Слова мартина лютера во время бубонной чумы

Обновлено: 19.04.2024

Дмитрий, а нужно ли это Богу? Здравый смысл-то не надо терять.
Нельзя заразиться от Крови и Тела Христовых, но можно перенять инфекцию от окружающих вещей или целуя один предмет с инфицированным.
Здесь несколько человек выразили возмущение по поводу одноразовых ложечек, а что такого, если ситуация усугубится? Лжица не главное в Евхаристии..
Тест Таинство Евхаристии

Дед Сергий

Сергей Алексеев

Дед Сергий

Рост должен быть по экспоненте, вчера сердитые легитимисты меня упрекали в "эмоциях", повторю POST врача из Липецка, где нет "официально" больных короновирусом:

Цифры, на примере липецкой инфекционной больницы, 12 марта: 7 больных коронавирусом в периоде до 12 марта включительно. Положили в спец. отделении, все с легкой формой заболевания, подозрением и т.п., симптомы отсутствуют, или слабо выражены. Среди них семейная пара, вернувшаяся из поездки в Италию. Жене сделали анализ, не известно где и как, упаковали в спец. средство для перевозки типа "дышащего" мешка, так и доставили. Муж от госпитализации сперва отказался, но съездил домой, обмазался "макаронами" из "зомбо-ящика", вернулся в больницу. Там же есть лаборатория, в которой возможно сделать соотв. анализ, но этого не происходит, то ли образцов нет (вируса), то ли указаний из эпид. надзора. Остальным 5 заболевшим анализы делали аналогично, не понятно где и как.


Итак, анализов не делают, а больные - ЕСТЬ! А в Москве - как в Италии, здесь тоже стада туристов из Китая бродили до января включительно!

Сергей Калайда

24.11.1959 - 02.02.2022

ИванВл

Рост должен быть по экспоненте, вчера сердитые легитимисты меня упрекали в "эмоциях", повторю POST врача из Липецка, где нет "официально" больных короновирусом:


Итак, анализов не делают, а больные - ЕСТЬ! А в Москве - как в Италии, здесь тоже стада туристов из Китая бродили до января включительно!

Да и у нас официальных то нет.
По теме запрет больше 50-ти не собираться практически по всей стране. Надо дождаться официального разъяснения от РПЦ.

Сергей Калайда

24.11.1959 - 02.02.2022

Советы Мартина Лютера во времена смертельной болезни

Чёрная смерть вышла из Китая в период с 1347 по 1350 годы и убила четверть населения Европы того времени. Более поздние вспышки произошли и в 15 веке, оставив глубокие эмоциональные шрамы и ужас в воспоминаниях европейцев. Когда это заболевание было в стадии эпидемии, уровень смертности варьировался от 30 до 90 процентов.

В августе 1527 года бубонная чума поразила Виттенберг, где жил Лютер, и многие горожане спасались бегством из города. Несмотря на приказание курфюрста, который покровительствовал Лютеру, немедленно уходить, чтобы спасти свою жизнь, Лютер решил остаться, служа тем, кто заболел. Он оказался в эпицентре болезни. Жена мэра умерла на его руках, но он смело оставался в городе вместе со многими другими, чтобы в отчаянной ситуации нести надежду и Божье Слово.

Немецкий пастор по имени Иоганн Гесс написал Лютеру письмо, в котором он спросил, как должен вести себя пастор, столкнувшись с чумой. В ответном письме Лютер поделился советами, которые могут оказаться полезными для многих христиан даже в кризисе 21 века.

Кому можно уйти

Однако допуская это, Лютер ясно дал понять, что страх смерти — дело рук дьявола, и что ни один христианин не должен уступать ему. Воскресение Христа должно сделать всех христиан бесстрашными перед лицом смерти. Лютер советовал тем, кто оставался ухаживать за больными, не бояться, потому что Бог обязательно защитит.

Итак, некоторые должны оставаться. В нашем случае это обозначает оставаться в общении и помогать тем, кто оказался в вынужденной изоляции, пожилым и людям с ограниченными возможностями здоровья.

По убеждению Лютера, очевидно, что мэры, судьи, полицейские должны оставаться до тех пор, пока кризис не пройдёт, поддерживать общественный порядок. Государственные служащие, в том числе врачи, должны продолжать выполнять свои профессиональные обязанности.

Христиане должны быть добрыми самарянами, исполняя закон любви и гражданские законы. Это относится как к эпидемии чумы, так и вспышке коронавируса.

Возможность ухода за больными Лютер не оставляет только медицинским работникам. В то время, когда во всём мире сталкиваются с нехваткой больничных коек и персонала, его совет особенно актуален. Простые граждане, не имеющие медицинской подготовки, могут помогать больным. Лютер бросает вызов христианам, чтобы они искали возможности ухаживать за больными, как за самим Христом (Евангелие от Матфея, глава 25, стихи 41–46). Из любви к Богу рождается любовь к ближнему.

«Если кто-то заразился, ему следует самоизолироваться, чтобы не заразить других, и немедленно позвать на помощь. Следует обкуривать (дезинфицировать) дом, двор, прилегающую часть улицы.

Лютер предполагает, что если не делать этого — значит, поступать опрометчиво. Стремление спасти свою жизнь он считал естественным и библейски допустимым, как и использование лекарств. Лютер не был фаталистом.

Наконец, Лютер дает самый практический совет из всех. Люди должны готовиться к собственной смерти — слушая проповедь Божьего Слова и принимая причастие. Следует примириться с ближними, просить прощения и простить, привести в порядок дела и, позаботившись таким образом о своей душе, предстать перед Богом. Это в любом случае хороший совет.

Подтекст

31 декабря 2019 года чиновники Министерства здравоохранения Китая предупредили Всемирную организацию здравоохранения о новой форме пневмонии в городе Ухань, которую они никогда раньше не видели. К 7 января 2020 года медики объявили, что выявили новый вирус в семействе коронавирусов, который они обозначили 2019-nCoV. К коронавирусам относятся обычная простуда и атипичная пневмония (SARS — тяжёлый острый респираторный синдром). Вирус распространяется от инфицированного человека при кашле или чихании. Можно заразиться, находясь в непосредственной близости, касаясь поверхностей, на которых может быть вирус, а затем касаясь лица или носа. Новый тип коронавируса распространился почти во всех странах мира, и по состоянию на 17 марта 2020 года число заразившихся в мире превысило 180 тыс. человек, более 7 тыс. скончались, сообщает ТАСС.


Как не удивиться тому, что это было написано в начале XVI века.Философом и богословом Мартином Лютером. (Martin Luther).

Лютер перевел на немецкий язык Новый Завет. За основу им впервые был взят текст на древнегреческом языке. Все существовавшие ранее немецкие переводы были сделаны с латыни - то есть с переводов, содержавших большое число неточностей. Многие слова и понятия Лютеру пришлось придумывать самому, т.к. в немецком их вообще не было. Первое печатное издание Нового Завета в переводе Лютера вышло в 1522 году и стало настоящим бестселлером. Заслуга эта принадлежит знаменитому художнику - Лукасу Кранаху Старшему, владевшему в Виттенберге большой графической мастерской. Он создал многочисленные портреты Лютера, иллюстрировал протестантские памфлеты, а позже участвовал в издании немецкого перевода Священного Писания - Библии Лютера.
Общий тираж Библии Лютера только за первые двенадцать лет составил 100 тысяч экземпляров. Она стала самой продаваемой и читаемой книгой всего XVI века. Лютер считается основоположником литературного немецкого языка.

А начиналось всё.
В 1501 году Лютер окончил школу и поступил в Эрфуртский университет (философский факультет). Получив степень бакалавра (1503 год), молодого Лютера пригласили читать лекции студентам по философии. Параллельно он изучал основы юридического дела по желанию отца. Окончив университет, Мартин Лютер решился на поступок, которого никто от него не ожидал. Философ отправился в монастырь служить Богу. В 1506 году Мартин Лютер принял монашество, а через год - священство, став братом Августином.

В 1508 году генеральный викарий рекомендовал Лютера в качестве преподавателя Виттенбергского университета. Здесь он обучал молодых ребят диалектике, физике. Вскоре он получил степень библейского бакалавра, что позволило преподавать студентам богословие. Лютер имел право толковать библейские писания, а чтобы лучше вникнуть в их смысл, стал изучать иностранные языки.

В 1511 году Лютер посетил Рим, куда отправили его представители священного ордена. Здесь он столкнулся с противоречивыми для себя фактами относительно католицизма. С 1512 года занимал должность профессора теологии, читал проповеди, исполнял обязанности смотрителя в 11 монастырях.

Когда Лютер был ещё молодым священником, главной темой его размышлений было покаяние и отпущение грехов. Возмущенный широкой торговлей индульгенциями, он решил провести по этому поводу богословский спор-диспут о том, можно ли спасти грешную душу за деньги, как тогда уверяли папа и римская курия. По мнению Лютера это противоречило Священному Писанию.

В 1518 году вышла папская булла, подвергшаяся критике с точки зрения Мартина. Лютер окончательно разочаровался в католических учениях. Философ и богослов сочиняет собственные 95 тезисов, которые в корне опровергают постулаты Римской церкви.

Согласно новаторству Лютера, государство не должно зависеть от духовенства, а последнее не обязано выступать в роли посредника между человеком и Владыкой всего сущего. Мартин не принимал изречений и требований относительно безбрачия духовных представителей, разрушал авторитет декретов Папы. Подобные реформаторские действия наблюдались в истории и ранее, но позиция Лютера оказалась достаточно шокирующей и смелой.

Человек может и должен обращаться к своему Создателю напрямую через молитвы и не нуждается для этого ни в церкви, ни в священниках, ни в святых посредниках. Выводы Лютера, в начале - лишь теоретически, подрывали фундамент, на котором была выстроена духовная власть в католицизме, вернее - грозили этот фундамент полностью разрушить.
Однако католическая церковь не намеревалась просто так сдавать свои позиции, как показал ход истории после обнародования Лютером 95 тезисов, положивших начало Реформации в Германии.

Слухи о новых идеях, распространившихся в немецких землях, вскоре дошли до Рима, где вызвали глубокую озабоченность папы и всей курии, заподозривших Лютера в ереси. В июне 1518 года было начато церковное расследование. Через несколько месяцев он был вызван на рейхстаг в Аугсбург, чтобы ответить на вопросы кардинала Фомы Каэтана.

Папский легат пытался побудить Лютера к молчанию, но тот наотрез отказался отрекаться от своих взглядов - как на допросах, так и во время диспутов. В 1519 году на трон Священной римской империи взошел Карл V (1500-1558) - представитель династии Габсбургов, ставший его новым могущественным противником.

В 1520 году непокорный монах из Виттенберга, продолжавший еще верить в то, что он может добиться изменений в католической церкви, написал несколько своих главных программных трудов. Важнейшим из них считается трактат "О свободе христианина" ("Von der Freiheit eines Christenmenschen") - своего рода христианский основной закон, некоторые места которого звучат как призывы к революции. Смысл христианской жизни Лютер сформулировал в двух тезисах: "Христианин является совершенно свободным господином всего сущего, и не подвластен никому; христианин является покорнейшим слугой всего сущего, и подвластен всем".

Эти мысли убедили и привлекли тогда на сторону Лютера многих людей, стремившихся к свободе - освобождению от страха перед смертью и адских мук, освобождению от индульгенций и других поборов, освобождению из-под властного гнета.


Однако сам Лютер понимал свободу иначе, чем его современники. То есть говорил о другой свободе - в теологическом смысле, ссылаясь на апостола Павла, согласно которому человек в своих побуждениях никогда не свободен, а подвластен либо влиянию дьявола, либо Христа. Говоря другими словами, в человеке господствует либо грех, либо добродетель. В этом смысле Лютер и пытался освободить человека - освободить от греха, привести ко Христу. Дух свободы, как его видело большинство современников Лютера, для него самого не был добрым духом. Подтверждением тому для Лютера станет Крестьянская война в Германии 1524-1526 годов - народное восстание, жестоко подавленное немецкими князьями. Лютер отвергал политическую радикализацию и революцию.

Провокационные тезисы, реформаторские трактаты, категорический отказ отречься от своих взглядов. В январе 1521 года терпение папы римского было исчерпано. Лев X предал Лютера анафеме. В апреле этого же года непокорный монах должен был держать ответ перед императором и князьями, собравшимися на очередной рейхстаг в Вормсе. В знаменитой речи он заявил, что готов будет отречься от своих идей лишь в том случае, если они будут опровергнуты фактами из Библии. Лютер отказался поступать против своей совести, так как это, по его мнению, было бы неверно и не способствовало бы спасению души. Закончил он, обратившись за помощью к Богу, словами, которые стали легендарными: "На том стою и не могу иначе" ("Hier stehe ich und kann nicht anders").

После этого Карл V подверг его имперской опале и запретил распространение трудов, издав специальный Вормсский эдикт. Однако уже вскоре Лютер получил поддержку со стороны одного из немецких князей, вставшего первым из них на его сторону. Ему начал тайно помогать курфюрст Саксонии Фридрих III Мудрый (Friedrich der Weise). Когда Лютер, только что объявленный императором вне закона, то есть лишенный всех прав и защиты на территории империи, возвращался из Вормса домой в Виттенберг, этот курфюрст организовал его похищение, чтобы спрятать в замке Вартбург около Айзенаха, где он будет скрываться под псевдонимом "Юнкер Йорг" ("Junker J;rg") .

Несмотря на имперскую опалу, в марте 1522 года Лютер, пользуясь покровительством курфюрста, покинул Вартбург и вернулся домой в Виттенберг, где начал бурную деятельность. При этом ему постоянно удавалось удивлять современников. Еще несколько лет бывший католический монах продолжал соблюдать целибат, но в 1525 году женился на беглой монашке Катарине фон Бора (Katharina von Bora). В этом браке на свет появится шестеро детей. Дом Лютера в Виттенберге станет первым в истории пасторским домом евангелического священника в Германии и будет много веков служить образцом для пасторских домов - центров общинной и духовной жизни протестантских приходов.

Мартин Лютер умер 18 февраля 1546 года во время поездки в родной город Айслебен, оставив после себя огромное наследие. Идеи Лютера распространились по Священной римской империи и всему Старому Свету. Для некоторых они стали благословением, для других - проклятием. Начатый Лютером процесс Реформации стал необратимым, как и вызванные Реформацией общественные и политические изменения. Однако на момент смерти Лютера еще никто не подозревал, какие последствия будут иметь конфликты между католиками и протестантами - религиозные войны XVI и XVII веков.

И ещё немножко цитат

Краткая история Реформации . Авторы: Клаус Кремер, Максим Нелюбин

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 31.05.2020. К. Г. Паустовский. д. р. 31 мая 1892 г
  • 24.05.2020. 24 мая 1940г родился Иосиф Бродский
  • 23.05.2020. Анастасия Ивановна Цветаева
  • 22.05.2020. Эдуард Дэлюж
  • 14.05.2020. ***
  • 12.05.2020. Андрей Вознесенский
  • 11.05.2020. ***
  • 09.05.2020. беспримерный подвиг наших саперов и советских рест
  • 07.05.2020. Стасов. В. В. очерк Художественная хирургия.
  • 06.05.2020. Мартин Лютер. Реформация.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+


Дик Харрисон (Dick Harrison) — профессор истории в Лундском университете. По его словам, Мартин Лютер разделял те антисемитские настроения, которых придерживались почти все в Германии XVI века. Равно как и многие в Швеции и Финляндии.


В Германии было иначе


Другими словами, евреев ненавидели повсеместно. Тем не менее в Германии их все-таки не изгоняли, как в Англии и Франции. Ведь регион был расколот на множество княжеств, и те не вводили единых запретов. Однако ненависть и антиеврейские настроения были привычными.


«В этом обществе Мартин Лютер и вел свою деятельность. Сначала Лютер стал читать Библию, переводить и усваивать ее послание.


В Новом Завете он наткнулся на евреев, которые убили Иисуса. Поскольку он вообще с самого начала был антисемитом, евреи в его глазах превратились в негодяев.


Иисус был евреем


Читая Библию, Мартин Лютер столкнулся с той простой истиной, что Иисус и сам был евреем.


Тем не менее профессор Харрисон подчеркивает, что основная причина антисемитизма Мартина Лютера крылась в той повсеместной ненависти к евреям, которая царила в Европе.


Взгляды Лютера менялись


Католический профессор теологии Вернер Жанронд (Werner Jeanrond) из Колледжа святого Бенета при Оксфордском университете настроен не так категорично, как его шведский коллега профессор Дик Харрисон.

КОНТЕКСТ
Эдуард VI и Папа: аллегория реформации
Индульгенция была хорошей идеей
Frankfurter Allgemeine Zeitung25.08.2016
Жизнелюбивые евреи связывают Трампа и Путина
Politico14.04.2017
Чего боятся украинские евреи
The New York Times14.04.2017
О евреях и об одной мечте
Delfi.lt23.02.2017
Еврейская боль
Globes29.11.2016
Жанронд рассказывает, что Лютер был убежден в том, что евреи обратятся в христианство, когда писал свой первый критический труд о евреях в 1523 году, примерно через три года после великой Реформации.


Лютер в старости


«Он расстался с иллюзиями и понял, что не все могли присоединиться к реформистскому походу. Ни турки, которых он называл мусульманами, ни евреи, ни католики, ни протестанты, отклонившиеся от его собственного учения.


Еврейский писатель и журналист Йоран Розенберг (G;ran Rosenberg) тем не менее говорит, что сочинение Лютера отличается от других антиеврейских средневековых сочинений.


«В воздухе витал христианский антисемитизм, так как евреи было группой, которая отказывалась признать Иисуса Христа. Они претендовали на то, чтобы осуществлять связь с Богом, а ведь эту роль уже взяло на себя христианство.


Вера оправдывает средства


Хотя антисемитизм и имел место в лютеровской Германии, Лютер не всегда придерживался таких взглядов. Он разделял общее мнение, согласно которому евреи должны были признать Иисуса Христа богом. Но он не хотел их к этому принуждать. То есть он не был расистом, считает Розенберг.


Поворотный момент наступил примерно в середине 1530-х годов, когда Лютер больше не считал возможным принимать то, что евреи не признавали Иисуса как мессию.


Отношение Лютера к евреям изменилось, теперь он хотел либо обратить их, либо изгнать силой.


Четыреста лет спустя на сцену вышли Адольф Гитлер и нацисты, и кровавая баня для евреев воплотилась в жизнь. Нацисты использовали прямые отсылки к Лютеру. Часть из них считали, что вся нацистская программа давно существовала в сочинениях Лютера.


Профессор Дик Харрисон в этой связи решительно отрицает, что в том, что случилось с евреями во время Второй мировой войны, можно обвинить Лютера.


© AP Photo,
Евреи во время оккупации Варшавы Германией


Согласно Розенбергу, Лютер в Германии был канонической личностью, которая имела огромное влияние на нацистскую пропаганду.


Что сказал бы Лютер о Холокосте?


По мнению профессора Вернера Жанронда, Мартин Лютер пришел бы в ужас, узнав о Холокосте. В этом Жанронда поддерживает его коллега из Лунда Дик Харрисон.

Лютер Мартин
ЛЮ;ТЕР Мартин (Martin Luther; 1483, Эйслебен, Германия, — 1546, там же), один из основоположников протестантизма в христианской религии и крупнейший лидер немецкой Реформации.

Антиеврейская позиция Лютера вызвала разочарование и горечь в еврейских кругах, особенно в Германии, и отрицательное отношение к Реформации, хотя в реформаци­онном движения были и деятели (Генрих Буллингер в Швейцарии, Андреас Озиандер в Нюрнберге и другие), критиковавшие выпады Лютера против евреев. Высказывания Лютера оказали формирующее влияние на враждебное отношение лютеранской церкви к евреям и в течение столетий вдохновляли антисемитизм, служили истоком травли евреев и антиеврейской пропаганды, включая нацистскую.


Мартин Лютер (слева вверху) на картине Лукаса Кранаха Младшего Тайная вечеря (фрагмент)
Мартин Лютер (слева вверху) на картине Лукаса Кранаха Младшего

Легендарного богослова и реформатора Мартина Лютера (Martin Luther) аскетом нельзя было назвать. Он умел наслаждаться жизнью, и, как достоверно известно, питал особую слабость к жареной сельди и разваристой гороховой каше-пюре. Запивал он все это пивом, собственноручно приготовленным женой - Катариной фон Бора (Katharina von Bora).

XVI век - эпоха Реформации, открытий и… новых для Германии продуктов питания, таких как картофель, помидоры, сладкий перец, кукуруза, кабачки. Но все это буквально спасет Старый свет от голода намного позже. А пока что кухня четы Лютер - средневековая. И, заметим, отнюдь не такая однообразная, как можно было бы предположить, утверждает автор кулинарного путешествия в эпоху Реформации Лео Фогт (Leo Vogt). В "Кулинарной книге Лютера и Меланхтона" автор рассказывает о традиционной кухне Виттенберга - города, где встретились инициатор Реформации Мартин Лютер и его будущий верный соратник, гуманист Филипп Меланхтон (Philipp Melanchthon).

"Ешь пищу не сырую…

…пей воду ключевую, реки истину святую", - наставлял Мартин Лютер своих современников и, благодаря стараниям любимой жены, сам придерживался собственных советов. В хозяйстве Лютера насчитывалось десять свиней, пять коров, девять телят, козы, несколько лошадей, куры, гуси, утки, голуби.

Но мясо, как и рыбу, овощи, фрукты, яйца и сыр подавали на стол в качестве "гарнира" к основной еде - хлебу и зерновым. Белый хлеб, разумеется, ела в те времена только знать, черный - все остальные. На человека приходилось от 400 граммов до 1,6 кг в день, то есть в пять раз больше, чем едят в Германии сегодня.

Котел, сковорода на треноге
Кухня эпохи Реформации

Основные блюда - супы из капусты, репы, бобовых и каши - варили обычно над открытым огнем в больших котлах и сковородах на треноге. Мясо, птицу и рыбу готовили преимущественно на вертеле, прикрепленном над огнем на разной высоте: чем крупнее кусок, тем ниже. К жаркому подавали соусы и подливы, в которые добавляли травы, пряности, уксус, молотые орехи, яичный желток, иногда даже сахар.

КОНТЕКСТ
Как пили немцы в Средние века
Немцы уже в Средневековье любили хорошо погулять. А тот, кто мог себе это позволить, еще и щеголял при этом своим богатством, совершенно не думая о загрязнении окружающей среды. (16.01.2017)

500 лет c Мартином Лютером
Вартбург - замок, в котором Лютер перевел Новый Завет
Во времена Мартина Лютера на стол накрывали быстро, зачастую гости приносили с собой миски, кружки, ложки и ножи. Вилки в обиходе еще не прижились, а тем, кто пришел без собственной ложки, сосед по столу одалживал свою. Мясо, овощи и рыба подавались на стол крупными кусками, иногда целиком, и еду разделывали руками на деревянных досках или тарелках. Так делали все, даже знать.

За обеденным столом опального профессора Лютера собирались друзья, студенты, служанки, работники, нищие… Нередко Катарине нужно было накормить 50-60 человек одновременно. Во время поста (70 дней в году) ели лишь раз в день и на столе неизменно появлялась рыба - жареная на вертеле, копченая или соленая.

Козленок в молоке и бюргерский суп

На завтрак чаще всего ели овсянку с фруктами. О большой пользе именно этой каши писала еще знаменитая монахиня Хильдегарда Бингенская (Hildegard von Bingen). Иногда это был суп из свежей крапивы и листьев одуванчика. Он, по мнению современников Лютера, благотворно сказывался на пищеварении. В меню Катарины нередко включали козленка в молоке. Его тушили долго, добавив травы (чабрец, майоран), сухофрукты и чеснок. Чеснок - как средство, обладающее рядом чудодейственно-оздоровительных свойств, способное предотвратить страшную эпидемию и к тому же сдобрить практически любое блюдо, - Катарина использовала более чем щедро. Еще одно блюдо, которое готовили в котле, - тушеный кролик. Его тушили с морковью, пастернаком и айвой, сдобрив все внушительной порцией шалфея.

Бюргерский суп
"Бюргерский суп"

Для особо многолюдного застолья у мудрой хозяйки имелся проверенный и популярный "бюргерский суп". Его готовили и для народных гуляний, пиров, свадеб. Лео Фогт предлагает рецепт на. 400 человек: 5 кг зерен спельты (полбы) или перловки, замоченной с вечера, поставить варить. В это время в кипящую воду (130 литров) постепенно добавить по 3 кг моркови, пастернака, сельдерея, савойской капусты, фенхеля, лука-порея, фасоли, репчатого лука, брюссельской капусты и три большие головки чеснока. Овощи порезать кубиками, добавить лавровый лист, перец соль и травы по вкусу. Перед подачей в суп положить готовую крупу, можно добавить отварное мясо (10 кг). Если готовить с любовью, в хорошем настроении и смеяться во время шинковки лука, - успех гарантирован, обещает автор кулинарной книги.

Сорняки (они же дикие травы) - такие как щавель, валерианелла, чабрец, портулак или салат-латук - служили приправами. Фрукты ели свежими, тушеными, жареными, сушеными или маринованными. Делали впрок и так называемую "айвовую колбасу" - из айвы с добавлением меда, мелко порубленных орехов, сухофруктов, корицы и гвоздики.

Но пряностью "номер один" считался тмин (лат. Cаrum carvi). Со времен Карла Великого семенам этого скромного растения приписывались всевозможные свойства, его использовали даже как чудо-средство для повышения потенции.

Не забудем, конечно, и бузину. Соцветия, ягоды и листья этого воспетого поэтами и писателями кустарника творят настоящие чудеса. С соцветиями бузины готовили целебный чай, снимающий жар, делали сироп, блинчики, кнедли. А из плодов - желе, вино, знаменитый майский пунш, также добавляли в пиво …

Пиво по рецептам жены Лютера Катарины фон Бора
Пиво и ликеры готовят по рецептам жены Лютера Катарины фон Бора и сегодня

Ах да, пиво. Его во времена Лютера умела готовить каждая хозяйка. Варили хмельной напиток из чистой, ключевой воды. Свежее, еще некрепкое пиво пили иногда вместо обычной воды, качество которой было гораздо хуже. Поэтому любимый напиток немцев позволялось пить даже во время поста. Но в меру, ведь "пить без жажды, учиться без желания, молиться без искренности - впустую потраченное время", - цитирует Лео Фогт одно из назиданий великого богослова.

во-первых, сжечь (а что не сгорит, то засыпать землёй) все их синагоги и школы;
во-вторых, подобным образом разрушить и их дома, ибо в домах они могут устроить то же, что и в синагогах и школах (явно не называется в этом памфлете, но больше всего лютеран раздражали католические богослужения и католическая катехизация в синагогах, школах и домах евреев — то, о чём до рейхстага 1530 года они не подозревали);
в-третьих, изъять религиозную иудейскую литературу;
в-четвёртых, подобно тому, как римский папа за обман христиан утратил право их учить, запретить раввинам преподавать, так как они в противоположность закону Господа своенравно пользуются послушанием несчастного народа и пропитывают его ядом, проклятиями и богохульством, а всех книжников и талмудистов посадить в тюрьмы;
в-пятых, запретить иудеям свободное перемещение по стране, если же это не будет сделано законом, то протестанты вправе грабить их на дорогах[16];
в-шестых, запретить им ростовщичество, изъять у них все деньги и драгоценности из серебра и золота (то есть оставить им только медные деньги, расписки и т. д.). Их деньги не нужны христианским общинам, но из этих средств каждый обращённый в лютеранство иудей получит деньги на обзаведение хозяйством и прокорм его несчастной семьи в зависимости от потребности;
в-седьмых, принудить всех молодых и сильных их мужчин и женщин исключительно к тяжёлому физическому труду.
Хотя даже после этого немногие из них примут лютеранство и будут приняты лютеранами как братья, но отъезд упорствующих в своём лжеучении в другие страны, особенно в Иерусалим, не расстроит Лютера. Причём Лютер особо поясняет, что это — не месть, а лишь исполнение воли божьей.

Читайте также: