Смирнов василий павлович чума

Обновлено: 26.04.2024

Каждый человек должен знать историю своей страны, но мы просто обязаны знать историю своих дедов и прадедов.

ВложениеРазмер
praded_podvig_vracha.ppt 708 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Введение: История нашей страны знает немало примеров замечательных подвигов, совершенных соотечественниками. Одни из них остались в памяти людей надолго, другие остались незамеченными или забытыми. Но всех их объединяет одно: пренебрегая опасностью, люди рисковали своей жизнью для жизни и во имя жизней других людей. Актуальность: Актуальность темы заключается в том что любой подвиг, героический поступок является поучительным примером мужества, стойкости и самоотверженности, особенно для нас, подрастающего поколения. И очень важен в жизни любого молодого человека пример собственных родителей, дедов и прадедов… Цель: Рассказать о героическом жизненном пути моего прадеда Смирнова Василия Павловича на основе воспоминаний моего дедушки, газетных публикаций, изданных книг, автобиографии прадеда. Объект исследования: Биография Смирнова Василия Павловича. Предмет исследования: Жизненный подвиг врача эпидемиолога, спасшего человечество от страшной болезни – чумы.

Смирнов Василий Павлович (1901 – 1976 гг.)

Биография Смирнов Василий Павлович родился 27 июня 1901 г. в селе Алексеевка Курской губернии в семье крестьянина. В семье было 14 детей. Из них осталось в живых только трое – старшие брат и сестра. С десятилетнего возраста прадед стал батрачить на помещика. (пахота, сенокос, уборка хлеба, работал погонщиком лошадей). Заработок составлял 5 рублей в месяц. На эти деньги он жил сам и помогал семье. Вихрь революционных событий восемнадцатого года охватывает страну. Семнадцатилетним пареньком мой прадед добровольцем ушел в Красную Армию. В худощавом пареньке оказалась железная сила и он быстро научился управлять конем и клинком. В одном из боев в 1918 г. он получает контузию и болеет более четырех месяцев.

Было обнаружено, что противочумная сыворотка оказалась неэффективной. Люди, привитые подкожным методом все-равно заболевали. Случай, едва не приведший к смерти, помог прадеду высказать гипотезу о прививке путем закапывания вакцины в глаза. Прошли сотни экспериментов на животных. Требовалось проведение на человеке. Но кто решится даже после блистательных опытов на животных применить новый способ в борьбе за жизнь людей? Мой прадед решился – проверить на себе. Сначала его верная помощница, моя прабабушка Елена Константиновна, тоже врач чумолог, закапала ему в глаза прививку, а через две недели прадед заразил себя настоящей чумой: засучил штанину брюк, сделал на ноге 12 надрезов и стал втирать в ранки кишащую микробами чумы селезенку зараженной морской свинки. На семнадцатый день поединок врача и сокрушительной силы чумы закончился. Опасный эксперимент прошел удачно.

Его не стало в 1976 году. За 23 года до моего рождения… Вся жизнь моего прадеда – подвиг. Он совершал его в лабораториях Иркутского противочумного института, в забайкальской степи, степях Монголии, и везде, где бы его не забрасывала судьба. Трудная, черновая, малопривлекательная работа. Это и есть человеческий подвиг.

Вывод: Читая строки, написанные прадедом, страницы пожелтевших газет, я вдруг поняла, что вся жизнь прадеда – это неразрывная связь одного человека со всей человеческой историей, потому что он жил для жизней и во имя жизней других людей. И пока на Земле бушуют пожары войн, пока люди не научились договариваться друг с другом, его научный подвиг является актуальным.

Каждый человек должен знать историю своей страны, но мы просто обязаны знать историю своих дедов и прадедов.

ВложениеРазмер
praded_podvig_vracha.ppt 708 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Введение: История нашей страны знает немало примеров замечательных подвигов, совершенных соотечественниками. Одни из них остались в памяти людей надолго, другие остались незамеченными или забытыми. Но всех их объединяет одно: пренебрегая опасностью, люди рисковали своей жизнью для жизни и во имя жизней других людей. Актуальность: Актуальность темы заключается в том что любой подвиг, героический поступок является поучительным примером мужества, стойкости и самоотверженности, особенно для нас, подрастающего поколения. И очень важен в жизни любого молодого человека пример собственных родителей, дедов и прадедов… Цель: Рассказать о героическом жизненном пути моего прадеда Смирнова Василия Павловича на основе воспоминаний моего дедушки, газетных публикаций, изданных книг, автобиографии прадеда. Объект исследования: Биография Смирнова Василия Павловича. Предмет исследования: Жизненный подвиг врача эпидемиолога, спасшего человечество от страшной болезни – чумы.

Смирнов Василий Павлович (1901 – 1976 гг.)

Биография Смирнов Василий Павлович родился 27 июня 1901 г. в селе Алексеевка Курской губернии в семье крестьянина. В семье было 14 детей. Из них осталось в живых только трое – старшие брат и сестра. С десятилетнего возраста прадед стал батрачить на помещика. (пахота, сенокос, уборка хлеба, работал погонщиком лошадей). Заработок составлял 5 рублей в месяц. На эти деньги он жил сам и помогал семье. Вихрь революционных событий восемнадцатого года охватывает страну. Семнадцатилетним пареньком мой прадед добровольцем ушел в Красную Армию. В худощавом пареньке оказалась железная сила и он быстро научился управлять конем и клинком. В одном из боев в 1918 г. он получает контузию и болеет более четырех месяцев.

Было обнаружено, что противочумная сыворотка оказалась неэффективной. Люди, привитые подкожным методом все-равно заболевали. Случай, едва не приведший к смерти, помог прадеду высказать гипотезу о прививке путем закапывания вакцины в глаза. Прошли сотни экспериментов на животных. Требовалось проведение на человеке. Но кто решится даже после блистательных опытов на животных применить новый способ в борьбе за жизнь людей? Мой прадед решился – проверить на себе. Сначала его верная помощница, моя прабабушка Елена Константиновна, тоже врач чумолог, закапала ему в глаза прививку, а через две недели прадед заразил себя настоящей чумой: засучил штанину брюк, сделал на ноге 12 надрезов и стал втирать в ранки кишащую микробами чумы селезенку зараженной морской свинки. На семнадцатый день поединок врача и сокрушительной силы чумы закончился. Опасный эксперимент прошел удачно.

Его не стало в 1976 году. За 23 года до моего рождения… Вся жизнь моего прадеда – подвиг. Он совершал его в лабораториях Иркутского противочумного института, в забайкальской степи, степях Монголии, и везде, где бы его не забрасывала судьба. Трудная, черновая, малопривлекательная работа. Это и есть человеческий подвиг.

Вывод: Читая строки, написанные прадедом, страницы пожелтевших газет, я вдруг поняла, что вся жизнь прадеда – это неразрывная связь одного человека со всей человеческой историей, потому что он жил для жизней и во имя жизней других людей. И пока на Земле бушуют пожары войн, пока люди не научились договариваться друг с другом, его научный подвиг является актуальным.

Родился 29 марта 1870 года в селе Казанском Богородского уезда Московской губернии, в семье священника.

Окончил духовную семинарию [1].

Преподавал в Спасской церковноприходской школе графа Орлова-Давыдова в Бронницком уезде, состоял членом Общества педагогов средних учебных заведений Москвы.

С 1892 года служил псаломщиком в храме Николая Заяицкого в Москве. С 1901 года преподавал Закон Божий в нескольких церковноприходских школах, в большинстве из них трудился бесплатно.

Женился и в 1907 году и был рукоположен во диакона, а в 1914 году - во священника к Николо-Заяицкому храму.

С 1929 года - настоятель Московского храма Николая Заяицкого. Хлопотал перед властями, чтобы церковь не закрывали, но в 1933 году храм был закрыт.

С 1933 года служил в Знаменском храме в селе Знаменском Кунцевского района Московской области. Также окормлял прихожан на своём дому, городе Кунцеве (ныне в черте Москвы), на 7-м Московском переулке, 11.

Прот. Василий Смирнов. Фото из следственного дела
Прот. Василий Смирнов. Фото из следственного дела
16 марта 1938 года соседка отца Василия по требованию сотрудника НКВД дала против священника показания, сказав, что он совершал требы у себя на квартире, высказывался против советской власти и проводил религиозную агитацию среди женщин. 22 марта был арестован в Кунцеве и заключен в Лефортовскую тюрьму Москвы.

На допросах и очной ставке виновным себя не признал. 7 июня 1938 тройкой при УНКВД по Московской области приговорен к расстрелу по обвинению в "антисоветской агитации." Отцу Василию инкриминировались следующие слова:

"Скоро настанет время, когда откроют все церкви, потому что большевики чувствуют гибель свою. Придет управлять страной Царь, тогда будем опять жить хорошо."

1 июля 1938 года был расстрелян на Бутовском полигоне и там же захоронен.

23 августа 1989 был реабилитирован прокуратурой Москвы. По заявлению правнука святого, протоиерея Димитрия Смирнова, его житие было рассмотрено к канонизации. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 года, по представлении Московской епархии, причислил его к лику священномучеников и установил ему память в день кончины.

Молитвословия

Тропарь, глас 5

Нело́жный учи́тель зако́на духо́внаго/ облича́ет поуче́ния тще́тным,/ по́двигом до́блим священнострада́ния,/ беззако́нных же шата́ния посрамля́ет,/ сего́ ра́ди свяще́нство ца́рственное прие́млет на небесе́х/ Васи́лий прехва́льный,// моли́твенник о душа́х на́ших.

Кондак, глас 4

Пе́рвее во учи́тельстве изря́дствуя,/ та́же и свяще́нства благода́ть восприи́м,/ на небоше́ственное по́прище подви́глся еси́, Васи́лие,/ житие́м и сме́ртию пропове́дуя// мир Христо́в, всяк ум преиму́щ.

Награды

Литература

  • ГА РФ, Ф. 10035, Оп. 1, Д. 24042.
  • Списки клириков и мирян, расстрелянных и захороненных в районе пос. Бутово Московской обл.
  • Материалы Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви.
  • ЦГИАМ, Ф. 2121, Оп. 1, Д. 1844, л. 113 об.- 115.
  • ГАРФ, Ф. 10035, Д. 24042.
  • Архив Управления Мин-ва безопасности РФ по г. Москве и Московской обл., Д. 24042.
  • Мартиролог расстрелянных и захороненных на полигоне НКВД "Объект Бутово" 08.08.1937-19.10.1938, М.: "Зачатьевский монастырь", 1997, 319.
  • Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12-16 августа 2000 г.
  • Синодик пострадавших за веру и Церковь Христову в Бутово, М.: ПСТБИ, Братство во Имя Всемилостивого Спаса, Община Храма свв. новомучеников и исповедников российских в Бутово, 1995.
  • Короленков, А., свящ., "Сщмч. Василий (Смирнов)," ЖНТР, Моск., Июнь-Авг., Тверь, 2003, 34-37.

Использованные материалы

[1] Так по статье Православной энциклопедии. Согласно БД ПСТГУ - окончил Московскую духовную семинарию лишь после 1921 года.

Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

"СМИРНОВ ВАСИЛИЙ ПАВЛОВИЧ" еще можно поискать:

Поведаю читателям об одном жителе Араслановского совхоза, который стал, как и многие другие, невинной жертвой, раздавленной ад­ской сталинской репрессив­ной машиной, о В. П. Смир­нове. Забегая вперед, отме­чу, что знал его много лет. Он не раз рассказывал мне о своей судьбе, опаленной тюрьмой и войной.

Василий Павлович Смир­нов, уроженец деревни Узи Мелеузовского района, ро­дился в 1907 году. Рабочий Араслановского мясо-молоч­ного совхоза, арестован 19 декабря 1937 года, приговорен к лишению свободы на десять лет. Реабилитирован 29 ноября 1989 года.

Как это было? Он родил­ся, вырос в многодетной кре­стьянской семье, с ранних лет трудился пастухом. Отец его вел личное хозяйство, имея коров и другой крупно­рогатый скот. В совхозе счи­тался ударником по выращи­ванию зерновых культур, а в животноводстве вместе с другими односельчанами, добивался высоких приве­сов, продуктивности обще­ственного поголовья. В конце двадцатых годов Василий женился на красивой деревенской девушке из Самаро-Ивановки Евдокие Костеркиной. Со временем семья росла. К 1937 году в семье уже были дети Лиза, Николай, Анастасия и двухлетняя Маша. Взрослые дети уча­ствовали в нелегком сельс­ком труде, помогая родите­лям. Счастье, радость, мир­ная жизнь царили в доме.

В октябре 1941 года был призван на фронт. Срочно одели, вооружили и – прямо на передовую в штрафную роту, в самое пекло сраже­ний, где шло наступление Западного фронта под ко­мандованием генерала ар­мии К. Г Жукова.

– Бой был ожесточенный, враг пытался захватить сто­лицу, но рубеж отстояли. Из 65 бойцов-штрафников оста­лись в живых только девять. Меня тяжело ранило разрыв­ной пулей в правое плечо, остался без лопатки на спи­не. После продолжительного лечения в разных госпиталях вновь сражался уже на пра­вах советского солдата, вое­вал на других фронтах, был контужен, вместе с однопол­чанами дошел до государ­ственной границы СССР, ос­вобождал Австрию. С боевы­ми наградами демобилизо­вался на Родину, в деревню Дмитриевку, куда переехала семья без меня, – рассказы­вал Василий Павлович.

От себя добавляю, что в отделении Тукмак Арасланов­ского совхоза В. П. Смирнов продолжал работать конюхом еще долгое время, до ухода на пенсию. В их семье приба­вилось еще трое детей – Клав­дия, Валентина, Михаил.

– Батя и матушка наши были примером для нас в трудолюбии, воспитании, дали образование, сделали все возможное и невозмож­ное, чтобы выросли мы достойными людьми, – признают и говорят уважительно Смир­новы.

Умер и похоронен В. П. Смирнов в г. Мелеузе в 1988 году. В дом Смирновых сооб­щили из вышестоящих проку­рорских инстанций, что Васи­лий Павлович реабилитиро­ван посмертно.

чума

Эпидемии чумы, опустошавшие Европу во второй половине XIV столетия и получившие у современников название Черной Смерти, отличается от всех следующих равно как от предыдущих чумных эпидемий необычайными размерами и особенной злокачественностью.

Информация о Черной смерти совпадает между самым важным западноевропейским историческим документом — описание чумы Габриеля де-Мюсси — и русскими летописями.

Как там, так и здесь 1346 год называется годом первого появления Черной Смерти на Востоке. В 1346 году на Востоке умирало бесчисленное множество татар и сарацинов от неизвестной внезапной болезни. В городе Танне, подвластном татарам, в этом году произошло столкновение между монголами и генуэзцами, следствие которого генуэзца бежали в Каффу, где татары осаждали из в течение 3-х лет. Среди татар появилась чума, и ежедневно их умирало несметное число. Тогда они в ожесточении и отчаянии стали бросать трупы умерших от чумы при помощи метательных машин, в город, с целью погубить неприятеля. Это им вполне удалось. В городе началась паника, и итальянцы, бросив его, бежали к себе на родину. Далее де-Мюсси пишет, что по дороге среди беженцев началась ужасная эпидемия: из 1000 осталось только 10 живых.

Ввиду такого хода чумы, главным же образом ввиду того, что первое развитие ее в Европе происходило на юго-востоке, по соседству с Россией и притом в стране, с которой Россия в то время находилась в постоянных и близких сношениях, можно бы было думать что зараза прежде всего проникла в Россию с Востока.

По летописям, однако, оказывается, что чума появилась впервые в России лишь в 1352 г., т.е. лет 5-6 спустя после появления ее в Крыму и Золотой Орде, и притом не по соседству с этими странами, а напротив, на западе, в Пскове. Правда, Псков находился в то время в оживленных торговых сношениях с западноевропейскими, и особенно с ганзейскими городами, и поэтому чума, господствовавшая в 1349 г. уже во всей Европе, легко могла быть занесена отсюда в Западную Россию. Но все же, остается странным, что распространение заразы не произошло раньше, и по ближайшему прямому пути, то есть с Востока.

Чума появилась в Пскове летом 1352 г. и, по-видимому, сразу приняла обширные размеры

Эпидемия 1352 г. описывается во всех летописях русских очень подробно. Чума появилась в Пскове летом 1352 г. и, по-видимому, сразу приняла обширные размеры. Смертность была громадная. Священники не успевали хоронить мертвых. За ночь накоплялось до 30 и более трупов у каждой церкви. В один гроб клали по 3-5 трупов. Всех обуял страх и ужас.

Видя везде и постоянно перед собой смерть и считая роковой исход неизбежным, многие стали помышлять только о спасении души, уходили в монастыри, раздавали имущество свое, а иногда даже детей посторонним, тем самым передавая заразу в новые дома.

Наконец, Псковичи, не видя нигде спасения, не зная, какие принять меры, послали послов в Новгород к архиепископу Василию, прося его приехать в Псков благословить жителей и помолиться с ними о прекращении мора. Василий исполнил их просьбу, приехал в Псков и обошел город с крестным ходом. На обратном пути он заболел и умер 3 июля. Вероятно, он заразился в Пскове. Новгородцы привезли тело его в Новгород и похоронили в соборе Св. Софии.

Несмотря на то, что в Пскове уже были первые проблески сознания заразительности болезни, новгородцы, по-видимому, не придавали большого значения этому обстоятельству, иначе они, вероятно, не решились бы на подобный поступок. Последствия такой неосторожности не заставили ждать себя. В августе разразилась эпидемия чумы в Новгороде. Затем чума проникла в Ладогу, Суздаль, Смоленск, Чернигов, Киев и распространилась по всей России.

Очевидно в России господствовала легочная форма чумы, поскольку о бубонах в эту эпидемию не упоминается. Ни о лечении, ни о методах предупреждения заразы в летописях ничего не упоминается.

Следующая вспышка чумы в России произошла в 1360 г. снова в Пскове.

Ещё через десять лет чума полностью опустошила Смоленск: в живых в городе, по легенде, осталось только пять человек. Вскоре после этого она снова покружила по Пскову и Новгороду.

Характер пандемии мало отличался от европейской. Те же трупы, которые некому было закапывать, те же несчастные священники, не успевавшие хоронить умерших, то же безжалостное равноправие.

Читайте также: