Святые места в чуме

Обновлено: 23.04.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

По представлениям ненцев, земля – живая, а каждый холм, сопка, река озеро, море имеют своего хозяина – духа. Но имеются особые священные места, отмеченные высшей, сакральной значимостью. Ненецкие топонимы (идолы), обозначающие святые места, часто содержат информацию о сакральности донного объекта. Основную категорию ненецких культовых мест составляют естественные природные объекты – сопка, река, озеро, остров, плоская возвышенность с пологими склонами, высокая остроконечная сопка с широким основанием. По приданиям ненцев о мире духов, в необычных по внешнему виду предметах таиться магическая сила.

Таким образом, священные места являются культовыми действующими объектами, поскольку находятся на местах постоянного проживания и хозяйственной деятельности кочующих тундровиков. Они относятся к памятникам духовной культуры, которые сформировались на протяжении длительного времени, характеризуются консервативностью форм и способов осуществления культовой деятельности. В таких местах запрещена или ограниченна хозяйственная деятельность человека.

Указанные обстоятельства позволяют определить культовое место как субститут храма. Можно сказать, это храмы под открытым небом. Налицо организация сакрального пространства, включающая такие компоненты культовой деятельности, как скульптура религиозного значения и разработанная атрибутика культа. Принципиальным отличием священного места от храма, характерного для мировых религий, является эзотеричность культового места, т.е. его предназначенность только для посвящённых, избранных.

Другие народы ходят молиться в церковь, храм, а у ненцев такими храмами являются священных места, очерченные устным преданием, имеющие особое сакральное значение, обладающие властью над людьми, принадлежащими к традиционному обществу. Эти места являются священными в самом широком смысле слова: они связывают традиционный образ жизни народа со священным преданием, с древнейшими космологическими пластами мифологии и с религиозным ритуалом.

Для создания собственной классификации священных мест необходимо было обратиться к литературепо этому вопросу,опираясь на работу архимандрита Вениамина, классифицирует священные места ненцев по социальному признаку. Он выделяет общенародные, родовые и семейные места.

Известный исследователь обских угров К.Ф. Карьялайнен выделяет 6 типов священных мест:

Иерархия ненецких святилищ, включая в себя и целую систему культовых объектов, обладавших болеенизким сакральным статусом, в моей работе не рассматриваются по причине отсутствия материала, научная работа по этому вопросу пока только начинается. В названиях священных мест отражаются либо жизненно важное событие, либо почитаемые объекты: камни, озёра, реки, бытовые предметы, животные и т.д.Общенародные, племенные, родовые и семейные святилища посещают только мужчины, а женщины допускаются на них лишь по достижении определённого (брачного) возраста, кроме того, имеются специальные женские святилища.

Перечислю основные священные места ненцев.

1. Общенародные святилища в пределах определённой территории

Святилища острова Вайгач:

Хэхэ,,но– священный остров

Харв,Под–лиственничная чаща, дорога в ней. Козьмин

вэсако– старик – мыс Болванский

хадако– бабушка (женское священное место)

Небя хэхэ– мать-дух

Пэ,мал хада – гора Минисей на Урале (Константинов

Святилища острова Белого и Северного Ямала

Сэро,,Ирико – Белый дедушка

Я,мал,хэхэ – Земли края идол

Нув,-то – Небесное Божье озеро

Святилища на Гыданском полуострове

Хэххэ,хан,соты – священной нарты сопка

Ярта но,я – песчаная сопка, песчаные островные сопки

Мандо,,яра – песчаные сопки энцев

Мандо,,Нева – голова энца

Мандо,, седа – сопка энцев

Топонимика некоторых священных мест связана с энцами, автохтонами этих мест.

2. Семейно-родовые святилища.

Расколотый холм – священное место Пяку из рода Вайнуто

Сябта,себе,,э (холм Сябтый) – из рода Няруй

Нядангы – рода Нядангы

Возвышенность ста саженей

Хвостатая возвышенность – племя Вайнуто

Возвышенность двух братьев – племя Тохо

Холм карликовой берёзы

Сидя-хэхэ,саля – двух идолов холм, остров Белый

Нев,,себе,,э – голова сопка – род Ядне

Яро,,то – озеро рода Яр

Тусиди,,хэхэ,я – священное место Тусида

Сюхней,,хэхэ,я – священное место Сюхней

Хонго,,саля – род Тесида

Хантей но – род Япто нэ

Юрибей,но,,я – род Ядно

Святилища по почитаемому месту.

Хэбидя надэ,,э – Священная гора

Си,, ив седа – Семь холмов

Яро,,то – озеро Яр, озеро песчаных яров

Пыри,,то – озеро Щучье

Хэхэ,хан,соты – священной нарты сопка

Нэв,,соты – Возвышенность голов, холм голов

Халэв,,но – остров чаек.

Примером священного места, возникшего в связи с событием, является:

Мандо,Нева – поражение ненцев

К женским святилищам относятся:

Небя хэхэ – мать-дух

Я,мал,хэхэ – дух конца земли(священное место макушки земли)

Сотэ я – мяд,пухуця хэбидя,я – священное место хозяйки чума

Пэ,мал хада – Камня конец, Бабушка-камень(у горы Минисей на

Для поездки на родовое святилище рода Яднедолжно послужить важное событие: скоро у одного из братьев должен родиться первенец, и старая мать велела сделать жертвоприношение духам. Описание этого ритуала представляет собой интерес для моей темы, так как оно приводиться здесь в подробном изложении.

Святилище Нэв,,себе,,э – высокая сопка с нагромождениями на ней рогов жертвенных оленей, шестов, палок, на самой вершине сопки стояли фигурки Сядэев – идолов изображающих духов сопки. На палках и ветвях лиственниц висели амулеты, платки, ленты, верёвочки с колечками. Некоторые сядэи были одеты в чёрные или белые оленьи шкуры.

Люди останавливались на восточной стороне сопки, вели свои упряжки вокруг сопки по направлению солнца.

Мужчины брали свои приношения(ленты, платки, шапки, колечки)прикрепляли на старые шесты, палки и на самих сядэев. Затем совершали обряд жертвоприношения.

Телят оленей привязывали одной верёвкой к друг другу и душили медленно, обращаясь при этом к хозяину нев,,себе,,э:

Просили, чтоб олени были здоровыми, чтоб несчастье обошло их семьи. Когда разделывали оленей, каждый отрезал кусочек оленьего уха, обмакивал в кровьи, поклонившись три раза нев,,себе,,э, поднимался, чтобы помазать кровью жертвенного оленя свои амулеты, а самое главное, что бы помазать кровью личины самих сядэев.

Во время трапезы почти все личины сядэев мазали водкой. После трапезы мужчины поднимались наверх, чтобы забрать свои ленточки, колечки. Из чума брали по два из каждого приношения, чтобы один, освятив, взять с собой в чум, а другой оставить на священном месте. Женщины оставались внизу.

Выпечка: секреты итальянской пиццы. Мастер-класс Пицца - одно из самых популярных блюд в мире.

Основные приемы вязания крючком Название Схема Обозначение .

снятие мерок по методу Бочкаревой В.Е. Автор: Вылегжанина Юлиана, фотограф: Евген.

Необычная утренняя зарядка Восемь простых упражнений, которые за считанные минуты «разбу.

-Ссылки

-Музыка

-Поиск по дневнику

-Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Общая

Общая 21:01 24.05.2010 Фотографий: 112

-Интересы

дети и родители живопись любовь медицина музыка разнообразных направлений настроение непознанное. откровенные разговоры обо всем. люди политика природные явления психология бытия

-Статистика

(и еще 4 записям на сайте сопоставлена такая метка)

Другие метки пользователя ↓

  • Запись понравилась
  • 0 Процитировали
  • 0 Сохранили
    • 0Добавить в цитатник
    • 0Сохранить в ссылки










    Жилище ненецкого народа – чум.

    Устройство чума. По преданиям многих северных народов, чум и человек появились почти одновременно. И это недалеко от истины. Археологи утверждают: легкие конические шалаши были знакомы еще древнейшим охотникам Сибири. Такое жилище, рассчитанное на несколько человек, можно легко построить практически в любом месте из перекрещенных жердей, покрытых ветками, корой или специально припасенными шкурами.



    Главный элемент чума – шест. Его готовят долго и тщательно, поэтому он служит тундровикам не одно десятилетие. Чум состоит из 40-45 (иногда из 50) шестов в зависимости от размеров чума. Два шеста, являются основными (макода' ну) они на некотором расстоянии от верхнего конца, имеют по одному сквозному отверстию, сквозь которое продевается веревка, и завязывается, образуя кольцо, соединяющее оба шеста вместе. При установке основные шесты перекрещивают несколько ниже веревочного кольца, в которое затем продевают другие шесты чума.

    Для покрытия чума ненцы используют покрышки (нюки), которые сшиваются из крупных шкур взрослого оленя нитками из сухожилий оленя. В зимний период необходимо четыре покрышки: две нижние (мюйко) покрывают остов чума мехом внутрь и две верхние (ея) покрывают мехом наружу. Для пошива используют около 60 шкур. Служат покрышки обычно много лет, заменяют их по мере необходимости.

    Место для стоянки и установки чума выбирают мужчины. При этом существует определенный порядок. Прежде всего, выбирается место с учетом времени года. Зимой чум ставят по возможности в укрытых от ветра местах, летом, наоборот, в открытых. Учитывается так же и то, что вход не должен смотреть в ту сторону, откуда приехали чумы.

    Устанавливают чум женщины по строго установленному порядку. Определялся центр жилища, где сооружали очаг. Вокруг него укладывали доски пола. Потом на место постелей расстилают циновки из трав и прутьев. Затем устанавливаются шесты. Перпендикулярно центральному внутреннему шесту (сымзы) располагались две горизонтальные жерди, на которых укладывали железный стержень с крючком для котла. Затем натягивали покрышки – ноки. Таким образом, чум ставится за 30 – 40 минут.

    Для того чтобы надеть покрышки на чум используют специальный шест (есенабць). К основанию чума подгребают снег, а летом – землю, чтобы в чум снизу не проникал ветер. Края покрышек должны заходить один за другой. Край одной из внешних покрышек образует вход в чум. Женщины и дети входят в чум, взявшись одной рукой за края обоих покрытий и повернувшись через левое или правое плечо. Мужчины открывают вход взмахом покрытия через спину.

    В летний период ненцы на покрытие чума использовали старые оленьи шкуры или берестяные покрышки. Современные ненцы летом проживают в чумах покрытых брезентом или другими прочными фабричными тканями.

    Летний чумтаны мя ,, . Имеет туже конструкцию, но отличается покрытием. Покрытием летнего чума служат мюйко – старые зимние покрытия мехом внутрь. Раньше для летнего чума использовали берестяные покрытия.

    Отельный чумсую ,, мя ,, (олененка чум). Во время отела важенок и телят отделяли от большого стада, которое продолжало кочевать. Для пастухов оставшихся с телятами ставили отёльный чум.

    Чум покойника – халмер , мя ,, . Он тоже считался нечистым. После смерти человека чум переносился на новое место, а на месте старого чумовища устанавливался маленький чум, модель чума, который со временем сам должен упасть. Двери такого чума смотрели на запад, в сторону мертвых.

    Заслонхэнг. Его можно отнести к наиболее древнему виду жилища ненцев. Заслон строят из двух палок и прислоненных к нему шкур, летом вместо шкур используют лодку.

    chum

    Представляем вниманию наших читателей рассказ о миссионерах Салехардской епархии, которые проповедуют Евангелие среди ненцев и других народов крайнего севера.

    Местные священники не только посещают свою паству в довольно отдалённых районах, но и устраивают храмы прямо в стойбищах — превращая в молитвенные дома отведённые им чумы. Именно так произошло на фактории Кар-Нат, о чём рассказал портал Приходы.ру:

    Вот уже несколько лет весенний марафон спортивных и праздничных мероприятий, посвященных Дню оленевода в Пуровском районе на Ямале, открывают общерайонные соревнования по национальным видам спорта на кубок главы района, проходящие в фактории Кар-Нат. В это день на берег Айваседо-Пура приезжают лесные и тундровые ненцы, коми-зыряне, южные ханты и северные селькупы. Праздник проходит два дня, и если посчитать количество чумов, то можно с уверенностью сказать, что в этот день в нем принимает участие вся пуровская тайга и тундра.

    В 2016 году соревнования по национальным видам спорта в Кар-Нате проходили 21 и 22 февраля, и среди улицы чумов, стоящих среди вековых кедров и лиственниц, особо выделялся чум с установленной над входом иконой святителя Николая Чудотворца. Этот православный святой хорошо знаком коренным жителям Севера, они считают, что Старик-Миколай (так они называю святого) всегда приходит на помощь всем, кто в ней нуждается, борется с несправедливостью, помогает детям, содействует тем, кто трудится.

    IMG_3412-800x554.JPG

    Чум – это древнейшее жилище ненцев, оно по всем параметрам отвечает кочевому образу жизни тундровиков и суровым условиям Севера. Железная печка посреди чума – практически единственное отличие, которое претерпело традиционное жилье коренных северян за последние триста лет; во всем остальном чум остался без изменений.

    IMG_3377-800x533.JPG

    Чум для ненца – это не только жилье, но и культовое сооружение, определяющее и несущее в себе массу обрядов и запретов, регулирующих кочевую жизнь. К примеру, в чуме есть женская и мужская половины, есть место для хранения только мужских или только женских вещей. И при установке икон, подсвечников, столика для свечей и религиозной литературы казаки и настоятель Никольского храма города Тарко-Сале протоиерей Алексей Падылин постарались, при обязательном соблюдении всех православных канонов, максимально учесть обычаи и правила коренных жителей в размещении вещей и походной мебели внутри чума. Например, походный иконостас был размещен на противоположной от входа стороне чума – у ненцев эта часть их традиционного жилища считается священной. Для этого и сам чум был установлен так, чтобы его выход был ориентирован на западную сторону, тогда подставки для икон заняли восточную сторону чума.

    Богослужение в православном чуме началось с водосвятного молебна, и к его окончанию в чум зашли первые посетители из числа коренных жителей. Это были две семьи лесных ненцев из стойбища Медвежья гора. Отец Алексий не раз бывал у них на стойбище, и увидев его в церковном облачении, ненцы поспешили к батюшке на встречу.

    IMG_3431-800x533.JPG

    Общение с коренными жителями в православном чуме предусматривало не только проведение церковных треб, но и простое чаепитие, правда, хозяевам чума редко удавалось сесть за стол – порой в чум заходило столько народу, что даже перейти с его одной на другую половину было затруднительно. Особенно много было детей, многодетных семей и молодых мам с совсем маленькими детьми. Для общения со священником выстраивалась очередь, и пока одни общались с отцом Алексием и ставили свечи, другие пили чай. Так продолжалось весь первый день, пока не стемнело. Тогда жизнь в импровизированном стойбище затихла.

    Как рассказал заместитель атамана Обско-Полярного отдельского казачьего общества подъесаул Петр Колесников, по просьбе коренных жителей на второй день была освещена целая фляга воды, для ее раздачи отец Алексий привез с собой литровые пластиковые бутылки.

    IMG_3399-800x533.JPG

    Как и в первый день, главными посетителями православного чума были дети и многодетные семьи.

    Этнопарк

    Основное жилище ненцев — чум — сооружался из 30-50 шестов, покрывался двумя слоями оленьих шкур с подстриженной шерстью. Внутренний слой шкур клали шерстью внутрь, а верхний – наружу. Летом покрывался покрышками, сшитыми из вываренной бересты.

    Ненцы с древних времён живут в чумах. Для ненцев — это центр всей жизни семьи, который воспринимается как целый мир. Наверху у чума есть отверстие, оно соответствует местоположению солнца днём, а месяца ночью. Наклонные шесты, покрытые шкурами, соответствует воздушной сфере, которая окутывает Землю. Чем богаче была семья, тем был и больше по своим размерам чум. У бедняков чум остроконечный, а тупоконечный, наоборот, у ненцев с хорошим достатком. Чум сооружают из жердей. Для этого необходимо 40 шестов. Потом шесты покрывают полотнищами из оленьих шкур, которые ненцы называют нюками. Шкуры оленя сшивают в сплошные полотнища, а затем покрывают шесты. Для покрытия чума в зимнее время требуется от 65 до 75 оленей. С июня по сентябрь происходит переход с зимних нюков на летние. Диаметр чума достигает до 8 метров, в нём может находится до 20 человек.

    Внутри чума каждый предмет и каждое место с древности имеет своё назначение. Центральной осью чума служит шест, который ненцы считают священным и называют — симзы. На нём помещают 7 голов семейных и родовых духов. У шамана в чуме симзы обязательно украшался с изображением священной птицы минлей. По симзы дым от очага поднимается к верхнему отверстию чума. Согласно легендам, по священному шесту герои улетали на битвы и военные подвиги.

    Чум часто перемещался вместе со своими владельцами с место на место. Поэтому в чумах нет ни кроватей, ни шкафов. Из мебели только есть маленький столик — толь и ларь. До появление передвижных электростанций для освещения чума применялись светильники. Они делались из чаш и наполнялись рыбьим жиром, в котором погружался фитиль. Позже появились керосиновые лампы. Для потряхивание снега с обуви и подола верхней одежды у входа в чум находится колотушка.

    Для маленьких детей в чуме есть люлька. Раньше младенца помещали в люльку сразу после рождения, а вынимали только тогда, когда он начинал ходить. На дно люльки насыпали древесную стружку и сухой мох. Пелёнками служили шкуры оленя и песца. Ребёнок прикреплялся к люльке специальными ремешками. При кормлении грудью мать брала ребёнка вместе с люлькой. Такие люльки используются и сегодня.

    Читайте также: