Тренинг для людей вич инфицированных

Обновлено: 25.04.2024

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Тренинг по профилактике СПИДа

Комсомольского района, Чувашской Республики

Мельникова Надежда Александровна

Цель занятия: дать первичную информацию для участников тренинга о том, как передается и как не передается ВИЧ/СПИД. Научить избегать ситуации, в которых можно заразиться ВИЧ/СПИДом.

Оборудование:

- маркеры двух цветов;

- колечко, спички, и слоник для игры.

Ход занятия:

1. Приветствие.

Здравствуйте! Я рада видеть вас. Сегодня мы с вами проведем тренинг о СПИДе. Сегодня вы узнаете, как защитить себя от страшной болезни, будут проводиться интересные игры.

Задача : познакомить участников друг с другом и познакомиться с ними самому.

Инструкция: с идя в кругу, каждый участник группы по очереди называет свое имя и какое-либо качество с которым он хочет поделиться с группой

2. Принятие правил.

Перед тем как продолжить занятие я предлагаю вам выработать правила работы в группе. Вы будете называть по кругу правила, какие вы бы хотели, чтобы соблюдались в группе, а я их запишу на ватмане.

3. Основная часть.

Мини - лекция

Задача : ввести в тему занятия.

Точно известно одно: ВИЧ/СПИД – смертельное заболевание, от которого нет лекарства или вакцины . Эпидемия стремительно распространяется по всем странам и континентам. Больше всего от этого заболевания страдает молодежь в возрасте от 14 до 29 лет.

• Сегодня в мире ВИЧ/СПИДом больны более 40 млн человек .

• Каждую минуту в мире примерно 11 человек заражаются ВИЧ.

• 80% ВИЧ- инфицированных в России – молодежь от 14 до 29 лет.

В Чувашии ВИЧ- инфицированных 312 человек

Задачи: выяснить степень информированности участников по данной проблеме.

Все участники выстраиваются в линию, не касаясь друг друга, и закрывают глаза. Ведущий формулирует ряд утверждений. Если участник согласен с утверждением, он делает шаг вперед, если не согласен – шаг назад, если не знает ответа – остается на месте.

Утверждения могут быть, например, такими:

-ВИЧ и СПИД – это одно и тоже.

- ВИЧ можно заразиться, если пользоваться общей посудой с ВИЧ- инфицированным.

- По внешнему виду человека, возможно, определить, есть ли у него ВИЧ.

- Употребление инъекционных наркотиков – единственный путь заражения ВИЧ.

- ВИЧ передается через кровососущих насекомых.

- Если человек заразился ВИЧ, то тест сразу же покажет наличие вируса в его организме.

- Чтобы обезопасить себя, можно сделать прививку против ВИЧ.

- ВИЧ поддается полному излечению.

Если бы вы точно знали информацию, соответствующую утверждениям, вы остались бы в прямой линии. Но, как мы видим, все оказались в разных местах. А теперь следующее упражнение.

Задача: дать группе понять, как быстро распространяется ВИЧ- инфекция; объяснить, что здоровье человека во многом зависит от его поведения.

Ведущий объясняет участникам группы, что через несколько минут каждый из них окажется на тусовке. Он подчеркивает, что ВИЧ не передается через рукопожатия, но все они будут обмениваться рукопожатиями, символизирующими незащищенный половой контакт или введение наркотиков общим шприцем. Каждый может сделать три рукопожатия. Ведущий говорит, что на тусовке присутствуют два человека, инфицированных ВИЧ. ВИЧ- инфицированные будут точно так же обмениваться рукопожатиями с другими участниками тусовки, но при этом, уже после рукопожатия, подавать знак, заметный только тем, кому они пожимали руку, – например, щелкать пальцами или почесывать ладонь. Тот, кому передали секретный знак, передает его каждому при следующем контакте.

Ведущий просит поднять руку тех, кому не был передан секретный знак. Обычно таких людей в группе не оказывается.

Задача: снятие напряжения в группе .

Каждому участнику раздается спичка. Ведущий надевает на свою спичку колечко и без помощи рук передает его стоящему рядом, тот должен так же без помощи рук передать колечко следующему и так продолжается до тех пор, пока колечко не дойдет до ведущего.

Задача: помочь группе понять и запомнить, в каких жидкостях организма содержится ВИЧ.

Ведущий говорит участникам группы, что они уже видели, насколько быстро может распространяться ВИЧ-инфекция, и объясняет, что для защиты от инфицирования каждый должен знать, какими путями ВИЧ передается, а какими – нет. Группе предлагается перечислить все возможные жидкости человеческого организма (не только те, в которых может присутствовать ВИЧ). После того как все жидкости перечислены и записаны на доске или ватмане, ведущий задает вопрос, в каких из них, по мнению участников, может содержаться ВИЧ. Сначала отмечаются жидкости, которые называют участники, затем – другим цветом – жидкости, в которых ВИЧ на самом деле присутствует в концентрации, достаточной для того, чтобы быть опасным для человека. Ведущий рассказывает группе об основных путях передачи ВИЧ-инфекции через отмеченные жидкости.

Задача: рассказать группе о существующих степенях риска и о том, в каких ситуациях риск может быть высоким, а в каких – низким.

Ведущий говорит группе, что теперь, когда определены основные пути передачи ВИЧ, нужно понять, в каких ситуациях это может произойти с самими участниками.

Если человек правильно оценивает риск, ему легче защитить себя и своих близких. Всем участникам группы раздаются карточки, на каждой из которых описана какая- либо ситуация. Участникам дается время подумать над описанными ситуациями. Ведущий предлагает каждому участнику прикрепить доставшиеся ему карточки к соответствующему уровню на плакате. Прикрепляя карточку, каждый участник должен объяснить, почему он сделал именно такой выбор. В случае необходимости ведущий поправляет участников.

Сексуальный контакт без презерватива

Использование общего шприца для введения наркотика

Сексуальный контакт в состоянии наркотического или алкогольного опьянения

Использование нестерильных инструментов для нанесения татуировок

Использование общей бритвы

- С соблюдением правил забора, хранения и транспортировки крови

- Без соблюдения правил забора, хранения и транспортировки крови

Различные косметические процедуры, нанесение татуировок, пирсинг с соблюдением правил и в специальном салоне

Инъекции в лечебных учреждениях

Использование чужой зубной щетки

Использование общей посуды для приготовления пищи

Уход за больным СПИДом

Объятия с ВИЧ- инфицированным человеком

Поездка в общественном транспорте вместе с ВИЧ- инфицированным человеком

Посещение школы вместе с ВИЧ - инфицированным учеником

Посещение бассейна, бани, сауны вместе с ВИЧ- инфицированным человеком

Использование общественных туалетных комнат

Питье из общественных питьевых источников

Задача: снятие напряжения в группе .

Ведущий берет мягкую игрушку, зажимая ее между подбородком и грудью, передает ее другому участнику без помощи рук. Так продолжается до тех пор, пока игрушка не дойдет до ведущего.

Задача: анализируя ситуации, связанные с воздержанием, подумать о том, как принимаются решения самими участниками группы.

Ведущий разбивает большую группу на мини-группы и предлагает им обсудить каждую из ситуаций. Ситуации выносятся на общее обсуждение. В заключение ведущему нужно постараться вместе с группой перечислить признаки, свидетельствующие о том, что человек готов вступить в сексуальные отношения, принять осознанное решение и защититься от возможных негативных последствий.

Против воздержания

За воздержание

Можно потерять близкого друга/подругу.

Не надо бояться возможного заражения ИППП, включая ВИЧ/СПИД.

Надо мной будут смеяться, я окажусь самым отсталым.

Позволяет избежать нежелательной беременности; решение о рождении ребенка будет принято осознанно, когда придет время.

Это вредно для здоровья.

Любовь основана не только на сексе.

Не надо бояться, что тебя осудят «за распутность

Возможные ситуации для обсуждения:

А. Витя и Алёна познакомились на дискотеке и начали встречаться. Через некоторое время они пошли на дискотеку вместе, танцевали все медленные танцы, а потом Витя проводил Алену домой и поцеловал. У Вити и раньше были девочки, но для Алены этот поцелуй оказался первым в жизни. Когда Алёна рассказала о Вите подругам, те спросили, собирается ли она заниматься с ним сексом. Алёна не знала, что ответить, потому что у большинства ее подруг уже были сексуальные отношения с парнями. Она раздумывает: если Витя предложит ей начать сексуальные отношения, согласиться на это или подождать. Что вы посоветуете Алёне?

Б. Антон попросил у своего друга Миши совета. Он уже несколько месяцев встречается с девушкой по имени Нина. Она ему нравится, и они много времени проводят вместе. Но когда Антон завёл с Ниной разговор о сексе, она сказала, что любит его, но к сексу пока не готова. Антон не знает, почему Нина отказывается заниматься с ним сексом, и не понимает, что должен делать. Как вы думаете, что может Миша посоветовать Антону?

В. Маша и Игорь уже давно любят друг друга. Они часто видятся и мечтают о совместном будущем. У них еще не было сексуальных отношений, и они даже не говорили об этом друг с другом, но, наконец, настал момент откровенно обсудить этот вопрос. Как вы думаете, что они должны сказать друг другу?

4.Заключительная часть

Задача: выяснить, что нового, интересного и полезного узнали участники тренинга и какой вывод сделали.

Каждый участник тренинга высказывает свое мнение о тренинге, рассказывают, что понравилось, что нет, что для них было самым важным, что нового узнали, какой вывод сделали.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА. За последние 3 года в Санкт-Петербурге резко выросло число выявления ВИЧ-инфекции. На 1 августа 2003 года в Городском центре профилактики и борьбе со СПИД и другими инфекционными заболеваниями состоит 28 500 человек с ВИЧ/СПИДом. Большинство ВИЧ-позитивных относится к возрастной группе 15-30 лет. Для этого возрастного периода характерны самоопределение и максимальная социальная востребованность обществом. Выявление наличия ВИЧ дезадаптирует людей, приводя к потере или деформации всех социальных ролей на достаточно продолжительное время.

СОЦИАЛЬНАЯ, НАУЧНАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ. На сегодняшний день выявление происходит на начальных стадиях развития ВИЧ-инфекции. В течение трех - пяти лет ситуация изменится. По прогнозам специалистов величина ущерба, который, вероятнее всего, будет нанесен экономике нашей страны, выразится в огромных цифрах. При самом мягком прогнозе эпидемии ВИЧ/СПИДа в России прогнозируемый рост продукции на душу населения в 2002-2005г.г. уменьшится вдвое по сравнению с базовым сценарием нулевой зараженности ВИЧ . В случае менее благополучного прогноза развития эпидемии ВИЧ/СПИД может + по меньшей мере полностью остановить рост российской экономики на предстоящие годы. (Н. Эберстадт Будущее СПИДа , FOREIGN AFFAIRS V.81 6 2002). Инфицированные, состоящие на учете и ощущающие поддержку медперсонала и разделение ответственности за состояние своего здоровья, будут утяжеляться . После прохождения специализированного тренинга адаптации, психологически эти пациенты будут находиться !
на стадии принятия диагноза и готовности к поиску конструктивных решений в различных сферах жизни (трудоустройство с учетом наличия заболевания и его развития; восстановление семейных взаимоотношений с родителями, супругами, партнерами; воплощение жизненных планов обучение, увлечения и пр.). Выявленные в последующие годы уже будут находиться на стадиях развернутого заболевания и процесс их адаптации будет или совсем невозможен, или даваться с большим трудом.

ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИ. В процессе тренинга, построенном на принципах групповой психотерапии с учетов индивидуальных запросов используются элементы различных направлений современной психотерапии. При более пристальном изучении влияния тех или иных обсуждаемых тем и навыков, вырабатываемых в процессе тренинга, наличии обратной связи возможно получение новых научных и практических данных, применимых в области прикладной психологии, социологии, медицины и пр. дисциплинах, изучающих процессы адаптации и способы воздействия на них.

ЦЕЛИ Создание возможности адаптации к ВИЧ-позитивному статусу и ведения полноценной жизни в обществе ВИЧ-инфицированными жителями Санкт-Петербурга.

АУДИТОРИЯ, НА КОТОРУЮ РАССЧИТАН ПРОЕКТ. ВИЧ-инфицированные жители Санкт-Петербурга, находящиеся на начальных стадиях развития ВИЧ-инфекции и стадии преСПИДа в возрасте 16-30 лет. Такой возрастной диапазон возможен в ближайшие два-три года, пока у большинства инфицированных в анамнезе присутствует период активного потребления наркотиков. Этот период характеризуется отсутствием возможности наработки навыков взрослого поведения и роста личности за годы системы - систематического ежедневного употребления или пребывания в местах лишения свободы, поэтому, не составляет труда подобрать на цикл лиц с приблизительно одинаковым уровнем развития. С течением времени доля лиц, инфицированных половым путем, будет увеличиваться. Такая тенденция выявляется уже в текущем 2003 году, но массового характера пока не приобрела. Возможно, позже возникнет необходимость разделения потоков и по другим критериям, но на сегодняшний день опыт показывает благоприятное воздействие друг на друга инфицированных различными путями.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ЭТАПЫ РАБОТЫ. На организационном собрании, предшествующем тренингу, производится идентификация целей и ожиданий каждого потенциального участника, здесь же формируются правила данной группы, которые должны будут беспрекословно выполняться всеми участниками на протяжении всего периода посещения тренинга. Если не возникает неприятия между участниками тренинга и принятыми правилами, группа приступает к занятиям в полном составе. Каждое занятие цикла начинается с повторения правил группы, озвучивания особенностей настроения, состояния и ожиданий всех участников тренинга. Первое и второе занятия сориентированы на сплочение группы, формирование границ участников путем выполнения упражнений телесно-ориентирванной терапии и заданий, направленных на развитие навыков коммуникации. На третьем занятии предусмотрено выполнение упражнений, направленных на достижение эффективного взаимодействия в группе путем выполнения заданий трансактного анализа, обсуждения ощущений возникающих в процессе их выполнения, умозаключений относительно возможности применения полученных навыков за пределами тренинга, анализа неэффективного опыта общения в прошлом с позиции получения нового навыка. Обсуждаются особенности вербального и невербального общения.
Четвертое занятие посвящено обсуждению понятий стресс , особенности психических процессов, темперамент, типологии характера, тестирования и совместного обсуждения результатов, проведение ролевых игр с элементами психодрам. Пятое занятие посвящено знакомству с формами психологической защиты, копинг механизмами, понятием стрессоустойчивость и способами ее повышения.Применяются элементы суггестологии, телесно-ориентированной, поведенческой, когнитивной терапии, арттерапии, эмоционального включения и катарсиса. Приобретаются навыки идентификации чувств и их выражения. На шестом занятии обсуждаются потребности (пирамида Маслоу), страхи, причины их возникновения, способы преодоления. Особенное внимание уделяется страхам, связанным с выявлением ВИЧ/СПИДа, а также эмоциям и чувствам, оказывающим саморазрушающее воздействие на личность (чувство вины, обиды, одиночества, зависти, осуждения, самоуничижения, долженствования и т.п.). Задания седьмого занятия направлены на формирование адекватной самооценки посредством выполнения специфических упражнений идентификации положительных и отрицательных личностных качеств и их презентации; принятие себя как уникальной личности с набором именно этих характеристик, сформированных благодаря индивидуальному жизненному опыту.На заключительном собрании подводятся итоги тренинга, каждый участник группы озвучивает сформированные в процессе тренинга долгосрочные и ближайшие цели и пути их достижения, обсуждает плюсы и минусы занятий и т.д.

РЕЗУЛЬТАТЫ, ВЫВОДЫ. В процессе проведения тренинга предусматривается выполнение домашних заданий. Тренинг построен на сочетании принципа здесь и теперь и возможности анализа прошлого опыта, его обсуждения и принятия. Безопасная атмосфера, создаваемая посредством введения правил и поддерживаемая тренером, безоценочность суждений участников создает возможность формирования ощущения принятия, открытости, является предпосылкой возникновения дружеских отношений между членами группы (зачастую, позволяя решать проблему одиночества). Показателями восстановления социальных функций участников тренинга можно считать трудоустройство, восстановление в учебных заведениях, поступление в учебные заведения, наличие участников тренинга, изъявивших желание принять участие в программах реабилитации по наркозависимости и т.п., восстановление утраченных семейных и дружеских отношений. Прохождение данного тренинга создает возможность значительного укорочения процесса адаптации к диагнозу и последующему восстановлению социального статуса лиц, живущих с ВИЧ/СПИДом, косвенно улучшая социальную и экономическую ситуацию, связанную с развитием эпидемии ВИЧ/СПИДа в нашем городе.

Проблема заболевания вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) остается в настоящее время все такой же острой и актуальной. С каждым годом число ВИЧ - инфицированных растет и выходит за рамки групп риска. Так статистические исследования показали, что на 01.11.2017 год в России проживает почти 1 миллион (924 600) ВИЧ-инфицированных.

В то же время исследований в области оказания психологической помощи ВИЧ-инфицированным пациентам пока недостаточно. Лица, имеющие ВИЧ-положительный статус, нуждаются в психологической работе на протяжении всего периода заболевания. Основной целью психокоррекционной работы с ВИЧ-положительными должно стать эмоциональное состояние пациента.

Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности проведения эмпирического исследования целью которого является изучение особенностей эмоционально-личностной сферы ВИЧ-инфицированных женщин, для разработки программы оказания им психологической помощи. Данная цель определила постановку следующих задач:

Предмет исследования: эмоционально-личностная сфера ВИЧ-инфицированных женщин.

  • Для ВИЧ-инфицированных взрослых характерны: повышенный уровень психологической напряженности, сниженный уровень жизнестойкости и осмысленности жизни, неадаптивные стратегии совладания со стрессом.
  • Реализация разработанной программы психологической помощи повысит уровень жизнестойкости и осмысленности жизни респондентов, будет способствовать выбору эффективных способов совладания со стрессом.

Тест жизнестойкости С. Мадди (адаптация Д.А. Леонтьева и Е.А. Рассказовой).

Тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева.

Подсчет первичных статистик.

Подсчет T-критерия Вилкоксона.

По результатам исследования было выявлено, что для данного контингента больных характерно пассивное отношение к преодолению трудностей, стремление к избеганию и эмоциональному отстранению от проблем, склонность к агрессивному реагированию на жизненные трудности. Совладание со стрессом у ВИЧ-инфицированных имеет волнообразный характер, представляющим собой смену циклов конструктивного и деструктивного совладания. Результаты оценки психологической напряженности показали напряженность в когнитивной, аффективной и поведенческой сфере, что указывает на потребность пациента в осознании особенностей своих отношений, установок, перепроверку высказываний, потребность в эмоциональной поддержке. Существует взаимосвязь показателей жизнестойкости и осмысленности жизни с копинг-стратегиями и психологической напряженностью, связанной с соматической симптоматикой. По результатам сравнительного анализа респондентов в зависимости от длительности диагноза, значимых различий в эмоционально-личностной сфере не выявлено, что вероятно, связано с опасностью самого диагноза.

Цель программы: повышение уровня жизнестойкости взрослых с диагнозом ВИЧ+. Тренинг включал комплекс из трех занятий. Участники собирались один раз в неделю с 18.00 до 20.00 часов.

Группа была открытого типа, поэтому допускалось, что кто-то начинал тренинг со второго или даже с третьего занятия. Тех, кто завершил комплекс из трех занятий, просили заполнить анкету обратной связи.

При выполнении упражнений пациентки переживали глубокие чувства. Они говорили о многочисленных жизненных стрессорах, дилеммах принятия решения, делились горем утраты близких людей, обсуждали конфликты с взрослеющими детьми. Одновременно они искали стимулы для построения новых планов, реализации отложенных намерений.

В целом по результатам повторной диагностики и оценки анкеты обратной связи, мы можем утверждать, что программа психологической помощи ВИЧ-инфицированным женщинам эффективна.

Таким образом 2 гипотезы нашего исследования подтвердились. Для ВИЧ-инфицированных взрослых характерны: повышенный уровень психологической напряженности, сниженный уровень жизнестойкости и осмысленности жизни, неадаптивные стратегии совладания со стрессом. Реализация разработанной программы психологической помощи повысит уровень жизнестойкости и осмысленности жизни респондентов, будет способствовать выбору эффективных способов совладания со стрессом.

Результаты этого научного исследования являются определенным вкладом в борьбу со СПИДом и в развитие психологической помощи в здравоохранении.

Программа психологической помощи ВИЧ- инфицированным может применяться одним психологом или командой отделов медицинской и социальной психологии. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в обучении и организации студенческой практики психологов, социологов, специалистов по социальной работе.

Результаты исследования апробированы на IV Санкт-Петербургском форуме по ВИЧ-инфекции с международным участием (г. Санкт-Петербург, 3-4 октября 2019 г.).

ВЕБИНАР: Новый подход к психологии конфликта. Мишени психологической работы в конфликтной ситуации

Профилактика злоупотребления психоактивными веществами в подростково-молодежной среде

Скоро

Всероссийский психологический форум (в рамках VII Съезда РПО)

Научные чтения памяти Елены Олеговны Смирновой

Авторы

/module/item/name

- Этот проект появился в моей жизни не случайно и не сразу. Начну издалека — 20 лет назад, сидя дома с новорожденной дочкой, я увидела по телевизору сюжет о том, что детей в одном из родильных домов Калмыкии заразили ВИЧ. Эта информация меня потрясла: я плакала, сопереживала, хотела что-то сделать для этих детей, как-то помочь, но не знала, чем помочь, это был просто порыв. Прошли годы, я попала в Калмыкию, там познакомилась с Кермен Абушиновой, которая работает в клинике по профилактике ВИЧ и оказалось, что работает она именно с теми, кого я тогда увидела по телевизору! Эти дети уже, конечно, выросли и очень нуждались в психологической помощи, поскольку находились в социальной и эмоциональной изоляции — они прятались от докторов, боялись контакта, были очень закрытыми. Все совпало — мотивация, потребности, опыт: у меня уже было психологическое образование, успехи в работе со спортсменами, я знала, как помогать людям, находить свои ресурсы и с энтузиазмом принялась за работу на волонтерской основе. В первую очередь необходимо было установить контакт, здесь психологам приходилось быть очень активными — не ждать, когда эти люди придут к нам и сформулируют свой запрос на психологическую поддержку, а, наоборот, разыскивать их, идти к ним самостоятельно и мотивировать их принять нашу помощь. Это, к счастью изменилось — постепенно появилась мотивация приходить на занятия снова и снова. Они перестали прятаться и стали жить. И я вижу спустя время, что эта мотивация сохраняется и участники проекта предпринимают самостоятельные действия, а на консультации приходят уже с какими-то житейскими вопросами.

- В Вашем регионе есть специалисты, которые занимаются информированием и помощью ВИЧ-инфицированным людям?

- Какие изменения в эмоциональном состоянии людей Вы заметили во время работы?

- Ваша родственница умела радоваться жизни! Можете ли Вы сказать, что страх смерти Вам неведом?

- Мне хотелось так думать, но именно опыт работы с ВИЧ-инфицированными людьми убедил меня в том, что я, как и все обычные люди, не свободна от этого страха. Когда я впервые пришла в клинику, мне пришлось надеть халат, бахилы, врачи предупредили, что нужно соблюдать определенные гигиенические правила и сама эта атмосфера уже была достаточно тревожной. Я думала, что у меня не будет страха, но после того, как я впервые провела занятие с ВИЧ-инфированными, я с удивлением отследила, что пошла в туалет и стала мыть руки. Я не чувствовала страх как эмоцию, но мое тело показало мне, что он есть. Потом я прорабатывала этот страх на семинаре, нашла, с чем он связан, выявила и начала работать с проблемой. Сейчас я могу сказать, что мне комфортно с ВИЧ-инфированными - страх прошёл, даже сами клиенты отметили, что я легко с ними общаюсь. Адаптация потребовала осознанности в работе. И те коллеги, с которыми я говорила, тоже рассказывают, как у них периодически поднимается страх. Психологи — живые люди и этим все сказано.

- По Вашему мнению, каких ресурсов психологам чаще всего не хватает в работе?

- Психологам сложнее всего отстраниться от чужой боли, хотя это необходимо — сохранять определенное расстояние, чтобы суметь эффективно помочь. Когда психолог находится в отстраненной позиции, не проваливаясь в переживания, связанные со своим жизненным опытом, он начинает чувствовать не себя (свои детские травмы, страхи так далее), а клиента — его переживания, его боль, осознает, в чем сейчас нуждается клиент, как лучше всего ему помочь. Многие психологи пренебрегают своим состоянием, у них могут быть не удовлетворены базовые физиологические, материальные и бытовые потребности, они слишком много делают для других, забывая о себе. Может возникнуть стереотип ожидания, что забота придет извне: о себе забыли — тогда пусть родители, муж или даже клиенты удовлетворят потребности и позаботятся. Это ухудшит отношения с клиентом - он почувствует дискомфорт. Когда я в нашем психологическом центре обучаю начинающих коллег, я всегда им говорю о том, что трудности в терапии — это подарок, благодаря им они смогут узнать, с чем еще нужно проработать в самих себе.

Для того, чтобы оставаться эффективным, нужно постоянное повышение квалификации. Психолог — это самая дорогая профессия, потому что мы всё время вкладываем в свое развитие свои силы, своё время. Даже если у психолога пока мало опыта или есть личностные проблемы, но он занимается своим развитием — он сможет развиваться и будет эффективно работать. Психолог должен сам проходить терапию, ходить на тренинги. Это обязательно. Опыта много не бывает и это знают те, кто долго работает в профессии: мы в Ростове организовывали курс Ив-Легру Ракендры по осознанности и он поделился, что в свои 62 года после окончания курса отправляется на три недели в Америку - работать над собой, чтобы научиться строить долгосрочные равноправные отношения с женщинами. И в 62 года этом человек продолжает ставить перед собой личностные цели! Это вызывает у меня уважение. Настоящие профессионалы совершенствуются всегда.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Толерантное отношение к ВИЧ-инфицированным людям.

Цель: расширить знания о ВИЧ, СПИД; ознакомить с проблемами ВИЧ инфированных

людей; воспитывать толерантное отношение к больным на СПИД и ВИЧ-инфированных людей.

Форма работа: тренинг.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ГРУППЫ.

Добрый день. Мы сегодня собрались, чтобы расширить ваши знания о ВИЧ, СПИДе, ознакомить Вас с проблемами ВИЧ-инфицированных людей и больных на СПИД.

А сейчас совместно с Натальей Павловно расмотрим эту анкету.

Каждому участнику раздается анкета.

ВИЧ – это вирус, который вызывает СПИД.

Можно заразиться ВИЧ, выпив из стакана, которым пользовался ВИЧ-инфицированный.

ВИЧ передается при поцелуе.

Можно заразиться ВИЧ при переливании непроверенной крови

Человек – носитель ВИЧ может заразить своего полового партнера.

Употребление алкоголя может повысить риск заражения ВИЧ.

Комары могут быть переносчиком ВИЧ.

Использование одноразовых шприцев может защитить от ВИЧ/СПИДа

Использование латексных презервативов во время полового контакта может уменьшить риск заражения ВИЧ.

Прием противозачаточных таблеток может уберечь женщину от ВИЧ инфицирования.

Можно заразиться ВИЧ, пользуясь одним унитазом с ВИЧ-позитивным человеком.

Большинство людей, инфицированных ВИЧ, являются опасными для общества.

ВИЧ – окончательная стадия СПИДа.

СПИД – это респираторная болезнь (простуда).

А что, по вашему мнению, означает красная ленточка на груди?

Красный цвет – это цвет крови. Красная ленточка означает: я знаю о проблеме СПИДа, и эта проблема меня глубоко волнует.

II. МОТИВАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИНГА

Сегодня мы собрались для того, чтобы обговорить проблему людей, с которыми мы в жизни с каждым годом будем встречать все больше и больше – с людьми, которые живут с ВИЧ. Они такие же, как мы с тобой, только в их крови поселился вирус. Многие из них не наркоманы, не проститутки, не бомжи, но так получилось, что они больны на ВИЧ. Чтобы побороть СПИД, нужно научиться, как с ним бороться, а не поддавать дискриминации больных людей. В начале тренинга Вы заполнили анкеты, обратимся к ним в конце тренинга. Изменится ли ваше мнение? Если да, то мы не зря здесь собрались.

III . ПРОВЕДЕНИЕ ТРЕНИНГА.

На красных ленточках учащиеся пишут свои ожидания от тренинга, озвучивают, приклеивают их на плакат.

Давайте вспомним, что означает сокращения ВИЧ, СПИД.

Учащиеся расшифровывают букву, объясняя значение слова. (Слайд 1)

В – вирус (возбудитель болезни)

И – иммунодефицита (отсутствие защитных сил организма)

Ч – человека (личность, индивидуальность)

С – синдром (ряд симптомов, которые указывают на наличие определенной болезни или состояния)

П – приобретенного (появившегося в течение жизни, а не от рождения)

И – иммунного (касается иммунной системы)

Д – дефецита (недостаток чего-то).

Все участники пересказывают друг другу текст.

Ведущий выдает каждому участнику по 12 листочков бумаги и просит написать на 4 листочках:

1. названия любимых блюд;

2. названия любимых занятий, увлечений;

3. любимые книги.

Ведущий просит участников выбрать и отдать по одному любимому блюду, занятию, книге.

Далее ведущий говорит, что болезнь требует следующих жертв, и участники отдают еще по три листочка. В конце концов, наступает стадия, когда человек теряет контроль над своей жизнью и болезнь уже сама забирает у него то, что ему дорого.

После этого ведущий сам проходит по кругу и забирает, не глядя, по три листка у каждого участника. Все, что осталось у участников – это возможный вариант того, что болезнь может сделать с жизнью любого человека.

После этого участники обсуждают психологичесие последствия незащищенных сексуальных контактов как варианта необдуманного поведения: разочорование, психологическая или сексуальная травма, чувство одиночества, тревога по поводу своего здоровья, мнительность, страх по поводу наступившей беременности или заболеваний, передающихся половым путем, неудовлетворенность своим сексуальным поведением, боязнь огласки, тревога по поводу дальнейших отношений.

Как себя чувствовали участники во время игры?

Как сейчас себя чувствуют?

С чем (или с кем) труднее было расставаться?

Стигма – это клеймо, пятно, метка.

Стигма в нынешнем понимании – это знак позора либо общественное порицание, убежденность общества в том, что определенный образ жизни является постыдным. ВИЧ-позитивный статус может являться стигмой, если общество с предубеждением относится к людям, живущих с ВИЧ.

Дискриминация – ограничение или лишение прав определенной категории граждан. Применительно к ВИЧ – положительным, -это ограничение или лишение прав, связанных с их ВИЧ-статусом.

Остракизм – изгнание, гонение.

Тигма и дискриминация, связанные с ВИЧ/СПИДом - глобальное явление. Оно не возникло неожиданно и не является плодом чьей-то фантазии. Оно основано на глубоко укоренившихся страхе и позоре. СПИД – новое заболевание и считается смертельным, а все, что связано со смертью, всегда вызывает страх.

Стигма и дискриминация, связанные с ВИЧ/СПИДом, порождают самостигматизацию или стыд, который испытывают люди, живущие с ВИЧ/СПИДом, сталкиваясь с негативным отношением и реакцией окружающих. Это приводит к депрессиям, замыканию в себе и чувству собственной неполноценности, подрывает и истощает силы уже ослабленных людей, заставляет их винить самих себя за то, что они оказались в таком положении.

А какими же правами обладают ВИЧ-инфицированные?

1. право на социальную защиту и медицинскую помощь;

2. право на работу;

3. право на уважение и достоинство;

4. право на отдых;

5. право на жизнь;

6. право на защиту от дискриминации;

7. право на свободное общение.

Учитель преждевременно готовит карточки:

Остальные карточки – пустые. Вместе столько карточек, сколько учащихся принимает участие.

Ход упражнения

Участников предупреждают, что они сейчас получат карточки с секретным обозначением. Нельзя показывать их соседу или еще кому нибудь. Возьмите все ручки, пройдите по классу и на трех карточках поставте свой автограф з обратной стороны.

Чаще среди трех учащихся кто-то все таки нарушает инструкцию. Это является примером того, как в жизни люди часто слышат предупреждения, но принебрегают ими.

Что показывает данное упражнение?

Учитель. Это упражнение показывает, насколько быстро распространяется ВИЧ-инфекция. И как реально можно ее избежать.

Всеукраинская сеть людей, которые живут с ВИЧ в Крыму в г. Симферополе;

Ваша активность на занятии еще раз доказывает, что толерантность займет достойное место в ваших взаимоотношениях с другими людьми. Теперь вы знаете, что общение с ВИЧ-положителтным человеком безопасно. Нельзя инфицироваться при рукопожатии, пользовании одной ванной комнатой, плавая с ВИЧ-инфицированным в одном бассейне, обедая с ним за одним столом.

1 декабря Всемирный день борьбы со СПИДом, который сегодня называют Днем солидарности с людьми, живущими с ВИЧ-инфекцией и СПИДом. В этот день во всем мире проводится множество акций и других мероприятий для того, чтобы обратить внимание окружающих на эту проблему и искоренить в обществе людей стигму и дискриминацию.

Большая часть населения не только не знает, чем отличается ВИЧ от СПИДа, но и считает эту проблему совершенно далекой, которая их никак не коснется. А к тем, кто живет с этим недугом, относятся со страхом, брезгливостью и даже ненавистью.

Все становятся в круг. Я попрошу каждого участника сделать комплимент кому-нибудь из группы. Для этого мы используем клубок ниток.

Осторожно натяните нить, чтобы она не разорвалась. А теперь опустим нить к полу и поднимем над головой. В жизни у человека могут быть взлеты и падения, жизнь может идти ровно, но в любом случае завязанные нити дружбы не должны рваться.

Читайте также: