Строение клеток растений животных и грибов вирусы

Обновлено: 26.04.2024

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Строение клеток бактерий. Строение клеток растений, животных и грибов. Вирусы.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Строение клеток бактерий. Строение клеток растений, животных и грибов. Вирусы.

Строение клеток бактерий. Строение клеток растений, животных и грибов. Вирусы Подготовила: учитель биологии МАОУ СОШ № 33 Томиль С.В. г. Новороссийск, 2018

Бактерии – одноклеточные микроскопические организмы

Бактерии – одноклеточные микроскопические организмы

 Колонии бактерий


Распространение бактерий и их роль в природе Основная роль бактерий – разруше.

Распространение бактерий и их роль в природе Основная роль бактерий – разрушение растительных и животных остатков. Образование топливных полезных ископаемых (в результате их жизнедеятельности сформировались месторождения нефти, природного газа, залежи угля)


Общие черты строения ядерных клеток

Общие черты строения ядерных клеток

Отличия клеток растений, животных и грибов

Отличия клеток растений, животных и грибов

Отличия клеток растений, животных и грибов

Отличия клеток растений, животных и грибов

Пластиды




Строение клеток

Вирусы – организмы, не имеющие клеточного строения Они паразитируют внутри кл.

Вирусы – организмы, не имеющие клеточного строения Они паразитируют внутри клеток. Они способны жить и размножаться только ы клетках других организмов. Вне клетки-хозяина вирусы не проявляют признаков жизни.

Заболевания у человека, вызванные вирусами грипп корь ветряная оспа СПИД

Заболевания у человека, вызванные вирусами грипп корь ветряная оспа СПИД

Домашнее задание Читать и пересказывать параграфы 15, 16 Выучить определения.

Домашнее задание Читать и пересказывать параграфы 15, 16 Выучить определения по теме урока

Краткое описание документа:

Строение клеток бактерий. Строение клеток растений, животных и грибов. Вирусы Подготовила: учитель биологии МАОУ СОШ № 33 Томиль С.В. г. Новороссийск, 2018 Бактерии – одноклеточные микроскопические организмы Колонии бактерий Распространение бактерий и их роль в природе Основная роль бактерий – разрушение растительных и животных остатков. Образование топливных полезных ископаемых (в результате их жизнедеятельности сформировались месторождения нефти, природного газа, залежи угля) Общие черты строения ядерных клеток Отличия клеток растений, животных и грибов Отличия клеток растений, животных и грибов Пластиды Строение клеток Вирусы – организмы, не имеющие клеточного строения Они паразитируют внутри клеток. Они способны жить и размножаться только ы клетках других организмов. Вне клетки-хозяина вирусы не проявляют признаков жизни. Заболевания у человека, вызванные вирусами грипп корь ветряная оспа СПИД Домашнее задание Читать и пересказывать параграфы 15, 16 Выучить определения по теме урока

Среди растений, животных и грибов встречаются одноклеточные организмы, но большинство из них —многоклеточные. Их клетки характеризуются наличием ядра.

Общие черты строения ядерных клеток

Снаружи все ядерные клетки покрыты тончайшей мембраной, которая защищает внутреннее содержимое клеток, связывает их между собой и с внешней средой.

Важнейший органоид всех клеток растений, животных и грибов — ядро. Обычно оно находится в центре клетки и содержит одно или несколько ядрышек. В ядре имеются хромосомы — специальные тельца, которые становятся видимыми только во время деления ядра. Они хранят наследственную информацию.

Обязательная часть клеток растений, животных и грибов — бесцветная полужидкая цитоплазма. Она заполняет пространство между мембраной и ядром. В цитоплазме, кроме ядра, находятся и другие органоиды, а также запасные питательные вещества. Общие черты в строении ядерных клеток говорят о родстве и единстве их происхождения.

Строение клеток растений, животных и грибов

Отличия клеток растений, животных и грибов

Несмотря на сходство, клетки растений, животных и грибов имеют существенные различия.

В клетках растений и грибов поверх мембраны расположена плотная оболочка, состоящая из углеводов. У растений она построена из целлюлозы, а у большинства грибов — из хитина. Животная клетка имеет только клеточную мембрану. Плотной оболочки у нее нет.

Отличительная черта растительных клеток — наличие в цитоплазме особых образований — пластид. В клетках листьев пластиды зеленые. В других клетках растений пластиды могут быть бесцветными, желтыми, оранжевыми или красными (клетки плодов). Зеленые пластиды — это хлоропласты (от греч. Chloros — зеленый). Их так много, что трудно обнаружить ядро. Зеленый цвет хлоропластам придает пигмент — хлорофилл. С помощью хлорофилла клетки растений улавливают энергию солнечных лучей и образуют органические вещества.

Животные питаются готовыми органическими веществами, созданными растениями. Вот почему в их клетках пластиды отсутствуют.

Грибные клетки, как и клетки животных, не имеют пластид. В то же время у них есть некоторые признаки, сближающие их с клетками растений. Так, в цитоплазме грибных и растительных клеток имеются вакуоли — прозрачные пузырьки, заполненные клеточным соком.

Ядерные клетки различаются включениями — запасными питательными веществами. В клетках растений запасается крахмал, в клетках животных и грибов — гликоген.

По различию в строении клеток и некоторым другим признаками ядерные организмы делят на три царства: Растений, Животных и Грибов.

Вирусы

Существуют организмы, не имеющие клеточного строения. Это вирусы. Вирусы паразитируют внутри клетки. Они способны жить и размножаться только в клетках других организмов. Вне клетки-хозяина вирусы не проявляют признаков жизни. В настоящее время известно более 500 видов вирусов животных и более 300 — у цветковых растений. У человека вирусы вызывают такие заболевания, как грипп, корь, ветряная оспа, СПИД.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: узнать об общих чертах строения ядерных клеток, об отличиях клеток растений, животных, грибов.

Образовательные:

познакомить обучающихся со строением клеток животных, грибов; с особенностями строения и жизнедеятельности вирусов;

выявить общие черты в строении растительной, животной и грибной клетках, а также отличия между ними.

развивать умения самостоятельно формулировать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи; кратко и четко формулировать свои мысли;

развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации;

развивать умение анализировать, делать выводы и аргументированно отвечать на поставленные вопросы.

Воспитательные:

формировать у учащихся интерес к изучению биологии;

развивать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к природе, потребность в бережном отношении к ней, в охране растительного и животного мира;

продолжить работу по воспитанию у учащихся научного мировоззрения.

Планируемые образовательные результаты:

предметные – формирование целостных представлений о клетках; формирование систематизированных понятий о строении и жизнедеятельности клеток; сформировать умение понимать смысл биологических терминов: эукариоты, ядро, мембрана, клеточная стенка, органоиды, пластиды, фотосинтез, хлорофилл; анализировать полученную информацию о растительной клетке;

метапредметные – развитие умения работать с разными источниками биологической информации, анализировать ее; развитие навыков самостоятельного приобретения знаний; преобразовывать информацию из одной формы в другую; умение создавать презентации своих учебных и исследовательских работ;

личностные – развитие мотивации к обучению и познанию; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками и учителем в образовательной и учебно-исследовательской деятельности; осознание важности и необходимости для природы всех видов живых организмов; осознание необходимости сохранения многообразия и природных местообитания живых организмов; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

Личностные – смыслообразование (каков смысл изучения данной темы); нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Регулятивные – целеполагание, планирование, прогнозирование, различать способ и результат действия, вносить необходимые коррективы в действие,контроль, оценка, волевая саморегуляция и самооценка в ситуации затруднения.

Познавательные – поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, смысловое чтение, умение осознанно строить речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Коммуникативные – учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов, оценка и коррекция действий партнера.

Основные понятия: эукариоты, мембрана, клеточная стенка, ядро, органоиды, пластиды, хлоропласты, фотосинтез, хлорофилл, вакуоли, царства живой природы, вирусы.

Тип урока: комбинированный урок.

План изучения нового материала:

Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Изучение нового материала.

Первичное закрепление, усвоение и контроль усвоения знаний.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Рефлексия (подведение итогов урока).

Этап урока и цель

Содержание (деятельность учителя)

Организационный момент

Цель:организация самооценки учащимися готовности к предстоящей деятельности на уроке; эмоциональная, психологическая
и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку, фиксация отсутствующих. Проверка подготовленности классного помещения. Организация внимания школьников.

А сейчас проверь, дружок

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Выполняют самооценку готовности: правильность выбора учебных принадлежностей (тетрадь, учебник, ручки, карандаши, линейка), самостоятельность подготовки.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

Познавательные: слушают учителя.

Регулятивная: демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку.

Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Цель:сформулировать тему, цели и задачи урока

Уже на протяжении 2 уроков мы с вами совершаем путешествие в удивительную страну под названием КЛЕТКА.

Так клетка, кажется мала!

Но в микроскоп взгляните:

Ведь это целая страна…

С какой клеткой мы познакомились на прошлом уроке?

А с клетками каких организмов ещё не знакомились?

Сформулируйте тему урока: Строение клеток животных и грибов.

Сформулируем цели и задачи урока:узнать об общих чертах строения ядерных клеток, об отличиях клеток растений, животных, грибов.

Дают ответы на вопросы.

Формулируют тему, цели и задачи урока.

Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Личностные: смыслообразование, мотивация и интерес к уроку.

Актуализация знаний

Цель: установить правильность, полноту и осознанность выполнения д/з всеми учащимися; выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся и определить причины их возникновения; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы

А поможет нам узнать больше о клетке багаж знаний, который мы возьмём с собой в дальнейшее путешествие.

А. Индивидуальная работа.

Распределите вещества по группам:

а) крахмал, б) вода; в) жиры, г) минеральные соли, д) белок.

Вставьте пропущенные слова в тексте:

Организация взаимопроверки.

Б. Тестирование (диктант).

Этот органоид защищает содержимое клеткиот воздействий внешней среды. ( Мембрана)

Самое распространенное вещество клетки.(Вода)

Оптический прибор, позволяющий увидетьувеличенное изображение мелких предметов. (Микроскоп)

Органоидклетки,гдехранитсянаследственная информация. (Ядро)

Организмы, в клетке которых отсутствуетоформленное ядро. (Доядерные)

Организация самопроверки.

Подчеркните буквы в словах: 1-1, 2-2, 3-1, 4-5, 5-2, 6-5, 7-1.

Выполняют индивидуальные задания по карточкам.

Выполняют тестовые задания под диктовку учителя.

Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей), высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Регулятивные: ориентируются в карточке; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи

Изучение нового материала

Цель:обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление учащимися изучаемого материала; содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определённому выводу (обобщению); создать содержательные и организационные условия усвоения учащимися методики воспроизведения изучаемого материала.

Каждая пара учащихся для работы на уроке получает раздаточный материал с определениями основных понятий урока, фотографиями, рисунками и иллюстрациями по данной теме (Приложение)

Организация работы с Приложением.

Все знают, какой ущерб наносят гусеницы и жуки пилильщики. Первые поедают листья полезных растений, вторые поражают деревья в садах и лесах. Для борьбы с ними используют специальные вирусы. На небольших участках их распыляют пульверизаторами, а для обработки больших площадей применяют самолёты. Так поступали в США (в штате Калифорния) при борьбе с гусеницами, которые поражали поля люцерны, и в Канаде при уничтожении соснового пилильщика. Перспективно такое использование вирусов также для борьбы с гусеницами, поражающими капусту и свёклу, а также для уничтожения домашней моли.

Постановка познавательной задачи (работа в парах): подумайте, какое значение имеют вирусы в жизни человека?

Постановка познавательной задачи (работа в парах): сформулируйте определение о вирусах.

Вирусы – это неклеточные формы жизни, способные проникать в клетки и размножаться только внутри клеток.

Вывод: Характерные черты вирусов – …

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: узнать об общих чертах строения ядерных клеток, об отличиях клеток растений, животных, грибов.

Образовательные:

познакомить обучающихся со строением клеток животных, грибов; с особенностями строения и жизнедеятельности вирусов;

выявить общие черты в строении растительной, животной и грибной клетках, а также отличия между ними.

развивать умения самостоятельно формулировать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи; кратко и четко формулировать свои мысли;

развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации;

развивать умение анализировать, делать выводы и аргументированно отвечать на поставленные вопросы.

Воспитательные:

формировать у учащихся интерес к изучению биологии;

развивать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к природе, потребность в бережном отношении к ней, в охране растительного и животного мира;

продолжить работу по воспитанию у учащихся научного мировоззрения.

Планируемые образовательные результаты:

предметные – формирование целостных представлений о клетках; формирование систематизированных понятий о строении и жизнедеятельности клеток; сформировать умение понимать смысл биологических терминов: эукариоты, ядро, мембрана, клеточная стенка, органоиды, пластиды, фотосинтез, хлорофилл; анализировать полученную информацию о растительной клетке;

метапредметные – развитие умения работать с разными источниками биологической информации, анализировать ее; развитие навыков самостоятельного приобретения знаний; преобразовывать информацию из одной формы в другую; умение создавать презентации своих учебных и исследовательских работ;

личностные – развитие мотивации к обучению и познанию; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками и учителем в образовательной и учебно-исследовательской деятельности; осознание важности и необходимости для природы всех видов живых организмов; осознание необходимости сохранения многообразия и природных местообитания живых организмов; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

Личностные – смыслообразование (каков смысл изучения данной темы); нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Регулятивные – целеполагание, планирование, прогнозирование, различать способ и результат действия, вносить необходимые коррективы в действие,контроль, оценка, волевая саморегуляция и самооценка в ситуации затруднения.

Познавательные – поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, смысловое чтение, умение осознанно строить речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Коммуникативные – учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов, оценка и коррекция действий партнера.

Основные понятия: эукариоты, мембрана, клеточная стенка, ядро, органоиды, пластиды, хлоропласты, фотосинтез, хлорофилл, вакуоли, царства живой природы, вирусы.

Тип урока: комбинированный урок.

План изучения нового материала:

Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Изучение нового материала.

Первичное закрепление, усвоение и контроль усвоения знаний.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Рефлексия (подведение итогов урока).

Этап урока и цель

Содержание (деятельность учителя)

Организационный момент

Цель:организация самооценки учащимися готовности к предстоящей деятельности на уроке; эмоциональная, психологическая
и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку, фиксация отсутствующих. Проверка подготовленности классного помещения. Организация внимания школьников.

А сейчас проверь, дружок

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Выполняют самооценку готовности: правильность выбора учебных принадлежностей (тетрадь, учебник, ручки, карандаши, линейка), самостоятельность подготовки.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

Познавательные: слушают учителя.

Регулятивная: демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку.

Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Цель:сформулировать тему, цели и задачи урока

Уже на протяжении 2 уроков мы с вами совершаем путешествие в удивительную страну под названием КЛЕТКА.

Так клетка, кажется мала!

Но в микроскоп взгляните:

Ведь это целая страна…

С какой клеткой мы познакомились на прошлом уроке?

А с клетками каких организмов ещё не знакомились?

Сформулируйте тему урока: Строение клеток животных и грибов.

Сформулируем цели и задачи урока:узнать об общих чертах строения ядерных клеток, об отличиях клеток растений, животных, грибов.

Дают ответы на вопросы.

Формулируют тему, цели и задачи урока.

Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Личностные: смыслообразование, мотивация и интерес к уроку.

Актуализация знаний

Цель: установить правильность, полноту и осознанность выполнения д/з всеми учащимися; выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся и определить причины их возникновения; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы

А поможет нам узнать больше о клетке багаж знаний, который мы возьмём с собой в дальнейшее путешествие.

А. Индивидуальная работа.

Распределите вещества по группам:

а) крахмал, б) вода; в) жиры, г) минеральные соли, д) белок.

Вставьте пропущенные слова в тексте:

Организация взаимопроверки.

Б. Тестирование (диктант).

Этот органоид защищает содержимое клеткиот воздействий внешней среды. ( Мембрана)

Самое распространенное вещество клетки.(Вода)

Оптический прибор, позволяющий увидетьувеличенное изображение мелких предметов. (Микроскоп)

Органоидклетки,гдехранитсянаследственная информация. (Ядро)

Организмы, в клетке которых отсутствуетоформленное ядро. (Доядерные)

Организация самопроверки.

Подчеркните буквы в словах: 1-1, 2-2, 3-1, 4-5, 5-2, 6-5, 7-1.

Выполняют индивидуальные задания по карточкам.

Выполняют тестовые задания под диктовку учителя.

Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей), высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Регулятивные: ориентируются в карточке; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи

Изучение нового материала

Цель:обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление учащимися изучаемого материала; содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определённому выводу (обобщению); создать содержательные и организационные условия усвоения учащимися методики воспроизведения изучаемого материала.

Каждая пара учащихся для работы на уроке получает раздаточный материал с определениями основных понятий урока, фотографиями, рисунками и иллюстрациями по данной теме (Приложение)

Организация работы с Приложением.

Все знают, какой ущерб наносят гусеницы и жуки пилильщики. Первые поедают листья полезных растений, вторые поражают деревья в садах и лесах. Для борьбы с ними используют специальные вирусы. На небольших участках их распыляют пульверизаторами, а для обработки больших площадей применяют самолёты. Так поступали в США (в штате Калифорния) при борьбе с гусеницами, которые поражали поля люцерны, и в Канаде при уничтожении соснового пилильщика. Перспективно такое использование вирусов также для борьбы с гусеницами, поражающими капусту и свёклу, а также для уничтожения домашней моли.

Постановка познавательной задачи (работа в парах): подумайте, какое значение имеют вирусы в жизни человека?

Постановка познавательной задачи (работа в парах): сформулируйте определение о вирусах.

Вирусы – это неклеточные формы жизни, способные проникать в клетки и размножаться только внутри клеток.

Вывод: Характерные черты вирусов – …

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: узнать об общих чертах строения ядерных клеток, об отличиях клеток растений, животных, грибов.

Образовательные:

познакомить обучающихся со строением клеток животных, грибов; с особенностями строения и жизнедеятельности вирусов;

выявить общие черты в строении растительной, животной и грибной клетках, а также отличия между ними.

развивать умения самостоятельно формулировать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи; кратко и четко формулировать свои мысли;

развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации;

развивать умение анализировать, делать выводы и аргументированно отвечать на поставленные вопросы.

Воспитательные:

формировать у учащихся интерес к изучению биологии;

развивать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к природе, потребность в бережном отношении к ней, в охране растительного и животного мира;

продолжить работу по воспитанию у учащихся научного мировоззрения.

Планируемые образовательные результаты:

предметные – формирование целостных представлений о клетках; формирование систематизированных понятий о строении и жизнедеятельности клеток; сформировать умение понимать смысл биологических терминов: эукариоты, ядро, мембрана, клеточная стенка, органоиды, пластиды, фотосинтез, хлорофилл; анализировать полученную информацию о растительной клетке;

метапредметные – развитие умения работать с разными источниками биологической информации, анализировать ее; развитие навыков самостоятельного приобретения знаний; преобразовывать информацию из одной формы в другую; умение создавать презентации своих учебных и исследовательских работ;

личностные – развитие мотивации к обучению и познанию; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками и учителем в образовательной и учебно-исследовательской деятельности; осознание важности и необходимости для природы всех видов живых организмов; осознание необходимости сохранения многообразия и природных местообитания живых организмов; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

Личностные – смыслообразование (каков смысл изучения данной темы); нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Регулятивные – целеполагание, планирование, прогнозирование, различать способ и результат действия, вносить необходимые коррективы в действие,контроль, оценка, волевая саморегуляция и самооценка в ситуации затруднения.

Познавательные – поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, смысловое чтение, умение осознанно строить речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Коммуникативные – учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов, оценка и коррекция действий партнера.

Основные понятия: эукариоты, мембрана, клеточная стенка, ядро, органоиды, пластиды, хлоропласты, фотосинтез, хлорофилл, вакуоли, царства живой природы, вирусы.

Тип урока: комбинированный урок.

План изучения нового материала:

Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Изучение нового материала.

Первичное закрепление, усвоение и контроль усвоения знаний.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Рефлексия (подведение итогов урока).

Этап урока и цель

Содержание (деятельность учителя)

Организационный момент

Цель:организация самооценки учащимися готовности к предстоящей деятельности на уроке; эмоциональная, психологическая
и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку, фиксация отсутствующих. Проверка подготовленности классного помещения. Организация внимания школьников.

А сейчас проверь, дружок

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Выполняют самооценку готовности: правильность выбора учебных принадлежностей (тетрадь, учебник, ручки, карандаши, линейка), самостоятельность подготовки.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

Познавательные: слушают учителя.

Регулятивная: демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку.

Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Цель:сформулировать тему, цели и задачи урока

Уже на протяжении 2 уроков мы с вами совершаем путешествие в удивительную страну под названием КЛЕТКА.

Так клетка, кажется мала!

Но в микроскоп взгляните:

Ведь это целая страна…

С какой клеткой мы познакомились на прошлом уроке?

А с клетками каких организмов ещё не знакомились?

Сформулируйте тему урока: Строение клеток животных и грибов.

Сформулируем цели и задачи урока:узнать об общих чертах строения ядерных клеток, об отличиях клеток растений, животных, грибов.

Дают ответы на вопросы.

Формулируют тему, цели и задачи урока.

Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Личностные: смыслообразование, мотивация и интерес к уроку.

Актуализация знаний

Цель: установить правильность, полноту и осознанность выполнения д/з всеми учащимися; выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся и определить причины их возникновения; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы

А поможет нам узнать больше о клетке багаж знаний, который мы возьмём с собой в дальнейшее путешествие.

А. Индивидуальная работа.

Распределите вещества по группам:

а) крахмал, б) вода; в) жиры, г) минеральные соли, д) белок.

Вставьте пропущенные слова в тексте:

Организация взаимопроверки.

Б. Тестирование (диктант).

Этот органоид защищает содержимое клеткиот воздействий внешней среды. ( Мембрана)

Самое распространенное вещество клетки.(Вода)

Оптический прибор, позволяющий увидетьувеличенное изображение мелких предметов. (Микроскоп)

Органоидклетки,гдехранитсянаследственная информация. (Ядро)

Организмы, в клетке которых отсутствуетоформленное ядро. (Доядерные)

Организация самопроверки.

Подчеркните буквы в словах: 1-1, 2-2, 3-1, 4-5, 5-2, 6-5, 7-1.

Выполняют индивидуальные задания по карточкам.

Выполняют тестовые задания под диктовку учителя.

Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей), высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Регулятивные: ориентируются в карточке; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи

Изучение нового материала

Цель:обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление учащимися изучаемого материала; содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определённому выводу (обобщению); создать содержательные и организационные условия усвоения учащимися методики воспроизведения изучаемого материала.

Каждая пара учащихся для работы на уроке получает раздаточный материал с определениями основных понятий урока, фотографиями, рисунками и иллюстрациями по данной теме (Приложение)

Организация работы с Приложением.

Все знают, какой ущерб наносят гусеницы и жуки пилильщики. Первые поедают листья полезных растений, вторые поражают деревья в садах и лесах. Для борьбы с ними используют специальные вирусы. На небольших участках их распыляют пульверизаторами, а для обработки больших площадей применяют самолёты. Так поступали в США (в штате Калифорния) при борьбе с гусеницами, которые поражали поля люцерны, и в Канаде при уничтожении соснового пилильщика. Перспективно такое использование вирусов также для борьбы с гусеницами, поражающими капусту и свёклу, а также для уничтожения домашней моли.

Постановка познавательной задачи (работа в парах): подумайте, какое значение имеют вирусы в жизни человека?

Постановка познавательной задачи (работа в парах): сформулируйте определение о вирусах.

Вирусы – это неклеточные формы жизни, способные проникать в клетки и размножаться только внутри клеток.

Вывод: Характерные черты вирусов – …

Читайте также: