Ученые создали зомби вирус

Обновлено: 24.04.2024

В семидесяти километрах от Вашингтона находится небольшой уютный городок Фредерик, входящий в состав штата Мэриленд. Почти сразу же за ним, буквально на выезде, по обе стороны шоссе тянутся нескончаемые ограды из металлической сетки. Никаких поясняющих или предупреждающих надписей. Вдалеке виднеются аккуратные невысокие здания, окруженные серебристыми елями. Это Форт-Дитрик, центр биологических исследований армии США.

На протяжении четверти века внешне ничем не примечательный военный городок был наглухо изолирован от внешнего мира. Чтобы попасть туда, помимо специального пропуска требовался медицинский сертификат о двадцати различных прививках против всевозможных смертельных инфекций, включая черную оспу, бубонную чуму, тропическую лихорадку, сибирскую язву. Подобные строгости отнюдь не случайны. Именно Форт-Дитрик был главным центром Пентагона, где разрабатывались и совершенствовались возбудители эпидемических болезней и вирусных инфекций.

Гарри Трумэн. Человек, подписавший смертный приговор сотням тысяч японцев и спасший от смерти японца, убившего тысячи.

Впрочем, американские коллеги генерал-лейтенанта Сиро Исии не остановились на освоении японского опыта. Они считали, что оспа, тиф, чума и туляремия слишком хорошо изучены, следовательно, серьезного ущерба противнику нанести не смогут. Для работ по поиску новых биологических агентов были привлечены не только биологи, но даже историки и археологи. Именно они подали мысль использовать в качестве биологического оружия давно исчезнувшие заболевания. Среди них, к примеру, числились мелиоидоз и болезнь легионеров.

Когда подобные сведения просочились в прессу, среди американских ученых поднялась волна возмущения. Американское общество микробиологов устроило своим членам допрос с пристрастием, выясняя их связи с военным ведомством США. Доктор Лерой Фозергил, бывший директор лаборатории USBWL, сделал достаточно откровенное признание относительно возможных последствий массированной бактериологической войны.

Цитата: Вполне возможно, что многие виды жизни будут впервые в истории их существования подвергнуты воздействию того или иного возбудителя болезней. Нам ничего не известно о степени восприимчивости многих биологических видов к конкретным микроорганизмам, в частности к респираторным. При этом вполне могут возникнуть новые и непривычные переносчики инфекции, способы борьбы с которыми еще предстоит искать.

То есть напрямую было заявлено, что в случае применения такого оружия его создатели не будут иметь ни малейшей идеи о том, как его остановить и обезвредить.

Ричард Никсон хорошо понимал, что гонку би-
ологических вооруже-
ний выиграть нельзя. Это бег наперегонки к краю пропасти.

А спустя десять лет биологические агенты были распылены сразу в нескольких городах — Чикаго, Сан-Франциско, Нью-Йорке. Для заражения выбирались места наибольших скоплений людей, а в особенности автовокзалы и аэропорты. На этот раз ставилась еще более масштабная задача — моделирование распространения инфекции по территории США. Результаты экспериментов показали, что при выборе автовокзала в качестве точки заражения эпидемия в кратчайшие сроки распространяется на две сотни населенных пунктов.

25 ноября 1969 года президент Никсон сделал официальное заявление, согласно которому наступательное биологическое оружие объявлялось вне закона. С этого дня лабораторный комплекс Форт-Дитрик официально используется только в оборонных целях — он сосредоточен на диагностике, выработке превентивных мероприятий и методов лечения, касающихся возможного применения биологического оружия против США. Что происходит за стенами лабораторных корпусов в промежутках между регулярными международными инспекциями, остается только гадать.

Бактериологическую войну можно пережить в бункере. Но в фантастике распространена тема атаки мутантов на последний человеческий бункер. Обычная радиация не способна порождать агрессивных мутантов. Однако существуют различные вирусы, которые влияют на поведение животных и людей, заставляя более активно вирус распространять. Нетрудно представить себе продвинутое изделие генной инженерии, которое превращает любое живое существо в зомби-агрессора. Мнимая фантастичность такого проекта может быть лишь стимулом к его реализации, тем более что основание в этот проект уже положено - созданы лаборатории, активно изучающие прионы.

З.Ы. Остается открытым вопрос - если США проводило испытание биологического оружия на собственных гражданах, то в чем причины столь массового психоза людей, побывавших на Майдане?

Образ популярной страшилки возник из настоящих медицинских случаев.

Но, в отличие от ИИ или пришельцев, зомби очень редко воспринимают серьёзно. Для многих они — просто незатейливая страшилка. Да и как можно серьёзно относиться к образу полуразложившегося мертвеца, который хочет съесть чужие мозги.

Впрочем, так было не всегда. Ранние истории про зомби основывались на реальных исторических событиях. А многие современные произведения всё больше стараются показать зомби реалистично. Рассказываем, как возник современный образ зомби и насколько он соответствует реальности.

Сейчас зомби зачастую показывают как тупых, агрессивных, человекоподобных монстров, которых героям нужно уничтожить. Подобный образ можно встретить как в играх, вроде Left 4 Dead, State of Decay или Dying Light, так и в фильмах и сериалах. Но так было не всегда.

Согласно верованиям Вуду, человек состоит из двух частей — души и плоти. Если их разделить, оставшаяся часть будет полностью во власти мага. Как правило речь идёт о телах умерших, но может быть и наоборот — маг может заточить в ловушку душу усопшего.

Историки сходятся во мнении, что криминальный кодекс говорит не о буквальном воскрешении мёртвых. Вместо этого запрещается доводить людей до состояния, пограничного со смертью. Считается, что местные шаманы могли ввести жертву в кому, после выхода из которой она становилась безвольной и послушной.

В 1982 году я отправился в Гаити чтобы расследовать яд Вуду, который, по слухам, мог подделать состояние смерти так, чтобы обмануть даже судмедэкспертизу. Мне удалось узнать формулу и привезти образцы яда. Его ингредиенты были очень жуткие — сушёные жабы, лягушки, ядовитые растения, человеческий череп и экзотическая рыба.

Тетродотоксин блокирует натриивые каналы на мембранах нейронов, приводя к онемению, нарушениям речи, параличу и даже к остановке дыхания в тяжёлых случаях. Этого было достаточно, чтобы убедить жертву и её знакомых, что человек умер и воскрес. Наркотики в свою очередь вызывали амнезию и делали пострадавшего более внушаемым.

Некоторые истории указывают, что после введения препаратов люди могли оказаться в глубокой коме на длительное время, за которое их успевали похоронить. Они приходили в себя на кладбище, пребывая в состоянии острого психоза. Отсюда и могли появиться легенды о воскресших мертвецах.

Окончательно образ зомби вошёл в массовую культуру с фильмом Джорджа Ромеро 1968 года. По сюжету картины, после возвращения космического аппарата с Венеры в стране начали происходить мистические массовые убийства, а мёртвые восстали в виде зомби.

Вместо давно разложившихся тканей — геморрагическая сыпь и кровь из рта. Вместо скованных, медленных движений — агрессивное поведение. Вместо обрывков слов — клекочущие звуки. Такие зомби выглядят более реалистично — в первую очередь потому, что они напоминают не старые сказки, а настоящие болезни.

Сложно выделить единственную причину, почему мы боимся зомби. Образ живого мертвеца — это и жуткий вид изувеченного человеческого тела, и неоправданная, беспощадная жестокость, и подсознательный страх неуправляемой толпы. Но, к тому же, зомби ассоциируются у нас с болезнями и страданиями. В определённом смысле, они — персонификация различных заболеваний и эпидемий, не щадящих никого.

Мы подсознательно боимся различных патогенов, поэтому люди с тяжёлыми болезнями или недугами заставляют нас чувствовать себя дискомфортно. Это естественная защитная реакция — интуиция подсказывает нам не вступать в контакт с больными. Именно этим пользуются художники, которые во всех красках иллюстрируют разные болезни в образе зомби.

В реальной жизни людям приходится сталкиваться с вирусными инфекциями, инвалидностью и психическими расстройствами — и все эти недуги формируют гипертрофированный сборный образ современного зомби.

Можно было бы разобрать отдельно взятых зомби из конкретных игр, но смысла в этом мало — в Dead Island, Dying Light, Days Gone, State of Decay и других проектах зомби очень похожи между собой. А авторы редко задумываются над их природой и физиологией, ограничиваясь преимущественно внешними проявлениями болезни.

Для зомби характерно сразу несколько признаков — отсутствие самостоятельного мышления, агрессивность, кровожадность, некроз тканей, сверхчеловеческие рефлексы и сила.

Так, нарушение сознания характерно в первую очередь для сумеречных состояний, возникающих при психиатрических расстройствах.

В какой-то мере это похоже на лунатизм: человек может самостоятельно передвигаться, выполнять какую-то работу, отвечать простейшими фразами, даже не осознавая происходящее. Люди, страдающие подобными расстройствами, могут даже во время приступа уехать в другой город.

Бывает и наоборот: в состоянии абсанса или кататонического ступора человек замирает, не реагируя на внешние раздражители. Этот эффект на человека также может оказать гипноз, чьи механизмы сейчас плохо изучены, и токсический делирий. Алкоголь или наркотические вещества способны привести к нарушению сознания и высшей нервной деятельности.

В состоянии психоза у человека изменяется восприятие реальности, снижается критика собственных действий и повышается агрессивность к себе и окружающим. И психические расстройства, и отравления алкоголем, наркотиками и токсинами сами по себе могут привести к нарушениям нервной системы, напоминающем поведение зомби.

У расстройств психики могут быть и другие причины — всевозможные вирусные, бактериальные и другие энцефалиты. Так, в первой половине двадцатого века предположительно вирус герпеса вызвал вспышку летаргического энцефалита, унёсшую множество жизней.

Не в последнюю очередь на миф о зомби повлияло бешенство — с его поражением нервной системы, агрессивностью и неадекватным поведением.

Поражение нервной системы может приводить и к внешним проявлениям. Например, поражение черепных нервов приводит к параличу лицевых мышц, отвисшей челюсти и нарушению речи.

А различные формы атаксий, в частности болезнь Паркинсона, приводят к патологической шаркающей походке, неспособности правильно поднять ногу.

Иллюстрация симптомов геморрагических лихорадок. Вы можете найти настоящие изображения болезней по их названиям в поисковых системах

Также существует множество заболеваний, которые могут привести к массивному некрозу тканей. Особенно это характерно для группы геморрагических лихорадок, вроде лихорадки Денге, жёлтой лихорадки, лихорадки Ласса.

Больше всего на слуху сейчас геморрагическая лихорадка Эбола, вызываемая одноимённым вирусом. Это чрезвычайно заразное заболевание, которое в тяжёлых случаях приводит к множественном отказу органов и массивному некрозу тканей. Несчастные заболевшие буквально распадаются живьём.

Похожую картину могут вызвать порфирии — группа тяжёлых наследственных заболеваний, которые связаны с нарушением обмена пигментов. Порфирии приводят к почечной и печёночной недостаточности, поражению нервной системы, гемолизу и различным дерматозам.

Не в последнюю очередь, к некрозу тканей (как правило, нижних конечностей) может привести сахарный диабет. Декомпенсированое течение болезни приводит к поражению нервных окончаний, кристаллизации и разрушению сосудов, что в свою очередь приводит к нарушению кровоснабжения поражённых участков тела. Вследствие этого развивается гангрена и некроз. К сожалению, этот процесс на поздней стадии очень сложно остановить, так что часто приходится ампутировать поражённую конечность.

Можно вспомнить ещё множество симптомов, которые легко встретить в современных зомби. Кашель, рвота, кровотечения, патологические разрастания — фактически, в одном образе авторы собирают самые большие страхи о болезнях.

Нанести вред человеку, в частности нервной системе, могут очень много факторов. Кроме вышеупомянутых нейротоксинов, на поведение способны повлиять вирусы, бактерии, грибы, паразиты и прионы.

В сериях Call of Duty и Wolfenstein игрокам часто приходится сталкиваться с зомби, воскрешёнными древней магией.

Фантастика: авторы Wolfenstein вдохновлялись оккультными практиками Третьего рейха и сообщества Аненербе. Кроме зомби, в играх серии можно встретить призраков, демонов и монстров из параллельной вселенной.

Правда: не существует доказательств, что у исследований нацистов были какие-либо результаты.

Сразу за волшебством по правдоподобности идёт радиация. Излучение, превращающее в зомби, часто встречалось в старой фантастике, да и сейчас похожую идею можно встретить на примере гулей из Fallout или зверолюдей из Metro.

Фантастика: в серии Fallout некоторые люди, оказавшиеся в эпицентре ядерного взрыва, получили настолько высокую дозу облучения, что превратились в бессмертных монстров. Некоторые из них и спустя 200 лет сохраняли самосознание, другие же превратились в диких чудовищ.

Правда: на самом деле, радиация не может вызвать ничего, кроме лучевой болезни и онкологии. К сожалению, люди с острой формой ЛБ действительно могут напоминать живые трупы — их тело буквально начинает распадаться от радиации. Но живут в таком состоянии считанные недели.

Отдельно стоит сказать про мутантов и мутагены, которые изменяют человеческое ДНК. Как правило, в комиксах подобные вещества превращают людей в супергероев, но, например, в серии Dead Space изменение генома создавало зомби.

Правда: некоторые вирусы, химические вещества и электромагнитное излучение действительно могут ломать и изменять ДНК. Но, как правило, это лишь точечные поломки, которые в самом плохом случае приводят лишь к возникновению опухоли.

Один из более правдоподобных вариантов — это паразит, как в Resident Evil 4 и подобных произведениях. В них какое-то существо проникает в нервную систему человека и подчиняет его своей воле.

Они подарили своим носителям сверхчеловеческую силу, скорость, но полностью подчинили своей воле. При нанесении увечий носителю паразит мог даже вылезти из тела и атаковать противника самостоятельно. В пятой и шестой части серии патоген ещё сильнее эволюционировал и стал напоминать разных насекомых и ракообразных.

Правда: действительно, некоторые глисты, вроде эхинокока, могут поразить головной мозг и вызвать энцефалит с нарушениями психики. Впрочем, в играх паразиты откровенно гиперболизированы и излишне агрессивны. И, конечно, глисты не могут превратится в чудовищ, втрое превышающих по размеру человеческое тело.

Фантастика: в игре Кордицепс представляет собой мутировавший штамм реально существующего грибка, распространённый по миру вместе с зерном из южной Африки. Кордицепс поражает нервную систему — сначала страдает кора мозга и высшая нервная деятельность, в результате чего происходят необратимые изменения в психике.

Потом страдает средний мозг и зрение, которое компенсируется повышенным слухом. На последней стадии поражённые Кордицепсом представляют собой диких зомби, которые просто служат разносчиками грибка.

Правда: в реальности Кордицепс действительно поражает нервную систему некоторых насекомых. Например, грибок подчиняет себе тело зомби-осы, заставляя высоко взлетать, взрываться и распылять споры, заражая других.
Кроме того, Кордицепс может заражать пауков, муравьёв и других жуков. К счастью, он не опасен для человека.

И всё же, самым реалистичным возбудителем зомби-апокалипсиса по прежнему остаётся вирус.

Фантастика: в Resident Evil и сотне других произведений вирус поражает нервную систему больного, приводя к психозу, агрессивности, каннибализму, некрозу тканей и другим симптомам.

Правда: в наше время хорошо известно, что вирусы могут вызывать множество заболеваний, напоминающих о зомби. Существует арбовирус, провоцирующий клещевой энцефалит с расстройствами психики. Вирус Эбола, вызывающий геморрагическую лихорадку. Таинственный неизвестный вирус, ответственный за летаргию Экономо. Вирус бешенства, который приводит к агрессии, параличу и патологическому аппетиту.

Гипотетически, вирусная инфекция может дать практически все симптомы, которые мы ассоциируем с зомби. И, как показывает практика с эпидемией Covid-19, такой патоген смог бы очень быстро распространиться по всему земному шару.

Так что пока, в 2020 году, нам очень везёт, что вируса зомби не существует.

Эх, как давно не снимали годных зомби фильмов.

Я ещё не отошел от потока зомби-контента 2010-х, так что нет спосибо

они вам еще не надоели?

Ну да, аж с марта этого года

Black summer на нетфликс ничего. Звезд с неба, конечно, не хватает, но по сравнению с другими сериалами про зомби - выглядит интересно.

Попробуй глянуть Black Summer на Нетфликсе. Сериал на 8 или сколько там серий, небольшой в общем. Мне прям дико зашло. Особенно после многолетней тягомотины ходячих.

Поезд в Пусан, вторая часть. Скоро в кино.

Если ниже еще не написали, то советую глянуть Париж - город зомби. Довольно любопытный фильм. 2017 года вроде

Советую приобщиться к сериалу Королевство от Netflix, но только к 1 сезону он просто шикарен - зомби, игра актёров, какая никакая логика. 2 сезон не рекомендую - слили на ДНО!

Разве? Второй Зомбилэнд вроде не так давно был

Ну, Поезд в Пусан и Королевство очень даже хорошие оказались.

Тупой кликбейт и обман чтобы набрать классы. "реальные истории", "документированные случаи", в результате в середине этой мутаты оказывается, что заг намекал к уголовному кодексу гаити, который запрещал делать зомби, "а значит были документированные случаи!!". Дальше размазывание соплей про яды, имитирующие смерть лол. Со времен ромео и джульетты это уже не оч ново

В 90х у меня целая серия книг была про сверхъестественное, зону 51, зомбаков и чудищ. Статья в таком же духе.

Статья из разряда охуитительных историй.

почему мы боимся зомби

Да никто их не боится кроме трех поехавших

Да ладно, смельчак. Посидишь ночь один в доме с покойницей? Сомневаюсь, что ты такой бесстрашный.

ИМХО, зомби на данный момент неспособны вызвать даже подобие страха у мало-мальски просвещённого человека

Как по мне, зомби используются для удовлетворения каких-либо потребностей в жести и расчлененке. Ведь они ничем от людей не отличаются, анатомия одна и та же.
Вот и весело народу рубить головы да конечности себе подобным, подсознательно веря, что убивают они какую-то нечисть, а не таких же людей.

Они то ничем не отличаются, просто люди сами по себе могут неплохо так пугать) Ну, зомби ещё играют на страхе болезней, страхе толпы и тд.

Вот и весело народу рубить головы да конечности себе подобным, подсознательно веря, что убивают они какую-то нечисть, а не таких же людей.
Это было в Черном Зеркале: Люди против огня

Хорошая статья, хороший разбор. Вчера задумался о природе зомби и их реализации в произведениях, эта статья действительно дала некоторые ответы.

Комментарий сгенерирован нейросетью

Главное, об их создании не задумайся.

Жаль не успел сразу написать. Есть книжка "Дневник чумного года" Даниэля Дефо. Там говорится, что ряд больных бегали по улицам и набрасывались на других. Это тоже вполне исторический прототип зомби, причем активных.

Цитата 1 —--—--
. если бы при помощи запирания домов больных не ограничивали в передвижении, то во время сильного жара, в бреду и беспамятстве, многие из них бегали бы взад-вперед по улицам города и даже, как это в ряде случаев и бывало, нападали бы на прохожих, подобно бешеным собакам, кусающим каждого, кто попадется им на пути;
—--—--—--—--—-

Появление заболевших на улице было очень огорчительно, и магистрат делал все от него зависящее, чтобы предотвратить подобные вещи; но так как случалось это обычно ночью и для всех неожиданно, не всегда под рукой оказывались караульные, чтобы воспрепятствовать бегству; но даже и днем прибывший на место караул предпочитал не связываться с больными, так как во время подобных приступов, когда болезнь достигала наивысшей точки, они становились особенно заразны и не было ничего опаснее, как дотрагиваться тогда до них. Обычно они бежали, сами не зная куда, пока не падали замертво, или пока, истощив свои силы, просто не падали, а умирали еще через какое-то время — полчаса-час; и, самое грустное, они всегда приходили в себя в эти последние мгновения и тогда особенно горестно и проникновенно оплакивали свое положение. Все это было еще до того, как потребовали строгого соблюдения распоряжения относительно запертых домов

Если бы это не было сделано (я говорю о строгом содержании больных под замком), Лондон превратился бы в самое чудовищное место на всем земном шаре; и, судя по тому, что мне известно, в нем умирало бы прямо на улице не меньше людей, чем в самих домах, потому что, когда болезнь достигала наивысшей точки, человек впадал в беспамятство и бредовое состояние, а тогда его невозможно было удержать в постели иначе как силой; многие, кто не был привязан к кроватям, выбрасывались из окон, когда видели, что через дверь выйти невозможно.
—--—--—--

Могут ли ученые на самом деле создать вирус зомби-апокалипсис?

Аномальные заразные белки, которые получили название прионы, могут блокировать одни участки мозга, а другие оставлять неповрежденными, создавая при этом из человека зомби. Вполне может быть, но это не так просто.

Обнаружение приона

Этот эффективный агент будет направлен и заблокирует определенные участки мозга, как утверждают ученые. И хотя живые мертвецы имеют неповрежденные двигательные навыки – умение ходить, конечно же, но еще и способность рвать, необходимая для того, чтобы пожирать человеческую плоть, их лобная доля, отвечающая за нравственное поведение, планирование и сдерживание импульсивных действий (таких как стремление укусить кого-то) перестанет существовать. Мозжечок, контролирующий координацию движений, вероятнее всего, будет функционировать, но не полностью. Это объясняет тот факт, что зомби в фильмах легко обогнать или сбить бейсбольной битой.

Скорее всего, виновником такого частично разрушенного мозга и есть белок. Точнее, белковоподобная инфекционная частица под названием прион. Это не совсем вирус и не живая частица, но ее практически невозможно разрушить и неизвестно, как лечить болезнь, которую вызывают эти прионы.

О прионах стало широко известно в 1990 годы, как об инфекционных возбудителях, повлекших за собой губчатую энцефалопатию крупного рогатого скота, также известную под названием коровьего бешенства. Когда деформированный прион попадает к нам в организм, как у бешеной коровы, в нашем мозге образуются дыры, подобно дырам в губке. Сцинтиграфия головного мозга зараженных прионом людей выглядела, словно в голову выстрелили из дробового ружья.

Страшные предположения

Ученые предлагают использовать вирус, вызывающий энцефалит, воспаление головной коры мозга. Подойдет и вирус герпеса, но присоединить прион к вирусу вряд ли удастся. После заражения нам придется остановить распространение приона в организме, чтобы наши зомби не стали абсолютно неподвижными, а их мозги – совершенно бесполезными. Ученые предлагают добавить бикарбонат натрия, чтобы стимулировать метаболический алкалоз, повышающий уровень pH в организме и затрудняющий размножение прионов. В этом случае у человека будут припадки, судорожные сокращения мышц и выглядеть он будет так же ужасно, как зомби.

Рассказываем об основных законах зомби-фильмов и о том, чем они напоминают реальную пандемию.

В XXI веке человечество вполне серьёзно боится зомби-апокалипсиса — в США популярные наборы для выживания в условиях зомби-апокалипсиса, а серьёзные учёные без всякой иронии анализируют, какая политическая система наиболее эффективна против этой угрозы.

Биологи и медики тоже рассуждают о проблеме вполне реально: в медицинском центре Саттера Роузвилла в Калифорнии читают лекции о зомби-апокалипсисе, а микробиологи и вирусологи рассуждают о теоретической возможности появления нейротропного вируса, который может атаковать мозг и вызвать агрессивное поведение.

Ниже мы проследим, как эволюционировал образ зомби в кино, проанализируем основные сценарные тропы и попробуем понять, почему эта тема до сих пор остаётся актуальной.

Попутно зародились и популярные тропы, ставшие каноном — зомби медлительные, всегда ходят толпой, а убить их можно либо поразив центральную нервную систему (например, отрубив голову), либо сжигая всё тело дотла. Ядром же подобных историй становятся не зомби, а люди, которые, как правило, конфликтуют, оказавшись запертыми в замкнутом пространстве.

Ромеро создал фундамент, на котором жанр стоит до сих пор — но со временем взгляд на зомби постепенно отходит от канона. Ромеро снимал авторское кино, где социальное высказывание было важнее зрелищности. Но в мейнстриме довольно быстро устали от медленных и глупых зомби, которые не представляют большой угрозы для человека. Ожившие мервтецы стали мутировать и меняться, а вместе с ними — и весь жанр.

В 80-х жанр отказался от социальных подтекстов и философии в угоду зрелищности. Именно в этот период зомби стали важной частью поп-культуры, а канон значительно расширился. Происхождение и способ размножения уже не так важны: вирус, магия или демонические силы —просто сюжетная условность перед основным действием.

Зомби-фильмы становятся более развлекательным, дешёвыми и далёкими от социально-политических интерпретаций. Несмотря на то, что все вышеперечисленные фильмы стали классикой, эксперименты привели к кризису 90-х и завели жанр в тупик.

В-третьих, в картине не просто всё внимание сосредоточено на главном герое, а зомби отводится в лучшем случае роль статистов, — в фильме вообще отсутствуют многие традиционные жанровые особенности, элементы gore и splatter. Зрителю не показывают детали (как одной героине отрубают руку), крови в фильме почти нет, убийства не показаны крупным планом и не детализированы. Все это объясняется желанием получить рейтинг, позволяющий привлечь в кино как можно большую аудиторию, что фактически делает фильм предателем среди жанра.
В-четвертых, это кино делает жанр всё более динамичным. Зомби в нём расторопнее и подвижнее, чем в каком-либо ином фильме данного жанра.

На последние двадцать лет приходится около трети всех существующих фильмов о зомби. Пик жанра происходит именно сейчас, отсюда и многообразие — в XXI веке на зомби-фильмы стали выделять большие бюджеты, в них снимаются звёзды, а в сюжетах появилось больше разнообразия.

Держа в уме кратко описанную выше эволюцию концепции зомби в кино и опираясь на уже существующие списки (один, два, три) популярных тропов, попробуем разобрать, из каких деталей состоит среднестатистический фильм о зомби-вирусе:

В отличие от индивидуалистов-вампиров, зомби — монстры коллективные. После выхода первых зомби-фильмов многие критики провели параллель: зомби — это пролетариат.

Теоретически живой мертвец может погибнуть окончательно из-за голода и полного гниения, но в кино такие примеры крайне редки. Чаще всего зомби убивают, поражая центральную нервную систему или сжигая тело. Это кажется лёгким способом борьбы с монстрами, но, во-первых, до этого ещё надо додуматься, а, во-вторых, при нашествии толпы отрубить голову каждому или сжечь всех почти невозможно.

Зомби-апокалипсис — не только популярный жанр, но и, как мы упоминали выше, один из потенциальных сценариев конца света в реальном мире. В отличие от других историй о монстрах, тема вируса пугает реалистичностью и позволяет постоянно нагнетать саспенс — превратиться в зомби может любой герой, что также работает и на драматическую составляющую.

Клише, которое используют в подавляющем большинстве зомби-фильмов. Базовая идея в том, чтобы показать, что самый страшный монстр — не зомби, а человек. Антагонистом в зомби-фильмах чаще всего становится эгоистичный человек, которые думает о том как выжить самому, а не спасать других.

Благодаря этому устоявшемуся тропу зомби-фильмы долгое время были дешёвыми и лёгкими в производстве. Всё, что нужно для их создания — одно помещение, несколько малоизвестных актёров и загримированная под зомби массовка. Теоретически зомби-апокалипсис можно устроить где угодно, поэтому часто фильмы основаны на одних и тех же клише, а меняются только локации.

Почти всегда центральный персонаж зомби-фильма — это самый обычный человек, которого зритель может отождествить с собой. У него нет каких-либо умений и суперсил, а опыт в борьбе с зомби он набирает по ходу сюжета. Такие персонажи всегда уязвимы, поэтому вызывают ещё большее сопереживания. Учитывая жанр, от смерти никто не застрахован. Поэтому выбор подобных среднестатистических людей на главный роли — простейший инструмент манипуляции зрительскими эмоциями.

Первое и очевидное — страх смерти. С ней герои фильмов о живых мертвецах буквально сталкиваются лицом к лицу. Далее — страх глобальной катастрофы, которую всегда гарантирует распространение зомби вируса. Не менее пугают и эпидемии: особенно они страшны, когда искажают тело и передаются сверхбыстро — этим зомби-фильмы регулярно пользуются.

Также зомби символизирует каннибализм, ксенофобию, иррациональное насилие, фанатизм, дестабилизацию общества и попросту Другого — нечто непонятное и необъяснимое, что всегда остаётся одним из главных экзистенциальных страхов. Оставаясь обезличенным, зомби вмещает в себя огромную палитру того, что боится каждый человек. Вопрос лишь в том, получится ли это талантливо показать в фильме.

Сегодня просмотр фильма о зомби-вирусе несёт не только развлекательную, но и терапевтическую функцию. Выше мы сосредоточили внимание на том, что зомби — идеальный сосуд для человеческих страхов. Фильмы о сражениях с живыми мертвецами помогают эти страхи принять и побороть.

Сегодня весь мир напряженно следит за мутациями коронавируса. И часто информация не обнадеживает: вирус становится все заразнее, все чаще поражает молодых и, по некоторым данным, утяжеляет течение болезни. Что ждать от дальнейших мутаций? Какие эволюционные задачи ставит перед собой вирус? Почему в Индии заболеваемость резко пошла на спад, а в России стремительно растет? Что будет, если мы все уйдем жить в лес? На эти и многие другие вопросы читателей "МК" в ходе онлайн-конференции рассказал специалист в области молекулярной биологии, доктор биологических наук, профессор Сколтеха Константин СЕВЕРИНОВ.


Константин Северинов Фото: Кадр из видео

- В начале пандемии многие ученые предсказывали, что у вируса нет задачи убивать, поэтому он будет мутировать, повышая свою заразность, но снижая агрессивность. В итоге мы видим, что новые мутации типа Дельта не только передаются значительно легче, но и приводят к более тяжелому течению болезни. Почему?

- Не думаю, что есть данные о том, что новые штаммы утяжеляют течение заболевания. Просто вирусы используют организмы людей как резервуар для селекции новых, более приспособленных вариантов. Такая селекция, позволяющая живым организмам выживать - основной тезис дарвиновской теории эволюции. Многие еще не переболели, и вирусу есть, где развернуться. Поэтому те варианты вируса, которые быстрее заражают, получают преимущества и вытесняют другие варианты. Их заразность повышается, но повышение тяжести совершенно неочевидно. Вариант Дельта в несколько раз более заразен, чем его предок из Уханя и чем линии ЮАР и Британия. Эволюция вирусов - естественный процесс, и он прекратится, когда большая часть переболеет или привьется.

- Сегодня некоторые эксперты озвучивают теорию, что растянутая во времени вакцинация лишь способствует еще большей мутации штаммов. Так ли это?

- Мне кажется, это типичный случай перекладывания с больной с головы на здоровую. Если провести массовую и быструю вакцинацию, вирусу не останется места, и не остается людей, которых он может заразить. В странах, где вакцинация неполная, вирус может заражать не вакцинированных, и при их заражении появляются новые варианты вируса, которые могут попадать в прослойку вакцинированных, но в большинстве случаев это не приводит ни к чему. Чаще вирусы мутируют в невакцинированных, при этом могут появляться штаммы, способные преодолевать иммунитет вакцинированных. И тогда происходит сдвоенный эволюционный процесс – вирус приобретает изменчивость на невакцинированных и оттачивает свои свойства на получивших прививку.

- Еще недавно Индия была в топе новостей – заболеваемость там росла колоссальными темпами. Сейчас, несмотря на низкие темпы вакцинации, она также резко падает. Почему так?

- Если посмотреть на инфекционные волны во всех странах, то всегда был резкий подъем, причем, часто, когда его никто не ждал, а потом ситуация приходила в условную норму. Наша страна была исключением – при нашей "норме" в 10 тысяч заболевших в день очень много. Но спад происходит по естественным причинам: при сильном развитии эпидемии люди начинают дистанцироваться и соблюдать противоэпидемические меры, часто сами того не сознавая, а государство идет на новые ограничения.

- Высказываются версии, что в Индии причиной мог быть массовый профилактический прием одного ветеринарного средства с недоказанной против коронавируса эффективностью. В социальных сетях России уже сформированы секты поклонников этого препарата…

- Даже не знаю, о чем речь. Лекарств с противовирусной эффективностью от коронавируса не существует. Но наверняка есть люди, которые верят в имбирь, чагу, лимон и другие странные вещи. Бывший президент США Трамп верил в волшебную силу отбеливателя хлорекса.

- Почему у нас такое странное отношение к коронавирусу. В метро собираться можно, а на улице на фестивале нельзя?

- Я не знаю. Было бы полезно, чтобы власти объясняли свои действия. Но если подумать, то можно понять, почему это так. Если ввести жесткие ограничения на проезд в метро, город встанет и люди прекратят работать. А большие фестивали, пусть и под открытым небом, которые создают скученность и способствуют распространению инфекции, при всем уважении, не обязательны для того, чтобы экономика работала.

- Почему некоторые люди болеют очень тяжело, а у кого-то находят антитела, хотя никаких симптомов заболевания не было?

- Это - общий вопрос, никак не связанный с коронавирусом. Это зависит от особенностей иммунитета каждого конкретного человека и особенностей генетики, которые делают людей устойчивыми к тем или иным болезням. Все очень индивидуально, включая не только генетику и образ жизни, но и роль случая. Ведь один получает небольшую дозу вируса, а другой – много.

- В начале пандемии были попытки определения генов, которые отвечают за тяжелое течение ковида, но с тех пор об этом ничего не слышно. Определены ди такие гены?

- Утверждения о том, что якобы есть генетические причины, которые влияют на тяжесть течения ковида, не имеют отношения к реальности. Однако некоторые люди способны быстро мобилизовать систему производства антител, что может помочь в борьбе с болезнью. Антитела у разных людей могут вырабатываться индивидуально.

- От чего зависит способность к выработке антител организмом?

- Например, сегодня есть понимание, что после применения действующих вакцин уровень антител повышается на какое-то время, а потом понижается. Но это не значит, что иммунитета нет Для подавляющего большинства неважно, есть антитела или нет – важно, чтобы вакцина предотвращала заболевание. Однако вопрос длительности защитного действия вакцин пока остается открытым. Четких научных данных на эту тему нет, и бессмысленно их требовать. Вакцины официально применятся 6-7 месяцев, и говорить, например, что они дадут иммунитет на два года, невозможно. Меряться антителами интересно, но бессмысленно.

- Тогда можно то же самое сказать и о переболевших? Длительность их иммунитета тоже неизвестна?

- Да. После заболевания уровень антител часто ниже, чем после вакцины. Однако четкой статистики в нашей стране по частоте повторных заболеваний на самом деле нет. Есть только ощущение, на уровне данных из реальной жизни. Но, несмотря на то, что многие пишут, что переболели дважды, на самом деле частота риска повторно заболеть невысока. И в группе риска, прежде всего, непривитые и люди, которые еще не болели.

- В мире мутации гриппа появляются раз в 5-10 лет, а коронавирус за 2 года выдал 4 разных варианта. Почему?

- Новые версии гриппа возникают каждый год, и именно поэтому каждый год модифицируется вакцина. Но коронавирус в целом мутирует меньше, чем вирус гриппа. Тем не менее в условиях пандемии, когда он стремительно распространяется по популяции, идет естественный процесс отбора новых приспособленных, более заразных вариантов, поэтому возникают альфы, беты, гаммы и пр. И это не заговор, а естественный процесс.

- В Индии была большая смертность. Есть ли зависимость уязвимости к коронавирусу от национальности?

- Нет никакой зависимости от национальности или генетики. И в Индии далеко не самая высокая смертность. Даже во времена "лучшие" там умирало 4 тысяч человек в день на полмиллиона зараженных, это меньше 1 процента. Для сравнения: в России, если принять на веру официальные данные, смертность 2-3%, иногда больше, 3,5%.

- Одни врачи говорят, что этот вирус напрягает только дыхательную систему, другие - что в опасности все органы. Чего бояться?

- Вирус имеет системное действие, но с точки зрения конкретного человека не ясно, где именно произойдет тяжелое поражение. Чаще оно происходит в легких, но может поразить и сосуды, и сердце, и печень. Поэтом важно предотвратить тяжелое заболевание, то есть, использовать все средства защиты от заражения.

- Правда ли, что детям этот вирус совершенно не страшен?

По имеющейся статистике, дети болеют легче. Считается, что у них меньше рецепторов, с которыми вирус связывается, как ключ с замком. Исходно тяжелее всего болели пожилые. Но, хотя дети болеют тяжело крайне редко, они являются разносчиками болезни.

- Если я уеду в лес на два-три года, есть шанс, что я не заболею?

- Хороший вопрос Если бы мы все договоримся, все 7 миллиардов человек, и спрячемся каждый в свой домик, исключим контакты друг с другом на месяц-два, эпидемия безусловно сойдет на нет. Единственный путь передачи вируса - от человека к человеку, и если его не будет, игра закончится.

- Мы с женой спим нос к носу, много находимся вместе. У нее антитела 120+, а у меня 0. Такое возможно?

- Если такое произошло, это может означать все, что угодно Ваша жена могла переболеть бессимптомно, а вы не заразились. У жены могут быть антитела не к SarsCov2, а к родственным вирусам. Может, она даже вакцинировалась втайне от вас.

- Какова вероятность того, что вирус и его мутации рукотворны?

- Это гипотеза, которую нельзя исключить, но и нельзя доказать. Если вы спрашиваете, мог ли некий Доктор Зло создать этот вирус намеренно, ответ - точно нет. Ученые еще не знают достаточно о вирусах и их взаимодействии с клетками, чтобы создать такое прекрасное произведение. Возможно ли, что он просто убежал их лаборатории, где велись опыты по изучению коронавирусов животных? Это возможно. Но чтобы доказать это, требуется полный доступ к реагентам, холодильникам и пр. в лаборатории в Ухане, а также возможность пообщаться с работающими там людьми, которые не побоятся сказать, что там произошло. Что реально только в случае полной потери суверенитета Китаем.

Также возможно, что вирус возник естественным путем эволюции, которая способна на все, что угодно.

- В чем, на ваш взгляд, секрет успеха Китая в борьбе с пандемией?

- Там очень много вакцинируются, но это явно не причина. Эпидемия пошла там на спад очень быстро. Хотя мы вообще точно не знаем, что там сейчас. Возможно, драконовские меры, которые нам и не снились, сработали.

Читайте также: