Учет заболевших гриппом детей в школе

Обновлено: 19.04.2024

Мероприятия по профилактике гриппа и ОРВИ в дошкольных и общеобразовательных учреждениях должны проводиться постоянно, а не только в период эпидемии гриппа. Во время эпидемического подъема заболеваемости основное внимание необходимо уделять изоляции больных детей и персонала. До начала подъема заболеваемости необходимо обеспечить замещение ключевых должностей (например, школьных медсестер), на случай их заболевания. Особое внимание следует уделять профилактике гриппа у детей и персонала, подверженных высокому риску возникновения осложнений при гриппе (больных хроническими заболеваниями органов дыхания, сердечно-сосудистыми и другими хроническими заболеваниями).

Лица, с признаками гриппоподобных заболеваний, не допускаются до занятий, по меньшей мере, в течение 24 часов после нормализации температуры, без использования жаропонижающих лекарственных препаратов.

Эпидемиологические данные свидетельствуют, что у большинства больных гриппом H1N1/09sw (пандемический), которые не были госпитализированы, высокая температура держалась от 2 до 4 дней, что требует периода изоляции от 3 до 5 дней. У более тяжелых больных высокая температура держалась дольше. Хотя высокая температура является одним из составляющих определения случая гриппоподобного заболевания, эпидемиологические данные, собранные весной 2009 года, выявили, что у части больных с респираторными симптомами, инфицированных пандемическим гриппом H1N1/09, повышения температуры не наблюдалось.

Больные люди должны избегать контакта с другими людьми. Изоляция людей с лихорадкой на дому может уменьшить количество инфицированных, так как повышенная температура связана с более интенсивным выделением вируса гриппа. Этот период изоляции рекомендуется независимо от применения противовирусных лекарственных препаратов. Больные гриппом, проходящие курс лечения противовирусными препаратами, также выделяют вирусы гриппа, в том числе это могут быть вирусы, устойчивые к противовирусным лекарственным препаратам.

При назначении детям, больным гриппом, жаропонижающих средств, следует запретить назначение Аспирина (ацетилсалициловой кислоты), поскольку он может вызвать редкое, но серьезное заболевание - синдром Рея. Допуск в дошкольное и общеобразовательное учреждение разрешается, по меньшей мере, через 24 часа после нормализации температуры больного без применения жаропонижающих препаратов.

Дети и персонал, с признаками гриппоподобного заболевания, на момент прихода в школу или заболевающие в течение дня, должны быть немедленно изолированы от других учеников и персонала и отправлены домой.

Следует регулярно обновлять контактную информацию родителей, на случай, если им потребуется забрать больного ребенка. Необходимо заранее определить помещение для временного размещения больных. Это помещение не должно использоваться для других целей, например, для приема пищи в то время, когда оно не используется по назначению. Это также не должно быть проходным помещением. Больные должны размещаться в хорошо вентилируемых помещениях и находиться на расстоянии, по меньшей мере, около 2 метров от здоровых людей.

Необходимо выделить ограниченное число сотрудников для ухода за больными, пока они не будут отправлены домой. В целях ограничения распространения гриппа эти сотрудники должны ограничить контакт с другими детьми и персоналом. Указанные сотрудники не должны быть подвержены повышенному риску осложнений гриппа (например, беременные, больные хроническими заболеваниями), их необходимо ознакомить с рекомендациями по профилактике гриппа. Персонал, ухаживающий за лицами с известным, вероятным или подозреваемым заболеванием гриппом или гриппоподобным заболеванием, должен использовать соответствующие средства индивидуальной защиты.

Гигиена рук

Грипп может распространяться через загрязненные руки или предметы, контаминированные вирусами гриппа. В дошкольных и общеобразовательных учреждениях детям и персоналу необходимо рекомендовать частое мытьё рук водой с мылом, особенно после кашля или чихания, перед едой и после посещения туалета.

Мыло, бумажные полотенца и дезинфицирующие средства имеют большое значение для надлежащей гигиены рук и должны быть в наличии. Если необходимо обеспечить надзор за детьми во время мытья рук, следует определить ответственных лиц. Дети, родители и персонал должны получить информацию о важности соблюдения гигиены рук и о надлежащих методах мытья рук.

Рутинная уборка

В дошкольных и общеобразовательных учреждениях необходимо регулярно проводить влажную уборку, обратив особое внимание на все поверхности и предметы, которые имели наиболее частые контакты с руками (например, клавиатуры или парты), а также мыть эти поверхности сразу после обнаружения видимого загрязнения, используя моющие средства, которые обычно разрешены и используются для этих целей.

Дезинфекционные мероприятия проводятся в соответствии с обычными требованиями.

Выборочное закрытие дошкольных и общеобразовательных учреждений.

Решение о выборочном закрытии дошкольных и общеобразовательных учреждений может рассматриваться с учетом состава детей. Это относится к учреждениям, где все или большинство детей подвержены высокой степени риска осложнений при гриппе (например, школа для детей с ослабленным здоровьем). Решение о закрытии таких учреждений позволит обеспечить лучшую защиту этих детей, подверженных высокой степени риска осложнений. Вероятно, выборочное закрытие этих учреждений не окажет существенного влияния на передачу заболевания в пределах населенного пункта; эта стратегия направлена на защиту детей и персонала, подверженных высокой степени риска тяжелого заболевания или смерти. При невозможности закрытия подобного рода учреждений рекомендуется не принимать новых детей и не допускать к работе персонал с признаками гриппоподобного заболевания. Заболевших детей необходимо немедленно изолировать. За остальными детьми следует проводить постоянное медицинское наблюдение.

Активный скрининг на наличие заболевания

Если уровень заболеваемости гриппом продолжает расти, необходимо ввести ежедневный медицинский осмотр детей и персонала с измерением температуры тела и осмотром слизистой носоглотки. На протяжении дня необходимо выявлять и изолировать детей и работников, с признаками заболевания.

У части заболевших, с лабораторно подтвержденным гриппом, не наблюдается повышения температуры (от 10% до 40%), поэтому отсутствие высокой температуры не означает отсутствия инфекции. Необходимо изолировать больных с симптомами острой респираторной инфекции (при наличии любых двух из следующих симптомов одновременно: боль в горле, кашель, насморк [вновь появившийся и не вызванный аллергией], или высокая температура).

При росте заболеваемости гриппом дети и персонал, подверженные высокой степени риска возникновения осложнений гриппа, должны оставаться дома, пока уровень передачи гриппа высок.

Решение остаться дома должно приниматься после консультации с участковым врачом. Люди, остающиеся дома, должны избегать мест с большим скоплением народа.

Если уровень заболеваемости гриппом продолжает расти, дети, живущие с людьми, заболевшими гриппоподобным заболеванием, должны оставаться дома в течение 5 дней со дня, когда заболел первый член семьи. В течение этого периода они вероятнее всего могут заболеть сами. Наибольший риск передачи отмечается в течение первых 5 дней заболевания первого больного члена семьи (около 90%), с максимальным риском передачи в первый день заболевания (около 40%). Нахождение всех детей семьи дома в течение этого периода препятствует распространению вируса гриппа за пределы дома. Если у другого члена семьи за это время разовьется острое респираторное заболевание, необходимо применять рекомендации по изоляции лиц с гриппоподобным заболеванием. Соблюдать пятидневный период повторно для других здоровых детей в семье не требуется.

При повышенном уровне заболеваемости гриппом для большей разобщенности детей рекомендуется:

  • Отменить кабинетную систему образования, при этом учащиеся остаются в одной классной комнате;
  • Отменить уроки, во время которых учащиеся из нескольких классов должны находиться вместе;
  • Отменить мероприятия, во время которых учащиеся из нескольких классов или школ находятся вместе в больших группах в тесном контакте;
  • Проведение уроков на улице (вне помещений);
  • Не использовать школьные автобусы и общественный транспорт;
  • Деление классов на более мелкие группы;
  • Увеличение, по возможности, расстояния между партами
  • Перенос занятий в более просторные помещения, чтобы увеличить расстояние между учащимися.

При дальнейшем росте заболеваемости гриппом больные с гриппоподобным заболеванием должны оставаться дома в течение, по меньшей мере, 7 дней, даже если симптомы заболевания вскоре исчезнут.

Данная рекомендация основана на информации в отношении вирусовыделения. Вирусовыделение гриппа обычно продолжается от 5 до 7 дней для инфекции сезонным гриппом. Этот период может быть дольше для лиц, больных гриппом H1N1/09, и среди детей младшего возраста, а также лиц с ослабленным иммунитетом. Можно также рассмотреть использование более длительных периодов изоляции в зависимости от конкретных условий и состава населения. Школы также могут предпочесть более длительный период изоляции.

Закрытие школ (отмена занятий): ответное и упреждающее

Если уровень заболеваемости гриппом продолжает расти, практикуется закрытие школ в соответствии с приведенными ниже рекомендациями.

Существуют три типа закрытия школ: выборочное (описано выше), ответное и упреждающее.

Ответное закрытие может быть рекомендовано, когда в школах отмечается одновременное отсутствие более 25% детей, заболевших гриппом и ОРВИ. Ответное закрытие может сократить нагрузку на местную систему здравоохранения.

Упреждающее закрытие может применяться для ограничения распространения вируса гриппа или снижения нагрузки на систему здравоохранения, если оценки риска в глобальном или национальном масштабе указывают на повышенную степень тяжести гриппа.

При закрытии школ необходима отмена школьных массовых мероприятий. К таким мероприятиям относятся спортивные мероприятия, дискотеки, спектакли, слеты, актовые дни и другие события, во время которых большие группы людей находятся в тесном контакте.

Закрытие школ более эффективно для ограничения распространения вируса гриппа в сообществе, когда оно проводится на ранней стадии эпидемического подъема и в сочетании с другими мерами (например, отмена спортивных мероприятий и других массовых собраний).

Возобновление обучения после закрытия школы

Период времени, на который учащиеся должны быть распущены из школы, будет различаться в зависимости от типа закрытия школы, а также от степени тяжести и продолжительности эпидемии.

На регулярной основе местные власти, распустившие учащихся из школы, должны проводить повторную оценку эпидемиологических данных в отношении заболевания, преимуществ и социальных последствий нахождения учеников дома. В зависимости от этой оценки местные власти могут решить либо продлить закрытие школ, либо открыть школы.

(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калужской области, 2006-2022 г.

Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте зайти на старую версию сайта

Образовательные учреждения – это те места, где дети регулярно проводят большую часть времени. Скученность, высокая контактность, неблагоприятные микроклиматические условия – основные причины того, что с наступлением учебного года заболеваемость учеников и воспитанников детских садов начинает расти. Профилактика гриппа в школе или дошкольных учреждениях (ДОУ) направлена на укрепление здоровья детей и снижение заболеваемости. Мероприятия проводятся силами персонала и администрации.

Инфекционные заболевания в детском возрасте

Детские карантинные инфекции

  • корь;
  • скарлатина;
  • коклюш:
  • дифтерия;
  • ветряная оспа;
  • полиомиелит;
  • пневмококковая инфекция;
  • гемофильная инфекция;
  • менингококковая инфекция;
  • эпидемический паротит.

Но от большинства этих инфекций уже есть прививки, включенные в национальный календарь. Это означает, что при заблаговременной вакцинации достаточного числа детей можно избежать распространения заболевания.

Грипп и коронавирус

Прививки от гриппа в школе, ДОУ проводят до начала эпидемии. Для формирования иммунитета необходимо от 2 до 4 недель. Вакцины, которые поступают в садики и школы, можно получить бесплатно. Родители имеют право привить детей в частных или государственных медицинских центрах. При выборе вакцинации за свой счет доступны российские, импортные препараты.

Прививка от гриппа обычно хорошо переносится. К самым частым нежелательным эффектам относят:

  • покраснение, уплотнение в месте укола;
  • ломоту в мышцах и суставах;
  • повышение температуры тела до 37 градусов в течение 2-3 дней.

Если родители сомневаются в том, можно ли вакцинировать ребенка от гриппа, следует задать интересующие вопросы педиатру. При наличии индивидуальной непереносимости, кожных заболеваниях, острых и некомпенсированных хронических расстройствах вакцинацию откладывают или делают отметку в карте о наличии противопоказаний к введению.

Бывает, что родители не хотят вакцинировать ребенка в школе, уже посетили частный прививочный кабинет или не планируют проводить иммунизацию вообще. В таком случае они имеют право написать отказ от прививки и предоставить его в садик или школу. Но следует понимать, что при возникновении эпидемии, росте числа заболевших гриппом ребенок, не вакцинированный от заболевания, может быть не допущен до посещения учреждения.

Вакцина от коронавируса пока находится на стадии клинических испытаний и не допущена в массовое производство. Говорить о плановом введении препарата всем детям рано.

Противоэпидемические мероприятия

Предотвратить распространение заболевания в детском коллективе можно с помощью различных групп мероприятий. К ним относят:

  1. Информирование детей и родителей об основных инфекциях, приводящих к вспышкам и эпидемиям, правилах поведения во время роста заболеваемости. При наличии вакцины – беседы о плановых прививках, ответы на актуальные вопросы.
  2. Обучение детей поведению при выявлении инфекции в коллективе, правильному использованию средств индивидуальной защиты.
  3. Контроль правильности выполнения противоэпидемических мероприятий: оценка, следуют ли дети рекомендациям.

По времени применения защитные действия делятся на три группы: подготовительные, которые проводят перед сезоном гриппа и ОРВИ, предпринимаемые при регистрации подъема заболеваемости и карантинные мероприятия, начинающиеся при преодолении эпидемического порога.

Что нужно сделать перед сезоном простуд

Готовя образовательное учреждение к осенне-зимнему периоду, важно обратить внимание на микроклимат, наличие средств и устройств для обеззараживания помещения, средств индивидуальной защиты. Медицинские работники готовят справочную информацию, проводят лекции для персонала, проводят вакцинацию. Полный перечень мероприятий включает в себя:

  • оценку теплового режима, графика проветривания залов для отдыха, учебы, хозяйственных и административных помещений;
  • проверку работоспособности бактерицидных ламп, рециркуляторов, наличие расходных материалов и средств для уборки;
  • пополнение запаса средств индивидуальной защиты (маски, респираторы, перчатки), моющих средств, салфеток;
  • оборудование помещения под медицинский изолятор (с санузлом) для временного нахождения воспитанников с подозрением на ОРВИ;
  • проведение плановой иммунизации от гриппа среди сотрудников школы, детского сада;
  • организацию обучения мерам личной и коллективной профилактики гриппа и ОРВИ в ДОУ, методам выявления детей с признаками гриппа и простуды (термометрия, опрос, наблюдение за состоянием);
  • обучение клинингового персонала правилам уборки в период эпидемии, контроль наличия у них медицинских книжек с отметкой о вакцинации от гриппа, кори;
  • заполнение информационных стендов актуальной информацией о респираторных инфекциях, по возможности – организация выдачи раздаточного материала с перечислением основных способов защиты и рекомендаций родителям;
  • организация осмотра, термометрии детей при входе в садик или школу, разработка способов разобщения разных классов и возрастных групп.

Наряду с оснащением образовательных учреждений и работой с персоналом важно охватить профилактическими мероприятиями детей, их родителей не только во время пребывания в школе или ДОУ, но и дома, в общественных местах. Правильный образ жизни, сбалансированное питание, регулярные физические нагрузки помогут укрепить иммунитет и защитить от заболевания.

Грипп – вакциноуправляемая инфекция. При достаточном проценте привитых лиц препарат защищает от развития вспышек и эпидемии. Перед началом учебного года следует предупредить родителей об осложнениях заболевания и предоставить информацию о преимуществах вакцины, местах проведения и оптимальных сроках плановой иммунизации. Рекомендованы обучающие занятия, на которых родители или сами ребята повторят основные правила поведения в период распространения респираторных инфекций:

  1. Защита органов дыхания при посещении общественных мест и появлении симптомов гриппа, ОРВИ. Правила ношения маски, респиратора, критерии смены средств защиты.
  2. При появлении признаков инфекции – отказ от встреч с друзьями, нахождение дома, при подъеме температуры – вызов врача из поликлиники.
  3. Применение одноразовых салфеток во время кашля или чихания с последующей утилизацией в полиэтиленовых пакетах и очищением рук (мытье с мылом или обработка антисептическими средствами);
  4. Одежда по погоде. В случае с дошкольниками, детьми, посещающими группы продленного дня – предусмотреть сменный комплект;
  5. Сокращение визитов в общественные места, по возможности регулярные прогулки, игры на свежем воздухе.
  6. Частое проветривание помещений, при сухости воздуха в них – применение увлажнителя, мойки воздуха. Регулярная влажная уборка дома.
  7. Если ребенок заболел, важно остаться дома, так как пациент даже с легкими признаками ОРВИ может стать источником инфекции для окружающих, вызвать врача и следовать его рекомендациям.

Профилактика гриппа, ОРВИ в детском саду и школе во время роста заболеваемости

В октябре-ноябре отмечается рост числа простудных заболеваний. Центры гриппа еженедельно отслеживают количество новых случаев и принимают решение о перечне мероприятий, препятствующих распространению инфекции. В этот период усиливается контроль профилактических мер, от представителей школ, ДОУ, детей, родителей требуется неукоснительное следование рекомендациям. Профилактические мероприятия остаются прежними:

Если ребенок с признаками ОРВИ выявлен в течение рабочего дня, он направляется в изолятор. А в помещении, в котором он до этого находился, проветривается, проводится влажная уборка с антисептическими средствами, кварцевание с использованием бактерицидных ламп рециркуляторного типа.

Для присмотра и ухода за детьми, которых перевели в изолятор до момента их отправления домой, выделяют медицинских сотрудников. Помогающий персонал должен временно ограничить контакты с коллегами или здоровыми детьми, пользоваться средствами индивидуальной защиты.

Родители продолжают контролировать, выполняет ли ребенок рекомендации, уделять внимание его закаливанию, следить, чтобы он полноценно питался и достаточно времени проводил на свежем воздухе. По возможности следует избегать посещения мест скопления людей; в случае крайней необходимости – использовать средства индивидуальной защиты и соблюдать дистанцию от 1,5 метров.

Карантин как способ профилактики

Если, несмотря на применяемые меры, заболеваемость респираторными или другими инфекциями продолжает расти, встает вопрос о необходимости карантина. В каком случае будут вводить карантин в школе, детском саду, решает директор, заведующая или их заместителей на основании предписания органов исполнительной власти.

Карантин – это перечень мероприятий, направленных на ограничение контактов лиц, находящихся на определенной территории (семья, сад или школа, город, область, страна). Его назначают тогда, когда общее число больных с теми или иными инфекциями начинает превышать определенную отметку – так называем эпидемиологический порог. Это говорит о том, что применяемые ранее меры недостаточно эффективны и нуждаются в усилении. Ограничительные меры, как правило, не имеют отношения к неинфекционным болезням, но могут касаться лиц с хроническими тяжелыми патологиями, вследствие чего те входят в группу риска по тяжелому течению при заражении и развитию состояний, угрожающих жизни людей.

На это время заболевшие могут быть изолированы в лечебных учреждениях. Те, кто с ними контактировал, ограничены в общении с окружающими и передвижении (обсервация). Длительность обсервации зависит от инкубационного периода возбудителя.

Карантинные мероприятия для профилактики гриппа или других инфекционных заболеваний в садике или школе включают в себя:

В связи с распространением коронавирусной инфекции в 2020 году ученики части школ были переведены на дистанционное обучение. Для снижения числа детей в учреждениях и сохранения очного образования у тех категорий, которым это наиболее важно, в плановом порядке были выведены на дистанционное обучение школьники среднего звена.

Карантин в школах из-за коронавируса объявляется при значительном росте числа заболевших и приводится постановлением регионального отделения Роспотребнадзора.

Во время распространения респираторных инфекций в детских садах и школах проводятся мероприятия, направленные на защиту детей, быстрое выявление заболевших, своевременное обеспечение вакцинами, средствами индивидуальной защиты. Объем ограничительных мер зависит от числа зараженных, тяжести инфекции. Объявление карантина происходит по постановлению Роспотребнадзора, выполнение требований является обязательным условием для сохранения жизни и здоровья населения.

В холодное время года дети и взрослые больше подвержены простудным заболеваниям. Замечая первые признаки ухудшения: кашель, насморк, температуру родители нередко теряются, не зная, как помочь малышу и опасаясь возможных осложнений. Что же делать, если ребенок заболел гриппом: как распознать болезнь, куда обратиться за помощью, какие средства можно применять для облегчения состояния.

Почему дети часто болеют гриппом?

Причина болезни – мелкий оболочечный вирус. Он попадает в окружающую среду при кашле, чихании, осаждается на поверхностях. Возбудитель проникает в организм через дыхательные пути. Это происходит 2 способами:

  • воздушно-капельный – вдыхание воздуха, содержащего вирионы;
  • контактный – во время прикосновения к носу, лицу грязными руками.

Вирус гриппа распространяется с воздухом на расстояние 1-2 метра и может сохраняться в комнате до нескольких дней. Еще до появления первых симптомов заразившийся человек становится источником инфекции. Это происходит вне зависимости от того, заболеет он впоследствии или нет. Это объясняет, почему вспышки заболевания нередко происходят в детских учреждениях.

  • торгово-развлекательные центры;
  • секции и кружки;
  • кино, театры, выставки;
  • общественный транспорт;
  • медицинские учреждения.

Симптомы гриппа у детей

Первые проявления гриппа нередко путают с дебютом других респираторных инфекций. Симптомы, выраженность проявлений зависят от степени тяжести болезни, возраста и состояния иммунитета ребенка.

Первые признаки болезни

Инкубационный период составляет от нескольких часов до 3 суток. В отличие от большинства вирусных заболеваний, грипп дебютирует остро: родители или сам ребенок четко называют тот момент, когда произошло ухудшение. На передний план выходит лихорадка и клиника интоксикации.

Педиатры перечисляют первые симптомы гриппа:

  • резкое повышение температуры;
  • ребенок мерзнет, жалуется на озноб;
  • пациент отказывается от пищи.

Кроме того, быстро меняется психическое состояние ребенка: родители могут заметить вялость, апатию или наоборот – раздражение, повышенную возбудимость.

Течение болезни

При детском гриппе ситуация с высокой температурой чаще развивается так же, как у взрослых пациентов: уже в течение нескольких часов столбик термометра уже подходит к отметке 39-40 ℃. Предупреждая о такой особенности болезни, педиатры замечают, что чаще все-таки встречаются легкая и среднетяжелая формы, при которых лихорадка достигает 37,5-39,5 ℃.

Грипп вызывает сильную интоксикацию, которая тяжело переносится маленькими пациентами. Она связана с циркуляцией в крови фрагментов вируса и разрушенных клеток хозяина. К характерным симптомам гриппа относятся:

При тяжелой форме гриппа температура тела превышает 400С. Ребенок тяжело переносит это состояние, возможны эпизоды помрачения сознания, галлюцинации, фебрильные судороги.

Перенесенный грипп гарантирует формирование иммунитета от определенного штамма вируса. Если ребенок заболел повторно, скорее всего, причиной будет другой возбудитель – парагрипп, РС-вирус, аденовирус.

Грипп у детей раннего возраста

Говоря о малышах до 3 лет, педиатры отмечают, что возрастные особенности иммунитета накладывают отпечаток на развитие болезни. Неяркая, нетипичная клиника может стать причиной того, что родители оценят заболевание как банальное ОРВИ и пропустят развитие осложнений. Для гриппа у детей младшего возраста характерно:

Осложнения гриппа у детей

На втором месте по частоте находятся другие инфекционно-воспалительные заболевания:

  • гнойный ринит;
  • гнойный синусит;
  • ангина;
  • гнойный менингит;
  • пиелонефрит.

Эти осложнения развиваются с течением времени, но существуют и состояния, которые могут угрожать ребенку в первые дни болезни. Они связаны с действием вирусных токсинов на нервную и сердечно-сосудистую систему. В учебниках по педиатрии перечислены следующие варианты осложнений:

  • отек мозга;
  • отек легких;
  • синдром диссеминированного внутрисосудистого свертывания (или ДВС);
  • интерстициальная пневмония (воспаление соединительной ткани легких);
  • отит;
  • энцефалит;
  • синдром Рея (острая печеночная недостаточность с поражением головного мозга);
  • синдром Уотерхауза–Фридериксена (недостаточность надпочечников).

Антигены вируса в организме ребенка могут привести к аллергизации и аутоиммунному воспалению. Среди наиболее распространенных состояний – миокардит, менингоэнцефалит, синдром острой коронарной недостаточности, гемолитико-уремический синдром.

Лечение гриппа у детей

Помощь при заболевании оказывается в амбулаторных или стационарных условиях. В первом случае ребенка посещает и осматривает участковый педиатр, назначения выполняют родители. Амбулаторная помощь рекомендована при легком и среднетяжелом течении болезни.

Если состояние ребенка ухудшается или лечение в домашних условиях невозможно, требуется госпитализация в стационар. Критерии направления в больницу таковы:

  • выраженная интоксикация (судороги, возбуждение, нарушение сознания на фоне лихорадки);
  • геморрагический синдром (склонность к кровотечениям) с ДВС-синдромом, поражением почек;
  • нарушения кровообращения – нестабильное давление, коллаптоидные состояния, кома, цианоз и мраморность кожи на фоне высокой температуры;
  • тяжелые нарушения дыхания с общей бледностью, кашель с мокротой, подозрение на развитие пневмонии, плеврита, со снижением артериального давления.

Кроме того, лечение гриппа у детей до 1 года даже при среднетяжелом течении требует госпитализации. Для таких маленьких пациентов показания к направлению в стационар гораздо шире. Не стоит отказываться от госпитализации, если врач подозревает развитие осложнений или видит, что амбулаторное лечение не дает результата.

Как помочь ребенку в домашних условиях

При подозрении на респираторную инфекцию не следует заниматься самолечением. Если у ребенка нет лихорадки, он посещает поликлинику и осматривается дежурным врачом в специальном боксе. Когда температура пересекает отметку в 37 ℃, можно вызвать педиатра на дом. Рекомендации: чем лечить, до каких значений сбивать температуру, на что обращать внимание находятся в компетенции врача. Ниже приведены общие назначения и предостережения.

Советы доктора Комаровского

Е. О. Комаровский рассказывает, что можно сделать в домашних условиях, чтобы облегчить состояние ребенка:

Борьба с температурой при гриппе

Исключение составляют дети с поражениями головного мозга, наклонностью к эписиндрому, фебрильными судорогами в анамнезе, плохой переносимостью лихорадки. Они получают препарат, не дожидаясь, пока температура тела повысится до 38,5 ℃. Если парацетамол не облегчает состояние пациента, к терапии добавляют второе жаропонижающее средство (анальгин).

Когда следует немедленно обратиться к врачу

При наблюдении и лечении ребенка в домашних условиях следует в первую очередь обратить внимание на симптомы осложнений, перечисленные в клинических рекомендациях по ведению пациентов:

  • цианоз (синеватый оттенок) кожных покровов, одышка в покое или при движении;
  • кашель с прожилками крови, ощущение боли, тяжести в груди;
  • нарушения сознания, ребенок заторможен или возбужден;
  • судороги;
  • неоднократная рвота;
  • снижение давления и прекращение мочеиспускания;
  • у детей до года – частое дыхание, низкая активность, сложности с пробуждением.

При возникновении у ребенка симптомов респираторной вирусной инфекции необходимо обратиться к педиатру. Особое внимание следует уделять самочувствию детей раннего возраста или страдающих хроническими заболеваниями.

как не заразиться гриппом

В осенне-зимний период активизируется циркуляция респираторных вирусов, в том числе и гриппа, вызывая массовую заболеваемость населения вплоть до эпидемий. В структуре инфекционной заболеваемости на долю гриппа и острых респираторных вирусных инфекций приходится 90-95%.

Восприимчивость к гриппу высокая во всех возрастных категориях, но наиболее выражена у детей, пожилых людей, беременных женщин, лиц с хроническими заболеваниями.

Быстрое распространение гриппа объясняется коротким инкубационным периодом, аэрогенным путем передачи, способностью вирусов к мутациям, высокой восприимчивостью людей к инфекции, а также социальными условиями проживания населения: тесные контакты людей в городах, общественный транспорт, скоростные миграции вируса из одной страны в другую.

Как передается грипп и ОРВИ

Основной путь распространения этих инфекций – воздушно-капельный. Источником заражения является больной человек – носитель миллионов активных вирусов, которые вместе с капельками слизи и слюны при разговоре, кашле, чихании попадают во внешнюю среду. Опасность инфицирования максимальная в первые 5-6 дней от начала болезни. Не исключается возможность заражения бытовым путем через инфицированные предметы обихода.

Время сохранения вируса гриппа в воздушной среде зависит от величины аэрозольных частичек, в которых он находится, а также от воздействия на него факторов внешней среды: температуры, света, влаги.

Как не заразиться гриппом, если дома болеют

Вирус гриппа попадает в организм через слизистые верхних дыхательных путей, где он внедряется в клетки эпителия и начинает разрушать их. Инкубационный период – это время от момента заражения до возникновения первых симптомов – у гриппа 12-48 часов.

Путь распространения вируса – воздушно-капельный, когда вместе с частичками слизи, слюны во время разговора, кашля, чихания больного, он попадает в окружающую среду. Вероятность заболеть здоровому человеку, находящемуся рядом и не имеющему специфической защиты против этого вируса (иммунизация) приближается к 100%.

К предрасполагающим факторам, способствующим быстрой передачи вируса, относятся скученность людей, высокая влажность, низкая температура, плохие гигиенические условия проживания.

Если в квартире находится больной гриппом, то необходимо:

  • Изолировать больного в отдельную комнату. Желательно, чтобы в нее не заходил никто из домочадцев, кроме ухаживающего члена семьи.
  • После контакта с больным или с предметами, которыми он пользовался, тщательно мойте руки с антибактериальным мылом.
  • Постельное белье и личные вещи больного, на которых остаются биологические выделения, стирают отдельно.
  • Всем членам семьи необходимо носить одноразовые маски защищающие нос и рот. Не забывать вовремя их менять, так как обсемененность ее микроорганизмами через 2 часа достигает 90%.
  • Часто проветривать не только комнату больного, но и другие помещения в квартире. Вирусы хорошо сохраняются в сухом теплом воздухе, но быстро разрушаются под действием влажных прохладных воздушных потоков.
  • В комнате у больного следует поддерживать оптимальные параметры температуры окружающего воздуха – около 20 градусов, а влажность в пределах 50-70%.
  • Тщательное соблюдать правила личной гигиены: частое мытье рук с мылом.
  • Рекомендуется пить много жидкости: чай, компоты, соки. Исключение составляют газированные напитки и крепкий кофе.

Вирусы оседают на одежде, мебели, предметах быта, игрушках и через грязные руки могут попасть в рот. Поэтому необходима ежедневная влажная уборка не только пола, но и других поверхностей, на которых могут оказаться вирусные частицы. Особенно обратите внимание на дверные ручки, краны, на кнопку сливного бачка унитаза. Выделить для больного индивидуальный набор посуды (тарелку, чашку, ложку, вилку), после использования которой мыть с использованием дезинфицирующих средств.

Как не заразиться гриппом в общественных местах

В период подъема сезонной заболеваемости гриппом и другими респираторными инфекциями необходимо соблюдать следующие рекомендации:

  • Не посещать массовые мероприятия, особенно в закрытых помещениях.
  • В местах массового скопления людей пользоваться одноразовыми масками, которые следует своевременно менять (не реже, чем через 2-3 часа).

Как не заболеть в транспорте: метро, автобус, троллейбус, трамвай

Повышенному риску инфицирования в общественном транспорте способствует большая скученность пассажиров, плохая вентиляция салонов, спертый воздух, то есть все то, что способствует накоплению и распространению вирусов.

Защищайте руки, которые во время поездок контактируют со множеством поручней, ручек, на которых вполне могут оказаться биологические выделения больного человека. Для этого во время поездки надевайте перчатки и мойте руки после поездки в транспорте. Оправдано в транспорте и ношение маски, прикрывающей нос и рот.

Никогда ничего не ешьте в транспорте, потому что на пище могут осесть вирусные частицы как можно реже прикасайтесь к лицу немытыми руками.

Во время эпидемий гриппа, по возможности, меньше пользуйтесь общественным транспортом, лучше побольше находитесь на свежем воздухе.

Как не заразиться гриппом в поликлинике во время эпидемии

В поликлиниках вводится запрет на плановые профилактические прививки и откладываются визиты здоровых детей.

При входе в лечебное учреждение организуется фильтр, где принимаются пациенты с признаками инфекции (температура, насморк, кашель).

Как не заразиться гриппом ребенку в школе и в детских дошкольных учреждениях

Карантин – это комплекс противоэпидемических и административных мероприятий, направленных на уменьшение распространения опасных заболеваний среди населения

Если ребенку стало плохо в течение дня, ему оказывают медицинскую помощь и изолируют от других детей до прихода родителей.

Все дети, находившиеся в контакте с заболевшим, проходят ежедневный осмотр с термометрией и осмотром слизистых носоглотки.

В школах и детских дошкольных учреждениях отменяются утренники, концерты, вечера, на которых дети из разных классов и групп будут находиться в тесном контакте друг с другом.

На время карантина упраздняется кабинетная система – учащиеся занимаются в одной классной комнате.

Все помещения подвергаются влажной уборке с применением дезинфицирующих средств, а также проводится кварцевание (в отсутствие детей).

Чтобы не допустить дальнейшего распространения респираторных инфекций в детских образовательных учреждениях, при заболеваемости свыше 20% деятельность школ и детских садов приостанавливается.

Дети могут посещать образовательные учреждения после полного выздоровления и справки от педиатра.

Читайте также: