Святые отцы о чуме и эпидемиях

Обновлено: 28.03.2024

В Пскове он дважды служил в Троицком соборе, а также в Снетогорском мужском монастыре Рождества Богородицы, в Михайловской и Иоанно-Богословской церквах, совершал крестные ходы с мощами святых вокруг города. Уезжая, архиерей благословил псковичей. Поскольку больные чумой искренне верили, что, до коснувшись до князя церкви, они обретут благодать, а то и вовсе выздоровеют, то желающих так сделать было много. Само собой, архиепископ Василий заразился и на обратном пути в Новгород был доставлен в Михайловский монастырь в устье р. Узы, притока Шелони, где св. Василий и скончался 3 июля 1352 г. скончался. Вместе с его телом черная смерть пришла в Новгород. Новгородцы по традиции должны были проститься со своим духовным пастырем. Это привело к страшной эпидемии.

Во время холерной эпидемии 1866 года св. Филарет Гумилевский предпринял объезд Черниговской епархии, чтобы ободрить павших духом прихожан. 5 августа Филарет выехал из Чернигова, а 8 августа – приехал в Конотоп уже больным, сделавшись жертвой епидемии. Помощь врачей была бессильной. Кстати, холера не передается воздушно-капельным путем, но только через продукты и воду.

Или: Во время этой пандемии холера распространилась на Украину в августе 1865 года из Константинополя сначала в Одессу, а с 1866 года — почти до всех общин Украины. В 1869—1870 гг заболевания холерой в Европе прекратилось, за исключением Российской империи. Наибольший ее пик на Украине был в 1870 году, когда заболело 633 318 человек, а умерло 238 027, однако это не означает, что опубликованы действительно точные числа. Было много неучтенных больных и умерших среди бедняков. В Киеве, например, летом 1871 года за день умирало до 140 человек. В 1872 году за две недели умер 1 151 житель города

В общем, тем, кто ныне кликушествует, что мол, в храме и на службе заразиться нельзя, советую вспомнить, сколько раз эпидемии выкашивали христианские города. Города, которые, конечно, принимали все меры духовной безопасности: и в колокола звонили, и самый душистый ладан использовали, и крестными ходами обходили свои пределы.


***
Сегодня во Франции

Ну почему для заграничной паствы - исполнение санитарных предписаний, а для дорогих россиян - авось?

Мы помним, что молятся не иконам, а перед иконами, обращаясь к Господу, Богородице, святым. И спасает нас не икона, а Господь. Об избавлении от морового поветрия можно молиться перед любой иконой, но некоторые из образов остались в истории именно как те иконы, перед которыми русские люди особо молились во время эпидемий.

Перед какими иконами молились русские люди во время эпидемий

Образ написан в 1157 году. Прославился во время моровой язвы (чумы), свирепствовавшей в Москве в 1771 году. Икона находилась над Варварскими воротами Китай-города. По свидетельствам современников, многие люди получали исцеления от чумы после молитв перед ней. Память о чудесной помощи Богородицы совершалась ежегодно 18 июня. В канун этого дня образ снимался с ворот для народного поклонения.

Перед какими иконами молились русские люди во время эпидемий

3. Смоленская-Шуйская икона Божией Матери

Перед какими иконами молились русские люди во время эпидемий

4. Грузинская икона Божией Матери

Перед какими иконами молились русские люди во время эпидемий

Образ прославился в 1654 году во время охватившей первопрестольную эпидемии чумы. Изначально икона находилась под Архангельском, в Красногорском монастыре. В Москву её привезли для поновления и изготовления оклада. После молитв перед иконой, по свидетельствам, происходили многочисленные исцеления от моровой язвы. В память о чудесных исцелениях Симон Ушаков сделал список с образа специально для Для Москвы.

Перед какими иконами молились русские люди во время эпидемий

В 1831 году холера охватила всю Россию. Болел и Новгород. В разгар эпидемии 16 июля 1831 года в нише новгородской Спасо-Преображенской церкви отслоился толстый слой штукатурки, и под ним явилось изображение Богородицы. В храме и возле него собралась огромное число людей — и через некоторое время после общей молитвы болезнь оставила город.

Перед какими иконами молились русские люди во время эпидемий

Образ был обретён под Рязанью недалеко от села Феодотьева. В 1771 году, когда рязанщину поразила чума, икону носили по улицам города и по окрестным сёлам и деревням, заносили в дома. В домах, где уже были заражённые, после появления иконы и молитв перед ней болезнь быстро прекращалась. В домах, ещё не затронутых чумой, моровая язва после посещения его с иконой не появлялась.

Перед какими иконами молились русские люди во время эпидемий

Автор очень внимательно изучил опыт и практику тогдашних епархий Русской Церкви, поскольку единообразия не существовало. И специально проштудировал ту часть, которая посвящена причащению больных — и взрослых, и младенцев.

В контексте нынешних дискуссий об обработке некоторых священных предметов дезинфицирующими средствами и в целом относительно жизни прихода в момент эпидемии, эта часть книги особенно интересна.

Эпидемии и заразные болезни: как причащали священники в XIX веке?

Вот самые актуальные, с нашей точки зрения, отрывки из основного текста книги и примечаний к ним. Для удобства читателей даны поясняющие заголовки от редакции, а из отрывков убраны многочисленные выделения полужирным шрифтом и те ссылки, которые не относятся непосредственно к теме.

Очистка лжицы для причастия

Этим же куском обтереть и уста причастника. Если больных будет несколько, то при причащении каждого из них следует наблюдать ту же предосторожность, имея для каждого больного особый кусок холста. По окончании литургии следует сжечь этот бывший в употреблении кусок, а пепел ссыпать под св. престолом, или в реку.

Отдельное причащение больных, протирание лжицы после каждого; использование отдельного плата (на примере причащения детей)

Харьковской Дух. Консисторией в 1879 г. было предписано всем священникам епархии: во все время существования в их приходах эпидемических болезней служить литургии и в будние дни, по крайней мере два раза в неделю, для приобщения именно больных детей, заблаговременно давая знать о том прихожанам чрез сельское начальство и наблюдать, чтобы дети, страдающие дифтеритом, оспой и т. п., были приобщаемы после здоровых, с употреблением при этом отдельного плата.

Спор об отдельных сосудах при причащении больных в Русской Церкви

Но Донской Духовной Консисторией в 1888 г. было объявлено священнослужителям епархии, чтобы они не допускали дифтеритных больных к причастию св. Таин из одного и того же сосуда и лжицы, из которых причащаются здоровые.

Ставропольское епархиальное начальство в 1889 г. хотя и рекомендовало местному духовенству приходов, зараженных эпидемическими болезнями (при возможно частом служении Божественной литургии в будние дни, дабы прихожане по возможности приносили больных детей для причащения св. Таин именно в эти дни), употреблять (в указанные дни) нарочито назначенный потир с лжицею и ковшом для запивки (а для отирания уст-всякий раз новые платки или полотно, сожигая установленным церковным порядком бывшие в употреблении); но в 1896 г. тем же епархиальным начальством было предписано духовенству епархии, чтобы священники, по получении от полиции уведомления о существовании в селе эпидемии (совершая для причащения дифтеритных детей особые литургии, до двух раз в неделю, как это возможно, а в Великий пост причащая здоровых детей в субботу, а больных в воскресенье), употребляли для отирания больных детей, при их причащении, только особый плат.

Полтавским же Е. Н. в 1891 г., по поводу распространения между населением заражения дифтеритом, было предписано духовенству к точному и непременному исполнению: дифтеритных детей, а также и возрастных допускать к приобщению св. Таин в церкви после здоровых, имея притом для первых особую лжицу и особый холщевый плат, сожигая последний в алтаре, а лжицу сухо отирать также особым платом.

Причащение больных дома из отдельных сосудов. Очистка этих сосудов

По предписанию Донской Духовной Консистории, больных заразительными болезнями от семилетнего возраста и выше должно причащать преимущественно в домах запасными св. Дарами, по возможности из особых сосудов, которые необходимо тщательно омывать чистою водою и отирать особыми платами из белого чистого холста.

Регулярность причащения больных

По мнению одних, так как в древней Церкви непосредственно после литургии св. причастие разносилось всем больным, то и в настоящее время вполне одобрителен и везде принят обычай, по которому священник в полном священническом облачении с потиром в руках отправляется из храма в дом для причащения больного, но, по мнению других, в виду того, что такое причащение больных неудобно, не безопасно и в необразованном народе может поселить превратное представление о важности и значении запасных Даров указанный обычай должен быть допускаем только в исключительных случаях.

Меры предосторожности священника на случай посещения больного инфекционным заболеванием

(Из примечания к главе «Исповедь и причащение больных") При посещении заразительных больных, необходимо иметь в виду следующие меры предосторожности: а) Если случится идти к такому больному пешком, то не надо слишком торопиться, чтобы не устать и, главное, не вызвать в себе испарины, так как утомленный и разгоряченный организм (при открытых порах кожи) становится восприимчивее к заразному яду. 2) Сидя или стоя у постели больного, надо остерегаться, чтоб дыхание больного не направлялось прямо на посетителя; при этом не следует прикасаться к белью, подушке и одеялу, а тем более к телу больного, или сидеть у самого изголовья постели, особенно же на мягкой мебели, стоящей вблизи больного; безопаснее сидеть на деревянной мебели, потому что в мягкую мебель легче впитываются заразные миазмы. 3) Не следует, находясь у больного, глотать свою слюну (надо выплевывать ее), а равно пить и есть что-либо, так как слизистая оболочка в полости рта очень восприимчива к заразному яду, который вместе с слюной и пищей легко может перейти в кровь и заразить ее. В предупреждение этого, рекомендуется пред отходом к больному, а равно и по приходе от него, выполоскать рот обыкновенным уксусом и окурить им (наливая его на горячий кирпич) свое платье. Некоторые же советуют еще, в подобного рода случаях, иметь с собою ягоды можжевельника и жевать их, только не глотая. 4) После посещения больного, следует быть, не менее четверти часа, на свежем воздухе, переменить белье с одеждою, умыться и вдруг после этого не принимать пищи. 5) Наконец, вообще во время эпидемии, надобно вести жизнь умеренную и правильную, хотя и не следует слишком отступать от обыкновенного образа жизни. В особенности надо избегать: бессонных ночей, неумеренности в употреблении спиртных напитков, а равно—гнева, запальчивости и, вообще, раздражительности. (. ) Само собою разумеется, что, в случае появления заразной болезни в семье священника, последнему следует принять против занесения им заразы в среду пасомых надлежащие меры, выбор которых зависит от тех, чисто местных обстоятельств и условий, определить и предусмотреть которые заранее не представляется возможным (см. Ц. В. 1902, 47).

(Далее в примечаниях следует обширное разъяснение о причащении больного священника на дому - Прим. ред.)

Эпидемии и пандемии сопровождают человечество, в частности Российское государство, на протяжении всей истории. Многие наши предки жили в постоянном напряженном ожидании чего-то страшного, и спасения от новых болезней не было. Единственным избавлением для людей становились ограничительные меры — карантины. Закрытие городов, мест массового посещения, удержание торгующих судов в порту и в том числе закрытие храмов — это те меры, которые были выработаны за всю нашу многовековую историю. Позже были изобретены вакцины, позволившие человечеству выработать иммунитет ко многим болезням. Но история Руси не так хорошо известна и популярна, как например история Европы. Все знают про европейскую черную смерть, но мало кто знает про русскую. Возможно, именно от этого возникают различные фальсификации и выдумки среди православного народа. Для прояснения некоторых из них обратимся к первому тезису, разделяемому многими иерархами и священниками Русской Православной Церкви.

Православные не болеют

Отметим, что в XIX веке, когда в России холера появилась в первый раз, и о ней еще никто ничего не знал, церковные иерархи, такие как свят. Филарет (Дроздов), свят. Филарет (Амфитеатров), архиеп. Аркадий (Федоров), предписывали в обязанность всем священникам своих епархий убеждение через проповеди людей в заразности и серьезности заболевания (подробнее об этом можно прочесть в статье свящ. Ильи Письменюка Русская Церковь в период эпидемий: исторический очерк / Официальный сайт Московского Патриархата ), ведь люди как обычно искали виноватых, строили теории заговоров и т.д. Сейчас мы подобных мер или хотя бы рекомендаций от преосвященных, мягко говоря не наблюдаем, но наоборот — некоторые епископы стали оплотом диссидентства по отношению к новой болезни.

В тезисе о том, что православные люди, священники и в особенности святые люди не болеют и не умирают от эпидемий, есть еще один серьезный подводный камень. Дело в том, что историю пишут живые, а не умершие. Можно написать о подвигах Александра Македонского, но кто теперь опишет доблесть солдат покоренной им Персидской державы? Когда в православной Византии или на Руси вымирали целые города вместе со всеми священниками и монахами и ворота города закрывались тремя-пятью выжившими горожанами, то некому было описать геройств тех, кто самоотверженно боролся за жизни других, ибо эпидемия забирала всех без разбора. Святым можно назвать того, о ком хоть что-то известно, но если вымер целый город, то откуда узнать о примерах святой жизни и поступков. Получается, что если монах жил свято и выжил он, и его ученики, то было кому описать его жизнь; но если монах жил свято и умер от эпидемии вместе со всеми, кто его знал?

Далее мы покажем, что история знает примеры смертей от эпидемий не только рядовых священников и монахов, но и святых людей.

Юстинианова чума

Эпидемии свирепствовали десятилетиями и столетиями во всем мире и забирали миллионы жизней, а некоторые болезни сопровождали нас на всем протяжении человеческой истории.

Пандемия уравняла всех, умирали горожане, закрывались пустые монастыри, умирали короли и святые (в том числе король валлийского королевства Гвинед Майлгун и святой Финниан Клонардский, основоположник ирландского монашества). Византийцы в течение десятилетий целыми поколениями рождались и умирали при чуме. В итоге, в Константинополе погибло 66% населения, а в мире — до 100 млн человек, что для тех времен просто колоссальная цифра — погибло около трети населения планеты.

Чума на Руси

К сожалению, православную Русь чума тоже не обошла стороной. В 1352 г. на Руси впервые появилась чума в г. Пскове, и число умерших превышало все мыслимые пределы (в один гроб клали по 3-5 трупов). Тогда псковичи позвали к себе Новгородского архиепископа Василия Калику, который не побоялся, приехал и, с молитвой о прекращении болезни обойдя крестным ходом город, умер…

Может ли кто-то дерзновенно заявить, что святитель был наказан за грехи? Господь попустил святому умереть от болезни и мало того — он попустил святителю стать после смерти причиной заражения и смерти многих других людей: ведь когда его тело привезли в главный храм Новгорода — Софийский собор, и выставили для отпевания и прощания, в городе случилась вспышка эпидемии, которая стала причиной многих смертей и продолжила свое распространение в другие города (Ладога, Суздаль, Чернигов, Киев, Москва). В 1387 г. чума полностью уничтожила население Смоленска, в котором осталось пять выживших человек, которые закрыли за собой городские ворота и ушли.

Пример данного святителя не единичен. В 1353 г. от чумы скончался еще один святой, предстоятель Русской Церкви, митрополит Киевский и всея Руси Феогност, чья добродетельная жизнь тоже хорошо известна, а в 1430 г. от нее же умер самый известный и почитаемый русский иконописец — святой Андрей Рублев. Из известных святых, скончавшихся во время эпидемий, еще можно выделить историка церкви, святителя Филарета (Гумилевского), который во время холерной эпидемии 1866 г. предпринял объезд Черниговской епархии, чтобы ободрить павших духом прихожан. В пути сам заболел холерой и скончался.

Чума то исчезала, то появлялась, но в 1770 г. она вспыхнула в России с новой силой. Знатные люди, генерал-губернатор, гражданский губернатор и обер-полицмейстер бежали из Москвы, а оставшиеся горожане обезумели от страха, ведь в день умирало более 1000 человек, полиции не было, трупы никто не убирал.

Многое пытался сделать для ограничения распространения болезни Московский архиепископ Амвросий. Священникам запрещалось касаться больных, принимая исповедь и причащая их только через окна или двери, детей при крещении нельзя было брать в руки, запрещено было отпевать мертвых.

Упрямая статистика показывает, что при любой эпидемии в Европе или в России умирали в наибольшем количестве представители двух профессий — врачи и священники, так как им приходилось больше всего контактировать с зараженными людьми. И те, и другие искренне считали, что Бог их защитит, от всего сердца молились, искренне верили в примеры из житий святых, которых Бог хранил, но статистика вещь упрямая, а вирусы довольно глупы и не выбирают, кого заражать, а кого нет, садятся на того, кто с ними контактирует.

Кроме того, что эпидемии поражали не самых грешных людей, а всех подряд, надо отметить, что то же самое можно сказать и про зону поражения. Болезням подвергались не Содомы, а любые приграничные города, которые вели торговлю и принимали у себя купцов — Псков, Новгород Смоленск, Киев. Они страдали не за грехи, а из-за того, что были открыты миру и вели торговлю с другими городами и странами.

Читайте также: