Смирнов василий павлович чума
Обновлено: 26.04.2024
Каждый человек должен знать историю своей страны, но мы просто обязаны знать историю своих дедов и прадедов.
Вложение | Размер |
---|---|
praded_podvig_vracha.ppt | 708 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Введение: История нашей страны знает немало примеров замечательных подвигов, совершенных соотечественниками. Одни из них остались в памяти людей надолго, другие остались незамеченными или забытыми. Но всех их объединяет одно: пренебрегая опасностью, люди рисковали своей жизнью для жизни и во имя жизней других людей. Актуальность: Актуальность темы заключается в том что любой подвиг, героический поступок является поучительным примером мужества, стойкости и самоотверженности, особенно для нас, подрастающего поколения. И очень важен в жизни любого молодого человека пример собственных родителей, дедов и прадедов… Цель: Рассказать о героическом жизненном пути моего прадеда Смирнова Василия Павловича на основе воспоминаний моего дедушки, газетных публикаций, изданных книг, автобиографии прадеда. Объект исследования: Биография Смирнова Василия Павловича. Предмет исследования: Жизненный подвиг врача эпидемиолога, спасшего человечество от страшной болезни – чумы.
Смирнов Василий Павлович (1901 – 1976 гг.)
Биография Смирнов Василий Павлович родился 27 июня 1901 г. в селе Алексеевка Курской губернии в семье крестьянина. В семье было 14 детей. Из них осталось в живых только трое – старшие брат и сестра. С десятилетнего возраста прадед стал батрачить на помещика. (пахота, сенокос, уборка хлеба, работал погонщиком лошадей). Заработок составлял 5 рублей в месяц. На эти деньги он жил сам и помогал семье. Вихрь революционных событий восемнадцатого года охватывает страну. Семнадцатилетним пареньком мой прадед добровольцем ушел в Красную Армию. В худощавом пареньке оказалась железная сила и он быстро научился управлять конем и клинком. В одном из боев в 1918 г. он получает контузию и болеет более четырех месяцев.
Было обнаружено, что противочумная сыворотка оказалась неэффективной. Люди, привитые подкожным методом все-равно заболевали. Случай, едва не приведший к смерти, помог прадеду высказать гипотезу о прививке путем закапывания вакцины в глаза. Прошли сотни экспериментов на животных. Требовалось проведение на человеке. Но кто решится даже после блистательных опытов на животных применить новый способ в борьбе за жизнь людей? Мой прадед решился – проверить на себе. Сначала его верная помощница, моя прабабушка Елена Константиновна, тоже врач чумолог, закапала ему в глаза прививку, а через две недели прадед заразил себя настоящей чумой: засучил штанину брюк, сделал на ноге 12 надрезов и стал втирать в ранки кишащую микробами чумы селезенку зараженной морской свинки. На семнадцатый день поединок врача и сокрушительной силы чумы закончился. Опасный эксперимент прошел удачно.
Его не стало в 1976 году. За 23 года до моего рождения… Вся жизнь моего прадеда – подвиг. Он совершал его в лабораториях Иркутского противочумного института, в забайкальской степи, степях Монголии, и везде, где бы его не забрасывала судьба. Трудная, черновая, малопривлекательная работа. Это и есть человеческий подвиг.
Вывод: Читая строки, написанные прадедом, страницы пожелтевших газет, я вдруг поняла, что вся жизнь прадеда – это неразрывная связь одного человека со всей человеческой историей, потому что он жил для жизней и во имя жизней других людей. И пока на Земле бушуют пожары войн, пока люди не научились договариваться друг с другом, его научный подвиг является актуальным.
Каждый человек должен знать историю своей страны, но мы просто обязаны знать историю своих дедов и прадедов.
Вложение | Размер |
---|---|
praded_podvig_vracha.ppt | 708 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Введение: История нашей страны знает немало примеров замечательных подвигов, совершенных соотечественниками. Одни из них остались в памяти людей надолго, другие остались незамеченными или забытыми. Но всех их объединяет одно: пренебрегая опасностью, люди рисковали своей жизнью для жизни и во имя жизней других людей. Актуальность: Актуальность темы заключается в том что любой подвиг, героический поступок является поучительным примером мужества, стойкости и самоотверженности, особенно для нас, подрастающего поколения. И очень важен в жизни любого молодого человека пример собственных родителей, дедов и прадедов… Цель: Рассказать о героическом жизненном пути моего прадеда Смирнова Василия Павловича на основе воспоминаний моего дедушки, газетных публикаций, изданных книг, автобиографии прадеда. Объект исследования: Биография Смирнова Василия Павловича. Предмет исследования: Жизненный подвиг врача эпидемиолога, спасшего человечество от страшной болезни – чумы.
Смирнов Василий Павлович (1901 – 1976 гг.)
Биография Смирнов Василий Павлович родился 27 июня 1901 г. в селе Алексеевка Курской губернии в семье крестьянина. В семье было 14 детей. Из них осталось в живых только трое – старшие брат и сестра. С десятилетнего возраста прадед стал батрачить на помещика. (пахота, сенокос, уборка хлеба, работал погонщиком лошадей). Заработок составлял 5 рублей в месяц. На эти деньги он жил сам и помогал семье. Вихрь революционных событий восемнадцатого года охватывает страну. Семнадцатилетним пареньком мой прадед добровольцем ушел в Красную Армию. В худощавом пареньке оказалась железная сила и он быстро научился управлять конем и клинком. В одном из боев в 1918 г. он получает контузию и болеет более четырех месяцев.
Было обнаружено, что противочумная сыворотка оказалась неэффективной. Люди, привитые подкожным методом все-равно заболевали. Случай, едва не приведший к смерти, помог прадеду высказать гипотезу о прививке путем закапывания вакцины в глаза. Прошли сотни экспериментов на животных. Требовалось проведение на человеке. Но кто решится даже после блистательных опытов на животных применить новый способ в борьбе за жизнь людей? Мой прадед решился – проверить на себе. Сначала его верная помощница, моя прабабушка Елена Константиновна, тоже врач чумолог, закапала ему в глаза прививку, а через две недели прадед заразил себя настоящей чумой: засучил штанину брюк, сделал на ноге 12 надрезов и стал втирать в ранки кишащую микробами чумы селезенку зараженной морской свинки. На семнадцатый день поединок врача и сокрушительной силы чумы закончился. Опасный эксперимент прошел удачно.
Его не стало в 1976 году. За 23 года до моего рождения… Вся жизнь моего прадеда – подвиг. Он совершал его в лабораториях Иркутского противочумного института, в забайкальской степи, степях Монголии, и везде, где бы его не забрасывала судьба. Трудная, черновая, малопривлекательная работа. Это и есть человеческий подвиг.
Вывод: Читая строки, написанные прадедом, страницы пожелтевших газет, я вдруг поняла, что вся жизнь прадеда – это неразрывная связь одного человека со всей человеческой историей, потому что он жил для жизней и во имя жизней других людей. И пока на Земле бушуют пожары войн, пока люди не научились договариваться друг с другом, его научный подвиг является актуальным.
Родился 29 марта 1870 года в селе Казанском Богородского уезда Московской губернии, в семье священника.
Окончил духовную семинарию [1].
Преподавал в Спасской церковноприходской школе графа Орлова-Давыдова в Бронницком уезде, состоял членом Общества педагогов средних учебных заведений Москвы.
С 1892 года служил псаломщиком в храме Николая Заяицкого в Москве. С 1901 года преподавал Закон Божий в нескольких церковноприходских школах, в большинстве из них трудился бесплатно.
Женился и в 1907 году и был рукоположен во диакона, а в 1914 году - во священника к Николо-Заяицкому храму.
С 1929 года - настоятель Московского храма Николая Заяицкого. Хлопотал перед властями, чтобы церковь не закрывали, но в 1933 году храм был закрыт.
С 1933 года служил в Знаменском храме в селе Знаменском Кунцевского района Московской области. Также окормлял прихожан на своём дому, городе Кунцеве (ныне в черте Москвы), на 7-м Московском переулке, 11.
Прот. Василий Смирнов. Фото из следственного дела |
На допросах и очной ставке виновным себя не признал. 7 июня 1938 тройкой при УНКВД по Московской области приговорен к расстрелу по обвинению в "антисоветской агитации." Отцу Василию инкриминировались следующие слова:
"Скоро настанет время, когда откроют все церкви, потому что большевики чувствуют гибель свою. Придет управлять страной Царь, тогда будем опять жить хорошо."
1 июля 1938 года был расстрелян на Бутовском полигоне и там же захоронен.
23 августа 1989 был реабилитирован прокуратурой Москвы. По заявлению правнука святого, протоиерея Димитрия Смирнова, его житие было рассмотрено к канонизации. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 года, по представлении Московской епархии, причислил его к лику священномучеников и установил ему память в день кончины.
Молитвословия
Тропарь, глас 5
Нело́жный учи́тель зако́на духо́внаго/ облича́ет поуче́ния тще́тным,/ по́двигом до́блим священнострада́ния,/ беззако́нных же шата́ния посрамля́ет,/ сего́ ра́ди свяще́нство ца́рственное прие́млет на небесе́х/ Васи́лий прехва́льный,// моли́твенник о душа́х на́ших.
Кондак, глас 4
Пе́рвее во учи́тельстве изря́дствуя,/ та́же и свяще́нства благода́ть восприи́м,/ на небоше́ственное по́прище подви́глся еси́, Васи́лие,/ житие́м и сме́ртию пропове́дуя// мир Христо́в, всяк ум преиму́щ.
Награды
Литература
- ГА РФ, Ф. 10035, Оп. 1, Д. 24042.
- Списки клириков и мирян, расстрелянных и захороненных в районе пос. Бутово Московской обл.
- Материалы Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви.
- ЦГИАМ, Ф. 2121, Оп. 1, Д. 1844, л. 113 об.- 115.
- ГАРФ, Ф. 10035, Д. 24042.
- Архив Управления Мин-ва безопасности РФ по г. Москве и Московской обл., Д. 24042.
- Мартиролог расстрелянных и захороненных на полигоне НКВД "Объект Бутово" 08.08.1937-19.10.1938, М.: "Зачатьевский монастырь", 1997, 319.
- Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12-16 августа 2000 г.
- Синодик пострадавших за веру и Церковь Христову в Бутово, М.: ПСТБИ, Братство во Имя Всемилостивого Спаса, Община Храма свв. новомучеников и исповедников российских в Бутово, 1995.
- Короленков, А., свящ., "Сщмч. Василий (Смирнов)," ЖНТР, Моск., Июнь-Авг., Тверь, 2003, 34-37.
Использованные материалы
[1] Так по статье Православной энциклопедии. Согласно БД ПСТГУ - окончил Московскую духовную семинарию лишь после 1921 года.
Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.
"СМИРНОВ ВАСИЛИЙ ПАВЛОВИЧ" еще можно поискать:
Поведаю читателям об одном жителе Араслановского совхоза, который стал, как и многие другие, невинной жертвой, раздавленной адской сталинской репрессивной машиной, о В. П. Смирнове. Забегая вперед, отмечу, что знал его много лет. Он не раз рассказывал мне о своей судьбе, опаленной тюрьмой и войной.
Василий Павлович Смирнов, уроженец деревни Узи Мелеузовского района, родился в 1907 году. Рабочий Араслановского мясо-молочного совхоза, арестован 19 декабря 1937 года, приговорен к лишению свободы на десять лет. Реабилитирован 29 ноября 1989 года.
Как это было? Он родился, вырос в многодетной крестьянской семье, с ранних лет трудился пастухом. Отец его вел личное хозяйство, имея коров и другой крупнорогатый скот. В совхозе считался ударником по выращиванию зерновых культур, а в животноводстве вместе с другими односельчанами, добивался высоких привесов, продуктивности общественного поголовья. В конце двадцатых годов Василий женился на красивой деревенской девушке из Самаро-Ивановки Евдокие Костеркиной. Со временем семья росла. К 1937 году в семье уже были дети Лиза, Николай, Анастасия и двухлетняя Маша. Взрослые дети участвовали в нелегком сельском труде, помогая родителям. Счастье, радость, мирная жизнь царили в доме.
В октябре 1941 года был призван на фронт. Срочно одели, вооружили и – прямо на передовую в штрафную роту, в самое пекло сражений, где шло наступление Западного фронта под командованием генерала армии К. Г Жукова.
– Бой был ожесточенный, враг пытался захватить столицу, но рубеж отстояли. Из 65 бойцов-штрафников остались в живых только девять. Меня тяжело ранило разрывной пулей в правое плечо, остался без лопатки на спине. После продолжительного лечения в разных госпиталях вновь сражался уже на правах советского солдата, воевал на других фронтах, был контужен, вместе с однополчанами дошел до государственной границы СССР, освобождал Австрию. С боевыми наградами демобилизовался на Родину, в деревню Дмитриевку, куда переехала семья без меня, – рассказывал Василий Павлович.
От себя добавляю, что в отделении Тукмак Араслановского совхоза В. П. Смирнов продолжал работать конюхом еще долгое время, до ухода на пенсию. В их семье прибавилось еще трое детей – Клавдия, Валентина, Михаил.
– Батя и матушка наши были примером для нас в трудолюбии, воспитании, дали образование, сделали все возможное и невозможное, чтобы выросли мы достойными людьми, – признают и говорят уважительно Смирновы.
Умер и похоронен В. П. Смирнов в г. Мелеузе в 1988 году. В дом Смирновых сообщили из вышестоящих прокурорских инстанций, что Василий Павлович реабилитирован посмертно.
Эпидемии чумы, опустошавшие Европу во второй половине XIV столетия и получившие у современников название Черной Смерти, отличается от всех следующих равно как от предыдущих чумных эпидемий необычайными размерами и особенной злокачественностью.
Информация о Черной смерти совпадает между самым важным западноевропейским историческим документом — описание чумы Габриеля де-Мюсси — и русскими летописями.
Как там, так и здесь 1346 год называется годом первого появления Черной Смерти на Востоке. В 1346 году на Востоке умирало бесчисленное множество татар и сарацинов от неизвестной внезапной болезни. В городе Танне, подвластном татарам, в этом году произошло столкновение между монголами и генуэзцами, следствие которого генуэзца бежали в Каффу, где татары осаждали из в течение 3-х лет. Среди татар появилась чума, и ежедневно их умирало несметное число. Тогда они в ожесточении и отчаянии стали бросать трупы умерших от чумы при помощи метательных машин, в город, с целью погубить неприятеля. Это им вполне удалось. В городе началась паника, и итальянцы, бросив его, бежали к себе на родину. Далее де-Мюсси пишет, что по дороге среди беженцев началась ужасная эпидемия: из 1000 осталось только 10 живых.
Ввиду такого хода чумы, главным же образом ввиду того, что первое развитие ее в Европе происходило на юго-востоке, по соседству с Россией и притом в стране, с которой Россия в то время находилась в постоянных и близких сношениях, можно бы было думать что зараза прежде всего проникла в Россию с Востока.
По летописям, однако, оказывается, что чума появилась впервые в России лишь в 1352 г., т.е. лет 5-6 спустя после появления ее в Крыму и Золотой Орде, и притом не по соседству с этими странами, а напротив, на западе, в Пскове. Правда, Псков находился в то время в оживленных торговых сношениях с западноевропейскими, и особенно с ганзейскими городами, и поэтому чума, господствовавшая в 1349 г. уже во всей Европе, легко могла быть занесена отсюда в Западную Россию. Но все же, остается странным, что распространение заразы не произошло раньше, и по ближайшему прямому пути, то есть с Востока.
Чума появилась в Пскове летом 1352 г. и, по-видимому, сразу приняла обширные размеры
Эпидемия 1352 г. описывается во всех летописях русских очень подробно. Чума появилась в Пскове летом 1352 г. и, по-видимому, сразу приняла обширные размеры. Смертность была громадная. Священники не успевали хоронить мертвых. За ночь накоплялось до 30 и более трупов у каждой церкви. В один гроб клали по 3-5 трупов. Всех обуял страх и ужас.
Видя везде и постоянно перед собой смерть и считая роковой исход неизбежным, многие стали помышлять только о спасении души, уходили в монастыри, раздавали имущество свое, а иногда даже детей посторонним, тем самым передавая заразу в новые дома.
Наконец, Псковичи, не видя нигде спасения, не зная, какие принять меры, послали послов в Новгород к архиепископу Василию, прося его приехать в Псков благословить жителей и помолиться с ними о прекращении мора. Василий исполнил их просьбу, приехал в Псков и обошел город с крестным ходом. На обратном пути он заболел и умер 3 июля. Вероятно, он заразился в Пскове. Новгородцы привезли тело его в Новгород и похоронили в соборе Св. Софии.
Несмотря на то, что в Пскове уже были первые проблески сознания заразительности болезни, новгородцы, по-видимому, не придавали большого значения этому обстоятельству, иначе они, вероятно, не решились бы на подобный поступок. Последствия такой неосторожности не заставили ждать себя. В августе разразилась эпидемия чумы в Новгороде. Затем чума проникла в Ладогу, Суздаль, Смоленск, Чернигов, Киев и распространилась по всей России.
Очевидно в России господствовала легочная форма чумы, поскольку о бубонах в эту эпидемию не упоминается. Ни о лечении, ни о методах предупреждения заразы в летописях ничего не упоминается.
Следующая вспышка чумы в России произошла в 1360 г. снова в Пскове.
Ещё через десять лет чума полностью опустошила Смоленск: в живых в городе, по легенде, осталось только пять человек. Вскоре после этого она снова покружила по Пскову и Новгороду.
Характер пандемии мало отличался от европейской. Те же трупы, которые некому было закапывать, те же несчастные священники, не успевавшие хоронить умерших, то же безжалостное равноправие.
Читайте также: