различные гипотезы сторонников вакцинации относительно того, почему она не дала желаемого эффекта. Если бы я захотел, чтобы Монголия или какая-то другая страна сильно пострадала от коронавируса, я бы, наверное, сначала их всех вакцинировал, а потом запустил этот вирус. И он бы достаточно быстро сориентировался и начал заражать людей с пониженной резистентностью, а это и есть те самые вакцинированные граждане.

То, что мы видим в Монголии, – это подтверждение того, почему во время любой эпидемической вспышки по эпидзаконам вакцинация запрещается. И именно потому, что разная вакцинация от разных агентов приводит к общему снижению резистентности организма. И организм до формирования иммунитета начинает заболевать той самой инфекцией, против которой была сделана эта вакцина. Ровно это произошло в Монголии.

"Всё неважно – главное, делайте так, как мы вам говорим"

Андрей Школьников: – То, что происходит в массовом порядке, к медицине, как правило, имеет мало отношения. Это всё очень напоминает ситуацию, когда экономика уходит в катастрофу, мы не знаем, что с ней делать, и приходит решение: надо загнать всех людей в жёсткие условия, чтобы они не задавали лишние вопросы, а воспринимали происходящее как необходимую реальность.

Нас убеждают: надо сделать вот это и ещё вот это, а потом будет всем счастье. А счастье не наступает. И нам рассказывают новые сказки. Я совершенно не удивлюсь, если через какое-то время нам расскажут, что в Монголии, в Израиле, во Вьетнаме, в Британии, где ситуации совпадают один в один, были большие озоновые дыры. Из-за этого и произошло распространение вируса.

Через некоторое время мы узнаем, что и в Индии были такие же большие озоновые дыры или ещё какие-нибудь проблемы с экологией, а в результате появился штамм "дельта".

Когда мы пытаемся в этом постмодернистском мире что-то объяснять или исследовать с помощью модернистских принципов, то получаем какую-то непонятную картину. А это никак не связанные вещи.

Есть множество правд, множество вариантов, вот они и рассказывают нам сказки, как это происходит. А когда мы говорим им, что причинно-следственных связей здесь нет, они отвечают: "Это неважно – главное, давайте вот так делать, давайте поверим". Вот это мы сейчас и наблюдаем, к сожалению.

Вакцинацию надо срочно остановить!

– Владислав, то, что мы сейчас наблюдаем в Монголии, может ли послужить тому, что подходы к борьбе с ковидом в мире будут пересмотрены?

В.Ш.: – Да, и мы об этом говорим уже год – с того момента, как появились вакцины. С моей точки зрения, надо остановить эту безумную кампанию по вакцинации, по крайней мере на сегодняшний момент.

И ни в коем случае до получения реальных результатов не применять никакие вакцины на детях. Потому что дети – это самое дорогое, что есть у нас. И так в стране демографический провал, а мы сегодня рискуем оставить детей без последующих поколений. Я это не утверждаю, но риск есть, потому что мы не понимаем, как эта вакцинация отзовётся на детях и на их репродуктивных способностях в будущем.

– То есть, на ваш взгляд, на текущий момент надо решить по крайней мере вопрос с детьми и приостановить все разговоры о необходимости поголовной вакцинации всех наших детей?

В.Ш.: – Вакцинацию детей остановить на годы, а может быть, навсегда. А что касается взрослых – просто остановить вакцинацию, потому что сейчас наступил сезон респираторных заболеваний, они уже идут, только в моём окружении болеют процентов 30 разными болезнями. И кстати, никто не идёт ПЦР-тесты сдавать – зачем это надо, чтобы попасть потом в "красную зону", где их начнут лечить по "прекрасным" протоколам и есть большие шансы отъехать туда, где большинство?

– Завершая медицинскую часть нашей программы, задам последний вопрос о ПЦР-тестах. У людей возникают сомнения в эффективности этих тестов. Да и в научно-медицинской среде появляются исследования на этот счёт о том, что эти тесты нередко дают ложноположительные или ложноотрицательные результаты.

В.Ш.: – Здесь минимум медицины – это всё о политике. Про ПЦР-тестирование уже много раз говорили, но без результатов этих тестов никуда не вылетишь, никуда не поедешь.

Мне обидно, что мои многие коллеги не видят дальше листа назначения, который они выписывают пациенту. Они смотрят на всё через призму своей профессии. Надо немножко приподняться над своей профессией и понять, что медицина сегодня используется в качестве тарана. Это всё не про медицину, и это было понятно уже год назад, когда была совершенно очевидна каждому несоразмерность применяемых мер той вспышке заболеваемости и той летальности, которые вызывала коронавирусная инфекция.

Всем нам, врачам, надо дать себе отчёт, что это всё – про политику, это не про медицину.

Загнав в карантин, людям сломали жизнь

– Андрей, мы уже сказали о том, что ковид – это политический инструмент. И чем дальше, тем больше это становится заметным. В этой связи возникает целый ряд вопросов самого разного характера – от экономических до психосоциальных и так далее. Давайте попытаемся разобраться, какие качества развивают в человеке ковидные ограничения?

А.Ш.: – Мы можем сейчас сказать много красивых и умных слов. Но у нас есть главный показатель: на сколько за год-полтора меньше стало у нас пенсионеров. Это не просто так. Фактически мы сначала загнали людей в жёсткий карантин, ломая их привычную жизнь, забирая у них смысл существования. А людям старшего возраста очень тяжело менять свои привычки, свой образ жизни. И вот по уменьшению количества пенсионеров мы сможем понять, какие последствия были у этого всего.

Для чего это делается? В принципе, понятно. Если у нас уровень доходов резко уменьшился и вы, скажем, не можете позволить себе полететь на отдых, то вы начинаете возмущаться. А если вам объясняют, что лететь никуда нельзя, вы успокаиваетесь и говорите себе: никто не летит – и я тоже никуда не полечу. В итоге уровень потребления резко снижается, но вы не чувствуете себя чего-то лишённым.

– То есть это такой инструмент социального моделирования и программирования поведения?

А.Ш.: – Да, нас очень жёстко программируют, загоняют в рамки и приучают к тому, что мы должны делать только то, что нам разрешают, что та свобода выбора, свобода мнения, о которой нам рассказывали, – это всё исчезает. Но люди стали понимать, что происходит что-то не то.

Но вот в Германии, во Франции в преддверии выборов сняли некоторые ограничения, и они сейчас живут в надежде, что мир вернётся к тому, что было раньше, что все проблемы в экономике, все искусственные проблемы в социальной сфере куда-то исчезнут. Это странный инфантилизм и непонимание последствий. Они расслабились, и им хорошо. Особенно тем, кто привился. И они ждут, что можно будет закрыть глаза, потом их открыть – и мир опять прекрасен. А так не будет.

– И одновременно с этим мы наблюдаем ужесточающуюся сегрегацию и разделение, когда в любой отдельно взятой стране власть имущие, богатые люди могут не соблюдать никаких ограничений, а среднестатистические граждане должны эти ограничения обязательно соблюдать. К примеру, Барак Обама недавно устроил вечеринку по случаю своего дня рождения, где все гости чувствовали себя раскованно и свободно, а обслуживающий персонал – как люди второго сорта – были в масках и так далее. Эта тенденция очень явная.

А.Ш.: – Элита всегда делала одни правила для себя, а для остальных – другие. Для них это считается нормой. Но если говорить о том, что они не боятся того, чем всех пугают, то давайте называть вещи своими именами. Или они выше этого, или всё не настолько страшно, как нам пытаются рассказать. То есть они не верят. И из этого мы можем делать выводы.

Мы уже находимся в катастрофе

– Вы упомянули грядущую экономическую катастрофу. Можем ли мы понимать все те трансформации, которые происходят в нашей жизни, как попытку элит преодолеть эту наступающую катастрофу?

А.Ш.: – Мы уже находимся в этой катастрофе. Просто нас за счёт этого коронавируса, жёсткой вакцинации убеждают: не обращайте ни на что внимания, сконцентрируйтесь на другом.

Вспомните, как в 2019 году пошли неконтролируемые обвалы на биржах. И всё остановилось. Когда начали вводить локдаун, внимание переключилось, ситуацию стабилизировали. И сейчас нам говорят: не обращайте внимания на то, что происходит в реальной экономике, – в виртуальной всё растёт. А в это время надуваются "пузыри", туда идут деньги, усиливается инфляция, рассыпаются производственные цепочки, реальный спрос падает.

А нам замыливают глаза и говорят, мол, не обращайте внимания. Потому что, как только мы обратим на это внимание, начнётся дикая паника. И это страшно.

Как дальше жить, не знают не только условные мировые влиятельные элиты, но и национальные правительства. Когда резко падает экономика, ухудшается социальный уровень жизни и вы не можете ориентироваться на всё, к чему вы привыкли, – ни на международные, ни на внутренние отношения, как со всем этим разбираться? Поэтому все находятся в состоянии шока и искренне пытаются что-то сделать. А получается не совсем адекватно или корректно. Остаётся выбор между очень плохим и просто отвратительным.

– Кому выгодна эта ситуация и кто оказывается в числе наиболее проигравших?

А.Ш.: – Эта ситуация не выгодна никому. Вопрос – кто меньше потеряет в случае обвала и катастрофы. Старые элиты, которые подготовились, они не очень потеряют. Мало потеряют страны с локальной, закрытой экономикой, к примеру, та же Япония, тогда как экономика Германии полностью открыта всем ветрам.

Больше всего невыгодна эта ситуация простому населению. Потому что сейчас это включение гиперинфляции. Мы идём к тому, что инфляция потихоньку разгоняется по спирали, причём разгоняется по "старшей валюте" – по доллару. И из-за этого у центральных банков ряда стран остаётся два выбора: или разгонять инфляцию у себя внутри, или не делать этого, но тогда в эту страну ринутся все финансовые спекулянты, которые обрушат экономику этой страны.

До какого момента мир будет бороться с ковидом?

– Сколько ещё лет, на ваш взгляд, мир будет бороться с ковидом? Или, как неустанно предрекает Билл Гейтс, придёт новая эпидемия и нам опять нужно будет срочно разработать новую вакцину и всех ею уколоть?

А.Ш.: – Ему очень понравилась эта система с вакцинированием, как мы понимаем… Давать прогноз, сколько лет будет продолжаться, – это не совсем корректно. Можно дать прогноз, до какого момента это будет – до момента обвала, который мы увидим, начиная с обвалов бирж, обрушения экономик, когда всё это спрятать уже будет невозможно. Вот тогда вся эта эпопея с коронавирусом закончится – до неё просто никому не будет дела.

Когда у вас уровень доходов падает и возникает вопрос, как выжить и чем кормить детей, что делать и куда двигаться. У нас соотношение вреда от коронавируса и вопроса о выживании будет такой, что на коронавирус уже никто не будет обращать внимания. И он просто выйдет в популяцию на уровне одного из элементов ОРВИ. Не настолько коронавирус страшен и смертелен, как нам вначале рассказывали.

Мы зашли сейчас в ситуацию, когда нам надо понимать, куда мы движемся по инерции. Сейчас у нас будет очень серьёзное инерционное давление, когда станет понятно по осени, что ситуация не выправляется. Выборы в Европе пройдут. И тогда абсолютно логично будет запустить ещё одну волну коронавируса – и снова всех людей загнать, чтобы они не думали и не задавали лишних вопросов.

Тех, кто задаёт вопросы по поводу происходящего вокруг пандемии, очень любят выставлять необразованными дикарями, напомнила Анна Шафран, завершая программу. Мол, есть страшная болезнь, которую врачи толком до сих пор не знают, как лечить, есть вакцина, которая снижает вероятность тяжёлого течения болезни. Так закройте рот, наденьте маску, сделайте укол, или два укола, или даже три укола – и ждите дальнейших распоряжений.

Все очевиднейшие противоречия сторонники официальной версии либо игнорируют, либо придумывают, как им кажется, удачные объяснения. Вот как с Монголией – небось разморозили вакцину, так чего ж теперь удивляться? И в Израиле разморозили. И во всех других странах, где массовая вакцинация не помогла победить массовую заболеваемость, тоже, видимо, разморозили.

Между тем умение подвергать всё сомнению и стремление задавать вопросы во все времена было признаком человека думающего, человека образованного, человека, который не готов безвольно и покорно выполнять распоряжения начальства. Это признак свободного человека.

С покорными людьми проще, но надо идти к свободе

Со свободными людьми, безусловно, очень сложно. С покорными куда проще. И пожалуй, один из величайших обманов ХХ века – это то, как под лозунгами о всеобщей свободе создавались тоталитарные режимы. И сейчас ситуация принципиально не изменилась – США и Западная Европа называют себя странами свободного мира, но мы отлично видим, что происходит с теми, кто не согласен с мейнстримом. То же самое, что и раньше: шельмование, отключение от возможности распространять информацию, а то и уголовное преследование.

Цифровые технологии позволили вывести контроль на абсолютно новый уровень: совершить зафиксированное мыслепреступление теперь может каждый пользователь социальной сети, чьё мнение о ковиде, или о вакцинации, или о сексуальных меньшинствах отличается от общепринятого.

Но Бог создал человека свободным – это базовый постулат христианства. И Бог никогда не требует от человека отказаться от этого щедрого дара – свободы. Если от нас требуют слепо подчиняться, игнорируя сомнения, значит, тот, кто требует это, крайне далёк от Бога.


Заранее выставленную галочку о приобретении продукта Роспотребнадзор квалифицирует нарушением прав потребителей

Пересчитать по Гринвичу

самолет


Коронавирус может проникнуть в организм с помощью белка, который раньше не учитывали при поиске лекарств от COVID-19

Представители авиакомпаний и производителей самолетов утверждают, что мощная вентиляция, обеспечивающая до 30 смен воздуха в час, и специальные НЕРА-фильтры гарантируют безопасность пассажиров, даже если на борту окажется носитель коронавируса.

Три сценария


В модели ученых учитываются разница между устройством салонов бизнес- и экономкласса, мощность системы вентиляции самолета, степень вентиляции легких пассажиров, количество квантов, выделяемых одним инфицированным в единицу времени, и многое другое.

Исследователи рассмотрели легкий, средний и тяжелый сценарии распространения COVID-19, которые сопровождаются выделением в салоне соответственно 5, 20 и 100 квантов коронавируса в час. Количество квантов также умножалось на определенный индекс, который отражает одно из трех состояний носителя вируса: дыхание, разговор или громкий разговор. Опасность заражения оценивалась для полетов длительностью два и 12 часов.

Результаты исследования показали, что для пассажиров двухчасового рейса, летящих экономклассом, максимальная вероятность заражения достигает 60,2%. Это означает, что если в салоне летят 75 пассажиров, то заразятся минимум 45 из них. Для сравнения: максимальная вероятность заражения для пассажиров бизнес-класса составит 10,9%. То есть из 50 пассажиров заразятся не более 5–6. После шести часов полета вероятность заразиться существенно возрастает.

салон самолет

На рейсе продолжительностью 12 часов опасность, по мнению ученых из Гринвича, очень высока. Максимальная вероятность заражения для пассажиров экономкласса достигает 99,6%. Для пассажиров бизнес-класса максимальная вероятность заражения составит 50%. То есть из 50 пассажиров заразится половина.

Расчеты ученых подтверждают, что ношение масок на борту снижает опасность подхватить вирус. Например, использование качественных масок с эффективностью 65,6% в течение 12-часового полета снижает риск инфицироваться почти в 10 раз. Также результаты исследования показывают, что одновременное снятие защитных масок пассажирами во время приема пищи может быть очень опасным. По этой причине специалисты рекомендуют кормить людей в полете в разное время.

Согласные и несогласные

Мнения российских специалистов относительно безопасности полетов в период пандемии коронавируса разделились.


В этой статье не учитывается радиус вокруг инфицированного — это тоже серьезный фактор заражения, — считает руководитель лаборатории геномной инженерии МФТИ Павел Волчков. — Но описанная модель, в общем, хорошо описывает распространение микрокапель по салону самолета и объем прокачиваемого через вентиляцию, а также вдыхаемого воздуха. Единственное сомнение вызывает вероятность 63%, на которую одна микрокапля (кванта) повышает вероятность заразиться. Если с такой вероятностью коронавирус действительно инфицирует людей, то выводы из статьи верные.

Однако, по словам эксперта, чтобы это подтвердить, нужно провести дополнительные исследования.

— Фактически эксперимент по данным научным исследованиям проходит каждый день в сотнях самолетов по всему миру. Если бы всё было настолько плохо с заражением коронавирусом даже при использовании мер личной гигиены и безопасности, то мы бы все уже переболели этим вирусом, — отметил Владимир Платонов, доцент кафедры химии Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева.

медработник


Эксперт пояснил, что, помимо НЕРА-фильтров, в самолете каждые две-три минуты обновляют воздух в системе вентиляции. Его берут извне. Если бы эта система работала по циклу в течение 2-, 6- или 12-часового полета, то вероятность заразиться была бы высока. Но в современных реалиях проводится замена воздуха прямо во время полета, что можно назвать решающим фактором для безопасности пассажиров.

По словам ученого, фильтры представляют собой специальные макросистемы, которые конструировались для очистки воздуха от пыли. Но на фильтрацию наноразмерных вирусов они не рассчитаны. Это переплетение различных волокон. За счет определенных физических явлений происходит прикрепление частиц вируса к этим волокнам и их удержание. Но процесс прикрепления частиц вируса специально нигде не исследовался. Частицы садятся на какие-то места, слипаются, агрегируют друг друга, а потом происходит их срыв с волокон. И фильтр не работает.


Кроме того, вентиляция в самолете — это изолированная система. Конечно, производится насыщение воздуха из-за борта, но всё равно некоторое время воздух циркулирует в замкнутом пространстве.

С точки зрения химии всё достоверно, уверен специалист. Но вопрос заражения — это еще и вопрос о том, как работает иммунитет конкретного человека. Кому-то для того, чтобы заболеть, достаточно небольшого количества вируса, а если иммунитет у человека сильный, то он справится и с большим количеством вирусных частиц.


При обработке рта в течение 10 секунд коронавирус теряет способность к размножению, утверждают японские ученые

Выводы данной работы показывают лишь статистическую вероятность заразиться во время полета, причем эта опасность крайне высока лишь в том случае, если поголовно не соблюдается масочный режим на борту. В остальных случаях риск низок, — считает сотрудник научно-клинического отдела МГЦ СПИД и Международного учебно-методического центра вирусологии человека Медицинского института РУДН Елена Белова.

Заключения ученых пессимистичны, хотя сегодня больше свидетельств относительной безопасности полета, полагает заведующий лабораторией анализа показателей здоровья населения и цифровизации здравоохранения МФТИ Станислав Отставнов. Он считает, что в самолете с нормально работающей системой кондиционирования среда более безопасная, чем в замкнутом пространстве маленького душного офиса или в маленьком лифте.

Полностью исключить малейшую возможность заражения фильтр, конечно, не может, признает эксперт. Если зараженный — ближайший сосед, то одной системы фильтрации может оказаться недостаточно.

Сотни россиян, которые с августа 2020 года выезжали отдыхать за границу, обратились за медицинской помощью с заболеванием или симптомами коронавируса. Что важно знать отправляющемуся на зарубежный курорт туристу

Фото: Alexandre Meneghini / Reuters

Фото:Darrian Traynor / Getty Images

Доля в общем количестве заболеваний, а соответственно, и вероятность заболевания COVID-19 при поездках небольшая — в пределах 1%, успокаивает руководитель управления страхования путешествующих Страхового дома ВСК Марина Меликьян. Компания в 2020 году урегулировала 69 обращений по случаям, связанным с коронавирусом, при путешествиях за рубеж. Всего страховщик за этот период зафиксировал около 12,5 тыс. обращений за медицинской помощью по страховке. На 10 тыс. застрахованных приходится всего четыре обращения в связи с коронавирусом, из них 99% — легкие и не требующие госпитализации случаи, констатирует представитель страховой компании ERV, не уточняя абсолютные цифры.

Всего во время пандемии за рубежом отдохнули несколько миллионов соотечественников: одну только Турцию в августе—ноябре посетили, по данным местной статистики, 1,7 млн россиян.

РБК собрал информацию о том, к чему должен быть готов турист, отправляющийся на отдых по пяти наиболее популярным сейчас направлениям: в Турцию, Танзанию, ОАЭ, на Кубу и на Мальдивы.

Сделать тест накануне поездки

Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Зачем власти собираются лишить иностранные ценные бумаги налоговых льгот

Фото: Tim Boyle / Getty Images

Вы переехали за рубеж. О каких законах своей страны не надо забывать

Фото: Wang He / Getty Images

Горизонт планирования — один день: логистика погрузилась в новый кризис

Фото: Fiona Goodall / Getty Images

Как изменится потребитель и маркетинг в России в 2022 году

Эти семь привычек руководителю надо взять под контроль

Заложники микроменеджеров: зачем компании массово возвращают людей в офис

Турция и Куба. Путешественники, прибывающие в страну, должны предоставлять результаты отрицательного ПЦР-теста, сделанного за 72 часа до въезда. При поездках в Турцию эту справку нужно предоставлять при регистрации на рейс еще в России.

Мальдивы и ОАЭ. ПЦР-тест с отрицательным результатом должен быть сделан не ранее чем за 96 часов до прибытия в страну. Справка для въезда на Мальдивы должна быть на английском языке. При въезде в ОАЭ принимают результаты тестов, сделанных только в одобренной лаборатории, а справка должна быть на английском или арабском языке и обязательно в распечатанном виде (в электронном виде на мобильном телефоне справки не принимаются). Распечатанную копию справки могут попросить во время регистрации на рейс в России. Дети до 12 лет тест до въезда в ОАЭ могут не сдавать.

Танзания. Справка об отрицательном результате теста на COVID-19 для въезда не требуется.

Если коронавирус обнаружили уже на отдыхе

Турция

Не забудьте про страховку

Алгоритм действий для туриста, у которого выявили COVID-19, всегда один — он должен сразу связаться с сервисной компанией. Ее номер указан в его страховом полисе, который приобретался при выезде за рубеж.

Куба

  • Обязательный тест на коронавирус в аэропорту: да. Его проводят бесплатно по прилете. Результаты будут готовы в течение 24 часов — в это время туристы могут свободно передвигаться по отелю. При отрицательном результате теста можно выходить за пределы отеля.
  • Контроль температуры: да. В аэропорту при въезде, на территории отеля, а также в аэропорту при вылете. Если при вылете температура будет высокой, пассажиру не разрешат сесть в самолет.
  • Если по результатам теста выявили COVID-19: заболевший будет помещен в отдельный изолятор до следующего теста. В ERV указывают, что он проводится через девять дней. Для больных COVID-19 на Кубе, по словам Домостроевой, выделен специальный отель. Если результат теста будет отрицательным, турист может продолжить отдых в своем отеле, при положительном он пробудет в изоляторе еще девять дней до следующего теста, добавляют в ERV.
  • Что ждет тех, кто контактировал с заболевшим: спутников туриста, у которого результат сданного по прилете ПЦР-теста окажется положительным, изолируют в карантинной зоне отеля с индивидуальным питанием. Там они будут находиться, пока не получат подтверждение, что не инфицированы. Тесты у контактных лиц проводятся через пять дней, добавляют в ERV.

Мальдивы

ОАЭ

  • Обязательный тест на коронавирус в аэропорту: да.
  • Контроль температуры: да. В аэропорту по прилете и при вылете домой.
  • Если по результатам теста выявили COVID-19: заболевший должен будет соблюдать режим изоляции и следовать рекомендациям органов здравоохранения Дубая, также ему потребуется скачать мобильное приложение COVID-19. В ERV отмечают, что по решению местного Минздрава заболевший турист может быть на изоляции либо в отеле, забронированном в рамках тура, либо в специализированном отеле-обсерваторе. Карантин при положительном ПЦР-тесте в случае бессимптомного заболевания длится 14 дней.
  • Что ждет тех, кто контактировал с заболевшим: спутники туриста, у которого выявили COVID-19, сдают ПЦР-тест. Если результат отрицательный, они могут продолжить отдых и вылететь своим рейсом — карантин не требуется.

Танзания

  • Обязательный тест на коронавирус в аэропорту: нет.
  • Контроль температуры: да. В аэропорту по прилете. Если у сотрудников аэропорта возникнут сомнения, они могут предложить пройти тест на коронавирус. Стоимость — $100.
  • Если по результатам теста выявили COVID-19: заболевшего поместят за его счет на 14-дневный карантин в отель или больницу — рекомендации должен дать медицинский персонал. При осложнениях, как рассказывают страховщики, больного могут перевезти с острова Занзибар на материк.
  • Что ждет тех, кто контактировал с заболевшим: в размещенных на сайтах правилах посещения Танзании нет информации о том, с какими ограничениями могут столкнуться спутники туриста с положительным ПЦР-тестом.

Турист сам почувствовал симптомы COVID-19 на отдыхе

Страховые компании в этом случае рекомендуют сразу обратиться в сервисный центр, номер которого указан в страховом полисе.

Если турист, отдыхающий на Занзибаре, обнаружит симптомы COVID-19 во время сафари, он будет доставлен в ближайшую больницу или клинику, указано на сайте туроператора Coral Travel. При необходимости его могут эвакуировать санитарной авиацией, но за дополнительную плату — уточняется, что каждый турист должен иметь страховой полис, покрывающий случаи COVID-19.

В случае если турист решил пройти тестирование на COVID-19 по собственной инициативе, информировать об этом местные власти не требуется, но при положительном результате медучреждение, где он сдавал тест, передаст эти данные административным органам, говорит Максимкин. При отрицательном результате турист, как правило, может продолжить свой отдых или улететь домой.

Поможет ли страховка при заболевании

Если результат теста отрицательный: страховые компании не признают это страховым случаем. Расходы на тестирование с целью диагностики при отрицательном результате страховой компанией не оплачиваются, предупреждает Максимкин. Это же касается расходов в том случае, если застрахованное лицо, в том числе контактировавшее с заболевшим, попало на карантин, но диагноз COVID-19 у него не подтвердился, указывает Колегов. Но если во время карантина или изоляции у туриста возникнет другое заболевание (пищевое отравление или зубная боль), ему возместят расходы на лечение, обнадеживают в ERV.

Важно помнить, что стоимость проживания на карантине могут и не компенсировать. Или, как отмечают, например, в ERV, для такого карантина установлен лимит — €300 или $300 на весь его срок.

Есть случаи, когда отели идут навстречу попавшему на карантин туристу: например, в Турции отели с так называемым сертификатом здоровья берут на себя обязательство оплачивать все расходы, связанные с проживанием и питанием изолируемого.

Фото:Дмитрий Феоктистов / ТАСС

Формы оплаты счетов различаются: в некоторых случаях турист может столкнуться с необходимостью оплатить счета на месте самостоятельно, а потом по подтверждающим документам получит возмещение от страховой компании. Но в случае если требуется госпитализация или дорогостоящая операция на несколько тысяч долларов, у туриста может не быть такой суммы, поэтому об оплате с больницей договаривается сервисный центр, объясняют в ERV.

Конкретный пример страхового случая

У мужа и ребенка симптомов не было, но при этом тесты оказались положительными, и они были помещены на изоляцию в номере отеля, где также проходили лечение.

29 октября жена после выздоровления была выписана из больницы и улетела в Россию, при этом муж и ребенок оставались на лечении в номере до 31 октября, пока тесты не показали отрицательные значения. 31 октября они вылетели домой. В данной ситуации ERV оплатила лечение жене, а также обратные авиабилеты для всей семьи, так как свой рейс они пропустили.

Сколько стоит лечение

Подхватившим коронавирус на отдыхе чаще всего не требуется ни активное лечение, ни госпитализация: в 90% случаев при положительном тесте заболевание проходит бессимптомно или со слабо выраженными симптомами, констатирует Меликьян. Но даже в тех случаях, когда лечение не требуется, расходы оказываются, по ее словам, внушительными: сюда входят как минимум три теста, обсервация и обратные билеты, поскольку чаще всего находящийся на карантине турист не успевает улететь в запланированный срок.

Фото:Alkis Konstantinidis / Reuters

Основную долю составляют расходы на обсервацию (проживание в гостинице в течение 10–14 дней в специально отведенных номерах или корпусах) и обратные билеты, стоимость которых в высокий сезон и с учетом сроков покупки в несколько раз выше, чем у тех, которые изначально приобретал турист. В среднем расходы на случай бессимптомного заболевания COVID-19 в Турции, по оценкам ВСК, составляют от 100 тыс. руб., при поездках в ОАЭ — до 200 тыс. руб.

При госпитализации стоимость лечения очень сильно зависит от тяжести заболевания, но, например, в Турции расходы на лечение ковидного больного в госпитале в среднем составляют около $6–8 тыс. Самый дорогой случай лечения ВСК зафиксировала также в Турции: госпитализация обошлась в $12 тыс., а последующая медицинская транспортировка санавиацией — в $35 тыс. Страховой суммы по полису для покрытия всех расходов не хватило, и родственникам застрахованного пришлось доплачивать за транспортировку в Россию.

Если отдых стал последним

Читайте также: