В эпоху возрождения чуму изображали в виде

Обновлено: 24.04.2024

10.12. В каких иероглифических текстах содержатся первые письменные свидетельства о хирургических операциях?

10.13. Назовите основные достижения Н. И. Пирогова в хирургии:

*1.создал аппарат для подачи наркоза

2.открыл первую в Европе медицинскую хирургическую школу

*3.впервые применил гипс для лечения переломов

*4.основоположник военно-полевой хирургии в Российской империи

*5. впервые в мире использовал массовое применение эфирного наркоза в военно-полевых условиях
Выберите 1 правильный ответ

10.14. Назовите основные достижения Н. И. Пирогова в организации медицинской помощи, все кроме:

*1.стал первым Министром здравоохранения России

2.привлечение женщин к уходу за ранеными

3.обосновал и осуществил на практике сортировку раненых на 4 группы

4.впервые в мире создал отделение для рожистых и гангренозных больных

5.впервые в клинике открыл операционную комнату
Выберите все правильные ответы
10.15. Определите вклад русского хирурга А. В. Вишневского в развитие медицины:

*1.разработал методику местной анестезии с использованием новокаина

*2.один из основоположников экстренной и военно-полевой хирургии

*3.создал линимент бальзамический

4.основоположник гнойной хирургии

5.создал аппарат для ингаляционного наркоза.
Выберите правильные ответы
10.16. Назовите основные достижения русского хирурга Н. В. Склифосовского:
*1.основоположник полостной хирургии в Российской империи

*4.внес вклад в развитие военно-полевой хирургии

5.впервые применил наркоз во время операции
Выберите все правильные ответы

10.17. Назовите основоположников асептики:
*1.Э. Бергман

5.Д. Листер
Выберите 1 правильный ответ
10.18.Какое вещество английский врач Д. Листер использовал для борьбы с инфекцией?

5.хлорная известь
Выберите 1 правильный ответ
10.19. Какое вещество впервые было применено для наркоза при операции, которая стала началом наркозной эры?
1.закись азота

5.морфин
Выберите 1 правильный ответ

10.20 . Кто первым в Российской империи применил эфирный наркоз при операции?

Медицина в России в XVIII и первой половине XIX вв.
Выберите 1 правильный ответ

11.1 Московский университет был учрежден 12 января 1755 года по указу:

*2. Императрицы Елизаветы Петровны

3. Императрицы Екатерины I

4. Императрицы Екатерины II
Выберите 1 правильный ответ

12.2. Московский университет по указу Екатерины II в 1791 году получил право:

1. открыть медицинский факультет

*2. присуждать степени доктора медицины

3. не подчиняться Медицинской коллегии

4. на введение телесных наказаний
Выберите 1 правильный ответ

12.3. Существенным недостатком преподавания медицины в Московском университете было:

1. теоретический характер преподавания

*2. отсутствие собственных клиник

3. всего12 книг, прикованных к кафедре

4. практическое преподавание медицины

5. включение в план обучения консультативной медицины
Выберите 1 правильный ответ

12.4 . Приказы общественного призрения, созданные во всех губерниях России, должны были:

1. устраивать народные школы

2. содержать тюремные больницы

*3. устраивать и содержать сиротские дома
Выберите 1 правильный ответ

12.5. Основными чертами научной деятельности отечественных врачей XVIII века были:

*1. материалистическая направленность 2. Демократизм 3. патриотизм
Выберите все правильные ответы

12.6. Какие проблемы существовали в медицинском деле в России в начале

XVIII века:

*1.нехватка отечественных врачей

2. низкая медицинская активность населения

3. отсутствие взаимодействия с иностранными медиками

*4. отсутствие медицинских учебных заведений
Выберите все правильные ответы

12.7. Каких специалистов готовила лекарская школа при Аптекарском приказе:

*2. лекарей и лекарского дела учеников

3. докторов медицины

4. аптекарей
Выберите все правильные ответы

12.8. Какие разделы входили в программу обучения в первой в России госпитальной школы открытой в 1707 году по инициативе Петра I :

1. история медицины

*5. хирургия
Выберите все правильные ответы

12.9. Какие факультеты были открыты при Императоре Московского университета учрежденным в 1755 году указом Елизаветы II :

5. экономический
Выберите 1 правильный ответ

12.10. Кто был первым русским профессором медицинского факультета Московского университета:

4. Шеин М.И.
Выберите 1 правильный ответ

12.11. На базе какого медицинского учебного заведения был создан Клинический городок где в 1897 году прошел XII съезд врачей

1. Петербургская Медико-хирургическая академия

2. Дерптский университет

*3. медицинский факультет Московского университета

4. Казанский университет
Выберите все правильные ответы

12.12. Какие важные изменения в медицинском образовании произошли в России к началу IX века:

*1. появление большого количества отечественных докторов и лекарей

*2. преподавание в высших учебных заведения на русском языке

4.организация международных конференций по медицине
Выберите 1 правильный ответ

12.13. Какое событие повлиявшее на развитие гигиены произошло в конце XVIII века в Москве:

1. эпидемия холеры

2. эпидемия гриппа

4. эпидемия брюшного тифа
Выберите 1 правильный ответ

12.14. Кто из виднейших российских ученых XVIII века предложил проект первого российского университета в состав которого вошел медицинский факультет:

4. Пирогов Н.И.
Выберите 1 правильный ответ

12 . 15. Какова была продолжительность обучения в медицинских школах после реформы медицинского образования:

4.4 года
Выберите все правильные ответы

12.16. Какие подразделения для изучения медицинской науки существовали при академическом Университете:

*3. анатомический театр

4. научно-исследовательский центр
Выберите 1 правильный ответ

12.17. Какой документ определял штат медицинских чинов российской армии при Петре I :

*1. Устав воинский

2. стандарты оказания медицинской помощи

3 .Устав медико- хирургической академии

4. Указ императора
Выберите 1 правильный ответ

12.18. Представители каких сословий имели право обучаться в госпитальной школе при первом Московском госпитале:

*3 люди любых сословий окончившие Славяно-греко-латинскую академию
Выберите 1 правильный ответ

12.19. Какой вклад в развитие медицины внес М.В. Ломоносов:

1.разработка новых способов диагностики и лечения

*2. разработка вопросов общественного здоровья и организации медицинского дела

3. совершенствование лечебного дела
Выберите все правильные ответы

12.20. Какие высшие медицинские учреждения были в России к началу XIX века:

1. Императорский Московский университет

*2. медицинский факультет Московского университета

3. Казанский университет

*4. Петербургская Медико-хирургическая академия

Медицина в России во второй половине XIX и первой половине XX века.
Выберите все правильные ответы

13.1. Отметьте выдающихся терапевтов XIX века:
*1.М.Я. Мудров
*2.С.П. Боткин
*3.А.А. Остроумов
*4.Г.А. Захарьин
5.М.И. Шеин

7.И.Ф.Буш
Выберите 1 правильный ответ

13.2. Практика в лечебных учреждениях студентов-медиков в России впервые была введена по инициативе:
1.С.Г.Зыбелина
2.М.Я.Мудрова
*3.С.П.Боткина
4.Е.И.Дядьковского

Выберите 1 правильный ответ


Выберите 1 правильный ответ

13.4. Впервые при оказании помощи раненым на поле боя эфирный наркоз применил:
1.А. Паре
*2.Н.И. Пирогов
3.А.А. Вишневский
4.Дж. Листер

Выберите 1 правильный ответ

13.5. Первые самостоятельные кафедры гигиены были учреждены в:
1.США
2.Франции
*3.России
4.Германии


Выберите 1 правильный ответ

13.6. Земская медицина сформировалась:
1.после 1917 года
2.после декабрьского восстания 1825 года
3.при Петре I
*4.при проведении реформы в 1864 году


Выберите все правильные ответы

13.7. Характерные черты земской медицины:
*1.доступность
*2.бесплатность
*3.участковость
*4.санитарно-гигиеническое направление
*5.обслуживание на дому



Выберите 1 правильный ответ

13.8. Какой контингент обслуживали земские больницы?
*1.жителей сельской местности
2.городских жителей
3.военнослужащих
4.все население России

Выберите 1 правильный ответ

13.9. Страна, в которой в XIX в. зародилась земская медицина – система медицинской помощи сельскому населению:
1.Великобритания
2.Италия
3.Швейцария
*4.Россия
5.Швеция


Выберите 1 правильный ответ

13.10.Первая детская больница в России была открыта в:
1.Москве
*2.Санкт-Петербурге
3.Киеве
4.Казани
5.Томске


Выберите все правильные ответы

13.11. Известные отечественные педиатры:
*1.А.Ф. Тур
*2.Н.Ф. Филатов
3.Н.Н. Бурденко
4.Н.И. Пирогов
*5.Г.Н. Сперанский

Выберите все правильные ответы

13.12. Основные открытия , повлиявшие на развитие хирургии в XIX веке:

*1. Открытие эфирного и хлороформного наркоза

*2. создание асептики и антисептики

3. создание боксов-изоляторов

4. учение о наследственности и изменчивости

*5. развитие топографической анатомии

6. клеточная теория иммунитета
Выберите все правильные ответы

13.13.Развитию полостной хирургии в России способствовало

*1. открытие способов обезболивания

*2. развитие учения о борьбе с послеоперационным сепсисом

3. достижения в анатомии

4.появление науки патологической физиологии
Выберите все правильные ответы

13.14. Научно – практическая деятельность Н.И. Пирогова была посвящена

* 1. топографической анатомии

* 2. военно-полевой хирургии

* 3.применению эфирного обезболивания в полевых условиях

* 4. созданию первой в мире государственной организации медицинского ухода за ранеными в поле боя

* 5. разносторонней клинической и педагогической деятельности
Выберите 1 правильный ответ

13.15. Степан Фомич Хотовицкий (1796-1885) –

1. отечественный акушер-гинеколог

3. основоположник научной школы офтальмологов в России

*4. основоположник научной педиатрии в России

5. отечественный врач-инфекционист
Выберите все правильные ответы

13.16.Какие диагностические методы обследования больного предложил профессор В.П. Образцов

* 1. глубокую скользящую пальпацию органов брюшной полости

2. аускультацию сердца

3. аускультацию легких

* 4. перкуссию органов грудной и брюшной полости

Выберите все правильные ответы

13.17 . Назовите учебные учреждения в Российской империи, где до начала ХХ в. женщины могли получать высшее медицинское образование:

3.медицинские факультеты университетов

5.медицинские университеты
Выберите 1 правильный ответ

13.18 . Определите вклад русского клинициста Е. О. Мухина в развитие хирургии:

1.создал аппарат для подачи наркоза

2.открыл первую в Европе медицинскую хирургическую школу

4.впервые применил гипс для лечения переломов

5.основоположник военно-полевой хирургии в Российской империи.
Выберите все правильные ответы

13.19 . Назовите принципиальные отличия медико-хирургических школ в Российской империи от подобных заведений в Западной Европе :

*1.выпускники хорошо знали и терапию, и хирургию

*2.преподавание анатомии проводилось на трупах

*3.аптекарскую науку изучали в аптекарском огороде

*4.преподавание внутренней медицины велось у постели больного

5.выпускники знали несколько иностранных языков.
Выберите все правильные ответы

13.20.Назовите три основные формы организации медицинского дела в Российской империи в конце XIX – начале XX вв.:

*1 . частнопрактикующая медицина


Медицина в годы Великой Отечественной войны
Выберите 1 правильный ответ

14.1. Первая врачебная помощь на фронтах Великой Отечественной войны оказывалась:

03. первым описал труд рудокопов и характерные для них болезни (чахотку):

04. Ученый, создавший первый термоскоп (прототип термометра)

1) Галилео Галилей

2) Николай Коперник

4) Мигель Сервет

05. Английский врач, физиолог, эмбриолог, который математически рассчитал и экспериментально обосновал теорию кровообращения:

06. Джироламо Фракасторо является основателем

1) Андреас Везалий

2) Николас Ван Тюльп

3) Фредерик Рюйш

4) Джозеф Листер

08. Выдающийся средневековый хирург, создавший учение о лечении огнестрельных ранений:

1) Мигель Сервет

09. Врач эпохи Возрождения, основоположник ятромеханики:

3) Джованни Альфонсо Борелли

4) Уильям Гарвей

10. Лекарственное средство, включавшее в себя около 70 компонентов и считавшееся, согласно средневековой фармакопеи, лекарством от всех болезней:

11. Преемник Андреаса Везалия во главе кафедры анатомии Падуанского университета:

1) Иероним Фабриций

2) Габриэль Фаллопий

3) Бартоломей Евстахий

4) Реальдо Коломбо

13.Во время эпидемий чумы средневековые врачи облачались в специальное одеяние, а на голове носили маску

1) маску с изображением старческого лица

2) маску с длинным клювом

4) маску в форме бабочки

15. университет XVI века, в котором. сложилась анатомо-физиологическая школа, известным представителем которой был А. Везалий

3) Френсис Бэкон

4) Андреас Везалий

17. Общественно-экономическая формация, характерная для эпохи Возрождения

1) позднее средневековье

2) рабовладельческий строй

18. Парацельс ввел в употребление

19. Главной заслугой Гарвея является

1) применение нового метода в изучении жизненных явлений (экспериментальное доказательство)

2) открытие новых лекарственных средств

3) борьба с католической церковью с целью добиться запрета влияния церкви на обучения в университетах

4) открытие легочного кровообращения

20. Амбруазу Паре принадлежит следующее нововведение в лечении огнестрельных ран

1) прижигание ран раскаленным железом

2) заливка ран кипящим смолистым раствором

3) прикрытие ран чистой тканью с применением яичного желтка

4) первичная хирургическая обработка раны

21. В эпоху Возрождения чуму изображали в виде

1) старой женщины в белом

2) женщины с косой

3) молодой женщины в красном

4) молодой женщины в черном

22. Профессор Падуанского университета, начавший читать лекции по практической медицине, непосредственно у постели больного

1) Джованни Монтано

2) Джироламо Фракасторо

3) Габриэль Фаллопий

4) Джеролламо Фабриций

23. элемент отсутствовавший в системе кровообращения, представленной Гарвеем

24. Укажите знаменитого врача эпохи Возрождения, получившего ученую степень и не владевшего латынью

25. Одна из черт характеризующих эпоху Возрождения

1) обращение к античной культуре

2) феодальная раздробленность

3) усиление власти церкви

4) схоластический подход к образованию и науке

26. Врач, современник Парацельса, впервые предложивший способы предотвращения профессиональных заболеваний рудокопов

27. государство средневековой Европы, где впервые была открыта хирургическая академия, приравненная впоследствии к медицинскому факультету университета

28. Философские взгляды, получившие развитие в эпоху Возрождения

вопрос
ответ
вопрос
ответ

Самоконтроль по ситуационным задачам.

Задача №1

Один из основоположников хирургии французский медик Амбруаз Паре (1517-1590), вышедший из цеха цирюльников, был лечащим врачом короля Карла IX. Свои труды он писал на родном французском языке, применяя соответствующие термины для обозначения половых органов. Медицинский факультет попытался запретить труд Паре, ссылаясь на угрозу нравственности.

1. Дайте оценку такой нравственной позиции в эпоху Возрождения.

2. Почему Амбруаз Паре писал на французском языке?

Задача №2

Выдающийся врач, математик и механик эпохи Возрождения Дж. Кардано (1501-1578) увлекался астрологией и составлял гороскопы. Когда он был приглашен к больному английскому королю Эдуарду VI то, как врач, сразу увидел симптомы неблагоприятного исхода болезни. Однако в гороскопе, составленном по требованию придворной знати, которую волновала не болезнь короля, а ее исход. Кардано предсказал тому долгую жизнь. Король вскоре умер и Кардано оправдывался тем, что не смог в достаточной мере оценить расположение созвездий и их влияние на судьбу короля.

1. Дайте оценку позиции морального выбора Дж. Кардано.

2. Какой метод науки утверждался в эпоху Возрождения?

Задача №3

Один из основоположников научной анатомии Андрей Везалий (1514-1564) был вынужден похищать трупы казненных с виселиц и кладбищ, чтобы изучать строение человеческого тела. Так поступали и многие другие ученые той эпохи.

1. Дайте оценку таким действиям

2. Почему врачи были вынуждены совершать подобные поступки?

Задача №4

1. Дайте оценку позиции Ф. Бэкона.

2. Какие три основные задачи сформировал Ф.Бэкон?

Задача №5

Знаменитый врач эпохи Возрождения Парацельс перед началом курса своих лекций студентам прибег к символическому акту: 27 июня 1527 года перед Базельским университетом он сжег произведения Гиппократа, Галена и Авиценны.

10.12. В каких иероглифических текстах содержатся первые письменные свидетельства о хирургических операциях?

10.13. Назовите основные достижения Н. И. Пирогова в хирургии:

*1.создал аппарат для подачи наркоза

2.открыл первую в Европе медицинскую хирургическую школу

*4.основоположник военно-полевой хирургии в Российской империи

*5. впервые в мире использовал массовое применение эфирного наркоза в военно-полевых условиях
Выберите 1 правильный ответ

10.14. Назовите основные достижения Н. И. Пирогова в организации медицинской помощи, все кроме:

*1.стал первым Министром здравоохранения России

2.привлечение женщин к уходу за ранеными

3.обосновал и осуществил на практике сортировку раненых на 4 группы

4.впервые в мире создал отделение для рожистых и гангренозных больных

5.впервые в клинике открыл операционную комнату
Выберите все правильные ответы
10.15. Определите вклад русского хирурга А. В. Вишневского в развитие медицины:

*1.разработал методику местной анестезии с использованием новокаина

*2.один из основоположников экстренной и военно-полевой хирургии

*3.создал линимент бальзамический

4.основоположник гнойной хирургии

5.создал аппарат для ингаляционного наркоза.
Выберите правильные ответы
10.16. Назовите основные достижения русского хирурга Н. В. Склифосовского:
*1.основоположник полостной хирургии в Российской империи

*4.внес вклад в развитие военно-полевой хирургии

5.впервые применил наркоз во время операции
Выберите все правильные ответы

10.17. Назовите основоположников асептики:
*1.Э. Бергман

5.Д. Листер
Выберите 1 правильный ответ
10.18.Какое вещество английский врач Д. Листер использовал для борьбы с инфекцией?

5.хлорная известь
Выберите 1 правильный ответ
10.19. Какое вещество впервые было применено для наркоза при операции, которая стала началом наркозной эры?
1.закись азота

Выберите 1 правильный ответ

10.20 . Кто первым в Российской империи применил эфирный наркоз при операции?

Медицина в России в XVIII и первой половине XIX вв.
Выберите 1 правильный ответ

11.1 Московский университет был учрежден 12 января 1755 года по указу:

*2. Императрицы Елизаветы Петровны

3. Императрицы Екатерины I

4. Императрицы Екатерины II
Выберите 1 правильный ответ

12.2. Московский университет по указу Екатерины II в 1791 году получил право:

1. открыть медицинский факультет

3. не подчиняться Медицинской коллегии

4. на введение телесных наказаний
Выберите 1 правильный ответ

12.3. Существенным недостатком преподавания медицины в Московском университете было:

1. теоретический характер преподавания

*2. отсутствие собственных клиник

3. всего12 книг, прикованных к кафедре

4. практическое преподавание медицины

5. включение в план обучения консультативной медицины
Выберите 1 правильный ответ

12.4 . Приказы общественного призрения, созданные во всех губерниях России, должны были:

1. устраивать народные школы

2. содержать тюремные больницы

*3. устраивать и содержать сиротские дома
Выберите 1 правильный ответ

12.5. Основными чертами научной деятельности отечественных врачей XVIII века были:

*1. материалистическая направленность 2. Демократизм 3. патриотизм
Выберите все правильные ответы

12.6. Какие проблемы существовали в медицинском деле в России в начале

XVIII века:

*1.нехватка отечественных врачей

2. низкая медицинская активность населения

3. отсутствие взаимодействия с иностранными медиками

*4. отсутствие медицинских учебных заведений
Выберите все правильные ответы

12.7. Каких специалистов готовила лекарская школа при Аптекарском приказе:

*2. лекарей и лекарского дела учеников

3. докторов медицины

4. аптекарей
Выберите все правильные ответы

12.8. Какие разделы входили в программу обучения в первой в России госпитальной школы открытой в 1707 году по инициативе Петра I :

1. история медицины

*5. хирургия
Выберите все правильные ответы

12.9. Какие факультеты были открыты при Императоре Московского университета учрежденным в 1755 году указом Елизаветы II :

5. экономический
Выберите 1 правильный ответ

12.10. Кто был первым русским профессором медицинского факультета Московского университета:

4. Шеин М.И.
Выберите 1 правильный ответ

12.11. На базе какого медицинского учебного заведения был создан Клинический городок где в 1897 году прошел XII съезд врачей

1. Петербургская Медико-хирургическая академия

2. Дерптский университет

*3. медицинский факультет Московского университета

4. Казанский университет
Выберите все правильные ответы

12.12. Какие важные изменения в медицинском образовании произошли в России к началу IX века:

*1. появление большого количества отечественных докторов и лекарей

*2. преподавание в высших учебных заведения на русском языке

3. открытие более тридцати медицинских вузов

4.организация международных конференций по медицине
Выберите 1 правильный ответ

12.13. Какое событие повлиявшее на развитие гигиены произошло в конце XVIII века в Москве:

1. эпидемия холеры

2. эпидемия гриппа

4. эпидемия брюшного тифа
Выберите 1 правильный ответ

12.14. Кто из виднейших российских ученых XVIII века предложил проект первого российского университета в состав которого вошел медицинский факультет:

4. Пирогов Н.И.
Выберите 1 правильный ответ

12 . 15. Какова была продолжительность обучения в медицинских школах после реформы медицинского образования:

4.4 года
Выберите все правильные ответы

12.16. Какие подразделения для изучения медицинской науки существовали при академическом Университете:

*3. анатомический театр

4. научно-исследовательский центр
Выберите 1 правильный ответ

12.17. Какой документ определял штат медицинских чинов российской армии при Петре I :

*1. Устав воинский

2. стандарты оказания медицинской помощи

3 .Устав медико- хирургической академии

4. Указ императора
Выберите 1 правильный ответ

12.18. Представители каких сословий имели право обучаться в госпитальной школе при первом Московском госпитале:

*3 люди любых сословий окончившие Славяно-греко-латинскую академию
Выберите 1 правильный ответ

12.19. Какой вклад в развитие медицины внес М.В. Ломоносов:

1.разработка новых способов диагностики и лечения

*2. разработка вопросов общественного здоровья и организации медицинского дела

3. совершенствование лечебного дела
Выберите все правильные ответы

12.20. Какие высшие медицинские учреждения были в России к началу XIX века:

1. Императорский Московский университет

*2. медицинский факультет Московского университета

3. Казанский университет

*4. Петербургская Медико-хирургическая академия

Медицина в России во второй половине XIX - начале XX вв.
Выберите все правильные ответы

13.1. Отметьте выдающихся терапевтов XIX века:
*1.М.Я. Мудров
*2.С.П. Боткин
*3.А.А. Остроумов
*4.Г.А. Захарьин
5.М.И. Шеин

7.И.Ф.Буш
Выберите 1 правильный ответ

13.2. Практика в лечебных учреждениях студентов-медиков в России впервые была введена по инициативе:
1.С.Г.Зыбелина
2.М.Я.Мудрова
*3.С.П.Боткина
4.Е.И.Дядьковского

Выберите 1 правильный ответ


Выберите 1 правильный ответ

13.4. Впервые при оказании помощи раненым на поле боя эфирный наркоз применил:
1.А. Паре
*2.Н.И. Пирогов
3.А.А. Вишневский
4.Дж. Листер

Выберите 1 правильный ответ

13.5. Первые самостоятельные кафедры гигиены были учреждены в:
1.США
2.Франции
*3.России
4.Германии


Выберите 1 правильный ответ

13.6. Земская медицина сформировалась:
1.после 1917 года
2.после декабрьского восстания 1825 года
3.при Петре I
*4.при проведении реформы в 1864 году


Выберите все правильные ответы

13.7. Характерные черты земской медицины:
*1.доступность
*2.бесплатность
*3.участковость
*4.санитарно-гигиеническое направление
*5.обслуживание на дому



Выберите 1 правильный ответ

13.8. Какой контингент обслуживали земские больницы?
*1.жителей сельской местности
2.городских жителей
3.военнослужащих
4.все население России

Выберите 1 правильный ответ

13.9. Страна, в которой в XIX в. зародилась земская медицина – система медицинской помощи сельскому населению:
1.Великобритания
2.Италия
3.Швейцария
*4.Россия
5.Швеция


Выберите 1 правильный ответ

13.10.Первая детская больница в России была открыта в:
1.Москве
*2.Санкт-Петербурге
3.Киеве
4.Казани
5.Томске


Выберите все правильные ответы

13.11. Известные отечественные педиатры:
*1.А.Ф. Тур
*2.Н.Ф. Филатов
3.Н.Н. Бурденко
4.Н.И. Пирогов
*5.Г.Н. Сперанский

Выберите все правильные ответы

13.12. Основные открытия , повлиявшие на развитие хирургии в XIX веке:

*1. Открытие эфирного и хлороформного наркоза

*2. создание асептики и антисептики

4. учение о наследственности и изменчивости

*5. развитие топографической анатомии

6. клеточная теория иммунитета
Выберите все правильные ответы

13.13.Развитию полостной хирургии в России способствовало

*1. открытие способов обезболивания

*2. развитие учения о борьбе с послеоперационным сепсисом

3. достижения в анатомии

4.появление науки патологической физиологии
Выберите все правильные ответы

13.14. Научно – практическая деятельность Н.И. Пирогова была посвящена

* 1. топографической анатомии

* 2. военно-полевой хирургии

* 3.применению эфирного обезболивания в полевых условиях

* 4. созданию первой в мире государственной организации медицинского ухода за ранеными в поле боя

* 5. разносторонней клинической и педагогической деятельности
Выберите 1 правильный ответ

13.15. Степан Фомич Хотовицкий (1796-1885) –

1. отечественный акушер-гинеколог

2. основоположник научного направления в психиатрии

3. основоположник научной школы офтальмологов в России

*4. основоположник научной педиатрии в России

5. отечественный врач-инфекционист
Выберите все правильные ответы

13.16.Какие диагностические методы обследования больного предложил профессор В.П. Образцов

* 1. глубокую скользящую пальпацию органов брюшной полости

2. аускультацию сердца

3. аускультацию легких

* 4. перкуссию органов грудной и брюшной полости

Выберите все правильные ответы

13.17 . Назовите учебные учреждения в Российской империи, где до начала ХХ в. женщины могли получать высшее медицинское образование:

3.медицинские факультеты университетов

5.медицинские университеты
Выберите 1 правильный ответ

13.18 . Определите вклад русского клинициста Е. О. Мухина в развитие хирургии:

1.создал аппарат для подачи наркоза

2.открыл первую в Европе медицинскую хирургическую школу

4.впервые применил гипс для лечения переломов

5.основоположник военно-полевой хирургии в Российской империи.
Выберите все правильные ответы

13.19 . Назовите принципиальные отличия медико-хирургических школ в Российской империи от подобных заведений в Западной Европе :

*1.выпускники хорошо знали и терапию, и хирургию

*2.преподавание анатомии проводилось на трупах

*3.аптекарскую науку изучали в аптекарском огороде

*4.преподавание внутренней медицины велось у постели больного

5.выпускники знали несколько иностранных языков.
Выберите все правильные ответы

13.20.Назовите три основные формы организации медицинского дела в Российской империи в конце XIX – начале XX вв.:

*1 . частнопрактикующая медицина

Становление развитие советской медицины.

Медицина в годы Великой Отечественной войны
Выберите 1 правильный ответ

14.1. Первая врачебная помощь на фронтах Великой Отечественной войны оказывалась:

Искусство Возрождения жило бок о бок с разрушительной силой страшной болезни. Многие художники стали ее жертвами.

Амброджо Лоренцетти (1290 — 1348)

Лоренцетти.jpg

Время отмерило художнику 58 лет жизни. За эти годы он успел создать собственный оригинальных стиль (что было весьма необычно для треченто), расписать церковь Сан-Проколо во Флоренции, принять участие в оформлении церкви Святого Августина в Сиене и других соборов этого тосканского города.

Андреа дель Кастаньо (1423 — 1457)

Костаньо.jpg

Пьетро Перуджино (1446 — 1523)

Перуджино.jpg

В начале XVI века художник пережил закат своей славы. Его стиль был признан устаревшим. Взоры публики обратились к работам новых кумиров — Рафаэля (который был учеником Перуджино), Микеланджело, Тициана. Перуджино, проведший полжизни в разъездах по Флоренции, Венеции и Риму, в последние годы был вынужден осесть в родной Перудже, где искусство не было так развито. В Перудже и ее окрестностях чума утихала и вновь разгоралась с 1523 по 1528 год. За пять лет в этом небольшом городе эпидемия унесла жизни восьми тысяч человек. Перуджино умер от чумы в феврале или марте 1523 года. Ему было около 75 лет. В последние дни своей жизни художник работал над фреской для небольшой церкви Кастелло в Фонтаньяно. В наши дни она хранится в музее Виктории и Альберта в Лондоне.

Ганс Гольбейн Младший (1497/1498 — 1543)

Немецкий художник Ганс Гольбейн Младший в 1532 году окончательно перебрался в Лондон. Ранее он уже провел здесь несколько лет при дворе короля Генриха VIII и теперь возвращался, чтобы стать придворным живописцем и быть подальше от религиозных столкновений протестантов и католиков, терзающих материковую Европу.

главная и Гольбеин.jpg

Чума, которая при жизни художника в Лондоне вспыхивала с 1536 года, постоянно напоминала о бренности человеческого существования. В 1543 году она свирепствовала в городе особенно сильно. Мор продолжался до зимы. Ганс Гольбейн, всегда писавший других и никогда себя, за год до новой вспышки эпидемии неожиданно создал автопортрет. Художник не дал смерти навсегда стереть его лицо из памяти истории. Чума, вероятно, настигла Гольбейна между 7 и 29 ноября 1543 года. Живописец скончался в возрасте 45 лет. Место его захоронения неизвестно.

Тициан (1488/1490 — 1576)

Тициан.jpg

Эпидемия охватила республику Святого Марка в конце 1575 года. По своей силе она походила на пришествие Черной смерти в 1347 — 1348 гг. Остров Лазаретто, куда свозили зараженных чумой, был переполнен. Венеция превратилась в город-призрак. Мор царил в городе до 21 июля 1577 года. Погибли около 50 тысяч венецианцев.

Великий художник был похоронен в соборе Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари, что ставит под сомнение его смерть от чумы. Возможно, он был единственным, кто удостоился чести быть погребенным в храме, несмотря на болезнь. Некоторые исследователи уверены, что Тициан умер по естественным причинам, и чума не затронула организм художника. Даже если это так, пандемия оставила смертельный след в душе мастера, на глазах которого умирал его любимый сын.

Чума — один из самых ярких образов, ассоциирующихся у нас со Средневековьем. Для той эпохи она стала не просто болезнью, повлияв почти на все сферы жизни. Социальные и экономические процессы, религия и суеверия, искусство — что еще эта страшная эпидемия изменила навсегда?

Чума пришла с Востока, где бушевала еще в начале десятилетия, и первым под удар попал Крым, а вслед за ним — Константинополь. В ту эпоху торговля на Средиземном море имела огромное значение и велась очень активно, так что болезни не потребовалось много времени, чтобы на кораблях добраться до крупных итальянских портов и Марселя.


Разгул мракобесия и чумные погромы

Многие видели в чуме наказание свыше, подыскивая объяснение происходящему в искаженных пересказах библейских легенд, и пытались остановить эпидемию с помощью религиозных обрядов. Устраивались массовые шествия с самобичеванием, священники низшего звена на ходу выдумывали новые ритуалы вроде протягивания нити вдоль городской стены.

Высшие церковные иерархи не решались вмешиваться в ситуацию, хотя у них на глазах формировались настоящие многотысячные секты. Ватикан понимал, что молитвы от болезни не помогают и людям нужна хоть какая-то отдушина.

Еще совсем недавно католическая церковь очень методично подавляла крупные ереси, например движение катаров, — а теперь отпустила поводья.

Если примитивные суеверия заставляли людей запираться в домах или покидать города, то вдохновители движений бичевавших себя флагеллантов или расхаживавших по городам в белых одеждах bianchi делали обратное. Массовые мероприятия — не лучшая затея во время эпидемии, что и говорить.

Другие находили более рациональные объяснения: дескать, такая страшная напасть не может возникнуть сама по себе, и Господь не настолько жесток — это злой умысел или людей, или самого дьявола. Разумеется, в поисках виновных добрались и до мнимых колдунов и до еврейских кварталов.

Доставалось даже прокаженным в лепрозориях, хотя они, казалось бы, тут совершенно ни при чем: разница между их хворью и чумой была очевидна даже средневековому человеку.

Вот здесь церковь уже не оставалась в стороне и пыталась воспрепятствовать кровопролитию — как увещеваниями, так и прямыми запретами: за самосуд грозили отлучением. Увы, далеко не всегда это останавливало толпу.

Католическая церковь в то время была самой могущественной организацией в Европе — Ватикан нередко диктовал свою волю даже королям. Но в годы черной смерти она оказалась практически бессильной: видя реальное положение дел, люди или стремительно теряли веру, или, напротив, становились неуправляемыми фанатиками.

К счастью, в сложившейся ситуации все-таки нашлись те, кто был готов действовать решительно и эффективно. На авансцену истории вышли светские власти.

Холоднокровные карантины и укрепление светской власти

Конечно, по-настоящему лечить больных они не умели — разве что вскрывали и прижигали им бубоны. Да и крысы продолжали беспрепятственно разносить по городам чумных блох (никто вообще не мог разобраться, как на самом деле распространяется зараза).

Тем не менее присутствие в очагах эпидемии людей, способных навести хоть какой-то порядок, помогало. Однако на борьбу были брошены не только чумные доктора.

Наиболее страдавшие поначалу от эпидемии итальянские города быстро отреагировали на ужасные события, учредив специальные комиссии, призванные заниматься этим вопросом. Серьезного опыта борьбы с настолько страшной напастью не было, но власти, тем не менее, приняли ряд разумных мер. Прежде всего, создали команды по сбору, вывозу и захоронению в отдельных могильниках трупов.

Сейчас это может показаться простым и очевидным решением, но в XIV веке организовать даже обычную уборку улиц было нелегко, а уж очистить городское пространство от валяющихся тут и там тел — тем более.

Кроме того, власти разработали ряд серьезных карантинных мер. Хотя эффективность управления в XIV веке оставляла желать лучшего и, чтобы претворить в жизнь подобные решения, требовался недюжинный администраторский талант — режим карантина действовал, и эпидемию удалось хоть немного сдержать. Успешный опыт итальянских властей начали быстро перенимать по всей Европе.

Также, несмотря на многочисленные протесты, повсюду принудительно закрывались таверны и бордели. Градоначальники понимали, что плотность населения в их вотчинах колоссальная и решить проблему полностью не удастся, — но ограничить контакт между людьми, насколько это возможно, — мера полезная и необходимая.

Особенно впечатляет опыт венецианцев, подошедших к делу с холодной головой. Панику подавляли не только силой, но и личным примером: пока простой люд стремился покинуть города, чиновникам бежать строго запрещалось. Был введен карантин на близлежащих островах, где всех прибывающих проверяли на симптомы болезни.

Черная смерть стала серьезнейшим испытанием для городов Европы. И светские власти, в отличие от стушевавшихся духовных, его прошли, пусть и с переменным успехом.

Впервые за несколько столетий мирское правительство показало себя лучше, чем католическая церковь, и с тех пор его влияние начало заметно расти.


Новый облик Европы

Переоценить значение произошедшего для Европы невозможно. Трудно даже перечислить все изменения, прямо или косвенно связанные с черной смертью. Как ни странно, некоторые из этих глубочайших шрамов стали настоящим украшением портрета эпохи: страшное бедствие имело ряд положительных последствий.

Бум городов и женская эмансипация

Резко возросла ценность труда, особенно более-менее квалифицированного. Многим цехам (ремесленным или торговым сообществам), которые ранее были относительно закрытыми организациями, теперь пришлось активно принимать всех желающих в свои ряды.

Конечно, после этого огромное количество людей захотело переселиться в города из деревень, тем более что первые от чумы пострадали сильнее. К примеру, около трети имущества в Лондоне осталось бесхозным.

Доходы умелых людей резко возросли — настолько, что во многих странах, городах и владениях это быстро встретило противодействие властей, пытавшихся заново снизить зарплаты. Англичане в 1349 и 1351 годах приняли специальные законы, ограничивающие рост доходов рабочих (во втором случае прямо запрещалось платить им больше, чем в 1346 году).

Однако эти постановления совершенно не работали. Во-первых, простые люди почувствовали собственную силу: все-таки властям без них не обойтись — трудиться, так или иначе, кто-то должен. Во-вторых, подобное распоряжение очевидно противоречило базовым законам рынка: если предложение резко сократилось (трудоспособных просто-напросто стало меньше), то цены не могут не подниматься.

Дошло даже до того, что всех, кто пытался сменить место работы или переехать, закон требовал сажать в тюрьму, — но такие крутые меры были совсем уж невыполнимы.

Выжившие после эпидемии чумы горожане из низов заметно улучшили свое благосостояние.

Сказалась нехватка рук и на положении женщин — в такой ситуации уже не до сексизма. Девичьи или смешанные цеха существовали в Европе еще до черной смерти, но теперь у женщин появилась реальная возможность, так сказать, продвижения по карьерной лестнице. В меньшей степени это коснулось жительниц деревень, но в сельском укладе и без того изменилось очень многое…

Освобождение крестьянства

Пожалуй, крестьяне выиграли от чумы, если так можно выразиться, больше всех. Крепостное право в Западной Европе и до эпидемии постепенно уступало место новой системе классовых отношений, а резкое сокращение населения усилило эту тенденцию: феодалам пришлось идти на диалог с людьми, работающими на земле.

В результате почти во всей Западной Европе вскоре расширились права крестьян, а разного рода поборы уменьшились. Разумеется, многие феодалы пытались этому противодействовать, так что вскоре у деревенских жителей снова появились поводы для восстаний. Впрочем, и подавлять их выступления ослабевшим государствам также стало намного труднее.

Чума, несомненно, сыграла заметную роль в процессе освобождения крестьян. Образовалось немало свободной земли — оставшейся от тех, кто просто не пережил черную смерть. Свято место пусто не бывает, а плодородное — тем более: эти поля и, что особенно важно, пастбища позволили улучшить ситуацию с продуктами в Европе.


Новый импульс получила и торговля: например, Англия начала регулярные поставки в Скандинавию и Нидерланды, где условия для сельского хозяйства были далеко не идеальными.

Кстати, работать в деревнях стали несколько по-другому: заметно выросла роль животноводства, которое требовало куда меньшего количества рабочих рук, чем земледелие. Сами наделы существенно подешевели, а труд на них — подорожал. Это не могло компенсировать ужасных людских потерь, но служило хоть каким-то утешением.

Сказанное справедливо для Западной Европы. В Восточной же, где плотность населения была ниже, всерьез от чумы пострадали в основном города, а в положении жителей сельской местности, которую эпидемия затронула меньше, мало что изменилось. Крепостная зависимость в отдельных регионах сохранялась здесь аж до XIX века.

Демократизация церкви

До настоящей Реформации еще далеко, но уже в это время зарождается протестантизм: прежний баланс в духовной жизни, весьма устойчивый, был нарушен.

Если горький пример вырезанных под корень катаров отвадил многих от всякого вольнодумства на рубеже XIII–XIV веков, то теперь европейцы ясно увидели: Ватикан не так уж всесилен.

Коль скоро даже в Италии церковь ничего толком не могла (или не хотела) сделать с разгулом сект разной степени адекватности, то почему не выступить против нее людям в здравом уме, имеющим к тому же обоснованные претензии и требования?

Духовенство тоже сильно поредело за время эпидемии, чему немало способствовала, увы, как раз забота монахов о больных — иной раз монастыри от чумы просто вымирали. И залатать кадровые бреши здесь было куда труднее, чем в рядах крестьян и рабочих: речь идет о специалистах довольно высокой квалификации.

На протяжении всего Средневековья церковь была лучшим и, что главное, постоянно доступным социальным лифтом. Теоретически любой простолюдин мог начать карьеру со служки в храме или послушника в монастыре, а скончаться папой римским. Это одна из немногих в Средние века сфер деятельности, где всё зависело от усилий и талантов самого человека, а не каких-либо внешних факторов вроде происхождения.

Развитие медицины и сплочение общества

И уж конечно, постигшая Европу катастрофа подстегнула развитие медицины. Престиж этого факультета в университетах резко возрос, начались активные исследования: людям хотелось разобраться в том, что стало причиной черной смерти и как не допустить ее повторения.

Само собой, до открытий Луи Пастера добиться больших успехов на этой ниве было невозможно технически, но положительный эффект для науки очевиден. К тем же анатомическим исследованиям, которые традиционно встречали противодействие со стороны церкви, относиться стали лояльнее.

В конце концов, от чумы умерло огромное количество знатных и влиятельных людей, вплоть до королей и высших иерархов церкви. Среди них кастильский монарх Альфонсо XI, королева Арагона Элеонора Португальская и владимирский князь Симеон Гордый (распространенное мнение, что чумы на Руси не было, — заблуждение).

Теперь каждый понимал, что болезни — общая проблема, а не беда одних лишь низших слоев. От чумы не спрятаться за стенами замка или храма. В какой-то мере, как бы пафосно это ни звучало, случившееся несчастье сплотило общество, хотя Средневековье всё равно осталось Средневековьем — эпохой сильнейшего социального расслоения.

Некоторые ученые даже отмечают роль черной смерти в естественном отборе, или, если угодно, эволюции человечества. По их данным, после пандемии распространились гены, повысившие устойчивость людей к опасным заболеваниям. Но заявления такого рода всё же довольно спорны, да и к исторической науке эти исследования не имеют непосредственного отношения.


После черной смерти

Но ни одна из последующих вспышек чумы или любых других болезней не стала для европейской цивилизации таким потрясением. Можно сказать, что черная смерть закалила Старый Свет.

Несмотря на страшный ущерб, который понесли все европейские страны, у этой трагедии были и положительные последствия.

Читайте также: