Тетрадь по биологии вирусы

Обновлено: 24.04.2024


Применение активных форм и методов при изучении биологии в 7 классе направлено на формирование более целостного представления о биологической науке и практике на повышение качества знаний и уровня умений.

Основная цель –

закрепить базовые понятия

активизировать познавательную деятельность учащихся

развивать логическое мышление

формировать интерес к предмету

развивать умение характеризовать роль живых организмов в природе и жизни человека

Содержание

§ 1. Разнообразие живых организмов.

Ч а с т ь I. Вирусы. Бактерии. Грибы. Лишайники.

Глава 1. Низшие живые организмы.

§ 2. Вирусы.

§ 3. Бактерии.

§ 4. Болезнетворные бактерии и меры борьбы с ними.

§ 5. Роль бактерий в природе и народном хозяйстве.

§ 6. Грибы.

§ 7. Плесневые грибы.

§ 8. Шляпочные грибы.

§ 9. Съедобные и ядовитые грибы.

§11. Значение грибов в природе и жизни человека.

Ч а с т ь II. Царство растений.

Глава 2. Низшие растения.

§ 13. Общие признаки, характерные для всех растений, их систематика

§ 15. Многоклеточные водоросли

Глава 3. Высшие нецветковые растения.

§ 16. Моховидные растения

§ 17. Плауновидные растения

§ 18. Хвощевидные растения

§ 19. Папоротниковидные растения

§ 20. Голосеменные растения

Глава 4. Цветковые, или покрытосеменные растения.

Глава 5. Класс Двудольные.

§ 22 Семейство Маковые. Семейство Маревые.

§ 23 Семейство Тыквенные – бахчевые культуры.

Семейство Крестоцветные (Капустные)

§ 24. Семейство Мальвовые.

§ 25. Семейство Розоцветные. Семейство Бобовые.

§ 26. Семейство Пасленовые – сростнолепестные растения.

§ 27. Семейство Сложноцветные – хорошо знакомые растения

Глава 6. Класс Однодольные.

§ 28. Семейство Лилейные. Семейство Касатиковые.

§ 29. Семейство Луковые. Семейство Ландышевые.

§ 30. Семейство Злаковые – ценные пищевые растения.

Глава 7. Культурные растения.

§ 31. Многообразие культурных растений.

§ 32. Посев и размножение культурных растений.

§ 33. Выращивание овощей, плодово – ягодных культур и комнатных растений.

§ 34. Технические, волокнистые и лекарственные растения.

ПОУРОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ:

Работа с рисунком:

Какие заболевания вызываются вирусами?

Работа с рисунком:

А) Подпиши обозначения рисунка

В) Кто обнаружил вирусы?

С) Каковы строение и форма вирусов?

Весь материал - в документе.


-75%


Применение активных форм и методов при изучении биологии в 7 классе направлено на формирование более целостного представления о биологической науке и практике на повышение качества знаний и уровня умений.

Основная цель –

закрепить базовые понятия

активизировать познавательную деятельность учащихся

развивать логическое мышление

формировать интерес к предмету

развивать умение характеризовать роль живых организмов в природе и жизни человека

Содержание

§ 1. Разнообразие живых организмов.

Ч а с т ь I. Вирусы. Бактерии. Грибы. Лишайники.

Глава 1. Низшие живые организмы.

§ 2. Вирусы.

§ 3. Бактерии.

§ 4. Болезнетворные бактерии и меры борьбы с ними.

§ 5. Роль бактерий в природе и народном хозяйстве.

§ 6. Грибы.

§ 7. Плесневые грибы.

§ 8. Шляпочные грибы.

§ 9. Съедобные и ядовитые грибы.

§11. Значение грибов в природе и жизни человека.

Ч а с т ь II. Царство растений.

Глава 2. Низшие растения.

§ 13. Общие признаки, характерные для всех растений, их систематика

§ 15. Многоклеточные водоросли

Глава 3. Высшие нецветковые растения.

§ 16. Моховидные растения

§ 17. Плауновидные растения

§ 18. Хвощевидные растения

§ 19. Папоротниковидные растения

§ 20. Голосеменные растения

Глава 4. Цветковые, или покрытосеменные растения.

Глава 5. Класс Двудольные.

§ 22 Семейство Маковые. Семейство Маревые.

§ 23 Семейство Тыквенные – бахчевые культуры.

Семейство Крестоцветные (Капустные)

§ 24. Семейство Мальвовые.

§ 25. Семейство Розоцветные. Семейство Бобовые.

§ 26. Семейство Пасленовые – сростнолепестные растения.

§ 27. Семейство Сложноцветные – хорошо знакомые растения

Глава 6. Класс Однодольные.

§ 28. Семейство Лилейные. Семейство Касатиковые.

§ 29. Семейство Луковые. Семейство Ландышевые.

§ 30. Семейство Злаковые – ценные пищевые растения.

Глава 7. Культурные растения.

§ 31. Многообразие культурных растений.

§ 32. Посев и размножение культурных растений.

§ 33. Выращивание овощей, плодово – ягодных культур и комнатных растений.

§ 34. Технические, волокнистые и лекарственные растения.

ПОУРОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ:

Работа с рисунком:

Какие заболевания вызываются вирусами?

Работа с рисунком:

А) Подпиши обозначения рисунка

В) Кто обнаружил вирусы?

С) Каковы строение и форма вирусов?

Весь материал - в документе.


-75%


Одной из актуальных тем в настоящее время является тема вируса и его лечения.

"Что такое вирус?", "Как не подцепить вирус?", "Какие меры применять, если ты заболел вирусом?"-актуальные вопросы современного общества.

Мой интерес появился к этой теме после вспышки нового вируса в Китае. В этой проектной работе мне хотелось бы найти ответы на эти вопросы.

Перед собой я поставил следующую цель: изучить влияние вируса на организм человека.

Цель я попытаюсь достичь, решив следующие задачи:

1 познакомиться с историей возникновения науки вирусологии

2 углубить свои знания о строении вируса

3 изучить научную классификацию вирусов

4 познакомиться со способами передачи вирусных инфекций

5 проверить эффективность защитных свойств медицинских масок

Объектом моего проекта является вирус.

Предмет исследования влияние на организм.

Гипотезу я выдвинул следующую: если правильно использовать средства индивидуальной защиты, то можно избежать заражения вирусными заболеваниями.

ГЛАВА 1. Теоретическая часть.

По мере накопления данных об инфекционных заболеваниях различных организмов стало очевидно, что далеко не все из них вызываются патогенами, известными на тот момент — бактериями, протистами или микроскопическими грибками. В частности, Луи Пастер не смог найти агент, вызывающий бешенство, и предполагал, что этот патоген слишком мал, чтобы увидеть его в микроскоп. В 1884 году французский микробиолог Шарль Шамберлан изобрёл фильтр (сейчас известный как фильтр Шамберлана или фильтр Шамберлана—Пастера), поры которого меньше бактерий. С помощью этого фильтра можно полностью удалить бактерии из раствора. В 1892 году русский биолог Дмитрий Ивановский использовал его для изучения вида, сейчас известного как вирус табачной мозаики. Его эксперименты показали, что экстракт перетёртых листьев заражённых растений табака сохраняет инфекционные свойства и после фильтрации. Ивановский предположил, что инфекция может вызываться токсином, выделяемым бактериями, однако он не развил эту идею. В то время считалось, что любой инфекционный агент можно выделить на фильтре и выращивать в питательной среде — таков один из постулатов микробной теории болезней. Кроме того, Ивановский в оптическом микроскопе наблюдал в заражённых клетках растений кристаллоподобные тела, которые в современном понимании являлись скоплениями вирусов, впоследствии они были названы «кристаллами Ивановского.

У разных вирусов форма капсида является характерной особенностью (признаком) вириона.

Вирионы со спиральным типом симметрии, как у вируса табачной мозаики, имеют форму удлиненного цилиндра; внутри белкового чехла, состоящего из отдельных субъединиц – капсомеров, находится свернутая спираль нуклеиновой кислоты (РНК). Вирионы с икосаэдрическим типом симметрии (от греч. eikosi – двадцать, hedra – поверхность), как у полиовируса, имеют сферическую, а точнее, многогранную форму; их капсиды построены из 20 правильных треугольных фасеток (поверхностей) и похожи на геодезический купол. (Приложение1,2)

Классификация вирусных инфекций в соответствии с системой пораженных органов (например, легкие, желудочно-кишечый тракт, кожа, печень, ЦНС, слизистые мембраны) может быть клинически приемлема, хотя определенные вирусные заболевания (например, свинка) классифицировать трудно.

Инфекция верхних дыхательных путей – это, вероятно, наиболее распространенные вирусные инфекции. Респираторные инфекции с большей вероятностью могут вызвать тяжелые симптомы у детей грудного возраста, у пожилых и у пациентов с заболеваниями легких или сердца.
Респираторные вирусы включают в себя вирусы эпидемического гриппа (A и В), вирусы птичьего гриппа типа А (H5N1 и H7N9), вирусы парагриппа 1-4, аденовирусы, респираторно-синцитиальные вирусы А и В и метапневмовирус человека и риновирусы ( Некоторые респираторные вирусы).

Инфекции желудочно-кишечного тракта

Гастроэнтерит обычно вызывается вирусами и передается от человека к человеку фекально-оральным путем. Прежде всего поражаемая возрастная группа зависит от вируса:

Норовирус: дети старшего возраста и взрослые

Астровирус: обычно младенцы и маленькие дети

Аденовирус 40 и 41: младенцы

Возбудители, похожие на коронавирус: младенцы

Локальные эпидемии могут наблюдаться у детей, особенно в течение более холодного времени года.Главные симптомы – рвота и диарея.

Некоторые вирусы вызывают только поражения кожи (как при контагиозном моллюске и бородавках); другие могут вызывать системные проявления или поражения кожи на различных участках поверхности тела ( Некоторые экзантематозные вирусы).Передача, как правило, происходит от человека к человеку; переносчик альфавирусов – москит.

По крайней мере 5 специфических вирусов (вирусы гепатита А, B, C, D и E) могут вызвать гепатит; каждый вызывает определенный тип гепатита. Вирус гепатита D может заражать только в том случае, если есть гепатит B. Передача от человека к человеку происходит при контакте с зараженной кровью или выделениями и фекально-оральным путем при гепатите А и E (генотипы 1 и 2).
Другие вирусы также могут поражать печень, как часть их патологического процесса. Распространенные примеры – цитомегаловирус, вирус Эпштейна – Барр и вирус желтой лихорадки. Менее распространенные примеры – экховирус, коксавирус и вирусы простого герпеса, кори, краснухи и ветряной оспы.

Большинство случаев энцефалита вызываются вирусами ( Некоторые вирусы, поражающие нервную систему). Заражение людей многими из этих вирусов происходит при укусах кровососущих членистоногих, главным образом комаров и клещей; эти вирусы называются арбовирусами (вирусы, которые передаются членистоногими). Для таких инфекций предотвращение включает избегание укусов москитов (комаров) и клещей.

Определенные вирусы вызывают лихорадку и склонность к кровотечениям и кровоизлияниям ( Некоторые вирусы, которые, вызывают геморрагическую лихорадку и Арбовирусы, аренавирусы и филовирусы). Распространяется москитами, клещами или контактом с зараженными животными (например, грызуны, обезьяны, летучие мыши) и людьми. Профилактика включает в себя избегание контактов с переносчиками.

Инфекции кожи или слизистых оболочек

Некоторые вирусы вызывают поражения кожи или слизистой оболочки, которые рецидивируют и могут стать хроническими ( Некоторые вирусы, которые вызывают рецидивирующие или хронические поражения кожи или слизистых оболочек). Инфекции, поражающие кожу и слизистые оболочки – наиболее распространенный тип вирусной инфекции простого герпеса. Вирус папилломы человека вызывает бородавки; некоторые подтипы вызывают рак шейки матки, другие - аногенитальный рак и орофарингеальный рак.

4.1. Способы передачи вирусных инфекций

Передача при контакте от человека к человеку.

Заболевание с множественным поражением различных систем и органов

Энтеровирусы, которые включают коксакивирусы и экховирусы, могут вызывать различные мультисистемные синдромы, как и цитомегаловирусы ( Некоторые вирусы, которые вызывают заболевания множественными поражениями различных систем и органов).

Заражение происходит фекально-оральным путем.

Неспецифическое фебрильное заболевание

Некоторые вирусы вызывают неспецифические симптомы, включающие лихорадку, недомогание, головные боли и миалгию ( Некоторые вирусы, которые вызывают неспецифическое острое фебрильное заболевание и Заболевания, вызываемые арбовирусом, аренавирусом и филовирусом). Передача обычно происходит через насекомых или членистоногих.

Лихорадка долины Рифт редко прогрессирует до поражений глаз, менингоэнцефалита или геморрагической формы (у которой 50% смертность).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вирусы — это неклеточныв формы жизни, различимые только под электронным микроскопом. Это внутриклеточные паразиты. За пределами клетки они не проявляют своих свойств и имеют кристаллическую форму.

Практическое занятие №3.

Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение.

Прежде, чем приступить к выполнению заданий, изучите теоретический материал:

Учебник Биология В.М. Константинов, стр. 35-38.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

Вирус. Вирион. Сердцевина. Капсид. Капсомеры. Суперкапсид. Ретровирусы. Бактериофаг. ВИЧ.

Вопросы для самоконтроля исходного уровня знаний:

Что собой представляют вирусы, и к какой форме жизни их можно отнести?

Вспомните, какие заболевания вызывают вирусы?

Кем и когда были открыты вирусы?

Какое строение имеют вирусы?

Чем может быть представлен генетический аппарат вирусов?

На какие 2 группы можно разделить вирусы? Приведите примеры таких вирусов.

Каков принцип взаимодействия вируса и клетки?

Какими свойствами обладают вирусы?

Назовите механизмы передачи вирусных инфекций.

Какие вирусы называют бактериофагами?

Какие предположения можно сделать о происхождении вирусов?

Задания.

Перечислите отличия вирусов от других форм жизни.

Вирусы – это внутриклеточные паразиты. Объясните, почему?

Зарисуйте в тетради схематичное строение простого и сложного вируса. Сделайте обозначения.



Простые Сложные

Размножение вирусов принципиально отличается от размножения других организмов.

Заполните таблицу, охарактеризовав каждую стадию взаимодействия вируса и клетки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Зачетная работа в 4-х вариантах, с разными видами заданий.

Цель: Выявить уровень усвоения знаний, умений и навыков по теме. Обобщить и систематизировать знания учащихся.

Знания:

1) Строение бактерий и вирусов;

2) Виды болезнетворных бактерий и вирусов;

3) Признаки бактерий и вирусов,

4) Особенности жизнедеятельности бактерий и вирусов.

5) Роль бактерий и вирусов в природе и жизни человека.

6) Открытия в мире микробиологии.

Понятия: микробиология, сапрофиты, паразиты, токсины, эпидемия, бактериоз, бактерии гниения, почвенные бактерии, клубеньковые бактерии, цианобактерии, вирусы, вирусология, бактериофаг, иммунитет.

Умения: Характеризовать и сравнивать виды бактерий. Выделять главное, делать выводы, объяснять биологические понятия и термины.

I вариант

1. Тестирование: Выбери один правильный ответ:

1. К безъядерным организмам относятся:

A) Бактерии. B) Растения. C) Вирусы.

2. Наука, изучающая строение и свойства не видимых невооруженным глазом живых организмов, пользу и вред, приносящий ими:

A) Экология. B) Микология. C) Микробиология.

3. Сине - зелеными водорослями называют:

A) Цианобактерий. B) Бактериофагов. C) Корненожек.

4. Бактерии размножаются:

A) Почкованием. B) Половым путем. C) Простым поперечным делением.

5. Заболевания растений, вызываемые бактериями:

A) Бактериоз. B) Эпидемия. C) Адаптация.

6. Болезнетворные бактерии погибают при:

A) Попадании в питательную среду. B) Образовании спор. C) Действии антибиотиков.

7. Клубеньковые бактерии живут в симбиозе с растениями семейства:

A) Бобовые. B) Злаковые. C) Лилейные.

8. Открыты вирусы:

A) Д. И. Ивановским. B) К. Бэром. C) Р.Кохом.

9. Болезнь, вызываемая вирусами:

A) Чума. В) Грипп. C) Аспергиллез.

А) Палочка. В) Вирус. С) Бактериофаг.

2. Определи правильно ли данное высказывание:

1. Образование спор у бактерий служит не для размножения и расселения, а для перенесения неблагоприятных условий.

2. Бактерии, которые питаются органическими веществами живых организмов, называют паразитами.

3. Большинство разнообразнейших бактерий питаются готовыми органическими веществами, т. к. они не имеют хлорофилла.

4. В клетках бактерий в отличие от клеток растений и животных отсутствует цитоплазма.

5. Подвижных бактерий в природе не существует.

3. Уберите лишнее и объясни почему:

СПИД, корь, гепатит, грипп, туберкулез.

4. Заполни пробелы, пользуясь подсказками в скобках:

(белковая оболочка, вирус, ДНК)

5. Какими цифрами на рисунке обозначены: кокки, бациллы, спирохеты, вибрионы.


II вариант.

1. Тестирование: Выбери один правильный ответ:

1. Мельчайшие живые организмы открыл:

A) А. Левенгук. B) Л. Пастер. C) Р. Кох.

2. Бактерии – организмы:

A) Многоклеточные. B) Ядерные. С) Одноклеточные.

3. Сине – зеленых водорослей объединяет с бактериями:

A) Наличие жгутиков. B) Отсутствие ядра. C) Отсутствие цитоплазмы.

4. Бактериальная болезнь человека:

A) Чума. B) СПИД. C) Оспа.

5. Воздушно – капельным путем передается:

A) Дизентерия. B) Холера. C) Туберкулез.

6. Образуют в почве перегной бактерии:

A) Гниения. B) Почвенные. C) Клубеньковые.

7. Брожению молока способствует:

А) Углекислый газ. В) Уксусная кислота. C) Молочная кислота.

8. Мельчайшие неклеточные частицы:

A) Бактерии. B) Одноклеточные водоросли. C) Вирусы.

9. Вирусология – наука, изучающая:

A) Многообразие живых организмов. B) Строение и свойства бактерий. C) Строение и свойства до клеточных форм жизни.

10. Бактерии передвигаются с помощью:

А) Ресничек. В) Жгутиков. С) Спор.

2. Определи, правильно ли данное высказывание:

1. Бактерии – одноклеточные и многоклеточные растения.

2. Все клетки бактерий лишены истинного ядра.

3. Бактерии, которые питаются органическими веществами отмерших организмов или выделениями живых организмов, называются сапрофитами.

4. Содержимое клетки, сжимаясь, отходит от оболочки, округляется и образует на своей поверхности, находясь внутри материнской оболочки, новую, более плотную оболочку. Такую бактериальную клетку называют спорой.

5. Болезнетворные бактерии принадлежат к сапрофитам.

3. Уберите лишнее и объясни почему:

Бактерии гниения, болезнетворные бактерии, почвенные бактерии, цианобактерии, молочнокислые бактерии

4. Заполни пробелы, пользуясь подсказками в скобках:

(инфекция, токсины, эпидемия, патогенные микроорганизмы)

5. Какими цифрами на рисунке обозначены: головка, нуклеиновая кислота, нитевидный отросток.


III вариант.

1.Тестирование: Выбери один правильный ответ:

1. Возбудитель туберкулеза человека открыт:

A) А. Левенгуком. B) Р. Кохом. C) Л. Пастером.

2. Шаровидные бактерии - это:

A) Кокки. B) Бациллы. C) Спириллы.

3. Сапрофиты используют для питания:

A) Мертвые организмы. B) Органические вещества живых организмов. C) Азот из воздуха.

4. Отравляют организм, вырабатываемые бактериями:

A) Алкалоиды. B) Токсины. C) Гормоны

5. Возбудителями сальмонеллеза человек заражается:

А) Через продукты питания. B) Через укус насекомого. C) Воздушно – капельным путем.

6. Превращают перегной в минеральные вещества бактерии:

A) Гниения. B) Нитрифицирующие. C) Почвенные.

7. Молочнокислые бактерии применяются при:

A) Разложении нейлона. B) Квашении капусты. C) Распространении болезней.

8. Вирус табачной мозаики поражает клетки:

A) Млекопитающих. B) Растений. C) Бактерий.

9. Нуклеиновая кислота с белковой оболочкой снаружи – это строение:

A) Бактерии. B) Плесневого гриба. C) Вируса.

10. Свойство невосприимчивости организмов к болезни:

A) Эпидемия. B) Иммунитет. C) Вакцинация.

2. Определи, правильно ли данное высказывание:

1. Все клетки бактерий имеют ядро.

2. Туберкулез, холера, брюшной тиф – бактериальные заболевания.

3. Бактерии являются своеобразными санитарами нашей планеты.

4. Бактерии - примитивно организованные организмы.

5. Гниение органических остатков вызывают бактерии-паразиты.

3. Уберите лишнее и объясни почему:

Бактерии гниения, болезнетворные бактерии, почвенные бактерии, молочнокислые бактерии.

4. Заполни пробелы, пользуясь подсказками в скобках:

(СПИД, бактериофаг, вирус, грипп)

5. Какими цифрами на рисунке обозначены: жгутик, цитоплазма, ядерное вещество


IV вариант.

1. Тестирование: Выбери один правильный ответ:

1. Сделал открытие о том, что микроорганизмы являются причиной инфекционных заболеваний:

A) А. Левенгук. B) Р. Кох. C) Л. Пастер.

2. В неблагоприятных условиях бактерии образуют:

A) Цисты. B) Споры. C) Зооспоры.

3. Паразиты используют для питания:

A) Мертвые организмы. B) Органические вещества живых организмов.

C) Азот из воздуха.

4. Массовое поражение людей бактериальными болезнями:

A) Бактериоз. B) Адаптация. C) Эпидемия.

5. Возбудителями ботулизма человек заражается:

А) Через продукты питания. B) Через укус насекомого. C) Воздушно – капельным путем.

6. Поглощают азот из воздуха бактерии:

A) Почвенные. B) Клубеньковые. C) Гниения.

7. Для производства пищевого белка используется:

A) Спирулина. B) Пеницилл. C) Носток.

8. Бактериофаги:

A) Вирусы, поражающие клетки бактерий. B) Вирусы, поражающие клетки животных. C) Вирусы, поражающие клетки растений.

9. Роль бактерий гниения:

A) Образование в почве перегноя. B) Превращение перегноя в минеральные вещества.

C) Поглощение азота из воздуха.

10. Жизнеспособны только в живой клетке:

A) Вирусы. B) Бактерии. C) Дрожжевые грибы.

2. Определи, правильно ли данное высказывание:

1. Бактерии обладают высоким темпом размножения (могут делиться через 20-30 минут).

2. Бактерии активно участвуют в круговороте веществ.

3. Тело бактерий состоит из одной микроскопической клетки, форма которой может быть различна (в виде шариков, палочек, похожие на спирали).

4. Кишечная палочка живет в дыхательной системе человека.

5. Р.Кох награжден Нобелевской премией за открытие бактерий ботулизма.

3. Уберите лишнее и объясни почему:

Туберкулез, гепатит, холера, брюшной тиф, сальмонеллез.

4. Заполни пробелы, пользуясь подсказками в скобках:

(бактерии гниения, сапрофиты, молочнокислые бактерии, почвенные бактерии)

5. Какими цифрами на рисунке обозначены: вирусы и бактерии:


1


2


I вариант

1. Тестирование: Выбери один правильный ответ:

1 – а, 2 – с, 3 – а, 4 – с, 5 – а, 6 – с, 7 – а, 8 – а, 9 – в, 10 - а.

2. Определите правильно ли данное высказывание:

3. Уберите лишнее: туберкулез – бактериальное заболевание.

4. Заполни пробелы, пользуясь подсказками в скобках:

белковая оболочка + ДНК = вирус

5. Какими цифрами на рисунке обозначены: кокки - 1, бациллы - 4, спириллы - 5, вибрионы - 6

II вариант.

1. Тестирование: Выбери один правильный ответ:

1 – а, 2 – с, 3 – в, 4 – а, 5 – с, 6 – а, 7 – с, 8 – с, 9 – с, 10 - в.

2. Определите, правильно ли данное высказывание:

3. Уберите лишнее: цианобактерии – не питаются готовыми органическими веществами

4. Заполни пробелы, пользуясь подсказками в скобках:

токсины + инфекции + патогенные микроорганизмы = эпидемия

5. Какими цифрами на рисунке обозначены: Бактериофаг: головка - 1, нуклеиновая кислота - 2, нитевидный отросток - 6.

III вариант.

1.Тестирование: Выбери один правильный ответ:

1 – в, 2 – а, 3 – а. 4 – в, 5 – а, 6 – с, 7 – в, 8 – в, 9 – с, 10 - в.

2. Определите, правильно ли данное высказывание:

3. Уберите лишнее: болезнетворные бактерии – паразиты.

4. Заполни пробелы, пользуясь подсказками в скобках:

СПИД + бактериофаг + грипп = вирус

5. Какими цифрами на рисунке обозначены: жгутик - 1, цитоплазма - 6, ядерное вещество – 5.

IV вариант.

1. Тестирование: Выбери один правильный ответ:

1 – с, 2 – в, 3 – в, 4 – с, 5 – а, 6 – в, 7 – а, 8 – а, 9 – а, 10 - а.

2. Определите, правильно ли данное высказывание:

3. Уберите лишнее: гепатит – вирусное заболевание.

4. Заполни пробелы, пользуясь подсказками в скобках:

бактерии гниения + молочнокислые бактерии + почвенные бактерии = сапрофиты

Читайте также: