Урок по теме вирусы по фгос

Обновлено: 28.03.2024

Вирус ( от лат. virus - яд) Вирус входит в царство VIRA . представляют собой простейшую форму жизни на Земле, занимая пограничное положение между неживой и живой материей.

Проблемный вопрос Зная, что вирус не имеет клеточного строения, как можно доказать - вирус живое существо или вещество?

Проблемный вопрос Почему трудно вести борьбу с вирусами- возбудителям различных заболевание и полностью их обезопасить?

Цель урока изучить строение вирусов; изучить значение вирусов; определить, что это-вещество или живое существо; познакомится с наиболее распространенными и опасными вирусными заболеваниями человека.

История открытия 1852 год, русский ботаник Дмитрий Иосифович Ивановский открыл вирус табачной мозаики, получив инфекционный экстракт из растений табака, пораженных мозаичной болезнью.

Характеристика вирусов Вирусы - внутриклеточные паразиты; маленькая молекулярная масса; не имеют клеточного строения и просто устроены; отсутствие рибосом; Не способны размножатся вне клетки; нет собственного обмена веществ вне клетки хозяина не проявляют признаков живого; могут кристаллизоваться; В настоящее время известны вирусы, размножающиеся в клетках растений, животных, грибов и бактерий; Вызывают опасные заболевания.

Справочная информация 1887г. Крым, плантации табака поразила неизвестная болезнь: листья растений покрывались сложным абстрактным рисунком, растекавшимся по всему листу, словно окраска переливающаяся с одного листа на другой, от одного растения к другому. Сельское хозяйство несло убытки. На место происшествия был направлен молодой ученый. Однако задача оказалась весьма непростой.

Строение вируса Нуклеиновая кислота Химические вещества . ДНК РНК Белки Углеводы Липиды Капсид Вирионы разных вирусов: а–вирус оспа -вакцины; б–вирус простого герпеса человека, в–вирус гепатита В, г–аденовирус человека, д–вирус гриппа, е–вирус гепатита А, ж–бактериофаг лямбда Вирусы По строению: Простые или сложные Вирусы По составу: ДНК или РНК содержащие

Цикл развития вируса. Процесс адсорбции. Вирус прикрепляется к поверхности восприимчивой клетки. Процесс инъекции . Вирус вводит свою нуклеиновую кислоту в клетку или сам проникает в клетку полностью, а затем происходит отделение вируса от белковой оболочки и освобождение нуклеиновой кислоты. Процесс редупликации. Самовоспроизведение молекул нуклеиновой кислоты из нуклеотидов, накопленных в клетке хозяина. Процесс синтеза. Синтез вирусных белков и ферментов. Процесс самосборки вируса . Сборка вирусных частиц осуществляется из синтезированных пораженной клеткой вирусных белков, самосборка капсида. Процесс лизиса. Выход вирусных частиц из пораженной клетки; притом у бактерий происходит распад клетки под влиянием ферментов фага, а у клеток животных, растений и грибов выпячивается оболочка клетки, и вирус выталкивается в окружающую среду.

Вирус иммунодифицита человека Многие путают два совершенно различных понятия - ВИЧ-инфицированный и больной СПИДом. Разница заключается в том, что человек, инфицированный вирусом иммунодефицита, может в течение многих лет оставаться работоспособным, относительно здоровым человеком. Такой человек не представляет никакой опасности для окружающих

Значение вирусов. Заболевания человека корь, свинка, грипп, полиомиелит, бешенство, оспа, желтая лихорадка, трахома, энцефалит, некоторые онкологические (опухолевые) болезни, СПИД, бородавки, герпес. Ребенок больной оспой Человек больной гриппом

У животных вирусы вызывают ящур, чуму, бешенство; насекомых - полиэдроз, грануломатоз . Вирус бешенства животных Значение вирусов. Заболевания животных

Значение вирусов. Заболевания растений у растений - мозаику или иные изменения окраски листьев либо цветков, курчавость листьев и другие изменения формы, карликовость; наконец, у бактерий - их распад.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Цель урока: продолжить изучение многообразия жизненных форм на Земле. Углубить представление о вирусах как о неклеточной форме жизни, их строении, жизнедеятельности, значении.

Познакомить учащихся с гипотезами происхождения вирусов и историей их открытия;

Изучить строение и классификацию вирусов;

Изучить жизненный цикл вирусов;

Познакомить учащихся с вирусными заболеваниями и сформировать знания о мерах предупреждения заболеваний СПИДом.

Продолжить формирование умения работать с учебником, дополнительной литературой, интернет-ресурсами, компьютерными средствами;

Развивать коммуникативные умения учащихся;

Продолжить развитие логического мышления через умения сравнивать, анализировать, делать выводы;

Научить учащихся выражать свое собственное мнение и отстаивать его в диспуте;

Формировать ответственное отношение к своему здоровью как к ценности через ознакомление с профилактическими мерами борьбы с вирусными заболеваниями;

Воспитание культуры речи, уважительного отношения к выступающим.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Технология обучения: ИКТ-технология.

Ход урока

I. Организационный момент

( приветствие, проверка готовности к уроку)

Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас сегодня на уроке.

Потянулись, (делают глубокий вдох, разводя руки через стороны вверх и обратно), расправили плечи, улыбнулись друг другу, поприветствовали гостей и подарили им широкую улыбку, настроились на поиск и начнем урок. Садитесь и постарайтесь в течение всего урока следить за своей осанкой.

II. Актуализация знаний. Мотивация.

На прошлом уроке мы выполняли лабораторную работу и на практике выяснили, что большинство живых существ имеют клеточное строение. Мы выявили сходства и различия в строении клеток бактерий, грибов, растений и животных.

Анализ лабораторной работы показал, что вы прекрасно справились со всеми заданиями. Из 21 учащихся вашего класса

(краткий анализ недостатков если они есть)

Таким образом, успеваемость составляет 100% и % качества. Это позволяет надеяться, что усвоенные вами знания прочны и послужат прочным фундаментом при освоении нового материала.

А скажите, пожалуйста, к каким царствам живой природы относились все изученные клетки?

Существуют ли другие формы жизни? К какому царству они относятся?

Правильно. Империя Доклеточные. Царство Вирусы.

Вирусы – это уникальные существа, которые занимают пограничное положение между живой и неживой природой. Именно о них пойдет речь сегодня на уроке.

Открываем тетради, записываем число и тему урока в рабочую тетрадь. Мы сегодня будем работать в двух тетрадях, подготовьте печатную тетрадь и откройте её на стр.40.

Важность здоровья человека в том, что здоровые дети – это залог успешного будущего страны!

А для того чтобы быть здоровыми мы должны знать что нам угрожает и как от этого защищаться…

III. Изучение нового материала.

Сегодня на уроке мы узнаем:

Гипотезы происхождения вирусов и историю их открытия.

Строение и классификацию вирусов.

Жизненный цикл вирусов.

Меры профилактики вирусных инфекций.

Запишите первый пункт плана в тетрадь.

1 . Гипотезы происхождения вирусов и историю их открытия.

Используя дополнительный материал к параграфу 20 на стр. 81 учебника, найдите информацию и в течение 2 минут подготовьте рассказ о происхождении вирусов.

(Самостоятельная работа с учебником по заданию)

Запишите в тетрадь версию происхождения вирусов. У вас есть своя версия: как появились вирусы?

Вирусы – это потомки древних доклеточных форм жизни. На Земле существуют более 4,5 млрд. лет.

Вирусы – потомки древнейших бактерий, утративших собственный механизм синтеза белка и перешедший к внутриклеточному паразитизму.

А как же были открыты вирусы? Внимание на таблицу у доски.

Рассказ учителя об истории открытия вирусов.

В 1892 г. русский ученый Дмитрий Иосифович Ивановский, изучая мозаичную болезнь табака, растер листья больного растения и пропустил полученную массу через фильтры, непроходимые для всех других известных микроорганизмов. Когда же ученый ввел этот фильтрат в листья здоровых табачных растений, он снова вызвал у них мозаичную болезнь, то есть фильтрат сохранил инфекционные (заразные) свойства — содержал возбудителя болезни.

Шесть лет спустя независимо от Ивановского такие же результаты получил нидерландский ученый М. Бейеринк. (портреты ученых вывешиваются на доске)

Увидеть вирусы удалось в электронный микроскоп лишь спустя 50 лет. Первым был сфотографирован вирус табачной мозаики.

Сейчас открыто более 500 различных вирусов, каждый из которых вызывает определенное заразное заболевание. Наука, занимающаяся изучением вирусов, называется вирусологией.

2. Строение и классификация вирусов.

Каковы же особенности строения и классификации вирусов?

Вирусы существуют в трех формах:

2. Внутриклеточный комплекс: вирус-клетка.

Вирион имеет очень простое строение

(см. рис учебника 38)

Он не имеет клеточных органелл и собственного обмена веществ и энергии, не питается, не растет, не проявляет признаков жизни. Существуют в виде инертных частиц в форме кристаллов и могут быть различными: нитевидными, сферическими, палочковидными, многоугольными, кубическими, в форме икосаэдров (20треугольников) или додекаэдров (12 пятиугольников).

Схема строения вирусной частицы представлена на слайде. Изучите её и расскажите как устроен вирус (проецируется изображение вируса через кодоскоп) изучив надписи к рисунку, а также применив уже известные вам сведения.

1учащийся выходит к доске и рассказывает строение вируса.

Учитель добавляет:

Действительно вирусы – это нуклеопротеины, т.е. состоят из НК и белковой оболочки. Но иногда они устроены сложнее, могут иметь липопротеиновую оболочку, которую захватили у клетки хозяина.

Таким образом, вирусы содержат

Сердцевину (1 или 2 цепочечные молекулы ДНК или РНК

Капсид –белковую оболочку из идентичных повторяющихся субъединиц – капсомеров.

У сложных вирусов – липопротеидную оболочку возникающую из плазматической мембраны клетки хозяина (вирус гриппа, герпеса, СПИДа)

Зарисуйте схему строения вируса в тетради и подпишите все составные части. У вас 2 минуты.

Строение бактериофага отличается. Это вирусы нападающие на бактерий.

Рассказ учителя по слайду.

Итак, вирусы существуют в виде инертных частиц и не проявляют признаков живого. Почему же мы их изучаем в курсе биологии?

Оказывается они проявляют признаки жизни только внутри клетки хозяина.

Как? Запишите 3 пункт нашего плана.

3. Жизненный цикл вирусов. (рассказ учителя)

Вирусы — это мельчайшие живые организмы, обитающие как паразиты только в живых тканях, за счет которых они растут и размножаются (воспроизводят себе подобных).

Главной чертой любого вируса является его избирательность или, проще говоря, разборчивость. Вирусы не могут жить в любой клетке — им подавай свою, именно ту, которую данный вирус может заставить работать на себя.

Так, например, вирус инфекционного гепатита может существовать и размножаться только в клетках печени и больше нигде. Вирус эпидемического паротита (свинки) предпочитает клетки слюнных желез, вирус гриппа — клетки слизистой оболочки трахеи и бронхов, вирус энцефалита — клетки головного мозга и т. д.— в отношении каждого вируса можно перечислить определенные клетки и ткани человеческого организма, которые он (вирус) поражает или может поразить.

Каков же механизм проникновения вируса в клетку?

Выясните этот алгоритм самостоятельно в разделе размножение вирусов на стр.79 учебника и запишите этапы взаимодействия вируса и клетки в тетрадь. (3 минуты)

Проверка записей:

Вирус связывается с поверхностью клетки хозяина и проникает внутрь

Вирусная ДНК или РНК взаимодействует с генетическим аппаратом клетки хозяина.

Клетка синтезирует новые специфические белки.

Репликация вирусной ДНК или РНК.

Сборка новых вирусных частиц.

Выход новых вирусов из клетки, иногда захватывают часть генов хозяина и переносят в другие клетки.

Избирательность вирусов прослеживается не только в поражении определенных клеток, но и в способности вызывать конкретные болезни у конкретных биологических видов. Вирус кори может найти нужные ему клетки только в организме человека и не представляет никакой угрозы для любимца семьи кота Васьки. Вирус собачьей чумки не опасен для человека. Но это не общее правило. Ведь определенные клетки разных млекопитающих очень похожи друг на друга, и некоторые вирусы вызывают одну и ту же болезнь у самых разнообразных животных; типичный пример — вирус бешенства.

А какие же болезни вызывают вирусы?

4. Вирусные заболевания.

Работаем в П.Т. стр.42, задание №10.

И что по этому поводу думают сами вирусы?

Внимание, у нас гости!

Ученики класса разыгрывают сценку .

Жили-были, не тужили в одном организме разные вирусы. И вот собрал их как-то старый учитель Герпес Человеческий для подготовки к выпускному и устроил зачет.
- Итак, - сказал Герпес Человеческий, - пришла пора, когда вы в люди выйдете, а точнее, в людей войдете, карьеру свою продолжите. А поэтому напоследок повторим с вами все правила вашего существования. Начнем с важного вопроса: кто самый лютый враг вирусов?
Все ученики притихли, задумались. Наконец угловатый Аденовирус уверенно говорит:
- Человек!
Герпес Человеческий очки поправил и сказал:
- Нет, неправильно. Человек - это наш дом, а поэтому его беречь нужно. Если будете внедряться в него, то поаккуратней, иначе агрессия вызовет агрессию. Правило номер один: что посеете, то и пожнете.
Помолчал несколько секунд, а потом продолжил:
- Мы сильнее человека. Мы жили до его появления на этой планете, как и всех его низших сородичей, и будем жить, даже если все люди вымрут. Наша генная информация в их генной информации, так что они уже закодированы нами. Кто еще?
- Плививки! - говорит маленький Коксакивирус .
- Неправда, малыш, - отвечает мудрый учитель. - Прививки хоть и опасны для некоторых из нас, но на все вирусы прививок нет и не хватит. Кроме того, если вы будете быстро передвигаться и размножаться, вакцины за вами не поспеют.

Большой Цитомегаловирус пробормотал из дальнего угла:
- Ацикловир!
- Уважаемый, вы, наверно, пропустили несколько моих занятий. Этот противовирусный препарат лично вам не страшен, и для вас безобиден. Человечество не создало еще ни одного лекарственного препарата, который мог уничтожить хотя бы один вид вирусов, не говоря уже обо всех сразу! - сказал Герпес Человеческий.

- Так люди ж столько интерферона употребляют. А сколько рекламы кругом про чудо-препараты, что не только вирусы убивают, но и бактерии, и грибки. - не сдавался Цитомегаловирус.
Герпес Человеческий ответил заумневшему ученику:
- Пусть употребляют! Себя же и гробят. Такая информация рассчитана как раз на людей, а мы - вирусы, поэтому умнее, мудрее, сильнее.

Поняли? А значит, правило номер два: у вирусов нет врагов! Вам бояться некого и нечего. Запомнили?
- Запомнили! - все дружно ответили .
- А теперь правило номер три. - продолжал учитель. - У каждого свой жизненный путь, начиная от рождения и заканчивая смертью. Каждый из вас начнет из своих входных ворот, выберет в организме человека свой дом-клетку, и научится не высовываться из дома без потребности. Поэтому не подражайте друг другу. Соблюдайте видовую специфичность!
Еще долго шло последнее занятие вирусов. Напомнил им мудрый учитель и о жизненных циклах вирусов, еще раз прошелся по всем этапам этих циклов, предупредил об опасности линьки и выхода из клетки-крепости, научил как прятаться от защитных сил человека, как обманывать стражей порядка, маскироваться, чтобы за своего приняли, и многим другим трюкам.

А как закончился урок, выбрали вирусы момент и разбежались кто куда, и разлетелись по миру, подальше от своих родителей и учителей. Некоторые даже в Арктике умудрились поселиться, а нашлись смельчаки - в космос пробовали слетать. Может уже до других галактик добрались. Такие вот вирусы.

Ребята, а как вы думаете можно защититься от вирусов? Как? Они везде!

Работаем в группах и вырабатываем концепцию защиты от вирусов. Вы должны в течение 5 минут назвать меры профиоактики вирусных инфекций.

Работают в группах. Отвечают. Сравниваем. Корректируем.

5.Принципы профилактики вирусных инфекций?

Прививки . Введение в организм ослабленного вируса приводит к выработке вполне полноценных антител, защищающих человека от конкретной вирусной инфекции (кори, краснухи, полиомиелита, гепатита В, гриппа, клещевого энцефалита и т. д.).

Образ жизни и система воспитания, формирующие нормальный иммунитет (без комментариев).

Молодцы! Подведем итоги.

IV . Закрепление.

Можно ли вирусы считать особой формой жизни?

Какое строение имеют вирусы?

Как вирусы размножаются?

Какие вирусы называют бактериофагами?

Каково значение вирусов?

Подумайте и скажите: необходимы ли вам знания, полученные сегодня на уроке? Почему?

Достигли ли мы поставленных целей?

V . Подведение итогов. Оцените свою работу на уроке

Фамилия Имя ________________________________

Мое настроение: Начало урока: __________________ Конец урока: ________

Характеристика самооценки ученика (дает учитель):

Оценка за урок: _______ Релаксация (выберите ответ)

Ребята, спасибо за урок! Вы сегодня хорошо поработали.

Сдайте, пожалуйста, оценочные листы и запишите домашнее задание:

VI . Домашнее задание:

Изучить п.20. Ответить устно на вопросы после параграфа.

Разработать памятки для учащихся нашей школы по профилактике вирусных инфекций.

Сдающим ЕГЭ по биологии найти вопросы о вирусах в КИМах ЕГЭ или составить самостоятельно трехуровневый тест из 10 вопросов.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области

Методическая разработка

открытого урока по дисциплине

для студентов группы ВФ-1-15,

специальность 36.02.01 Ветеринария

hello_html_m738a1d9e.jpg

Разработчик: преподаватель биологии

На заседании МК зам. директора по УР

Председатель МК Степаненко О.Г.___________

Цель урока : Изучить строение, жизнедеятельность вирусов, значение в природе и жизни человека.

Методическая цель: Методика организации и проведения нестандартных форм уроков.

Образовательные:

Познакомить обучающихся с историей открытия вирусов.

Рассмотреть особенности строения, жизнедеятельности вирусов и их значение в природе и для человека .

Развивающие:

Развивать коммуникативные умения обучающихся.

Развивать общеучебные умения (понимать и запоминать прочитанное, делать краткие записи).

Воспитательные:

Создать условия для формирования способностей работы в группе.

Воспитывать культуру общения обучающихся.

Воспитывать познавательный интерес.

Тип урока : урок изучения нового материала.

Вид урока: урок – путешествие.

Методы обучения : словесный (беседа, объяснение), частично поисковый (работа с дополнительным материалом), наглядный (демонстрация презентации, видеоролика, дополнительного материала), практический (работа в группе с раздаточным материалом).

Основные понятия и термины урока: вирусы, вирусология, вирион, капсид, бактериофаги.

Для групповой работы столы расставлены так, чтобы обучающимся было удобно слушать преподавателя, работать в группе, не мешая друг другу (по 2 стола на 4-5 студента).

Организационный момент (1-2 мин).

Подготовка к изучению нового материала (2-3 мин).

Первичное осмысление и применение изученного (15-20 мин).

Подведение итогов урока (3-5 мин).

I. Организационный момент. (1-2 мин)

( Проверка присутствующих на уроке и их готовность к уроку (староста докладывает об отсутствующих)).

II. Подготовка к изучению нового материала. (2-3 мин)

(Тема урока закрыта половиной доски).

Мозговой штурм.

Чтобы начать урок, давайте вспомним: (Обучающимся предлагается ответить на последующие вопросы)

- Какими свойствами владеют живые организмы? (единство химического состава, обмен веществ и энергии, сходство уровней организации, размножение, наследственность и изменчивость, рост и развитие, раздражимость)

- Что является основой строения хоть какого организма? (Клетка — элементарная единица строения и жизнедеятельности всех живых организмов)

- Наука, изучающая клетку? (Цитология)

- Какая структура является носителем наследственной информации в клетках живых организмов (ДНК)

- А есть ли организмы, которые не имеют клеток? (есть)

- Что это за организмы? (вирусы)

(слайд №1)

Когда-то, миллионы лет назад,
На нашей замечательной планете
Возникла жизнь, и начался парад
Невиданных существ на этом свете.
Бактерии, простейшие, грибы,
Не счесть червей, и так от века к веку
Жизнь становилась гуще и сложней
И, наконец, дошла до человека.
Все хорошо! Но, видимо, Природа
Иль просчиталась где, иль что недоучла,
Но в этой распрекрасной бочке меда
И ложку дегтя нам преподнесла!
Иль существа, а может, вещества
Об этом долгий спор не утихает,
Но вирусы – и все об этом знают
Среди других живут и процветают
Печальная реальность такова!

- О чем идет речь в стихотворении? (о вирусах)

Краткий экскурс.

Первые упоминания о самом грозном заболевании - оспе найдены в древнеегипетских папирусах. Эпидемия оспы за 12 веков до нашей эры описана арабскими учёными. На коже мумии фараона Рамзеса V (1085 г до нашей эры) обнаружены типичные оспенные поражения. Другую болезнь описал древнегреческий врач Гиппократ (460-370г. до н.э.). Позже она получила название полиомиелит. В трудах великого мыслителя древности Демокрита (5 век до н.э.) найдены описания бешенства. В чём причины болезней, кто их вызывает - они сказать не могли.

- Как вы думаете, что являлось причиной болезней? (вирусы)

Любой человек, невзирая на возраст, любит путешествовать. Вот и вас я приглашаю совершить путешествие в мир вирусов. Давайте представим, что мы сели в поезд. Вы – пассажиры, я – проводник. Наши тетради пусть сегодня превратятся в путеводный дневник.

- Что бы вы хотели бы узнать о вирусах? (историю, строение, многообразие, размножение)

Сегодня мы постараемся ответить на ваши вопросы. Прочитаем цели нашего урока. (Обучающиеся по очереди зачитывают со слайда)

(цели урока на слайде) (слайд №3)

- Перед вами находится глоссарий (словарь) урока, где выписаны слова, которые мы будем изучать в течение урока.

Глоссарий урока (на доске)

Итак, начнем ребята сегодняшний урок.
Все, что здесь услышите, окажется вам в прок.
Что такое вирусы и есть ли от них вред,
Сегодня на уроке найдете вы ответ.

ВИРУСЫ – неклеточные формы жизни на Земле. (обучающиеся записывают определение в тетрадь) (слайд 4)

Вирусы очень отличаются от всех других форм жизни. Они не имеют клеточного строения, у них нет цитоплазмы, ядра и митохондрий, вырабатывающих энергию, отсутствуют рибосомы, синтезирующие белки. Вирусы лишены и таких специфических свойств живого, как обмен веществ и энергии.

Вирионы - отдельные вирусные частицы, симметричные тела, состоящие из повторяющихся элементов.

(обучающиеся записывают в тетрадь схему)

Работа в группах.

(Каждая группа изучает свои вопросы, обсуждает их, используя карточки, готовит ответ, выбирает одного представителя группы, который расскажет всей группе).

V. Первичное осмысление и применение изученного. (15-20 мин)

(слайд 7)

И слушая отчеты наших путешественников, подумайте над вопросом: Почему с вирусами – возбудителями заболеваний тяжело вести борьбу и полностью их убить?

(вопрос прикрепляется на доску).

Выступление 1 команды (рассказывают об открытии вируса)

Выступление 2 команды (рассказывают о строении вирусов).

Выступление 3 команды (рассказывают о бактериофагах и жизненном цикле вируса).

Выступление 4 команды (рассказывают о значении вирусов).

(Эксперты оценивают работу команд)

- Вы внимательно прослушали доклады наших путешественников. Итак, почему с вирусами – возбудителями заболеваний тяжело вести борьбу и полностью их убить?

- Вирусы – неклеточные формы жизни.

- Вирусы чрезвычайно быстро и спонтанно приспосабливаются к новым условиям, т. е. мутируют.

- Могут длительное время находится в скрытой форме.

(слайд 27)

- Посмотрите видеоролик о вторжении вируса в организм человека и скажите, что помогает нам бороться с вирусами? (3,19 мин)) (наш иммунитет)

- О вирусных заболеваниях и профилактике мы подробнее поговорим на следующем уроке.

VI. Подведение итогов урока. (3-5 мин)

- Молодцы, ребята. Оценки за урок … (выставление оценок)

Рефлексия.

Наше путешествие подошло к концу. С каким настроением вы вернулись из путешествия?

hello_html_4880bd91.jpg

Перед вами на столах лежат условные сигнальные карточки. Зеленый цвет – да, красный – нет.

Я задаю вопросы, а вы поднимаете сигнальные карточки.

- Изученный материал был для меня доступным.

- Изученный материал был для меня сложен.

- Я узнал новое о вирусах.

- Ничего нового о вирусах я не узнал.

- Наше путешествие мне понравилось.

- Я рада, что урок вам понравился, впереди нас ждут еще увлекательные путешествия.

Завершить наш урок я хотела бы словами: (слайд 34)

провести мини-исследование по вопросу: почему то, что поражает компьютерные программы, тоже окрестили вирусом?

Спасибо всем за работу. Урок окончен.

hello_html_17d04d9.jpg
hello_html_m476c3904.jpg

hello_html_m6bda944.jpg

hello_html_m542fa3c7.jpg

Приложение 1.

Задания студентам:

1 студенту: Кто и в каком году открыл вирус?

2 студенту: Кто и в каком году ввел термин вирус?

4 студенту: Наука, изучающая вирусы? Размеры вирусов.

5 студенту: Внешний вид вирусов.

hello_html_m542fa3c7.jpg

Задания студентам:

1. Вирусы по строению и составу.

2 студенту: Строение простых вирусов.

3 студенту: Строение сложных вирусов..

4 студенту: Типы капсидов.

5 студенту: Распространение и устойчивость вирусов.

hello_html_m542fa3c7.jpg

Станция «Бактериофаги.

Задания студентам:

1 студенту: Кто такие бактериофаги? Кто и в каком году открыл бактериофаги?

2 и 3студенту: Строение бактериофага.

4-5 студенту: Жизненный цикл вируса.

hello_html_m542fa3c7.jpg

Задания студентам:

1 и 2 студенту: Положительная и отрицательная роль вирусов.

3 и 4 студенту: Вирусные заболевания.

5 студенту: Пути передачи вирусных заболеваний.

Приложение 2.

Ответы на карточку №1.

Открытие вирусов.

Вирусы открыты в ________году ________________________________

_______________________________________________________________, который описал необычные свойства возбудителя болезни табака, получившего название вируса табачной мозайки.

Наука, изучающая вирусы - ____________________________________.

Размеры вирусов _____________________________________________

По внешнему виду имеют формы: _______________________________

Ответы на карточку №2.

Строение вирусов.

Мы узнали, что:

По строению вирусы различают _________________________________

Просто организованные вирусы состоят: ________________________

Сложно организованные вирусы: ________________________________

Морфологические типы капсидов вирусов: _______________________

Вирусы распространены ______________________________________

Ответы на карточку №3.

Мы узнали, что:

Бактериофаги были открыты ____________________________________

3. Бактериофаги состоят из: _________________________________________

4-5. Процесс проникновения вириона в клетку хозяина включает несколько этапов:____________________________________________________________

Ответы на карточку №4.

Мы узнали, что:

Отрицательная роль вирусов: ___________________________________

Положительная роль вирусов: __________________________________

3-4. К вирусным болезням человека относятся: ________________________

К вирусным болезням животных относятся: ____________________________

К вирусным болезням растения относятся: _____________________________

6 . Пути передачи вирусных заболеваний: ______________________________

Приложение 3.

История открытия вирусов.

На рубеже19 и 20 в.в. было обнаружено, что существует целый ряд болезней растений, животных и бактерий, возбудители которых явно имеют неклеточную природу: они имеют слишком малые размеры, проходят через мельчайшие фильтры, которые задерживают даже самые маленькие клетки. Но все же тщательные кропотливые поиски возбудителей таких заболеваний, как оспа, бешенство, грипп, корь, чума свиней, собак и других оказывались безрезультатными. Казалось, здесь микробиология зашла в тупик. Но выход из этого тупика был указан русским физиологом растений Д.И.Ивановским в 1892 году.

Д.И. Ивановский изучил причины заболевания табака мозаичной болезнью, приносившей большие убытки табаководам. Он выяснил, что это заразное заболевание, но поиски возбудителя дали отрицательный результат. Продолжая свои исследования, он рядом простых опытов установил, что возбудителем табачной мозаики является заразное начало, свободно проходящее через бактериальные фильтры, задерживающие самые мелкие бактерии, и невидимое в оптический микроскоп.

К настоящему времени открыто большое количество вирусов человека, животных, растений и продолжают открывать все новые вирусы. Учение о вирусах разрослось в самостоятельную науку – вирусологию , изучающую неклеточные формы жизни.

Вирусные частицы представляют собой мельчайшие (20 300нм) симметричные структуры, построенные из повторяющихся элементов. Они способны проходить через любые фильтры. Это внутриклеточные паразиты, некоторые могут кристаллизоваться, но как только проникают в клетки живых организмов, проявляют все признаки живого. Распространены повсеместно.

Размеры вирусов колеблются от 20 до 300 нанометров. В среднем они в 50 раз меньше бактерий. Большинство из них можно увидеть только в электронный микроскоп. По внешнему виду: имеют шарообразную форму (вирус гриппа), кубовидную (вирус оспы), вид палочки (вирус табачной мозаики – шестигранная палочка), многоугольными, сферическими, нитевидными.

hello_html_98b7166.jpg

Строение вирусов.

По строению различают две группы вирусов: простые (например, вирус табачной мозайки) и сложные (вирус гриппа, герпеса).

В отличие от всех клеточных организмов, у которых обязательно имеются две нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК), вирусы содержат только одну из них (либо ДНК, либо РНК). Поэтому по составу все вирусы делят на ДНК-содержащие и РНК-содержащие.

Просто организованные вирусы состоят из нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК) и нескольких белков, образующих оболочку – капсид (от лат. capsa -вместилище) вокруг нуклеиновой кислоты. Белки защищают нуклеиновую кислоту.

hello_html_39e121ef.jpg

ВИЧ

Сложно организованные вирусы помимо белков капсида и нуклеиновой кислоты могут содержать липопротеидную мембрану (дополнительную оболочку), углеводы и неструктурные белки – ферменты.

У вирусов бывают разные типы капсидов:

2. Икосаэдрический или шарообразный;

3. Продолговатый (головка бактериофага);

hello_html_3c1e6651.jpg

Вирусы распространены в природе повсеместно и поражают все группы живых организмов. Описано около 500 вирусов, поражающих теплокровных позвоночных, и более 300 видов – высшие растения. Вирусы очень устойчивы. Они переносят высушивание и низкие температуры. При нагревании до 55-60 0 С часть вирусов погибает, часть выдерживает температуры до 90 0 С. Многие вирусы длительно устойчивы к действию спиртов, эфиров и других сильно влияющих на бактерии химических веществ. Под действием ультрафиолетовых лучей большинство вирусов погибает.

Бактериофаги.

Бактериофаги переводятся с греческого языка как "пожиратель бактерий". Они относятся к особым представителям царства вирусов, однако в отличие от других видов, бактериофаги умеют использовать бактериальные клетки для размножения.

Бактериофаги или фаги - вирусы, избирательно поражающие бактериальные клетки.

Бактериофаги очень мелкие, неклеточные организмы. Средняя величина одного экземпляра 0,1-0,2 миллимикрона, а проще говоря, миллионные доли миллиметра, что составляет 1/100 часть от клетки обычной бактерии размером около пяти микрон.

Английский бактериолог Фредерик Туорт в статье 1915 года описал инфекционную болезнь стафилококков, инфицирующий агент проходил через фильтры, и его можно было переносить от одной колонии к другой.

Независимо от Фредерика Туорта французско-канадский микробиолог Феликс Д'Эрелль 3 сентября 1917 года сообщил об открытии бактериофагов.

Наряду с этим известно, что российский микробиолог Николай Фёдорович Гамалея ещё в 1897 году впервые наблюдал явление лизиса (выход вирусных частиц из пораженной клетки) бактерий (сибиреязвенной палочки).

Бактериофаги различаются по химической структуре, типу нуклеиновой кислоты, морфологии и характеру взаимодействия с бактериями. По размеру бактериальные вирусы в сотни и тысячи раз меньше микробных клеток.

Типичная фаговая частица (вирион) состоит из головки и хвоста. Длина хвоста обычно в 2—4 раза больше диаметра головки. В головке содержится генетический материал — одноцепочечная или двуцепочечная РНК или ДНК с ферментом транскриптазой в неактивном состоянии, окружённая белковой или липопротеиновой оболочкой — капсидом, сохраняющим геном вне клетки. Нуклеиновая кислота и капсид вместе составляют нуклеокапсид.

Открытый урок в 10 классе. Приложение к уроку является информационная карта и презентация.

ВложениеРазмер
urok_virusy_i_inf._karta.docx 168.31 КБ
otkrytie_virusov.docx 692.41 КБ
virusy_0.ppt 2.69 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по теме "Вирусы". 10-й класс

Цель урока: сформировать представление о вирусах как о неклеточной форме жизни, их строении, жизнедеятельности, значении.

  • Познакомить учащихся с гипотезами происхождения вирусов и историей их открытия;
  • Изучить строение и классификацию вирусов;
  • Изучить жизненный цикл вирусов;
  • Познакомить учащихся с ВИЧ и сформировать знания о мерах предупреждения заболеваний СПИДом.
  • Продолжить формирование умения работать с учебником, дополнительной литературой, интернет-ресурсами, компьютерными средствами;
  • Продолжить развитие логического мышления через умения сравнивать, анализировать, делать выводы;
  • Научить учащихся выражать свое собственное мнение и отстаивать его в диспуте;
  • Формировать ответственное отношение к своему здоровью как к ценности через ознакомление с профилактическими мерами борьбы с вирусными заболеваниями;

Тип урока : урок изучения нового материала.

Технология обучения: ИКТ-технология.

I. Организационный момент. ( приветствие, проверка готовности к уроку)

А) Определение темы урока

" КАЖДЫЙ, КТО ПОСМЕЕТ ВОЙТИ С ГРОБНИЦУ, БУДЕТ НЕМЕДЛЕННО наказан . ЕГО ЖДУТ НЕСЧАСТЬЕ И СМЕРТЬ "…- такова расшифровка надписи на глиняной дощечке, найденной вместе с саркофагом фараона .

Такая вот история.

А если отнестись к легенде скептически, изучить научные объяснения и попытаться установить, что же могло на самом деле произойти с членами экспедиции?

( Версии учащихся, переход к теме урока)

Цель нашей работы : сформировать представление о вирусах как о неклеточной форме жизни, их строении, жизнедеятельности, значении.

IV. Изучение нового материала

Итак, ребята, перед нами – два проблемных вопроса, на которые мы постараемся ответить в течении урока:

  • Вирусы – это вещества или существа?
  • Почему вирусы практически невозможно уничтожить?

Откуда же появились вирусы? Когда впервые стало о них известно?

На сегодняшний день существует три гипотезы появления вирусов:

Гипотеза №2. Вирусы – потомки древнейших бактерий, утративших собственный механизм синтеза белка и перешедший к внутриклеточному паразитизму.

В 1892 г. Д.И. Ивановский, занимаясь поисками возбудителя болезни табачной мозаики, установил, что он (возбудитель) невидим в микроскоп даже при самом сильном увеличении и проходит через фильтры, которые задерживают бактериальные клетки; не растет на обычных питательных средах, применяемых в бактериологии. Ученый предположил, что возбудителем болезни табака являются либо мельчайшие бактерии, либо выделенные ими ядовитые вещества-токсины. Шесть лет спустя независимо от Ивановского такие же результаты получил нидерландский ученый М. Бейеринк. Оба ученых были отчасти правы, но отчасти и ошибались. Было установлено, что это по химической природе – это нуклеопротеины (нуклеиновые кислоты + белки), сами частицы все еще оставались неуловимыми и загадочными. Увидеть вирусы удалось в электронный микроскоп лишь спустя 50 лет. Первым был сфотографирован вирус табачной мозаики.

Наука, изучающая вирусы – вирусология.

Каковы же особенности строения и жизнедеятельности вирусов?

Вирусы состоят из фрагмента генетического материала (РНК или ДНК), составляющего сердцевину вируса, и защитной оболочки, которая называется капсид . У некоторых вирусов (герпес, грипп) есть дополнительная липопротеидная оболочка – суперкапсид , которая возникает из плазматической мембраны клетки-хозяина.

В зависимости от содержащегося генетического материала вирусы подразделяются на ДНК-содержащие и РНК-содержащие.

К РНК-содержащим вирусам относятся более вирусов, вызывающих респираторные заболевания, а также вирус гриппа, кори, краснухи, свинки, ВИЧ, гепатит А, гепатит С

Двухцепочные ДНК-содержащие вирусы вызывают такие заболевания, как папиллома человека ,герпес, гепатит В

ДНК-содержащие вирусы поражают также растения. Они вызывают, например, золотую мозаику бобов или полосатость у кукурузы.

Нуклеиновые кислоты в составе вируса - это Хранилище наследственной информации.

Белковая оболочка – выполняет функции -Защитную. Ферментативную

Так просто не устроен ни один живой организм. В чем отличия в строении вирусов от растений, животных, бактерий?

1. ДНК-содержащие (герпес, оспа)
2. РНК-содержащие (корь, бешенство)

1. С высокой специфичностью (грипп свиней)
2. Относительно универсальные (вирусные болезни млекопитающих)

1. Убивающие зараженную клетку (некоторые бактериофаги)
2. Изменяющие генетическую информацию зараженной клетки (онковирусы, ВИЧ)

По отношению к хозяину

Столкновение с проблемой:

Вирусы! – Это существа или вещества?

– Они живые или неживые? Каких признаков у них больше ?

Сторонники биологической природы вирусов
Вирусы способны размножаться.
Они обладают наследственностью.
Вирусы обладают изменчивостью, благодаря которой они приспосабливаются к условиям окружающей среды.
Вирусы способны скрещиваться между собой и производить жизнеспособные гибриды.
Сторонники химической природы вирусов.
Размножение вирусов невозможно вне чужой клетки.
Они образуют кристаллы — типичное вещество неживой природы.
Вирусы не растут.
Они не синтезируют собственные белки, не способны к обмену веществ.
У вирусов нет каких-либо структур, присущих обобщенной схеме клетки (или: у них нет клеточного строения).

Вирус — это оборотень. Вирусы — существа доклеточного строения, внутриклеточные паразиты.

Столкновение с проблемой: Как же этой мельчайшей частице, которую и живым организмом можно назвать с большой натяжкой, удается быстро попасть внутрь клеток своих хозяев? Каким путем они проникают в клетку?

Проведем эксперимент. Узнаем скорость распространения такого вируса.

Практическая личностно-ориентированная работа.

НАЗОВИТЕ ПУТИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВИРУСНЫХ ИНФЕКЦИЙ?

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВИРУСА

1. Прикрепление вируса к клетке

2. Проникновение вируса в клетку

3. Редупликация вирусного генома

4. Синтез вирусных белков и самосборка капсида

5. Выход вируса из клетки

Итак, вирусы являются постоянными спутниками человека от рождения вплоть до глубокой старости. Считается, что при средней продолжительности жизни 70 лет около 7 лет человек болеет вирусными заболеваниями.

Какие способы борьбы с вирусными инфекциями существуют?

Существует три основных способа борьбы с вирусными заболеваниями: каждый из них действует по-своему.:

• Второй способ - химиотерапия . Это воздействие химических препаратов на вирусы. Трудность состоит в том, что вирусы размножаются внутри клеток, используя их системы, в силу чего, воздействия на вирусы приводит к нарушению обмена веществ клеток

. • Третий способ - интерферон . Это защитный белок, вырабатываемый клетками в ответ на заражение их вирусами. Он действует по принципу стоп-сигнала и подавляет размножение вирусов уже проникших в клетку. Опыт показывает, что если интерферон вырабатывается слабо, то вирусные заболевания протекают тяжелее.

Рассказ учителя о СПИДе.

СПИД – синдром приобретенного иммунного дефицита. Данное заболевание вызывает ВИЧ – вирус иммунного дефицита человека. Вирус относится к ретровирусам, имеет сферическую форму, диаметром от 100 до 150 нм. Наружная оболочки вируса состоит из мембраны, образованной из мембраны клетки-хозяина, в которую встроены рецепторные образования, по внешнему виду напоминающие грибы. Под наружной оболочкой вируса располагается капсид вируса, образованный особыми белками, внутри которого находятся две молекулы вирусной РНК. Каждая молекула РНК содержит 9 генов ВИЧ и фермент, осуществляющий синтез ДНК с молекулы вирусной РНК. Основными клетками-мишенями ВИЧ являются Т-лимфоциты. Кроме того, ВИЧ проникает в ЦНС, поражает нервные клетки и клетки-нейроны, клетки кишечника.

По своему строению вирус гепатита С – это РНК-содержащий вирус, имеющий сферическую форму, сложно устроенный В качестве генетического материала такой вирус содержит линейную однонитчатую молекулу РНК.

Вопреки бытующим предрассудкам, подцепить вирус гепатита C невозможно через социальные контакты (поцелуи, объятия), через продукты или воду, через грудное молоко. Вы ничем не рискнете, если разделите с носителем вируса трапезу или напитки. Заразиться гепатитом C можно при контакте с кровью инфицированного человека либо половым путем. В настоящее время для лечения гепатита С используют два препарата: Интерферон альфа и Рибавирин.

Каковы пути передачи вируса? В рабочих листах задания 2 у вас перечислены способы действия людей. Какие из них являются А) безопасными, Б) опасными, В) очень опасными?

V. Подведение итогов

Давайте вспомним два проблемных вопроса, поставленных в начале урока. Сможете ли вы сейчас на них ответить? (да, учащиеся дают ответы).

Скажи мне и я забуду.

Покажи мне, и может быть, я запомню.

Сделай меня соучастником, и я пойму.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Форма урока: урок-исследование.

Цели урока на языке действий учащихся: Образовательные: - изучат особенности строения и жизнедеятельности вирусов, - выяснят роль вирусов в возникновении инфекционных заболеваний; - узнают о способах распространения и мерах профилактики различных вирусных заболеваний, в том числе СПИДа. Развивающие: - продолжат формирование валеологических знаний о правилах личной гигиены; - смогут проявить и закрепить навыки исследовательской и групповой работы. Воспитательные: - убедятся в необходимости ведения здорового образа жизни; - проведут самоанализ деятельности; - повысят уровень коммуникативной культуры.

I.Организационный этап. Ученикам сообщается тема урока и порядок организации учебной деятельности (групповая и индивидуальная работа, система зарабатывания баллов). Создание положительного эмоционального настроя на работу учащихся.

II.Актуализация знаний. Терминологический мини-экзамен.

III. Введение знаний.

1. Исследовательская работа.

Самостоятельное исследование фактов и на основе их анализа выдвижение аргументов.
Учащиеся делятся на две группы (сторонников биологической природы вирусов и сторонников химической природы вирусов).
Первая группа: изучить состояние вируса в живом организме.
Некоторые факты.

  1. После проникновения вириона гриппа в клетку, число вирусов увеличивается каждые 6 часов в тысячу раз. Через 48 часов у человека появляются первые признаки болезни.
  2. Шаровидный вирус гриппа имеет на наружной оболочке выступающие детали — гликопротеидные шипы(N,H), которые постоянно изменяются, что затрудняет выработку лекарств.
  3. В 1957 году Гирер и Шрамм разрушили вирус табачной мозаики, выделили составные части, смешали их и получили жизнеспособное потомство. Позже ученые смешивали нуклеиновую кислоту одного вируса и белок другого, получая жизнеспособное потомство. Такого рода явления происходят в природе естественным путем.
  4. Вирусы состоят из следующих основных компонентов:1. Сердцевина - генетический материал (ДНК либо РНК), который несет информацию о нескольких типах белков, необходимых для образования нового вируса.2. Белковая оболочка, которую называют капсидом (от латинского слова капса– ящик)3. Дополнительная липопротеидная оболочка.

Вторая группа: изучить состояние вируса вне живого организма.
Некоторые факты.

4 .Построение объяснения.

Сторонники биологической природы вирусов
Вирусы способны размножаться.
Они обладают наследственностью.
Вирусы обладают изменчивостью, благодаря которой они приспосабливаются к условиям окружающей среды.
Вирусы способны скрещиваться между собой и производить жизнеспособные гибриды.
Сторонники химической природы вирусов.
Размножение вирусов невозможно вне чужой клетки.
Они образуют кристаллы — типичное вещество неживой природы.
Вирусы не растут.
Они не синтезируют собственные белки, не способны к обмену веществ.
У вирусов нет каких-либо структур, присущих обобщенной схеме клетки (или: у них нет клеточного строения).
Выводы:

- Вирусы — это субмикроскопические структуры доклеточного уровня организации.

- Вирусы сочетают в себе двойственность свойств живой и неживой природы.

- Вирусы — суперпаразиты: они могут существовать и размножаться только в клетке чужого организма.

5 .Анализ хода исследования.
Класс возвращается к проведенному исследованию, анализирует его ход.

Для того чтобы продолжить исследование строения и жизнедеятельности вирусов, я предлагаю вам посмотреть презентацию.

Это действительно так. Сейчас известно около 500 вирусов, каждый из которых вызывает определенное заболевание растений, животных и человека.

Около 75% всех инфекционных заболеваний – вирусные.

4.Работа с таблицами.

Задание для учащихся. Исходя из данных таблицы, охарактеризуйте меры профилактики вирусных заболеваний.

Поражаемые области тела

Микровирус одного из трёх типов А, В, С

Дыхательные пути, эпителий выстилающий трахеи и бронхи.

Убитый вирус: штамм убитого вируса должен соответствовать штамму вируса вызывающего заболевание.

Вирус натуральной оспы. ( ДНК – содержащий вирус).

Дыхательные пути, затем кожа.

Капельная инфекция (возможно контактная передача через раны).

(РНК – содержащий вирус).

Дыхательные пути от ротовой полости до бронхов, затем переход на кожу и кишечник.

Дыхательные пути, шейные лимфатические узлы, глаза, кожа.

Самые разные вирусы.

Дыхательные пути, обычно только верхние.

Живой или инактивированный вирус вводится путём внутримышечной инъекции.

Вирус полиомиелита (РНК – содержащий).

Глотка и кишечник, затем кровь; иногда двигательные нейроны спинного мозга.

Вирус, переносимый членистоногими

Кровеносные сосуды и печень.

Переносчики – членистоногие, например клещи и комары.

Ксовирус( РНК – содержащий)

Дыхательные пути, затем инфекция распространяется по всему телу через кровь.

Капельная инфекция или контактная передача через рот с заразной слюной.

5.Задание. Из предложенных предметов выберите 3 наиболее необходимые для того, чтобы в период эпидемии не заразиться гриппом?

Витамины , марлевая повязка , мыло , носовой платок, одноразовые носовые платки , зубная щётка.

Одним из самых опасных вирусных заболеваний сегодня является СПИД. Давайте обратимся к материалам презентации.

Задание для учащихся. Меры профилактики по ходу демонстрации презентации учащиеся формулируют самостоятельно.

Задание для учащихся . После просмотра видеоролика учащиеся самостоятельно пытаются дать ему название и комментируют увиденное (обозначают этапы проникновения ВИЧ в клетку).

IV. Обобщение первичного закрепления и систематизации знаний.

Творческая работа учащихся по написанию синквейна .

Синквейн – это особая краткая запись основной обсуждаемой проблемы с учетом ряда требований.

Правила написания синквейна (на доске):

В синквейне 5 строк:

  1. понятие (одно слово)
  2. прилагательные (два слова)
  3. глаголы (три слова)
  4. предложение (из четырех слов)
  5. существительное (одно слово)

Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение – иметь смысловой характер.

Пример синквейна по данной теме (на доске) :

2 . Опасный, смертельный.

3. Калечит, уродует, разрушает.

4. Чаще распространяется из–за невежества.

Каждая группа пишет свой синквейн, затем представители зачитывают варианты.

V.Итоги урока. Рефлексия.

Моя работа на уроке

Вопрос учащимся: Какая информация сегодня была для вас наиболее важной?

Оценивание деятельности учащихся учитель проводит совместно с учениками на основании результатов групповой и индивидуальной деятельности.

VI.Определение домашнего задания и инструктажа по его выполнению.

Предмет, класс: общая биология (базовый уровень), 10класс (социально-экономический)

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Форма урока: урок-исследование.

Тема метапредметного учебного занятия : знание и информация.

В начале урока на организационном этапе ученикам сообщается тема урока и порядок организации учебной деятельности. Цели урока формулируютсяучителем совместно с учащимися, что способствует формированию ценностно- смысловых компетенций.В течение урока ученики изучают особенности строения и жизнедеятельности вирусов, их роль в возникновении инфекционных заболеваний; продолжают формирование валеологических знаний о правилах личной гигиены и профилактики инфекционных заболеваний , в том числе и СПИДа; проявляют и закрепляют навыки исследовательской и групповой работы, самоанализа, повышают уровень коммуникативной культуры.

На следующих этапах урока использованы такие виды и формы учебной деятельности, как работа с дидактическим материалом (таблицы), просмотр презентаций и видеоролика, решение проблемного вопроса, составление синквейна, которые, чередуясь, позволяют поддерживать работоспособность учащихся на высоком уровне, не приводя к утомлению. Учащиеся работают индивидуально, фронтально, в группах. Все этапы урока взаимосвязаны и логично следуют друг за другом.Темп и плотность урока поддерживаются на высоком уровне в связи с достаточно хорошим уровнем знаний и умений учащихся, их интеллектуальными возможностями.

По ходу урока используется большое количество наглядных пособий и материалов, ТСО, что повышает интерес и мотивацию к учению. В конце урока при рефлексии и оценивании деятельности учащихся используются элементы самоконтроля и самоанализа. Домашнее задание носит закрепительный характер, но в то же время имеет дифференцированный подход.

Анализ активности и работоспособности учащихся, умения организовать работу,целесообразности распределения времени по этапам урока, успешности овладения учащимися материала урока, достижения целей урока. Успехи и недостатки урока, их причины.

Предмет, класс: общая биология (базовый уровень), 10класс (социально-экономический)

Тип урока: урок формирования новых знаний. Форма урока: урок-исследование. Тип и форма урока я выбрала исходя из особенностей учащихся данного класса. Их достаточно высокий уровень интеллектуальных способностей позволяет применять в этом классе исследовательские формы работы. Они быстро входят в рабочий ритм, поэтому организационный этап всегда проходит чётко и быстро. Эти ученики любят решать проблемные задачи, что позволяет часто использовать методику проблемного обучения. Серьёзное отношение к учебной деятельности и их высокая работоспособность позволяет постоянно использовать дополнительный учебный материал. Кроме того, несколько учащихся данного класса нацелены на сдачу ЕГЭ по биологии, что требует дифференцированного подхода с моей стороны. На данном уроке эти учащиеся были руководителями групп, а в конце урока при определении домашнего задания получили дополнительные задания.

Образовательные: - изучат особенности строения и жизнедеятельности вирусов, - выяснят роль вирусов в возникновении инфекционных заболеваний; - узнают о способах распространения и мерах профилактики различных вирусных заболеваний, в том числе СПИДа. Развивающие: - продолжат формирование валеологических знаний о правилах личной гигиены; - смогут проявить и закрепить навыки исследовательской и групповой работы. Воспитательные: - убедятся в необходимости ведения здорового образа жизни; - проведут самоанализ деятельности; - повысят уровень коммуникативной культуры.

Постановка данных целей совместно с учащимися способствует формированию ценностно-смысловых компетенций.

На втором этапе актуализации знаний проверка проводилась в форме терминологического мини-экзамена, который позволяет в быстрой и эффективной форме опросить всех учащихся класса, при этом используются элементы взаимопомощи и соревновательности.

На следующих этапах урока использованы такие виды и формы учебной деятельности, как работа с дидактическим материалом (таблицы), просмотр презентаций и видеоролика, решение проблемного вопроса, составление синквейна, которые, чередуясь, позволяют поддерживать работоспособность учащихся на высоком уровне, не приводя к утомлению.

По ходу урока используется большое количество наглядных пособий и материалов, ТСО, что повышает интерес и мотивацию к учению. В конце урока при рефлексии и оценивании деятельности учащихся используются элементы самоконтроля и самоанализа. Домашнее задание носит закрепительный характер, но в то же время имеет дифференцированный подход.

Особую роль с позиций здоровьесберегающих технологий играет использование на уроке физкультминутки, смена видов учебной деятельности, чередование способов преподавания, наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и ЗОЖ, связь содержания урока с жизнью, создание дружелюбной психологической атмосферы. Всё это способствует формированию компетенций личностного самосовершенствования. Активность учеников на уроке была достаточно высокой, что свидетельствует об отсутствии утомления, а это является необходимым условием здоровьесберегающих уроков.

Темп и плотность урока поддерживались на высоком уровне в связи с достаточно хорошим уровнем знаний и умений учащихся, их интеллектуальными и психологическими возможностями. Структура урока, на мой взгляд, оптимальна, соответствует теме и поставленным целям. Результатами работы явилось то, что учащиеся в процессе исследовательской групповой работы изучили материал о вирусах как источнике опасности для здоровья, сами формулировали меры профилактики вирусных заболеваний, особенно СПИДа, что очень актуально на сегодняшний день, хорошо взаимодействовали друг с другом. Поэтому, исходя из результатов, я могу сделать вывод о том, что цели урока достигнуты.

Читайте также: