Социально-педагогическая помощь вич инфицированным

Обновлено: 28.03.2024

Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению при заболевании, вызываемом вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) установлен Приказом Минздрава России от 08.11.2012 N 689н

1. Настоящий Порядок устанавливает правила оказания медицинской помощи взрослому населению при заболевании, вызываемом вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) (далее соответственно - медицинская помощь, больные ВИЧ-инфекцией), в медицинских организациях.

3. Медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь, осуществляют свою деятельность в со-ответствии с приложениями N 1 - 15 к настоящему Порядку.

5. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь больным ВИЧ-инфекцией оказывается в экстренной и неотложной формах вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях.

6. При наличии медицинских показаний после устранения угрожающих жизни состояний больные ВИЧ-инфекцией переводятся в инфекционное отделение (койки) медицинской организации для оказания медицинской помощи.

7. При оказании скорой медицинской помощи больным ВИЧ-инфекцией в случае необходимости осуществляется их медицинская эвакуация, которая включает в себя санитарно-авиационную и санитарную эвакуацию.

8. Первичная медико-санитарная помощь больным ВИЧ-инфекцией предусматривает мероприятия по профилактике, диагностике и лечению ВИЧ-инфекции, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению, направленному на изменение поведения больных ВИЧ-инфекцией, с целью обеспечения предотвращения дальнейшего распространения ВИЧ-инфекции.

- назначение обследования на ВИЧ-инфекцию с обязательным проведением до- и послетестового консультирования;

- направление больного с подозрением на ВИЧ-инфекцию к врачу-инфекционисту центра профилактики и борьбы со СПИД (далее - Центр СПИД).

11. При направлении больного к врачу-инфекционисту врач, направляющий пациента, представляет выписку из амбулаторной карты (истории болезни) с указанием диагноза, сопутствующих заболеваний и имеющихся данных лабораторных и функциональных исследований.

12. Первичная медико-санитарная помощь больным ВИЧ-инфекцией оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами), врачами-инфекционистами, а также врачами-специалистами иных специальностей и медицинскими работниками со средним медицинским образованием в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара в медицинских организациях, осуще-ствляющих первичную медико-санитарную помощь.

13. Оказание больным ВИЧ-инфекцией медицинской помощи при заболеваниях, не связанных с ВИЧ-инфекцией, проводится соответствующими врачами-специалистами с учетом рекомендаций врачей-инфекционистов.

14. Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь больным ВИЧ-инфекцией оказывается врачами-инфекционистами на основе установленных стандартов медицинской помощи в отделениях для лечения больных ВИЧ-инфекцией медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по профилю "инфекционные заболевания".

При отсутствии в медицинской организации отделения для лечения больных ВИЧ-инфекцией оказание спе-циализированной медицинской помощи осуществляется в стационарных условиях на базе инфекционного отде-ления, имеющего в своем составе выделенные койки для лечения больных ВИЧ-инфекцией.

17. Специализированная помощь больным ВИЧ-инфекцией в медицинских организациях, оказывающих ме-дицинскую помощь по профилю "инфекционные заболевания", осуществляется после направления больного в соответствующую медицинскую организацию врачом-инфекционистом медицинской организации, оказывающей амбулаторную помощь, а также при самостоятельном обращении больного ВИЧ-инфекцией.

18. Специализированная помощь больным ВИЧ-инфекцией включает в себя профилактику, диагностику, лечение заболеваний и состояний, требующих использования специальных методов и сложных медицинских тех-нологий, а также медицинскую реабилитацию.

20. Оказание медицинской помощи в стационарных условиях больным ВИЧ-инфекцией осуществляется по медицинским показаниям (тяжелое и средне тяжелое течение ВИЧ-инфекции; необходимость дополнительных клинических, лабораторных и инструментальных исследований для проведения дифференциальной диагностики; отсутствие клинического эффекта от проводимой терапии в амбулаторных условиях и при наличии эпидемических показаний).

21. Лечение больных ВИЧ-инфекцией в стационарных условиях осуществляется по направлению участкового врача, врача общей практики (семейного врача), врача-инфекциониста, медицинских работников, выявивших заболевание, требующее оказания медицинской помощи в стационарных условиях.

22. В медицинской организации, в структуре которой организовано инфекционное отделение для оказания специализированной медицинской помощи больным ВИЧ-инфекцией, рекомендуется предусматривать отделение анестезиологии и реанимации или палату (блок) реанимации и интенсивной терапии, клинико-диагностическую, бактериологическую, вирусологическую, иммунологическую лаборатории и лабораторию молекулярно-генетической диагностики возбудителей инфекционных болезней.

23. В медицинской организации, оказывающей специализированную медицинскую помощь больным ВИЧ-инфекцией в стационарных условиях, должна быть предусмотрена возможность проведения в экстренном поряд-ке клинических анализов крови и мочи, биохимического анализа крови, газового состава крови, кислотно-щелочного соотношения, коагулограммы, электрокардиографии, рентгенографии, эзофагогастродуоденоскопии, искусственной вентиляции легких.

24. При выявлении у больного ВИЧ-инфекцией, находящегося на стационарном лечении, показаний к направлению в отделение для лечения больных ВИЧ-инфекцией, перевод осуществляется только после консультации врача-инфекциониста и при стабильном состоянии пациента.

25. При выявлении у больного ВИЧ-инфекцией заболеваний, не требующих лечения в отделении для лечения больных ВИЧ-инфекцией (в том числе гематологического, онкологического заболевания или туберкулеза), лечение и наблюдение больного ВИЧ-инфекцией осуществляется в профильных отделениях или стационарах, имеющих в своем составе выделенные койки для лечения больных ВИЧ-инфекцией, на основе взаимодействия врачей-специалистов с врачом-инфекционистом.

При отсутствии выделенных коек для лечения больных ВИЧ-инфекцией наблюдение и лечение соответст-вующей патологии осуществляется в профильных медицинских организациях на общих основаниях.

26. При выявлении у больного ВИЧ-инфекцией медицинских показаний к высокотехнологичным методам лечения медицинская помощь оказывается ему в соответствии с установленным порядком оказания высокотех-нологичной медицинской помощи на общих основаниях.

27. Медицинская помощь больным ВИЧ-инфекцией с жизнеугрожающими острыми состояниями осуществляется (вне зависимости от стадии ВИЧ-инфекции) в отделениях реанимации и интенсивной терапии медицинских организаций на основе утвержденных стандартов медицинской помощи и на основе взаимодействия врача-реаниматолога и врача-инфекциониста.

28. Паллиативная помощь больным ВИЧ-инфекцией осуществляется в отделениях и палатах паллиативной помощи больным ВИЧ-инфекцией на основе установленных стандартов медицинской помощи в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь по соответствующему профилю.

При отсутствии отделений и палат паллиативной помощи для лечения больных ВИЧ-инфекцией они могут быть направлены в хоспис, больницу сестринского ухода и в медицинские организации, обеспечивающие паллиативную помощь больным с наличием морфологически подтвержденного диагноза распространенной формы злокачественного образования, тяжелых необратимых неврологических нарушений и тяжелого хронического болевого синдрома.




Ребенок появляется на свет с несовершенной иммунной системой. Окончательное формирование иммунитета происходит только к шестнадцати годам. Поэтому ВИЧ, основной мишенью которого является как раз иммунная система, наносит детскому организму серьезный вред.

Что такое ВИЧ у детей и как вирус попадает в организм

Вирус иммунодефицита может передаться ребенку тремя способами:

  • внутриутробно — если ВИЧ-инфекция присутствует у матери или отца;
  • при грудном вскармливании — если мать ВИЧ-инфицирована;
  • если вирус попал в кровь.

Последний вариант заражения возможен при переливании крови или медицинских манипуляциях. Также не следует исключать возможности заражения ребенка ВИЧ половым путем или при внутривенном употреблении наркотиков. В такой группе риска оказываются подростки. Уберечь ребенка от последствий могут только родители. Для этого нужно, не стесняясь, рассказать подростку о том, что такое ВИЧ и как он может попасть в организм.

Но, к сожалению, даже дети младшего возраста не могут быть в полной безопасности.

Существуют темы, на которые очень сложно говорить, и одна из них — сексуальное насилие по отношению к детям. Тем не менее, такие вещи происходят.

Чтобы не допустить еще большего вреда здоровью ребенка, родители в этом случае должны в кратчайшие сроки определить ВИЧ-статус ребенка.

Как выявить ВИЧ у ребенка?

Для выявления ВИЧ используется ИФА — иммуноферментный анализ. Он определяет, есть ли в крови антитела к вирусу иммунодефицита человека — особые белки, которые появляются для защиты от этой инфекции.

Положительный результат ИФА учитывают не сразу — его перепроверяют. Для этого используют метод иммунного блоттинга — более совершенный вариант ИФА.

Важно помнить, что с помощью ИФА инфекцию ВИЧ невозможно определить в первые 6 месяцев после проникновения вируса в организм. Это время называется серологическим окном. На этом этапе организм еще не вырабатывает нужное количество антител к вирусу. Поэтому при подозрении на ВИЧ у ребенка анализы сдают через три месяца и полгода со времени предполагаемого заражения.

Первые признаки ВИЧ у детей

Первые проявления ВИЧ-инфекции у детей выглядят иначе, чем у взрослых. Это связано с различиями между сформированной и несформированной иммунной системой. Кроме этого, различаются симптомы у детей с врожденной ВИЧ-инфекцией и приобретенной.

Разберем подробно проявления ВИЧ у детей в разных ситуациях.

Симптомы врожденной ВИЧ-инфекции

Дети, рожденные с ВИЧ, отличаются от здоровых малышей. У них обнаруживают следующие внешние признаки:

  • маленькие вес и рост;
  • лоб, по форме напоминающий коробку;
  • плоский и короткий нос;
  • косоглазие;
  • голубые склеры.

Кроме этого у таких малышей увеличены лимфатические узлы, селезенка и печень. Лихорадка при внутриутробном заражении ВИЧ наблюдается редко.

Дети, рожденные с ВИЧ-инфекцией, хуже растут и медленнее прибавляют в весе. В дальнейшем у них наблюдается задержка психомоторного развития. Такой ребенок позже начинает держать головку, сидеть, стоять. Причина этих проблем — в том, что вирус поражает нервную систему ребенка.

Из-за нехватки иммунитета дети, больные ВИЧ с рождения, подвержены инфекциям. У них чаще, чем у сверстников, наблюдаются:

Симптомы ВИЧ у новорожденных и грудных детей проявляются и в поведении ребенка. Такие малыши плохо спят, капризничают, отказываются от груди.

Приобретенный ВИЧ у маленьких детей

Особенности приобретенной ВИЧ-инфекции у детей грудного возраста и старше не такие тяжелые, как при врожденном ВИЧ. Чем позже ребенок заразился вирусом, тем меньше это повлияет на формирование организма. Внешних признаков заболевания при приобретенном вирусе иммунодефицита ни у детей, ни у взрослых не бывает.

ВИЧ у таких детей проявляется как дефицит иммунитета. Ребенок с ВИЧ постоянно болеет, у него чаще развиваются осложнения. При неправильном лечении стадия СПИДа может наступить уже через 2 года после появления первых симптомов.

Дети с приобретенным ВИЧ реже отстают в психомоторном развитии. Однако энцефалопатия (поражения головного мозга) — распространенный спутник детской ВИЧ-инфекции. Поэтому дети с вирусом иммунодефицита человека должны обязательно наблюдаться у невролога.

Симптомы у таких детей больше похожи на признаки ВИЧ взрослого человека:

  • потеря или плохой набор веса;
  • повышенная температура;
  • увеличение лимфатических узлов: в паху, подмышечной области, на шее;
  • вялость, утомляемость, плохой аппетит;
  • частые простудные заболевания;
  • тяжелое течение инфекционных болезней.

Если болезнь перешла в тяжелую форму, у ребенка может наблюдаться саркома Капоши. Это множественные злокачественные опухоли кожи. Такая сыпь выглядит как красные, багровые или фиолетовые пятна. Они могут покрывать кожу ребенка и слизистые оболочки.

Дети ВИЧ-инфицированных родителей

Вопреки распространенному мнению, ВИЧ у родителей не означает, что ребенок обязательно родится с болезнью. Благодаря современным методам лечения, в 98% случаев дети от ВИЧ-инфицированных матерей рождаются здоровыми. Разумеется, для этого женщине важно следить за количеством вируса в своей крови. Беременность женщин с ВИЧ должна быть обязательно запланированной.

Риск того, что ребенок родится с вирусом иммунодефицита, повышают следующие факторы:

  • большое количество вируса в крови у матери;
  • неправильная или недостаточная терапия ВИЧ у беременной;
  • преждевременное излитие околоплодных вод при родах;
  • недоношенность ребенка (при сроке беременности меньше 37 недель);
  • травмы ребенка при родах;
  • рассечение или разрывы промежности в родах.

На данный момент врачи не запрещают ВИЧ-инфицированным женщинам естественные роды. Тем не менее, для ребенка безопасней кесарево сечение — так меньше риска, что ВИЧ передастся через слизистую оболочку родовых путей матери.

Дело в том, что ВИЧ-статус у детей от инфицированных женщин сразу определить невозможно. Во время беременности они получают материнские антитела к вирусу иммунодефицита. Поэтому первые полтора года жизни стандартные серологические анализы могут давать у такого ребенка положительный результат, который не говорит ни о чем. Ребенок при этом может быть здоров.

Окончательно понять, есть у ребенка ВИЧ или нет, можно только через 18 месяцев. До этого времени ребенок должен находиться под пристальным вниманием врачей. Это поможет выявить признаки начинающейся болезни и вовремя начать лечение.

Мой ребенок ВИЧ-положителен. Что делать?

Выявление у ребенка вируса иммунодефицита — тяжелая новость для родителей. Но это опасное заболевание, которое надо лечить как можно скорее — поэтому тратить время на печальные размышления непозволительно.

Если у ребенка нашли ВИЧ, его необходимо немедленно отвести к врачу. После всех необходимых обследований врач назначит антиретровирусное лечение; оно будет постоянным в течение всей жизни ребенка.

Будьте готовы к тому, что таблеток будет много. Маленьким детям из-за несовершенной иммунной системы не назначают лечение одним или двумя препаратами.

Монотерапия может быть эффективной для взрослого человека. Но у ребенка такое лечение приведет к тому, что вирус станет устойчивым к лекарствам.

Лекарства от ВИЧ необходимо принимать постоянно, без пропусков и перерывов. Нарушение схемы лечения поставит здоровье и жизнь ребенка под угрозу.

Чтобы понять, помогают лекарства или нет, ребенок должен регулярно сдавать анализы на иммунный статус. Таким образом определяется количество иммунных клеток в крови.

Лечение и его коррекцию может проводить только врач. Самолечение категорически недопустимо.

ВИЧ-инфицированные дети в детском саду и школе

Дети с ВИЧ не опасны для окружающих и имеют право посещать обычные детские сады и школы.

Болезнь не передается:

  • при объятиях и поцелуях;
  • воздушно-капельным путем — при кашле, чихании, разговоре;
  • через посуду, белье, одежду, игрушки и бытовые предметы.

Также ВИЧ не передается при медицинских манипуляциях, если медперсонал соблюдает необходимые правила безопасности. Эти правила медработники обязаны соблюдать в любом случае, независимо от того, ВИЧ-инфицирован ребенок или нет.

ВИЧ-инфицированные дети ни по фото, ни в жизни практически не отличаются от обычных детей. Разве что, у них немного понижен вес. Но главное — они совершенно безопасны для окружающих, если исключить контакт с кровью таких малышей, что довольно легко сделать.

Поэтому родители не обязаны сообщать администрации и сотрудникам школ и детских садов ВИЧ-статус ребенка. Работники детских дошкольных и школьных заведений не имеют права требовать справку об отсутствии ВИЧ.

ВИЧ-статус является личной и медицинской тайной.

Родители могут поставить в известность медицинский персонал заведения, но только по собственному желанию.

Как рассказать ребенку о том, что у него ВИЧ?

Рассказать ребенку о том, что у него такая инфекция, надо как можно раньше. Помните — страхи происходят из-за непонимания. Как только ребенок с ВИЧ достигает возраста, в котором он хорошо осознает происходящее, ему нужно объяснить следующее:

  • у него есть ВИЧ-инфекция;
  • ВИЧ — это не приговор, с ним можно жить полноценной жизнью;

Ему необходимо внимательно следить за здоровьем и вовремя принимать таблетки.

Ребенку старшего возраста нужно подробнее рассказать о том, что такое вирус иммунодефицита, как он влияет на организм и почему так важно постоянно принимать лекарства. Это поможет ему окончательно понять суть болезни и избавиться от ненужных страхов. Также подростку важно объяснить, что он не обязан сообщать кому-либо о наличии у себя ВИЧ; исключение — половой партнер, который рано или поздно появится в подростковом или юношеском возрасте.

ВИЧ у детей: клинические рекомендации

При наблюдении и лечении детей с ВИЧ придерживаются следующих принципов.

  1. Ребенок должен наблюдаться у врача по месту жительства и в региональном центре СПИДа
  2. Посещение участкового врача и педиатра в центре СПИДа проводится 1 раз в 3 месяца
  3. Детей с ВИЧ обязательно наблюдают невролог и фтизиатр (специалист по лечению туберкулеза)
  4. Ребенок должен регулярно сдавать анализы на иммунный статус и вирусную нагрузку
  5. Реакция Манту проводится раз в полгода
  6. Раз в год ребенок проходит обследование у окулиста
  7. Общие анализы крови и мочи, биохимический анализ крови и измерение уровня сахара в крови делают 1 раз в 6 месяцев
  8. ВИЧ-позитивные дети должны получать на 30% больше калорий при питании;
  9. Дети с ВИЧ прививаются в соответствии с обычным графиком прививок

Изменять график прививок разрешает только лечащий врач. Изменения зависят от состояния здоровья ребенка и его иммунного статуса.

Итоги

Лечение детской ВИЧ-инфекции находится в сфере ответственности родителей.

ВИЧ-инфекция не означает скорую смерть, это не повод опускать руки.

Внимательное отношение к здоровью ребенка и соблюдение всех врачебных назначений помогут избежать тяжелых последствий. Ребенок с ВИЧ имеет право на полноценную жизнь и может расти здоровым и счастливым, если делать для этого все необходимое.

В рамках Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012−2017гг., утвержденной Указом Президента Р Ф№ 761 от 01.06.2012 г., государственная политика направлена на стимулирование граждан к семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Актуальность статьи обусловлена отсутствием координации деятельности между государственными ведомствами и, как следствие этого, отсутствие нормативной документации по оказанию специализированной медицинской и психосоциальной помощи семьям, воспитывающим детей с ВИЧ-инфекцией.

Ключевые слова: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, ВИЧ-инфицированных детей, социально-психологической адаптации.

Сопровождение семей, принявших на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, включает в себя следующие направления работы:
• Образовательная поддержка замещающих семей (формирование психолого-педагогической компетентности родителей через организацию и проведение консультаций и обучающих семинаров, тренингов).
• Психолого-педагогическая поддержка семьи (содействие созданию благоприятного микроклимата в замещающей семье в периоды адаптации и нормативных кризисов и коррекция межличностных отношений; помощь в адаптации ребенка в школьном коллективе).
• Социальная поддержка семьи (помощь в организации семейного досуга; содействие в решении проблем и взаимодействии с различными организациями, информирование по вопросам получения социальной и правовой поддержки).

Уполномоченная служба по сопровождению замещающих семей осуществляет свою работу в рамках заключенного договора. Направление работы в области сопровождения семьи подразумевают следующие виды деятельности: разработка индивидуального плана сопровождения ребенка в семье; составление плана текущего сопровождения семьи; проведение мониторинга развития ребенка в семье; проведение психолого-медико-социальных консилиумов; оказание содействия в устройстве детей в дошкольные и школьные образовательные учреждения; посещение детей в семьях, детских садах, общеобразовательных учреждениях; проведение занятий, коррекционно-развивающих игр, индивидуальных бесед, консультаций специалистов с детьми и замещающими родителями; наблюдение за ходом адаптации и проживания ребенка в замещающей семье; методическое сопровождение замещающих семей (организация семинаров, круглых столов, консультаций).

Цель сопровождения — поддержка процесса функциональной и структурной перестройки принимающей семьи, связанной с включением в нее ребенка, и его интеграции в замещающую семью.

Задачи сопровождения:
1. Создание оптимальных условий для развития и социализации ребенка, переданного на воспитание в семью.
2. Организация и осуществление эффективной замещающей семейной заботы.
3. Предотвращение отказа от ребенка, переданного на воспитание в семью.
4. Профилактика кризисных ситуаций в семье и содействие укреплению семьи.
5. Помощь семье в прохождении кризисов при приеме ребенка.
6. Коррекционная работа с детьми по запросу семей.

Семьям, принявших на воспитание ВИЧ инфицированного ребенка приходится сталкиваться со сложной фрагментированной и незнакомой системой оказания медицинских, социальных услуг. В Российской Федерации медицинские услуги, обеспечение бесплатными медикаментами для ВИЧ-инфицированных осуществляется через Центр СПИД. Основными задачами Центра являются:
• Эпидемиологический надзор за распространением ВИЧ инфекции
• Осуществление клинико-лабораторной диагностики и исследований
• Осуществление профилактических мероприятий

Образовательная поддержка замещающих семей включает в себя организацию семинаров по темам:
1. Понятие нормы в физиологии и медицине.
2. Вопросы анамнеза, перинатальный, анте-, интра- и постнатальный анамнез.
3. Физиологические особенности детей с хроническими заболеваниями, часто болеющих детей. Иммунокомплексная патология.
4. Наследственные нервно-психические синдромы и заболевания.
5. Вегето-сосудистые дистонии у детей.
6. Последствия перенесенных органических и инфекционных заболеваний центральной нервной системы у детей.
7. Физиологические и патофизиологические основы стресса.
8. Гигиенические основы режима дня.

Нормативно-правовое регулирование РФ в области защиты прав ВИЧ инфицированных детей.
Социальная поддержка ВИЧ-инфицированных — несовершеннолетних достигается путем назначения социальной пенсии, а также предусматриваются все льготы, установленные для детей-инвалидов законодательством Российской Федерации. Лицам, осуществляющим уход за ВИЧ-инфицированными — несовершеннолетними, выплачивается пособие по уходу за ребенком-инвалидом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Родители ВИЧ инфицированного ребенка имеют право на сохранение тайны диагноза в общеобразовательных учреждениях. Но насколько пользоваться данным правом отвечает безопасности других детей и взрослых школьной и дошкольной среды?

Раскрытие ВИЧ статуса ребенку
Кроме вопросов предоставления медицинских услуг по поддержке ВИЧ-инфицированных детей на качественном уровне, актуальным остается вопрос раскрытия ВИЧ-статуса ребенка. На сегодняшний день не существует единой методики процесса раскрытия диагноза.
Раскрытие ВИЧ-статуса ребенка является значимым событием в семье. Членам семьи, принявшим решение о раскрытии ВИЧ-статуса своему ребенку, необходима помощь специалистов, чтобы рассказать ребенку о его заболевании в доступной форме с наименьшим травматическим воздействием на психическое состояние ребенка. Вопрос о раскрытии диагноза ВИЧ-инфицированному ребенку требует учета следующих параметров: возраст ребенка, способность ребенка осознавать существующие границы в социуме, отношения в семье, состояние здоровья ребенка и др.

Реакция ребенка на информацию о его положительном ВИЧ-статусе может повлечь за собой такие реакции как:
1. Депрессия.
2. Восприятие болезни как наказание за плохое поведение.
3. Отрицание болезни
4. Использование своего статуса как механизма привлечения дополнительного внимания к себе.

Родители в свою очередь боятся, что при раскрытии ребенку сведений о его болезни, возникнут проблемы о разглашении сведений о ВИЧ-инфекции среди друзей и педагогов, окружающих ребенка, опасаясь депрессий и ухудшения психического состояния ребенка. Давая лекарства ребенку, родители предпочитают скрывать информацию о назначении этих лекарств.

Важно помнить, что болезнь — это нарушение нормальной жизнедеятельности организма, что, к сожалению, случается в течение жизни с любым человеком — и взрослым, и ребенком. Все люди болеют — одни чаще, другие реже. Хроническая болезнь не может пройти бесследно, человеку нужно научиться жить с ней. Именно так и происходит в случае, когда человек сталкивается с ВИЧ-инфекцией. Люди, имеющие какое-либо серьезное хроническое заболевание, воспринимают болезнь как одно из наиболее травматических событий в своей жизни. Переживания сказываются на психофизическом состоянии больного. Прежде всего возникают отрицательные эмоции: страх, тревога, боль, страдания, гнев, чувство вины, которые по-разному проявляются на разных стадиях течения заболевания и его лечения. Взрослый человек не всегда в состоянии преодолеть такие переживания, иная ситуация когда речь идет о детях. ВИЧ-инфицированный ребенок неизбежно испытывает страх и тревогу, связанные с ограничением свободы, одиночеством и отсутствием поддержки со стороны ближайшего окружения. Такие ощущения могут углубляться в связи с необходимостью госпитализации ребенка и вынужденной разлукой с близкими, отсутствием у ребенка информации о болезни и ее последствиях, назначением медицинских манипуляций.
Чаще всего причинами откладывания обсуждения является то, что сами родители или попечители ребенка не готовы говорить с ним о его ВИЧ-статусе и поэтому стараются отложить этот разговор как можно дольше. Родители не уверены как лучше это сделать: каким образом и когда начать разговор с ребенком, что при этом следует сказать, о чем рассказать и стоит ли предоставлять всю информацию во время одного разговора. Возможно, кто-то может это сделать лучше их?

Раскрытие ВИЧ-статуса поможет ребенку понять, что происходит с ним или с его родителями. Когда исчезнут секреты, ребенок сможет свободно задавать вопросы и получать на них ответы от родителей. В свою очередь, родители освободятся от необходимости постоянно контролировать собственные слова, разговоры и тоже почувствуют облегчение. Искренность, доверие и открытость во всех аспектах, связанных с ВИЧ, благоприятно скажутся на отношениях между членами семьи.

Раскрытие ВИЧ-положительного статуса ребенку — это процесс сотрудничества специалистов и членов семьи в проведении оценки физического и психического состояния ребенка, его потребностей, а также планирования дальнейшей работы с целью успешной адаптации к новым условиям жизнедеятельности.

Раскрытие статуса не означает просто сообщить ребенку название его болезни. ВИЧ-положительный статус должен быть раскрыт ребенку лицом, с которым он имеет близкие и доверительные отношения, в подходящее для этого время и момент с точки зрения возраста, развития ребенка, жизненной ситуации, состояния здоровья и т. д. Раскрытие ВИЧ-положительного статуса должно быть осуществлено лишь тогда, когда ребенок получил предварительно соответствующую информацию и успешно ее усвоил, что можно проверить с помощью специальных игр, задач и бесед с ребенком. Процесс раскрытия ВИЧ-положительного статуса ребенку имеет определенные последовательные этапы, которые помогают ему понять особенности своего состояния здоровья наименее травматическим способом. Процесс раскрытия ребенку его диагноза должен начинаться с этапа оценки конкретного случая, то есть определения состояния семьи и ее жизнедеятельности, учитывая потенциальное раскрытие ВИЧ-статуса.

1. Специалисты, работающие с семьей, должны составить индивидуальный план с целью раскрытия ВИЧ-положительного статуса, по которому будет происходить последовательная работа с родителями и их ребенком. План должен основываться на полученной ранее от ребенка и родителей информации и включать все необходимые меры, методы и формы работы с семьей, чтобы раскрытие ВИЧ-положительного статуса произошло в наиболее благоприятной для ребенка форме.

2. В план работы с семьей следует включить конкретные действия, направленные на подготовку родителей и ребенка к раскрытию его ВИЧ- положительного статуса. Кроме того, план должен обязательно учитывать индивидуальные особенности и потребности ребенка. Тщательно разработанный план предоставления услуг семье в процессе раскрытия ВИЧ-положительного статуса ребенку позволяет увидеть наличие позитивной динамики или же оценивать происходящие изменения и, в случае необходимости, изменять план в процессе работы, если это необходимо для достижения поставленной цели, то есть раскрытие родителями ВИЧ-положительного статуса ребенку.

3. Консультирование замещающих родителей с целью подготовки их к ключевому разговору с ребенком о его ВИЧ-статусе. И хотя мы отмечаем тот факт, что в центре процесса раскрытия ВИЧ-статуса находится ребенок, на практике основная работа специалистов направлена на родителей. Родители как лица, ответственные за развитие и воспитание ребенка, должны решить, каким образом лучше раскрыть ему статус и определить тот образ жизни, который следует вести, чтобы оставаться активным и не иметь проблем с состоянием здоровья.
Важно, чтобы родители приняли это решение сознательно, без давления со стороны специалистов. Как отмечалось ранее, родители испытывают много страхов и сомнений по поводу раскрытия ВИЧ-положительного статуса ребенку, поскольку желают защитить его от сложных личностных переживаний и проявлений стигмы и дискриминации со стороны социального окружения. Именно поэтому консультирование родителей и является основным в процессе оказания профессиональной социально-психологической поддержки семьям, которые решили начать процесс раскрытия ВИЧ-положительного статуса их ребенку.

5. Для формирования в семье доброжелательной атмосферы проводятся семейные консультации. Они также направлены на повышение эмоциональных связей родителей с ребенком через совместную деятельность, специальные упражнения на развитие и поддержку доверия, тактильный контакт и т. д. Такие встречи проводит психолог или социальный работник отдельно для конкретной семьи. На встречи приходят те члены семьи, которые участвуют в подготовке к раскрытию ВИЧ-позитивного статуса ребенку, и непосредственно сам ребенок. Семейные консультации должны проводиться столько раз, сколько этого требует семья, и пока они сами или психолог не увидят, что взаимоотношения родителей с ребенком улучшились.

6. Одним из эффективных видов подготовки для родителей может быть посещение клубов взаимопомощи для родителей. Такие клубы могут посещать как родители, только готовящиеся к раскрытию, так и родители, которые сомневаются и еще не приняли решение вообще.
В целом этот этап — самый длинный среди всех остальных в процессе раскрытия ВИЧ-положительного статуса ребенку. Его продолжительность является сугубо индивидуальной и зависит, прежде всего, от готовности родителей и ребенка к началу диалога.

Главная цель специалистов на этапе раскрытия ВИЧ-положительного статуса — наблюдение за эмоциональным состоянием и взаимоотношениями в семье, оказание психологической поддержки.

Все мы знаем о существовании заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека. Иногда нам кажется, что вопросы, связанные с ВИЧ/СПИДом, нас не касаются, но действительно ли это так?

Эта глобальная эпидемия достигла ужасающих масштабов в России и за рубежом. Вследствие этого возникает необходимость ликвидации проблемы – профилактики, информационного обеспечения, изучения заболевания и, что особо важно, закрепления на законодательном уровне статуса ВИЧ-инфицированных граждан.

Основой дискриминации людей, инфицированных ВИЧ/СПИД, является страх, и этот страх исходит в основном от неверной искаженной информации. А где преобладает неправильная информация, табу, предубеждение и страх относительно ВИЧ/СПИД, там постоянно нарушаются основные права человека.

Социальная защита людей, диагностированных как "ВИЧ-инфицированные", регулируется радом законодательных актов РФ, касающихся прав граждан и пациентов: Конституцией РФ; Основами Законодательства РФ об охране здоровья граждан; некоторыми положениями Трудового, Жилищного, Семейного Кодекса, Кодекса об административных правонарушениях, Законом РФ "О занятости населения"; Федеральным законом "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)". Эти и другие законы обязательны для исполнения государственными, общественными и частными органами и организациями.

Закон о ВИЧ обязывает государство оказывать социально-бытовую помощь ВИЧ-инфицированным, гарантирует им право на образование, трудоустройство, при необходимости – переквалификацию (ст. 4).

Статья 5 Семейного кодекса РФ гласит: если одно из лиц, вступающих в брак, скрыло от другого лица наличие венерической болезни или ВИЧ-инфекции, последний вправе обратиться в суд с требованием о признании брака недействительным.

Знание и использование населением и медицинскими работниками существующих правовых норм позволит сделать работу по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции более реалистичной. Очень важно, что закон устанавливает гарантии государства, в том числе связанные с регулярным информированием населения о доступных мерах профилактики ВИЧ-инфекции, производстве средств профилактики, диагностики и лечения ВИЧ-инфекции, доступность медицинского освидетельствования, в том числе анонимного.

Важно отметить, что практически все правовые нормы закона не противоречат моральным нормам. Для закона, регулирующего отношения в такой сложной сфере, как профилактика ВИЧ-инфекции, сделать это было непросто. Подобная ориентация призвана способствовать формированию более гуманного правосознания и отношения населения и медиков к носителям ВИЧ-инфекции и заболевшим СПИД.

В этой ситуации важной проблемой является ответственность самих людей за свое поведение и здоровье окружающих. Конечно, в рамки закона не вместить сложнейшие социальные, нравственные и другие аспекты, имеющие отношение к профилактике ВИЧ-инфекции. Это проблемы культуры общества, культуры и нравственности конкретного человека, условий его формирования. Современная социально-экономическая жизнь в России усиливает такие явления, как безработица, нищенство, бродяжничество, проституция, наркомания и многие другие, которые являются благоприятной средой для эпидемии ВИЧ-инфекции. Таким образом, современная ситуация в нашей стране связана с расширением сферы действующего законодательства по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции.

Проблема СПИДа в нашей стране остается одной из самых актуальных на данный момент и поэтому социальный контроль в сфере здравоохранения за данным контингентом больных особенно важен.

Актуальность правовой безграмотности, социальной незащищенности ВИЧ-положительных граждан в настоящее время очевидна - все большее количество людей, столкнувшихся с проблемой СПИДа, чьи права нарушены, обращается в ГУЗ РЦПБ со СПИДом и ИЗ за помощью.

У социальных работников — они располагают информацией о различных правилах и инстанциях; могут сами оказать помощь (например, при заполнении различного рода документов) или направят в другие инстанции.

В юридической консультации — здесь ответят на вопросы юридического характера. За более полной информацией стоит обратиться в палату адвокатов.

Не подошло решение или нужна уникальная работа, оставляй бесплатную заявку и получай расчет на почту!

  • Введение
  • 1. Теоретический обзор проблемы социально-медицинской работы с ВИЧ-инфицированными и больными СПИДом
  • 1.1 Социально-медицинские проблемы ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом
  • 1.2 Нормативно-правовая база социально-медицинской работы с ВИЧ-инфицированными и больными СПИДом
  • 1.3 Технологии социально-медицинской работы с ВИЧ-инфицированными и больными СПИДом
  • 2. Практическая часть
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Общественно-опасные заболевания, такие как ВИЧ/СПИД – это общественные явления, имеющие ярко выраженные социальные и поведенческие характеристики, в борьбе с ними меры исключительно медицинского характера неэффективны. Однако на практике в сфере профилактики таких заболеваний по-прежнему преобладает медицинская модель профилактики [17].

П.Д. Павленок отмечает, что больные СПИДом являются объектом социально-медицинской работы, так как эти лица имеют выраженные медицинские и социальные проблемы, которые взаимно потенциируют друг друга и решение которых затруднительно в рамках односторонних профессиональных мероприятий [13, с. 145].

Таким образом, актуальность вопроса социально-медицинской работы с ВИЧ-инфицированными и больными СПИДом связана с изучением имеющегося опыта и внедрением в практику сопровождения специалистами социальной работы данных лиц на всех этапах медицинского лечения, а так же профилактики заболевания, как общественно-опасного, среди населения.

Цель работы: рассмотреть основы социально-медицинской работы с ВИЧ-инфицированными и больными СПИДом.

1. Рассмотреть социально-медицинские проблемы ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом.

2. Изучить нормативно-правовую базу социально-медицинской работы с ВИЧ-инфицированными и больными СПИДом.

3. Проанализировать технологии социальной работы с ВИЧ-инфицированными и больными СПИДом.

1. Теоретический обзор проблемы социально-медицинской работы с ВИЧ-инфицированными и больными СПИДом

1.1 Социально-медицинские проблемы ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом

Важной психологической проблемой, с которой приходится сталкиваться ВИЧ-инфицированным, является социальная изоляция. Больных увольняют с работы, от них отказываются родственники и друзья. По этим причинам больные начинают чувствовать себя изгоями современного общества [5].

Серьезной проблемой ВИЧ-инфицированных людей является их дискриминация со стороны окружающих людей. Так, по данным статистики, 46% опрошенных считают, что больных ВИЧ следует изолировать от общества; 55% перевели бы своего ребенка в другой детский сад (школу), если бы узнали, что там есть ВИЧ-инфицированный ребенок [12].

ВИЧ-носительство или СПИД оказывают очевидное влияние на психику и изменяют психологию зараженных людей в силу того, что на сегодняшний день, являются неизлечимыми, хроническими заболеваниями; протекают труднопредсказуемо и в течение многих лет, почти всегда сопровождаются негативными зависимостями, воспринимаются практически любым обществом как негативное и отвергаемое явление.

В семьях ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом могут возникать психологические проблемы, характерные для любых других семей, но в то же время эти проблемы приобретают определенную специфическую окраску. Следует помнить, что любой человек, находящийся в тесном взаимодействии с носителем определенной проблемы, испытывает его влияние на свою жизнь и является созависимым. Контакты с зависимыми вынуждают их изменять привычки, нарушают планы, вызывают страхи относительно своих близких, с которыми взаимодействует зависимый, и, наконец, вынуждают погружаться в проблему, которую им навязали. Основными характеристиками созависимого поведения являются низкая самооценка, чрезмерное использование психологических защит, контролирующее поведение.

Недоступность качественной медицинской помощи, дискриминация больных, неприспособленность существующей системы защиты прав к реальным потребностям людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, недостаточное финансирование программ, направленных на улучшение качества их жизни [8].

Следует обратить внимание на число ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом среди детей, которое с каждым годом увеличивается. С учетом того, что сегодняшние ВИЧ-инфицированные дети не смогут обеспечить здоровое будущее как нашей страны, так и мирового сообщества в целом, значение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение распространения ВИЧ/СПИДа среди несовершеннолетних значительно повышается [12].

Таким образом, социально-психологические последствия ВИЧ-инфекции проявляются на нескольких уровнях: индивидуальности, семьи, общества, помогающих структур [14].

СПИД – одна из важнейших проблем, возникших перед человечеством в конце XX века. СПИД относится к числу главных заболеваний, уносящих наибольшее число жизней на планете. ВИЧ влияет не только на здоровье отдельного человека, но и на государство и общество в целом. В нашем обществе существует целый ряд социальных проблем, связанных с ВИЧ, и большинство из них возникает из-за нехватки информации о самом вирусе, о дискриминации ВИЧ-положительных людей в обществе и из-за недостаточной государственной поддержки.

1.2 Нормативно-правовая база социально-медицинской работы с ВИЧ-инфицированными и больными СПИДом

В связи с массовым распространением в мире заболевания, вызванного вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция), которое остается неизлечимым и приводит к неотвратимому смертельному исходу, вызывает тяжелые социально-экономические и демографические последствия для РФ, создает угрозу личной, общественной и государственной безопасности, угрозу существования человечества, – все это вызвало необходимость защиты прав и законных интересов населения и применения современных эффективных мер комплексной профилактики ВИЧ-инфекции.

За прошедшие десятилетия эпидемии многие страны мира прошли трудный путь по формированию нормативно-правовой базы, регламентирующей положение ВИЧ-инфицированных лиц, включающей систему льгот и ограничений, защиту от дискриминации.

* регулярное информирование населения, в том числе через СМИ, о доступных мерах профилактики ВИЧ-инфекции;

* эпидемиологический надзор за распространением ВИЧ-инфекции на территории РФ;

* производство средств профилактики, диагностики и лечения ВИЧ-инфекции;

* доступность медицинского освидетельствования для выявления ВИЧ-инфекции;

* бесплатное предоставление всех видов квалифицированной и специализированной медицинской помощи ВИЧ-инфицированным гражданам РФ;

* развитие научных исследований по проблемам ВИЧ- инфекции;

* включение в учебные и образовательные программы учреждений тематических вопросов по нравственному и половому воспитанию;

* организация и пропаганда мер профилактики ВИЧ- инфекции и СПИДа среди населения;

* социально-бытовая помощь ВИЧ-инфицированным гражданам РФ, получение ими образования, их переквалификация и трудоустройство;

* оказание помощи в решении социально-правовых и реабилитационных вопросов в отношении носителей ВИЧ и больных СПИДом.

Таким образом, социально-медицинская работа с ВИЧ-инфицированными и больными СПИДом основывается на нормативно-правовой базе, которая определяет социальный статус, права и обязанности данного контингента. Расширение перечня нормативно-правовых актов и уточнение их содержания связано с ростом численности заболевания, а так же осознанием необходимости оказания социальной и медицинской помощи ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом лицам.

1.3 Технологии социально-медицинской работы с ВИЧ-инфицированными и больными СПИДом

Основой организации медико-социальной помощи ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом, ВИЧ-инфицированным беременным и их детям, независимо от ВИЧ-статуса последних, является обеспечение этого контингента комплексным обследованием и лечением (АРВТ) в полном объеме, предоставление социальной помощи данной категории, мониторинг и оценка ситуации по ВИЧ-инфекции среди населения и информированность субъектов Российской Федерации о положении дел по данной проблеме [7].

Подготовка ВИЧ-инфицированных клиентов к ВААРТ (высокоактивной антивирусной терапии) основывается на мультипрофессиональном подходе, учитывает интеграцию всех симптомо-комплеков: социальных, наркологических, психологических и соматических — исходя из чего выстраивается стратегия лечения. Это означает, что ВИЧ-инфицированный клиент должен иметь дело со многими специалистами. Сотрудники медицинских учреждений, каждый в своей области, строго руководствуются существующими инструкциями. Клиент, направляемый из одного кабинета в другой, теряет терпение и доверие к предлагаемой помощи. Чтобы не допустить этого, специалисты организуют согласованную помощь, ориентированную на потребности клиента, приглашая его стать активным участником процесса подготовки к лечению [6].

До настоящего времени в России профилактикой ВИЧ/СПИДа среди населения занимались преимущественно специалисты в области здравоохранения. Существует и успешно действует отлаженная система медицинской профилактики ВИЧ-инфекции. Организационно эта система представлена службами профилактики и борьбы с ВИЧ-инфекцией в Российской Федерации [17].

Учитывая наибольшую вовлеченность в проблему ВИЧ/СПИДа молодого населения и уязвимость перед заражением ВИЧ-инфекцией детей, подростков и молодежи, основной приоритет в профилактической работе имеет профилактическая работа с несовершеннолетними и молодежью.

Выделяют следующие уровни профилактики ВИЧ/СПИДа [12].

Первичный уровень — ограничение числа случаев СПИДа и ВИЧ-инфицироания путем воздействия на специфические причинные факторы, способствующие повышению риска заболевания. На этом этапе профилактики проводят массовый скрининг (медобследование) с использованием ИФА тест-систем. Одной из важнейших составляющих первичного уровня профилактики является пропаганда здорового образа жизни.

Вторичный уровень — раннее выявление и специфическое лечение СПИДа и ВИЧ-инфицированных. Для этого осуществляется поисковый скрининг среди групп, имеющих фактор риска инфицирования. При выявлении ВИЧ-инфицированных проводят верификацию (перепроверку) диагноза на базе СПИД-центра с последующей диспансеризацией, в рамках которой определяют необходимый объем антиретровирусной терапии. В современных условиях проводят высокоактивную антиретровирусную терапию (ВААРТ).

Третичный уровень — лечение и реабилитация заболевших ВИЧ/СПИДом, т. е. повышение качества их жизни. В рамках третичной профилактики проводят диспансерное наблюдение в СПИД-центрах. Диспансерному наблюдению подлежат люди, в сыворотке крови которых в ИФА и иммунном блоттинге обнаружены антитела к ВИЧ. В рамках диспансерного наблюдения за ВИЧ-инфицированными проводят [16]:

· выявление и лечение имеющихся у больного или вновь возникающих заболеваний, способствующих более быстрому прогрессированию ВИЧ-инфекции;

· максимально раннее выявление признаков прогрессирования ВИЧ-инфекции и своевременное назначение специфической терапии;

· обеспечение больному ВИЧ-инфекцией всех видов квалифицированной медицинской помощи при гарантированном соблюдении тайны диагноза.

Основные задачи социальной работы с ВИЧ-положительными и больными СПИДом являются [11]:

1. Создание условий, при которых клиенты могут осуществить все положенные по закону гарантии.

2. Помощь в создании условий жизнедеятельности, в которых клиент чувствовал бы себя востребованным, включенным в реальные дела, в социум.

3. Увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более успешно разрешать возникающие проблемы.

4. Создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и на их основе адаптироваться к новым условиям жизни в обществе.

5. Достижение такого результата, когда необходимость в помощи социального работника у клиента отпадает.

Для достижения обозначенных целей специалист по социальной работе выполняет следующие обязанности [4]:

· Сбор психосоциального анамнеза.

· Эмоциональная поддержка больного человека и членов его семьи

· Координация решения социальных вопросов.

· Защита интересов пациента в органах здравоохранения, социальной поддержки.

· Консультация по правовым вопросам, касающихся ВИЧ-инфекции, совместный поиск путей решения юридических проблем.

· Помощь в решении проблем трудоустройства.

· Участие в программе повышения доступности полноценной медицинской помощи лицам, употреблявшим психотропные препараты.

· Организация позитивных контактов со службами наркологической и психиатрической помощи, реабилитационными центрами, НКО.

Медико-социальные технологии при работе с ВИЧ-инфицированными и больными СПИДом имеют целью формирование социально-поддерживающей и развивающей среды (социально-поддерживающие и терапевтические сообщества; локальные и территориальные программы; программы на рабочих местах; социальные программы, альтернативные употреблению наркотиков). Они предусматривают:

· тренинги профилактики рецидивов;

· тренинги эмпатии, коммуникативной и социальной компетентности;

· тренинги когнитивного развития;

· индивидуальную и групповую психотерапию, направленную на развитие личностных и средовых ресурсов.

Основные принципы социальной поддержки реализуются в организации групп взаимопомощи людей, живущих с ВИЧ. При отсутствии необходимой активности ВИЧ инфицированных людей в регионе создаются группы поддержки. Службы групповой поддержки во всем мире признаны уникальным методом оказания помощи ВИЧ инфицированным людям [1].

В России первая служба групповой поддержки людей с ВИЧ появилась в 1994 году, и интерес к этой форме поддержки постоянно возрастает. В разных городах специалисты СПИД-сервисных организаций, так государственных, так и негосударственных, а также люди, живущие с ВИЧ, создают различные группы. Группы поддержки дают возможность людям с ВИЧ получить необходимую информацию, рассказать о насущных проблемах, а также поделиться личным опытом их решения. Особенность такого вида групповой работы заключается в том, что ответственность за организацию и проведение встреч возложена на специалиста, а не участников группы. Такие группы особенно эффективны для людей, находящихся в кризисе [9].

В ситуации оказания социальной поддержки больному с серьезно ограниченными функциональными возможностями, часто нуждающемуся в постоянном сестринском уходе, специалист по социальной работе, анализируя личностные характеристики, распорядок дня пациента, социальное базовое обеспечение, семейный статус и характер работы членов семьи, возможность помощи со стороны различных общественных организаций, уровень оказываемой медицинской помощи, находит пути решения медико-социальных проблем его подопечного, позволяя тем самым тяжело больному человеку оставаться в обществе, быть рядом с родными, не страдать от проявлений болезни и продолжать жить [10].

Таким образом, сопровождение ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом людей может быть эффективным только при условии комплексного подхода. Этому условию соответствует организация и реализация социально-медицинской помощи ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом. Социально-медицинское сопровождение может осуществляться в стационарах, кабинетах, Центрах. Основная цель социально-медицинского сопровождения – помощь в организации благоприятного социального пространства для клиента, которая заключается в обеспечении трудовой деятельностью, семейным благополучием, материальной стабильностью.

Основной технологией социально-медицинской работы с ВИЧ-инфицированными и больными СПИДом является профилактическая работа. При этом профилактические мероприятия являются необходимыми как при обучении населения здоровому образу жизни и ознакомлении с мерами защита от заражения, так и при работе с уже инфицированными и больными клиентами. На каждом этапе используются разнообразные методы и формы работы специалиста социальной работы. Для реализации комплексности сопровождения ВИЧ-инфицированного или больного СПИДом клиента специалист социальной работы обеспечивает взаимодействие с различными компетентными организациями и учреждениями.

2. Практическая часть

1. Соотнесите термины и их определения:

А. Лица, зараженные вирусом иммунодефицита человека. Оно включает в себя период длительного вирусоносительства (10 и более лет)

Б. конечная стадия проявления болезни. Ее продолжительность обычно не превышает трех лет.

В. вирус, который вызывает разрушение иммунной системы и делает больного восприимчивым к различным инфекциям и опухолям

Читайте также: