Сказка странствий эпизод с чумой

Обновлено: 28.03.2024

Благодаря нашему дорогому Яндекс.Дзен я посмотрела очень много советских фильмов, о которых раньше никогда даже не слышала. Хочется сказать спасибо авторам статей о советском кино и комментаторам, делящимся воспоминаниями о любимых фильмах!

Сегодня речь пойдет о самой, наверное, оригинальной и необычной сказке СССР - "Сказке странствий". Эта кинолента, снятая режиссером Александром Миттой в 1983 году, стала совместной работой трёх киностудий – "Мосфильм" (СССР), "Баррандов" (Чехословакия) и "Букурешти" (Румыния). Главные роли играют советские актёры, а вот большинство сцен были сняты в Чехословакии и Румынии.

О "Сказке странствий" я узнала не так давно - несколько раз натыкалась на это название в статьях, в которых упоминались самые страшные фильмы СССР. Меня удивило сходство воспоминаний зрителей, посмотревших фильм в достаточно юном возрасте - многим после просмотра снились страшные сны, кто-то плакал от страха во время киносеанса. Но, судя по всему, равнодушным этот фильм оставить не смог никого.

Меня очень заинтриговали эти комментарии, и я решилась на просмотр фильма. Сразу оговорюсь - я рада, что не посмотрела его в детском возрасте и тем более в кинотеатре, ведь он действительно может потрясти душу ребёнка. Но поставить его в один ряд со знаменитыми советскими киносказками А. Роу невозможно. По моим субъективным ощущениям, это абсолютно новаторский для СССР фильм и совершенно уникальный. В Википедии его называют сказкой-аллегорией, а по сути это не сказка, а фэнтези с элементами триллера. Просто в Советском союзе ещё не существовало такого понятия.

Ещё меня удивил антураж - фильм снят в духе Средневековья, хотя действие происходит в вымышленном пространстве и времени. У зрителя, знакомого со средневековой живописью, невольно могут возникнуть ассоциации с полотнами нидерландского художника конца XV XVI вв. Иеронима Босха. Но если странные картины Босха вызывают у меня смешанное чувство интереса и отторжения (ну не могут у меня вызвать симпатию, например, перекошенные рожи персонажей полотна "Несение креста"), то некоторые сцены фильма, в целом очень яркого и красочного, просто жуткие. Особенно пугающие - сцены зачумленного города, сцена со скелетами на верхушке башни и сцена смерти Орландо. А по сравнению с колдуньей Чумой Баба Яга в исполнении Георгия Милляра - просто девочка-припевочка.

Одним из самых эффектных эпизодов картины стало явление Чумы. Олицетворенная в буйстве красок в облике зловещей женщины она сеет погибель и наслаждается агонией. Жуткая особа питается смертью и страданиями людей, ее преображение от нищенки до темной леди проходит в атмосфере неотвратимой погибели. Не зря для этой роли режиссер задействовал одну из сильнейших лицедеек Восточной Европы, румынскую актрису Кармен Галин.

Родилась актриса в послевоенном Бухаресте, родители принадлежали к румынской богеме, среди родни были скульпторы, музыканты, художники и архитекторы. Когда девочке было два года, мать переехала с двумя дочерьми к родственникам в город Клуж-Напока. Детство Кармен прошло в окружении высокого искусства, сама девочка была музыкальна, занималась на фортепиано, любила танцевать и участвовала в любительских театральных постановках.

Девушка вернулась в Бухарест для поступления в Архитектурный институт. В столице Кармен увлеклась театром и получила прекрасное театральное образование. Ее педагогом был патриарх румынского театра Йон Шахигьян. Мэтр отобрал Кармен на свой курс при конкурсе 600 кандидатов на место. Студенткой второго курса Кармен выступила в Москве на сцене легендарного Малого Театра.

После окончания учебы актриса отправилась в небольшой городок Пьятра-Нямц и играла в местном Театре Молодежи. Затем проявила себя на сцене драматического театра города своей молодости Клуж-Напока и была приглашена в труппу крупнейшего в Румынии Национального Театра Бухареста. Кармен проявила себя как мощная драматическая и характерная актриса, часто играла главных героинь в постановках Русской классики.

В 1995 году из-за конфликта с руководством Кармен ушла из театра и покинула искусство. В дальнейшем к актрисе постоянно поступали предложения ролей. Но она отказывалась из-за низкого качества предлагаемого материала. После ухода из театра Кармен Галин ни разу не играла в кино и не выходила на сцену театра. Хотя активно участвовала в культурной жизни своей страны и посещала мероприятия.

Остаток дней Кармен посвятила общественной деятельности, она занималась охраной домашних животных. Ушла 13 марта 2020 года накануне своего 74-летия.


Молодость вне возраста. Как одеваться, чтобы выглядеть моложе

Вы научитесь подбирать и сочетать одежду, чтобы она не подчеркивала ваш возраст, а, наоборот, создавала образ женщины вне возраста. Поймете, какие модные вещи точно нельзя носить, а какие — способны сбросить 10-20 лет. Узнаете, какие хитрости используют звезды, чтобы казаться моложе.

Бесстрашная Марта отправляется на поиски брата

Сюжет картины такой: сироты брат и сестра Май и Марта живут в страшной нищете. Правда, у Мая есть чудесный дар: он чувствует золото и умеет находить клад. Но от этого у мальчика сильно болит голова и он даже теряет сознание. Поэтому Марта не позволяет Маю пользоваться своими способностями, полагая, что здоровье малыша — слишком высокая цена за благополучие.


Но однажды в рождественскую ночь разбойник Горгон похищает Мая, чтобы заставить его искать клад. И тогда бесстрашная Марта отправляется на поиски брата.

На своем пути девушка встречает Орландо — философа, лекаря и поэта, вместе с которым проходит через множество испытаний…

Дело в том, что Александр Митта снимал фильм не столько для детей, сколько для взрослых. Поэтому он сделал картину не привычной сказкой, а многослойной философской притчей, вложив во все сюжетные линии двойной смысл.

Например, в начале путешествия Марта и Орландо оказываются в стране, которая расположена… на спине Дракона.

Не менее символичным стал и эпизод со страной, в которую пришла чума. Поскольку картину снимали не только в Советском Союзе, но и в Румынии и Чехословакии, то режиссер решил и здесь заложить метафору.

По словам Митты, под чумой он имел в виду советские танки, которые вошли в Чехословакию и перевернули там всю жизнь.


Когда же режиссер отказался вырезать целую сюжетную линию, картину запретили к прокату и у нас, и за рубежом, а фильм положили на полку.



Миронов устроил фантастический вечер

Митта пошел навстречу Миронову и сделал с ним кинопробы, которые получились очень удачными. Тем не менее, Митта все еще колебался — кого из двух артистов выбрать.



Уже позже Митта вспоминал, что на киностудии после съемок эпизодов с Мироновым всегда раздавались восторженные аплодисменты. Хлопали артисты, операторы, гримеры, костюмеры, рабочие и просто случайные люди, оказавшиеся в павильоне.


Главную женскую роль девочки Марты в картине сыграла актриса Татьяна Аксюта. Интересно, что на момент съемок Татьяне было уже 26 лет, но благодаря маленькому росту и хрупкому телосложению ей без труда удалось вжиться в роль.

По воспоминаниям актрисы, очень помогало то, что Андрей Миронов с первого дня съемок относился к ней именно как к маленькой девочке и старался опекать во всем. Хотя артисту было очень нелегко — незадолго до начала работы над картиной у него умер отец.

Кстати, для выполнения сложных трюков, которых в картине немало, к Татьяне была приставлена каскадерша. Но актриса все равно во многих экстремальных сценах предпочитала сниматься сама.


В поисках пропавшего Мая герои попадают в страну, где царит Чума. Эту роль сыграла известная румынская актриса Кармен Галин.

Правда, поначалу путники принимают суету на улицах и мелькание факелов за какой-то праздник. И не догадываются, что на самом деле это горят зачумленные дома и трупы. А, разобравшись что к чему, Орландо говорит Марте:


К сожалению, эта фраза становится пророческой: убив Чуму и освободив от нее страну, Орландо погибает.

Одна из самых сильных и безусловно недетских сцен фильма — когда огромные мортусы в черных костюмах поливают тело Орландо горючим маслом и поджигают. А потом страшными вилами-когтями сгребают в костер рукописи — дело всей его жизни.

Когда же на месте гибели Орландо остается только черное выжженное пятно, Марта молча ложится на него, раскинув руки крестом, как будто хочет вобрать в себя остатки душевного тепла родного и любимого человека.

Сказка странствий кадры из фильма

Вы хотите зарегистрироваться?

Сказка странствий (1983): смотреть онлайн

информация о фильме

Александр Митта

Юлий Дунский , Александр Митта , Валерий Фрид

Валерий Шувалов

Альфред Шнитке

Теодор Тэжик

Андрей Миронов , Татьяна Аксюта , Лев Дуров , Ксюша Пирятинская , Балтыбай Сейтмамутов , Валерий Сторожик , Кармен Галин

Жили-были двое бездомных сирот. Маленький Май обладал необыкновенным даром находить спрятанное золото. Однажды в рождественскую ночь злой и жадный Горгон, переодевшись Дедом Морозом, украл мальчика. И тогда Марта отправилась на поиски брата. В этом нелегком пути ее всегда сопровождал веселый и добрый друг Орландо - врач, поэт, философ, путешественник. Пока она его искала, Май превратился в жадного и черствого человека. Но терпение, любовь и надежда девочки смогли воскресить душу брата.

последнее обновление информации: 24.10.21

критика

Когда-то Александр Митта был признанным мастером кино для детей ("Звонят, откройте дверь", "Точка, точка, запятая. "). Потом осваивал "взрослый" экран ("Гори, гори, моя звезда", "Сказ о том, как царь Петр арапа женил", "Экипаж").
И вот возвращение в мир кино, для тех кому "до 16". Все так. Но возвращение это не прямое. Режиссер поставил перед собой нелегкую задачу - изучив вкусы зрителей, особенно молодых, создать увлекательное сказочное зрелище. И при этом еще и придать характерам персонажей бытовую и психологическую достоверность.
Плюс многоадрестность и многослойность - не только для детской, но и для взрослой аудитории.
"Сказка странствий" оригинальна по сюжету. И вместе с тем во многих эпизодах ощутима неслучайная стилизация под западноевропейский фольклор. История бедных сироток Марты (Татьяна Аксюта) и Мая начинается феерическим рождественским празднеством сверкающего бенгальскими огнями городка в духе сказок братьев Гримм. Да и дальше ход событий - кража маленького Мая злым разбойником Горгоном (Лев Дуров) вроде бы настраивает нас на привычный лад сказки о поисках пропавших братьев и сестер. Однако авторы делают все, чтобы привычное чаще оборачивалось непривычным. Прежде всего, Александр Митта заведомо отказывается следовать неписанному закону российских киносказок прежних лет, где малейшее эмоциональное напряжение, едва зародившееся душевное волнение, страх за судьбу героев мгновенно переводились в комическое русло или сразу же разрешались спасительным образом. Используя технологии фильма ужасов, режиссер дает возможность поволноваться за Марту, Мая и ученого лекаря Орландо (Андрей Миронов) самым нешуточным образом. И дети замирают от страха, пугаясь то огнедышащего дракона, то ведьму-чуму с пальцами-змеями.. Но испытания и опасности, которые встречают на своем пути Марта и Орландо, нужны авторам, чтобы еще раз, в полном соответствии с законами настоящей сказки, вселить в юных зрителей веру в добро, любовь, справедливость, верность. Итак, сказка для детей? И да, и нет. Ибо во многие эпизоды ("рай" на спине дракона, суд над Орландо) вкладывается подтекст, явно рассчитанный на взрослых. Да и прозрачная стилизация изображения под мистические "фэнтази" (вроде "Экскалибура" Дж.Бурмэна) тоже адресована не детям. Тоже, впрочем, можно сказать и об актерской игре. И Андрей Миронов, и Лев Дуров не склонны к однозначности. Орландо, который, кажется, успел узнать то, на что человечеству потом понадобятся века, сыгран Мироновым без излишнего гротеска - непоследовательным, порою слабым. Его герой способен на опрометчивый поступок, но он чист душой, искренен и бескорыстен. Так и Лев Дуров не педалирует порочные страсти своего Горгона. Его персонаж, пожалуй, не лжет, когда грустно говорит Марте, что золото не принесло ему счастья, и смысл жизни он видит в своем наследнике. И когда в финале камера Валерия Шувалова сквозь золотой дождь несметных сокровищ, улетающих в неистовом вихре, пробирается к ложу Горгона, мы видим, что тот пытается задержать ускользающие драгоценности, скорее, по инерции. Он стар. Он потерял Мая. Он почти мертв.

Сказка странствий кадры из фильма

Вы хотите зарегистрироваться?

Сказка странствий (1983): смотреть онлайн

актеры и роли

Андрей Миронов

Андрей Миронов

Татьяна Аксюта

Татьяна Аксюта

Лев Дуров

Лев Дуров

Ксюша Пирятинская

Ксюша Пирятинская

Балтыбай Сейтмамутов

Балтыбай Сейтмамутов

Валерий Сторожик

Валерий Сторожик

Кармен Галин

Кармен Галин

Вениамин Смехов

Вениамин Смехов

Эвжен Егоров

Эвжен Егоров

Жан Лорин Флореску

Владимир Басов

Владимир Басов

Мари Росулкова

Мари Росулкова

Зденек Ржегорж

Вацлав Котва

Вацлав Котва

Петр Ханус

Петр Ханус

Владимир Долинский

Владимир Кремена

Владимир Кремена

Александр Пятков

Александр Пятков

Валерий Симунин

Олег Штода

Дмитрий Альперов (II)

Карел Бьелоградски

Б. Джандавлетов

Б. Джандавлетов

Роджин Константин

Октавиан Котеску

Октавиан Котеску

Овидиу Молдован

А. Панов

Александр Титов

Карел Габл

О. Завьялова

Сергей Самойлов

Дмитрий Титов

Вадим Иванов (II)

Елена Кузьмина (II)

Елена Кузьмина (II)

Юрий Саранцев

Виктор Сергачёв

Виктор Сергачёв

Екатерина Васильева

Всеволод Ларионов

Марина Неёлова

Роджин Константин

Вы хотите зарегистрироваться?

Ошибка

кадры из фильма >>

Сказка странствий (1983) фотографии

Сказка странствий (1983) фотографии

Сказка странствий (1983) фотографии

Сказка странствий (1983) фотографии

дополнительная информация >>

обсуждение >>

Любимый фильм. Сказка для взрослых, а вернее - фильм-притча, для взрослых. Стараюсь пересматривать каждый раз, когда идет по ТВ. Очень нравится здесь Миронов. Нравится, как Аксюта играет преображение от. читать далее>>

№ 340 Наталья Наромса (Москва). В чём-то вы правы. Я недавно пересматривал фильм, и он показался мне почему-то более мрачным, чем тогда, когда я впервые посмотрел его в кино. Может быть, в кино картинка. читать далее>>

Сейчас в меня полетят тапки)). Мне почти 60 лет и первый раз я увидела этот фильм в начале 80-х. Фильм не понравился. Особенно не понравился Миронов, казалось "ща спою". Фильм мрачен, дипрессивен. читать далее>>

Почему-то во всех встречающихся мне отзывах финал фильма понимается прямолинейно, что, на мой взгляд, неверно. Думаю, что в конце речь идет вовсе не о переселении душ как таковом, а о традиционной для. читать далее>>

Простота, понятно, хуже воровства. Но взрослые истеричные интонации Неёловой, наработанные на разных "осенних марафонах", выводят из себя. . читать далее>>

Исполнилось 80 лет Вениамину Смехову

Читайте также: