Тема урока вирусные заболевания

Обновлено: 11.05.2024

Цель: сформировать знания о вирусах как неклеточной форме жизни, их строении, особенностях жизнедеятельности, профилактике и мерах борьбы с вирусами возбудителями болезней растений, животных и человека.

1. Организационный момент

2. Изучение новой темы

1) Слово учителя:

– Сегодня на уроке мы заглянем в мир одних из самых загадочных и удивительных живых организмов на Земле – вирусов. Но для начала давайте выясним, что вам о них уже известно. Давайте запишем на доске все то, что вы уже о них знаете. ( идет запись на доске высказываний учащихся).

Вирусы – неклеточная форма жизни.
Вирусы – паразиты
Вирусы – невидимы
Вызывают заболевания:
Вирусы – живые

2) История открытия вирусов. Слайды 3-8

Строение вирусов. В 1887 г. в Крыму плантации табака поразила неизвестная болезнь: листья растений покрывались сложным абстрактным рисунком, растекавшимся по листу, словно краска, переливающаяся с одного листа на другой, от одного растения к другому.
Сельское хозяйство несло большие убытки
На место происшествия был направлен выпускник Санкт-Петербургского университета Д.И. Ивановский. Молодой ученый решил выяснить, какая бактерия вызывает болезнь табака. Надо отметить, что расцвет микробиологии пришелся на конец XIХ столетия. Микроскоп есть, методы приготовления и окраски препаратов известны. Стало быть, доказать микробную природу поражения будет нетрудно. Однако задача оказалась весьма не простой.

Просмотр огромного количества препаратов, приготовленных из экстрактов больных листьев, не принес удачи. Не удалось получить ответ на вопрос: есть ли микробы в экстрактах из пораженных листьев? В то же время при заражении здоровых листьев соком из больных (инъекции в толщу здоровых листьев) результат был всегда одинаковым: здоровые листья заболевали через 10–15 дней. Это напоминало инкубационный период, свойственный любой инфекции, в течение которого микробы, размножаясь, проникают внутрь организма и вызывают заболевание. Но прямого доказательства не было.

Однако вирусы по-прежнему оставались неуловимыми и загадочными, ведь они крайне малы, их невозможно увидеть в световом микроскопе. Вот и получилось, что вирусы стали одними из первых биологических объектов, исследованных с помощью электронного микроскопа после его изобретения в 30-х гг. ушедшего столетия.

3) Строение вирусов. Слайды 10-14

Вирусы устроены довольно просто. Самые простые состоят из нуклеиновых кислот и белков. Генетический аппарат вирусов представлен различными формами нуклеиновых кислот, такого разнообразия нет у других форм жизни. Как известно, у растений и животных генетический аппарат состоит из двухнитчатой ДНК, а РНК, выполняющая роль переносчика информации, всегда однонитчатая. У вирусов же природа будто бы опробовала все возможные варианты нуклеиновых кислот: одно- и двухнитчатая РНК, одно- и двухнитчатая ДНК. При этом ДНК может быть либо линейной, либо замкнутой в кольцо.
ДНК или РНК составляют сердцевину вируса, окруженную защитной белковой оболочкой – капсидом. Полностью сформированная вирусная частица называется вирионом. Некоторые вирусы (герпеса или гриппа) имеют также липопротеидную оболочку, образующуюся из плазматической мембраны клетки-хозяина. Вирусы, в отличие от всех остальных организмов, не имеют клеточного строения.
Оболочка вируса часто может быть построена из повторяющихся идентичных субъединиц – капсомеров. Из них образуются структуры с высокой степенью симметрии. Эти структуры и способны кристаллизоваться, что и обнаружил Д.И. Ивановский. Это свойство вирусов использовали для изучения их строения методами кристаллографии, основанными на применении рентгеновских лучей, и электронной микроскопии.

4) Жизнедеятельность вирусов. Слайды 16-17

  1. Вирусная нуклеиновая кислота размножается путем репликации
  2. Синтезируются белки капсида
  3. Происходит сборка вириона ( формирование вирусной частицы)

В результате в одной клетке образуется большое количество вирусных частиц, а клетки хозяина погибают. Возникает инфекционный процесс.

5) История болезни (рассказ об инфекционном заболевании – гриппе)

3. Викторина (проводится с учащимися класса)

А) Грипп – это воздушно-капельная инфекция?
Б) Во время болезни можно посещать школу?
В) Можно ли применять антибиотики для лечения гриппа?
Г) Нужно ли носить ватно-марлевую повязку во время эпидемии гриппа?
Д) Нужно ли укреплять иммунную систему?
Е) Что такое иммунитет?
Ж) Назовите примеры закаливания человека?
З) Нужно ли делать предупредительные прививки во время гриппа?
И) В каких продуктах питания содержится много витамина С?
К) Почему в эпидемию гриппа нужно есть много чеснока и лука?

На каждую парту (на двоих учеников) дается марля, вата, ножницы. Первые три пары по изготовлению повязки будут являться победителями конкурса.

5. Закрепление

6. Подведение итогов урока (выводы)

  1. Единство химического состава
  2. Обмен веществ и энергии
  3. Способность к самовоспроизведению
  4. Наследственность
  5. Изменчивость
  6. Способность к росту и развитию
  7. Раздражимость
  8. Авторегуляция
  1. Химический состав представлен только органическими веществами, а такие важные неорганические компоненты, как вода и минеральные соли, отсутствуют
  2. Вирусы не вырабатывают энергии, не потребляют пищи
  3. Вирусы не растут и не имеют обмена веществ
  1. Воспроизводить себе подобных
  2. Обладают наследственностью и изменчивостью

– Какой вывод можно сделать, вирусы – живые или неживые организмы?

  1. Могут существовать только как внутриклеточные паразиты и не могут размножаться вне клеток тех организмов, в которых паразитируют
  2. Содержат лишь один из типов нуклеиновых кислот – либо ДНК, либо РНК
  3. Для размножения нужна только нуклеиновая кислота
  4. Не имеют собственных систем метаболизма

Посмотрим на доску и проверим, все ли наши предварительные высказывания о вирусах были верными?

Проверяем высказывания, дополняем их и записываем в тетрадь.

7. Домашнее задание:

Конспект занятия "Вирусные инфекционные заболевания" содержит описание опасных вирусных заболеваний человека и основные меры профилактики и лечения этих болезней.

ВложениеРазмер
ekologiya_chel._zanyatie_16._virusnye_zabolevaniya.doc 84 КБ

Предварительный просмотр:

Цель занятия: познакомить обучающихся с наиболее опасными вирусными заболеваниями.

  1. ознакомление обучающихся со следующими понятиями: вирус, инфекция, возбудитель инфекции, эпидемия, пандемия, профилактика;
  2. формирование навыков работы с информацией;
  3. воспитание интереса к формированию навыков здорового образа жизни.
  1. тетради, ручки;
  2. ноутбук, проектор;
  3. электронная презентация по теме занятия.

1. Организационная часть занятия. Приветствие.

2. Основная часть занятия.

Теоретическая часть занятия

В 1892 году русский ученый Д.И. Ивановский описал необычные свойства возбудителя болезни растения табак - табачной мозаики. Возбудитель этого заболевания проходил через бактериальные фильтры, заражая здоровые растения. Позже обнаружили, что возбудитель ящура – болезни домашнего скота – также проходит через бактериальные фильтры. В 1917 году был открыт вирус, поражающий бактерии - бактериофаг. Эти открытия положили начало новой науке вирусологии.

Вирусы не имеют клеточного строения, имеют размеры от 20 до 300 нм. В среднем они в 50 раз меньше бактерий, и увидеть их можно только в электронный микроскоп. Устроены вирусы очень просто. Они состоят из фрагмента генетического материала: молекулы ДНК или РНК (сердцевина вируса), и защитной белковой оболочки – капсида.

Вирусы – это внутриклеточные паразиты и вне живой клетки они не проявляют никаких свойств живого. У вирусов отсутствует собственная система обмена веществ и энергии, они не потребляют пищу и не размножаются вне тела хозяина. Многие из них во внешней среде имеют форму кристаллов. Проникнув в живую клетку, вирус изменяет в ней обмен веществ, направляя ее деятельность на синтез вирусной нуклеиновой кислоты и вирусных белков. В клетке накапливается огромное количество вирусных частиц. В конечном итоге клетка гибнет, оболочка ее лопается, вирусы выходят наружу. Иногда вирусы выделяются из клетки постепенно, по одному, и зараженная клетка живет долго. Каждый вирус обладает специфичностью (специализацией). Вирус гепатита проникает и размножается только в клетках печени, вирус гриппа – в клетках эпителия верхних дыхательных путей, вирус СПИДа поражает лейкоциты (Т-лимфоциты), отвечающие за иммунитет. Молекула ДНК вирусов может встраиваться в хромосомы клетки хозяина и существовать в таком виде, являясь как бы дополнительным геном. В таком виде вирус может не проявлять себя очень долго. Однако, рано или поздно вирусы приводят к нарушению нормальных процессов жизнедеятельности клетки или даже ее гибели. Поэтому свое название вирусы получили от латинского слова virus – яд. Ученые называют вирусы паразитами на генетическом уровне.

Вирусы являются возбудителями большого числа заболеваний растений, животных и человека. У животных вирусы вызывают ящур крупного рогатого скота, птичий грипп, инфекционную анемию лошадей, коровье бешенство. К известным вирусным заболеваниям человека относят: грипп, оспу, корь, краснуху, полиомиелит, бешенство, ВИЧ, гепатит и др.

Древние индийские и китайские рукописи повествуют о страшных эпидемиях черной, или натуральной, оспы. У заболевшего человека начинается жар, головная боль, общая слабость. Через 3-4 дня все тело покрывалось наполненными жидкостью пузырьками (оспинами). Болезнь тянулась около двух недель, около 40% заболевших погибало. Тяжелее всего болели дети. У переболевших на месте оспин образовывались рубцы (рябины). Иногда оспины высыпали на глазах, что приводило к слепоте.

Бывало так, что оспа лишала зрения и обезображивала внешний облик населения целых стран. Когда оспа уродовала весь народ в стране, особенно ценилась красота женщин, избежавших заболеваний оспой. Согласно древним армянским верованиям, Луна раньше ходила по небу днем, со своим братом Солнцем. Но Луна заболела оспой и, стыдясь покрывших лицо шрамов, показывается теперь только ночью, под покровом темноты.

В Европу оспа попала позже, чем на Восток, - в эпоху средневековья. Впервые попадая в новые страны, эта болезнь бушевала с особенной силой. В Исландии в 1707 году от оспы погибло более двух третей населения.

Особенно опасна оспа для людей с нулевой группой крови (в русской системе обозначений это первая группа крови). Когда оспа попала в Америку, где у коренного населения индейцев преобладала эта группа крови, началось массовое вымирание целых племен. Описан случай, когда в индейском поселении после эпидемии оспы из тысячи жителей выжили только четверо индейцев. Когда был найден способ борьбы с оспой, индейцы преподнесли англичанину Эдварду Дженеру за разработку вакцины почетный пояс.

В 1796 году Дженнер своим методом оспопрививания (вакцинации) положил начало борьбе с этим недугом.

В 1967 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) начала компанию борьбы за окончательную ликвидацию оспы во всем мире. В 1980 году ВОЗ объявила, что оспа побеждена во всем мире окончательно. Возбудитель оспы продолжает жить только в трех лабораториях в США, России и ЮАР.

Бешенство, или водобоязнь, - смертельная болезнь человека и животных, известная с глубокой древности. Заболевшее животное становится беспокойным, пугливым, отказывается от еды. Чаще всего носителями вируса бешенства становятся представители семейства собачьих: лисы, песцы, волки, собаки. Могут болеть еноты, летучие мыши, крысы, кошки, вороны, куры. Передается болезнь через укус или слюну больного животного. При попытке пить воду возникают судороги глотательных мышц, поэтому и появилось второе название болезни – водобоязнь. Смерть наступает через 5-6 дней после появления болезни от паралича и остановки дыхания.

Для предотвращения одной из эпизоотий в Болгарии пришлось отстрелять 200 тысяч лисиц. В старину укусы бешеных животных прижигали раскаленным железом. Помогало это редко. Первая прививка против бешенства была сделана Луи Пастером в 1885 году. Впервые в истории ребенок, сильно покусанный бешеной собакой, не заболел водобоязнью.

Даже в наше время прививки остаются единственным надежным средством против этой болезни. Заболевшего человека вылечить уже невозможно. Скрытый (инкубационный) период болезни может продолжаться от 8 дней до года. Заболевание очень опасно, поэтому при любом укусе животного необходимо промыть рану и немедленно обратиться к врачу. При укусах в голову, шею, кисти рук опасен каждый день промедления.

Впервые эпидемия болезни, напоминавшей грипп, была описана в 412 г. до н.э. Гиппократом. Признаки заболевания: насморк, кашель, покраснение глаз, повышенная температура. Необходимо помнить, что простудные заболевания могут вызывать вирусы более 200 видов, и не любое простудное заболевание считается гриппом.

Когда эпидемия гриппа переходит границы континентов и охватывает весь мир, говорят о пандемии гриппа. В ХХ столетии было три пандемии.

Почему до сих пор нет надежных прививок от гриппа? Вирус гриппа очень быстро мутирует, изменяется, эволюционирует. Только создали врачи вакцину против одной формы гриппа, как возбудитель болезни уже видоизменился.

  1. При посещении лечебно-профилактического учреждения надевать маски.
  2. Ограничить посещение массовых мероприятий.
  3. Избегать близкого контакта с людьми, которые кажутся нездоровыми.
  4. Соблюдать правила личной гигиены, чаще мыть руки, пить только кипяченую воду.
  5. Использовать защитные маски в среде кашляющих и чихающих людей.
  6. При кашле и чихании прикрывать рот и нос носовым платком.
  7. Регулярно проветривать помещения.
  8. Придерживаться здорового образа жизни, включая полноценный сон, здоровое питание и физическую активность.
  9. Принимать поливитамины и растительные препараты для укрепления иммунитета.

Многие дети болеют корью. Признаки кори – появление сыпи на лице, позже - по всему телу. У европейцев корь, как правило, заканчивалась выздоровлением. Но у американских индейцев, и в настоящее время у африканских жителей, она часто заканчивается летальным исходом, принося значительные человеческие потери.

Полиомиелитом, или детским параличом, чаще всего болеют дети. Полиомиелитом страдали в Древнем Египте, о чем свидетельствуют барельефы, на которых изображены люди, искалеченные этой болезнью. Эпидемии полиомиелита в ХХ веке искалечили десятки тысяч людей. Вакцину от полиомиелита открыли в 1957 году, она снизила уровень заболеваемости в сотни раз.

Гепатит – общее название острых и хронических воспалительных заболеваний печени. Хроническая форма гепатита может развиться самостоятельно, например, при чрезмерном употреблении спиртных напитков или лекарственных препаратов, или продолжать развитие острого гепатита (вирусный гепатит В, Д). При хроническом гепатите заболевание долгое время протекает бессимптомно.

Для гепатитов характерно стойкое увеличение печени, тупые боли в правом подреберье, непереносимость жирной пищи. При хроническом гепатите клетки печени постепенно замещаются соединительной тканью, поэтому не леченный хронический гепатит ведет к развитию цирроза печени. Пациенты, страдающие хроническим гепатитом, подвержены высокому риску развития первичного рака печени.

Хронические вирусные гепатиты В, С, Д в ряде случаев поддаются противовирусной терапии.

Симптомы гепатита: желтуха, боли в правом подреберье. Иногда начальные симптомы напоминают грипп: повышение температуры, головная боль, общее недомогание, ломота в теле.

Вирусный гепатит А хорошо поддается противовирусной терапии. Заращение гепатитом А происходит через грязную воду, немытые руки, овощи и фрукты.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Конспект урока по биологии в 10 классе

Скажи мне и я забуду.

Покажи мне, и может быть, я запомню.

Сделай меня соучастником, и я пойму.

Китайская пословица

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Форма урока: урок-исследование.

Цели урока на языке действий учащихся: Образовательные: - изучат особенности строения и жизнедеятельности вирусов, - выяснят роль вирусов в возникновении инфекционных заболеваний; - узнают о способах распространения и мерах профилактики различных вирусных заболеваний, в том числе СПИДа. Развивающие: - продолжат формирование валеологических знаний о правилах личной гигиены; - смогут проявить и закрепить навыки исследовательской и групповой работы. Воспитательные: - убедятся в необходимости ведения здорового образа жизни; - проведут самоанализ деятельности; - повысят уровень коммуникативной культуры.

1. Исследовательская работа.

3.
Верификация, т.е. сбор и анализ данных, выдвижение и проверка гипотез.

Самостоятельное исследование фактов и на основе их анализа выдвижение аргументов.
Учащиеся делятся на две группы (сторонников биологической природы вирусов и сторонников химической природы вирусов).
Первая группа: изучить состояние вируса в живом организме.
Некоторые факты.

1.
После проникновения вириона гриппа в клетку, число вирусов увеличивается каждые 6 часов в тысячу раз. Через 48 часов у человека появляются первые признаки болезни.

2.
Шаровидный вирус гриппа имеет на наружной оболочке выступающие детали — гликопротеидные шипы(N,H), которые постоянно изменяются, что затрудняет выработку лекарств.

3.
В 1957 году Гирер и Шрамм разрушили вирус табачной мозаики, выделили составные части, смешали их и получили жизнеспособное потомство. Позже ученые смешивали нуклеиновую кислоту одного вируса и белок другого, получая жизнеспособное потомство. Такого рода явления происходят в природе естественным путем.

4.
Вирусы состоят из следующих основных компонентов:1. Сердцевина - генетический материал (ДНК либо РНК), который несет информацию о нескольких типах белков, необходимых для образования нового вируса.2. Белковая оболочка, которую называют капсидом (от латинского слова капса– ящик)3. Дополнительная липопротеидная оболочка.

Вторая группа: изучить состояние вируса вне живого организма.
Некоторые факты.

1.
Д.И.Ивановский пытался вырастить возбудителя мозаичной болезни табака на искусственных питательных средах. Но серия экспериментов не дала положительных результатов.

2.
В 1935году Венделлом Стенли были получены кристаллы вируса мозаичной болезни. В такой форме вирусы способны сохраняться.


4.Построение объяснения.

Сторонники биологической природы вирусов
Вирусы способны размножаться.
Они обладают наследственностью.
Вирусы обладают изменчивостью, благодаря которой они приспосабливаются к условиям окружающей среды.
Вирусы способны скрещиваться между собой и производить жизнеспособные гибриды.
Сторонники химической природы вирусов.
Размножение вирусов невозможно вне чужой клетки.
Они образуют кристаллы — типичное вещество неживой природы.
Вирусы не растут.
Они не синтезируют собственные белки, не способны к обмену веществ.
У вирусов нет каких-либо структур, присущих обобщенной схеме клетки (или: у них нет клеточного строения).
Выводы:

-Вирусы — это субмикроскопические структуры доклеточного уровня организации.

-Вирусы сочетают в себе двойственность свойств живой и неживой природы.

-Вирусы — суперпаразиты: они могут существовать и размножаться только в клетке чужого организма.

5.Анализ хода исследования.
Класс возвращается к проведенному исследованию, анализирует его ход.

Для того чтобы продолжить исследование строения и жизнедеятельности вирусов, я предлагаю вам посмотреть презентацию.

Это действительно так. Сейчас известно около 500 вирусов, каждый из которых вызывает определенное заболевание растений, животных и человека.

Около 75% всех инфекционных заболеваний – вирусные.

4.Работа с таблицами.

Задание для учащихся. Исходя из данных таблицы, охарактеризуйте меры профилактики вирусных заболеваний.

Вирусные заболевания.


Поражаемые области тела


Микровирус одного из трёх типов А, В, С


Дыхательные пути, эпителий выстилающий трахеи и бронхи.


Убитый вирус: штамм убитого вируса должен соответствовать штамму вируса вызывающего заболевание.


Вирус натуральной оспы. ( ДНК – содержащий вирус).


Дыхательные пути, затем кожа.


Капельная инфекция (возможно контактная передача через раны).

(РНК – содержащий вирус).


Дыхательные пути от ротовой полости до бронхов, затем переход на кожу и кишечник.


Коревая краснуха


Дыхательные пути, шейные лимфатические узлы, глаза, кожа.


Самые разные вирусы.


Дыхательные пути, обычно только верхние.


Живой или инактивированный вирус вводится путём внутримышечной инъекции.


Полиомиелит


Вирус полиомиелита (РНК – содержащий).


Глотка и кишечник, затем кровь; иногда двигательные нейроны спинного мозга.


Вирус, переносимый членистоногими


Кровеносные сосуды и печень.


Переносчики – членистоногие, например клещи и комары.


Ксовирус( РНК – содержащий)


Дыхательные пути, затем инфекция распространяется по всему телу через кровь.


Капельная инфекция или контактная передача через рот с заразной слюной.


5.Задание. Из предложенных предметов выберите 3 наиболее необходимые для того, чтобы в период эпидемии не заразиться гриппом?

Витамины , марлевая повязка, мыло, носовой платок, одноразовые носовые платки , зубная щётка.

Одним из самых опасных вирусных заболеваний сегодня является СПИД. Давайте обратимся к материалам презентации.

Задание для учащихся. Меры профилактики по ходу демонстрации презентации учащиеся формулируют самостоятельно.

7.Видеофильм.

Задание для учащихся . После просмотра видеоролика учащиеся самостоятельно пытаются дать ему название и комментируют увиденное (обозначают этапы проникновения ВИЧ в клетку).

IV. Обобщение первичного закрепления и систематизации знаний.

Творческая работа учащихся по написанию синквейна .

Синквейн – это особая краткая запись основной обсуждаемой проблемы с учетом ряда требований.

Правила написания синквейна (на доске):

В синквейне 5 строк:

1.
понятие (одно слово)

2.
прилагательные (два слова)

3.
глаголы (три слова)

4.
предложение (из четырех слов)

5.
существительное (одно слово)


Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение – иметь смысловой характер.

Пример синквейна по данной теме (на доске):

2. Опасный, смертельный.

3. Калечит, уродует, разрушает.

4. Чаще распространяется из–за невежества.

Каждая группа пишет свой синквейн, затем представители зачитывают варианты.

V.Итоги урока. Рефлексия.

Моя работа на уроке

Вопрос учащимся: Какая информация сегодня была для вас наиболее важной?

Оценивание деятельности учащихся учитель проводит совместно с учениками на основании результатов групповой и индивидуальной деятельности.

VI.Определение домашнего задания и инструктажа по его выполнению.

Самоанализ урока

Предмет, класс: общая биология (базовый уровень), 10класс (социально-экономический)

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Форма урока: урок-исследование.

Тема метапредметного учебного занятия : знание и информация.

В начале урока на организационном этапе ученикам сообщается тема урока и порядок организации учебной деятельности. Цели урока формулируютсяучителем совместно с учащимися, что способствует формированию ценностно- смысловых компетенций.В течение урока ученики изучают особенности строения и жизнедеятельности вирусов, их роль в возникновении инфекционных заболеваний; продолжают формирование валеологических знаний о правилах личной гигиены и профилактики инфекционных заболеваний , в том числе и СПИДа; проявляют и закрепляют навыки исследовательской и групповой работы, самоанализа, повышают уровень коммуникативной культуры.

На следующих этапах урока использованы такие виды и формы учебной деятельности, как работа с дидактическим материалом (таблицы), просмотр презентаций и видеоролика, решение проблемного вопроса, составление синквейна, которые, чередуясь, позволяют поддерживать работоспособность учащихся на высоком уровне, не приводя к утомлению. Учащиеся работают индивидуально, фронтально, в группах. Все этапы урока взаимосвязаны и логично следуют друг за другом.Темп и плотность урока поддерживаются на высоком уровне в связи с достаточно хорошим уровнем знаний и умений учащихся, их интеллектуальными возможностями.

По ходу урока используется большое количество наглядных пособий и материалов, ТСО, что повышает интерес и мотивацию к учению. В конце урока при рефлексии и оценивании деятельности учащихся используются элементы самоконтроля и самоанализа. Домашнее задание носит закрепительный характер, но в то же время имеет дифференцированный подход.

Анализ активности и работоспособности учащихся, умения организовать работу,целесообразности распределения времени по этапам урока, успешности овладения учащимися материала урока, достижения целей урока. Успехи и недостатки урока, их причины.

Самоанализ урока

Предмет, класс: общая биология (базовый уровень), 10класс (социально-экономический)

Тип урока: урок формирования новых знаний. Форма урока: урок-исследование. Тип и форма урока я выбрала исходя из особенностей учащихся данного класса. Их достаточно высокий уровень интеллектуальных способностей позволяет применять в этом классе исследовательские формы работы. Они быстро входят в рабочий ритм, поэтому организационный этап всегда проходит чётко и быстро. Эти ученики любят решать проблемные задачи, что позволяет часто использовать методику проблемного обучения. Серьёзное отношение к учебной деятельности и их высокая работоспособность позволяет постоянно использовать дополнительный учебный материал. Кроме того, несколько учащихся данного класса нацелены на сдачу ЕГЭ по биологии, что требует дифференцированного подхода с моей стороны. На данном уроке эти учащиеся были руководителями групп, а в конце урока при определении домашнего задания получили дополнительные задания.

Образовательные: - изучат особенности строения и жизнедеятельности вирусов, - выяснят роль вирусов в возникновении инфекционных заболеваний; - узнают о способах распространения и мерах профилактики различных вирусных заболеваний, в том числе СПИДа. Развивающие: - продолжат формирование валеологических знаний о правилах личной гигиены; - смогут проявить и закрепить навыки исследовательской и групповой работы.Воспитательные: - убедятся в необходимости ведения здорового образа жизни; - проведут самоанализ деятельности; - повысят уровень коммуникативной культуры.

Постановка данных целей совместно с учащимися способствует формированию ценностно-смысловых компетенций.

На втором этапе актуализации знаний проверка проводилась в форме терминологического мини-экзамена, который позволяет в быстрой и эффективной форме опросить всех учащихся класса, при этом используются элементы взаимопомощи и соревновательности.

На следующих этапах урока использованы такие виды и формы учебной деятельности, как работа с дидактическим материалом (таблицы), просмотр презентаций и видеоролика, решение проблемного вопроса, составление синквейна, которые, чередуясь, позволяют поддерживать работоспособность учащихся на высоком уровне, не приводя к утомлению.

По ходу урока используется большое количество наглядных пособий и материалов, ТСО, что повышает интерес и мотивацию к учению. В конце урока при рефлексии и оценивании деятельности учащихся используются элементы самоконтроля и самоанализа. Домашнее задание носит закрепительный характер, но в то же время имеет дифференцированный подход.

Особую роль с позиций здоровьесберегающих технологий играет использование на уроке физкультминутки, смена видов учебной деятельности, чередование способов преподавания, наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и ЗОЖ, связь содержания урока с жизнью, создание дружелюбной психологической атмосферы. Всё это способствует формированию компетенций личностного самосовершенствования. Активность учеников на уроке была достаточно высокой, что свидетельствует об отсутствии утомления, а это является необходимым условием здоровьесберегающих уроков.

Темп и плотность урока поддерживались на высоком уровне в связи с достаточно хорошим уровнем знаний и умений учащихся, их интеллектуальными и психологическими возможностями. Структура урока, на мой взгляд, оптимальна, соответствует теме и поставленным целям. Результатами работы явилось то, что учащиеся в процессе исследовательской групповой работы изучили материал о вирусах как источнике опасности для здоровья, сами формулировали меры профилактики вирусных заболеваний, особенно СПИДа, что очень актуально на сегодняшний день, хорошо взаимодействовали друг с другом. Поэтому, исходя из результатов, я могу сделать вывод о том, что цели урока достигнуты.

Для лечения и профилактики вирусных инфекций сейчас используют ряд специальных веществ. Широко применяется белок интерферон, который вырабатывается клетками в случае их инфицирования вирусом и препятствует заражению новых клеток. Для борьбы с вирусными заболеваниями человека используют человеческий интерферон. Его получают или заражая клетки человека в культуре, или генно-инженерным путем (в этом случае ген интерферона встраивается в геном бактерии и начинает его производить).

Используют также специальные препараты, которые предотвращают размножение вирусов. Так, ацикловир встраивается в вирусную нуклеиновую кислоту и нарушает ее функции.

1. Живое лекарство (бактериофаг) – видео. Строение бактериофага

Наиболее сложное строение имеют вирусы бактерий – бактериофаги. Большинство бактериофагов имеют булавовидную форму и состоят из головки и хвостика.

Головка включает белковый капсид и заключённую в него нуклеиновую кислоту. В состав хвостового отростка входят полый стержень, покрытый чехлом из сократительных белков (способных сокращаться наподобие мышц), и пластинка, на которой располагаются по шесть коротких шипов и длинных отростков – нитей.

Работа с учебником, с.43

Три пути протекания вирусных инфекций (самостоятельно).

Топ – 9 самых опасных вирусных заболеваний:

9. Ветряная оспа

Возбудителем ветряной оспы является видимый в обычный световой микроскоп вирус крупных размеров, который с 3—4-го дня обнаруживается в содержимом оспенных пузырьков. Вирус ветряной оспы нестоек во внешней среде — он быстро погибает при воздействии солнечного света, нагревании, ультрафиолетовом облучении .

Вне организма, на открытом воздухе выживаемость вируса примерно 10 минут.

Восприимчивость к ветряной оспе уникальна — она составляет 100 %. Заразными больные ветряной оспой становятся за 20—24 ч до появления сыпи и остаются ими до 5 дня с момента регистрации последнего элемента сыпи. Человека, контактного по ветряной оспе, если заболевание не проявилось, изолируют на 21 день.

Вирус проникает в организм через слизистые оболочки верхних дыхательных путей и внедряется в эпителиальные клетки слизистой оболочки. Затем вирус проникает в кровь и фиксируется в коже, вызывая в её поверхностном слое патологический процесс: ограниченное расширение капилляров (пятно), серозный отёк ( папула ), отслоение эпидермиса ( везикула ). Из-за размножения вируса и аллергического ответа организма возникают лихорадка и другие общие неспецифические проявления инфекции.

После болезни возникает стойкий иммунитет

Инфицирование вирусом гепатита B остается глобальной проблемой здравоохранения, и, по оценкам, около 2 миллиардов людей во всем мире были инфицированы этим вирусом, более 350 миллионов людей больны.

Механизм передачи инфекции — парентеральный. Заражение происходит естественным (половой, вертикальный, бытовой) и искусственным (парентеральным) путями. Вирус присутствует в крови и различных биологических жидкостях — слюне, моче и др. Заразность вируса гепатита B превышает заразность ВИЧ в 100 раз.

Наибольшее значение раньше повсеместно имел именно

1. парентеральный путь — заражение при лечебно-диагностических манипуляциях, сопровождающихся нарушением целостности кожного или слизистого покрова через медицинский, стоматологический, маникюрный и прочий инструментарий, трансфузии крови и её препаратов.

3. При бытовом пути заражения инфицирование происходит при пользовании общими бритвами, лезвиями, маникюрными и банными принадлежностями, зубными щётками, полотенцами и т. д.

Наиболее часто вирус поражает:

  • кожу, глаза (конъюнктивит, кератит),
  • наружные половые органы

В тяжёлых случаях болезни возможно поражение центральной нервной системы с развитием менингита и энцефалита.

Развитию заболевания способствуют переохлаждение, снижение сопротивляемости организма. Возможен герпес и в жаркое время при перегревании организма.

Вирус герпеса передаётся непосредственным контактным путём, а также посредством предметов обихода. Возможна также передача инфекции воздушно-капельным путём. Герпес проникает через слизистые оболочки полости рта, верхних дыхательных путей и половых органов. Преодолев тканевые барьеры, вирус попадает в кровь и лимфу. Затем попадает в различные внутренние органы.

Вирус проникает в чувствительные нервные окончания и встраивается в генетический аппарат нервных клеток. После этого удалить вирус из организма невозможно, он останется с человеком на всю жизнь. Иммунная система реагирует на проникновение герпеса выработкой специфических антител , блокирующих циркулирующие в крови вирусные частицы. Характерно пробуждение инфекции в холодное время года, при простудных заболеваниях,

Путешественникам, посещающим регионы, где зафиксированы вспышки болезни, рекомендуется соблюдать гигиену, избегать контактов с кровью и любыми человеческими выделениями, а также выделениями приматов.

Передача вируса происходит через слизистые оболочки, а также микротравмы кожи, попадая в кровь и лимфу как животных, так и человека. Вирус не может передаваться воздушно-капельным путём.

Полагают, что вирус Эбола передаётся при контакте с жидкостями организма инфицированного животного. От человека к человеку передача может происходить через прямой контакт с кровью или биологическими жидкостями инфицированного человека (в том числе умершего или бальзамированного) или при контакте с загрязнённым медицинским оборудованием, в частности иглами и шприцами

Существует передача вируса от горилл , шимпанзе , плотоядных летучих мышей , лесных антилоп , . Важную роль в распространении инфекции играют грызуны , именно в популяциях грызунов вирус циркулирует, лишь изредка переходя на человека в результате заражения от животных.

В Кот-д’Ивуаре , Республике Конго и Габоне документально подтверждены случаи инфицирования людей вирусом Эбола в результате контакта с инфицированными шимпанзе , гориллами и лесными антилопами, как мертвыми, так и живыми.

5. Вирус денге — один из самых опасных биологических вирусов для человека, вызывающий Лихорадку денге, в тяжёлых случаях, которой смертность составляет около 50%. Болезнь характеризуется лихорадкой, интоксикацией, миалгией, артралгией, сыпью и увеличением лимфатических узлов. Встречается в основном в странах Южной и Юго-Восточной Азии, Африки, Океании и Карибского бассейна, где ежегодно заражается около 50 миллионов человек. Разносчиками вируса является больной человек, обезьяны, комары и летучие мыши.

3. Вирус бешенства — опасный вирус, вызывающий бешенство у человека и теплокровных животных, при котором происходит специфическое поражение центральной нервной системы. Эта болезнь передаётся со слюной при укусе инфицированного животного. Сопровождается повышением температуры до 37,2–37,3, плохим сном, больные становятся агрессивными, буйными, появляются галлюцинации, бред, чувство страха, вскоре наступает паралич глазных мышц, нижних конечностей, паралитические расстройства дыхания и смерть. Первые признаки болезни возникают поздно, когда в мозгу уже произошли разрушительные процессы (отёк, кровоизлияние, деградация нервных клеток), что делает лечение практически невозможным. На сегодня зафиксировано только три случая выздоровления человека без применения вакцинации, все остальные заканчивались смертью.

2. Вирус Ласса — смертельный вирус, являющийся возбудителем лихорадки Ласса у человека и приматов. Болезнь впервые была обнаружена в 1969 году в нигерийском городе Ласса. Характеризуется тяжёлым течением, поражением органов дыхания, почек, центральной нервной системы, миокардитом и геморрагическим синдромом. Встречается она преимущественно в странах Западной Африки, особенно в Сьерра-Леоне, Республике Гвинея, Нигерии и Либерии, где ежегодная заболеваемость составляет от 300 000 до 500 000 случаев, из которых 5 тыс. приводит к смерти пациента. Природным резервуаром лихорадки Ласса являются многососковые крысы.

1. Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) — самый опасный вирус человека, возбудитель ВИЧ-инфекции/СПИД, который передаётся через прямой контакт слизистых оболочек или крови с жидкостью телесного происхождения больного. В ходе ВИЧ-инфекции у одного и того же человека формируются все новые штаммы (разновидности) вируса, которые являются мутантами, совершенно разные по скорости воспроизведения, способные инициировать и убивать те или другие типы клеток. Без врачебного вмешательства средняя продолжительность жизни человека заражённого вирусом иммунодефицита составляет 9–11 лет. По данным на 2011 год, в мире за всё время ВИЧ-инфекцией заболели 60 миллионов человек, из них: 25 миллионов умерли 35 млн. продолжает жить с вирусом.

  • Гиперактивация Т-клетки - главная причина поражения иммунитета.
  • Вирус заставляет одни клетки иммунной системы действовать против других. Получив ложный сигнал активации - цитотоксические клетки убивают собственные здоровые лимфоциты.
  • Полноценный ВИЧ - специфический иммунный ответ не вырабатывается.
  • Гуморальный имунный ответ (антитела) – неэффективный (мутации).
  • Из-за высокой изменчивости (мутаций) вирус все время уходит от клеточной защиты.

Можно ли уберечь себя от Спида?

На сегодня ВИЧ-инфекция не имеет радикальных средств лечения, поэтому главным оружием в борьбе с распространением вируса является предупреждение новых случаев инфицирования. В связи с этим необходимо:

• принимать правильные относительно своего здоровья решение, пытаться противостоять таким факторам риска, как потребность экспериментировать, самоутверждаться под давлением со стороны сверстников и наркодельцов;

• избегать случайных половых контактов, потому что чем больше сексуальных партнеров, тем выше риск инфицирования. Применение презервативов значительно снижает возможность инфицирования партнера не только ВИЧ, но и возбудителями венерических заболеваний, вирусных гепатитов. Покупая презервативы, следует обращать внимание на сроки их реализации и наличие специальной смазки, что свидетельствует надпись в аннотации - против инфекционных болезней (infections diseases prevention) или АНТИСПИД.

• важно знать, что беременные BИЧ-инфицированные женщины могут предотвратить рождение больного ВИЧ-инфекцией ребенка, если они как можно раньше обратиться в женскую консультацию для проведение профилактического лечения.

подготовила учитель биологии

Белогорского района Республика Крым

Богомолова Тамара Вениаминовна

сформировать понятие о профилактике и особенностях лечения вирусных инфекций;

развивать умение логически мыслить, обобщать материал, быть внимательным, развивать память через работу с новыми понятиями, уметь сравнивать и анализировать, делать выводы, подводить итоги; работать индивидуально, в группе; работать с учебником, дополнительной научной литературой; уметь составлять мини-проекты;

воспитывать чувства ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих.

Тип урока : урок изучения и первичного закрепления новых знаний (45 мин)

  • план - схема урока с заданиями для закрепления
  • тесты
  • инструкции по профилактике вирусных инфекций

Выводы. Закрепление знаний (диагностическое тестирование с самопроверкой).

  1. Строение, хим. состав и свойства вирусов. § 30
  2. Особенности размножения вирусов. § 31
  3. Разнообразие неклеточных организмов. § 34
  4. Вирусные инфекции. § 32
  5. Профилактика и лечение вирусных инфекций. § 33

Запишите в дневник на следующий понедельник домашнее задание:

II. Повторение предыдущей темы:

1. В каких организмах паразитирует вирус?

2. Назовите самые распространенные вирусные инфекции растений, животных, человека.

3. Как передаются грипп, ОРЗ.

4. Что такое ВИЧ?

5. Что такое СПИД?

6. Как можно и как нельзя заразиться СПИДом?

III. Актуализация знаний

Комментарий учителя. Стихийным злом заболеваний на нашей планете являются вирусы. По данным Всемирной Организации ежегодно в мире только сезонным гриппом заболевают около миллиарда человек. Умирают около 3 миллионов. Как же защитить себя от вирусных инфекций?!

Ученик 1(врач): Проходите. На что жалуетесь?

Ученик 2 (пациент-больной): Сильно болит голова, чувство жжения в глазах, суставы ломит, температура 39,5.

Ученик 1(врач): кашель, насморк есть?

Ученик 2 (пациент-больной): пока нет. Доктор, что это за болезнь у меня?

Врач обращается за помощью к классу: ребята, помогите поставить диагноз!

Ученик 1(врач): У Вас грипп. Назначаю Вам постельный режим, по-больше пейте теплой жидкости: 3-и литра в день и проветривайте помещение.

Ученик2 (пациент-больной): а лекарство?

Ученик 1(врач): 3 дня постельный режим и пейте воду или компот. Через 3 дня на прием.

Ученик2 (пациент-больной): Спасибо доктор!

Ученик 1(врач): Проходите. На что жалуетесь?

Ученик 3 (больной): Насморк, кашель, температура 37,3. Доктор, что это за болезнь у меня?

Врач обращается за помощью к классу: помогите поставить диагноз!

Ученик 1(врач): У Вас ОРЗ. Постельный режим, по-больше пейте теплой жидкости 3-и литра в день и проветривайте помещение. Капли в нос – нафтизин и отвар трав с отхаркивающим действием (чабрец, мать-и-мачеха, липа, душица, девясил ).

Ученик 3 (больной): А таблетки?

Ученик 1(врач): Пока не надо! 3 дня постельный режим и пейте воду или компот. Через 3 дня на прием.

Ученик2 (пациент-больной): Спасибо доктор!

Ребята, почему доктор не назначил а/биотики? И почему нужно прийти через 3 дня на прием?

Поскольку вирусы – являются внуклеточными паразитами, то лекарств, которые бы действовали против них, не принося вреда для хозяина пока не найдено. Антибиотики тоже не помогают. Были изобретены лекарства, блокирующие на определенных этапах репродукции вирусов - антиретровирусная терапия .

Но эти препараты очень дорогие и прием длительный и строго по схеме. Однако вирусы могут изменять свой генотип, теряя или прихватывая отдельные нуклеотиды хозяина, тогда эти лекарства могут не помочь. Поэтому главным направлением антивирусной стратегии является профилактика вирусных инфекций человека.

Вспомните : Какими путями передаются вирусные инфекции? Слайд № 2

Цель нашего урока: Слайд № 3

1. Изучить средства профилактики вирусных инфекций

2. Познакомиться с механизмом создания иммунитета

3. Вспомнить виды иммунитета

4. Узнать способы лечения вирусных инфекций

IV. Изучение новой темы

Все средства профилактики можно разделить на три основных категории.

Составьте схему (стр. 201, 2-й, 3-й, 4-й абзац)

СРЕДСТВА ПРОФИЛАКТИКИ ВИРУСНЫХ ИНФЕКЦИЙ Слайд № 4

ИЗОЛЯЦИЯ ПРЕРЫВАНИЕ ИММУНИЗАЦИЯ

источников механизма передачи создание невосприимчивости

инфекций инфекции к инфекции

КАРАНТИН РЕСПИРАТОРЫ ПРИВИВКИ

Давайте вспомним виды иммунитета: Иммунитет Слайд № 5

Естесственный Искусственный Гуморальный Клеточный

Перенесенное Вакцина Интерферон Лимфоциты

Заболевание Сыворотка с а/т Лизоцим Макрофаги

ЗАДАНИЕ: В плане- схеме вставьте пропущенные виды иммунитета. (2 мин.)

Механизм создания иммунитета к вирусным инфекциям человека. (стр. 201 )

1-й этап: распознавание антигенов (чужеродных белков) вируса В-лимфоцитами человека или Т-лимфоцитами

2-й этап: В-лимфоциты или Т-лимфоциты вырабатывают антитела (иммуноглобулины – спец. белки), кот. дезактивизируют антигены вируса

3-й этап: вырабатывается иммунная память антител против антигенов. То есть при повторном попадании в организм этого же вируса быстро образуется большое количество антител.

То есть что вырабатывается в организме? (гуморальный иммунитет)

При введении вакцины механизм тот же, что и при поступлении вируса естественным путем.

Итак, изобретение вакцин и проведение прививок резко снизило заболеваемость многими тяжелыми вирусными инфекциями.

Заболевания, против которых делают прививки:

  • Корь - Коклюш
  • Краснуха - Туберкулез
  • Свинка(паратит) - Столбняк
  • Полиомиелит - Дифтерия
  • Оспа (в последнее время не проводят)
  • Бешенство
  • Гепатита В

Виды вакцин Слайд № 11 Нет в учебнике. Запишите в плане-схеме.

Все вакцины можно условно разделить на четыре группы:

  • Живые вакцины . Они содержат ослабленный живой микроорганизм. Примером могут служить вакцины против полиомиелита, кори, свинки, краснухи или туберкулеза.
  • Инактивированные вакцины . Содержат либо убитый целый микроорганизм (вакцины против коклюша, бешенства и вирусного гепатита А), либо компоненты клеточной стенки или других частей возбудителя (вакцины против коклюша и менингококковой инфекции).
  • Анатоксины . Вакцины, содержащие инактивированный токсин (яд), который вырабатывают бактерии. Примером могут служить вакцины против дифтерии и столбняка.
  • Биосинтетические вакцины . Вакцины, полученные методами генной инженерии. Примером может служить вакцина против вирусного гепатита B.

Составьте схему: Лечение Слайд № 12

Интерферон Ингибиторы Сыворотка с готовыми а/т

В 1957 г. сотрудники Лондонского национального института вирусологи англичанин А. Айзек и швейцарец Дж. Линдеман случайно во время опытов открыли интерферон. Исследователи столкнулись с непонятным явлением: мыши, которых заражали определенными вирусами, не заболевали. Поиски причин этого явления показали, что мыши, не поддавшиеся заражению вирусами, в момент заражения уже болели другой вирусной инфекцией. Таким образом, выяснилось, что в организме мышей один из вирусов препятствует размножению другого. Это явление антагонизма вирусов назвали интерференцией (помеха, препятствие, англ.), данное явление встречается при введении в организм двух вирусов одновременно или с интервалом не более 24 часов.

Классификация Слайд № 13 - 15

Интерферон – это белок, выделяемых клетками организма в ответ на вторжение вируса .

Интерфероны человека подразделяют на группы в зависимости от типа клеток, в которых они образуются: α, β и γ.

Человеческий Человеческий Человеческий

интерферон-α интерферон –β интерферон-γ

Ингибиторы - ( лат. inhibere — задерживать) — вещество, замедляющее или предотвращающее течение какого-либо процесса.

Основные этапы репликации вируса гриппа (стр. 204, рис. 33.4) Ознакомиться (не для запоминания).

Флешанимация: Вирус СПИДа. Механизм размножения ВИЧ Слайд № 16

V. Закрепление изученного материал: диагностическое тестирование .

Самопроверка (Слайд 26)

  • Лекарств, убивающих вирусы, еще не изобрели, поэтому самым эффективным способом

Защиты от вирусов является профилактика ;

ИЗОЛЯЦИЯисточников инфекции (карантин)

ПРЕРЫВАНИЕ механизма передачи инфекции (респираторы, уничтожение переносчиков)

ИММУНИЗАЦИЯ населения (прививки)

  • Иммунная система вырабатывает антитела нейтрализующие антигены вирусов
  • Иммунитет бывает врожденным и приобретенным.
  • Приобретенный – в результате перенесенного заболевания (естественный) или вакцинации (искусственный).
  • Врожденный - под действием интерферона или антител Т-лимфоцитов.
  • Для лечения используются ингибиторы, блокирующие отдельные этапы репродукции вирусов.

Выставление оценок: 12 баллов – выступающим. Устные ответы. За тесты: ?

VIII. Домашнее задание: (Слайд 26)

Используемые учебники и учебные пособия:

Биология: 10 кл.: Учебн. для общеобразоват. учеб. заведений: уровень стандарта, академический уровень / П.Г.Балан, Ю.Г.Вервес, В.П.Полищук; пер. с укр. – К.: Генеза, 2010. – 304 с.: илл.

Используемая методическая литература:

1) Я познаю мир: Генетика: Энцикл. / Д.А. Шитиков.– М.: ООО “Изд. Астрель”, 2004. – 398 с.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Пути передачи инфекции

Цель урока: 1. Изучить средства профилактики вирусных инфекций 2. Узнать механизмы создания иммунитета 3. Вспомнить виды иммунитета 4. Познакомиться со способами лечения вирусных инфекций

СРЕДСТВА ПРОФИЛАКТИКИ ИЗОЛЯЦИЯ ИСТОЧНИКОВ ИНФЕКЦИИ КАРАНТИН ИММУНИЗАЦИЯ ПРИВИВКИ ПРЕРЫВАНИЕ МЕХАНИЗМА ПЕРЕДАЧИ ИНФЕКЦИИ: РЕСПИРАТОРЫ УНИЧТОЖЕНИЕ ПЕРЕНОСЧИКОВ ИНФЕКЦИИ

Иммунитет ЕСТЕССТВЕННЫЙ ПЕРЕНЕСЁННОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ ИСКУССТВЕННЫЙ ВАКЦИНА СЫВОРОТКА с а/т ВРОЖДЕННЫЙ НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЙ ГУМОРАЛЬНЫЙ ИНТЕРФЕРОН ЛИЗОЦИМ ПРИОБРЕТЕННЫЙ СПЕЦИФИЧЕСКИЙ КЛЕТОЧНЫЙ ФАГОЦИТОЗ

Эдуард Дженнер (1740-1823 ) за работой

Илья Ильич Мечников (1845-1916)

ПАУЛЬ ЭРЛИХ (1854-1915)

ВИДЫ ВАКЦИН ЖИВАЯ: полиомиелит, корь, свинка, краснуха, туберкулез ИНАКТИВИРОВАННАЯ: коклюш, бешенство, гепатит А АНАТОКСИНЫ: дифтерия, столбняк. БИОСИТЕТИЧЕСКАЯ: гепатит B

ЛЕЧЕНИЕ: СЫВОРОТКА с готовыми АНТИТЕЛАМИ ИНТЕРФЕРОН – БЕЛОК-ЗАЩИТНИК ИНГИБИТОР – ВЕЩЕСТВО-БЛОКИРАТОР

Я ЗАБОЛЕЛ. Что делать?

ЕСЛИ В ДОМЕ БОЛЬНОЙ

Проверь себя сам: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 б а в а б б г а б 10 1 2 Б А В Г Д Е

Предварительный просмотр:

ПРОФИЛАКТИКА вирусных инфекций

Основным средством профилактики ГРИППА, ОРЗ, кори, оспы, полиомиелита, бешенства, скарлатины и других опасных вирусных заболеваний является ВАКЦИНАЦИЯ.

  1. избегайте тесных контактов с людьми, которые могут быть больными;
  2. сократите время пребывания в местах скопления людей;
  3. Веди Здоровый образ жизни:
  • достаточный сон;
  • правильное питание;
  • закаливание;
  • физическая активность
  1. Правильно используйте медицинскую маску

Если я заболел, что делать?

  • Обратиться за медицинской помощью
  • Соблюдать постельный режим
  • Соблюдать правила личной гигиены
  • Пить много жидкости
  • Свести к минимуму контакт с другими людьми
  • Использовать медицинскую маску в общественных местах (чтобы не заразить других)

ЕСЛИ В ДОМЕ БОЛЬНОЙ:

  • Разместить в отдельной комнате.
  • Выделить отдельные предметы туалета, посуды, постельного белья.
  • Частое проветривание и влажная уборка помещения.
  • При уходе за больным использовать маску, часто мыть руки.

Как можно заразиться ВИЧ

Предварительный просмотр:

История создания и применения Вакцины

14 мая 1796 года произошло знаменательное для медицины, да и всей биологической науки событие: английский медик Эдуард Дженнер в присутствии врачебной комиссии внес восьмилетнему мальчику в надрезы кожи на руке (привил) жидкость, взятую им из пузырьков, имевшихся на кистях рук женщины, заразившейся при дойке больной коровы, так называемой оспой коров. Через несколоько дней на месте надрезов на руке образовались язвочки, у мальчика повысилась температура, появился озноб. Спустя некоторое время язвочки подсохли и покрылись сухими корочками, которые затем отпали, обнажив небольшие рубцы на коже. Ребенок полностью выздоровел.

И хотя о природе возбудителей, как оспы коров, так и натуральной оспы в то время ничего не было известно, тем не менее, метод прививок против оспы, предложенный Дженнером и названный вакцинацией (от лат. vaccus - корова), быстро получил широкое распространение. Так, в 1800 году в Лондоне было вакцинировано 16 тысяч человек, а в 1801 году - уже 60 тысяч. Постепенно этот метод защиты от оспы завоевал всеобщее признание и стал широко распространяться по странам и континентам.

Предварительный просмотр:

В 1901 году изложил теорию об иммунитете, то есть невосприимчивости организма к инфекциям. Изучая многоклеточные микроорганизмы, Мечников открыл роль лейкоцитов - белых кровяных телец. Если в организм попадают микробы, белые кровяные тельца обволакивают их, подобно амёбам, и убивают.

Читайте также: