Статья чума на все наши школы

Обновлено: 28.03.2024

- Как только школьный вертолет увижу в небе, уже тяжело, - рассказывает жена оленевода с Ямала, мать пятерых детей Алена Альма. - Когда ребятишек в первый раз в интернат отправляешь, они плачут, жмутся ко мне. Я им говорю, там хорошо, яблочки, конфетки вам будут давать, а у самой едва слезы не текут…

Догонит ли школа?

В последние годы в регионах Крайнего Севера пытаются изобрести "формулу", которая бы позволила решить почти неразрешимую задачу, как сделать так, чтобы дети и полноценное образование получали, и с родителями при этом не разлучались. Семьи оленеводов кочуют вместе со стадами, преодолевая по тундре сотни километров, перевозя чумы и весь свой скарб. Никакая школа за ними не угонится.

Или угонится? На Ямале, где сегодня больше всего в стране аборигенов-кочевников (почти 20 тысяч), придумали несколько моделей образования для детей коренных народов. Их так и назвали "кочевая школа".

Недавно ямальский опыт обсудили в Совете Федерации на заседании совета по Арктике и Антарктике, предложили закрепить в федеральных законах и распространить в других арктических регионах.

Фото: istock

- В общей сложности этих моделей 18, - рассказывает замдиректора департамента образования Ямала Сергей Бойченко. - Мы постарались максимально подстроить их под индивидуальные особенности жизни и быта аборигенов. А они ведь тоже у всех разные, зависят от того, по каким маршрутам кочуют оленеводы, в какой близости от поселков, сколько у них детей и т. д. Есть, например, опыт, когда педагоги круглый год ездят прямо вместе с бригадой оленеводов. Обычно бригада состоят из двух-трех семей. Детей у оленеводов, как правило, много, и в такой "школе-детсаду" набирается 10-12 ребятишек. А есть небольшие модульные школы в факториях в тундре, куда кочевники приезжают пополнить запас продуктов и топлива, оформить бумаги. Пока взрослые занимаются своими делами, их детям педагоги дают уроки. Конечно, длится такое обучение не больше двух-трех недель, пока оленеводы снова не отправятся в путь. А потом когда-нибудь снова не заглянут в факторию.

Рассказывая о разных вариантах "кочевых школ", Сергей Бойченко, предупреждая мой журналистский вопрос, замечает, что образование в таких садиках-школах дается только для дошколят или учеников младших классов. "Об основном образовании пока не может идти и речи. Какая в тундре физика, химия и сдача ЕГЭ? Без интернатов обойтись, конечно, невозможно", - резюмировал он.

Парта или хвост оленя?

Сегодня на Ямале у коренных народов, в основном это ненцы, ханты и селькупы, больше девяти тысяч детей школьного возраста, и почти 3500 -детсадовского. Из них только 400 человек могут посещать садики, хоть в какой-то его форме, - традиционной или кочевой. Все остальные дошкольное образование не получают. При этом в младших классах кочевых школ учатся 200 человек. Остальные дети - в интернатах.

Фото: iStock

К самой идее кочевого образования эксперты относятся очень неоднозначно. Некоторые и вовсе считают ее профанацией. Как, например, Борис Павлов, профессор Института экономики УрО РАН, долгие годы занимавшийся изучением экономики и социальной сферы народов Крайнего Севера.

- Какое образование в условиях тундры? Это всего лишь светлая, но нереализуемая мечта. К каждому чуму педагога не приставишь. Нужно чтобы дети кочевников видели в своей жизни что-то кроме хвоста оленя, и данность такова, что полноценное обучение возможно только в условиях интерната, - резюмировал ученый.

Антрополог Александра Терехина в качестве научного эксперимента сама проработала год воспитателем кочевого детского сада на Ямале в ходе научной экспедиции "Настоящие люди". Кочуя вместе с семьей оленеводов, она дотошно изучила тонкости национальных традиций, жизни в чуме, сурового быта оленеводов в условиях арктических морозов, полярного дня и ночи, постоянных перемещений на сотни километров по тундре. Она обучала нескольких ребятишек из семьи ненцев по программе детского сада и готовила их к школе.

Александра пришла к выводу, что кочевое образование в тундре может быть только дошкольным, в очень редких случаях - для учеников младших классов. При этом охватить всех детей-тундровиков дошкольным образованием невозможно, даже в условиях идеальной организации этого процесса.

Фото: Михаил Синицын/ РГ

- Как показал мой опыт, кочевой детский сад может представлять собой компромисс между государственной системой образования с ее учебными дисциплинами, готовящими к школе, и жизнью на стойбище, не ориентированной на жесткий график, продолжительность рабочей недели и федеральные санитарные нормы, - отмечает Александра Терехина. - Функционирование детского сада в семьях оленеводов - своего рода модель возможного взаимодействия "городской" и "тундровой" культур, их ценностей и представлений.

К самому понятию "кочевая школа" Александра Терехина относится как к распиаренному "модному бренду", зачастую не имеющему ничего общего с тем, в каких условиях кочевники живут и воспитывают детей. Температура в чуме, например, может быть едва близкой к нулю, а когда стоит полярная ночь, не позанимаешься с детьми при свете керосинки. После долгого переезда рабочий день может начаться в три часа дня, а спать оленеводы могут лечь и под утро. Иными словами, сама тундра, природа диктуют им, что нужно делать в тот или иной момент, а не "федеральные образовательные стандарты". В иные дни, а то и целые недели об обучении говорить и вовсе не приходится.

Спросите у кочевников

В дебатах тех, кто "за" и "против" кочевых школ заместитель президента Ассоциации коренных народов Югры Людмила Алферова не встает ни на чью сторону, - она предлагает спросить мнение у самих аборигенов, какая форма ближе всего им самим.

- Я бы, например, предпочла, чтобы мой ребенок подольше оставался со мной, - говорит она. - Часто связь с родителями, куда важнее, чем высококлассное образование в будущем. Понимаю, что невозможно, чтобы учителя пришли в каждую семью оленеводов. Но некоторые компромиссные формы обучения при сегодняшнем уровне технологий применять все-таки можно.

К слову, в Югре нынче 1 сентября откроется первая стойбищная школа в деревне Русскинская.

- Дети в нее будут зачисляться, как в обычную школу и детсад, - говорит глава Югры Наталья Комарова, - но могут выбрать на какое-то время и дистанционное обучение, чтобы побыть дома. Принять такое решение могут только родители. Это позволит сохранить традиционный уклад жизни кочевников. Дети не будут отрываться от семьи, при этом получат возможность качественного дистанционного образования.

Более того, в Югре перед началом этого учебного года утвердили целую концепцию этнокультурной системы образования в местах традиционного проживания аборигенов. Она предполагает внедрение цифровых технологий, разработку специальных программ и т. д, чтобы как можно больше детей коренных народов могли обучаться без отрыва от той среды, в которой живут. Программа расписана по этапам вплоть до 2030 года.

Жизнь в интернате

Сама жизнь детей в интернате - тяжелое психологическое испытание, особенно в первый год обучения. Представьте ребенка, который не знает русского, никогда не ходил в детский сад, которого только что оторвали от родителей и начинают усиленно учить разным наукам. Такой мощнейший стресс не каждому взрослому по силам. Чтобы хоть как-то приблизить условия для детей к тундровым, в каждом интернате на Ямале установили по чуму, оборудовали их имуществом, необходимым для кочевой жизни. Открыты этнопарки. Но все равно все это, конечно, не решает проблемы. Тем более не может заменить родителей. Года через два-три дети адаптируются к жизни в интернате. Что со временем рождает еще одну психологическую проблему: ребенок на гособеспечении и обслуживании постепенно привыкает к тому, что все готово, теряет навыки жизни в тундре.

Получается замкнутый круг. В интернате свои проблемы, а в тундре невозможно обеспечить высокий уровень образования. Как говорит Александра Терехина, тут как в известной сказке, где нужно было прийти не одетой, и не раздетой, и с подарком, и в то же время без.

В сказке, как известно, задача разрешается. В жизни большинство экспертов едины во мнении, что нужно все-таки пробовать, пытаться находить ту самую оптимальную формулу обучения детей кочевых народов. Которая бы позволяла и традиции сохранять, и образование получать. А уж как ее назвать "кочевая школа" или как-то еще не так важно. Главное все-таки результат.

Из тундровых записей демографа Александры Терехиной:

- График работы кочевого детского сада был полностью обусловлен распорядком дня оленеводов. На стойбище я собирала детей всегда в разное время. После летнего ночного каслания, отбоя в 6.00 и подъема в 15.00 мы могли начать занятия и в 17.00, и в 22.00. Строгое городское расписание нам совсем не подходило: и я, и дети, и родители быстро к этому привыкли. Мы занимались в нашем чуме, поэтому часы работы кочевой группы зависели от обстановки в жилище. Чтобы не нарушать ритм жизни членов семьи, мне каждый раз приходилось выгадывать такой промежуток времени, когда в чуме было относительно спокойно: не дымил костер (летом ненцы готовят на открытом огне); не пришел со смены дежурный, которому нужно сразу варить чай и ставить стол; не приехали гости из другого стойбища.

Полноценную работу кочевой группы в период с октября по февраль осложняли темнота и холод. В этот период даже в дневное время внутри чума темно. Ненцы зажигают одну или две керосиновые лампы, которые горят целый день, но полностью осветить чум можно только включив электрические лампочки, для чего требуется заводить генератор. Бензин ямальские тундровики достают с трудом и, как правило, по завышенным ценам, поэтому стараются его экономить…

Когда в Севастополе началась эпидемия, власти были вынуждены пойти на жёсткие меры. Карантин привёл к тому, что в городе случился бунт.

Чумной или холерный?

В литературе можно встретить упоминание о том, что в 1830 году в Севастополе был чумной бунт. В других источниках он называется холерным, в третьих — женским или даже бабьим. Так с какой же эпидемией боролся город? Вполне возможно, что с холерой, а может быть, и с чумой… Хотя севастопольцы были уверены, что эпидемии выдумали власти, чтобы прикарманить средства, выделенные на борьбу с инфекцией.

Хотя не исключено, что эпидемия в городе всё-таки была. Ведь как раз в 1830—1831 годах в Россию пришла холера: болезнь дошла до обеих столиц, из примерно 300 000 жителей Москвы к концу января 1831 года умерли более 8500 человек. Карантинные меры, принимавшиеся в 19-м веке, мало чем отличались от современных: все увеселительные заведения, магазины, школы, университеты были закрыты, улицы опустели, горожане сидели по домам. А вот лечить холеру не умели: основным способом борьбы с кишечной инфекцией было окуривание дымом, которое не давало заметного терапевтического эффекта. Распространялась холера быстро, скорее всего, была она и в Севастополе.

Как известно, беда не приходит одна, и чуть раньше из Турции в город завезли чуму, а плюс к этому в Севастополе был тиф. Им, в частности, заболел морской врач Никифор Закревский, оставивший записки об этой странной и страшной эпидемии. По его воспоминаниям, с пациентами, направленными во временные больницы, обращались из рук вон плохо, не было ни одеял, ни одежды, ни медикаментов. Госпитали для моряков оборудовали на судах, которые совершенно не были для этого приспособлены. Пациентов, вызывавших подозрения, изолировали даже в пещерах, где многие, естественно, умирали совсем не от болезней, а просто от условий содержания. Вернее, их отсутствия.

2.jpg

Под ударом оказывались не только больные, но и здоровые. Если в семье заболевал один человек, то в чумные отделения свозили всех, и там риск заразиться был очень высок. Сортировку больных проводили впопыхах, диагноз тоже не всегда ставили верно: Закревский во многих случаях сомневался в том, что имел дело с чумой. Но в этом диагнозе был уверен Пётр Ланг — доктор медицины, инспектор Таврической врачебной управы, который входил в городскую комиссию по ликвидации чумы. Ланг не только не сомневался, что в городе она есть, но и ввёл обязательные морские купания в качестве профилактики. И всё бы ничего, но Ланг настаивал на купании осенью и даже зимой, так что в итоге недовольные севастопольцы начали преследовать врачей.

Власти, напуганные сразу двумя болезнями, переусердствовали с мерами безопасности. Они постановили, что каждый человек, который желал въехать в Севастополь, должен был находиться в карантине от 14 до 19 дней. Понятно, что все окрестные крестьяне тут же свернули торговлю — никому не хотелось застрять в городе на 2−3 недели. Снабжение мгновенно ухудшилось, дров и продуктов стало крайне мало, цены взлетели, а плохое питание привело к вспышкам желудочно-кишечных болезней.

Комиссия разберётся

3.jpg

Карантин окончен? Да здравствует карантин!

Когда трёхнедельное затворничество севастопольцев подошло к концу, власти объявили, что Корабельная слободка, один из самых бедных районов города, остаётся закрытой ещё на три недели. Не исключено, что таким образом администрация города хотела поставить на место самых недовольных севастопольцев: ведь казённого содержания обитателям Корабельной слободки не полагалось, здесь жили не военные, а работники верфей. И именно в их среде больше всего роптали на власть.

Тем временем по городу пошли слухи, что чумы никакой и нет, что в бедственном положении виноваты доктора, которые отравляют воду и продолжают говорить об эпидемии, чтобы получать повышенные оклады. Диагнозы вызывали всё больше сомнений, и 31 мая 1830 года, когда оцепление вокруг Севастополя уже сняли, произошло событие, взорвавшее ситуацию.

5.jpg

Ошибки властей

В этих непростых условиях военный губернатор Николай Столыпин отправляется в слободку и требует выдать зачинщиков бунта. Это был наихудший из возможных вариантов действий. Вслед за этим в городе выставили караулы, а севастопольцы ответили на принятые меры погромами. Столыпин был убит, как и ещё несколько высокопоставленных офицеров, контр-адмирала Ивана Скаловского поймали, сорвали эполеты и заставили дать подписку о том, что чумы в городе нет. Вся полиция бежала, толпа разгромила дома и квартиры 42 чиновников и офицеров.

После гибели Столыпина ответственность за ситуацию легла на генерал-лейтенанта Андрея Турчанинова, который был комендантом Севастополя. Он снял в городе внутренние кордоны, разрешил богослужения, которые были запрещены с началом эпидемии, пытался по возможности успокоить севастопольцев.

Семь казней

4.jpg

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

МОУ Школа села Белоярск Приуральского района ЯНАО

hello_html_m114d52.jpg

Паспорт программы

Некрасова Ольга Сергеевна

Чум на пришкольной территории.

Педагоги, обучающиеся школы, в том числе и воспитанники интерната, родители.

Формирование инновационной воспитательно-образовательной среды для наибольшего раскрытия природного потенциала детей коренных малочисленных народов Крайнего Севера с учётом их социокультурных особенностей.

Воспитывать любовь к родному краю, уважение к традициям ненецкого народа.

Создавать условия для самореализации и социализации воспитанников интерната.

Формировать воспитательно-образовательную среду, способствующую ознакомлению детей с культурой народов севера.

Нравственное, патриотическое воспитание с использованием

Вовлечь родителей, представителей социума в проектную деятельность по сохранению традиций народов севера.

Работа с обучающимися

Работа с родителями

Работа с педагогами

Работа над формированием воспитательно-образовательной средой ОУ

1. Культурологический принцип – приобщение детей к истокам культуры.

2. Краеведческий (региональный) принцип.

3. Принцип интеграции.

4. Тематический принцип – деление материала на основные темы.

Срок реализации программы

Реализация программы рассчитана на три года с 2014 по 2017 год.

Этапы реализации программы

1 этап. Организационно – подготовительный .

2 этап – реализация программы .

Организация и проведение циклов занятий, совместных экскурсий и мероприятий на базе уличного чума.

3 этап – Заключительный.

Обобщение результатов работы, анализ деятельности, удовлетворенность всех участников результатами, сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми.

Презентация опыта работы по проекту.

Обеспечение адаптации воспитанников к постоянно изменяющейся социально-экономической ситуации, организации функционирования образовательно-воспитательного процесса для достижения результатов образования, соответствующих требованиям ФГОСов и необходимого для этого уровня мотивации воспитанников к освоению инноваций. Индикаторы: уровень успеваемости воспитанников, качество образования воспитанников, показатели участия в олимпиадах, соревнованиях, конкурсах, проектах.

Качественное обновление содержание воспитательно-образовательного процесса с учётом этнопедагогики и этнопсихологии.

формирование у выпускников школы ключевых компетентностей: Рост числа воспитанников выпускников 9, 11 классов, поступивших в ВВУЗы и ССУЗы. Трудоустройство выпускников, не продолживших обучение по окончании 9,11 классов - 100%. Положительная динамика мониторингов социально-профессиональной успешности выпускников.

Сохранение здоровья воспитанников. Индикаторы: результаты медосмотров, психолого-социологического мониторинга.

Удовлетворенность результатами деятельности интерната семейного типа родителей, администрации школы, учредителей. Индикаторы: результаты мониторинга.

Актуальность.

Правильное воспитание – это наша счастливая старость,

плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы,

это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

Программа рассчитана на обучающихся, родители которых ведут кочевой и полукочевой образ жизни в ЯНАО. Подавляющее большинство кочующего населения направляют своих детей для получения образования в школу с интернатом, где происходит разрыв с традиционным образом жизни коренных народов Севера. Для сохранения традиций, языка, культуры народов Севера на территории МОУ Школы села Белоярска установлен уличный чум. Программа помогает в решении задач нравственного воспитания, сохранения здоровья обучающихся. Инновационный проект по созданию реабилитационной зоны для детей КМНС предусматривает установку чума на территория интерната МОУ Школы села Белоярск. Чум - переносное жилище, которое оборудовано всем имуществом, необходимым для кочевой жизни в условиях тундры. Имеются переносная печь, спальные места, постели, стол, посуда и другие принадлежности. Жилище – место жизни человека, место, где он рождается, растет, обзаводится семьей и потомством, творит и уходит в мир предков. Из жилища человек отправляется активно действовать, осваивать мир. Это кров. Укрытие, место покоя и порядка.

Чум планируется использовать как учебное помещение на практических занятиях по домоводству и внеурочных занятиях, для проведения национальных праздников, воспитательных часов и мероприятий, а также для приема родителей воспитанников. Кроме того, ребята, проживающие в интернате семейного типа, могут проводить в чуме и свое свободное от занятий время.

Анализ результатов анкетирования, диагностического обследования воспитанников, наблюдения выявил следующие проблемы:

Неблагоприятный эмоциональный фон, возникающий в адаптационный период прибытия детей из тундры и при сложности обучения в школе.

Узкий круг применения умений, навыков, полученных в среде проживания с родителями, позволяющий повысить самооценку обучающихся.

Противоречия :

1) отрыв детей от этнической среды и необходимость опоры на традиционную культуру как средство воспитания обучающихся

2) между содержанием программ современного образовательного процесса и системой ценностей, жизненным опытом воспитанников интерната, родители которых ведут кочевой и полукочевой образ жизни.

Если в воспитательно-образовательную работу ввести системную работу на базе уличного чума, то это будет способствовать большей социализации воспитанников, улучшению психологического фона воспитательно-образовательного процесса, повышению мотивации к осознанному выбору профессии обучающимися.

К педагогическим условиям применения опыта отнесено следующее:

программа реализуется в течение трёх лет.

в педагогическом процессе широко используются методы и средства этнопедагогики, приёмы организации учебно-исследовательской деятельность

предполагается создание благоприятной воспитательно-образовательной среды ОУ.

предполагается широкое использование нескольких педагогических технологий: здоровьесберегающих технологий, технологии личностно – ориентированного обучения, педагогики сотрудничества, игровых технологий, технологию проектного обучения.

включает в работу совместную проектную деятельность с родителями

предполагает интеграцию образовательных областей.

Ожидаемые результаты: Обеспечение адаптации воспитанников к постоянно изменяющейся социально-экономической ситуации, организации функционирования образовательно-воспитательного процесса для достижения результатов образования, соответствующих требованиям ФГОСов и необходимого для этого уровня мотивации воспитанников к освоению инноваций. Индикаторы: уровень успеваемости воспитанников, качество образования воспитанников, показатели участия в олимпиадах, соревнованиях, конкурсах, проектах.

Качественное обновление содержание воспитательно-образовательного процесса с учётом этнопедагогики и этнопсихологии.

формирование у выпускников школы ключевых компетентностей: Рост числа воспитанников выпускников 9, 11 классов, поступивших в ВВУЗы и ССУЗы. Трудоустройство выпускников, не продолживших обучение по окончании 9,11 классов - 100%. Положительная динамика мониторингов социально-профессиональной успешности выпускников.

Сохранение здоровья воспитанников. Индикаторы: результаты медосмотров, психолого-социологического мониторинга.

Удовлетворенность результатами деятельности интерната семейного типа родителей, администрации школы, учредителей. Индикаторы: результаты мониторинга.

Для реализации проекта используется интегрированный подход – включение сведений об истории и культуре северных народов во все виды деятельности обучающихся: познавательную, продуктивную, игровую и т.д.

Содержание программы включает 2 части: теоретическую и практическую.

II. Образ жизни тундрового народа

Кочевой образ жизни. Причины кочевого образа жизни.

Перекочевка на новое место. Время привалов в пути, время движения, неписанные законы перекочевки. Непредвиденные моменты в пути и меры их устранения.

Оседлый образ жизни. Режим дня, отличие оседлого образа жизни от кочевого образа жизни.

III. Жилище.

История жилища. Первое жилище ненцев - чум. Из чего строится чум. Шесты, группы шестов, головные, боковые, основные, назначение каждого шеста. Жилище – чум. Главные столбы, копылья, полозья балка. Назначение.

IV. Внутреннее убранство северного жилища ненцев.

Передняя и задняя часть чума. Свободная часть чума. Жилая часть чума. Как расположены предметы быта в чуме.

Постель, технология составления постели в условиях тундры.

V. Хозяйство кочевой семьи.

Оленеводство – древнее занятие ненцев. Пастух, обязанности пастуха. Древние методы сохранения стада

Названия оленей в зависимости от масти, возраста и пола, от их повадок, окраса. Методы подбора оленей для мужской упряжки. Легенды и песни ненцев про упряжку, которой гордится хозяин?

Предназначения оленей: рабочие олени, упряжные: мужские, женские, детские олени. Предназначение оленей в упряжке: передовой олень, средние олени в упряжке, крайний правый.

Упряжи: упряжь на передового оленя, на крайнего правого оленя, на средних оленей, на рабочих оленей. Сооружение, на котором лежит вожжа. Пуговицы из кости оленьего рога. Их назначение.

Вожжи и веревки, которыми привязывают оленей. Их назначение. Плетение, виды плетения.

Палатка в чуме для защиты от комаров в ночное время. Как подвязывается и укрепляется.

Оберег. Шитье по выкройке для кукол. Изготовление ненецких кукол из клювов гусей и уток.

VI. Устное народное творчество.

Общее понятие. Сказки и песни, сказания, предания, воспевающие дом оленевода. Современные песни и стихи про жизнь оленеводов, в творчестве ямальских поэтов и художников.

Чтение ненецких сказок, сравнение описаний жилья; убранства чума.

ХОБЦОКО ЯЛЯ. Загадки жителей Крайнего Севера.

V II. Народные игры, соревнования.

Народные ненецкие игры.

Национальные виды спорта: метание тынзяна на хорей, бег с палкой, метание топора, прыжки через нарты и другое.

V I II . Национальная одежда.

Ненцы. Мужская, женская, детская одежда

Ханты. Мужская, женская, детская одежда

Узоры на одежде северных народов.

IX . Кухня народов Севера

Традиционные блюда ненецкой кухни

X . Народные праздники. Народный календарь.

Практическая часть.

Обустройство чума. Постановка, разборка чума. Заготовка дров. Уборка чума. Ведение хозяйства в чуме.

Приём гостей в чуме. Правила сервировки национального стола.

Приёмы, тренировки по национальным видам спорта. Правила проведения соревнований по национальным видам спорта.

Список литературы

Арктика – мой дом. Народы севера земли. Культура народов севера. Полярная энциклопедия школьников. – М.: Северные просторы, 2011. – С.116 – 124,200 – 206.

Володин А.П. Ительмены. Серия Народы Севера. – СПб.: Дрофа, 2009.

Гарина Н. Чум //Северные просторы. – 2011. – №1.

Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Знакомьтесь: ханты. /Отв. Ред.В.И. Володин – Новосибирск, ВО Наука, 2012.

Лебедев Ю.С. Архитектурная бионика – М.: Стройиздат, 1990. – С. 269.

Скотт Ч. Проектирование дома для северного климата // Architectus. – 2004. – №6.

Сусой Е.Г. Из глубины веков. – Тюмень: ЯНОИУУ, 2004. – С.12 – 46.

Харючи Г.П. Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса. – Томск: Изд-во университета, 2011.

В апреле 1979 года в больницы Свердловска стали поступать люди с высокой температурой и кашлем. Их лечили антибиотиками, но большинство умирали в течение двух-трёх дней. Так продолжалось почти полтора месяца: штамм сибирской язвы, разработанный советскими учёными в секретном военном городке No 19 и попавший в воздух, оказался очень устойчивым.

Биологическое оружие

Биологическое оружие для борьбы с противником применялось с древних времён. Первый случай его использования, который был официально зафиксирован, произошёл в 1346 году, когда Золотая Орда во главе с ханом Джанибеком держала в осаде Кафу. Среди монголов вспыхнула эпидемия чумы. И перед снятием осады они перекинули через стены несколько десятков тел умерших, вызвав эпидемию в Кафе.

Известна история о заражении в 1520 году Эрнаном Кортесом ацтеков оспой. Спустя двести с лишним лет, в 1763 году, английский генерал Джеффри Амхерст решил повторить опыт Кортеса и предложил подарить недружественным индейцам одеяла, которыми раньше укрывали больных оспой. Эффект от диверсии неизвестен.

В Первую мировую немцы пытались заразить сибирской язвой и сапом лошадей во Франции и России, однако ущерб был незначительным — тогда гораздо больше страшных дел натворил иприт.

В конце 1930-х — начале 1940-х Япония создала на оккупированной территории Маньчжурии два крупных научно-исследовательских центра (отряды N731 и 100), в которых проводились испытания на военнопленных и мирном населении Китая. Погибли не меньше 3 тыс. человек.

Германия в 1943 году под Познанью создала специальный институт, в котором выращивались возбудители чумы. Немцы проводили широкие эксперименты на военнопленных, изучая различные методы заражения человека сыпным тифом, сибирской язвой, туберкулёзом и другими инфекционными заболеваниями.

В США исследования начались в 1941 году: была создана специальная военная научно-исследовательская служба, построены крупные исследовательские лаборатории. По данным Китая, США использовали биологическое оружие в Корейской войне.

Британия с 1942 года проводила опыты с сибирской язвой на острове Грюинард, который в результате был настолько заражён, что для его дезинфекции в 1986 году потребовалось 280 т формальдегида.

Официально разработка биологического оружия ведущими странами была прекращена в 1975 году — после подписания в 1972-м Конвенции по биологическому и токсическому оружию. Она запрещала разработку, производство, хранение и приобретение биологических агентов, которые могут быть использованы в качестве оружия. Но неофициально исследования продолжались и, возможно, продолжаются и сейчас.

В последние десятилетия биологическое оружие использовалось и в террористических целях — например, в 2001 году по США рассылались письма со спорами сибирской язвы.

Эпидемия в Свердловске

Мы бросились к окну. Во дворе мужчина — не в форме, просто в тёмной куртке — держал за шею нашего знакомого уличного пса. По нестаявшему снегу тянулась полоса крови, пёс был ранен, но ещё жив. И на наших глазах мужчина выстрелил (да, у него в руке был пистолет) ему в голову. Бросил пса на землю и ушёл за угол соседнего дома. И мы услышали ещё выстрелы.

2.jpg

Дул северный ветер, и облако со спорами направилось на юг и юго-восток от военного городка N19. Под облако попали часть военного городка N32, керамический завод, жилой массив Вторчермет, частные дома, несколько колоний для заключённых.

А люди продолжали умирать. И семьи не понимали: мясо с рынка (если в семье оно было, конечно) ели все, а умирал один человек из семьи (лёгочная форма сибирской язвы, в отличие от, например, кожной, от человека человеку не передаётся).

Дезинфекцию в Чкаловском районе стали проводить в конце апреля (официально — в рамках подготовки к празднованию 1 мая). Снимали верхний слой земли, закатывали всё в асфальт, поливали мыльным раствором здания и растения. Отходы вывозили на Седельниковскую свалку (весной 1998 года свалку размыло, и земля попала в реки).

Последняя смерть от вспышки эпидемии была зафиксирована 12 июня 1979 года.

Читайте также: