Трудовой договор с вич инфицированными

Обновлено: 24.04.2024

Статья 22. Гарантии медицинским и иным работникам, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ в пункт 1 статьи 22 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

1. Медицинские и иные работники, осуществляющие диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лица, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Продолжительность рабочего времени и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска медицинских работников, осуществляющих диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лиц, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, определяется Правительством Российской Федерации.

Размеры повышения оплаты труда за работу с вредными и (или) опасными условиями труда медицинским работникам, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, и лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, работающим в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, медицинским работникам и указанным лицам, выполняющим аналогичные функции, из числа гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, а медицинским работникам и указанным лицам, работающим в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, - в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Установление сокращенной продолжительности рабочего времени, повышенного размера оплаты труда и предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных иным работникам медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, медицинских организаций, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также иным работникам из числа гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, осуществляются по результатам специальной оценки условий труда.

2. Медицинские и иные работники, осуществляющие диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лица, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, подлежат:

Информация об изменениях:

обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.


В статье анализируется положение лиц, инфицированных ВИЧ/СПИДом, в трудовой сфере на основе законодательства Российской Федерации и международных актов. Затронуты наиболее острые проблемы, а также пути их преодоления.

Ключевые слова: трудовые права, ВИЧ/СПИД-инфицированные.

Неоднократно проводимые социологические опросы подтверждают наличие факта дискриминации больных ВИЧ/СПИДом и членов их семей, незаконного лишения культурных, социально-экономических прав, в числе которых право на труд.

Международный правовой акт, непосредственно имеющий отношение к вопросам о трудоспособности ВИЧ/СПИД-инфицированных, — Рекомендация 200 МОТ о ВИЧ/СПИДе в сфере труда. Наиболее важными и в то же время основополагающими положениями данного документа являются следующие:

— недопущение никакой дискриминации в отношении работников, особенно лиц, ищущих работу, на основе их статуса ВИЧ-инфицированных;

— их семьям должна быть обеспечена неприкосновенность их частной жизни;

— отсутствие требования сдачи анализа на ВИЧ от работников [2].

Уже более 20 государств приняли законодательство, регулирующее трудовые отношения и социальное обеспечение в связи с ВИЧ/СПИДом. В частности, в Намибии был принят Государственный кодекс по ВИЧ/СПИДу и трудовым отношениям, в ЮАР Закон о равенстве в трудовых отношениях [3].

К сожалению, население РФ не владеет необходимыми знаниями о ВИЧ/СПИДе. На фоне этого у широких слоев населения развивается негативное и осуждающее отношение к ВИЧ-инфицированным, что порождает повышенную защиту персональных данных работников.

Потому представляется целесообразным дополнить ст. 86 ТК РФ указанием на то, что любая информация о состоянии здоровья, лечении пациента составляет врачебную тайну.

Возвращаясь к вопросу зарубежного опыта в сфере труда, регулирующего положение лиц, инфицированных ВИЧ, следует отметить пример Китая. Так, законом Китая о дискриминации инвалидов 1995 года введен запрет увольнения работодателем работника по причине наличия у последнего ВИЧ/СПИДа. Кроме этого, работодатель обязан так организовать рабочее пространство работника, чтобы максимально помочь ему с выполнением его трудовой функции. В данном случае работодатель является не пассивным наблюдателем, а активным помощником государства в его реализации искоренения дискриминации в отношении ВИЧ-инфицированных. Более того, в обязанности работодателя входит пресечение различного рода притеснений со стороны трудового коллектива по отношению к названной категории работников. Таким образом, необходимо отметить положительный опыт зарубежного законодательства в этом вопросе и учитывать его при реализации законодательных инициатив [6].

В настоящее время Россия и все мировое сообщество активно борется с эпидемиями и инфекциями, которые подрывают здоровье населения и сокращают ее численность. Но ВИЧ/СПИД, являясь коварным заболеванием современности, продолжает существовать, убивая повсеместно. Нельзя не отметить тот факт, что болезнь снижает качество трудовой функции, влияющей на качество рабочей силы. Все это приводит к дестабилизации обстановки в стране, ведь некогда здоровое население теряет трудоспособность, а значит переходит в разряд иждивенцев. Потому грамотная политика государства, направленная на информационное просвещение населения, зарубежный опыт и активная законодательная работа должны привести к эффективному регулированию трудовых прав ВИЧ-инфицированных работников.

Основные термины (генерируются автоматически): обязательное медицинское освидетельствование, Российской Федерации, проведении обязательных предварительных, иммунодефицита человека, вирусом иммунодефицита человека, Правовое регулирование труда, Российской Федерации заболевания, работников отдельных профессий, регулирование труда лиц, выявления ВИЧ-инфекции, периодических медицинских осмотров, ТК РФ, иммунного дефицита, Постановление Правительства, сфере труда, трудовой функции, предупреждении распространения, законодательства Российской Федерации, положение лиц, Трудовым кодексом РФ.

Подборка наиболее важных документов по запросу Доплата за работу с вич (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Доплата за работу с вич

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Доплата за работу с вич

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Особенности учета расчетов по оплате труда с персоналом в государственных бюджетных учреждениях здравоохранения
(Костюкова Е.И., Ельчанинова О.В., Феськова М.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2021, N 10) Величина компенсационных выплат устанавливается в виде процентной надбавки к окладу или фиксированной суммы. К категории выплат за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, например, можно отнести компенсационные выплаты медицинским работникам, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, в этом случае таким работникам может устанавливаться доплата за каждый час работы к окладам (должностным окладам).

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: О расходах на оплату труда, признанных ТФОМС необоснованными
(Зарипова М.)
("Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2018, N 10) Следующее нарушение, рассмотренное в Постановлении АС УО от 26.01.2018 N Ф09-8052/17 по делу N А50-9311/2017, схоже с предыдущим. Оплата труда сотрудников больницы, осуществляющих функции в сфере решения задач в области гражданской обороны, и работников организационно-методических отделов, доплаты работникам за работу с ВИЧ-инфицированными пациентами производились за счет средств ОМС. Как отмечается в Постановлении, данные сотрудники организационно-методических отделов исходя из осуществляемых функций непосредственно в лечебно-диагностическом процессе не участвовали. В соответствии с территориальной программой услуги таких специалистов, как и услуги в сфере гражданской обороны и работа с ВИЧ-инфицированными пациентами, подлежали финансированию за счет средств бюджета субъекта РФ, а не за счет средств ОМС. Поскольку источник возмещения расходов непосредственно указан в территориальной программе ОМС, у больницы отсутствует возможность самостоятельно выбирать средства, за счет которых будет производиться возмещение расходов на оплату труда. Неправомерное расходование средств ОМС образует состав нарушения в виде нецелевого их использования, за которое предусмотрена ответственность по ч. 9 ст. 39 Закона N 326-ФЗ. Напомним, что положения данной статьи содержат нормы-санкции (пени, штраф) за неисполнение либо ненадлежащее исполнение условий договора на оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, определенные для медицинской организации (учреждения).

Перевод на другую работу по медицинским показаниям

В отделении новорожденных роддома работает медицинская сестра, у которой выявлена ВИЧ-инфекция. В должностные обязанности медсестры входят в том числе инвазивные манипуляции (уколы, установка катетеров и т.д.). Должен ли быть данный работник в соответствии с ч. 1 ст. 73 Трудового кодекса РФ, ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 30.03.1995 N 52 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 17 Правил проведения обязательного медицинского освидетельствования на выявление вируса иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), утв. Постановлением Правительства РФ от 13.10.1995 N 1017 переведен на другую работу, исключающую условия распространения ВИЧ-инфекции?

В данном случае речь идет о защите здоровья населения. Это относительно редкий случай, когда во главе угла стоит законодательство о здравоохранении (ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 30.03.1995 N 52), а нормы трудового права (п. 17 Постановления Правительства РФ от 13.10.1995 N 1017) применяются субсидиарно, в той мере, в которой это необходимо, чтобы обеспечить трудовые права работника, заболевшего ВИЧ.

Полагаем, что если медицинская сестра должна выполнять инвазивные манипуляции, и это прямо сформулировано: в профессиональном стандарте, стандарте медицинской или первичной медико-санитарной помощи, в трудовом договоре или должностной инструкции, она подлежит переводу на другую работу, исключающую условия распространения ВИЧ-инфекции. При условии, что обеспечено выполнение всех требований законодательства о здравоохранении.

В соответствии со ст. 73 ТК РФ работника, нуждающегося в переводе на другую работу в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с его письменного согласия работодатель обязан перевести на другую имеющуюся у работодателя работу, не противопоказанную работнику по состоянию здоровья.

Если работник, нуждающийся в соответствии с медицинским заключением во временном переводе на другую работу на срок до четырех месяцев, отказывается от перевода либо соответствующая работа у работодателя отсутствует, то работодатель обязан на весь указанный в медицинском заключении срок отстранить работника от работы с сохранением места работы (должности). В период отстранения от работы заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Если в соответствии с медицинским заключением работник нуждается во временном переводе на другую работу на срок более четырех месяцев или в постоянном переводе, то при его отказе от перевода либо отсутствии у работодателя соответствующей работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 8 части первой статьи 77 ТК РФ.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ основанием для прекращения трудового договора является отказ работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо отсутствие у работодателя соответствующей работы (части третья и четвертая статьи 73 ТК РФ).

Ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных заболеваний, если они могут явиться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями производства, в котором они заняты, или выполняемой ими работой, при их согласии временно переводятся на другую работу, не связанную с риском распространения инфекционных заболеваний. При невозможности перевода на основании постановлений главных государственных санитарных врачей и их заместителей они временно отстраняются от работы с выплатой пособий по социальному страхованию.

Пунктом 17 Постановления Правительства РФ от 13.10.1995 N 1017 (ред. от 04.09.2012) "Об утверждении Правил проведения обязательного медицинского освидетельствования на выявление вируса иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" установлено, что в случае выявления ВИЧ-инфекции у работников отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, эти работники в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежат переводу на другую работу, исключающую условия распространения ВИЧ-инфекции. При отказе от прохождения обязательного медицинского освидетельствования на выявление ВИЧ-инфекции без уважительных причин работник подлежит дисциплинарной ответственности в установленном порядке (п. 18 Правил).

Постановление Правительства РФ от 04.09.1995 N 877 "Об утверждении Перечня работников отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, которые проходят обязательное медицинское освидетельствование для выявления ВИЧ-инфекции при проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров" устанавливает перечень работников отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, которые проходят обязательное медицинское освидетельствование для выявления ВИЧ-инфекции при проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров, в соответствии с которым обязательному медицинскому освидетельствованию для выявления ВИЧ-инфекции при поступлении на работу и при периодических медицинских осмотрах подлежат следующие работники:

а) врачи, средний и младший медицинский персонал центров по профилактике и борьбе со СПИДом, учреждений здравоохранения, специализированных отделений и структурных подразделений учреждений здравоохранения, занятые непосредственным обследованием, диагностикой, лечением, обслуживанием, а также проведением судебно-медицинской экспертизы и другой работы с лицами, инфицированными вирусом иммунодефицита человека, имеющие с ними непосредственный контакт;

б) врачи, средний и младший медицинский персонал лабораторий (группы персонала лабораторий), которые осуществляют обследование населения на ВИЧ-инфекцию и исследование крови и биологических материалов, полученных от лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека;

в) научные работники, специалисты, служащие и рабочие научно-исследовательских учреждений, предприятий (производств) по изготовлению медицинских иммунобиологических препаратов и других организаций, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека.

2. Перечень конкретных должностей и профессий работников, указанных в пункте 1, определяется руководителем учреждения, предприятия, организации.

от 17 июня 2010 года N 200

О ВИЧ/СПИДе и сфере труда

Генеральная конференция Международной организации труда,

созванная в Женеве Административным советом Международного бюро труда и собравшаяся в Женеве на свою 99-ю сессию 2 июня 2010 года,

отмечая, что ВИЧ/СПИД оказывает серьезное воздействие на общество и экономики, сферу труда, как в формальном, так и в неформальном секторах, работников, их семьи и иждивенцев, организации работодателей и работников и государственные и частные предприятия и подрывает процесс достижения целей достойного труда и устойчивого развития;

вновь подтверждая важность роли Международной организации труда в решении проблем, касающихся ВИЧ/СПИДа и сферы труда, и необходимость для Организации активизировать свои усилия для достижения целей социальной справедливости и борьбы со стигматизацией и дискриминацией в отношении ВИЧ/СПИДа во всех аспектах своей деятельности и своего мандата;

напоминая о важности сокращения масштабов неформальной экономики посредством обеспечения достойного труда и устойчивого развития с целью более эффективной мобилизации усилий в сфере труда в борьбе с ВИЧ/СПИДом;

отмечая, что высокие уровни социального и экономического неравенства, отсутствие информации и осведомленности, несоблюдение врачебной тайны и недостаточный доступ к лечению и неисполнение указаний врачей повышают риски передачи ВИЧ-инфекции, уровни смертности, число детей, которые потеряли одного или обоих родителей, и число работников, занятых неформальным трудом;

учитывая, что бедность, социальное и экономическое неравенство и безработица повышают риск сокращения доступа к мерам профилактики, лечению, уходу и поддержке, а, значит, усиливают опасность передачи инфекции;

отмечая, что стигматизация, дискриминация и угроза потери работы, которым подвергаются лица, пораженные ВИЧ/СПИДом, препятствуют тому, чтобы люди знали свой ВИЧ-статус, повышая таким образом степень уязвимости работников к ВИЧ-инфекции и ущемляя их право на получение пособий по социальному обеспечению;

отмечая, что ВИЧ/СПИД оказывает более сильное воздействие на уязвимые группы и группы риска;

отмечая, что ВИЧ-инфекция в равной степени поражает и мужчин и женщин, хотя женщины и девушки подвергаются более значительному риску и в большей степени уязвимы к воздействию ВИЧ-инфекции и несоразмерно сильнее страдают от пандемии ВИЧ, чем мужчины из-за гендерного неравенства, и что поэтому расширение прав и возможностей женщин является ключевым фактором в глобальных ответных мерах борьбы с ВИЧ/СПИДом;

напоминая о важности защиты работников путем осуществления комплексных программ по вопросам безопасности и гигиены труда;

напоминая о ценности Свода практических правил МОТ по вопросу "ВИЧ/ СПИД и сфера труда" (2001 г.), а также о необходимости усиления его воздействия, с учетом того, что существуют ограничения и пробелы в процессе его практического осуществления;

отмечая необходимость оказания содействия осуществлению положений международных трудовых конвенций и рекомендаций и других международных актов, которые имеют отношение к ВИЧ/СПИДу и к сфере труда, включая те из них, в которых признается право на максимально высокие уровни здоровья и достойной жизни;

напоминая об особой роли организаций работодателей и работников в деле оказания содействия и поддержки национальным и международным усилиям по борьбе с ВИЧ/СПИДом в сфере труда и благодаря этой сфере;

отмечая важную роль рабочих мест в отношении информации о профилактике, лечении, уходе и поддержке в рамках национальных ответных мер борьбы с ВИЧ/СПИДом, а также доступа к ним;

подтверждая необходимость продолжения и расширения международного сотрудничества, в частности, в контексте Совместной программы Организации Объединенных Наций по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС) в целях оказания поддержки практическому осуществлению настоящей рекомендации;

подтверждая ценность сотрудничества с заинтересованными организациями, занимающимися вопросами борьбы с ВИЧ/СПИДом, включая сектор здравоохранения и другие соответствующие организации, особенно организации, представляющие лиц, живущих с ВИЧ/СПИДом, на национальном, региональном и международном уровнях;

подтверждая необходимость разработки международной нормы для направления усилий организаций работодателей и работников и правительств в определении их ролей и обязанностей на всех уровнях;

определив, что эти предложения примут форму рекомендации,

принимает сего семнадцатого дня июня месяца две тысячи десятого года следующую рекомендацию, которая может называться Рекомендацией 2010 года о ВИЧ/СПИДе и сфере труда.

I. Определения

1. Применительно к настоящей рекомендации:

а) термин "ВИЧ" означает вирус иммунодефицита человека, вирус, который разрушает иммунную систему человека;

b) термин "СПИД" означает синдром приобретенного иммунодефицита, который возникает на самых последних стадиях развития ВИЧ-инфекции и характеризуется оппортунистическими инфекциями или связанными с ВИЧ онкологическими заболеваниями или теми и другими заболеваниями;

c) термин "лица, живущие с ВИЧ" означает лиц, инфицированных ВИЧ;

d) термин "стигма" означает социальное клеймо, которое при упоминании в связи с каким-либо лицом обычно приводит к социальной изоляции и является препятствием на пути всестороннего участия в социальной жизни лица, инфицированного ВИЧ или пострадавшего от этого заболевания;

e) термин "дискриминация" означает всякое различие, недопущение или предпочтение, приводящее к ликвидации или нарушению равенства возможностей или обращения в области труда и занятий, как это определено в Конвенции 1958 года о дискриминации в области труда и занятий (111) и в Рекомендации 1958 года (111);

f) термин "пострадавшие лица" означает лиц, чьи жизни изменились под влиянием ВИЧ/СПИДа ввиду более широкого воздействия пандемии;

g) термин "обеспечение приемлемых условий жизни и труда" означает любые изменения и коррективы, касающиеся работы или рабочего места, которые являются реально осуществимыми и позволяют лицам, живущим с ВИЧ или со СПИДом, иметь доступ к занятости, участвовать в трудовой деятельности и продвигаться по службе;

h) термин "уязвимость" означает неравные возможности, социальную изоляцию, безработицу или ненадежную занятость, обусловленные социальными, культурными, политическими и экономическими факторами, что делает человека более восприимчивым к ВИЧ-инфекции и заболеванию СПИДом;

i) термин "рабочее место" означает любое место, где работники занимаются своей деятельностью;

j) термин "работник" относится ко всем лицам, работающим в соответствии с любыми формами занятости или соглашений.

II. Сфера охвата

2. Настоящая рекомендация охватывает:

а) всех работников, работающих на основе всех форм занятости или соглашений, а также все рабочие места, включая:

i) лиц, имеющих любую занятость или профессию;

ii) лиц, проходящих профессиональную подготовку, включая стажеров и учеников;

iv) претендентов на рабочие места;

v) уволенных и временно неработающих работников;

b) все сектора экономической деятельности, включая частный и государственный секторы, и формальную и неформальную экономику;

c) вооруженные силы и силовые ведомства.

III. Общие принципы

3. Следующие общие принципы должны применяться в отношении всех действий в рамках национальных ответных мер борьбы с ВИЧ/СПИДом в сфере труда:

а) ответные меры борьбы с ВИЧ/СПИДом должны рассматриваться в качестве вклада в процесс практического осуществления прав человека и основных свобод и гендерного равенства для всех, включая работников, их семьи и их иждивенцев;

b) ВИЧ/СПИД необходимо признать и рассматривать в качестве вопроса, связанного с рабочими местами, который должен быть включен в число важнейших элементов национальных, региональных и международных ответных мер борьбы с этой пандемией на основе всестороннего участия организаций работников и работодателей;

c) не следует допускать никакой дискриминации в отношении работников, особенно лиц, ищущих работу, и претендентов на рабочие места, на основе их действительного или приписываемого статуса ВИЧ-инфицированных или принадлежности к регионам мира или группам населения, которые считаются в большей степени подверженными риску стать ВИЧ-инфицированными или более уязвимыми к ВИЧ-инфекции;

d) профилактика всех средств передачи ВИЧ-инфекции должна быть одним из основополагающих приоритетов;

е) работники и их семьи и иждивенцы должны иметь доступ к услугам, связанным с профилактикой, лечением, уходом и поддержкой в отношении ВИЧ/СПИДа, и пользоваться этими услугами, и рабочие места должны сыграть роль в облегчении доступа к таким услугам;

f) следует признать и активизировать участие и сотрудничество работников в разработке, осуществлении и оценке национальных программ и программ на рабочих местах;

g) работники должны извлекать пользу из программ профилактики особых рисков, связанных с передачей ВИЧ-инфекции и сопутствующих инфекционных заболеваний на рабочих местах, таких как туберкулез;

h) работникам, их семьям и иждивенцам должна быть обеспечена неприкосновенность их частной жизни, включая конфиденциальность информации в отношении ВИЧ/СПИДа, в частности, их собственного статуса ВИЧ-инфицированных;

i) от работников не следует требовать проходить анализ на ВИЧ или сообщать информацию об их ВИЧ-статусе; и

j) меры борьбы с ВИЧ/СПИДом в сфере труда должны быть частью национальных политики и программ, в том числе связанных с вопросами труда, образования, социальной защиты и здравоохранения;

k) защита работников профессий, которые особенно подвергаются риску передачи ВИЧ-инфекции.

IV. Национальные политика и программы

4. Государства-члены должны:

a) проводить национальные политику и программы по ВИЧ/СПИДу и сфере труда и по вопросам безопасности и гигиены труда там, где таковые уже существуют;

b) интегрировать в соответствующих случаях свои политику и программы по ВИЧ/СПИДу и сфере труда в планы развития и в стратегии сокращения масштабов бедности, включая достойный труд, жизнеспособные предприятия и стратегии получения доходов.

5. В процессе разработки национальных политики и программ компетентные органы государств-членов должны учитывать положения Свода практических правил МОТ по вопросу "ВИЧ/СПИД и сфера труда" 2001 года, и любых последующих пересмотренных изданий и других соответствующих актов МОТ, а также других международных руководящих принципов по этому вопросу.

6. Национальные политика и программы должны разрабатываться компетентными органами государств-членов на основе консультаций с наиболее представительными организациями работодателей и работников, а также организаций, представляющих лиц, живущих с ВИЧ/СПИДом, с учетом мнений специалистов соответствующих секторов, особенно сектора здравоохранения.

7. В процессе разработки национальных политики и программ компетентные органы государств-членов должны учитывать роль рабочих мест в области профилактики, лечения, ухода и поддержки, включая оказание содействия в области консультирования и добровольного проведения анализов при содействии местных общин.

8. Государства-члены должны использовать любую возможность для распространения информации об их политике и программах по ВИЧ/СПИДу и сфере труда через организации работников и работодателей, другие соответствующие структуры по вопросам борьбы с ВИЧ/СПИДом и каналы общественной информации.

Дискриминация и содействие обеспечению равенства возможностей и обращения

9. Государства-члены после проведения консультаций с наиболее представительными организациями работодателей и работников должны рассмотреть вопрос о предоставлении защиты, равной той, которая предусматривается в соответствии с Конвенцией 1958 года о дискриминации в области труда и занятий (111), с целью предотвращения дискриминации в отношении работников на основе их действительного или приписываемого статуса ВИЧ-инфицированных лиц.

10. Реальный или воспринимаемый статус ВИЧ-инфицированного лица не должен служить основанием, препятствующим его приему на работу или предоставлению ему непрерывной занятости или пользованию равными возможностями в соответствии с положениями Конвенции 1958 года о дискриминации в области труда и занятий (111).

11. Реальный или воспринимаемый статус ВИЧ-инфицированных лиц не должен служить причиной прекращения трудовых отношений. К временному отсутствию на работе по причине заболевания или выполнения обязанностей по уходу, связанных с ВИЧ/СПИДом, необходимо относиться так же, как и к отсутствию по состоянию здоровья, с учетом положений Конвенции 1982 года о прекращении трудовых отношений (158).

12. Когда существующие меры борьбы с дискриминацией на рабочих местах являются неадекватными для предоставления эффективной защиты от дискриминации, связанной с ВИЧ/СПИДом, государства-члены должны адаптировать эти меры или принимать новые меры, а также предусмотреть их действенную и транспарентную реализацию.

13. Лица, страдающие от заболеваний, связанных с ВИЧ-инфекцией, не должны быть лишены возможности - при обеспечении, в случае необходимости, приемлемых условий жизни и труда - продолжать работу до тех пор, пока они, по состоянию здоровья, могут выполнять такую работу. Необходимо стимулировать принятие мер для того, чтобы перевести таких лиц на другую работу, которая в достаточной степени приспособлена к их возможностям на основе прохождения профессиональной подготовки, или облегчить им процесс возвращения на работу, с учетом положений соответствующих актов МОТ и Организации Объединенных Наций. 6

14. Необходимо принимать меры на рабочих местах или с их помощью в целях сокращения возможности передачи ВИЧ-инфекции и ослабления ее воздействия путем содействия:

a) обеспечению соблюдения прав человека;

b) обеспечению гендерного равенства и расширению прав и возможностей женщин;

с) принятию мер по предотвращению и запрещению насилия и сексуальных домогательств на рабочих местах;

d) обеспечению активного участия как женщин, так и мужчин в ответных мерах борьбы с ВИЧ/ СПИДом;

e) участию и расширению прав и возможностей всех работников, независимо от их сексуальной ориентации и принадлежности к уязвимым группам;

f) охране сексуального и репродуктивного здоровья и репродуктивных прав женщин и мужчин; и

g) эффективному обеспечению конфиденциальности личных данных, включая медицинские данные.

Профилактика

15. Стратегии профилактики должны быть приспособлены к национальным условиям и конкретным рабочим местам и они в полной мере должны учитывать проблемы гендерного, культурного, социального и экономического характера.

Читайте также: