Твір по твору альберта камю чума

Обновлено: 19.04.2024

Главным предметом творчества французского писателя А. Камю, лауреата Нобелевской премии (1957), одного из ярчайших представителей литературы экзистенциализма, был человек, его психология, поведение в “предельных” жизненных ситуациях. Для жителей алжирского города Орана таким испытанием стала эпидемия чумы, которая поставила всех без исключения жителей перед лицом смерти. Об ужасном году в истории города и рассказывает роман-хроника “Чума”. Большинство оранцев ужасно напуганы эпидемией, в их сердцах властвовал страх. “Общество

Тем не менее, среди них были люди, которые нашли в себе силы противостоять чуме. Доктор Рие, главный рассказчик, один из первых осознал критичность ситуации и понял, что в таком положении полагаться можно только на повседневную работу, в которой “главное – это хорошо делать свое дело”. Он убежден в том, что, хотя зло как таковое уничтожить невозможно, конкретное зло – болезнь, если взяться за дело всем вместе, одолеть можно, поэтому призывает к борьбе. “…Когда видишь, сколько беды и горя приносит чума, надо быть сумасшедшим слепцом или просто негодяем, чтобы примириться с чумой”. Во время эпидемии доктор Рие не думает о себе, о своей безопасности, его физические и душевные силы направлены на борьбу со смертельной болезнью. “Я не знаю, что меня ждет…Сейчас есть больные и надо их лечить.

Я защищаю их, как умею, да и все”.

Другим героем, который часто выступает от лица автора, является мыслитель Жан Тарру. Он много лет провел в борьбе за права обездоленных и со временем понял, что не имеет права убивать людей даже во имя высочайших идей. Тарру понимает, что зло, а итак, и жертвы – вечны, но противостоять злу возможно и надо.

Он организовал санитарные дружины, которые помогают врачам. Во время эпидемии Жан Тарру выполняет свой гражданский долг человека. Заезжий журналист Рамбер оказался в зачумленном городе случайно. В Париже его ждет любимая женщина.

Сначала он хочет во что бы то ни стало вырваться из Орана, но потом остается и в санитарной дружине борется с эпидемией, “лишь бы отыскать свое счастье и отстоять у чумы ту частицу самого себя, какую они защищали от всех посягательств”. Рамберу “стыдно быть счастливым одному” во время тяжелого времени. Мелкий служащий Жозеф Гран – добрый и искренний человек.

Его приводит в удивление несовершенство мира, убегая от него, Гран ночами пишет роман. Он мечтает о литературной славе. Когда в городе объявили карантин, Гран также вступил в санитарную дружину, он стал секретарем доктора Рие, составлял статистические таблицы заболевания.

Люди, которые образовали санитарные дружины, знали, что “надо бороться каким-либо способом и ни за что не падать духом”. Они выезжали на вызовы, изолировали больных, вывозили трупы, помогали жителям Орана “войти в чуму”, понять, что она является делом всех, и сделать свой выбор. Среди граждан есть такие, которые считают, что чума – наказание, посланное им за грехи Богом, и наилучший выход – смириться с ней. К этому призывает отец Банлю, но и он, смиренный, присутствующий при страшной агонии маленького безгрешного мальчика, сдавленным голосом проговаривает: “Бог, спаси это дитя!” Со временем отец Банлю также вступил в санитарную дружину, он “не вылазил из лазаретов и пораженных чумой кварталов”, а вскоре умер.

Кое-кому из горожан чума даже приносит немалую выгоду. Например, Коттар нажился благодаря торговле продовольствием на черном рынке.

И вот через год чума начала отступать. Февральское утро открыло городские ворота. В Оране устраивается праздник избавления от чумы. Люди братаются, чувствуют себя счастливыми.

Именно в этот день доктор Рие задумал написать эту историю, “чтобы не уподобиться молчаливому человеку, чтобы, по крайней мере память оставить о несправедливости и насилии, содеянным над ними, да и просто для того, чтобы сказать, чему учит тебя трудное время: люди больше заслуживают уважения, чем пренебрежения”.

Але задум автора не обмежується лише цим. Камю вдалося екстраполювати образ чуми на буття в цілому — вийшло по-новому, ефектно, приголомшливо. Чума не лише у політиці чи владі, вона у суспільстві, вони проникла в кожен дім, кожну сім’ю, не обминула нікого. Це зло не лише у втіленні фашизму, а й щоденне, невіддільне від людини зло, поруч із яким ми живемо.

Особливо мене вразили моменти опису Альбером Камю почуттів людей по цей бік паркану. Ці нещасні переживали не лише загальнолюдську трагедію, сам факт існування коричневої чуми, а і свою особисту — бути відділеним від свого мікросвіту, від сім’ї, друзів, родичів. У воєнній та повоєнній літературі часто підіймаються питання людяності, боргу, підтримки, життя та смерті, проблеми вибору, але рідше — психологічні аспекти названих і багатьох інших питань, що порушує війна. Камю ж, справжня еліта французької письменності, говорячи про особисті почуття тих, хто був заблокований всередині міста, говорить одночасно стримано й чуттєво, влучно й лаконічно. Він втілює опис у таку особливу форму сором’язливо-відвертого зізнання, що читач не може залишатися байдужим до героїв та їхніх внутрішніх проблем.

Особливою є лексика роману — позбавлена яскравого емоційно-експресивного забарвлення, стриманий виклад подій і коментарів до них. І все це підсилює враження від загального змісту роману-притчі, який насправді є набагато глибшим, ніж може здатися.

У філософсько-інтелектуальному розумінні роман можна розглядати як щось подібне до авторського монологу. Окремі персонажі, які представляють самого автора, відтворюють різні сторони його світогляду: вони є додатковими суб-его генія, в їх уста він вкладає власні думки. У цьому сенсі роман — це полілог і одночасно розмова із самим собою, що однак не позбавляє персонажів індивідуальних рис. У цій справі Камю — майстер. Заплутати читача, заінтригувати і вести крізь хащі подій — його призначення.

Окрім загальної геніальності твору, вражають і окремі його частини. Інтелектуали доктор Ріє та Тарру у своїх розмовах підіймають одвічні питання людської сутності — про можливості окремих особистостей, про страх, мужність, відчай, любов. Я впевнена, що кожен читач почерпнув для себе якісь нові цікаві думки з їхніх діалогів, що наштовхнули його на власні роздуми та висновки. А саме з цього й починається інтелектуальний ріст та розвиток особистості.

Не можна не сказати, що увесь роман Альбера Камю можна розібрати на цитати — завжди такі чуттєві, такі проникливі, і від цього ще більш близькі, хоча не завжди прості та зрозумілі. Фрази із натяками, підтекстом, напівтонами, прочитавши їх раз, вони більше ніколи не покинуть голови поціновувача французької літератури, вони супроводжуватимуть його впродовж життя, на кожному кроці даючи пораду, попереджуючи або нагадуючи, як справжній, глибокий роман-притча.

2 вариант

На мой взгляд, в своем романе Камю предложил нечто наподобие записи собственных мыслей, которые он выражал через разных героев. В том числе и героев с противоположными взглядами.

Как известно, люди сотканы из противоречий и Камю – не исключение. Человеческая психика способна вполне спокойно вмещать полярные взгляды и даже существовать с этим не натыкаясь на очевидные противоречия. Другое дело, что чем более образованным и развитым является человек, тем более ясным для него становится различие противоречий и их не сочетаемость, тем не менее, не следует исключать и возможности синтезировать разные взгляды в нечто более прогрессивное и точное.

Роман Камю представляет собой аллегорию на идеологию фашизма, которую многие и называли коричневой чумой. Произведение создано в 1947 году и довольно открыто намекает на ситуацию и взгляды автора. В финале горожане радуются, но некоторые думают о том, как чума снова выплеснет на улицы зараженных крыс и люди снова будут гибнуть в страданиях, собственно, сам факт существования фашистской идеологии в различных сообществах по всей планете только подтверждает оправданность подобных опасений.

Камю исходит из гностического мировоззрения, согласно которому, люди изначально являются по природе негативными и злыми. Также сюда возможно отнести и концепцию первородного греха, которая является основанием для того чтобы каждого считать носителем зла, отпадения от высшего принципа. Тарру является апологетом и выразителем в романе именно таких взглядов, он говорит о Чуме, которую люди носят в собственном сердце, то есть болезнь может проявляться и быть в невыраженной форме, но, так или иначе, болеют все.

Риз является в этом смысле более простым и конкретным, он относится к тем людям, которые не склонны к апатичным умствованиям, но предпочитают активные действия. Стиль романа во многом под стать таким воззрениям. Язык точный и лаконичный просто фиксирует факты, а борьба с чумой-злом становится просто ежедневной и непрестанной работой, которая требует регулярного выполнения.

Роман заставляет поразмыслить над природой зла как такового и способами борьбы со злом. Вполне возможно в этом смысле проблема заключается даже не во зле, но в добре, ведь, если бы не было добра, в частности Риза, который непрестанно трудится ради излечения других людей, то никому не было бы дела. Люди просто бы болели и погибали, оставаясь всегда под властью зла, исчезая во власти чумы.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Чума Камю

Популярные сегодня темы

Великая Отечественная война – это одна из тем, которая невольно вызывает слезы на глаза. И, не важно, что ты далекий потомок тех, кто непосредственно пережил тот сложнейший этап нашей общей истории.

У першій половині XX століття у світовій літературі з’являються твори які присвячені внутрішній психології людини.
Беручи в руки роман Альберта Камю зі страшною назвою “Чума” я не очікував, що це виявиться настільки глибокий твір. Його написанню автор присвятив не один місяць. Він один з тих, кому вдалось поринути у внутрішній світ людини, почути її думки, бажання та проблеми що її хвилюють.

Події відбуваються у сорокових роках, найімовірніше після Другої світової війни. Головний герой – лікар Ріє, який водночас є оповідачем.

У алжирське місто Оран прийшла чума, смертельна хвороба яка не залишала надій на виживання. Але суспільство до останнього не вірило в епідемію, або ж не хотіло вірити, закриваючи очі на все.

Як стверджував автор, образ чуми це перш за все образ нацизму, який тоді називали коричневою чумою.

Події у романі розвиваються, епідемія набула смертельного розмаху. Людям довелось визнати біду, вони впали в розпач. Місто ізолювали, закривши всі виїзди. Люди опинились сам на сам з чумою, допомоги чекати було нізвідки.

Вакцини ще не придумали, становище здавалось безнадійним. На тлі цих подій зростала ворожнеча між бідними й багатими. Головний герой спочатку зневажливо ставився до людей, проте з часом він побачив як вони потроху встають на боротьбу з чумою. Вони не впадають у повний відчай, не замикаються в собі, а стараються об’єднатись у боротьбі.

Тут простежується віра Камю в силу людину і силу єдності людей.

Читаючи твір, який схвилював мене, я помітив які ідеї хотів донести автор до нас. Головною проблемою в романі постає вибір, життєво важливий вибір який мусить зробити кожна людина. Здатись і померти як тварина страшною смертю чи не втрачати свою людську гідність і боротись. Навіть якщо боротьба безнадійна померти смертю гідною людини, смертю в боротьбі.

Камю бачив силу людину яка особливо проявлялась в єдності. Звісно у місті були люди, які навіть збагачувались на біді. Але як казав Едмунд Берк: “Для повного тріумфу зла достатньо щоб добрі люди нічого не робили”. Чума – це не просто хвороба, це образ Всесвітнього Зла, яке повністю викорінити неможливо.

Але Камю шукає в людині ті сили які здатні кинути виклик Долі, Богу, Хаосу і навіть Всесвітньому Злу. Не зважаючи на похмуру атмосферу, на мою думку, роман нікого не залишить байдужим. Кожна розумна людина повинна задуматись про проблеми порушені в творі, адже це стосується виживання всього людства.

Персонажи романа

Главным героем книги является доктор Риэ. Он признает только научный взгляд на мир и не верит в мистику или высшие силы. Также в действии участвует мнительный Рамбер (единственный персонаж в романе, имеющий имя) – журналист, который пытается выбраться из прокаженного города и вернуться к жене, и Жан Тарру – богач, который нашел себя в помощи более бедным горожанам.

В произведении описывается хроника города Оран, который находится на алжирском берегу, но при этом принадлежит к французской юрисдикции. Действие происходит в 1940-ых годах, но конкретные даты не указываются. Таким образом автор ярко ассоциирует чуму с распространяющимся по Европе в тот же временной период нацизмом и фашизмом.

Чума Камю краткое содержание

Доктор Риэ видит, что в городе стали массово появляться крысы. На улице было все больше их маленьких трупов, а это могло значить только одно – не за горами губительная эпидемия чумы. Доктор отправляет свою жену в санаторий, чтобы снизить для нее риски, а тем временем заболеваемость начинает расти. Одной из первых жертв чумы становится привратник доктора Риэ, и после него начинается целая эпидемиологическая волна. Вскоре префектура закрывает город на карантин, и покинуть его более уже никто не может.

Доктор тем временем пытается помочь своему знакомому из мэрии, а также знакомится с журналистом Раймоном Рамблером. Молодой человек прошел через войну, но все равно остался очень эмоциональным, и он очень тоскует по своей супруге, но вот приехать к ней не может до конца карантина. Поэтому Рамблер решает заняться полезным делом: вместе с доктором Риэ и активным горожанином Жаном Тарру они организуют санитарную бригаду.

Когда город закрыли, жители поддались панике. Дело в том, что границы Орана стали охранять вооруженные военные, а поставки продовольствия и других необходимых вещей прекратились. Ресурсов не хватало, и пропасть между богатыми и бедными сильно усилилась. И бедняков не оставалось шансов выжить, но губила их даже не чума, а голод и антисанитария. Богатые контрабандисты же радовались чуме, так как сколачивали себе на этом состояние.

Раймон Рамблер всеми силами пытался покинуть Оран. Но у него ничего не получалось – ни легальным, ни нелегальным путем. В итоге он решил оставить свои попытки и приложить все силы на борьбу с эпидемией.

В тяжелых эпидемиологических условиях люди остаются уже полгода. На дворе октябрь, а чума началась весной. Все это время доктор Риэ пытался разработать лекарство, и у него наконец получается. Сыворотка действительно работает, и люди начинают выздоравливать, хотя первые эксперименты провалились.

Неожиданно для всех чумой заболевает Жан Тарру. Доктор Риэ осматривает его и обнаруживает, что Жан поражен сразу двумя видами заболевания. Сыворотка помочь не в силах, и Тарру умирает. Тем временем один из контрабандистов, понимая, что его золотое время кончилось, сходит с ума и начинает стрелять по жителям. С трудом доктор успокаивает его. Вскоре с города снимают карантинные ограничения.

Через некоторое время главный герой узнает, что в санатории умерла его жена. В отчаянии он думает, что чума еще не закончилась. Пусть она и отступила сейчас, но болезнь проросла в само общество и может пробудиться в любой момент.

Главная мысль

Главная мысль романа состоит в том, что главный враг людей – это они сами, а не внешние беды или болезни. Автор намеренно говорит о таких вещах, как голод, контрабанда, разделение между богатыми и бедными. Жители города Оран гибли не столько от чумы, сколько от собственного отношения к эпидемии: кто-то походил к ней безответственно, кто-то – стремился нажиться, а кто-то всеми силами старался помочь окружающим и все равно погибал, потому что жизнь зачастую несправедлива.

На месте чумы можно представить любое явление, которое затрагивает широкую общественность (даже сам автор говорил, что под чумой он имел ввиду не только фашизм). Если перед лицом реальной опасности люди не объединяются, а наоборот – пытаются насолить другому ради собственного блага, то выжить не удастся никому, и погибать будут даже невинные.

Читайте также: