Суд над вирусами по биологии

Обновлено: 18.04.2024

В настоящие время проблема здоровья становится всё более актуальной .Одна из главных причин этого - негативное отношение человека к собственному организму . Попытки изменить сложившуюся ситуацию до сих пор не принесли желаемого результата, к сожалению , у людей ещё нет вкуса к здоровому образу жизни .

(На сцене за столом судья, прокурор ,адвокат ,потерпевшие ,свидетели . )

Ведуший . Человеку с самого начала его существования угрожали серьёзные враги .Являлось они неожиданно , коварно , не бряцая оружием . Бороться с ними было нечем . С какой стороны ждать нападения – неизвестно . Нападали враги без предупреждения , разили без промаха и часто сеяли смерть .Враги эти –болезнетворные микробы . В настоящие время все знают , что именно они – причина инфекционных болезней .

Судья . Слово имеет прокурор .

Прокурор . Болезнетворные микробы проникают в организм человека различными путями: через дыхательные органы , пищеварительный тракт , кожу . Так , они вместе с мельчайшими капельками слюны и слизи при кашле , чихании, разговоре через дыхательные органы передаются от больных людей к здоровым .

Болезнетворные микробы также покидают тело больного в месте с его испражнениями . И тогда заражение происходит через пищеварительный тракт при недостаточном соблюдениями правил личной гигиены .

Во многих инфекционных заболеваниях повинны кусающие насекомые . Вши , например, приносят тиф ,блохи- чуму, мухи – болезнетворных простейших , а комары – малярию , самую распространённую на земном шаре болезнь .

Судья . А теперь выслушаем пострадавших .

Первый пострадавший . Я переболел гриппом . У меня поднялась температура да 38*С, начался кашель , насморк , слезотечение , озноб , запершило в горле , заболела голова . Правда , это произошло после того , как я пробыл долгое время на сквозняке .

Свидетель обвинения .Вирусы гриппа выделяют ядовитые вещества , воздействующее на организм в целом , поражают клетки слизистой оболочки носа , горла и т.д. Болезнь страшна осложнениями на сердце ,почки ,другие внутренние органы . В заболевании и распространение гриппа повинен сам человек , так как болезнь распространяется воздушно – капельным путём .

Из истории известно , что самая большая катастрофическая эпидемия гриппа вспыхнула в 1957-1958 гг. и охватило весь мир .Этот грипп известен под названием испанки. Им переболело 500 млн. человек ,около 15 млн. умерло . В 1957-1958гг. была эпидемия азиатского гриппа . . Началась она на Северном Китае , затем охватила почти все страны . Эта эпидемия была менее тяжёлой , смерть не превышала 0,005%.

Второй пострадавший . А я переболел инфекционным гепатитом . У меня были боли в правой стороне живота , расстройство кишечника , быстро поднялась температура , наблюдался зуд .Затем пожелтела кожа , склеры глазных яблок . Изменился цвет мочи и кала . Отмечалась сонливость , плохое настроение .

Свидетель обвинения . Вот некоторые цифры , которые свидетельствуют об опасности распространения инфекционного гепатита . В 1942г. В американской армии во время профилактических прививок было заражено гепатитом более 28тыс. солдат ( из них 62 умерло ) . Заразиться этой болезнью можно при переливании крови .В 1963г. В США на 1800000 случаев переливания пришлось 30 тыс. заражений гепатитом, 3600 из них окончились смертельным исходом .

Адвокат . Вирусный гепатит – опасная кишечная инфекция . Распространена она повсеместно и болеет ею сразу большое количество людей .Все это так . Но ведь в распространении болезни во многом повинны сами люди ! Если человек соблюдает правила личной гигиены , бережно относиться к питанию , водоснабжению , удалению нечистот и уничтожению мух , то он , как правило не заражается этой болезнью .

Третий пострадавший . А я заболел холерой .К счастью, не умер .У меня поднялась температура , отмечался бред , сильнейший понос (диарея ) , интенсивного лечения , то через 2 дня обычно наступает смерть .

Свидетель обвинения . В истории человечества известны случаи эпидемии холеры .Родина этой болезни – Индия .В 1817 г. холера впервые перешагнула границы , а уже в 1831 г. разразилась сильной эпидемией в Европе . В последующее два года она охватила Американский континент , в 70 –х гг. –Азию, Африку Европу, Америку . Возбудителя холеры обнаружили не сразу. Только в 1876 г., когда микробиолог Кох со своими сотрудниками работал в Индии, им удалось найти настоящего возбудителя этой болезни , известного теперь под названием холерный вибрион

Адвокат . И опять столь грозной болезни повинен сам человек 1892 г. сильная эпидемия холеры вспыхнула в Гамбурге . С начала она появилась среди портовых рабочих , а затем распространилась по всему городу , ежедневно регистрировали до тысячи новых случаев .Главным виновником такого быстрого распространения инфекции был городской водопровод : вода для него забиралась из Эльбы и не подвергалась не какой фильтрации .

Четвёртый пострадавший . Вы видите , как я тяжело дышу , с трудом передвигаюсь , постоянно кашляю , у меня бледное лицо . Это признаки грозной болезни- туберкулёза , которую тоже вызывают микробы .

Свидетель обвинения . Это заболевание сопровождает человека с древних времён . На египетских мумиях часто находят признаки перенесённого туберкулёза . Сохранились о нем сведения в индийских ведах , на древних глинных вавилонских табличках , в греческих рукописях . Уже Гиппократу она была известна как опасная болезнь лёгких . XVIII-в. От туберкулёза умирал каждый 7 житель Европы .

Свидетель защиты . Следует отметить , что болезнетворные микробы могут быть безобидными для одного человека , жить в его организме , не причиняя вреда , но оказаться опасными для других .

В истории описаны случаи , когда вирусные болезни помогали покорять целые страны или , наоборот , обретать независимость . В 1519 г. испанцы вторглись в Мексику . Они занесли с собой оспу , уничтожившую около 3 млн. индейцев , что помогло испанцам одержать победу.

Прокурор . Не все люди болеют одновременно . Каждую минуту нас атакуют со всех сторон полчища микробов . Их оружие –инфекции , болезни , иногда смерть .Атака хорошо спланирована и подготовлена – в воздухе , в воде , на суше и даже в повседневной пище . Поистине современная армия ! Какие же позиции занимает в этой войне человек ?

Болезнетворные микробы уже при попытке напасть на наш организм наталкиваются на труднопреодолимую преграду – неповреждённую чистую кожу . Это первая линия обороны

Для поддержания обороноспособности организма его надо тренировать .

Ему необходима физическая активность , закаливания , правильный режим питания , нормальный сон , психологический комфорт и , конечно , соблюдать правила личной гигиены . Народная мудрость учит : организм сам себе врач !

Судья . Ни у кого не возникает сомнения в том, что действия незваного агрессора наносят огромный вред организму человека . Но он может и должен защищается от болезнетворных микробов . В его арсенале прививки , лекарства , солнце , воздух , вода .

Суд постановляет : главная профилактическая мера инфекционных болезней – здоровый образ жизни.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

ЦЕЛЬ УРОКА : Изучение роли бактерий в природе и жизни человека, особенностей гнилостных, почвенных, клубеньковых, молочнокислых бактерий. Развитие навыков работы с дополнительной литературой.

ТИП УРОКА : Обобщающий. ХОД УРОКА :

1). Организовать заседание суда. Для этого из числа учащихся выбрать: судью, двух заседателей, прокурора и адвоката, секретаря и свидетелей ( домохозяйку, больного туберкулёзом, пострадавшего от дизентерии, технолога молочного завода, биохимика, агронома, врача, обвиняемых ) - всего 15 человек.

Прокурор. - Среди бактерий много паразитических видов, вызывающих такие заболевания, как :дифтерия, туберкулёз, ангина, холера, дизентерия, Тиф, чума, скарлатина, столбняк, бутулизм и многие другие инфекции Домашние животные могут болеть сибирской язвой, бруцеллёзом, лептоспирозом и другими болезнями, заражая при этом людей.Все эти болезни могут привести к смерти больных человека или животных.. Кроме того бактерии могут вызвать разнообразные заболевания и у растений, которые в конце концов загнивают и отмирают.

В 590 году Рим страдал от чумы. Народ погибал тысячами. В течение одного часа умирало до 80 человек. В середине XIV века улицы города снова опустели из - за чумы. Люди прятались на чердаках и в подвалах. Но эпидемия свирепствовала. В Европе она унесла жизни 25 млн. человек.

В 1848 г. В Петербурге была большая эпидемия холеры. Её завёз в город больной человек, приехавший сюда по делам. Через несколько дней 500 человек умерли от холеры. А сколько жизней унесла оспа и проказа!

Поселяясь в пищевых продуктах, бактерии вырабатывают вредные вещества, которые могут отравить организм человека или животного. Например. Палочка ботулизма может размножаться в консервированных мясных и растительных продуктах.

Требую судить возбудителей всех этих болезней и строго их наказать! Судья - У обвинения есть свидетели?

Домохозяйка - У меня нет холодильника, и продукты хранить негде. А гнилостные бактерии не дают мне покоя, особенно летом. Стоит оставить мясо на несколько часов,

как они начинают его портить. Никакого спасения от этих вредителей. Я требую наказать их за вредительство!

Пострадавший от туберкулёза - Чаще всего возбудитель туберкулёза - туберкулёзная палочка, или микобактерия, поражает лёгкие, куда попадает с вдыхаемым воздухом. Когда больной кашляет, туберкулёзные палочки выделяются вместе с капельками мокроты. После высыхания капелек они с пылью оседают на пол и на различные предметы, находящиеся в помещении. В организм человека туберкулёзная палочка может попасть не только с пылью, но и через посуду, одежду, полотенце и другие предметы, которыми пользовался больной.

В сухих помещениях туберкулёзные палочки погибают, особенно разрушительно действует на них солнечный свет.

Пострадавший от дизентерии — Употребление несвежей пищи, в которой начали размножаться микробы, может привести к заболеваниям дизентерией, брюшным тифом, холерой. Яды - токсины, выделяемые возбудителями этих болезней, - вызывают тяжёлые отравления организма. Пищеварение у больных нарушается. Заболевших людей отправляют в больницу.

Запомните, необходимо мыть руки перед едой, есть только чисто вымытые овощи и фрукты, держать пищу закрытой, чтоб в неё не попадала пыль, не садились мухи Нельзя пить сырую воду, Мясо и рыбу надо обязательно хорошо проваривать или прожаривать Адвокат - У защиты тоже есть свидетели.

Технолог молокозавода - Не все бактерии такие злодеи. Среди них много полезных и даже необходимых человеку.

На нашем заводе перерабатывают молоко. В одном цехе его пастеризуют при + 80 * С и разливают в пакеты. Такое молоко можно хранить 2-3 дня. А в другом цехе молоко после пастеризации заражают молочнокислыми бактериями, которые, питаясь молочным сахаром, начинают быстро размножаться и выделяют молочную кислоту. Молочная кислота превращает белки молока в нерастворимые сгустки, и мы получаем густую простоквашу. Если вместо молока взять сливки, то получится сметана. Простокваша очень полезный продукт: её белки лучше усваиваются человеком, чем белки молока. Кроме того, молочнокислые микробы обогащают молоко целебными витаминами, поэтому молочнокислые продукты - кефир, кумыс и др. - с успехом применяются для лечения больных желудочными заболеваниями, туберкулёзом, укрепления нервной системы.

Молочнокислые продукты обладают важным свойством - они хорошо сохраняются. Молочная кислота, которую выделяют молочнокислые бактерии, решительно пресекает развитие гнилостных и других вредных микробов, т. Е. она консервирует продукт. Оставаясь невидимыми, молочнокислые бактерии охраняют белки молока от нашествия разнообразных микробов - вредителей. Так, они не раз спасали людей от голодной смерти, особенно в древние времена. Мацун, вырабатываемый в Армении из молока буйволиц или коз, Катык и кумыс калмыков из молока кобылиц, донское кислое молоко айран, арьян кавказских племён - всё это молочнокислые продукты, результаты деятельности молочнокислых микробов. Такие продукты полезны и хорошо усваиваются организмом человека. А без бактерий их не получить, так что эти бактерии судить и наказывать нельзя. Без них наш завод не сможет выпускать вкусные и полезные продукты.

Биохимик - Я тоже выступаю в защиту бактерий. На рыбе, мясе иногда появляется много безвредных светящихся бактерий. Если эти бактерии перенести в чашку с питательной средой, то они разовьются в чистую культуру, излучающую зеленовато -голубой свет Именно такие светящиеся бактерии разводил немецкий учёный Дюбуа -Реймон. Он писал, что ему удалось осветить большую комнату светом, подобном яркому лунному. Вечером при этом свете можно было читать.

Есть бактерии живущие за счёт нефти и газа. Размножаются они в среде, лишённой кислорода, но богатой углеводородными соединениями. С их помощью можно обнаружить нефть и газовые пласты. Эти бактерии разведчики.

В воде морей и океанов растворено много различных веществ. Существуют бактерии которые могут извлекать из воды серу, железо и накапливать их в своих клетках. Когда такие бактерии умирают и опускаются на морское дно, накопленные ими вещества так же откладываются на дне и могут образовывать целые залежи железа или серы. Вот так образовалось месторождение бурого железняка в районе города Лисаковска В с/х бактерии используют для силосования зелёных кормов для животных, а способность некоторых бактерий поглощать из водоёмов растворы органических веществ человек использует для очистки загрязнённых водоёмов, а так же бытовых и промышленных стоков.. Пусть такие бактерии живут и размножаются!

Агроном - Я тоже защищаю бактерии. Многие бактерии живут в почве. Среди них есть так называемые азотфиксирующие бактерии - они забирают азот из воздуха, превращают его в растворимые соединения и накапливают их в почве. В таком виде азот, необходимый растениям, легко ими усваивается, и на таких почвах растения лучше растут. К азотфиксирующим бактериям относятся клубеньковые бактерии. Они вроде бы паразиты - живут в корнях бобовых растений, но взамен питательных веществ, которые эти бактерии берут у растении, они дают хозяину азот.

Один японский учёный обнаружил группу почвенных бактерий, которым нисколько не вредят ядохимикаты. Гербицидами обрабатывают поля, от них гибнут сорняки - так защищают культурные растения. Многие гербициды являются ядами для человека но некоторые почвенные бактерии ими питаются. Вот уж действительно - о вкусах не спорят!

Врач - Я согласен, что болезнетворные бактерии заслуживают сурового наказания, но мы, люди, часто сами виноваты в распространении инфекционных заболеваний, т. К. не соблюдаем правила гигиены. И ещё я хочу сказать, что люди научились бороться с инфекциями с помощью самих возбудителей В 1796 г. Эдуард Дженнер сделал великое открытие. Он нашёл средство предупреждения одного из самых страшных инфекционных Заболеваний - натуральной оспы. Это была прививка возбудителем коровьей оспы. С тех пор вакцинация - надёжное средство профилактики, инфекционных заболеваний. Каждый должен понимать значение предупредительных прививок, не уклоняться от них: они защищают нас от опасных болезней.

Кроме того бактерии могут приносить пользу организму хозяина. Например, в кишечнике человека живут бактерии кишечная палочка, которые способствуют процессам пищеварения, синтезируют некоторые витамины и препятствуют деятельности болезнетворных микроорганизмов. Применяются определённые группы бактерий и в микробиологической промышленности для получения антибиотиков и витаминов. Защитник бактерий - Я не согласен со многими обвинениями в адрес бактерий Во - первых, гнилостные бактерии в природе уничтожают тела мёртвых животных, опавшие листья, погибшие растения и вообще всякий мусор и, таким образом, они являются санитарами

Во - вторых, продукты надо консервировать, солить, сушить - так их можно уберечь от вредных бактерий, И любые материалы, корма для животных, например сено, надо тоже хорошо просушивать.

В - третьих, бактерии обогащают почву азотом и минеральными веществами.

В - четвёртых, бактерии используются в технологиях приготовления очень многих продуктов питания, лекарственных средств, кормов для животных.

В - пятых, бактерии очищают загрязнённые водоёмы, с помощью бактерий человек борется с кровососущими насекомыми, вредителями сельского - и лесного хозяйств. Созданы специальные бактериальные препараты, поражающие только вредные виды животных и не задевающие полезных.

И, наконец, микробы, жившие миллиарды лет назад, образовали целые залежи полезных ископаемых. Я настаиваю на необходимости существования бактерий в природе.

Судья - Суд учтёт ваши показания. Последнее слово предоставляется подсудимым бактериям.

Бактерии - Мы понимаем, что приносим вам много хлопот, но жить как - то надо, вот мы и боремся за жизнь, как можем. Просим учесть, что мы самые древние существа на Земле. А так же и то, что без нас на Земле остановится круговорот веществ и нарушится равновесие в природе, вся Земля покроется мёртвыми животными и растениями, их некому будет разлагать. Просим учесть чистосердечное признание нашей вины, но и заслуг тоже. ( Суд удаляется на совещание )

Секретарь - Встать! Суд идёт!

Судья - Приговор. Суд тщательно рассмотрел факты, изложенные обвинителями, защитой и свидетелями и принял следующее решение:

Учитывая, что бактерии гниения портят продукты, овощи, фрукты, рукописи, книги по великой халатности, небрежности и невежеству людей, не считать их в этом виноватыми.

Учитывая огромные заслуги этих бактерий в деле очищения природы от трупов и различного мусора, считать их главным звеном в круговороте веществ в природе.

Пусть живут и работают на благо человека и его здоровья молочнокислые, нитрифицирующие, почвенные, железобактерии, серобактерии.

Учитывая все чёрные дела болезнетворных бактерий, погубивших сотни тысяч людей и животных в прошлые века а так же вызывающих заболевания дифтерией, туберкулёзом, ангиной, воспалением лёгких, дизентерией и др., заклеймить позором и лишить уважения жителей Земли все болезнетворные бактерии. Учёным надлежит тщательно изучить этих паразитов и разработать меры борьбы с ними Они подлежат самому строгому контролю. Приговор окончательный и обжалованию не подлежит!.

. Бактерии являются организмами:

Бактериальная клетка включает в себя:

д) рассеянное по цитоплазме ядерное вещество.

Образование спор у бактерий необходимо для:

б) переживания неблагоприятных условий.

Для бактерий характерен способ питания:

Бактерии превращающие в перегной мёртвые организмы, называются:

а) бактериями гниения;

Бактерии которые превращают азот в минеральные вещества, называются:

а) бактериями гниения;

Бактерии в форме палочек - это:

Бактерии в форме спирали - это:

Бактерии в форме шариков - это:

Изогнутые бактерии - это:

Организмы, для жизнедеятельности которых не нужен кислород: а) анаэробы;

ТЕМА: РЫБЫ

ЦЕЛЬ : Закрепить у учащихся понятие о многообразии рыб, особенностях строения и жизнедеятельности представителя класса головохордовые - ланцетника; класса круглоротые - миксин и миног; Класса хрящевых рыб - акул и скатов; класса костных рыб, их сезонного поведения.

ХОД УРОКА:

Всему классу раздаётся для решения пйш - кроссворд, на решение которого даётся 3 минуты. Жюри отбирает 6 победителей - это 1 тур игры.

Фамилии победителей записываются на доску, против каждой ставится число баллов, набранных в 1 туре

III тур :; участника выбирают тему ( первыми те, что набрали большее количество
баллов за два предыдущих тура.) данные вновь заносятся в таблицу и суммируются,
Отбираются 2 победителя, которые проходят в 4 тур

Оценки выставляются соответственно набранным баллам: оценки высшего уровня ( от 10-12 баллов) победителям 111 - 1 V туров, Оценки достаточного уровня ( от 7 - 9 баллов ) победителям 1-11 туров.

Вопросы кроссворда

). Передняя удлинённая часть головы акулы

). Какой пузырь характерен для костных рыб ?

). Сердце у рыб является каким ?

) Самая крупная пищеварительная железа рыб.

). Орган, находящийся на жаберной дуге, который участвует в процессе газообмена и носит общее название с органом цветка.

). Цедильный аппарат в жабрах костных рыб представлен жаберными.

( ответы: 1.рыло, 2. плавательный, 3. двухкамерным 4. печень, 5. лепесток, 6. тычинками )

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Урок-суд по биологии в 5-м классе по теме "Значение бактерий в природе и жизни человека"

Мунзафарова Эльвира Сергеевна учитель биологии

развивать знания о многообразии и значении бактерий в природе и в жизни человека;

осуществлять гигиеническое воспитание учащихся.

модели-рисунки бактерий разной формы,

карточки для ответа на вопрос.

Планируемые результаты обучения.

Учащиеся должны знать:

значение бактерий гниения и почвенных бактерий;

роль азотофиксирующих бактерий;

использование молочнокислых бактерий;

заболевания, вызываемые болезнетворными бактериями.

Учащиеся должны уметь:

объяснять меры предупреждения заболеваний, вызываемых бактериями.

Секретарь: Встать! Суд идет. (Все встают. Судья, адвокат, прокурор проходят на свои места.)

Секретарь: Бактерии – широко распространенная группа микроскопических клеточных организмов. По типу строения бактерии относят к прокариотам. По способу питания они делятся на автотрофов (небольшая группа) и гетеротрофов, питающиеся готовыми органическими веществами. Среди них различают сапротрофы, получающие органические вещества из отмерших организмов или выделений живых организмов, и паразиты, питающиеся органическими веществами живых организмов. Размножаются бактерии делением одной клетки на две.

Судья: Слово предоставляется стороне обвинения – прокурору. Затем слушаем показания свидетелей обвинения. Суд предупреждает: все свидетели обязаны говорить правду, только правду и ничего кроме правды. (Клянусь.) Прошу, начинайте.

Секретарь: Приглашаются свидетели обвинения.

(Учащиеся рассказывают о болезнях: холера, дифтерия, чума, тиф, столбняк, туберкулез, ангина и других.)

1 свидетель: Холера – болезнь, относящаяся к особо опасным инфекциям. Её появление сопровождается высокой смертностью. Первые сведения о холере обнаружены в индийском сочинении 700 лет до н.э. В нем сообщается о массовых заболеваниях среди населения Индии, характерными признаками были понос и рвота. Заслуга выделения возбудителя холеры принадлежит немецкому ученому Роберту Коху. Открытие было сделано в 1883 году. Возбудителем холеры считается микроорганизм, по форме напоминающий запятую со жгутиком и известный сейчас под названием холерный вибрион. Микроб обнаруживался в испражнениях больных, в кишечнике погибших от этой болезни и в водоемах местности, где отмечались случаи холеры. Холера приобретает всемирное распространение, которое называется пандемическим или вспышка-эпидемия. Заражение происходит через рот при употреблении инфицированной вибрионами пищи или воды, а также при прикосновении ртом и руками к одежде, зараженной бактериями. Из полости рта вибрион по пищеводу проникает в желудок, а затем в тонкий кишечник, где и размножается. При этом выделяет ядовитое вещество – токсин. Это приводит к поносу, а затем к рвоте, вызывает обезвоживание организма и потерю солей, необходимых для нормального обмена веществ. Дальнейшее развитие болезни приводит к серьезным нарушениям деятельности почек, сердечно-сосудистой и нервной систем и к гибели организма. Период заболевания – 2-3 дня.

2 свидетель: Чума – болезнь, относящаяся к особо опасным инфекциям. Её появление сопровождается высокой смертностью. Впервые сведения о чуме выявлены в VI в н.э. в Византии. Возбудитель чумы был открыт в 1894 г и представляет собой палочку. Распространителями инфекции являются животные (особенно грызуны). Первичное заражение чумой происходит при укусах, в результате внедрения возбудителя через поврежденные покровы кожи. Человек, заболевший чумой, обычно не заразен. Но при тяжелой форме – легочной, передается капельно-воздушным путем. Возникает пневмония - воспаление легких. Из кожных форм чумы наиболее опасной для окружающих является бубонная, при которой на коже образуются карбункулы. Затем наступает отравление крови токсинами, нарушение функции сердечно-сосудистой системы и гибель. Течение болезни: озноб, повышение температуры, лихорадка, возникают галлюцинации.

3 свидетель: Я дополню рассказ о вреде бактерий в жизни человека. Бактерии поселяются на продуктах питания и портят их. Есть бактерии, которые портят рыболовные сети, редчайшие рукописи и книги в книгохранилищах. Бактерии портят сено в стогах, если оно недостаточно хорошо высушено.

Секретарь: Суд приступает к слушанию показаний свидетелей защиты. А сейчас слово предоставляется защите – адвокату бактерий. Суд предупреждает: все свидетели обязаны говорить правду, только правду и ничего, кроме правды. (Клянусь.) Прошу, начинайте.

1 свидетель: Люди в своей жизни часто забывают о гигиенических требованиях, что приводит к вспышкам различных заболеваний. Это соблюдение личной гигиены (чистота тела и рук). Тщательная обработка пищи, мытье фруктов и овощей, отказ от употребления сырой, некипяченой воды (особенно из водоемов). Поэтому чтобы продукты питания не портились, их сушат, солят, маринуют, засахаривают, консервируют. На консервах обязательно нужно смотреть срок годности. Соблюдение чистоты квартиры (особенно кухни, туалета, ванны, их постоянная дезинфекция различными моющими и чистящими средствами). Постоянное проветривание комнат. Борьба с мухами – переносчиками бактерий. Борьба с грызунами – переносчиками возбудителей болезней. Применение предохранительных прививок. Закаливание организма. Карантин во время болезни, дезинфекция помещений и одежды. Таким образом порой люди сами становятся виноватыми в появлении и распространении различных инфекционных заболеваний.

2 свидетель: Я расскажу о роли бактерий в природе. Клубеньковые бактерии, обитающие в почве и на корнях бобовых растений, усваивают азот из воздуха и обогащают почву веществами, содержащими азот. В природе бактерии гниения превращают трупы растений и животных в перегной, удобряющий почву. Они своеобразные санитары нашей планеты. Большую пользу приносят почвенные бактерии. Эти бактерии превращают перегной в минеральные вещества, которые могут быть поглощены из почвы корнями растений.

3 свидетель: Я расскажу о полезном значении бактерий в жизни человека. Молочнокислые бактерии, питаясь сахаром, содержащимся в молоке, образуют молочную кислоту, под действием которой молоко превращается в простоквашу, а сливки – в сметану. Квашение овощей, силосование кормов тоже происходит с помощью молочнокислых бактерий. Образовавшаяся молочная кислота предохраняет овощи и корма от разложения.

Судья: Мы внимательно выслушали свидетелей обвинения и защиты. Но у меня есть вопрос. Жизнедеятельность бактерий очень многообразна и велика. Почему же Вы не заполнили всё пространство в природе?

Секретарь: Суд предоставляет слово обвиняемым.

Судья: Итак. Сегодня было много сказано о вреде и пользе бактерий, о вашей жизни. Теперь я хочу обратиться к ребятам, прежде чем они вынесут своё решение. Природа велика и многообразна. Она представляет собой единое целое, единый механизм, жизнедеятельность многих живых организмов от микроскопических до гигантов. Работа природы сбалансирована и взаимосвязана различными отношениями всех ее частей, которые порой скрыты и невидимы человеческому глазу. Разрушая эти взаимосвязи, мы нарушаем слаженность и точность работы природы. Каждое существо, каждая часть природы имеет своё предназначение. Подумайте об этом. Человек должен не разрушать, а созидать, не разрушать, а поддерживать и сохранять то великое, могущественное, мудрое, нежное – природу. Где природа – там жизнь.

http://festival.1september.ru/articles/413849/img1.JPG

Секретарь: Для оглашения приговора суда прошу всех встать.

Болезнетворным бактериям – строгую изоляцию и контроль.

Человеку соблюдать гигиенические требования к своему организму.

Человеку быть более разумным, более бережливым к природе.

Приговор окончательный и обжалованию не подлежит. Судебное заседание объявляю закрытым, все свободны. (Стучит молотком.)

Домашнее задание:

Сонин Н.И. Биология. 5 класс. ./ Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2012.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

У вас поднялась температура? Першит в горле? Начинается насморк? Ответ ясен: вы заболели. Всем нам когда-нибудь приходилось болеть. Бронхит, корь, грипп, злосчастный герпес… Кто во всем виноват? Именно! Вирус!

Вирусы поражают практически все живые организмы: от бактерий до растений, животных и человека. Но так же вирусы и полезны. Плохи ли вирусы или хороши – сегодня предстоит решить нам с вами. Сегодня вы станете участниками суда над Вирусом. Вы – присяжные заседатели.

Прошу всех встать! Суд идёт. Слово предоставляется Судье.

Слово предоставляется Прокурору

Примерами наиболее известных вирусных заболеваний человека могут служить простуда (она может иметь и бактериальную этиологию), грипп , ветряная оспа и простой герпес . Многие серьёзные болезни, например, геморрагическая лихорадка Эбола , СПИД , птичий грипп и тяжёлый острый респираторный синдром вызываются вирусами.

Численность коренного населения Америки была сильно уменьшена заразными заболеваниями, в частности, оспой , завезёнными в Америку европейскими колонизаторами. По некоторым оценкам, иноземными болезнями после прибытия Колумба в Америку, было убито около 70 % от всего коренного населения. Урон, нанесённый этими болезнями аборигенам, помог европейцам вытеснить и покорить их [163] .

Пандемия — это эпидемия всемирного масштаба. Эпидемия испанского гриппа 1918 года , продолжавшаяся до 1919 года , относится к 5 категории пандемий вируса гриппа . Она была вызвана чрезвычайно агрессивным и смертоносным вирусом гриппа A . Его жертвами часто становились здоровые взрослые люди, в отличие от большинства вспышек гриппа, которые поражали в основном детей и подростков, людей старшего поколения и других ослабленных людей [164] . По старым оценкам, испанский грипп унёс 40—50 млн. жизней [165] , а по современным оценкам эта цифра приближается к 100 млн, то есть 5 % тогдашнего населения Земли [166] .

Птичи́й грипп ( лат. Grippus avium ), класси́ческая чума́ птиц — острая инфекционная вирусная болезнь птиц , характеризующаяся поражением органов пищеварения, дыхания, высокой летальностью . Антигенная вариабельность вируса гриппа птиц и наличие высоковирулентных штаммов позволяют отнести его к особо опасным болезням, способным причинить большой экономический ущерб. Различные штаммы вируса гриппа птиц могут вызывать от 10 до 100 % гибели среди заболевших и поражать одновременно от одного до трёх видов птиц. Природным резервуаром вируса являются мигрирующие птицы , чаще всего дикие утки . В диких популяциях птиц, в отличие от домашних, высока устойчивость к вирусу гриппа. Впервые грипп птиц был выявлен в Италии более ста лет назад.

Так же поражают растения, снижая урожайность.

Геморрагическая лихорадка Эбо́ла — острая вирусная высококонтагиозная болезнь, вызываемая вирусом Эбо́ла . Редкое, но крайне опасное заболевание. Вспышки эпидемии зафиксированы в Центральной и Западной Африке, летальность составляла от 25 до 90 % (в среднем 50 %) [6] . Надежной вакцины от лихорадки Эбола на данный момент не существует.

Постоянно появляются новые вирусы:

Слово предоставляется историку Валентине Стрельниковой

Историк Валентина Стрельникова

Спасибо. Слово предоставляется Защите.

Вирусы являются самой распространённой формой существования органической материи на планете по численности. Они играют важную роль в регуляции численности популяций некоторых видов живых организмов. Однако основная роль вирусов в биосфере связана с их деятельностью в водах океанов и морей .

Роль в водных экосистемах

Чайная ложка морской воды содержит около миллиона вирусов [243] . Они необходимы для регуляции пресноводных и морских экосистем [244] . Большая часть этих вирусов является бактериофагами, безвредными для растений и животных. Они поражают и разрушают бактерии в водном микробном сообществе, таким образом, участвуя в важном процессе круговорота углерода в морской среде. Органические молекулы, освободившиеся из бактериальных клеток благодаря вирусам, стимулируют рост новых бактерий и водорослей [245] .

Микроорганизмы составляют более 90 % биомассы в море. По оценкам, каждый день вирусы убивают около 20 % этой биомассы, а количество вирусов в океанах в 15 раз превышает число бактерий и архей. Вирусы являются главными агентами, вызывающими быстрое прекращение цветения воды [246] , убивающего другую жизнь в море [247] , за счёт гибели вызывающих его водорослей. Численность вирусов убывает с удалением от берега и с увеличением глубины, поскольку там меньше организмов-хозяев.

Значение морских вирусов очень велико. Регулируя процесс фотосинтеза, они играют второстепенную роль в сокращении количества углекислого газа в атмосфере приблизительно на 3 гигатонны углерода в год.

Роль в эволюции

Вирусы являются важным естественным средством переноса генов между различными видами , что вызывает генетическое разнообразие и направляет эволюцию [9] . Считается, что вирусы сыграли центральную роль в ранней эволюции, ещё до расхождения бактерий , архей и эукариот , во времена последнего универсального общего предка жизни на Земле [250] . Вирусы и по сей день остаются одним из крупнейших живых хранилищ неисследованного генетического разнообразия на Земле [248] .

Вирусы имеют генетические связи с представителями флоры и фауны Земли. Согласно последним исследованиям, геном человека более чем на 32 % состоит из вирусоподобных элементов, транспозонов и их остатков. С помощью вирусов может происходить так называемый горизонтальный перенос генов ( ксенология ), то есть передача генетической информации не от непосредственных родителей к своему потомству, а между двумя неродственными (или даже относящимися к разным видам) особями. Так, в геноме высших приматов существует ген, кодирующий белок синцитин , который, как считается, был привнесён ретровирусом .

Применение

В науках о жизни и медицине

Вирусы имеют важное значение для исследований в молекулярной и клеточной биологии , так как они представляют собой простые системы, которые можно использовать для управления и изучения функционирования клеток [251] . Изучение и использование вирусов дало ценную информацию о различных аспектах клеточной биологии [252] . К примеру, вирусы применялись в генетических исследованиях, и они помогли нам прийти к пониманию ключевых механизмов молекулярной генетики , как то: репликация ДНК , транскрипция , процессинг РНК , трансляция , транспорт белков .

Можно привести и другие примеры успешного использования вирусов для уничтожения вредителей. Все знают, какой ущерб наносят гусеницы и жуки-пилильщики. Одни поедают листья полезных растений, другие поражают деревья, угрожая порой садам и лесам. С ними сражаются так называемые вирусы полиэдроза и гранулоза. На небольших участках их распыляют пульверизаторами, а для обработки больших площадей используют самолеты. Так поступали в США (в Калифорнии) при борьбе с гусеницами, которые поражают доля люцерны, и в Канаде при уничтожений соснового пилильщика. Перспективно также применение вирусов для борьбы с гусеницами, поражающими капусту и свеклу, а также для уничтожения домашней моли.

Ну и в конце можно сказать что все мы стремимся жить и размножаться и вирусы в том числе.

В Австралии кролики создали настоящую кроличью проблему перед человеком. На этот континент в 1859 году было привезено всего лишь 16 кроликов. Их выпустили около Джилонга в штате Виктория. За несколько лет они так сильно расплодились, что были признаны настоящим бичом Австралии. Но, к сожалению, уже было поздно.

Представьте, какой урон наносит эта орда кроликов для садовников и скотоводов. Десять кроликов съедают травы, как одна-две овцы. Кроликов даже пытались потравить ядохимикатами, но им как будто было все равно, они продолжали заниматься своим делом. Численность кролей превышала численность людей на континенте в 80 раз.

Кролики наносят ущерб сельскохозяйственным культурам на миллионы долларов. В 20 веке прибегали к разнообразным методам, чтобы контролировать популяцию кроликов. Традиционные методы, заключавшиеся в отстреле и разрушении кроличьих обиталищ, имели лишь ограниченный успех. В 1950-х среди популяции кроликов был распространён вирус миксомы, вызывающий миксоматоз , что привело к серьёзному сокращению поголовья кроликов.

Слово предоставляется Николаю Юдину

Юдин Николай

Что надо знать о СПИДе

СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита) вызывается специфическим вирусом. Этот вирус попадает в кровь и повреждает определенный тип белых кровяных шариков (лимфоцитов), являющихся важным звеном защитной (иммунной) системы организма. В результате заражения человек становится беззащитным перед микробами и опухолями. Заболевание развивается медленно, в течение нескольких лет единственным признаком болезни может быть увеличение лимфатических узлов. Затем начинаются подъем температуры, длительные расстройства кишечника, потливость, похудание. В дальнейшем возникают воспаления легких, гнойничковые и герпетические поражения кожи, сепсис (заражение крови), злокачественные опухоли, преимущественно кожи. Все это приводит к смерти больного. Диагноз СПИДа может установить только врач.

Как можно заразиться СПИДом?

• при половом контакте с больным или зараженным вирусом СПИДа, чаще при половых извращениях. Использование презерватива снижает риск заражения;

• в результате использования для инъекций нестерильных шприцев, в основном, наркоманами;

• путем введения крови или ее препаратов, содержащих вирус. Например, при переливании крови от зараженного человека. С 1987 г. в стране введена система проверки донорской крови, исключающая этот путь передачи;

• от беременной женщины, зараженной СПИДом, новорожденному.

Вирус СПИДа не передается через воздух при разговоре, кашле и т. п. При пользовании общей посудой и другими предметами обихода, санузлом, ванной, плавательным бассейном и т. п. заразиться СПИДом нельзя.

Ни одного случая заражения СПИДом не возникло при бытовых контактах или при контактах на работе. Ни один медицинский работник не заразился при оказании помощи больным СПИДом. При совместном пребывании здоровых детей и детей, больных СПИДом, не было отмечено передачи вируса в школах и дошкольных учреждениях.

Используемые в медицинских учреждениях методы стерилизации шприцев инструментов исключают возможность передачи вируса СПИДа.

Есть ли методы диагностики СПИДа?

При проникновении вируса СПИДа в организм возникает ответная реакция — образуются антитела. Эту реакцию можно выявить специальными методами при исследовании образцов крови. Положительная реакция указывает, что человек заразился вирусом СПИДа, у части лиц с положительной реакцией в дальнейшем разовьется СПИД. Другие могут оставаться внешне здоровыми, но сохраняют вирус в организме и могут поэтому заразить других людей. По результатам реакции нельзя сказать, кто заболеет, а кто будет только вирусоносителем.

Реакция на СПИД проводится при каждом взятии донорской крови. Донорская кровь, дающая положительную реакцию, уничтожается.

Как предохранить себя от СПИДа?

Избегать случайных половых связей, а также половых контактов с гомосексуалистами, наркоманами и лицами, ведущими беспорядочную половую жизнь.

Чем больше вы имеете половых партнеров, тем выше риск заражения СПИДом. Применение презерватива уменьшает риск заражения. Не пользуйтесь случайными шприцами для инъекций. При любых возникших у вас подозрениях обратитесь к врачу. Важно помнить, что от вашего поведения зависит предохранение от СПИДа.

Кто болеет СПИДом?

Есть ли свидетели у сторон?

Да, слово представляется свидетелю обвинения, жертве, потерпевшей от вируса Рожковой Елене

Рожкова Елена

Я потерпевшая которая больна оспой. Проживающий Париж е в 846 г. Все началось с того что команда моряков привезла с собой больного оспой в наш город, и спустя какое то время разбушевалась эпидемия оспы. Конечно и я в стороне не осталась. Зловещая оспа коснулась и меня.

Сначала меня охватил озноб, повысилась температуры тела, появились сильные рвущие боли в пояснице, крестце и конечностях, мне очень сильно хотелось пить, кружилась и болела голова, рвота.

На 2 день на фоне лихорадки появилась сыпь на коже.

На 4-й дтела стало немного легче думала все оспа отступает, но нет я ошиблась, наблюдалось снижение температуры тела, ослабились симптомы, но появились типичные оспины на коже головы, лица, туловища и конечностей, которые проходят стадии пятна, пузырька. Одновременно появлись оспины на слизистых оболочках тела. Они вскоре превращались в эрозии.

На 8 день болезни в стадии нагноения пузырьков вновь ухудшилось самочувствие, тут мне стало окончательно плохо я начала бредить, нарушилось сознание. На лице и волосистой части головы образовались многочисленные рубцы.

Вирус повинен в моей смерти. Многих людей унесла с собой оспа. Смертность была очень велика. Около 90% заразившихсяумерло.

Так же вызывается свидетель обвинения Богданова Ольга

Богданова Ольга

Здравствуйте уважаемый суд и присяжные!

Однажды после тяжелого рабочего дня я пришла домой. Открыла балкон и решила отдохнуть, и нечаянно заснула. Проснувшись с утра, я увидела летучую мышь, лежащую на мне. От испуга я завизжала и мышка, испугавшись моего визга, вылетела в окно. После этого я начала одеваться на работу, и заметила на своей руке царапину неизвестного происхождения, но не обратила на это должное внимание.

Все было хорошо, пока через 2 месяца у меня не начала онемевать рука, подниматься температура, появился кашель и боль в горле, но я не стала обращать внимания, и списывала это все на простуду, после чего я очень огорчилась, что не обратилась к врачу. Спустя некоторое время у меня появились: галлюцинации , бредовые высказывания, чувства тревоги и беспокойства, страх воды, судорожные сокращения мышц лица, шеи, и переходящие в общие судороги. С испуга я вызвала скорую, но пока она ехала у меня наступил паралич, дыхательная недостаточность и кома.

Очнулась я уже в больнице. Врачи поставили диагноз-бешенство, во время оказанные медицинские услуги остановили меня чудом в живых. Так что, уважаемый суд, прошу наказать подсудимого по полной мере. Спасибо

Если ли свидетели у стороны защиты?

Да. Вызывается ученый-вирусолог Репина Юлия

Вирусы имеют и положительное значение для человека. Вирусы бактериофаги используются для биологической формы борьбы с болезнетворными бактериями. В будущем человек научится управлять вирусами и бороться с теми вирусными болезнями, которые сейчас неизлечимы.

Учащиеся делают выводы о необходимости дальнейшего изучения вирусов.

Раньше считали,что вирусы-это только возбудители болезней,они паразитируют человека, животных,растений.Но сейчас"фаги" применяются например при лечении и профилактике многих болезней,в борьбе с вредными насекомыми, а так же в генной инженерии.А ещё есть в природе бактериофаги- это вирусы поедающие бактерии тоже плюс.

Паразиты, бактерии и вирусы были бичом человечества на протяжении всей его истории, но также изменили ее и повлияли на нашу эволюцию. Паразиты помогли нашей иммунной системе обрести необходимый стимул и заработать, а смиренные бактерии целиком и полностью определили правила жизни на этой планете. Иногда кажется, что мы, люди, просто игрушки в их руках. Есть мнение, что пришельцы из далеких миров могут не понять, кто на этой планете настоящий хозяин. В любом случае микроорганизмы делают невероятные вещи, чтобы помочь человечеству.

Африканские вирусы помогли нам выжить

Благодаря науке, вирусной молекулярной генетике, мы теперь немного знаем о тех, кто инфицировал нас на нашем эволюционном пути, а также то, что эти автостопщики постоянно нам помогали. К примеру, то эволюционное давление, которое они оказывали на нашу иммунную систему, сделало нас такими устойчивыми, как сегодня. Кроме того, вирусы могли сыграть роль в потере специфических рецепторов, которые некогда располагались на поверхности наших клеток; за них могли цепляться инфекционные агенты и использовать их с целью вызова заболевания. Избавив человеческое тело от этого источника заболеваний, вирусы создали более безопасные условия для себя. Выиграли все.

Кроме того, они, возможно, сыграли роль в том, что среди конкурирующих видов гоминид именно Homo sapiens вышли на первое место. В то время как наш вид развивался, разного рода заболевания и паразиты нападали на генетическое разнообразие и отсеивали непригодные модели. Как только первый Homo sapiens покинул континент, он привез с собой свои инфекционные колонии и паразитов.

Вирусные паразиты распространились на других гоминид типа Homo neanderthalensis (неандертальцев), у которых не было заранее выработанной системы защиты от новых заболеваний и структура носа, которая была менее эффективной при фильтрации воздуха и удерживании новых вирусов. Другие виды гоминид вымерли, поскольку не были приспособлены к выживанию в условиях, в которых могли выживать вредные микроорганизмы. Моделирование показало, что если у неандертальцев уровень смертности был хотя бы на 2% выше, чем у людей, этого было бы достаточно, чтобы они вымерли спустя 1000 лет конкуренции. Хотя заболевания, конечно, не были единственным фактором, они сыграли большую роль.

Большинство моделей эволюции человеческих заболеваний утверждают, что их основная часть развивалась в течение эпохи неолита, после того как человек перебрался из Африки и население увеличилось. Таким образом, есть некоторые доказательства этого избирательного вирусного давления. Многие из этих ранних вирусов были так успешны, что их гены буквально стали частью нашей ДНК. К примеру, человеческий геном содержит борнавирус, который стал его частью около 40 миллионов лет назад. В общей сложности ученые выделили около 100 000 элементов человеческой ДНК, которые могли быть частью вирусов, так называемая мусорная ДНК. Вирусы, которые составляют большую часть нашей мусорной ДНК, называются эндогенными ретровирусами.

Слово предоставляется эксперту Скобелевой Анастасии……

Скобелева Анастасия

Предлагаются дебаты (не обязательно)

Вирус не виновен, я и мои коллеги пытались это доказать

Секретарь. Встать. Суд идет. Судебное заседание о вирусе объявляю закрытым.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Когда-то, миллионы лет назад, На нашей замечательной планете Возникла жизнь, и начался парад Невиданных существ на этом свете. Бактерии, простейшие, грибы, Не счесть червей, и так от века к веку Жизнь становилась гуще и сложней И, наконец, дошла до человека. Все хорошо! Но, видимо, Природа Иль просчиталась где, иль что недоучла, Но в этой распрекрасной бочке меда И ложку дегтя нам преподнесла! Иль существа, а может, вещества Об этом долгий спор не утихает, Но вирусы – и все об этом знают Среди других живут и процветают Печальная реальность такова!

Цель: продолжить формирование знаний о вирусах как неклеточной форме жизни, их строении, особенностях жизнедеятельности, профилактике и мерах борьбы с вирусами - возбудителями болезней человека.

1.А что вы знаете о вирусах? 2.Что такое вирусы с точки зрения современной науки? 3.Ни один из известных вирусов не способен к самостоятельному существованию. Почему? 4.Являются ли вирусы живыми? 5.Можно ли вирусы назвать самостоятельным царством или нет и почему?

1.А что вы знаете о вирусах?

2.Что такое вирусы с точки зрения современной науки?

3.Ни один из известных вирусов не способен к самостоятельному существованию. Почему?

4.Являются ли вирусы живыми?

5.Можно ли вирусы назвать самостоятельным царством или нет и почему?

Фамилия учащегося: ____________________

Мы узнали, что:

1-2. Отрицательная роль вирусов: ___________________________________

_____________________________________________________________

Положительная роль вирусов: __________________________________

_____________________________________________________________

3-4. К вирусным болезням человека относятся: ________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

К вирусным болезням животных относятся: ____________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Пути передачи вирусных заболеваний и защиты от вирусных инфекций: ______________________________

__________________________________________________________________

Открытие вирусов

Открытие вирусов

Ученые

Полиомиелит Изображение больного полиомиелитом во времена древнего Египта Вирус полиомиелита

Полиомиелит

Изображение больного полиомиелитом во времена древнего Египта

Вирус полиомиелита

Полиомиелит - острое инфекционное заболевание, известное еще с древних времен. Возбудителем инфекции является - вирус, устойчивый во внешней среде поражающий центральную нервную систему, в первую очередь спинной мозг, вызывающий воспалительные изменения слизистых оболочек кишечника и носоглотки. Он не разрушается пищеварительными соками и антибиотиками хорошо переносит замораживание и высушивание. Вирус передается от человека к человеку, в основном фекально-оральным путем через какой-либо обычный носитель инфекции (например, загрязненную воду или продукты питания). Единственным источником инфекции является большой человек и вирусоноситель. Попав в организм человека, вирус размножается на слизистых оболочках кишечника, затем с током крови разносится во все органы и системы организма. Заболевание характеризуется появлением вялых параличей в основном нижних конечностей. Полиомиелит преимущественно поражает, детей в возрасте до 5 лет.

Несмотря на то, что случаи полиомиелита стали в настоящее время редкостью, существует опасность возникновения этого заболевания. На сегодня всего две страны в мире (Афганистан и Пакистан) в мире остаются эндемичными по полиомиелиту, в то время как в 1988 году число таких стран превышало 125. Такое уменьшение стало результатом разработки и применения эффективных вакцин для профилактики паралитического полиомиелита.

Первыми симптомами являются лихорадка, усталость, головная боль, рвота, ригидность шеи и боли в конечностях, возможны желудочно-кишечные расстройства. В одном из 200 случаев инфицирования развивается необратимый паралич при паралитической форме поражения ЦНС, когда появившиеся боли в конечностях и спине сменяются параличами отдельных мышц туловища, конечностей, шеи. В 15-20% из числа таких людей умирают в результате паралича дыхательных мышц и остановки дыхания. В 35-40% случаях полиомиелит заканчивается остаточными параличами с атрофией мышц, приводя к инвалидности.

Профилактика полиомиелита осуществляется с помощью инактивированной полиомиелитной вакцины согласно национальному календарю прививок: первые три прививки детям начинают в 3-х месячном возрасте с интервалом 1,5 месяца, затем ревакцинация в 18 и 20 месяцев и последняя ревакцинация в 14 лет. Специфических реакций организма на вакцину не наблюдается. После введения полиомиелитная вакцина способствует формированию устойчивого иммунитета в организме человека.

ВАЖНО. Единственной эффективной защитой от полиомиелита является иммунизация. Отказ от вакцинации сохраняет риск развития инвалидности у ребенка.

Корь

Клинические проявления

Лечение

Вакцинация

 Бешенство

Симптомы у животных и человека Бешенство у человека делится на 3 фазы: Выделяются 3 формы проявления бешенства у животных: Продромальная фаза (предвестники). Энцефалитная фаза (возбуждение). Заключительная фаза (параличи). Буйная форма. Тихая форма. Атипичная форма.

Симптомы у животных и человека

Бешенство у человека делится на 3 фазы:

Выделяются 3 формы проявления бешенства у животных:

Если есть хотя бы 1% того, что у животного бешенство, прививки следует начинать НЕМЕДЛЕННО!

ОТ БЕШЕНСТВА НЕ ВЫЗДОРАВЛИВАЮТ!

Это абсолютно смертельная болезнь

И единственное спасение – ПРИВИВКА

Это вакцинация по жизненным показаниям!

Испанский грипп

Испанский грипп

Симптомы гриппа На более поздних стадиях болезни вирус вызывал внутрилёгочное кровотечение, в результате которого больной захлёбывался собственной кровью! На первых стадиях болезни проявлялись: Цианоз, пневмония Синий цвет лица Кровавый кашель

Симптомы гриппа

На более поздних стадиях болезни вирус вызывал внутрилёгочное кровотечение, в результате которого больной захлёбывался собственной кровью!

На первых стадиях болезни проявлялись:

При появлении первых симптомов испанки ,следует немедленно обращаться к врачу. Предковый вариант вируса испанки проник в отдельные популяции в 1900 году! То есть 18 лет этот вирус циркулировал среди людей, не вызывая пандемию, и обретал определенные свойства! Также в основном болезнь могла проходить БЕССИМПТОМНО! Некоторые больные умирали на следующий день после заражения ! Всего за 2 года в мире заболело от 500-600 млн.человек (25-30% Земли),а погибло от 50-100 млн.человек (3-5% Земли)!

При появлении первых симптомов испанки ,следует немедленно обращаться к врачу.

Предковый вариант вируса испанки проник в отдельные популяции в 1900 году! То есть 18 лет этот вирус циркулировал среди людей, не вызывая пандемию, и обретал определенные свойства!

Также в основном болезнь могла проходить БЕССИМПТОМНО!

Некоторые больные умирали на следующий день после заражения !

Всего за 2 года в мире заболело от 500-600 млн.человек (25-30% Земли),а погибло от 50-100 млн.человек (3-5% Земли)!


СПИД ВИЧ-инфекция – это медленно прогрессирующее инфекционное заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека. СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита – это заключительная стадия ВИЧ-инфекции.

ВИЧ-инфекция – это медленно прогрессирующее инфекционное заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека.

СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита – это заключительная стадия ВИЧ-инфекции.

Передача ВИЧ возможна тремя путями Через кровь Половым путём От матери к ребёнку

Передача ВИЧ возможна

тремя путями

Через кровь

Половым путём

От матери к ребёнку

История ВИЧ/СПИДа 1990-ые 1968 1980-ые Распространение ВИЧ от шимпанзе к людям Первые случаи СПИДа на среднем Западе Начало эпидемии в США

Распространение ВИЧ от шимпанзе к людям

Первые случаи СПИДа на среднем Западе

Начало эпидемии в США

Бактериофаги также играют большую роль в эволюции бактерий. Посредством трансдукции они привносят в бактериальный геном новые гены или новые варианты имеющихся генов.

Миксоматоз В 1950-е гг. миксоматоз использовали для борьбы с дикими кроликами в Австралии, что привело к сокращению кроличьей популяции с 600 до 100 млн. Кролики наносят ущерб сельскохозяйственным культурам на миллионы долларов. Выжившие после миксоматоза кролики и зайцы приобретают практически пожизненный иммунитет к этой болезни.

В 1950-е гг. миксоматоз использовали для борьбы с дикими кроликами в Австралии, что привело к сокращению кроличьей популяции с 600 до 100 млн. Кролики наносят ущерб сельскохозяйственным культурам на миллионы долларов.

Выжившие после миксоматоза кролики и зайцы приобретают практически пожизненный иммунитет к этой болезни.

Домашнее задание:

Написать эссе на тему:

Читайте также: