Священник в романе камю чума

Обновлено: 25.04.2024

Буквальный смысл произведения – хроника эпидемии бубонной чумы в Оране. Аллегорический – метафора природы фашизма как конкретного социально-исторического явления.

Если рассматривать роман как метафорическое воспроизведение событий Второй мировой войны, то в тексте сохраняется очевидная связь с конкретными социальными реалиями. Образы героев романа можно истолковать как образы людей, которые или подчиняются войне, или убегают, или сражаются с ней.

Однако такая трактовка не является полной, она не учитывает, не исчерпывает всего того, о чем говорится в произведении Камю. Это не просто художественное произведение, а роман философа – экзистенциалиста, и проблемы, затронутые в романе – философские.

Готовые работы на аналогичную тему

Чума в романе Камю является символическим образом войны, фашизма, а также метафорой абсурдности бытия и зла во всей его непобедимости и многоликости.

Антифашистская тема – это лишь первый план романа. Образ чумы А. Камю расширяет на все бытие в целом. То есть образ чумы – это в целом зло, против которого идет борьба и которое люди пытаются победить. Болезнь словно появляется неизвестно откуда и с катастрофической скоростью распространяется по городу, являясь смертельной угрозой. В скором времени чума приобретает по-настоящему устрашающий масштаб и уносит жизни тысяч людей.

Против болезни наконец находят сыворотку. Сначала она не помогает, но позже дает желанный результат, чума постепенно идет на спад, затем отступает. Чума побеждена, люди могут радоваться победе.

Чума продолжалась восемь месяцев. Фашизм же процветал на протяжении нескольких десятилетий, в антисемитизм – столетиями. Так же, как и смертельное заболевание, развитие фашизма происходило быстрыми темпами. Последствия и чумы, и фашизма ужасающие – тысячи людей погибали ни за что. Его боялись признать, против него боролись, но результата не было. Силе фашизма некоторое время ничто не могло противостоять. Его масштабы становились катастрофическими. Он имел возможность миловать и карать. Все люди находились под угрозой. Первые попытки противостоять фашизму не имели успеха. Эта борьбы была разобщенная, не всеобщая. И лишь тогда, когда люди объединились и взялись за дело вместе, болезнь удалось придушить, преодолеть. Однако она не уничтожена. Фашизм, как и чума, исчез только на время, он лишь затаился. Всегда сохраняется угроза его появления, и всегда в людях будет жить страх, который почти невозможно преодолеть.

Рядом со злом всегда идет добро. В романе А. Камю олицетворением добра является доктор Бернар Рие. Также герой произведения олицетворяет собой Движение Сопротивления, борьбы и деятельности. он, вопреки своему неверию во всемогущество, твердо знает, что необходимо делать хоть что-то, хоть как-то попытаться помочь.

Рие преданно делает свое дело, самоотверженно жертвуя собой. Стремление этого человека – помочь людям справится со злом, но главное – сохранять надежду. Наперекор безысходности он не становится непричастным и бездеятельным. Врач, несмотря на свою профессии, не может смириться с горем, со смертью, хоть для него в этом и нет ничего удивительного.

Доктор Рие является олицетворением мятежных людей, нашедших в себе силы сказать фашизму нет. Эти люди протестуют против зла, борются с ним. Это народ, на голову которого свались преследования, гонения и ненависть. Однако это народ никогда не расставался с надеждой, невзирая на всю опасность. Не смирился он с жестокостью, со смертью, смело и отважно смотрел им в глаза и отчаянно боролся. Также это просто те люди, которые не могут, не хотят стоять в стороне и просто наблюдать, это люди, поднявшие своей голос в борьбе против всеобщего зла.

Символика в романах Камю:

  • Чума – символ тьмы, которая окутала маленький островок света, где живет человек;
  • Солнце – символ света. Это определенные истины, понятия, представления, которые для человека – аксиома, и которых он придерживается;
  • Море – как весь мир: непостижимо, абсурдно.

Абсурд — это что-то нелепое, алогичное, противоречащее здравому смыслу.

Характеристика доктора Риэ и отца Панлю

  • доктор Бернар Риэ,
  • Жан Тарру,
  • репортер Раймон Рамбер,
  • священик отец Панлю,
  • Гран,
  • Коттар,
  • мадам Риэ (мать доктора).

Главным героем произведения А. Камю является Бернар Риэ, местный доктор и рассказчик происходящих в романе событий. Бернар Риэ самоотверженно борется с эпидемией чумы, в образе которой писатель показал любое стихийное действие. Чума в романе Камю – это проявление всеобщего Зла. Доктор Риэ трезво понимает, что борьба с чумой – это практически безнадежное дело, но несмотря на это ни на минуту не прекращает своей работы. Благодаря серьезности и логике доктора читатель видит реальную картину эпидемии. Он неоднократно в силу своей профессии сталкивался со смертью лицом к лицу. Смерть ребенка стала для доктора серьезным испытанием. Доктор Риэ не признает бога, но не потому, что не верит в его существование, а потому, что он считает его ненужным.

Отец Панлю первоначально перед читателем предстает в отталкивающем виде проповедника, чуть ли не ликующего по поводу эпидемии. В чуме он видит божью кару за грехи горожан. Такой ход мыслей, достаточно трафаретный для христианства, говорит о том, что священник все еще продолжает существовать по инерции. Он хочет воспользоваться страхом оранцев для укрепления их тусклой, ослабевшей веры. Собственная болезнь становится для отца Панлю настоящим испытанием. По его мнению, принимать помощь врачей означает проявить слабость, непоследовательность в собственных убеждениях. Кроме того, священник отлично понимает, что эта помощь не сможет его спасти.

Готовые работы на аналогичную тему

Тем временем в зараженном городе формируются добровольческие отряды для борьбы с чумой. Инициатором этого движения является Тарру, который неожиданно решил стать на борьбу с чумой. Доктор Риэ, Гран, а затем и Рамбер вступают в этот отряд. Дальнейшее развитие вопроса о гуманизме происходит в одной из сцен, где Тарру и Рамбер работают в зараженном квартале. Тарру высказывает мнение, что осуществляя подобные действия, люди иногда сами способствуют распространению заразы. Так человечность и добро могут приносить зло.

Но тогда если добро в привычном понимании способно привести к страшным последствиям, к смерти, трагедии, злу, что тогда является настоящим добром? И существует ли вообще добро? Что будет альтернативой традиционному гуманизму?

Гипотеза Тарру об истинной гуманности

У доктора Риэ есть пациент, старик-астматик. Однажды Тарру просит врача взять его с собой к этому старику. После осмотра Риэ и Тарру выходят на террасу, с которой открывается вид на море. Тарру рассказывает Бернарду Риэ историю своей жизни. он рассказывает о том, как однажды его отец, прокурор, взял Тарру на процесс в надежде, что сын захочет продолжить его дело. Тарру действительно восхищается отцом, который произносит отличную речь и требует для обвиняемого смертного приговора. Но у юноши остается лишь одно впечатление – обвиняемый кажется таким живым, что мысль о смертной казни для этого человека кажется неприемлемой. Ему противна эта мысль настолько. Что Тарру не может спать и сеть, он постоянно об этом думает. В итоге юноша заявляет отцу о своем решении уйти из дома. Тарру решает раз и навсегда покончить с таким ужасным явлением, создав общество, где нет смертоубийств и смертной казни. Тарру становится профессиональным революционером, борется со старым бесчеловечным строем. Но ради этой борьбы ему приходится поступится своими же принципами, допуская отдельные смерти ради будущего всеобщего блага. В скором времени Тарру понимает абсурдность такой борьбы.

Зло невозможно искоренить методами самого зла.

Тогда Тарру решает оставить революционную борьбу. Его тоже волнует вопрос о настоящем добре и гуманности.

И ему кажется, что чума помогла найти ответ на этот вопрос. Он излагает доктору Бернарду Риэ свою гипотезу, согласно которой люди делятся на категории тех, кто убивает. Угнетает, и тех, кто терпит эти лишения. По мнению Тарру, настоящий гуманизм заключается в том, чтобы встать на сторону тех. Кто терпит лишения. Лишь такое решение будет единственно правильным, и именно в этом заключается смысл жизни.

Идея гуманности Тарру находит отражение и в сюжетной линии Рамбера. Журналист, пытаясь вырваться из города, параллельно наблюдает за действиями доктора Риэ. Когда у Рамбера появляется возможность нелегально выйти из зоны карантина, он за несколько часов до отъезда приходит к Риэ. Доктор искренне говорит, что не держит зла на Рамбера, ведь он имеет справедливое право на личное счастье. Рамбер, всегда считавший себя чужаком в этом городе, вдруг заявляет, что болезнь сблизила всех, и борьба с чумой – его борьба тоже. Он отказывается уезжать из зачумленного города и ставит на карту личное счастье ради того, чтобы занять сторону тех, кто терпит лишения и бороться с болезнью.

Таким образом, по Камю, истинный гуманизм – это не счастье каждой отдельно взятой личности, а борьба на стороне терпящих лишение, борьба против зла и смерти.

Традиционное понимание гуманизма в 20 веке рушится. Возникает осознание, что идеи гуманизма, главной целью которых является счастье для всех и для каждого, могут привести к большому социальному злу, масштабы которого будут разрушительны. Со всей наглядностью это продемонстрировали фашистские проекты по созданию нового человека.

Аллегория – это иносказание, выражение какой-нибудь отвлеченной мысли, идеи в конкретном образе.

Сам А. Камю определил смысл произведения как борьбу не только со смертельной болезнью, но и со всем злом.

По сюжету алжирский город Оран поражает страшная эпидемия чумы. События происходя в середине 20 века. Жители города испытывают страдания, ужасную боль и страх перед неизбежностью смерти. Город закрывают на карантин, эпидемия кардинально меняет поведение и взгляды людей, находящихся в нем.

В романе писатель описывает примеры поведения человека в ситуации, когда приоритетными являются чувства горя и безысходности. Он показывает, как с этим справляются разные персонажи, как меняются их чувства на протяжении полутора лет. В своем романе Камю поднимает следующие проблемы:

  • Добро и зло в жизни человека;
  • Активное противостояние злу;
  • Нравственность и безнравственность;
  • Ответственность за свой выбор;
  • Абсурд в жизни человека;
  • Жизнь и смерть.

Поначалу горожане, занятые своими делами, не до конца осознают всю важность и кратковременность жизни. Но эпидемия заставляет всех проанализировать свою жизнь, подумать о своем мировоззрении, о добре и зле, о жизни и смерти. Именно в этот решающий момент жизни раскрывается человечность этих людей. А близость смерти им дает шанс осознать то настоящее счастье, которое было до начала эпидемии. Все заботы о благосостоянии, о власти оказываются ничтожными перед лицом смерти.

Готовые работы на аналогичную тему

Большинство людей выбирает для себя позицию наблюдателя. Они закрывают глаза на происходящее в начале эпидемии и остаются пассивными созерцателями, перекладывая возможное освобождение на других героев, божью волю и чудо.

Образ чумы в романе А. Камю

Только сняв шоры религиозного, социального, этического, приняв эту расщелину бытия в ее неизбежности, человек начинает делать попытки быть. Именно так жил сам писатель. он утверждал, что сознание смертности придает человеческой жизни смысл. А те, кто уверен в бессмертности своей души, не способен принять каждый отдельный день, так как таких дней бесконечно много.

Новеллы Боккаччо задумывались им задолго до начала чумы, которая охватила Флоренцию в 1348 году. Работа над новеллами велась с 1348 по 1351 гг. Сами ужасные события эпидемии послужили толчком для создания обрамляющего сюжета произведения.

Описание флорентийской чумы выступает обрамляющим сюжетом. Семеро девушек в компании трех юношей решают бежать из зачумленного города в свои загородные поместья. Там они проводят время, развлекаясь на лоне природы и рассказывая интересные истории, услышанные где-то или выдуманные. Группа молодых людей представляет собой некое идеальное общество, где равенство и культура становятся возвышающим началом.

В рамочной композиции выражается представление об идеальном обществе в эпоху раннего гуманизма. Здесь продвигаются идеи свободы, равенства и любви, которые регулируются сводом правил и правителем, избранным обществом.

Персонажи романа

Главным героем книги является доктор Риэ. Он признает только научный взгляд на мир и не верит в мистику или высшие силы. Также в действии участвует мнительный Рамбер (единственный персонаж в романе, имеющий имя) – журналист, который пытается выбраться из прокаженного города и вернуться к жене, и Жан Тарру – богач, который нашел себя в помощи более бедным горожанам.

В произведении описывается хроника города Оран, который находится на алжирском берегу, но при этом принадлежит к французской юрисдикции. Действие происходит в 1940-ых годах, но конкретные даты не указываются. Таким образом автор ярко ассоциирует чуму с распространяющимся по Европе в тот же временной период нацизмом и фашизмом.

Чума Камю краткое содержание

Доктор Риэ видит, что в городе стали массово появляться крысы. На улице было все больше их маленьких трупов, а это могло значить только одно – не за горами губительная эпидемия чумы. Доктор отправляет свою жену в санаторий, чтобы снизить для нее риски, а тем временем заболеваемость начинает расти. Одной из первых жертв чумы становится привратник доктора Риэ, и после него начинается целая эпидемиологическая волна. Вскоре префектура закрывает город на карантин, и покинуть его более уже никто не может.

Доктор тем временем пытается помочь своему знакомому из мэрии, а также знакомится с журналистом Раймоном Рамблером. Молодой человек прошел через войну, но все равно остался очень эмоциональным, и он очень тоскует по своей супруге, но вот приехать к ней не может до конца карантина. Поэтому Рамблер решает заняться полезным делом: вместе с доктором Риэ и активным горожанином Жаном Тарру они организуют санитарную бригаду.

Когда город закрыли, жители поддались панике. Дело в том, что границы Орана стали охранять вооруженные военные, а поставки продовольствия и других необходимых вещей прекратились. Ресурсов не хватало, и пропасть между богатыми и бедными сильно усилилась. И бедняков не оставалось шансов выжить, но губила их даже не чума, а голод и антисанитария. Богатые контрабандисты же радовались чуме, так как сколачивали себе на этом состояние.

Раймон Рамблер всеми силами пытался покинуть Оран. Но у него ничего не получалось – ни легальным, ни нелегальным путем. В итоге он решил оставить свои попытки и приложить все силы на борьбу с эпидемией.

В тяжелых эпидемиологических условиях люди остаются уже полгода. На дворе октябрь, а чума началась весной. Все это время доктор Риэ пытался разработать лекарство, и у него наконец получается. Сыворотка действительно работает, и люди начинают выздоравливать, хотя первые эксперименты провалились.

Неожиданно для всех чумой заболевает Жан Тарру. Доктор Риэ осматривает его и обнаруживает, что Жан поражен сразу двумя видами заболевания. Сыворотка помочь не в силах, и Тарру умирает. Тем временем один из контрабандистов, понимая, что его золотое время кончилось, сходит с ума и начинает стрелять по жителям. С трудом доктор успокаивает его. Вскоре с города снимают карантинные ограничения.

Через некоторое время главный герой узнает, что в санатории умерла его жена. В отчаянии он думает, что чума еще не закончилась. Пусть она и отступила сейчас, но болезнь проросла в само общество и может пробудиться в любой момент.

Главная мысль

Главная мысль романа состоит в том, что главный враг людей – это они сами, а не внешние беды или болезни. Автор намеренно говорит о таких вещах, как голод, контрабанда, разделение между богатыми и бедными. Жители города Оран гибли не столько от чумы, сколько от собственного отношения к эпидемии: кто-то походил к ней безответственно, кто-то – стремился нажиться, а кто-то всеми силами старался помочь окружающим и все равно погибал, потому что жизнь зачастую несправедлива.

На месте чумы можно представить любое явление, которое затрагивает широкую общественность (даже сам автор говорил, что под чумой он имел ввиду не только фашизм). Если перед лицом реальной опасности люди не объединяются, а наоборот – пытаются насолить другому ради собственного блага, то выжить не удастся никому, и погибать будут даже невинные.

Читайте также: