Свой храм для вич инфицированных

Обновлено: 13.05.2024

В 1987 году обычный день сестры Кэрол состоял из выслушивания рассказов об однополом сексе.

Католическая монахиня из маленького городка Белвилл, штат Иллинойс, вспоминает, как в один из таких дней она сидела в полном одиночестве в больничном конференц-зале, пытаясь ответить на звонки взволнованных жителей Нью-Йорка. В их голосах слышался страх — они хотели выяснить, какие именно сексуальные контакты могут привести к инфицированию ВИЧ.

Сестра Кэрол пыталась успокоить звонивших, но стала ощущать полную беспомощность из-за нехватки знаний и своей неспособности утешить их. Поэтому она и вернулась в монастырь, расположенный в Адской кухне (район Манхэттена, получивший свое название из-за высокого уровня преступности), где стала жить с другими монахинями. Порой она недоумевала: что же держало ее в Нью-Йорке?

К тому моменту от СПИДа в Америке умерло около 40 000 человек, а значимых достижений в медицине оставалось ждать еще много лет. В одном только Нью-Йорке насчитывалось около 10 000 смертей, а к концу 1987 года в городе проживало приблизительно 6 100 человек с ВИЧ.


Сестра Мэри Эллен Ромбах (слева) и сестра Кэрол Балтосиевич (справа).

Эпидемия затронула многих, но в особенности геев. И тем более удивительно, как католическая монашка оказалась на передовой борьбы со СПИДом. В разгар эпидемии, или как ее еще называют кризиса, лидеры католической церкви проповедовали осуждение, а не милосердие (также выступая против средств контрацепции), способствуя невежеству и нетерпимому отношению к гомосексуалам.

Джон О’Коннор, американский кардинал и архиепископ Нью-Йорка, свел на нет все инициативы работников службы общественного здравоохранения, мотивируя это тем, что церковь запрещает использование презервативов. Он также выступал против любых мер по ограничению дискриминации, которые бы существенно облегчили жизнь геям Нью-Йорка. История эпидемии СПИДа в Америке неразрывно связана с Католической церковью.

по теме


Общество

Люди умирали как мухи. История ветерана войны с ВИЧ

Однако история сестры Кэрол демонстрирует, как отдельные люди упорно плыли против течения. Католическая монашка перебралась в большой город из провинции. После того, как она многое узнала о жизни гомосексуалов, ей пришлось противостоять собственным предрассудкам, чтобы научиться помогать другим. Но ее история не уникальна.

У себя дома, в Белвилле, Кэрол работала сиделкой. Впервые она оказала помощь человеку со СПИДом, встретившись с когда-то многообещающим танцором. Он переехал в Нью-Йорк и выступал с балетной труппой Роберта Джоффри, но ему пришлось вернуться домой — умирать.

Кэрол понимала: ей нужно как можно больше узнать о новой болезни, чтобы помогать людям. Поэтому она перебралась в Нью-Йорк и стала работать в двух больших католических больницах: святого Викентия и святой Клары, где заботились о людях, живших с ВИЧ.


Сестра Мэри Эллен Ромбах (слева) и сестра Кэрол Балтосиевич (справа).

В итоге она заняла пост в государственной комиссии штата Иллинойс, рассматривающей ответные меры правительства по борьбе с эпидемией, затем занималась помощью наркозависимым людям и постепенно отошла от дел. Несмотря на то, что она покинула религиозный орден, Кэрол сохраняет приверженность ордену францисканцев.

Будучи репортером, освещающим религиозные вопросы и являясь геем и католиком одновременно, я потратил около десяти лет, пытаясь примирить в себе две противоречивые стороны моей личности. Пару лет назад мой друг-священник рассказал о своем опыте службы капелланом в колледже в 80-х годах. Тогда епископ подверг его суровой критике за то, что он помогал студентам-гомосексуалам, боявшимся эпидемии. Я был заинтригован. Епископ смягчился, только когда молодой священник объяснил ему, что эпидемия СПИДа — это уже вопрос жизни и смерти, потому что вокруг постоянно умирали молодые люди.

Я стал искать других людей, боровшихся с эпидемией, пытаясь понять, что происходило, когда ЛГБТ-сообщество и Католическая церковь отчаянно противостояли друг другу, но в то же время умудрялись и сотрудничать.

Невозможно зафиксировать момент, когда именно католическая церковь начала менять свое отношение к борьбе со СПИДом, но у Дэвида Паиса есть теория.


В течение следующих нескольких месяцев Паис наблюдал за соседом — некогда энергичным молодым человеком, которому было чуть больше тридцати. В итоге он тяжело заболел и умер. Глубоко верующий католик Паис поклялся сделать все от себя зависящее, чтобы впредь помогать людям с ВИЧ/СПИДом.

Паису пришла в голову мысль, что в церкви Святого Иосифа, которую он посещал, достаточно места. К его удовольствию, приходской священник разрешил использовать спортивный зал католической школы для собраний. Но когда должна была пройти первая встреча, оказалось, что зал не может вместить всех желающих — их было более пятиста человек. Поэтому они переместились внутрь здания церкви для откровенного разговора о СПИДе и однополом сексе.

И хотя отдельные католики рано осознали необходимость помогать людям, живущим с ВИЧ, официальные представители церкви, консервативные политики и открытые фанатики быстро стали мишенью для активистов.


Митинги протеста против СПИДа и в защиту свободы выбора (права женщины выбирать, сохранять или прерывать беременность) у собора святого Патрика. 111 человек были арестованы, включая 43 человека, находившихся внутри и пытавшихся сорвать проведение мессы.

В то время как О’Коннор, который умер в 2000 году, и лидеры церкви, имеющие право голоса, вызывали гнев у активистов и попадали на первые полосы газет, многие другие католические священники, монахини и простые люди пытались помочь, предлагая физическую, эмоциональную и духовную поддержку, о которой так часто забывали те, кто должны был ее оказывать.

К примеру, сестра Паскаль Конфорти — капеллан при отделении для людей, больных СПИДом, в больнице святой Клары в конце 80-х. В разгар эпидемии на все католические больницы отводилось 220 коек для пациентов с ВИЧ/СПИДом. У нее на попечении был почти каждый второй пациент, она дни напролет проводила в окружении смерти и болезни.

Мы встретились с ней в монастыре Сестер-урсулинок в Нью-Рошелле, штат Нью-Йорк. Сестра Паскаль рассказывает о своих днях в больнице святой Клары довольно сухо, как о чем-то само собой разумеющемся.

Она не согласилась с распространенным мнением о противостоянии О’Коннора и активистов, отмечая, что архиепархия всегда поддерживала работу больницы, а сам кардинал регулярно навещал пациентов, когда не находился в центре внимания СМИ.

Сестра Паскаль пришла к Тодду и поговорила с ним, когда она вышла, то рассказала команде врачей, в чем была проблема.


24 марта 1989 года демонстранты у здания церкви Троицы требуют доступных медикаментов для лечения СПИДа.

В самый разгар эпидемии, пока обе католические больницы находились под управлением архиепархии Нью-Йорка, лидеры церкви не вмешивались ни в сам процесс лечения, ни в религиозные убеждения пациентов.

Бакстер объясняет, что в больнице святой Клары было много католических икон, но презервативы планомерно выдавались, а его профессионализм никогда не ставился под сомнение немедицинскими работниками. Шульман вспоминает, что охранники иногда вели себя враждебно по отношению к геям, обнимающимся в приемной, но в целом персонал был вежлив с пациентами и посетителями.

Сестра Паскаль не хотела вступать в дискуссии по поводу противостояния церкви и таких организаций, как ACT UP, но упомянула о частных случаях, когда католики проявляли нетерпимость по отношению к людям со СПИДом.

Пик смертности от СПИДа пришелся в Америке на 1995 год. К тому времени американская система здравоохранения претерпела серьезные изменения, и больницы святой Клары и святого Викентия оказались к ним не готовы. В начале 2000-х все католические больницы Нью-Йорка объединили в одну больницу святого Викентия, но этим дело не ограничилось.

Следуя рекомендациям штата Нью-Йорк, бывшая больница святой Клары закрылась в 2007 году. Через три года свои двери закрыла и последняя католическая больница в Нью-Йорке — святого Викентия. Сейчас на их месте стоят роскошные многоквартирные дома.

Сегодня католическая церковь все еще не может преодолеть своего негативного отношения к геям. ЛГБТ-людей, работающих в католических учреждениях, могут беспрепятственно уволить, а главы церкви могут обвинить священников-геев в сексуальных домогательствах.

В прошлом году католическая церковь Буффало объявила, что закрывает программу патронажного воспитания и усыновления, потому что правила штата Нью-Йорк, запрещающие дискриминацию по признаку сексуальной ориентации, идут вразрез с католическим учением.


Акция Act Up перед Нью-Йоркской фондовой биржей против высокой стоимости AZT, лекарства от ВИЧ, 1989 год.

В 80-х годах было много католиков, предпочитавших не замечать проблему СПИДа. Сюда входили как политические деятели, так и лидеры церкви. Не так важно, была ли эта слепая приверженность или упрямое невежество, эти люди не смогли проявить свои человеческие качества перед лицом беды. Но было и много других католиков — таких, как сестра Паскаль, которые делали то, что считали необходимым.

Сама сестра Паскаль, возможно, поспорила бы с таким мнением.

В целом же, в среде людей воцерковленных отрицательное отношение, отвержение ЛЖВС не столь широко распространено, как среди людей неверующих. Скорее следует говорить о стереотипе, сложившемся в сознании неверующих людей относительно Церкви: Церковь дескать отрицательно относится в ВИЧ-инфицированным, брезгует ими. Этот стереотип вреден, он зачастую мешает людям, живущим с ВИЧ-СПИДом, которые хотели бы получить духовную поддержку, прийти в Церковь

В ней приняли участие насельник Казанской Богородицкой Площанской мужской пустыни иеромонах Диомид(Кузьмин) и сотрудница Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Маргарита Борисовна Нелюбова.

12:14 Зинаида Нелюбова, Тура, Эвенкия
Мы живем в Туре – это Эвенкия, нас пока Бог милует, но сердце всегда болит за тех, кто волей или неволей становится больным этой страшной болезнью. Как практически помочь таким людям? Да и ждут ли они помощи? Самое главное – молитва, от всего сердца. Бог Вам в помощь! С уважением, Ваша однофамилица, а может и больше. Зинаида Нелюбова.
Маргарита Нелюбова: Безусловно, очень важной действенной помощью для людей живущих с ВИЧ-СПИДом является молитва. Еще одна возможность оказать им поддержку – это организовать в православном приходе группу взаимопомощи для людей, живущих с ВИЧ-СПИДом (ЛЖВС) либо службу психологической поддержки и психологического консультирования. Очень важно интегрировать этих людей в литургическую жизнь прихода, церковно-социальную деятельность, помочь им найти свое место в Церкви.
Иеромонах Диомид (Кузьмин): Наверное, нужно, самое первое, это провести молебен о здравии больных ВИЧ-СПИДом и их близких и врачей, которые их лечат. На это откликнутся многие. Можно и повесить объявление в местном СПИД-центре, в наркодиспансере и, конечно же, в храме. Это поможет тем людям, которые хотели бы получить поддержку сделать первый шаг на пути к Богу, а вы таким образом получили бы возможность им помочь.

12:18 Владимир, г.Саратов
День добрый отец Диомид! Скажите, пожалуйста, как к Вам попасть в Ваш реабилитационный центр и что для этого нужно кроме желания?
Иеромонах Диомид (Кузьмин): Наш реабилитационный центр небольшой. К сожалению, мы не можем принять всех желающих. Но процедура такова. Первое, мы должны побеседовать с желающим либо письменно, либо по телефону, а иногда и лично. Только после этого мы принимаем решение. Но самое главное , чтобы у человека было желание лечиться. А лекарство у нас, конечно, духовное.

12:26 Ольга , Талдом
Проблема СПИД, на мой взгляд, проблема духовная (особенно, если вспомнить с кого это все пошло). Но глас Церкви слишком тихий в нашем огалтелом мире, Вам не кажется?
Иеромонах Диомид (Кузьмин): Все равно дело Церкви не бояться говорить об этом и предложить свое видение этой проблемы.
Маргарита Нелюбова: Безусловно, Церковь считает, что в основе этой проблемы лежит духовно-нравственная деградация, широко захватившая наше общество. Задача Церкви в этих условиях – прежде всего, предложить свое видение решения этой проблемы. Под этим мы понимаем, в первую очередь, духовно-нравственное воспитание в духе традиционных христианских ценностей. Церковь со своей стороны должна предложить активные действия для решения этой проблемы: программы воспитания молодежи, помощь ВИЧ-инфицированным и их близким, их духовно-психологическая поддержка и т.п. Такая работа уже ведется во многих регионах. Хотелось бы, чтобы она осуществлялась шире. Голос Церкви кажется тихим, потому что проблема СПИДа и особенно церковного участия в ее решении недостаточно освещается в СМИ.

12:30 Михаил Д-ов, Подольск
Проблемами, связанными с ВИЧ/СПИДом, занимаются всякие общественные фонды, правозащитные организации, зачем святые отцы в это лезут, неужели могут предложить что-то новенькое?
Иеромонах Диомид (Кузьмин) : Могут. В отличие от светских организаций – общественных фондов, государственных структур – Церковь видит свою задачу, прежде всего, в духовной поддержке людей, затронутых этим заболеванием: ВИЧ-инфицированных и их близких. Многие из них нуждаются не только в социальной и психологической помощи, которую в состоянии предоставить светские организации, но и в духовной поддержке. Еще одна важная задача Церкви – профилактика ВИЧ среди детей и молодежи, основанная на воспитании в духе традиционных нравственных ценностей – тех христианских и общечеловеческих гуманных ценностей, которые помогут больше ценить свою собственную семью, укрепить отношения с родителями и соответственно преодолеть те внутрисемейные конфликты, которые очень часто толкают молодежь на улицу и делают их жертвами наркотиков; помогут воздерживаться от добрачных сексуальных отношений – еще одного пути распространения ВИЧ-инфекции.

12:31 Алексей Логинов , Москва
Сотрудничает ли Церковь со СПИД-центрами, другими нецерковными организациями по СПИДу?
Иеромонах Диомид (Кузьмин): Церковь считает сотрудничество со светскими – государственными и общественными – организациями не только возможным, но и важным для эффективной борьбы с распространением ВИЧ/СПИДа. Оно должно основываться на ясном понимании особенностей и различий в подходах сотрудничающих сторон. Совместные инициативы церковных и светских организаций должны быть согласованными и приемлемыми как для Церкви, так и для общественных и государственных организаций, чтобы, объединяя усилия, мы взаимно укрепляли бы друг друга. О важности такого сотрудничества упоминается и в Концепции РПЦ по СПИДу.

12:39 Андрей, Москва
Излечим ли СПИД с точки зрения Православия?
Иеромонах Диомид (Кузьмин) : Да, как любая другая болезнь. Нет ничего невозможного для Бога.

12:46 Лидия, Можайск
СПИД – это просто болезнь или же кара Божия с точки зрения Церкви?
Иеромонах Диомид (Кузьмин) : С медицинской точки зрения – это просто болезнь, с духовной точки зрения, как считает Церковь, любое страдание, любая болезнь является следствием греховной поврежденности человеческой природы. Вместе с тем Церковь не считает возможным установить однозначную связь болезни с тем или иным личным грехом человека и не рассматривает болезнь, как непременную плату за наши грехи. Это не просто болезнь, это призыв Божий, осознать себя, пытаться измениться.

12:55 К.Захаров, Кострома
Почему у Церкви негативное отношение к СПИДу?
Маргарита Нелюбова: Вероятно, Вы имеете в виду отношение к больным СПИДом. В нашем обществе в целом, включая тех людей, которые являются членами Церкви, распространены негативные стереотипы о ВИЧ-инфицированных людях. Во многом они подпитываются отсутствием корректной информации, порождая страхи и мифы. В целом же, в среде людей воцерковленных отрицательное отношение, отвержение ЛЖВС не столь широко распространено, как среди людей неверующих. Скорее следует говорить о стереотипе, сложившемся в сознании неверующих людей относительно Церкви: Церковь дескать отрицательно относится в ВИЧ-инфицированным, брезгует ими. Этот стереотип вреден, он зачастую мешает ЛЖВС, которые хотели бы получить духовную поддержку, прийти в Церковь.

13:18 Мария
Как Церковь относится к противозачаточным средствам для больных СПИДом? Зачем нужны инфицированные дети?
Иеромонах Диомид (Кузьмин) : Если речь идет о браке православных людей, один из которых либо оба ВИЧ-инфицированы, то вопрос о возможности использования неабортивных контрацептивов (презервативов) для того, чтобы не заразить супруга, целиком находится в компетенции священника, к которому они обратились. Зачем нужны инфицированные дети? Во-первых, если будущая мать следит за своим здоровьем, то возможность рождения инфицированного ребенка у ВИЧ-положительной женщины крайне низка. Во-вторых, даже если ребенок родился ВИЧ-инфицированным, он от этого не становится менее желанным для своих родителей. А с православной точки зрения он также несет в себе образ и подобие Божие, как и все остальные люди.

13:22 Егор
Проводится ли в церкви разъяснительная работа с батюшками, есть ли установка, как они должны себя вести с позитивными, что говорить на исповеди?
Иеромонах Диомид (Кузьмин) : Для священнослужителей в ряде епархий проводятся специальные семинары, посвященные проблемам ВИЧ/СПИДа. На них батюшки получают информацию о самом заболевании, путях его распространения, психологических особенностях людей, переживающих известие о положительном диагнозе. Однако какой-то специальной установки относительно того, что говорить на исповеди, не существует. Исповедь каждого человека сугубо индивидуальна, она не поддается жесткой регламентации. Большинство наших батюшек вполне опытные духовники.

13:28 Ольга , Крюков
Отец Анатолий Берестов рассказывал о том, что наблюдал полное излечение от наркозависимости у тех больных, кто обретал веру. Наблюдали ли вы подобное? Можете ли привести примеры?
Иеромонах Диомид (Кузьмин) : Таких случаев много. Могу рассказать об Андрее, который был на реабилитации в нашем монастыре. С тех пор прошло много лет, он женился. Сейчас учится в институте заочно, работает и помогает другим людям освободиться от наркозависимости. Сам он после реабилитации к наркотикам никогда не возвращался и даже не курит.

13:30 Света , Подрезково
Есть ли различия в лечении и реабилитации больных наркоманией и СПИДом? Или же их врачуют по одной схеме?
Иеромонах Диомид (Кузьмин): Верно, их врачуют по одной схеме. Для человека, страдающего тяжелым недугом, важно осознать причины своей болезни и постараться измениться. Это ключ к духовному выздоровлению.

13:38 Алекс В., Москва
Известно, что один из наиболее эффективных способов профилактики заражения ВИЧ-инфекции при половых контактах (не считая, конечно, полного воздержания) – это презервативы. Католическая церковь, тем не менее, относится к этим средствам защиты крайне негативно. Какова позиция православной церкви по этому вопросу?
Иеромонах Диомид (Кузьмин) : Если отвечать одним словом – сдержанная. А если требуется более подробный ответ, то за недостатком времени вынуждены отослать Вас к Концепции РЦП по СПИДу и к Основам социальной концепции РПЦ 2000 года. Там уделено этому вопросу достаточно внимания.

13:39 К.Захаров, Кострома
Почему в Церкви негативное отношение к СПИДу?
Маргарита Нелюбова: Вероятно, Вы имеете в виду отношение к больным СПИДом. В нашем обществе в целом, включая тех людей, которые являются членами Церкви, распространены негативные стереотипы о ВИЧ-инфицированных людях. Во многом они подпитываются отсутствием корректной информации, порождая страхи и мифы. В целом же, в среде людей воцерковленных отрицательное отношение, отвержение ЛЖВС не столь широко распространено, как среди людей неверующих. Скорее следует говорить о стереотипе, сложившемся в сознании неверующих людей относительно Церкви: Церковь дескать отрицательно относится в ВИЧ-инфицированным, брезгует ими. Этот стереотип вреден, он зачастую мешает ЛЖВС, которые хотели бы получить духовную поддержку, прийти в Церковь.

13:45 Алексей Реутский (« Нескучный сад «), Москва
Уважаемая Маргарита. Насколько часто священникам приходится сталкиваться с вич-инфицированными среди прихожан? Можно ли говорить о какой-то устойчивом или растущем проценте?
Маргарита Нелюбова: В последнее время все больше и больше ВИЧ-позитивных людей, узнав о своем диагнозе, ищут поддержки в Церкви: обращаются к священнослужителям, приходят на молебны, звонят на православные телефоны доверия и т.д. На мой взгляд, можно говорить о тенденции к росту числа ЛЖВС, обращающихся к Богу.

13:53 Ольга , Подрезково
Маргарита Борисовна, расскажите, в чем суть программы участия РПЦ в профилактике СПИД?
Маргарита Нелюбова: Программа имеет два направления: оказание духовной и психологической поддержки ЛЖВС и их близким и профилактика среди детей и молодежи, направленная на воспитание в духе христианских ценностей, нравственной чистоты и целомудрия, супружеской верности и ответственности. Первое направление предполагает оказание духовной поддержки ВИЧ-инфицированным на приходах: пастырское окормление со стороны священнослужителей, создание православных служб психологического консультирования, телефонов доверия, реабилитационных центров для ВИЧ-инфицированных наркопотребителей, организация ухода за больными СПИДом, пастырская работа с ВИЧ-инфицированными в местах лишения свободы. По второму направлению организуются различные образовательно-воспитательные мероприятия для детей, которые проводятся силами преподавателей Закона Божиего, церковных социальных работников, православных педагогов, священнослужителей. Они проводятся в рамках организации досуговой деятельности детей (вне школьной программы) – в воскресных школах, в детских летних лагерях, молодежных клубах и пр.

13:57 Мария, Москва
Как Церковь относится к ВИЧ-инфицированным заключенным, ведь не секрет, что большая часть ВИЧ-положительных находятся в местах лишения свободы?
Иеромонах Диомид (Кузьмин) : Сейчас в каждом заведении системы УИН имеется православная молельная комната или храм, куда могут прийти также и ВИЧ-инфицированные заключенные. В настоящее время проводиться определенная работа по подготовке тюремного духовенства для работы с такими людьми.

13:58 Елена , Москва
Может ли к Вам за помощью обратиться некрещенный человек?
Иеромонах Диомид (Кузьмин) : Может. Никаких препятствий нет. Любой человек может обратиться за помощью в Церковь.

14:10 Шестов Павел, Подмосковье
Что перевоначально пытается сделать Церковь, когда к ней обращается больной СПИДом человек: изгнать из его души грех или облегчить физические страдания?
Иеромонах Диомид (Кузьмин) : Церковь рассматривает человека как единое целое, не противопоставляя физическое здоровье духовному. Врачи, сотрудничающие с нашим реабилитационным центром, оказывают необходимую медицинскую помощь, а священнослужители – духовную и молитвенную.

Заключительное слово:
Иеромонах Диомид (Кузьмин) : Благодарю за вопросы, неотвеченные возьму с собой. Мне важно личное обращение каждого человека. Спаси Господи!

Маргарита Нелюбова: Благодарны всем, приславшим вопросы , за интерес к достаточно сложной теме. Это свидетельствует о том, что тема актуальная и нам всем нужно много трудиться для того, чтобы помочь людям, затронутым этим заболеванием.

Церковь может многое предложить для решения проблемы реабилитации наркозависимых, инфицированных ВИЧ/СПИДом. Отдельно взятый приход может принять небольшое количество пациентов на длительную реабилитацию, человек 10-15, максимум 20 в год. Но в Русской Православной Церкви сотни приходов, которые могли бы успешно заниматься этой деятельностью, а занимаются ею, к сожалению, едва ли несколько десятков по всей стране.

Церковь может многое предложить для решения проблемы реабилитации наркозависимых, инфицированных ВИЧ/СПИДом. Отдельно взятый приход может принять небольшое количество пациентов на длительную реабилитацию, человек 10-15, максимум 20 в год. Но в Русской Православной Церкви сотни приходов, которые могли бы успешно заниматься этой деятельностью, а занимаются ею, к сожалению, едва ли несколько десятков по всей стране.

Молебны о здравии больных ВИЧ/СПИДом и борьба с одиночеством

Храм расположен в удивительно живописном месте: на обрыве над Москвой-рекой, где вдали виднеются причудливые мосты. Парк за церковной оградой выглядит одним из любимых мест отдыха жителей района – во дворе прогуливаются мамы с колясками, дети постарше подбирают последнюю осеннюю листву, старушки беседуют на лавочках под деревьями… Райский уголок тишины среди грохочущих кругом строек.

Храм, как и любая церковь в спальном районе Москвы, в воскресенье полон народом. Литургия давно закончилась, но к свечному ящику стоит длинная очередь: кто за свечами, кто – подать записку на молебен или панихиду, кого-то заинтересовала выставленная на прилавке книга…

В большинстве записок, передаваемых на молебен – одно-два имени. Начинается богослужение, молитвы о недужных чередуются с покаянными. Евангелие читают по-русски – чтобы было всем понятно, ведь на молебен может зайти любой человек, в том числе и не имеющий опыта церковной жизни. В руках у нескольких человек – помянники с длинными списками на сотни имен.

Атмосфера на молебне и за столом поражает своей теплотой. Не покидает чувство, будто в каждую фразу молитвы, в каждое крестное знамение, поклон, в каждую дружескую улыбку и переданное соседу печенье ребята вкладывают весь накал своих душевных сил. И это легко понять – ведь никто не знает, сколько еще подобных общих богослужений и чашек чая в кругу друзей каждому из них отпущено. ВИЧ-отрицательному большинству есть чему у них поучиться – если бы все мы умели столь же трепетно, как с драгоценным сосудом обращаться с каждым, кто к нам приходит, то каждый день проводили бы как в раю. В каждом действии сквозит желание подарить своим ближним радость. Одна участница достает целый пакет нательных медальонов с изображением святителя Николая, привезенных из Бари, и дарит каждому присутствующему по одному. А если кто-то просит, то по два. Или по три, чтобы хватило всем друзьям и знакомым.

Молебны в Троицком храме в Хорошеве совершаются ежемесячно с 2001 года. В общем помяннике сегодня около 1000 имен, и у многих больных было замечено серьезное улучшение состояния после того, как о них возносилась церковная молитва.

После чаепития желающие идут в храм на исповедь. Перед этим батюшка еще раз напоминает о важности церковной жизни, о том, что благодать Божия помогает преодолеть многие страхи, отчаяние, подавленность.

Когда-то каждый из этих людей получил страшное известие об инфицировании – перечеркнувшее многие планы, оборвавшее социальные связи, вынуждающее жить в совсем других условиях. Сегодня они жадно слушают другое известие – Благую Весть о Христе, которая дает надежду. Честно могу признаться, что давно не встречала людей, даже православных, которым был настолько интересен Господь и отношения с Ним. Конечно, кто-то скажет, что причиной тому – постоянные мысли о смерти, интерес к участи души за гробом. Но разве всем остальным, ВИЧ-отрицательным людям, смерть не предстоит?

Комментирует игумен МЕФОДИЙ (Кондратьев), настоятель храма великомученика Георгия Иваново-Вознесенской епархии, руководитель общины, занимающейся реабилитацией наркозависимых, в том числе ВИЧ-инфицированных:

s_krestom_300

– Этот упрощенный и однобокий взгляд на болезнь присущ тем, кто не имеет достаточно сведений о самой болезни и не знаком с ситуацией со СПИДом за пределами Европы, в странах Азии и особенно Африки (где в некоторых государствах ВИЧ заражено до четверти населения). Представление о карающем, одержимым жаждой справедливого воздаяния за грехи Боге абсолютно чуждо Восточной Церкви. Для нас Бог, даже в гневе Своем, всегда любящий Бог Отец. Но мы так же приучены думать, что на земле ничто не может происходить помимо Его воли и ведения. Появление ВИЧ — не исключение. Не получается ли тогда, что, выступая на борьбу со СПИДом, мы противимся воле Божией?

Центр реабилитации наркозависимых (где проживают и ВИЧ-инфицированные) Свято-Георгиевского прихода. ВИЧ-инфицированные живут общей жизнью со всеми, не отделяясь от прочих насельников ни на работе, ни на молитве, ни на отдыхе

Центр реабилитации наркозависимых (где проживают и ВИЧ-инфицированные) Свято-Георгиевского прихода. ВИЧ-инфицированные живут общей жизнью со всеми, не отделяясь от прочих насельников ни на работе, ни на молитве, ни на отдыхе

Когда кто-либо ищет нашей помощи, например ВИЧ-инфицированный молодой человек, вместо того чтобы вдаваться в изыскания, насколько он грешен, давайте лучше подумаем, что мы можем сделать для его спасения и благополучия. Благоразумие подсказывает рекомендовать ему посвятить в тайну о своем ВИЧ-статусе ограниченное число прихожан, может быть, одного только духовника. Правда в том, что и не всякий священник способен правильно отреагировать на выказанное ему доверие — большинство пастырей еще никогда не сталкивались с ВИЧ-инфицированными людьми. Некоторым утешением в случае неверной реакции духовника является то, что духовники обязаны хранить тайну исповеди. Когда благоразумный священник услышит такое признание в таинстве покаяния, он осознает, что пришло время для него лично ознакомиться с проблемой и создать атмосферу благожелательного отношения к ВИЧ-положительным людям на вверенном ему приходе. Если на каком-то приходе появятся двое или трое ВИЧ-инфицированных, с их согласия неплохо было бы духовнику познакомить их друг с другом, сохраняя тайну для остальных членов прихода. По мере улучшения отношения к ВИЧ-инфицированным, круг посвященных в тайну может быть увеличен.

Церковь может многое предложить для решения проблемы реабилитации наркозависимых, инфицированных ВИЧ/СПИДом. Отдельно взятый приход может принять небольшое количество пациентов на длительную реабилитацию, человек 10-15, максимум 20 в год. Но в Русской Православной Церкви сотни приходов, которые могли бы успешно заниматься этой деятельностью, а занимаются ею, к сожалению, едва ли несколько десятков по всей стране.

игумен МЕФОДИЙ (Кондратьев), настоятель храма великомученика Георгия Иваново-Вознесенской епархии, руководитель общины, занимающейся реабилитацией наркозависимых, в том числе ВИЧ-инфицированных

игумен МЕФОДИЙ (Кондратьев), настоятель храма великомученика Георгия Иваново-Вознесенской епархии, руководитель общины, занимающейся реабилитацией наркозависимых, в том числе ВИЧ-инфицированных

Мы убедились, что среди попавших в наркотическую зависимость немало талантливых ребят, многие серьезно относятся к своему воцерковлению, поскольку понимают, что в их случае это вопрос жизни и смерти. Ребята умеют ценить доброе и доверительное к ним отношение. За все годы, пока на приходе проводилась реабилитация, никто из пациентов не позволил себе подлого поступка по отношению к приходу (хотя мы понимаем, что у некоторых приходов в этом отношении может быть иной опыт). Когда становишься свидетелем того, как эти ребята буквально на глазах воскресают к жизни, понимаешь, что Богу дороги эти люди, видишь, что Он принимает их.

Свято-Георгиевский приход занимается реабилитацией наркозависимых с 1998 года. Одновременно здесь проходят реабилитацию семь-восемь молодых людей. В 2002 году братия прихода дала согласие на реабилитацию ВИЧ-инфицированных, в последнее время они составляют половину пациентов. Всего реабилитацию прошли около 80 ВИЧ-инфицированных. На приходе соблюдаются необходимые правила гигиены, ВИЧ-инфицированные живут общей жизнью со всеми, никак не отделяются от прочих насельников . Приход посещают специалисты, профессионально занимающиеся помощью наркозависимым. Реабилитация пациентов бесплатна.

Посещение больных СПИДом

Наместник Донского ставропигиального мужского монастыря епископ Павлово-Посадский Кирилл регулярно посещает СПИД-центр при инфекционной больнице No. 2. Последний визит прошел на Пасху 2010 года. От имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла епископ Кирилл поздравил всех с праздником Светлого Христова Воскресения и вручил персоналу и пациентам, находящимся на лечении в СПИД-центре, пасхальные подарки.

Архипастырь пожелал всем сотрудникам и пациентам больницы помощи Божией и доброго настроения, помогающего без уныния нести свои труды и свой жизненный крест.

Русская православная церковь ищет свой подход к одной из самых страшных болезней нашего времени. Осознав, что СПИД - серьезнейшая угроза человечеству, священники, помимо богословского осмысления проблемы, пытаются выработать рекомендации по ее преодолению.

Жертвы стигматизации

Раз в месяц в храме Троицы Живоначальной в Хорошове после воскресной службы собираются молодые люди. Иногда их трое-четверо, иногда несколько десятков. Они о чем-то тихо разговаривают со священником Владимиром Шмалием, передают записки. Потом отец Владимир служит молебен, после которого в приходском доме все вместе пьют чай и задают священнику вопросы, такие же, на какие обычно священнослужители отвечают в молодежной аудитории, - о смысле жизни, о любви, о том, зачем вообще ходить в церковь. Стороннему наблюдателю не придет в голову, что у этих симпатичных молодых людей в голове работает счетчик: "Мне осталось жить 5-10, если повезет - 20 лет". Потому что они - ВИЧ-инфицированные.

Эпидемия ВИЧ в России стремительно разрастается. Раньше эта болезнь почти не выходила за пределы сообщества наркоманов и гомосексуалистов. Но в 2004 г. только 70% вновь заразившихся в стране получили вирус через шприц. Остальные - половым путем, причем, как правило, гетеросексуальным.

Помимо проблем со здоровьем, психологических и финансовых затруднений, ВИЧ-инфицированные сталкиваются еще с одним явлением, осложняющим их жизнь. На профессиональном жаргоне социологов, психологов и врачей это называется "стигматизация" (от греческого слова stigma - клеймо). Окружающие в лучшем случае начинают сторониться человека, узнав, что он ВИЧ-инфицированный, в худшем - оскорбляют, увольняют с работы, требуют изолировать его от общества. Предвзятое отношение общества к ВИЧ-инфицированным имеет множество причин: боязнь заразиться, предрассудки, связанные с появлением болезни. Считается, что если ВИЧ-инфицированный мужчина, то непременно гомосексуалист или извращенец, если женщина, то проститутка. Самый распространенный стереотип поведения - осуждение, основанное на том, что просто так ВИЧ не подхватишь и инфицированные сами виноваты в своей болезни, потому что они безнравственны.

"До того, как мне пришлось столкнуться с ВИЧ-положительными, я полагал, что это по большей части маргиналы, представители социальных низов, - делится своим опытом священник Владимир Шмалий. - Но на практике те, с которыми мне приходится общаться в церкви, совершенно иные. Зачастую они из хорошей семьи, с высшим образованием. Чаще - не старше 30 лет, имеющие неплохую работу". Их главная проблема в том, что они никому не могут открыться, живут под двойным давлением: с одной стороны, это сознание того, что ты болен смертельной болезнью, с другой - невозможность ни с кем этим поделиться, опасение стать изгоем.

Особые запросы

По словам отца Владимира, у них возникают "обостренные раздумья о смысле жизни. Я внимательно наблюдаю за тем, как происходит духовный рост пришедших в церковь людей с ВИЧ: "положительный" ощущает угрозу смерти, поэтому он старается жить более интенсивной жизнью, прежде всего - духовной. В этом пограничном состоянии он начинает больше ценить дружбу, заботу, лучше понимать, что такое страдание других".

Кате 23 года, она работает в коммерческой фирме и учится на вечернем отделении вуза. "Я получила свой диагноз полтора года назад, - рассказывает она. - Это была моя единственная случайная связь. Узнав о болезни, я сначала испытала огромный страх и беспомощность, хотелось покончить с жизнью. Пережить шок помогли работа и учеба. Но самая главная помощь - это вера в Бога. Я считаю свою болезнь не наказанием, а испытанием. И прошу у Бога дать мне сил, чтобы выдержать это достойно. К счастью, для ВИЧ-положительных проводятся специальные молебны".

Молебны, которые служатся в 60 храмах России, Украины и Белоруссии, - не единственное, чем Русская православная церковь пытается помочь ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом. С 2001 г. работу по противостоянию этому заболеванию взял на себя Круглый стол по религиозному образованию и диаконии отдела внешних церковных связей Московского патриархата. Первое направление его деятельности - профилактика. РПЦ считает, что необходимо формировать у подростков мировоззрение, основанное на христианских ценностях, исключающее наркоманию и половую распущенность.

Второе направление - оказание духовной и психологической помощи людям, которые заразились, и их близким. В стране есть своего рода сообщество людей, живущих с ВИЧ/СПИДом (принятое сокращение - ЛЖВС), с которым у Круглого стола налажены отношения. Члены сообщества рассказывают, какой именно помощи ждут от церкви ВИЧ-инфицированные, и РПЦ старается откликнуться.

Сотрудники Круглого стола проводят специальные занятия для студентов духовных семинарий - ведь с ростом числа ВИЧ-инфицированных все больше священников сталкивается с необходимостью отвечать на их вопросы. В некоторых городах для этого используются церковные телефоны доверия, а также очные консультации. Там не всегда работают священники, обычно это православные добровольцы, зачастую женщины. Поэтому важно научить их общаться с больными.

Аргументация не срабатывает

В петербургском храме св. Анастасии Узорешительницы в течение года проводились собрания молодежной организации самопомощи "Свеча". ВИЧ-инфицированные молодые люди (от 17 до 30 лет) собирались, чтобы обсудить свои проблемы, попросить о помощи, откровенно поговорить о жизни. Многие из них приобрели болезнь половым путем, некоторые были наркоманами.

Настоятель храма Александр Степанов рассказывает, что среди членов этой группы часто завязывалась дружба, а одну пару ВИЧ-инфицированных, познакомившихся на собраниях, он даже венчал. Такого рода прихожан он делит на две группы - имеющих опыт потребления наркотиков и получивших вирус другими способами: "Их легко различить в общении. В той категории, которая не была связана с наркотиками, на первый план выходит стремление принять диагноз и увидеть перспективу. Церковь может дать таким людям многое, показать, что умрем мы все, но дальше жизнь не кончается. Перспектива жизни вечной сообщает смысл существованию, вселяет силы. Но у тех, кто заразился через шприц, тип поведения и реакции неустойчивые, они способны одновременно и на хорошее, и на плохое. Таким людям помочь очень сложно".

В самой церкви отношение к ВИЧ/СПИДу не всегда однозначное. Здесь тоже встречаются специфические проявления стигматизации. Существует представление, что ВИЧ-инфицированные - это люди с клеймом невероятного греха, которых надо заключать в "спидозории" (по аналогии с лепрозориями). Были даже случаи, когда архиереи по жалобам прихожан запрещали священникам заниматься работой с ВИЧ-инфицированными.

По этому поводу Александр Степанов говорит: "В приложении к другим ситуациям аргументация о том, что все мы грешны и не нам знать, кто больше, кто меньше, срабатывает. Но здесь в силу утробных инстинктов отторжения чужого, подкрепленных тем, что этот чужой - грешник, возникает совершенно антиевангельский дух осуждения. Между тем никаких богословских, духовных оснований для дискриминации ВИЧ-инфицированных нет". Для того чтобы священники знали, как вести себя, столкнувшись с ВИЧ-инфицированными, недавно разработана концепция участия РПЦ в борьбе с распространением ВИЧ-инфекции. Над ней трудились медики, психологи, сотрудники Синодальной богословской комиссии. По словам отца Александра Степанова, который входил в состав разработчиков концепции, "церковь должна дать пример милосердного отношения к ВИЧ-инфицированным".

Читайте также: