Учебно-тренировочное занятие по чуме

Обновлено: 17.04.2024

Цель. Уточнить представление детей о жилище оленеводов- чуме. Рассказать и показать,как оленеводы ставят чум. Закреплять умение работать с разным материалом (тканью, счетными палочками, пластилином). Упражнять в изготовлении крепления для шестов из пластилина. Учить вырезать из ткани нужный по величине кусок прямоугольной формы (покрытие для чума).Активизировать словарь (основные шесты,циновки, макод,сымзы, нюк, тюмю,дымовое отверстие).

Материал. Макет чума. Схема установки чума. Иллюстрации с изображением чума и дома. Ткань, счетные палочки, пластилин.

Ход занятия

Воспитатель. Отгадайте загадку.

В доме лишь одна стена,

Очень круглая она.

До того она кругла-

Ни единого угла. (Чум)

Что такое чум? (Дом оленеводов.)Верно, чум — жилище оленеводов.

(Выставляет макет чума.) Что вы можете о нем рассказать? (Ответы детей.) Скажите, чум ставят, делают или строят (Ставят.)Правильно, чум ставят, и обычно занимаются этим женщины.

Существует определенный порядок установки чума. Прежде всего оленеводы выбирают место для жилища, которое зимой расчищают от снега. Потом намечают середину чума (показывает на схеме,куда кладут железный лист. Летом на нем разводят костер,а зимой устанавливают железную печку -тюмю. Вокруг листа (показывает на схеме) укладывают по две — три доски - это пол. Затем на землю кладут циновки, которые оленеводы плетут из веток ивы.

Почему они держат сто друзей?Потому что на них вкруговую ставят остальные шесты,и этих шестов очень много,чтобы чум получился большой,просторный. Затем устанавливают еще один шест -сымзы -приспособление для подвешивания котла над костром или печкой (показывает на схеме).Как вы думаете, для чего нужен котел? (Ответы детей.)Когда все шесты установлены,женщины начинают натягивать нюк - покрытие для чума. Нюк для зимнего чума сшивается из больших оленьих шкур нитками из сухожилий оленя. А нюк для летнего чума сшивается из полос бересты конопляными нитками. Почему шьются разные нюки? (Ответы детей)

После того как чум поставлен и покрыт, женщины застилают постели. На ивовые циновки кладут циновки из соломы, а на них — оленьи шкуры. Одеялами служат так же оленьи шкуры. Чум готов, можно в нем жить.

Играющие распределяются на пары,образуя два круга, -внутренний и внешний. В центр выходит ребенок и выполняет действия в соответствии с текстом стихотворения В. Ледакова.

Ставит чум моя семья -

Трудятся отец и мать.

Что мне делать? Отдыхать?

Быть без дела не люблю,

Я кустарник нарублю.

Разожгу костер скорей,

Пусть горит он веселей.

Ребенок возвращается на место. Дети в кругу поочередно читают стихотворение В. Берестова и выполняют движения.

Чум, чум,круглый дом,

Побывайте в чуме том!

(Внутренний круг движется в одну сторону, внешний — в другую.)

Гости явятся едва -

(Останавливаются. Дети из внутреннего круга поднимают сцепленные руки вверх, образуя ворота.)

В печку прыгают дрова.

(Дети из внешнего круга проходят в ворота,собираются в центре.)

Печка жарко топится,

(Дети из центра прыжками продвигаются к своей паре.)

(Остальные хлопают в ладоши.)

(Дети из центра, допрыгав до своей пары,хлопают в ладоши.)

Воспитатель (показывает иллюстрации с изображением чума и дома). Что изображено на этих картинках? Чем отличается чум от дома?

Почему оленеводы ставят чумы, а не строят такие дома, как у нас? (Ответы детей.)

Сейчас попробуем сами установить чум.

Конспект занятия Конспект занятия по формированию культурно – гигиенических навыков в средней группе. Цель: воспитание культурно – гигиенических навыков,.

Конспект занятия по художественно-эстетическому воспитанию Цель: Формирование у детей чувства эмпатии, обучение умению вежливо общаться друг с другом, мотивировать детей на совершение добрых дел.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

МОУ Школа села Белоярск Приуральского района ЯНАО

hello_html_m114d52.jpg

Паспорт программы

Некрасова Ольга Сергеевна

Чум на пришкольной территории.

Педагоги, обучающиеся школы, в том числе и воспитанники интерната, родители.

Формирование инновационной воспитательно-образовательной среды для наибольшего раскрытия природного потенциала детей коренных малочисленных народов Крайнего Севера с учётом их социокультурных особенностей.

Воспитывать любовь к родному краю, уважение к традициям ненецкого народа.

Создавать условия для самореализации и социализации воспитанников интерната.

Формировать воспитательно-образовательную среду, способствующую ознакомлению детей с культурой народов севера.

Нравственное, патриотическое воспитание с использованием

Вовлечь родителей, представителей социума в проектную деятельность по сохранению традиций народов севера.

Работа с обучающимися

Работа с родителями

Работа с педагогами

Работа над формированием воспитательно-образовательной средой ОУ

1. Культурологический принцип – приобщение детей к истокам культуры.

2. Краеведческий (региональный) принцип.

3. Принцип интеграции.

4. Тематический принцип – деление материала на основные темы.

Срок реализации программы

Реализация программы рассчитана на три года с 2014 по 2017 год.

Этапы реализации программы

1 этап. Организационно – подготовительный .

2 этап – реализация программы .

Организация и проведение циклов занятий, совместных экскурсий и мероприятий на базе уличного чума.

3 этап – Заключительный.

Обобщение результатов работы, анализ деятельности, удовлетворенность всех участников результатами, сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми.

Презентация опыта работы по проекту.

Обеспечение адаптации воспитанников к постоянно изменяющейся социально-экономической ситуации, организации функционирования образовательно-воспитательного процесса для достижения результатов образования, соответствующих требованиям ФГОСов и необходимого для этого уровня мотивации воспитанников к освоению инноваций. Индикаторы: уровень успеваемости воспитанников, качество образования воспитанников, показатели участия в олимпиадах, соревнованиях, конкурсах, проектах.

Качественное обновление содержание воспитательно-образовательного процесса с учётом этнопедагогики и этнопсихологии.

формирование у выпускников школы ключевых компетентностей: Рост числа воспитанников выпускников 9, 11 классов, поступивших в ВВУЗы и ССУЗы. Трудоустройство выпускников, не продолживших обучение по окончании 9,11 классов - 100%. Положительная динамика мониторингов социально-профессиональной успешности выпускников.

Сохранение здоровья воспитанников. Индикаторы: результаты медосмотров, психолого-социологического мониторинга.

Удовлетворенность результатами деятельности интерната семейного типа родителей, администрации школы, учредителей. Индикаторы: результаты мониторинга.

Актуальность.

Правильное воспитание – это наша счастливая старость,

плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы,

это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

Программа рассчитана на обучающихся, родители которых ведут кочевой и полукочевой образ жизни в ЯНАО. Подавляющее большинство кочующего населения направляют своих детей для получения образования в школу с интернатом, где происходит разрыв с традиционным образом жизни коренных народов Севера. Для сохранения традиций, языка, культуры народов Севера на территории МОУ Школы села Белоярска установлен уличный чум. Программа помогает в решении задач нравственного воспитания, сохранения здоровья обучающихся. Инновационный проект по созданию реабилитационной зоны для детей КМНС предусматривает установку чума на территория интерната МОУ Школы села Белоярск. Чум - переносное жилище, которое оборудовано всем имуществом, необходимым для кочевой жизни в условиях тундры. Имеются переносная печь, спальные места, постели, стол, посуда и другие принадлежности. Жилище – место жизни человека, место, где он рождается, растет, обзаводится семьей и потомством, творит и уходит в мир предков. Из жилища человек отправляется активно действовать, осваивать мир. Это кров. Укрытие, место покоя и порядка.

Чум планируется использовать как учебное помещение на практических занятиях по домоводству и внеурочных занятиях, для проведения национальных праздников, воспитательных часов и мероприятий, а также для приема родителей воспитанников. Кроме того, ребята, проживающие в интернате семейного типа, могут проводить в чуме и свое свободное от занятий время.

Анализ результатов анкетирования, диагностического обследования воспитанников, наблюдения выявил следующие проблемы:

Неблагоприятный эмоциональный фон, возникающий в адаптационный период прибытия детей из тундры и при сложности обучения в школе.

Узкий круг применения умений, навыков, полученных в среде проживания с родителями, позволяющий повысить самооценку обучающихся.

Противоречия :

1) отрыв детей от этнической среды и необходимость опоры на традиционную культуру как средство воспитания обучающихся

2) между содержанием программ современного образовательного процесса и системой ценностей, жизненным опытом воспитанников интерната, родители которых ведут кочевой и полукочевой образ жизни.

Если в воспитательно-образовательную работу ввести системную работу на базе уличного чума, то это будет способствовать большей социализации воспитанников, улучшению психологического фона воспитательно-образовательного процесса, повышению мотивации к осознанному выбору профессии обучающимися.

К педагогическим условиям применения опыта отнесено следующее:

программа реализуется в течение трёх лет.

в педагогическом процессе широко используются методы и средства этнопедагогики, приёмы организации учебно-исследовательской деятельность

предполагается создание благоприятной воспитательно-образовательной среды ОУ.

предполагается широкое использование нескольких педагогических технологий: здоровьесберегающих технологий, технологии личностно – ориентированного обучения, педагогики сотрудничества, игровых технологий, технологию проектного обучения.

включает в работу совместную проектную деятельность с родителями

предполагает интеграцию образовательных областей.

Ожидаемые результаты: Обеспечение адаптации воспитанников к постоянно изменяющейся социально-экономической ситуации, организации функционирования образовательно-воспитательного процесса для достижения результатов образования, соответствующих требованиям ФГОСов и необходимого для этого уровня мотивации воспитанников к освоению инноваций. Индикаторы: уровень успеваемости воспитанников, качество образования воспитанников, показатели участия в олимпиадах, соревнованиях, конкурсах, проектах.

Качественное обновление содержание воспитательно-образовательного процесса с учётом этнопедагогики и этнопсихологии.

формирование у выпускников школы ключевых компетентностей: Рост числа воспитанников выпускников 9, 11 классов, поступивших в ВВУЗы и ССУЗы. Трудоустройство выпускников, не продолживших обучение по окончании 9,11 классов - 100%. Положительная динамика мониторингов социально-профессиональной успешности выпускников.

Сохранение здоровья воспитанников. Индикаторы: результаты медосмотров, психолого-социологического мониторинга.

Удовлетворенность результатами деятельности интерната семейного типа родителей, администрации школы, учредителей. Индикаторы: результаты мониторинга.

Для реализации проекта используется интегрированный подход – включение сведений об истории и культуре северных народов во все виды деятельности обучающихся: познавательную, продуктивную, игровую и т.д.

Содержание программы включает 2 части: теоретическую и практическую.

II. Образ жизни тундрового народа

Кочевой образ жизни. Причины кочевого образа жизни.

Перекочевка на новое место. Время привалов в пути, время движения, неписанные законы перекочевки. Непредвиденные моменты в пути и меры их устранения.

Оседлый образ жизни. Режим дня, отличие оседлого образа жизни от кочевого образа жизни.

III. Жилище.

История жилища. Первое жилище ненцев - чум. Из чего строится чум. Шесты, группы шестов, головные, боковые, основные, назначение каждого шеста. Жилище – чум. Главные столбы, копылья, полозья балка. Назначение.

IV. Внутреннее убранство северного жилища ненцев.

Передняя и задняя часть чума. Свободная часть чума. Жилая часть чума. Как расположены предметы быта в чуме.

Постель, технология составления постели в условиях тундры.

V. Хозяйство кочевой семьи.

Оленеводство – древнее занятие ненцев. Пастух, обязанности пастуха. Древние методы сохранения стада

Названия оленей в зависимости от масти, возраста и пола, от их повадок, окраса. Методы подбора оленей для мужской упряжки. Легенды и песни ненцев про упряжку, которой гордится хозяин?

Предназначения оленей: рабочие олени, упряжные: мужские, женские, детские олени. Предназначение оленей в упряжке: передовой олень, средние олени в упряжке, крайний правый.

Упряжи: упряжь на передового оленя, на крайнего правого оленя, на средних оленей, на рабочих оленей. Сооружение, на котором лежит вожжа. Пуговицы из кости оленьего рога. Их назначение.

Вожжи и веревки, которыми привязывают оленей. Их назначение. Плетение, виды плетения.

Палатка в чуме для защиты от комаров в ночное время. Как подвязывается и укрепляется.

Оберег. Шитье по выкройке для кукол. Изготовление ненецких кукол из клювов гусей и уток.

VI. Устное народное творчество.

Общее понятие. Сказки и песни, сказания, предания, воспевающие дом оленевода. Современные песни и стихи про жизнь оленеводов, в творчестве ямальских поэтов и художников.

Чтение ненецких сказок, сравнение описаний жилья; убранства чума.

ХОБЦОКО ЯЛЯ. Загадки жителей Крайнего Севера.

V II. Народные игры, соревнования.

Народные ненецкие игры.

Национальные виды спорта: метание тынзяна на хорей, бег с палкой, метание топора, прыжки через нарты и другое.

V I II . Национальная одежда.

Ненцы. Мужская, женская, детская одежда

Ханты. Мужская, женская, детская одежда

Узоры на одежде северных народов.

IX . Кухня народов Севера

Традиционные блюда ненецкой кухни

X . Народные праздники. Народный календарь.

Практическая часть.

Обустройство чума. Постановка, разборка чума. Заготовка дров. Уборка чума. Ведение хозяйства в чуме.

Приём гостей в чуме. Правила сервировки национального стола.

Приёмы, тренировки по национальным видам спорта. Правила проведения соревнований по национальным видам спорта.

Список литературы

Арктика – мой дом. Народы севера земли. Культура народов севера. Полярная энциклопедия школьников. – М.: Северные просторы, 2011. – С.116 – 124,200 – 206.

Володин А.П. Ительмены. Серия Народы Севера. – СПб.: Дрофа, 2009.

Гарина Н. Чум //Северные просторы. – 2011. – №1.

Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Знакомьтесь: ханты. /Отв. Ред.В.И. Володин – Новосибирск, ВО Наука, 2012.

Лебедев Ю.С. Архитектурная бионика – М.: Стройиздат, 1990. – С. 269.

Скотт Ч. Проектирование дома для северного климата // Architectus. – 2004. – №6.

Сусой Е.Г. Из глубины веков. – Тюмень: ЯНОИУУ, 2004. – С.12 – 46.

Харючи Г.П. Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса. – Томск: Изд-во университета, 2011.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Чум – традиционное жилище ненцев.


Что нам стоит чум построить
В лесотундре из жердей:
Приподнять его за ушки,
Поддержать чуть – чуть хорей,
Закрепить брезент веревкой,
Взять местами бечевой.
Дом мы строим со сноровкой
По привычке кочевой.
Чум готов!
Пора и печку
По – хозяйски растопить
И на наше новоселье
Всех соседей пригласить.

Традиционным жилищем ненцев является чум – конусообразная палатка из жердей. Зимой он покрыт полотнищами из оленьих шкур, а летом из бересты.

Если выпас оленей, охота и рыболовство – занятие мужчин, то установка чума традиционно считается женским делом. Отчасти это верно, так как хозяйка чума знает каждый шест, его место. Но при необходимости мужчина всегда придет на помощь. Они помогают поднять вверх тяжелые нюки – покрытия для чума из шкур оленя.

Существует определенный порядок при установке чума. Прежде всего, выбирается место. Выбор места связан с временем года: зимой чум ставят по возможности на укрытых от ветра местах, летом – на возвышенностях, открытых местах.

Глава семьи на оленьей упряжке проезжал вперед и останавливался на том месте, где предполагалось ставить чум. Место, выбранное для установки чума, расчищалось, разравнивалось. После этого взрослые начинали распрягать оленей легковых упряжек, старшие дети – оленей, запряженных в грузовые нарты. Затем подростки распаковывали нарты с предметами домашнего обихода, а женщины – нарты с шестами и покрышками чума.

Посредине будущего чум кладется железный лист для костра или стоянки печки – буржуйки. По обе его стороны укладывают две-три доски, служащие в чуме полом. Вслед за досками, еще дальше от печки стелют циновки, сплетенные из ивовых прутьев, на которых позже располагалась постель. Затем женщины ставили два основных шеста чума, скрепленные в верхней части веревкой, продетой в специально проделанные отверстия. Некоторое время 1-2 человека придерживали их, пока другие шесты чума, расставляемые по кругу, не придавали им устойчивость. Для устройства чума требуется от 25 до 40 шестов.

На готовый остов с помощью специальных шестов натягивают нюки – покрышки. Зимой это 4 полотнища из оленьих шкур, 2 из которых натягивают мехом внутрь, а 2 других – поверх первых, мехом наружу. Летние покрышки шьются из вываренной бересты. Берестяных полотнищ бывает 4, но они покрывают остов чума в один слой. Покрышки с помощью веревок прикрепляют к шестам у основания чума. Вверху, где скрещиваются шесты, остается отверстие для трубы или для выхода дыма. В ненастье его прикрывают с наветренной стороны куском шкуры, брезента или берестой.

После того как чум покрыт нюками, внесены постельные принадлежности и другие вещи, разведен костер или затоплена печь и подвешен чайник, женщины застилали постели, в пролом состоящие из соломенных циновок, оленьих шкур и перьевых подушек или меховых сумок, заменявших их.

Чум, несмотря на кажущуюся простоту его конструкции, демонстрирует умение его создателей приспосабливаться к суровым условиям. Благодаря обтекаемой форме, его не заносит снегом.

Ненецкий чум не запирается. Если в чуме никого нет, к входу должен быть приставлен шест, бревно или пустая нарта.

Цели и задачи :

рассказать и по возможности показать последовательность установки чума, рассказать о его составных частях;

расширить и укрепить знания воспитанников о традиционном распределении мест внутри чума;

познакомить с традициями воспитания детей в ненецкой семье;

пробуждать интерес и желание знать основы традиционного уклада жизни ненцев в чуме;

воспитывать любовь к родному дому.

Возможные используемые материалы : макет чума, карточки с названиями составных частей чума, предметы труда, принадлежащие мужчине и женщине, ненецкая традиционная посуда.





































Кроме того, в тренировке приняли участие Директор Национального Центра зоонозных болезней Министерства здравоохранения Монголии Цогбадрах Нямдорж, а также три представителя от эпидемиологической службы Монголии Баян-Ульгийского аймака, что позволило в полной мере реализовать поставленные задачи по отработке легенды, а также по выработке алгоритма совместных действий.

Тренировка проходила в условиях, приближенных к реальным, с отработкой алгоритма действий и схем оповещения всех служб.

Деятельность участников учений высоко оценена Директором Национального Центра зоонозных болезней Министерства здравоохранения Монголии Цогбадрах Нямдорж, который по итогам учений высказал готовность Монгольской стороны в проведении подобного мероприятия на территории Монголии и отработки совместных действий в предупреждении возникновения этого особо опасного заболевания. Представителями Иркутского противочумного института, делегированными в Республику Алтай для осуществления методической помощи и контроля за ходом проведения учений действия всех участников учений также оценены положительно.

(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай, 2006—2015 г.

Все права на материалы, размещенные на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах.
При использовании материалов сайта необходима ссылка на источник

Адрес: 649002, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, проспект Коммунистический, 173


Эл. почта:

Читайте также: