Урок на тему вирус 7 класс

Обновлено: 19.04.2024

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Вирусы.doc

Задачи урока:1.Сформировать знания о строении и жизнедеятельности вирусов (слайд 1) во взаимодействии с клеткой.

2.Раскрыть особенности внутриклеточного паразитизма вирусов (слайд 2)

3.Сообщить сведения об опасности заражения вирусом СПИДа (слайд 3)

Оборудование: учебные таблицы, иллюстрирующие строение вирусов, научно-популярная литература о вирусах и вирусных заболеваниях, презентация, учебник.

Ход урока

I. Актуализация знаний

– По планете свирепствует птичий и свиной грипп. Стихийным злом заболеваний являются вирусы. По данным ВОЗ свиным гриппом в мире заболело 285138 человек. Умерли 3635. Ежегодно в мире сезонным гриппом (слайд 4) заболевают около миллиарда человек. Умирают 3 миллиона.

II. Изучение нового материала.

– На уроке мы познакомимся с вирусами. Учащиеся записывают тему урока в тетрадях: “Вирусы”.

1. История открытия вирусов.

2. Общие сведения о вирусах.

3. Химический состав и строение вирусов. (Слайд 6) (Слайд 7)

4. Функция частей вируса. Заполнение в тетради таблицы. (слайд 7),(слайд 8)

– Правильно ли будет сказать, что все живое имеет клеточное строение?

Самостоятельная работа по карточкам. Учащиеся сравнивают строение бактериальной клетки, растительной клетки (Слайд9) и вируса табачной мозаики( слайд 7) Размеры вирусов варьируют в широких пределах – от 10 до 275нм. С помощью электронного микроскопа установлено, что вирусы могут иметь различную форму: шаро-, палочко-, нитевидную, цилиндрическую (слайд10)

Особей вируса, находящихся в состоянии покоя, называют вирионом.

– Вирусы существуют в двух формах: покоящейся (внеклеточной), когда их свойства как живых систем не проявляются, и внутриклеточной, когда осуществляется размножение вируса.

5. Рецепторным эндоцитозом называют путь проникновение вируса в клетку. Процесс проникновения вируса в клетку хозяина включает следующие этапы:

1)прикрепление вируса к клеточным рецепторам;

2) образование вакуоли/эндоцитоз/;

3) выход вируса из вакуоли в цитоплазму путем слияния вирусной и клеточной мембран (слайд 11)

6. Размножение вируса/только в клетке хозяина/

1) Репликация вирусной нуклеиновой кислоты (удвоение)

2) Синтез вирусных белков (клеточный материал клетки хозяина)

3) Сборка вирионов.

– По завершению сборки вирионы выходят из клетки. В одних случаях из погибшей клетки, а в других из живой клетке. Иногда, вирус проникший в клетку не подает никаких признаков жизни. Они проявляются, когда вирус попадает в восприимчивую клетку и заражает её. Например: вирус гепатита (слайд12) размножается в клетках печени, вирус гриппа (слайд 4) в клетках эпителия слизистых оболочках, вирус полиомиелита (слайд 13) в клетках нервной ткани.

– Вирусы, поступившие в живую клетку: 1) управляют клеточным механизмом клетки-хозяина 2) вносят в клетку только свою генетическую информацию. Если вирусы затронули много клеток, то возникает вирусное заболевания человека (слайд 16), растений (слайд 17, слайд 18).

III. Закрепление знаний

– Правильно ли будет сказать, что все живое имеет клеточное строение?

– Стратегия жизни вирусов?

IV. Тестовая работа

V. Домашнее задание:

Рекомендую дома ознакомиться с материалами параграфа , чтобы более подробно повторить материал изученный на уроке.

Цель : познакомить обучающихся с неклеточными формами жизни – вирусами.

Задачи: выяснить особенности строения и жизнедеятельности вирусов; раскрыть сущность внутриклеточного паразитизма вирусов во взаимодействии с клеткой; заострить внимание на опасности заражения вирусом СПИДа.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения урока: лекция, беседа, выступления обучающихся

Форма организации учебной деятельности: фронтальная.

Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, проблемное изложение, частично поисковый.

В презентации следующие слайды :

3. Виды различных вирусов.

4. Общий план строения вируса.

5. Группы вирусов по строению (схема).

7. Схема строения бактериофага.

8. Схема размножения вирусов.

9. Заболевания, вызываемые вирусами (таблица).

  1. Открытие вирусов и их общая характеристика.
  2. Строение вирусов и их инфекции.
  3. Строение бактериофага.
  4. Размножение вирусов.
  5. Вирусные заболевания.
  6. Закрепление.

7. Итоги и задание на дом.

2.История от- крытия вирусов

3.Строение вирусов и их инфекции

Объясняет цель и задачи урока

Рассказ, показ слайдов

Рассказ, показ слайдов

Комментирует ответы и выставляет оценки

Схему строения вируса чертят в тетради

Записывают опорный конспект

Высказывают свои знания

Отвечают на вопросы

Выставляют оценки в дневники

Примерный конспект урока.

Учитель: на предыдущих уроках мы выяснили, что большинство живых существ имеют клеточное строение. Существуют ли другие формы жизни? Что собой представляют эти организмы? Это основная цель нашего урока. Вирусы – это уникальные существа, которые являются неклеточными формами жизни. Мы рассмотрим особенности вирусов, строение этих организмов, этапы жизнедеятельности. Раскроем особенности внутриклеточного паразитизма вирусов, изучим механизм проникновения вирусов в клетку, рассмотрим гипотезы происхождения вирусов, а также вы узнаете об опасных вирусных инфекциях и о профилактике заболеваний. (1-ый слайд, далее 2-ой и 3-ий).

На рубеже19 и 20 в.в. было обнаружено, что существует целый ряд болезней растений, животных и бактерий, возбудители которых явно имеют неклеточную природу: они имеют слишком малые размеры, проходят через мельчайшие фильтры, которые задерживают даже самые маленькие клетки. Но все же тщательные кропотливые поиски возбудителей таких заболеваний, как оспа, бешенство, грипп, корь, чума свиней, собак и других оказывались безрезультатными. Казалось, здесь микробиология зашла в тупик. Но выход из этого тупика был указан русским физиологом растений Д.И.Ивановским в 1892 году.

Д.И. Ивановский изучил причины заболевания табака мозаичной болезнью, приносившей большие убытки табаководам. Он выяснил, что это заразное заболевание, но поиски возбудителя дали отрицательный результат. Продолжая свои исследования, он рядом простых опытов установил, что возбудителем табачной мозаики является заразное начало, свободно проходящее через бактериальные фильтры, задерживающие самые мелкие бактерии, и невидимое в оптический микроскоп.

Теперь мы знаем, что Д.И.Ивановский открыл целый новый мир живых существ – мир фильтрующихся вирусов. Но подобно Колумбу, открывшему новый континент, он даже не дал ему названия.

К настоящему времени открыто большое количество вирусов человека, животных, растений и продолжают открывать все новые вирусы. Учение о вирусах разрослось в самостоятельную науку – вирусологию , изучающую неклеточные формы жизни.

Вирусные частицы представляют собой мельчайшие (20 300нм) симметричные структуры, построенные из повторяющихся элементов. Они способны проходить через любые фильтры. Это внутриклеточные паразиты, некоторые могут кристаллизоваться, но как только проникают в клетки живых организмов, проявляют все признаки живого. Распространены повсеместно.

Учитель: Вирусы отличаются от других форм жизни, так как не имеют клеточного строения. Вирусы – это особая и уникальная форма жизни, хотя и очень примитивная. Часто вирусы называют переходной формой между живой и неживой природой. Когда вирус находится в клетке хозяина, он производит себе подобных, это очень активный организм. Вне клетки хозяина вирус не проявляет признаков живого.

Учитель: Что же такое вирус – существо или вещество, живое или неживое? ( беседа с учащимися )

Отличия вирусов от неживой материи:

  • способны воспроизводить себе подобных;
  • обладают наследственностью (ДНК или РНК);
  • обладают изменчивостью (способность к мутациям у вируса гриппа);
  • способны к адаптации и эволюции.

Отличия вирусов от живых организмов:

  • вирусы не имеют клеточного строения (отсутствует цитоплазматическая мембрана и цитоплазма с органоидами);
  • вирусы обязательные паразиты, вне клетки хозяина существуют в виде покоящейся или внеклеточной формы (вирусные частицы или вирионы );
  • вирусы не способны к самостоятельной репродукции своей наследственной информации вне клетки хозяина;
  • вирусы не имеют метаболизма;
  • вирусы не растут.

Учитель: Почему вирусы – это уникальная форма жизни?

Учитель: Что же представляют собой вирусы по строению? ( беседа с учащимися )

Строение вирусов. Вирусы существуют в двух состояниях: покоящемся ( вирионы ) и репродуцирующемся ( внутриклеточные ). Размеры вирусов очень малы: самые крупные приближаются к самым мелким бактериям, а самые мелкие близки к крупным молекулам. По внешнему виду: имеют шарообразную форму (вирус гриппа), кубовидную (вирус оспы), вид палочки (вирус табачной мозаики – шестигранная палочка), многоугольными, сферическими, нитевидными.

Каждый вирус состоит из ДНК или РНК, заключенных в белковую оболочку, состоящую из субъединиц, расположенных в определенном порядке, которую называют капсидом. Эта оболочка защищает нуклеиновую кислоту от воздействия ферментов и ультрафиолетовых лучей. Каспид также обеспечивает прикрепление вируса к поверхности клеточной мембраны, так как содержит рецепторы, комплиментарные рецепторам клеточных мембран, поэтому вирусы поражают строго определенный круг хозяев.

В составе вирусов присутствуют двухцепочные ДНК в кольцевой или линейной форме; и одноцепочные РНК, встречаются одноцепочные ДНК и двухцепочные РНК.

По строению различают две группы вирусов. (Схему учащиеся перечерчивают в тетрадь).

состоят из нуклеиновой кислоты -- состоят из нуклеиновой кислоты – ДНК

ДНК или РНК – и белковой оболочки или РНК, белковой оболочки, могут со-

(капсида), (вирус табачной мозаики). держать липопротеидную мембрану, уг-

леводы и ферменты (вирус гриппа,

В настоящее время писано более 1000 различных видов вирусов. Виды объединяют в роды и семейства. Все вместе их выделяют в особое царство живой природы – Вирусы . Более 500 видов вирусов могут вызывать инфекционные заболевания человека. Не описаны вирусы мхов и водорослей. Несколько видов вирусов известны у грибов, папоротникообразных и голосеменных. Известно много вирусов у цветкоых растений.

Схема строения бактериофага – учащиеся переносят в тетради.

Головка, внутри Полый стержень , окруженный чехлом Базальная пластина, на ней

нее находится из сократительного белка. ( За счет со- закреплены 6-ть нитей, с по-

спираль ДНК. кратительных реакций происходит мощью которых бактериофаг

впрыскивание ДНК в бактериальную осаждается на оболочке бак-

Учитель: А теперь рассмотрим размножение вирусов. Вирусы способны размножаться только в клетках других организмов. Размножение вирусов (репродукция) – это многоступенчатый процесс. Основной путь проникновения вируса в клетку хозяина – рецепторный эндоцитоз. Вирусы попадают внутрь клетки вместе с капельками межклеточной жидкости. Процесс проникновения вириона в клетку хозяина включает несколько этапов:

1. Прикрепление вируса к клеточным рецепторам; 2. Образование вакуоли (эндоцитоз);

3. Выход вируса из вакуоли в цитоплазму.

Учащиеся записывают опорный конспект.

Несколько иной путь проникновения в клетку у вирусов бактерий – бактериофагов. Стенки бактерий очень прочные, поэтому бактериофаг вводит полый стержень в клетку и выталкивает через него ДНК или РНК, находящуюся в головке. Геном бактериофага попадает в цитоплазму, а оболочка остается снаружи.

Новых частиц вируса образуется огромное количество. Эти вирусы заражают новые клетки, и в каждой из них повторяется многоступенчатый процесс размножения.

Учитель: Пути и механизмы возникновения вирусов пока не установлены. О происхождении вирусов существует несколько различных гипотез.

1. Вирусы – это результат деградации таких клеточных организмов, как бактерии или клетки древних эукариот.

2. Вирусы развились из отдельных органоидов клетки – митохондрий или хлоропластов.

3. Вирусы появились после возникновения клетки и вместе с ней проделали длинный путь эволюции. По этой гипотезе вирусы произошли от фрагментов клеточных нуклеиновых кислот. Считается, что эти фрагменты клеточных нуклеиновых кислот вышли из-под контроля клетки, оделись собственной белковой оболочкой и приобрели способность заражать клетки.

– Как вы думаете, какая из этих гипотез является наиболее вероятной?

Учитель: Вирусы как возбудители заболеваний человека, животных, растений известны с глубокой древности. В прошлые века вирусные инфекции носили характер опустошительных эпидемий, охватывавших обширные территории. В 18 веке в Москве оспа уничтожила почти 80% населения. Заболевания вирусной природы широко распространены и в настоящее время.

– А что вам известно о вирусных заболеваниях?

Вирусные заболевания наносят большой ущерб животноводству и могут разрушить его в масштабе целой страны. Подобная катастрофа наблюдалась в конце 2000г. в Великобритании. В настоящее время от вируса птичьего гриппа погибает огромное количество домашних и диких птиц.

Сформировать представление о вирусах как неклеточных формах жизни, их строении, размножении, о роли в жизни человека.

ВложениеРазмер
Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний. Объясняет новый материал, показывает слайды, контролирует в 61.5 КБ
Компьютер, презентация в Power Point, ресурсы сети Интернет 911.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕСУРСОВ ИНТЕРНЕТ

Актуальность использования средств ИКТ

Обеспечение наглядности, освоение материала урока

Сформировать представление о вирусах как неклеточных формах жизни, их строении, размножении, о роли в жизни человека.

Строения вирусов, познакомить с историей открытия вирусов.

Развивать умение узнавать изученные организмы, обосновывать их принадлежность к определенной систематической группе.

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет)

Компьютер, презентация в Power Point, ресурсы сети Интернет

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

(локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)

Компьютер с проектором, программа Microsoft Power Point, экран.

Образовательные ресурсы Интернет

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Мобилизация внимания учащихся, приветствие, определение целей и задач урока, отметка отсутствующих.

Основные виды деятельности преподавателя

Объяснение домашнего задания

Вступительное слово учителя

Настрой учащихся на работу, постановка целей урока

Стихийным злом эволюции назвали учёные сверхмельчайшие формы жизни, не имеющие клеточного строения. Значение их огромно и многое ещё не известно об этих загадочных существах нашей планеты.

Изучение нового материала, проверка домашнего задания.

Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний. Объясняет новый материал, показывает слайды, контролирует выполнение записей в тетради

Форма организации деятельности

Организация, обобщение, контроль усвоения

Ученики формулируют вывод:

1)Вирусы, мельчайшие возбудители инфекционных болезней.

2)Зараженный сок растений, пропущенный через специальный фильтры, задерживающие бактерии, сохраняет способность вызывать то же заболевание у здоровых растений.

3)Практически все вирусы по своему размеру меньше, чем бактерии, величина вирусов варьируется от 20 до 300нм. (Слайд №3-4)

Все вирусы делятся на две большие группы ДНК-содержащие и РНК – содержащие. Они не имеют клеточного строения, представляют собой автономные генетические структуры , не способные , однако развиваться вне клетки.

Давайте рассмотрим химический состав вирусов.(Слайд №5).

Вирусы состоят из нуклеиновых кислот (ДНК или РНК) и белковой оболочки. Белковая оболочка носит название капсид (от. лат. –вместилище). Сложноорганизованные вирусы имеют дополнительную оболочку – белковую или липопротеиновую. Их наружная оболочка является фрагментом ядерной или цитоплазматической мембраны клетки хозяина, из которой вирусы выходят во внеклеточную среду.

Взаимодействие вирусов и клетки. (Слайд №6).

По типу паразитирования вирусы делятся на 3 большие группы:

1)вирусы паразитирующие на бактериях(бактериофаги);

2)вирусы паразитирующие на растениях (вироиды)

состоят из одной, замкнутой в кольцо РНК;

3) вирусы паразитирующие на животных.(Слайд №7)

Механизм проникновения вируса в клетку делает инфекционный процесс специфичным. (так, вирус А или В проникает и размножается только в клетках печени.

Конспект занятия "Вирусные инфекционные заболевания" содержит описание опасных вирусных заболеваний человека и основные меры профилактики и лечения этих болезней.

ВложениеРазмер
ekologiya_chel._zanyatie_16._virusnye_zabolevaniya.doc 84 КБ

Предварительный просмотр:

Цель занятия: познакомить обучающихся с наиболее опасными вирусными заболеваниями.

  1. ознакомление обучающихся со следующими понятиями: вирус, инфекция, возбудитель инфекции, эпидемия, пандемия, профилактика;
  2. формирование навыков работы с информацией;
  3. воспитание интереса к формированию навыков здорового образа жизни.
  1. тетради, ручки;
  2. ноутбук, проектор;
  3. электронная презентация по теме занятия.

1. Организационная часть занятия. Приветствие.

2. Основная часть занятия.

Теоретическая часть занятия

В 1892 году русский ученый Д.И. Ивановский описал необычные свойства возбудителя болезни растения табак - табачной мозаики. Возбудитель этого заболевания проходил через бактериальные фильтры, заражая здоровые растения. Позже обнаружили, что возбудитель ящура – болезни домашнего скота – также проходит через бактериальные фильтры. В 1917 году был открыт вирус, поражающий бактерии - бактериофаг. Эти открытия положили начало новой науке вирусологии.

Вирусы не имеют клеточного строения, имеют размеры от 20 до 300 нм. В среднем они в 50 раз меньше бактерий, и увидеть их можно только в электронный микроскоп. Устроены вирусы очень просто. Они состоят из фрагмента генетического материала: молекулы ДНК или РНК (сердцевина вируса), и защитной белковой оболочки – капсида.

Вирусы – это внутриклеточные паразиты и вне живой клетки они не проявляют никаких свойств живого. У вирусов отсутствует собственная система обмена веществ и энергии, они не потребляют пищу и не размножаются вне тела хозяина. Многие из них во внешней среде имеют форму кристаллов. Проникнув в живую клетку, вирус изменяет в ней обмен веществ, направляя ее деятельность на синтез вирусной нуклеиновой кислоты и вирусных белков. В клетке накапливается огромное количество вирусных частиц. В конечном итоге клетка гибнет, оболочка ее лопается, вирусы выходят наружу. Иногда вирусы выделяются из клетки постепенно, по одному, и зараженная клетка живет долго. Каждый вирус обладает специфичностью (специализацией). Вирус гепатита проникает и размножается только в клетках печени, вирус гриппа – в клетках эпителия верхних дыхательных путей, вирус СПИДа поражает лейкоциты (Т-лимфоциты), отвечающие за иммунитет. Молекула ДНК вирусов может встраиваться в хромосомы клетки хозяина и существовать в таком виде, являясь как бы дополнительным геном. В таком виде вирус может не проявлять себя очень долго. Однако, рано или поздно вирусы приводят к нарушению нормальных процессов жизнедеятельности клетки или даже ее гибели. Поэтому свое название вирусы получили от латинского слова virus – яд. Ученые называют вирусы паразитами на генетическом уровне.

Вирусы являются возбудителями большого числа заболеваний растений, животных и человека. У животных вирусы вызывают ящур крупного рогатого скота, птичий грипп, инфекционную анемию лошадей, коровье бешенство. К известным вирусным заболеваниям человека относят: грипп, оспу, корь, краснуху, полиомиелит, бешенство, ВИЧ, гепатит и др.

Древние индийские и китайские рукописи повествуют о страшных эпидемиях черной, или натуральной, оспы. У заболевшего человека начинается жар, головная боль, общая слабость. Через 3-4 дня все тело покрывалось наполненными жидкостью пузырьками (оспинами). Болезнь тянулась около двух недель, около 40% заболевших погибало. Тяжелее всего болели дети. У переболевших на месте оспин образовывались рубцы (рябины). Иногда оспины высыпали на глазах, что приводило к слепоте.

Бывало так, что оспа лишала зрения и обезображивала внешний облик населения целых стран. Когда оспа уродовала весь народ в стране, особенно ценилась красота женщин, избежавших заболеваний оспой. Согласно древним армянским верованиям, Луна раньше ходила по небу днем, со своим братом Солнцем. Но Луна заболела оспой и, стыдясь покрывших лицо шрамов, показывается теперь только ночью, под покровом темноты.

В Европу оспа попала позже, чем на Восток, - в эпоху средневековья. Впервые попадая в новые страны, эта болезнь бушевала с особенной силой. В Исландии в 1707 году от оспы погибло более двух третей населения.

Особенно опасна оспа для людей с нулевой группой крови (в русской системе обозначений это первая группа крови). Когда оспа попала в Америку, где у коренного населения индейцев преобладала эта группа крови, началось массовое вымирание целых племен. Описан случай, когда в индейском поселении после эпидемии оспы из тысячи жителей выжили только четверо индейцев. Когда был найден способ борьбы с оспой, индейцы преподнесли англичанину Эдварду Дженеру за разработку вакцины почетный пояс.

В 1796 году Дженнер своим методом оспопрививания (вакцинации) положил начало борьбе с этим недугом.

В 1967 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) начала компанию борьбы за окончательную ликвидацию оспы во всем мире. В 1980 году ВОЗ объявила, что оспа побеждена во всем мире окончательно. Возбудитель оспы продолжает жить только в трех лабораториях в США, России и ЮАР.

Бешенство, или водобоязнь, - смертельная болезнь человека и животных, известная с глубокой древности. Заболевшее животное становится беспокойным, пугливым, отказывается от еды. Чаще всего носителями вируса бешенства становятся представители семейства собачьих: лисы, песцы, волки, собаки. Могут болеть еноты, летучие мыши, крысы, кошки, вороны, куры. Передается болезнь через укус или слюну больного животного. При попытке пить воду возникают судороги глотательных мышц, поэтому и появилось второе название болезни – водобоязнь. Смерть наступает через 5-6 дней после появления болезни от паралича и остановки дыхания.

Для предотвращения одной из эпизоотий в Болгарии пришлось отстрелять 200 тысяч лисиц. В старину укусы бешеных животных прижигали раскаленным железом. Помогало это редко. Первая прививка против бешенства была сделана Луи Пастером в 1885 году. Впервые в истории ребенок, сильно покусанный бешеной собакой, не заболел водобоязнью.

Даже в наше время прививки остаются единственным надежным средством против этой болезни. Заболевшего человека вылечить уже невозможно. Скрытый (инкубационный) период болезни может продолжаться от 8 дней до года. Заболевание очень опасно, поэтому при любом укусе животного необходимо промыть рану и немедленно обратиться к врачу. При укусах в голову, шею, кисти рук опасен каждый день промедления.

Впервые эпидемия болезни, напоминавшей грипп, была описана в 412 г. до н.э. Гиппократом. Признаки заболевания: насморк, кашель, покраснение глаз, повышенная температура. Необходимо помнить, что простудные заболевания могут вызывать вирусы более 200 видов, и не любое простудное заболевание считается гриппом.

Когда эпидемия гриппа переходит границы континентов и охватывает весь мир, говорят о пандемии гриппа. В ХХ столетии было три пандемии.

Почему до сих пор нет надежных прививок от гриппа? Вирус гриппа очень быстро мутирует, изменяется, эволюционирует. Только создали врачи вакцину против одной формы гриппа, как возбудитель болезни уже видоизменился.

  1. При посещении лечебно-профилактического учреждения надевать маски.
  2. Ограничить посещение массовых мероприятий.
  3. Избегать близкого контакта с людьми, которые кажутся нездоровыми.
  4. Соблюдать правила личной гигиены, чаще мыть руки, пить только кипяченую воду.
  5. Использовать защитные маски в среде кашляющих и чихающих людей.
  6. При кашле и чихании прикрывать рот и нос носовым платком.
  7. Регулярно проветривать помещения.
  8. Придерживаться здорового образа жизни, включая полноценный сон, здоровое питание и физическую активность.
  9. Принимать поливитамины и растительные препараты для укрепления иммунитета.

Многие дети болеют корью. Признаки кори – появление сыпи на лице, позже - по всему телу. У европейцев корь, как правило, заканчивалась выздоровлением. Но у американских индейцев, и в настоящее время у африканских жителей, она часто заканчивается летальным исходом, принося значительные человеческие потери.

Полиомиелитом, или детским параличом, чаще всего болеют дети. Полиомиелитом страдали в Древнем Египте, о чем свидетельствуют барельефы, на которых изображены люди, искалеченные этой болезнью. Эпидемии полиомиелита в ХХ веке искалечили десятки тысяч людей. Вакцину от полиомиелита открыли в 1957 году, она снизила уровень заболеваемости в сотни раз.

Гепатит – общее название острых и хронических воспалительных заболеваний печени. Хроническая форма гепатита может развиться самостоятельно, например, при чрезмерном употреблении спиртных напитков или лекарственных препаратов, или продолжать развитие острого гепатита (вирусный гепатит В, Д). При хроническом гепатите заболевание долгое время протекает бессимптомно.

Для гепатитов характерно стойкое увеличение печени, тупые боли в правом подреберье, непереносимость жирной пищи. При хроническом гепатите клетки печени постепенно замещаются соединительной тканью, поэтому не леченный хронический гепатит ведет к развитию цирроза печени. Пациенты, страдающие хроническим гепатитом, подвержены высокому риску развития первичного рака печени.

Хронические вирусные гепатиты В, С, Д в ряде случаев поддаются противовирусной терапии.

Симптомы гепатита: желтуха, боли в правом подреберье. Иногда начальные симптомы напоминают грипп: повышение температуры, головная боль, общее недомогание, ломота в теле.

Вирусный гепатит А хорошо поддается противовирусной терапии. Заращение гепатитом А происходит через грязную воду, немытые руки, овощи и фрукты.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вирусы_это неклеточная форма жизни.Они не имеют своей клетки и живут в клетках других организмов.

Цель: познакомить обучающихся с неклеточными формами жизни – вирусами.

Задачи: выяснить особенности строения и жизнедеятельности вирусов; раскрыть сущность внутриклеточного паразитизма вирусов во взаимодействии с клеткой; заострить внимание на опасности заражения вирусом СПИДа.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения урока: лекция, беседа, выступления обучающихся

Форма организации учебной деятельности: фронтальная.

Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, проблемное изложение, частично поисковый.

В презентации следующие слайды:

3. Виды различных вирусов.

4. Общий план строения вируса.

5. Группы вирусов по строению (схема).

7. Схема строения бактериофага.

8. Схема размножения вирусов.

9. Заболевания, вызываемые вирусами (таблица).

Открытие вирусов и их общая характеристика.

Строение вирусов и их инфекции.

7. Итоги и задание на дом.

2.История от- крытия вирусов

3.Строение вирусов и их инфекции

Объясняет цель и задачи урока

Рассказ, показ слайдов

Рассказ, показ слайдов

Комментирует ответы и выставляет оценки

Схему строения вируса чертят в тетради

Записывают опорный конспект

Высказывают свои знания

Отвечают на вопросы

Выставляют оценки в дневники

Примерный конспект урока.

Учитель: на предыдущих уроках мы выяснили, что большинство живых существ имеют клеточное строение. Существуют ли другие формы жизни? Что собой представляют эти организмы? Это основная цель нашего урока. Вирусы – это уникальные существа, которые являются неклеточными формами жизни. Мы рассмотрим особенности вирусов, строение этих организмов, этапы жизнедеятельности. Раскроем особенности внутриклеточного паразитизма вирусов, изучим механизм проникновения вирусов в клетку, рассмотрим гипотезы происхождения вирусов, а также вы узнаете об опасных вирусных инфекциях и о профилактике заболеваний. (1-ый слайд, далее 2-ой и 3-ий).




На рубеже19 и 20 в.в. было обнаружено, что существует целый ряд болезней растений, животных и бактерий, возбудители которых явно имеют неклеточную природу: они имеют слишком малые размеры, проходят через мельчайшие фильтры, которые задерживают даже самые маленькие клетки. Но все же тщательные кропотливые поиски возбудителей таких заболеваний, как оспа, бешенство, грипп, корь, чума свиней, собак и других оказывались безрезультатными. Казалось, здесь микробиология зашла в тупик. Но выход из этого тупика был указан русским физиологом растений Д.И.Ивановским в 1892 году.

Д.И. Ивановский изучил причины заболевания табака мозаичной болезнью, приносившей большие убытки табаководам. Он выяснил, что это заразное заболевание, но поиски возбудителя дали отрицательный результат. Продолжая свои исследования, он рядом простых опытов установил, что возбудителем табачной мозаики является заразное начало, свободно проходящее через бактериальные фильтры, задерживающие самые мелкие бактерии, и невидимое в оптический микроскоп.

Теперь мы знаем, что Д.И.Ивановский открыл целый новый мир живых существ – мир фильтрующихся вирусов. Но подобно Колумбу, открывшему новый континент, он даже не дал ему названия.

К настоящему времени открыто большое количество вирусов человека, животных, растений и продолжают открывать все новые вирусы. Учение о вирусах разрослось в самостоятельную науку – вирусологию, изучающую неклеточные формы жизни.

Вирусные частицы представляют собой мельчайшие (20 300нм) симметричные структуры, построенные из повторяющихся элементов. Они способны проходить через любые фильтры. Это внутриклеточные паразиты, некоторые могут кристаллизоваться, но как только проникают в клетки живых организмов, проявляют все признаки живого. Распространены повсеместно.

Учитель: Вирусы отличаются от других форм жизни, так как не имеют клеточного строения. Вирусы – это особая и уникальная форма жизни, хотя и очень примитивная. Часто вирусы называют переходной формой между живой и неживой природой. Когда вирус находится в клетке хозяина, он производит себе подобных, это очень активный организм. Вне клетки хозяина вирус не проявляет признаков живого.

Учитель: Что же такое вирус – существо или вещество, живое или неживое? (беседа с учащимися)

Отличия вирусов от неживой материи:

способны воспроизводить себе подобных;

обладают наследственностью (ДНК или РНК);

обладают изменчивостью (способность к мутациям у вируса гриппа);

способны к адаптации и эволюции.

Отличия вирусов от живых организмов:

вирусы не имеют клеточного строения (отсутствует цитоплазматическая мембрана и цитоплазма с органоидами);

вирусы обязательные паразиты, вне клетки хозяина существуют в виде покоящейся или внеклеточной формы (вирусные частицы или вирионы);

вирусы не способны к самостоятельной репродукции своей наследственной информации вне клетки хозяина;

вирусы не имеют метаболизма;

вирусы не растут.

Учитель: Почему вирусы – это уникальная форма жизни?

Учитель: Что же представляют собой вирусы по строению? (беседа с учащимися)

Строение вирусов. Вирусы существуют в двух состояниях: покоящемся (вирионы) и репродуцирующемся (внутриклеточные). Размеры вирусов очень малы: самые крупные приближаются к самым мелким бактериям, а самые мелкие близки к крупным молекулам. По внешнему виду: имеют шарообразную форму (вирус гриппа), кубовидную (вирус оспы), вид палочки (вирус табачной мозаики – шестигранная палочка), многоугольными, сферическими, нитевидными.

Каждый вирус состоит из ДНК или РНК, заключенных в белковую оболочку, состоящую из субъединиц, расположенных в определенном порядке, которую называют капсидом. Эта оболочка защищает нуклеиновую кислоту от воздействия ферментов и ультрафиолетовых лучей. Каспид также обеспечивает прикрепление вируса к поверхности клеточной мембраны, так как содержит рецепторы, комплиментарные рецепторам клеточных мембран, поэтому вирусы поражают строго определенный круг хозяев.

В составе вирусов присутствуют двухцепочные ДНК в кольцевой или линейной форме; и одноцепочные РНК, встречаются одноцепочные ДНК и двухцепочные РНК.


По строению различают две группы вирусов. (Схему учащиеся перечерчивают в тетрадь).





состоят из нуклеиновой кислоты -- состоят из нуклеиновой кислоты – ДНК

ДНК или РНК – и белковой оболочки или РНК, белковой оболочки, могут со-

(капсида), (вирус табачной мозаики). держать липопротеидную мембрану, уг-

леводы и ферменты (вирус гриппа,

В настоящее время писано более 1000 различных видов вирусов. Виды объединяют в роды и семейства. Все вместе их выделяют в особое царство живой природы – Вирусы. Более 500 видов вирусов могут вызывать инфекционные заболевания человека. Не описаны вирусы мхов и водорослей. Несколько видов вирусов известны у грибов, папоротникообразных и голосеменных. Известно много вирусов у цветкоых растений.


Схема строения бактериофага – учащиеся переносят в тетради.



Головка, внутри Полый стержень, окруженный чехлом Базальная пластина, на ней

нее находится из сократительного белка. ( За счет со- закреплены 6-ть нитей, с по-

спираль ДНК. кратительных реакций происходит мощью которых бактериофаг

впрыскивание ДНК в бактериальную осаждается на оболочке бак-

Учитель: А теперь рассмотрим размножение вирусов. Вирусы способны размножаться только в клетках других организмов. Размножение вирусов (репродукция) – это многоступенчатый процесс. Основной путь проникновения вируса в клетку хозяина – рецепторный эндоцитоз. Вирусы попадают внутрь клетки вместе с капельками межклеточной жидкости. Процесс проникновения вириона в клетку хозяина включает несколько этапов:

1. Прикрепление вируса к клеточным рецепторам; 2. Образование вакуоли (эндоцитоз);

3. Выход вируса из вакуоли в цитоплазму.


Учащиеся записывают опорный конспект.

Вирус прикрепляется к поверхности восприимчивой клетки – этот процесс называется адсорбцией.

Вирус вводит свою нуклеиновую кислоту в клетку (у бактериофагов) или проникает в клетку полностью, а затем происходит отделение вируса от белковой оболочки и освобождение нуклеиновой кислоты. Этот процесс называется инъекцией.

Редупликация вирусных молекул нуклеиновой кислоты осуществляется за счет нуклеотидов, накопленных в клетке хозяина.

Синтез вирусных белков и ферментов -- осуществляется на рибосомах клетки.

Сборка вирусных частиц—осуществляется из синтезированных пораженной клеткой вирусных белков и нуклеиновых кислот.

Несколько иной путь проникновения в клетку у вирусов бактерий – бактериофагов. Стенки бактерий очень прочные, поэтому бактериофаг вводит полый стержень в клетку и выталкивает через него ДНК или РНК, находящуюся в головке. Геном бактериофага попадает в цитоплазму, а оболочка остается снаружи.

Новых частиц вируса образуется огромное количество. Эти вирусы заражают новые клетки, и в каждой из них повторяется многоступенчатый процесс размножения.

Учитель: Пути и механизмы возникновения вирусов пока не установлены. О происхождении вирусов существует несколько различных гипотез.

1. Вирусы – это результат деградации таких клеточных организмов, как бактерии или клетки древних эукариот.

2. Вирусы развились из отдельных органоидов клетки – митохондрий или хлоропластов.

3. Вирусы появились после возникновения клетки и вместе с ней проделали длинный путь эволюции. По этой гипотезе вирусы произошли от фрагментов клеточных нуклеиновых кислот. Считается, что эти фрагменты клеточных нуклеиновых кислот вышли из-под контроля клетки, оделись собственной белковой оболочкой и приобрели способность заражать клетки.

– Как вы думаете, какая из этих гипотез является наиболее вероятной?

Учитель: Вирусы как возбудители заболеваний человека, животных, растений известны с глубокой древности. В прошлые века вирусные инфекции носили характер опустошительных эпидемий, охватывавших обширные территории. В 18 веке в Москве оспа уничтожила почти 80% населения. Заболевания вирусной природы широко распространены и в настоящее время.

– А что вам известно о вирусных заболеваниях?

Вирусные заболевания наносят большой ущерб животноводству и могут разрушить его в масштабе целой страны. Подобная катастрофа наблюдалась в конце 2000г. в Великобритании. В настоящее время от вируса птичьего гриппа погибает огромное количество домашних и диких птиц.

Читайте также: