Сестринский уход при орви и гриппе у

Обновлено: 28.03.2024

Рабочая тетрадь по теме: Воздушно-капельные инфекции предназначена для аудиторной и внеаудиторной работы студентов. Методический материал содержит разнообразный материал направленный на разные уровни усвоения материала.

ВложениеРазмер
rabochaya_tetread_fesenko_v-k_inf.docx 70.18 КБ

Предварительный просмотр:

Специальность Сестринское дело (очная и очно - заочная

ПМ.02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.

МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях

Раздел «Сестринская помощь при инфекционных заболеваниях

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ТЕМЕ

Методические рекомендации для студентов

по организации внеаудиторной самостоятельной работы

Информация размещена на сайтах:

Утверждено на заседании

Методического совета колледжа

Протокол № ___ от _________ 20____ г.

Председатель методического совета

_________________ Е. П. Карцева

Цели методических рекомендаций: повысить эффективность знаний по изучаемой теме, научить студентов осуществлять поиск и использовать информацию, необходимую для эффективного выполнения возложенных на них профессиональных задач, а так же для профессионального и личностного развития обучающихся, способствовать формированию профессиональных знаний и умений.

Рецензенты: Саттаров В.Я., заведующий отделением по специальности

Сестринское дело (очно-заочная форма обучения)

Каравашкин В.А. зам. главного врача по инфекционным

отделениям ГБУЗ СО ТГКБ №5, главный инфекционист г.о.

на методические рекомендации для студентов

по организации внеаудиторной самостоятельной работы

Предложенные Фесенко И.С. методические рекомендации, предназначены для организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся и состоят из мотивационно – целевого блока и контролирующего блока.

Материал в рабочей тетради изложен последовательно, логично, отличается системностью, целесообразностью и доступностью для студентов. В данном пособии представлены разнообразные задания, представляющие возможность поэтапного самоконтроля усвоения учебного материала.

Методические рекомендации обеспечивают необходимые условия для самостоятельной внеаудиторной работы студентов, и способствуют развитию профессиональных способностей студентов.

Данная рабочая тетрадь может быть рекомендована для использования в учебном процессе медицинского колледжа.

заведующий отделением по специальности

Сестринское дело (очно-заочная форма обучения)

на методические рекомендации для студентов

по организации внеаудиторной самостоятельной работы

Все задания, предложенные в рабочей тетради разноплановые: таблицы для заполнения, глоссарий, блиц – опрос, тесты, ситуационные задачи, выполнение их способствует формированию профессиональных компетенций.

В рабочей тетради отражены наиболее актуальные инфекционные заболевания с воздушно-капельным механизмом передачи: грипп, парагрипп, аденовирусная инфекция, инфекционный мононуклеоз, дифтерия, менингококковая инфекция.

Зам. главного врача по инфекционным

отделениям ГБУЗ СО ТГКБ №5,

главный инфекционист г.о. Тольятти Каравашкин В.А.

Рабочая тетрадь включает в себя два блока:

- мотивационно - целевой блок

- тренирующий (контролирующий) блок

Тренирующий (контролирующий) блок, предназначен для закрепления и самоконтроля полученных знаний и включает в себя глоссарий по изучаемой теме, блиц-опрос, таблицы для заполнения, задания в тестовой форме, ситуационные задачи и тд.

Подготовка специалистов, тренировка и развитие профессиональных знаний и умений до уровня высокой квалификации, соответствующих требованиям ФГОС СПО – главная цель этих рекомендаций.

Рекомендуемый порядок работы с методическими рекомендациями.

Изучение материала необходимо начать с ознакомления с теоретическим материалом, указанным в списке рекомендуемой литературы, данными Интернет-источников, лекционным материалом. Затем приступить к выполнению заданий, точно следуя указаниям (заполнить таблицы, ответить на вопросы блиц-опроса, выполнить тестовые задания, написать глоссарий, решить ситуационные задачи и тд.).

Требования к изучению темы

- причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента с воздушно-капельными инфекциями (грипп, парагрипп, аденовирусная инфекция, инфекционный мононуклеоз, менингококковая инфекция, дифтерия), организацию и оказание сестринской помощи;

- пути введения лекарственных препаратов;

- виды, формы и методы реабилитации;

-правила использования аппаратуры, изделий медицинского назначения;

- особенности применения лекарственных средств у разных возрастных групп.

- готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;

-осуществлять сестринский уход за пациентом с воздушно-капельными инфекциями;

- консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств;

- осуществлять реабилитационные мероприятия в пределах своих полномочий в условиях первично-санитарной помощи и в условиях стационара;

- осуществлять фармакотерапию по назначению врача;

-проводить мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни пациента;

- вести утвержденную документацию.

В результате освоения данной темы у студента должны формироваться следующие общие компетенции:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации,

необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

2.4. Изучение данной темы способствует формированию следующих профессиональных компетенций , соответствующих основн ому вид у профессиональной деятельности:

Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательства.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса;

ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами;

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.

ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь

  1. Менингит 11. Экзантема
  2. Энцефалит 12. Афония
  3. Менингококкцемия 13. Гиперестезия
  4. Трахеит 14. Стеноз
  5. Ларингит 15. Серодиагностика
  6. Фарингит 16. Дегидратация
  7. Ринит 17. ИТШ
  8. Лимфаденопатия 18. Асфиксия
  9. Миокардит 19. Коллапс
  10. Конъюктивит 20. ИФА

Установите соответствие между заболеваниями

и клиническими признаками

А) Острое начало, выражены

симптомы интоксикации, с первых дней болезни лимфаденопатия,

часто возникает на фоне иммунодефицита.

Б) Острое начало, умеренно выраженная интоксикация, резко выражен катаральный синдром – ринофарингит, конъюнктивит, лимфаденопатия, может быть увеличение печени и селезенки.

Г) Постепенное начало, субфебрильная температура, интоксикация менее выражена, трахеит, ларингит.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные ВОЗ об ОРВИ и гриппе. Всего в мире на протяжение года болеют ОРВИ около 500 млн человек.

Острые инфекционные вирусные заболевания не просто на первом месте, а диагностируются в 95% случаях инфекционной патологии вообще.

При пандемиях одномоментно заболевает половина населения. Почти 2 миллиона человек, большинство из которых - новорожденные и дети дошкольного возраста, ежегодно погибают от ОРВИ.

Классифицировано около более 200 разновидностей болезни. Половина человечества переносит ОРВИ хотя бы раз в год, но чаще — два.

Медицинская статистика в США, несмотря на относительно благополучную эпидемиологическую обстановку в стране, неумолима и утверждает, что большинство граждан переносят разные формы ОРВИ трижды за год.

БПОУ РК Калмыкий медицинский колледж им.Т.Хахлыновой Лекция №6. Сестринский уход при ОРВИ, гриппе, инфекционном мононуклеозе.

БПОУ РК Калмыкий медицинский колледж им.Т.Хахлыновой

Лекция №6. Сестринский уход при ОРВИ, гриппе, инфекционном мононуклеозе.

Актуальность Данные ВОЗ об ОРВИ и гриппе. Всего в мире на протяжение года болеют ОРВИ около 500 млн человек. Острые инфекционные вирусные заболевания не просто на первом месте, а диагностируются в 95% случаях инфекционной патологии вообще. При пандемиях одномоментно заболевает половина населения. Почти 2 миллиона человек, большинство из которых - новорожденные и дети дошкольного возраста, ежегодно погибают от ОРВИ. Классифицировано около более 200 разновидностей болезни. Половина человечества переносит ОРВИ хотя бы раз в год, но чаще — два. Медицинская статистика в США, несмотря на относительно благополучную эпидемиологическую обстановку в стране, неумолима и утверждает, что большинство граждан переносят разные формы ОРВИ трижды за год.

Актуальность

Данные ВОЗ об ОРВИ и гриппе. Всего в мире на протяжение года болеют ОРВИ около 500 млн человек.

Острые инфекционные вирусные заболевания не просто на первом месте, а диагностируются в 95% случаях инфекционной патологии вообще.

При пандемиях одномоментно заболевает половина населения. Почти 2 миллиона человек, большинство из которых - новорожденные и дети дошкольного возраста, ежегодно погибают от ОРВИ.

Классифицировано около более 200 разновидностей болезни. Половина человечества переносит ОРВИ хотя бы раз в год, но чаще — два.

Медицинская статистика в США, несмотря на относительно благополучную эпидемиологическую обстановку в стране, неумолима и утверждает, что большинство граждан переносят разные формы ОРВИ трижды за год.

О́страя респирато́рная ви́русная инфе́кция ( ОРВИ ) — группа клинически и морфологически подобных острых воспалительных заболеваний органов дыхания, возбудителями которых являются пневмотропные вирусы. ОРВИ — самая распространённая в мире группа заболеваний, объединяющая респираторно-синцитиальную инфекцию, риновирусную и аденовирусную инфекции и другие катаральные воспаления верхних дыхательных путей. В процессе развития вирусное заболевание может осложняться бактериальной инфекцией.

О́страя респирато́рная ви́русная инфе́кция ( ОРВИ ) — группа клинически и морфологически подобных острых воспалительных заболеваний органов дыхания, возбудителями которых являются пневмотропные вирусы.

ОРВИ — самая распространённая в мире группа заболеваний, объединяющая респираторно-синцитиальную инфекцию, риновирусную и аденовирусную инфекции и другие катаральные воспаления верхних дыхательных путей. В процессе развития вирусное заболевание может осложняться бактериальной инфекцией.

Эпидемиология ОРВИ Возбудитель: Вирус Источник: больной человек Симптомы : Повышение температуры, озноб, головная боль, насморк, светобоязнь, боли в мышцах Профилактика: Больной ОРВИ должен болеть дома Носить маску Частое и регулярное проветривание помещений Регулярное протирание с использованием дезинфицирующих растворов Мытье рук Противовирусные препараты

Эпидемиология ОРВИ

Возбудитель: Вирус

Источник: больной человек

Симптомы : Повышение температуры, озноб, головная боль, насморк, светобоязнь, боли в мышцах

Профилактика:

  • Больной ОРВИ должен болеть дома
  • Носить маску
  • Частое и регулярное проветривание помещений
  • Регулярное протирание с использованием дезинфицирующих растворов
  • Мытье рук
  • Противовирусные препараты

Сестринский уход при ОРВИ

Цель : способствовать снижению температуры, предотвращать осложнения.

План сестринских вмешательств:

1. Информировать больного и его родственников о Обеспечение права пациента на информацию заболевании и возможных осложнениях

2.При организации амбулаторного лечения изолировать больного в отдельную комнату до исчезновения катаральных явлений

4.Организовать масочный режим

5.Организовать в острый период постельный режим

6.Обеспечить доступ свежего воздуха .Создать ребёнку возвышенное положение в постели

7.Обеспечить в помещении, где находится ребёнок Для облегчения отхождения мокроты, температуру 18 – 20

8.Организовать проведение влажной уборки (не менее 2 раз в день), проветривание помещения не менее 4 раз в день), кварцевание

9.Организовать ребёнку двигательный режим, дренажное положение, удаление слизи и секрета предупреждения застойных явлений в лёгких верхних дыхательных путей

10.Проводить туалет кожи, слизистых оболочек носоглотки, глаз

11.Обеспечить регулярность физиологических отправлений

При организации труда и отдыха уменьшить нагрузки

12.Организовать питание малыми порциями, легко Для облегчения экскурсии лёгких усвояемые продукты, обогащенные витаминами. Устранение симптомов интоксикации

13.Организовать обильное питьё (горячий чай, клюквенный, брусничный морсы, щелочные минеральные воды с молоком и др.)

У большинства людей симптомы гриппа проходят в течение недели без медицинской помощи. Но грипп может приводить к тяжелой болезни и смерти, особенно у людей из групп риска. По оценкам ВОЗ, ежегодные эпидемии гриппа приводят к 3−5 миллионам случаев тяжелой болезни и к 390−650 тысячам смертей. Реконвалесцентный период составляет 7−15 дней.

Эпидемиология гриппа

Возбудитель: вирус гриппа

Источник: больной человек

Профилактика:

  • Сделайте прививку против гриппа до начала эпидемического сезона
  • Пользуйтесь маской в местах скопления людей
  • Избегайте тесных контактов с людьми, которые имеют признаки заболевания, например чихают или кашляют
  • Регулярно тщательно мойте руки с мылом, особенно после улицы и общественного транспорта
  • Увлажняйте воздух в помещении, в котором находитесь
  • Регулярно проветривайте помещение и влажную уборку, в котором находитесь
  • В случае появления заболевших гриппом в семье или рабочем коллективе — начинайте приём противовирусных препаратов с профилактической целью
  • Ведите здоровый образ жизни, высыпайтесь, сбалансировано питайтесь и регулярно занимайтесь физкультурой

Сестринский уход при гриппе Цель: снизить температуру тела в течение трёх дней, устранить симптомы заболевания через 10 – 14 дней.

Инфекцио́нный мононуклео́з (mononucleosis infectiosa, боле́знь Фила́това, анги́на моноцита́рная, лимфобласто́з доброка́чественный) — острое вирусное заболевание, которое характеризуется лихорадкой, поражением зева, лимфатических узлов, печени, селезёнки и своеобразными изменениями состава крови.

Инфекцио́нный мононуклео́з (mononucleosis infectiosa, боле́знь Фила́това, анги́на моноцита́рная, лимфобласто́з доброка́чественный) — острое вирусное заболевание, которое характеризуется лихорадкой, поражением зева, лимфатических узлов, печени, селезёнки и своеобразными изменениями состава крови.

Эпидемиология инфекционного мононуклеоза Возбудитель — ДНК-геномный вирус Эпштейна. Источником инфекции при инфекционном мононуклеозе являются больные и вирусоносители. Механизм передачи - преимущественно воздушно-капельный. Не отрицается возможность контактного, алиментарного и трансфузионной путей передачи инфекции. Инкубационный период может достигать 21 дня, обычно составляет около недели. Период болезни до двух месяцев. В комплексе или выборочно (в разное время) могут проявляться следующие симптомы: слабость; катаральный трахеит, бронхит; частые головные боли, мигрень, головокружения; боль в мышцах и суставах (чаще всего в результате лимфостаза); повышение температуры тела; боли в горле при глотании (ангина);

Эпидемиология инфекционного мононуклеоза

Возбудитель — ДНК-геномный вирус Эпштейна.

Источником инфекции при инфекционном мононуклеозе являются больные и вирусоносители.

Механизм передачи - преимущественно воздушно-капельный. Не отрицается возможность контактного, алиментарного и трансфузионной путей передачи инфекции.

Инкубационный период может достигать 21 дня, обычно составляет около недели. Период болезни до двух месяцев. В комплексе или выборочно (в разное время) могут проявляться следующие симптомы:

Сестринский уход при инфекционном мононуклеозе.

План сестринских вмешательств

Информировать больного и его родственников о заболевании

Обеспечивается право пациента на информацию.

Изолировать больного на 21 день от появления желтухи или на 30 дней от начала заболевания

Пациент и его родственники понимают целесообразность выполнения всех мероприятий ухода

Обеспечивается профилактика распространения инфекции

Подача экстренного извещения.

Ежедневное двукратное измерение температуры

Взятие крови на биохимическое исследование

Ведение температурного листа

Оказание помощи при гипертермии

Взятие крови на серологическое исследование

Профилактика судорожного синдрома

Организовать хлорный режим при контакте с больным

Следить за регулярным проветриванием помещения, проведением влажных уборок не менее 2 раз вдень

Уменьшается концентрация возбудителей во внешней среде.

Обеззараживать испражнения больного

Обеспечивается чистота воздуха.

Механизм передачи гепатитов А, Е фекально-оральный

Использовать при проведении манипуляций больному только индивидуальный инструментарий (по возможности, разовый).

Обеспечить больному обильное питье

Организовать пациенту стол №5. Ограничения должны касаться животных белков, жирных, чрезмерно острых, соленых блюд, а также копченостей, маринадов, соусов, экстрактивных веществ

Соблюдение диеты предупреждает развитие осложнений печени

Обеспечить оптимальный двигательный режим (при наличии интоксикации - режим постельный, до выписки из стационара - полупостельный, в течение 2-4 недель после выписки - щадящий.)

Предупреждается затяжное, хроническое течение, обеспечивается благоприятный исход заболевания

Обеспечение правильного и регулярного приема лекарств, парентеральных процедур по назначению врача

Наблюдение за психическим состоянием больного

Перед выпиской рекомендации по питанию - диета в течение 2 лет

Сообщить врачу, оказать помощь

1. Выберите из перечисленных вирусов ДНК-содержащий:

B.? Вирус парагриппа

2.Для какой ОРВИ вероятность развития крупа мала:

C.? Аденовирусная инфекция

E.? Риновирусная инфекция

3. Для какой ОРВИ вероятность развития крупа наиболее велика:

C.? Аденовирусная инфекция

E.? Риновирусная инфекция

4. Формой какой ОРВИ является ринофарингоконьюнктивальная лихорадка:

C.? Аденовирусная инфекция

E.? Риновирусная инфекция

5. Для какой ОРВИ характерно относительно длительное волнообразное течение с элементами рецидивирования:

C.? Аденовирусная инфекция

E.? Риновирусная инфекция

6. Для какой ОРВИ характерны налеты на небных миндалинах:

C.? Аденовирусная инфекция

E.? Риновирусная инфекция

7. При какой ОРВИ наиболее часто развиваются гипертермический и судорожный синдромы:

C.? Аденовирусная инфекция

E.? Риновирусная инфекция

8. Поражение какого отдела дыхательных путей является наиболее типичным для парагриппа:

Теоретическое занятие (лекция) №23

ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

Преподаватель Чехо О.И.

Тема Сестринский уход при ОРВИ у детей.

ОРВИ (грипп, парагрипп, аденовирусная инфекция. Источник, пути передачи. Клиника. Диагностика. Лечение. Профилактика

Опорный конспект

Инфекции дыхательных путей – это острые инфекционные заболевания, возникающие вследствие попадания инфекционных агентов с помощью аэрогенного механизма заражения. Заболевания контагиозны, они поражают отделы дыхательной системы как первично, так и вторично, сопровождающиеся воспалительными явлениями и характерными клиническими симптомами. К инфекциям верхних дыхательных путей относятся в первую очередь те, которые локализуются в структурах, расположенных выше гортани.

Источником инфекции является больной человек.

Вероятность заболеть при контакте с вирусом связана с двумя очень важными параметрами:

• Концентрация вируса в воздухе.

• Активность вирусов. Оба этих параметра главным образом связаны с характеристиками воздуха, которым мы дышим. Высокую концентрацию вируса в воздухе можно создать только в помещениях.

ГРИПП

Инкубационный период при гриппе - от 12-48 часов до двух суток (редко 72 ч).

Чем больше доза и токсичность вируса, тем тяжелее заболевание и короче инкубационный период.

В течение первых двух суток развивается картина инфекционного токсикоза: повышается температура тела до 39°-С40°С, наблюдается беспокойство, адинамия, сильная головная боль, нарушение сна, нередко бред, галлюцинации. Иногда интенсивность головной боли делает этот симптом ведущим.

Характерная локализация головной боли в лобно-теменных отделах головы и ее интенсивность являются важным дифференциально-диагностическим признаком.

Для гриппа характерны боль в глазных яблоках, животе, пояснице. Возможна сильная слабость, тошнота, рвота. На фоне интоксикации может быть дисфункция кишечника.

При тяжелой форме гриппа наблюдаются симптомы нейротоксикоза: потеря сознания, кратковременные судороги и менингеальные симптомы.

В результате повышения проницаемости сосудов и гемодинамических расстройств возможны прявления геморрагического синдрома: носовые кровотечения, мелкая геморрагическая сыпь на коже лица, шеи, верхней половины туловища и слизистых, развитие отека головного мозга, отека легких, ДВС-синдрома.

Симптомы поражения верхних дыхательных путей появляются, как правило, на 1-2 дня позже начала общетоксических симптомов и выражены скудно: заложенность носа, незначительные слизисто-серозные выделения, сухой мучительный кашель, боль за грудиной(трахеит). В зеве яркая гиперемия, легкая отечность дужек и язычка, мелкая зернистость задней стенки глотки.

Течение неосложненного гриппа 5-7 дней. Температурная реакция длится не более 4-5 дней.

Осложнения со стороны легких представляют наибольшую опасность для ослабленных лиц, страдающих хроническими сердечнососудистыми заболеваниями. Второе место по частоте занимают осложнения со стороны ЛОР- органов (синуситы, отиты, фолликулярные и лакунарные ангины), пиелонефрит, цистит, холангиты.

Клинические особенности гриппа у новорожденных и детей первого года жизни.

Характерно постепенное начало, с незначительного подъема температуры, симптомы интоксикации выражены умеренно, отмечается бледность кожных покровов, отказ от груди, может быть повторная рвота и снижение веса. Катаральные явления в виде "сопения", кашля. Характерно тяжелое течение заболевания за счет бактериальных осложнений в виде отита, пневмонии. Летальность в 3 раза выше, чем у детей старшего возраста.

Клинические особенности гриппа у детей в возрасте от1 до 3 лет.

Грипп протекает особенно тяжело с выраженными симптомами интоксикации, развитием нейротоксического и менингоэнцефалического синдромов. Катаральные симптомы со стороны верхних дыхательных путей выражены слабо.

Часто поражение нижних дыхательных путей: стенозирующий ларинготрахеит, обструктивный бронхит, пневмония.

Бактериальные осложнения: гнойный отит, синусит, пневмония.

ПАРАГРИППОЗНАЯ ИНФЕКЦИЯ

Острое респираторное вирусное заболевание, вызываемое вирусами парагриппа характеризуется явлениями интоксикации и катаральным синдромом и протекает преимущественно по типу ринофаринголарингита, ларингита. Парагриппозная инфекция наблюдается круглый год с сезонными подъемами заболеваемости.

Инкубационный период в среднем 3-4 дня.

Парагрипп имеет подострое начало, симптомы заболевания нарастают ко 2-3-му дню болезни, однако возможно и острое начало болезни. Заболевание начинается общим недомоганием, повышением температуры, незначительной головной болью, заложенностью носа, сухим кашлем. Температура тела повышается постепенно и колеблется от субфебрильных до высоких цифр, причем повышение температуры выше 39°С отмечено у трети больных. Максимальный подъем лихорадки па второй день болезни наблюдается у половины больных, однако в ряде случаев он может быть как в первый, так и третий и более поздние дни болезни. Продолжается лихорадка от 1 до 9 и более дней. У больных наблюдается озноб или, чаще, познабливание, которое может повторяться в первые 2-3 дня болезни. Боли в мышцах, ломота, недомогание наблюдаются примерно у половины больных.

Синдром интоксикации умеренный, его интенсивность нарастает к 3-му дню болезни, а продолжительность составляет от 1 до б и более дней.

АДЕНОВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ

ОРВИ аденовирусной этиологии характеризуется выраженным катаральным синдромом в виде ринита, фарингита, тонзилита, катарального конъюнктивита и симптомами интоксикации. Удельный вес аденовирусных заболеваний среди ОРЗ у взрослых колеблется от 2 до 15%.

Инкубационный период чаще 5-6 дней, реже 9-11 дней.

Характерно острое начало заболевания с подъемом температуры и появлением симптомов интоксикации.

Продромальный период продолжительностью до 3 сут наблюдается у 30 % больных и проявляется недомоганием, кашлем, насморком, болями в горле.

ДИАГНОСТИКА

-Экспресс-метод иммунофлюоресценции обнаружения вируса гриппа

-Серологические методы (РТГА, РСК).

Диагностическим считается нарастание титра АТ в 4 и более раз -ОАК, ОАМ, биохимический анализ крови (С-реактивный белок, глюкоза крови) -ЭКГ по показаниям -Рентгенограмма органов грудной полости, пазух носа по показаниям

ЛЕЧЕНИЕ

Больные тяжелыми и осложненными формами лечатся в инфекционных отделениях.

Этиотропная терапия противовирусными препаратами (арбидол, виферон, кипферон, циклоферон), при гриппе противогриппозный иммуноглобулин

Патогенетическая терапия включает:

-Антигистаминные препараты: супрастин, фенистил

-Антибактериальные препараты при развитии осложнений либо детям с сопутствующими хроническими заболеваниями (цефалоспорины, макролиды)

Дезинтоксикационная терапия глюкозо-солевыми растворами Препараты с антипротеазной (контрикал, гордокс) и антиоксидантной (вит.С, олифен) активностью

-Жаропонижающие средства: парацетомол, нурофен.

При "белой" в литическую смесь. При "красной" применяют физические методы охлаждения. гипертермии. -

-Муколитики и отхаркивающие средства: амброксол, бромгексин

-При выраженной заложенности носа - сосудосуживающие капли 5-6 дней

-Для уменьшения проницаемости сосудистой стенки используют аскорбиновую кислоту, препараты кальция, рутин.

Профилактика.

Основана на комплексном подходе и включают специфическую вакцинопрофилактику (грипп).

сокращение контактов детей грудного и раннего возраста, особенно в сезоны повышения респираторной заболеваемости: сокращение использования городского транспорта, удлинение времени прогулок, мытье рук членами семьи с ОРВИ.

Закаливание детей, если и не предупреждает ОРВИ полностью, способствует более легкому их течению.

Физическое воспитание, рефлексопрофилактика (самомассаж), полоскание горла прохладной водой, сон с открытыми окнами, фрамугами. Водные процедуры (купание в ванных, бассейнах) также способствуют общему закаливанию и профилактике ОРВИ.

Частые прогулки на свежем воздухе, занятия спортом (плавание, лыжи, коньки, легкая атлетика и др.) являются хорошими помощниками в комплексе профилактики ОРВИ и гриппа.

Для иммунокоррекции применяют: витамины и пищевые добавки, содержащие витамины и жизненно важные микроэлементы, адаптогены растительного происхождения. Наиболее широко применяют витамины в возрастных дозировках. Их принимают курсами в течение 20–30 дней 2–3 раза в день после еды.

УХОД ПРИ ОРВИ

-на время лихорадки рекомендуется постельный режим

-Организовать масочный режим

-Влажная уборка и проветривание помещений

-Обильное теплое витаминизированное питье (морс, настой шиповника). Дробно, небольшими объемами, постоянно в течение дня

-Диета щадящая, предпочтение молочно-растительному питанию, в рацион добавляют фрукты. Увеличивают число кормлений с уменьшением разового объема. Насильно не кормить!

-Своевременная смена постельного и нательного белья

-Ежедневно протирать кожу ребенка полотенцем, смоченным водой

-Тщательный уход за слизистыми полости рта, носа, глаз

-При насморке кожу вокруг носа обрабатывать маслом. Маленьким детям необходимо удалять содержимое из носа резиновой грушей или эл.отсосом. Особенно важно для грудных детей, т.к. нарушенние носового дыхания мешает им сосать. Они отказываются от еды и быстро теряют в весе.

-Организовать правильный режим дня с удлинением сна и обязательным дневным сном

Методические пособие для проведения практического занятия.

ВложениеРазмер
metodicheskoe_posobie_pm_02_mdk_02.01_tema_13_po_mete_sestrinskaya_pomoshch_pri_grippe_orvi_i_meningokokkovoy_infektsii.doc 127 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент здравоохранения г. Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

Медицинский колледж №1 филиал №4

Для самостоятельной работы студентов

Для практического занятия

На заседании дисциплин

Председатель /Розова Е.В.

Зам.директора по учебной работе / Гусева И.В.

1.Технологическая карта занятия…………………………………………стр. 4-15

2.Часть1 «Контроль исходного уровня теоретический знаний.стр.16-19

3.Часть2 «Противоэпидемические мероприятия в очаге……..стр.20-22

Технология карта занятия

2.курст 3 Семестр 6

3. Тема занятия: Сестринская помощь при гриппе, ОРВИ и менингококковой инфекции

4.Вид занятия: практическое

  • Применение новых знаний ,умений ,навыков;
  • Повторения и закрепления

Место проведения занятия и время проведения занятия:

МК 1 филиал 4 кабинет №36

8. Мотивация темы:

Проблема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями (ОРВИ), до сегодняшнего дня остается актуальной. Другие острые вирусные респираторные инфекции (ОРВИ) по-прежнему остаются самыми массовыми и занимают лидирующую позицию в структуре инфекционных заболеваний.

Ежегодно в РФ болеют гриппом и ОРВИ приблизительно 40 млн. человек

По данным ВОЗ ,летальность от гриппа и его осложнений составляет около 6%. В целом, с вирус- ассоциированными респираторными болезнями связанно около 60% случаев смерти . Непосредственной причиной летальных исходов обычно являются тяжелые осложнения : пневмонии , бронхиты, синуситы, энцефалопатии, бронхиальная астма.

Группы высокого риска тяжелого течения заболевания и летального исхода вследствие гриппы являются:

  • Дети в возрасте от 1 года
  • Пациенты учреждений длительного ухода
  • Дети и взрослые с хроническими заболеваниями дыхательной, сосудистой, эндокринной, выделительной систем или гемоглобинопатиями;
  • Пациенты с иммунодефицитами различного генеза
  • Дети и подростки, длительно принимающие ацетилсалициловую кислоту
  • Беременные
  • Лица старше 60 лет
  • Лица с избыточной массой тела

Общая цель: способствовать формированию общих и профессиональных компетенций будущего выпускника

ОК1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Демонстрация интереса к будущей профессии

Понимание социальной значимости инфекционных заболеваний

ОК2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество

Выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач при проведении диагностических, лечебных и профилактических мероприятий при инфекционных заболеваниях

Умение дать адекватную оценку эффективности и качества выполнения своих действий

ОК3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

Решение стандартных и нестандартных профессиональных задач при проведении диагностических, лечебных и профилактических мероприятий при инфекционных заболеваниях

ОК4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК9 Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности

эффективный поиск необходимой информации; умение анализировать найденную информацию

Знать новейшие технологии выполнения лечебно-диагностических , паллиотивных и реабилитационных сестринских мероприятий

ОК12 Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности при осуществлении лечебно-диагностических, паллиотивных и реабилитационных сестринских мероприятий6

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде , объяснить ему суть вмешательств.

Устанавливать контакт с пациентом / членом его семьи.

Производить оценку исходного уровня знаний пациента о вмешательстве. Представлять информацию в доступной форме для конкретной возрастной или социальной категории. Получать согласие на вмешательство . Контролировать усвоение полученной информации

ПК 2.2 Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства взаимодействуя с участниками лечебного процесса

Выбирать дистанцию максимального комфорта для взаимодействия с пациентом и его окружающими . Совместно со всеми участниками лечебно – диагностического процесса готовить пациента и участвовать в проведении вмешательств в соответствии с протоколами , принятыми в ЛПУ. Целесообразно и адекватно оснащать рабочее место. Обеспечивать постоянную обратную связь с пациентом в процессе вмешательства .

ПК 2.3 Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами

Взаимодействовать с медицинскими , социальными и правоохранительными организациями в соответствиями с нормативно правовыми документами

ПК 2.4 Применять медикоментозные средства в соответствии с правилами их использования

Обеспечивать применения годного препарата в соответствии назначения . Информировать об особенностях приемов медикаментозных средств и их воздействия на организм. Владеть методиками введения медикаментозных средств.

ПК 2.5 Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса

Использовать , обрабатывать и хранить аппаратуру согласно инструкции по применению.

Обучать пациента и родственников применению изделий медицинского назначения и ухода за ними.

Обучать пациента и родственников регистрации полученных результатов

ПК 2.6 Вести утвержденную медицинскую документацию

Точно, грамотно, полно ,достоверно, конфиденциально Вести утвержденную медицинскую документацию.

Правильно регистрировать и хранить документы.

Конкретные цели (задачи):

С целью формирования выше указанных компетенций обучающийся в итоге занятия должен знать:

1. Вопросы этиологии ,эпидемиологии, патогенеза, гриппа и менингококковой инфекции

2. Основные проблемы пациента, возникающие при гриппе и менингококковой инфекции

3. Диагностические исследования

4.Очновные принципы лечения больных механизм действия основных лекарственных препаратов, правила приема, побочные действия

5. Уход за больными с гриппом и менингококковой инфекцией

6.Методы профилактики гриппа и менингококковой инфекцией

7. Санитарно-эпидемический режим и правила сбора эпидемического анамнеза

8.Показание и правила поведения дезинтоксикационой терапии

9.Осебенности подготовки пациента к спинномозговой пункции

10. Правила и сроки вакцинопрофилактики гриппа и менингококковой инфекции

11.Знать алгоритм оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях

С целью формирования выше указанных компетенций обучающийся в итоге занятия должен уметь:

1.Брать патологический материал для исследования:

  • Мазки из зева на менингококковую инфекцию
  • Вводить противогриппозный иммуноглобулин, менингококковый иммуноглобулин
  • Выполнять вакцинацию против гриппа , менингококковой инфекции
  • Подготовить набор для спинномозговой пункции
  • Оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях

Всем манипуляции на доклинических занятиях проводятся на фантомах!

Развивающие цели: Развивать логическое мышление, память, навыки самостоятельной работы

Воспитательные цели: Воспитывать добросовестное отношение к работе, умение устанавливать контакт с пациентами , его окружением и коллегами в стандартных и не стандартных ситуациях

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные ВОЗ об ОРВИ и гриппе. Всего в мире на протяжение года болеют ОРВИ около 500 млн человек.

Острые инфекционные вирусные заболевания не просто на первом месте, а диагностируются в 95% случаях инфекционной патологии вообще.

При пандемиях одномоментно заболевает половина населения. Почти 2 миллиона человек, большинство из которых - новорожденные и дети дошкольного возраста, ежегодно погибают от ОРВИ.

Классифицировано около более 200 разновидностей болезни. Половина человечества переносит ОРВИ хотя бы раз в год, но чаще — два.

Медицинская статистика в США, несмотря на относительно благополучную эпидемиологическую обстановку в стране, неумолима и утверждает, что большинство граждан переносят разные формы ОРВИ трижды за год.

БПОУ РК Калмыкий медицинский колледж им.Т.Хахлыновой Лекция №6. Сестринский уход при ОРВИ, гриппе, инфекционном мононуклеозе.

БПОУ РК Калмыкий медицинский колледж им.Т.Хахлыновой

Лекция №6. Сестринский уход при ОРВИ, гриппе, инфекционном мононуклеозе.

Актуальность Данные ВОЗ об ОРВИ и гриппе. Всего в мире на протяжение года болеют ОРВИ около 500 млн человек. Острые инфекционные вирусные заболевания не просто на первом месте, а диагностируются в 95% случаях инфекционной патологии вообще. При пандемиях одномоментно заболевает половина населения. Почти 2 миллиона человек, большинство из которых - новорожденные и дети дошкольного возраста, ежегодно погибают от ОРВИ. Классифицировано около более 200 разновидностей болезни. Половина человечества переносит ОРВИ хотя бы раз в год, но чаще — два. Медицинская статистика в США, несмотря на относительно благополучную эпидемиологическую обстановку в стране, неумолима и утверждает, что большинство граждан переносят разные формы ОРВИ трижды за год.

Актуальность

Данные ВОЗ об ОРВИ и гриппе. Всего в мире на протяжение года болеют ОРВИ около 500 млн человек.

Острые инфекционные вирусные заболевания не просто на первом месте, а диагностируются в 95% случаях инфекционной патологии вообще.

При пандемиях одномоментно заболевает половина населения. Почти 2 миллиона человек, большинство из которых - новорожденные и дети дошкольного возраста, ежегодно погибают от ОРВИ.

Классифицировано около более 200 разновидностей болезни. Половина человечества переносит ОРВИ хотя бы раз в год, но чаще — два.

Медицинская статистика в США, несмотря на относительно благополучную эпидемиологическую обстановку в стране, неумолима и утверждает, что большинство граждан переносят разные формы ОРВИ трижды за год.

О́страя респирато́рная ви́русная инфе́кция ( ОРВИ ) — группа клинически и морфологически подобных острых воспалительных заболеваний органов дыхания, возбудителями которых являются пневмотропные вирусы. ОРВИ — самая распространённая в мире группа заболеваний, объединяющая респираторно-синцитиальную инфекцию, риновирусную и аденовирусную инфекции и другие катаральные воспаления верхних дыхательных путей. В процессе развития вирусное заболевание может осложняться бактериальной инфекцией.

О́страя респирато́рная ви́русная инфе́кция ( ОРВИ ) — группа клинически и морфологически подобных острых воспалительных заболеваний органов дыхания, возбудителями которых являются пневмотропные вирусы.

ОРВИ — самая распространённая в мире группа заболеваний, объединяющая респираторно-синцитиальную инфекцию, риновирусную и аденовирусную инфекции и другие катаральные воспаления верхних дыхательных путей. В процессе развития вирусное заболевание может осложняться бактериальной инфекцией.

Эпидемиология ОРВИ Возбудитель: Вирус Источник: больной человек Симптомы : Повышение температуры, озноб, головная боль, насморк, светобоязнь, боли в мышцах Профилактика: Больной ОРВИ должен болеть дома Носить маску Частое и регулярное проветривание помещений Регулярное протирание с использованием дезинфицирующих растворов Мытье рук Противовирусные препараты

Эпидемиология ОРВИ

Возбудитель: Вирус

Источник: больной человек

Симптомы : Повышение температуры, озноб, головная боль, насморк, светобоязнь, боли в мышцах

Профилактика:

  • Больной ОРВИ должен болеть дома
  • Носить маску
  • Частое и регулярное проветривание помещений
  • Регулярное протирание с использованием дезинфицирующих растворов
  • Мытье рук
  • Противовирусные препараты

Сестринский уход при ОРВИ

Цель : способствовать снижению температуры, предотвращать осложнения.

План сестринских вмешательств:

1. Информировать больного и его родственников о Обеспечение права пациента на информацию заболевании и возможных осложнениях

2.При организации амбулаторного лечения изолировать больного в отдельную комнату до исчезновения катаральных явлений

4.Организовать масочный режим

5.Организовать в острый период постельный режим

6.Обеспечить доступ свежего воздуха .Создать ребёнку возвышенное положение в постели

7.Обеспечить в помещении, где находится ребёнок Для облегчения отхождения мокроты, температуру 18 – 20

8.Организовать проведение влажной уборки (не менее 2 раз в день), проветривание помещения не менее 4 раз в день), кварцевание

9.Организовать ребёнку двигательный режим, дренажное положение, удаление слизи и секрета предупреждения застойных явлений в лёгких верхних дыхательных путей

10.Проводить туалет кожи, слизистых оболочек носоглотки, глаз

11.Обеспечить регулярность физиологических отправлений

При организации труда и отдыха уменьшить нагрузки

12.Организовать питание малыми порциями, легко Для облегчения экскурсии лёгких усвояемые продукты, обогащенные витаминами. Устранение симптомов интоксикации

13.Организовать обильное питьё (горячий чай, клюквенный, брусничный морсы, щелочные минеральные воды с молоком и др.)

У большинства людей симптомы гриппа проходят в течение недели без медицинской помощи. Но грипп может приводить к тяжелой болезни и смерти, особенно у людей из групп риска. По оценкам ВОЗ, ежегодные эпидемии гриппа приводят к 3−5 миллионам случаев тяжелой болезни и к 390−650 тысячам смертей. Реконвалесцентный период составляет 7−15 дней.

Эпидемиология гриппа

Возбудитель: вирус гриппа

Источник: больной человек

Профилактика:

  • Сделайте прививку против гриппа до начала эпидемического сезона
  • Пользуйтесь маской в местах скопления людей
  • Избегайте тесных контактов с людьми, которые имеют признаки заболевания, например чихают или кашляют
  • Регулярно тщательно мойте руки с мылом, особенно после улицы и общественного транспорта
  • Увлажняйте воздух в помещении, в котором находитесь
  • Регулярно проветривайте помещение и влажную уборку, в котором находитесь
  • В случае появления заболевших гриппом в семье или рабочем коллективе — начинайте приём противовирусных препаратов с профилактической целью
  • Ведите здоровый образ жизни, высыпайтесь, сбалансировано питайтесь и регулярно занимайтесь физкультурой

Сестринский уход при гриппе Цель: снизить температуру тела в течение трёх дней, устранить симптомы заболевания через 10 – 14 дней.

Инфекцио́нный мононуклео́з (mononucleosis infectiosa, боле́знь Фила́това, анги́на моноцита́рная, лимфобласто́з доброка́чественный) — острое вирусное заболевание, которое характеризуется лихорадкой, поражением зева, лимфатических узлов, печени, селезёнки и своеобразными изменениями состава крови.

Инфекцио́нный мононуклео́з (mononucleosis infectiosa, боле́знь Фила́това, анги́на моноцита́рная, лимфобласто́з доброка́чественный) — острое вирусное заболевание, которое характеризуется лихорадкой, поражением зева, лимфатических узлов, печени, селезёнки и своеобразными изменениями состава крови.

Эпидемиология инфекционного мононуклеоза Возбудитель — ДНК-геномный вирус Эпштейна. Источником инфекции при инфекционном мононуклеозе являются больные и вирусоносители. Механизм передачи - преимущественно воздушно-капельный. Не отрицается возможность контактного, алиментарного и трансфузионной путей передачи инфекции. Инкубационный период может достигать 21 дня, обычно составляет около недели. Период болезни до двух месяцев. В комплексе или выборочно (в разное время) могут проявляться следующие симптомы: слабость; катаральный трахеит, бронхит; частые головные боли, мигрень, головокружения; боль в мышцах и суставах (чаще всего в результате лимфостаза); повышение температуры тела; боли в горле при глотании (ангина);

Эпидемиология инфекционного мононуклеоза

Возбудитель — ДНК-геномный вирус Эпштейна.

Источником инфекции при инфекционном мононуклеозе являются больные и вирусоносители.

Механизм передачи - преимущественно воздушно-капельный. Не отрицается возможность контактного, алиментарного и трансфузионной путей передачи инфекции.

Инкубационный период может достигать 21 дня, обычно составляет около недели. Период болезни до двух месяцев. В комплексе или выборочно (в разное время) могут проявляться следующие симптомы:

Сестринский уход при инфекционном мононуклеозе.

План сестринских вмешательств

Информировать больного и его родственников о заболевании

Обеспечивается право пациента на информацию.

Изолировать больного на 21 день от появления желтухи или на 30 дней от начала заболевания

Пациент и его родственники понимают целесообразность выполнения всех мероприятий ухода

Обеспечивается профилактика распространения инфекции

Подача экстренного извещения.

Ежедневное двукратное измерение температуры

Взятие крови на биохимическое исследование

Ведение температурного листа

Оказание помощи при гипертермии

Взятие крови на серологическое исследование

Профилактика судорожного синдрома

Организовать хлорный режим при контакте с больным

Следить за регулярным проветриванием помещения, проведением влажных уборок не менее 2 раз вдень

Уменьшается концентрация возбудителей во внешней среде.

Обеззараживать испражнения больного

Обеспечивается чистота воздуха.

Механизм передачи гепатитов А, Е фекально-оральный

Использовать при проведении манипуляций больному только индивидуальный инструментарий (по возможности, разовый).

Обеспечить больному обильное питье

Организовать пациенту стол №5. Ограничения должны касаться животных белков, жирных, чрезмерно острых, соленых блюд, а также копченостей, маринадов, соусов, экстрактивных веществ

Соблюдение диеты предупреждает развитие осложнений печени

Обеспечить оптимальный двигательный режим (при наличии интоксикации - режим постельный, до выписки из стационара - полупостельный, в течение 2-4 недель после выписки - щадящий.)

Предупреждается затяжное, хроническое течение, обеспечивается благоприятный исход заболевания

Обеспечение правильного и регулярного приема лекарств, парентеральных процедур по назначению врача

Наблюдение за психическим состоянием больного

Перед выпиской рекомендации по питанию - диета в течение 2 лет

Сообщить врачу, оказать помощь

1. Выберите из перечисленных вирусов ДНК-содержащий:

B.? Вирус парагриппа

2.Для какой ОРВИ вероятность развития крупа мала:

C.? Аденовирусная инфекция

E.? Риновирусная инфекция

3. Для какой ОРВИ вероятность развития крупа наиболее велика:

C.? Аденовирусная инфекция

E.? Риновирусная инфекция

4. Формой какой ОРВИ является ринофарингоконьюнктивальная лихорадка:

C.? Аденовирусная инфекция

E.? Риновирусная инфекция

5. Для какой ОРВИ характерно относительно длительное волнообразное течение с элементами рецидивирования:

C.? Аденовирусная инфекция

E.? Риновирусная инфекция

6. Для какой ОРВИ характерны налеты на небных миндалинах:

C.? Аденовирусная инфекция

E.? Риновирусная инфекция

7. При какой ОРВИ наиболее часто развиваются гипертермический и судорожный синдромы:

C.? Аденовирусная инфекция

E.? Риновирусная инфекция

8. Поражение какого отдела дыхательных путей является наиболее типичным для парагриппа:

Читайте также: