В одном классе с вич инфицированными

Обновлено: 24.04.2024

ВИЧ передается: при незащищенном (то есть, без презерватива, или если он порвался, сполз) сексуальном контакте; при совместном использовании зараженных игл, шприцев или других загрязненных инфицированной кровью острых инструментов; при переливании зараженной крови и от матери ребенку во время беременности, родов и грудного вскармливания. Распространение ВИЧ-инфекции от больных детей связано прежде всего с инфицированием через кровь или другие биологические жидкости, загрязненные кровью. С целью предупреждения заражения персонала, а также при совместном пребывании ВИЧ-инфицированных и не инфицированных ВИЧ детей следует выполнять обычные требования к работе с биологическими жидкостями.

ВИЧ не передается: воздушно-капельным путем, через слюну или через грязные руки (как, например, кишечные инфекции). Полностью реабилитированы и комары – заразиться ВИЧ через укусы насекомых невозможно.

Во всем мире дети с ВИЧ ходят в садики и школы, потому что это не опасно для окружающих. Более того, посещение детского сада более опасно для самого ребенка с ВИЧ, т.к. он сталкивается с большим количеством различных микробов, а это может создать серьезную нагрузку на его иммунитет. Поэтому практически все дети с ВИЧ, посещающие детские учреждения, принимают специальную терапию, которая подавляет ВИЧ и способствует сохранению иммунитета. Риски заразиться от ребенка, успешно получающего терапию, при каких-то травмах и случайных ранениях ничтожно малы.

Тем не менее, давайте разберем ситуации, которые больше всего беспокоят родителей.

Не опасно. Слюна – агрессивная для вируса иммунодефицита среда, в ней он быстро погибает. ВИЧ через слюну не передается.

Риска нет. Через слюну ВИЧ не передается. А крови, чтобы ребенку заразиться, в данном случае нужен очень большой объем. При укусе столько не будет.

Это не так. Один вирус, как говорится, в поле не воин – нужно чтоб их было много.

В таком случае нужно промыть ранки водой, обработать антисептиком. Вирус в кровоток не попадает.

Среди детей неустановленного пути заражения нет. Сегодня в России проживает свыше 7500 детей с ВИЧ, и мы знаем путь инфицирования каждого из них. Маленькие дети заразились от матерей, а подростки в основном теми же путями, что и взрослые – незащищенные половые контакты и наркотики.

Понятно желание родителей оградить ребенка даже от гипотетических рисков, бед, болезней. Но сегодня мы живем в такой реальности, когда уже почти 1% населения нашей страны инфицированы ВИЧ. Поэтому, на мой взгляд, перспективней учить своих подрастающих детей правильно и всегда пользоваться презервативом (вопреки расхожим мифам, он защищает), говорить с ними о вреде наркотиков, то есть, учить, как не заразиться ВИЧ в ситуациях, когда это действительно возможно.

Вопрос о посещении ребенком детского сада или общеобразовательной школы решают его родители вместе с врачом, который наблюдает ребенка. С учетом общего состояния здоровья, уровня психомоторного, речевого и физического развития ребенка определяется оптимальная форма его обучения в раннем, дошкольном и школьном возрасте.

При удовлетворительном состоянии здоровья ВИЧ-положительные дети могут посещать обычные образовательные учреждения, детские кружки, спортивные секции на общих основаниях, так как они не представляют инфекционной опасности ни для других детей, ни для персонала образовательного учреждения. Ни одно официальное лицо (включая директора образовательного учреждения, руководителя районного или городского отдела образования, воспитателей и педагогов и т.д.) не имеет права требовать от родителей справки о наличии или отсутствии у ребенка ВИЧ-инфекции или принуждать родителей к объявлению диагноза ребенка.

Медицинские и другие работники образовательных учреждений, которым стало известно о ВИЧ-положительном статусе ребенка, несут дисциплинарную, административную, а в некоторых случаях – и уголовную ответственность за разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, к которой относится диагноз ребенка и его родителей.

Если работнику образовательного учреждения стало известно о наличии у конкретного ученика ВИЧ-инфекции или о том, что в школе есть ВИЧ-положительный ученик, ему не следует сообщать об этом остальным воспитателям, учителям или родителям – разглашение таких сведений преследуется по закону.
Если о наличии ВИЧ-инфекции у ребенка или у его родителей никому в школе или детском саду не известно и сам ребенок об этом не знает, то проблем, связанных с этой стороной его жизни, в учебном заведении, как правило, и не возникает.

Однако рано или поздно родители расскажут ребенку о том, что у него или у них самих ВИЧ-инфекция. Может случиться и так, что ребенок сам догадается или узнает от других о своем заболевании – ведь его регулярно приводят в СПИД-центр или к врачу-инфекционисту на обследование, он смотрит телевизор, слышит разговоры взрослых. Когда ребенок уже знает о том, что у него или у его родителей ВИЧ-инфекция, как правило, родители просят его хранить это в тайне, но очень беспокоятся, сможет ли он это сделать.

Необходимость сохранения тайны и постоянный страх, что она будет раскрыта, могут отрицательно сказаться на психическом и физическом здоровье ребенка. Он может замкнуться в себе, перестать дружить с детьми, стать нервозным, капризным. Тем не менее страх общественного осуждения, требования забрать ребенка из детского сада или школы вынуждают большинство ВИЧ-положительных родителей тщательно скрывать свой диагноз и диагноз ребенка.
Задача заведующей детским садом или завуча начальной школы – определить ребенка в группу или класс к чуткому и внимательному воспитателю или классному руководителю, с которым впоследствии родителям будет легче установить доверительные отношения.

Сотрудник образовательного учреждения, который знает о ВИЧ-положительном статусе ребенка, должен помогать родителям и ребенку адаптироваться к детскому коллективу, успешно учиться, преодолевать проблемы, вызванные состоянием здоровья ребенка, не поддаваться депрессии и негативным переживаниям, связанным с диагнозом, с необходимостью принимать лекарства и хранить в тайне от всех остальных диагноз или с плохим самочувствием.

Профессионально зрелый, чуткий и грамотный воспитатель или педагог может и должен стать партнером родителей в борьбе за здоровье и психологическое благополучие ребенка.
Если о своем диагнозе рассказал сам ребенок

Возможно, что ребенок сам расскажет воспитателю или учителю о своей болезни. Он может назвать свое заболевание или просто сказать, что болен, что ежедневно принимает лекарства, что больна его мама или отец.

В этом случае ребенка надо заверить в том, что взрослый, которому он доверился (воспитатель или учитель), ему друг, готов ему помогать и поддерживать его и никому не расскажет о том, что стало ему известно. Педагог должен предложить ребенку обязательно рассказать родителям о том, что он сообщил учителю или воспитателю о своем заболевании, и попросить ребенка пригласить родителей для беседы.

В ходе этой беседы педагогу вместе с родителями ребенка необходимо выработать тактику дальнейшего сохранения диагноза ребенка в тайне или, если есть необходимость, – процедуру раскрытия диагноза, выяснить, какую помощь он может оказать для поддержания в хорошей форме физиче-ского и психоэмоционального здоровья ребенка. Очень полезной в данном случае может оказаться помощь школьного психолога – при условии, что родители ВИЧ-положительного ребенка согласятся принять ее, а психолог владеет достаточной и достоверной информацией по проблеме.
Если известно, что, возможно, кто-то из детей, посещающих образовательное учреждение, инфицирован ВИЧ

Подобные расспросы не только незаконны, но могут поставить родителей ВИЧ-положительного ребенка в неловкое положение, спровоцировать нежелательное раскрытие диагноза, что может привести к негативным последствиям как для самого ребенка и его родителей, так и для излишне любопытного работника образования.

В этой ситуации, чтобы развеять мифы, устранить искаженные представления и предрассудки, рекомендуется провести информационно-просветительскую работу по вопросам профилактики передачи ВИЧ и вирусных гепатитов как среди учеников, так и среди учителей, а также организовать уроки толерантности.

Если о ВИЧ-положительном статусе ребенка узнали родители детей, посещающих данное образовательное учреждение. Родители могут обратиться к учителю, воспитателю или руководителю учреждения с просьбой разъяснить, не опасно ли присутствие ребенка с ВИЧ-инфекцией в классе или группе, или же сразу потребовать, часто в категоричной, ультимативной форме, чтобы ВИЧ-положительного ребенка исключили из образовательного учреждения.

Такую беседу можно провести с одним или несколькими родителями. И в том, и в другом случае родителей надо успокоить и попросить не распространять слухи дальше.

Государственная стратегия противодействия распространения ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденная правительством РФ 20 октября 2016 года направлена на повышение информированности граждан Российской Федерации по вопросам ВИЧ-инфекции, а также формирование социальной среды, исключающей дискриминацию по отношению к лицам, зараженным вирусом иммунодефицита человека.

Чем пугает такой ребенок? Каковы его особенные потребности? Как сделать обучение и общение безопасными для всех участников учебного процесса?

Когда в школу приходит приемный ребенок, нередки сложности. А если у этого ребенка – ВИЧ-инфекция, все сложнее во сто крат. Чем пугает такой ребенок? Каковы его особенные потребности? Как сделать обучение и общение безопасными для всех участников учебного процесса? В Крыму всех ВИЧ-положительных детей из детских домов раздали в семьи – и теперь делятся опытом, как учить их в школе.

Масштаб проблемы

– У нас в Крыму семейное устройство ВИЧ-положительных детей началось с отказа. Ребенка вернули – выяснилось несоответствие ожиданий с двух сторон. Но потом и другие дети, и тот, возвращавшийся в детдом, нашли свои семьи, – говорит Елена Березина.

Почему ВИЧ-инфицированного ребенка боятся

ВИЧ – диагноз, окруженный мифами и ужастиками.

– Исторически сложилось, что тема ВИЧ-инфекции очень эмоционально заряжена, хотя есть и более заразные заболевания с теми же путями передачи – например, гепатиты. Но именно с ВИЧ связан страх сказать о своем статусе или жить рядом с носителем. ВИЧ-инфицированный ребенок в школе вызывает страх, даже ужас, возникающий из желания защитить себя. Отсюда отвержение ребенка. Также многие испытывают эмоцию жалости (по крайней мере к ребенку – взрослые не всегда удостаиваются и этого).

– Мы мотивируем родителей, чтобы они говорили с медработниками в школе о диагнозе ребенка, так как контакт нужен, а любая тайна порождает напряжение. Говорить следует с пометкой, что информация конфиденциальная и за раскрытие тайны диагноза есть уголовная ответственность, – рассказывает Елена Березина. – Так было и в этом случае. Мама сообщила медработнику информацию о диагнозе, а уже на следующий день была приглашена к директору, которая сразу сказала: забирайте документы, мы не примем такого ребенка.

У фонда уже налажены хорошие связи с прокуратурой и местным управлением образования – и ребенок продолжил учиться в школе. Это не было просто: за неделю информация разлетелась по учреждению, в столовой девочку загоняли с отдельной тарелкой и вилкой в дальний угол.

Еще одного мальчика забрали в семью в 17 лет. По документам он был здоров, но почти ничего не слышал и не видел, читать и писать не умел. Первые семь лет он также провел в больнице, как устроен мир – совершенно не знал. С первоклашками взрослого юношу не посадишь, нужна была спецшкола с индивидуальным обучением. Такую нашли. О том, скрывать ли диагноз, речи не шло: в интернате, откуда мальчика забрали, и в школе, куда устраивали, был один и тот же медработник-совместитель, который давно все знал. Очень помогала поддержка директора школы. И все же один педагог заявил, что боится заниматься с ребенком. Опытная приемная мама, прошедшая к тому времени немало судов по делам других своих ВИЧ-положительных детей, ответила: у ребенка есть конституционные права, если не хотите их реализовать – можете уволиться.

Что делать?

Из-за предполагаемых проблем приемная семья, которая приводит ребенка в школу, хочет заранее защитить его. Возникает страх раскрытия диагноза, возможно агрессивное поведение приемных родителей. Они избегают обсуждать состояние здоровья ребенка. Отсюда уже на входе в школу – конфликт.

– Когда семья боится, что не справится, – это уже кризис, при котором необходимо вмешательство специалистов и поддержка, – уверена Елена Березина. – Каждый раз, когда приемный ребенок с ВИЧ идет в школу, мы сопровождаем семью, можем поговорить с директором или медработником, можем поддерживать дистанционно – на выбор родителей.

Чтобы изменить ситуацию в целом, нужно широко информировать людей по вопросам ВИЧ и СПИД. Пока люди очень плохо представляют себе, насколько трудно заразиться ВИЧ в бытовых условиях от ребенка или взрослого, принимающего антиретровирусную терапию. При этом уровень вирусной нагрузки в крови инфицированного человека снижается до неопределяемого. Ни одного случая передачи вируса от ребенка к ребенку в мире не известно. Даже если дети будут драться и кусаться, больной не заразит здорового: во-первых, вирус должен попасть не куда-нибудь, а в кровоток (не просто на запекшуюся царапину), на воздухе вирус не живет. Во-вторых, при терапии вируса скорее всего не будет ни одного не то что в капле, а в целом литре крови ВИЧ-положительного ребенка.

Чтобы победить эпидемию, нужно формировать толерантное отношение к людям, живущим с ВИЧ, причем не только к детям, но и к взрослым. Если человек может быть инфицирован и не идет на обследование, он может заразить до 50 человек, – это маленькая ядерная бомба. А если он не боится стигматизации, сдаст анализы, встанет на учет и будет лечиться – он больше никого не заразит, а это и для налогоплательщиков легче – ведь лечение полностью оплачивается государством.

В школах и других учреждениях проходит много просветительских программ по проблеме ВИЧ, но если копнуть глубже – знания поверхностные даже у тренеров. В ход идут схематические картинки, показывающие работу иммунной системы, выступления подростков с ВИЧ и затронутых эпидемией детей (чьи родственники или друзья инфицированы).

О чем рассказывают подростки с ВИЧ

Подростки также выделили как особенность своей жизни ограничения по выбору профессии: ВИЧ-положительному человеку нельзя стать хирургом или военным. Впрочем, по российскому законодательству носители вируса не могут быть только донорами и служить в армии.

Как вывести девочку-изгоя из дальнего угла столовой?

Есть в Крыму и опыт, когда ребенка интегрировали в массовую школу, не скрывая диагноз. Всем заранее пояснили, что рисков нет и бояться нечего.

Смотрите также:

Если у вас возник такой вопрос, постарайтесь не паниковать и спокойно выяснить, от кого именно и каким образом пришла информация. Возможно, это просто слухи. Но предположим, что информация о диагнозе подтвердилась: что из этого следует?

Многие до сих пор не знают, что благодаря современной терапии уровень вируса в крови можно держать под контролем. Опасности для окружающих люди, живущие с ВИЧ и получающие лечение, не представляют.

Поэтому настойчиво требовать от своих детей прервать контакты с ребенком, который живет с ВИЧ, будет совершенно лишним с медицинской точки зрения. Тем более несправедливо и необоснованно требовать от школьной администрации удалить такого ребенка из класса или больше того — из школы. Такой шаг может негативно отразиться не только на вас и на других взрослых, которые так или иначе будут вовлечены в скандал, но и травмировать детей, ваших в том числе.

Подобная позиция нарушает Конституцию России и определенные законы, в которых сказано: дискриминация, то есть унижение достоинства, и какие-то особые запреты для людей, живущих с ВИЧ, недопустимы. Не существует никаких медицинских показаний к изоляции детей с ВИЧ ради безопасности окружающих.

Что такое ВИЧ и как он передается

ВИЧ — вирус иммунодефицита человека — поражает иммунную систему человека и приводит к возникновению хронического инфекционного заболевания. Если его не лечить, со временем это приведет к СПИДу — синдрому приобретенного иммунодефицита. Тогда организм теряет способность сопротивляться ВИЧ, другим инфекциям и заболеваниям.

ВИЧ может передаваться от человека к человеку только в нескольких случаях:

  1. через кровь (при использовании инфицированных игл, шприцев, растворов для инъекций, донорской крови);
  2. при незащищенных половых контактах;
  3. от матери с ВИЧ ребенку во время беременности, при родах и через грудное молоко.

При этом активность вируса хорошо подавляется в организме человека с помощью препаратов антиретровирусной терапии (АРВТ), которые в России каждому ВИЧ-инфицированному человеку выдаются бесплатно.


Лечение назначает врач, и его нужно проводить всю жизнь. Если человек принимает препараты АРВТ постоянно, то концентрация вируса снижается до неопределяемого уровня. А это значит, что риск передачи ВИЧ другим людям падает до нулевых значений.

Ученые не оставляют попыток найти лекарство от ВИЧ, которое полностью могло бы избавить организм человека от вируса.

Почему ребенок с ВИЧ не опасен для ваших детей

При бытовом общении, совместной учебе или работе люди, живущие с ВИЧ, не опасны для других. Исследователи и медики давно изучают вирус иммунодефицита человека и доказали это. Инфекция не передается:

  1. при рукопожатиях, объятиях и даже поцелуях;
  2. через пот или слезы;
  3. при кашле и чихании, то есть воздушно-капельным путем;
  4. при использовании общей посуды;
  5. через одежду или постельное белье;
  6. при совместном пользовании ванной, туалетом, бассейном;
  7. через укусы животных и насекомых.

Вне человеческого организма вирус погибает через несколько минут на воздухе или в воде. Его концентрация в слюне, поту человека ничтожно мала и неопасна.

Если ваши дети пока еще учатся в младших классах, стоит рассказать им о вирусе в общем, простыми словами. Если вы говорите с подростком, стоит заострить его внимание на способах передачи вируса и объяснить, в каких ситуациях есть риск заражения:

  1. прием инъекционных наркотиков;
  2. сексуальные контакты без презерватива;
  3. маникюр, пирсинг или татуировки у неквалифицированных специалистов, которые работают без соблюдения санитарно-эпидемиологических норм;
  4. использование чужих предметов личной гигиены (бритвы, зубной щетки).

Вирус не передается через животных и укусы насекомых. Он может размножаться только в организме человека. Когда комар кусает человека, он впрыскивает под кожу не кровь предыдущей жертвы, а свою слюну, в которой ВИЧ не сохраняется.

А если человек с ВИЧ порежется или у него пойдет кровь из носа?

Этот вопрос часто волнует родителей. Тут важно не забывать несколько простых вещей.

Здоровая кожа — наша естественная защита от любых вирусов, в том числе от ВИЧ. На ней могут быть порезы и ранки, однако при соблюдении универсальных правил гигиены и безопасности риск заражения сводится к нулю.

Например, если кровь ВИЧ-инфицированного человека (и вообще любого!) попала на кожу вашего ребенка, нужно научить его промыть это место большим количеством воды с мылом. Тереть это место не надо. Если кровь попала в глаза, нос или рот, действия те же — только не нужно использовать мыло.

Вирус иммунодефицита человека разрушается при высыхании, нагревании, при обработке антисептическими и дезинфицирующими средствами (в том числе спиртом и йодом).

Если на коже, куда попала чужая кровь, есть царапины или порезы, их нужно обработать антисептиком, дезинфицирующим средством (в том числе йодом или спиртом), наложить лейкопластырь. Ваш ребенок останется под защитой — меры безопасности в школе соблюдают учителя, медработники. Учите его действовать по такому алгоритму в любых подобных ситуациях.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

МБОУ СОШ № 135

г.Новосибирска Кировского района

Классный час

hello_html_m450edb3d.jpg

Педагог - психолог Анисимова О.С

г.Новосибирск 2017г.

Классный час на тему « Что нужно знать о ВИЧ/СПИДе

познакомить учащихся с проблемами СПИДа за рубежом и в нашей стране;

дать наиболее полное представление об иммунной системе человека;

дать элементарные представления о передаче ВИЧ-инфекции;

познакомить с профилактикой этого заболевания.

1 декабря – Всемирный день борьбы со СПИДом. Этот день приобрел статус ежегодного события в большинстве стран мира. Впервые он провозглашён Всемирной организацией здравоохранения в 1988 году, с 1996 года проводится Объединённой Программой ООН по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС). Целью Всемирного дня борьбы со СПИДом является повышение осведомлённости о ВИЧ/СПИДе и демонстрация международной солидарности перед лицом эпидемии. Этот день служит укреплению организованных усилий по борьбе с пандемией ВИЧ-инфекции и направлен на укрепление общественной поддержки программ профилактики ВИЧ-инфекции.

СПИД - синдром приобретенного иммунодефицита.

Синдром - потому что существует большое количество признаков, симптомов, осложнений, связанных с заболеванием.

Приобретенный - заболевание не обусловлено генетической предрасположенностью, а приобретается специфическим образом.

Иммунодефицит - иммунная система подавляется и теряет способность сопротивляться инфекциям.

Таким образом, СПИД - не болезнь в собственном смысле этого слова, он лишь создает условия для других инфекционных заболеваний.

hello_html_m53404e15.jpg

СПИД является заразным заболеванием. СПИД – последняя (терминальная) стадия ВИЧ – инфекции. Вирус, попадая в другой организм, заражает его.

Кто такие вирусы?

Мельчайшие и вездесущие, лежащие на грани живого и неживого вирусы (от лат Virus – “яд”) иногда выделяют в отдельное царство Vira. По поводу их происхождения существует немало гипотез. Одни учёные считают, что вирусы – потомки бактерий. Структура, их упростилась в результате приспособления к паразитическому существованию. Другие предполагают, что далёкими предками вирусов были клеточные органоиды – митохондрии, хлоропласты и т. д. Наконец, третьи склонны рассматривать вирусы как часть генома – суммы всех генов нормального организма. Вирусы представляют неклеточную форму жизни. Они состоят из небольшого количества ДНК или РНК, заключенного в белковую оболочку. Вне клеток живых организмов вирусы жить не могут, поэтому, попадая во внешнюю среду, они переходят в кристаллическое состояние.

Однако каким бы ни был эволюционный путь вирусов, его результат оказался весьма впечатляющим: появились удивительно совершенные, чрезвычайно рационально устроенные суперпаразиты, которые “разбойничают” на внутриклеточном, генетическом уровне.

Открыт вирус русским ученым Ивановским Д. И. в 1892 году. Это был вирус табачной мозаики.

hello_html_2550ad21.jpg

Схема проникновения вирусов в клетку путем рецепторного эндоцитоза (вверху) и через плазматическую мембрану клетки (внизу)

Все вирусы имеют два “лица”, т. е. существуют в двух формах. В форме покоящейся, или внеклеточной, - это вирионы – частицы, в состав которых обязательно входят нуклеиновая кислота (1 или 2 нити ДНК или РНК) и защищающая её белковая оболочка. Так устроены только простые вирусы.

У сложных вирусов вирион помимо этого минимального набора может содержать другие белки.

ВИЧ относится к группе ретровирусов. В состав этого вируса входят две нити РНК и фермент ревертаза, способный осуществлять обратную транскрипцию, т. е. передачу генетической информации от РНК к ДНК. ВИЧ обладает уникальной изменчивостью, которая в 5 раз превышает изменчивость вируса гриппа и в 100 раз выше, чем у вируса гепатита В. Инфекция начинается на клеточном уровне, когда вирус поражает Т-лимфоциты

Вся информация об устройстве вириона записана в нуклеиновой кислоте. ДНК может быть линейной или кольцевой. РНК чаще всего линейная, зато у некоторых вирусов она лежит в частице не одной длинной молекулой, а в виде набора кусочков – фрагментов. Каждый кусочек несёт свою часть генетической программы вируса. Количество наследственной информации у разных видов вирусов сильно отличается: от 3 генов до 200.

Проникновению вируса в цитоплазму клетки предшествует связывание его с особым белком – рецептором, находящимся на поверхности клетки. Специальный белок вируса “узнает” соответствующий рецептор на поверхности клетки. Участок поверхности клетки, к которому присоединился вирус, погружается в цитоплазму и превращается в вакуоль. Вакуоль, стенка которой состоит из цитоплазматической мембраны, может сливаться с другими вакуолями или ядром. Так вирус доставляется в любой участок клетки. У вирусов бактерий путь проникновения в клетку другой. Бактериофаг вводит полый стержень в клетку и выталкивает через него ДНК или РНК.

Однозначны ли понятия ВИЧ и СПИД?

ВИЧ (Вирус Иммунодефицита Человека) – это вирус, который передаётся от человека к человеку определёнными путями и вызывает нарушение функций или разрушение иммунной системы организма человека.

ВИЧ – инфекция – это заболевание, возникающее при проникновении в организм человека вируса иммунодефицита.

СПИД – это сокращение от Синдрома Приобретённого Иммунного Дефицита. Это последняя (терминальная) стадия ВИЧ – инфекции.

hello_html_31ca16db.jpg

Вирус иммунодефицита может попасть в организм человека только :

1. При незащищённом половом контакте с ВИЧ-инфицированным или больным СПИДом.

2. При попадании крови ВИЧ-инфицированного или больного СПИДом в организм здорового человека.

3. От ВИЧ-инфицированной или больной СПИДом матери – ребёнку. Это может произойти во время беременности, родов и кормления материнским молоком.

4. ВИЧ распространяется при половых контактах (как гомо-, так и гетеросексуальных).

5. При переливании донорской крови.

6. При использовании плохо простерилизованных медицинских инструментов.

Считается, что через воздух, воду, пищу, укусы насекомых ВИЧ не передается.

hello_html_m743fbe.jpg

СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита) является поздней стадией ВИЧ-инфекции (вируса иммунодефицита человека). Через несколько недель после заражения ВИЧ иногда повышается температура, увеличиваются лимфатические узлы, появляются красные пятна на коже. Но такие признаки бывают не всегда, а если появляются, то быстро исчезают. Через несколько месяцев или лет снижается иммунитет. ВИЧ поражает главные клетки иммунной системы — лимфоциты. В результате СПИД проявляется в виде опухолей, либо инфекций. Через 3-10 лет после заражения человек может умереть.

Наиболее подвержены риску заражения : наркоманы и люди, которые ведут беспорядочную половую жизнь, т. е. часто меняющие половых партнеров с незащищенным сексом.

Что такое тест на ВИЧ?

Поставить диагноз ВИЧ-инфекции может только врач на основании клинических данных и положительного лабораторного исследования крови на вирус иммунодефицита.

Уже через 5 дней после заражения в крови появляются специфические антитела против вируса ВИЧ, которые можно обнаружить. Эта реакция проявляется наиболее ярко между второй и седьмой неделями.

Человек сдает кровь из вены, её отвозят на станцию переливания крови (там есть лаборатория СПИДа). Сам тест очень сложный, но длится всего несколько минут. Тестом определяется в крови человека наличие специфических белков (антител) на присутствие в организме вируса СПИДа. Результат теста может быть положительным (если такие антитела присутствуют) или отрицательным (если таких антител нет). Положительный результат теста свидетельствует о том, что человек болен.

Что такое период “окна”?

Период “окна” (инкубационный период) – время от момента заражения до появления первых симптомов заболевания или до появления лабораторных признаков заболевания (защитных белков в крови). Длится этот период от 2-3 недель до 6-12 месяцев (в среднем 3 месяца).

Вирус может находиться в организме десять и более лет, прежде чем человек почувствует какие-либо симптомы заболевания. В течение этого периода человек может выглядеть и чувствовать себя абсолютно здоровым, но при этом может передать этот вирус другим.

- можно получить ВИЧ, даже не подозревая этого;

- можно передать ВИЧ другим, не зная об этом.

Инфицирование ВИЧ ещё не означает заболевание СПИДом . У большинства зараженных людей в течение 3-5 лет, а у многих даже до 12 лет протекает стадия бессимптомного вирусоносительства, во время которой носитель опасен, т. к. может заразить других.

У многих зараженных развивается “симптомокомплекс, родственный СПИДу” (ARC - AIDS - related comlpex), который проявляется увеличением лимфоузлов, поносом, лихорадкой, ночным потом, стоматитом, целым рядом инфекций (грибки, герпес). Чем дальше длится этот симптомокомплекс, тем больше риск развития активной формы СПИДа.

Проявления СПИДа разнообразны: поражение центральной нервной системы (вплоть до хронического менингита и слабоумия), а также лейкозы и образование опухолей.

Всегда ли у ВИЧ-инфицированного развивается СПИД?

Однозначно, всегда. Если человек инфицирован, это ещё не значит, что у него сразу разовьётся СПИД, но разовьётся обязательно. Вирус может находиться в организме до 10 лет и более, он постепенно разрушает иммунную систему, и, в конце концов, она становится такой слабой, что у человека появляются серьёзные проблемы со здоровьем.

hello_html_m3afbedd9.jpg

Опасаться общения с людьми , больными СПИДом, не стоит.

- ВИЧ-инфекция не передаётся в быту.

- Невозможно заразиться, пользуясь с ВИЧ – инфицированными общей посудой, туалетом, плавая с ними в одном бассейне, здороваясь и обнимаясь.

ВИЧ может жить только в организме человека, так как вирус способен взаимодействовать только с клетками человека, в которых присутствуют специфические белки, не свойственные для животных.

hello_html_6fc73d2a.jpg

Предупредить заражение ВИЧ при половом контакте можно если:

У Вас будет постоянный половой партнёр;

Вы будете пользоваться презервативом (презерватив обязательно должен покупаться в аптеках и стоить он должен не менее 10 рублей за штуку, а не за пачку).

Эпидемия ВИЧ впервые возникла в начале 70-х гг. XX в. , а вирус был обнаружен в 1985 г. (по другим источникам в1983 году). К 2005 г. в мире умерло от СПИДа около 20 млн человек, а заражены ВИЧ около 40 млн жителей планеты.

СПИД впервые был обнаружен в США в 1981 году. В 1981 г. среди группы жителей Сан-Франциско (США) были обнаружены люди, больные странными и редкими формами воспаления лёгких и различных опухолей. Заболевание заканчивалось смертью. Как выяснилось, у этих больных был резко ослаблен иммунитет (защитные свойства) организма. Людей начали убивать самые разнообразные микробы, в обычных условиях вызывающие лишь лёгкое недомогание. Болезнь назвали СПИДом (синдромом приобретённого иммунодефицита).

Уже в 1983 году был выделен вирус, ныне известный как вирус

иммунодефицита человека или ВИЧ. Честь открытия принадлежит Люку Монтанье (Франция) и Роберту Галло (США). Методы анализа крови для обнаружения ВИЧ (по наличию антител к нему) были разработаны в 1985 году.

Постепенно эпидемия новой болезни распространилась по всему миру. Возбудители болезни — вирусы — были одновременно открыты биологами Монтанье во Франции и Галло в США в 1983 г. Позднее вирусы СПИДа человека и похожие на них были обнаружены у четырёх видов обезьян. Для человека опасны вирусы шимпанзе (СПИД-1) и дымчатого мангобея (СПИД-2).

Существуют ли какие-либо способы лечения ВИЧ-инфекции?

До сих пор медицина не может найти лекарство против СПИДа. Существующие средства могут только поддержать здоровье и замедлить течение болезни, но не прекратить её совсем. Создание же вакцин против СПИДа — дело, по-видимому, столь же сложное, как и создание вакцин против гриппа, ввиду большой изменчивости вируса. ВИЧ обладает уникальной изменчивостью, которая в 5 раз превышает изменчивость вируса гриппа и в 100 раз выше, чем у вируса гепатита В.

Лечение пока малоэффективно (основной препарат — азидотимидин).

Поскольку надежных лекарственных препаратов для лечения СПИДа до сих пор нет, смертельный исход для всех этих людей практически предопределен.

В рамках реализации “Приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения” на профилактику и борьбу с ВИЧ/СПИДом выделено 3,1 млрд. рублей. Деньги будут направлены на профилактику и лечение ВИЧ – инфицированных.

hello_html_m4361f5ad.jpg

Основные меры профилактики.

Зная основные пути передачи ВИЧ – инфекции, человек должен:

- соблюдать правила личной гигиены: использовать индивидуальную зубную щетку, бритву, маникюрные принадлежности и т.п.

- не пробовать и не прикасаться к наркотическим веществам: даже однократное введение наркотика может привести к заражению вирусом иммунодефицита человека;

- при прокалывании ушей пользоваться исключительно стерильными инструментами;

- избегать вступления в ранние половые отношения, так как это может привести к заражению ВИЧ, венерическим болезням и нежелательной беременности.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Цели: дать знания и помочь школьникам четко определить свои нравственные принципы по отношению к обсуждаемой проблеме; сформировать убеждение в необходимости избегать форм поведения, связанных с неоправданным риском для здоровья и жизни. Акцентировать внимание учащихся на том, что ответственное поведени е - единственный способ защиты от заражения ВИЧ.

Форма проведения: практикум

Класс делится на 2 группы. Каждая группа работает над заданиями, которые дает учитель.

1. Вступительное слово учителя.

В 1988 году ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) приняла решение - Всемирный день борьбы со СПИДом будет отмечаться ежегодно 1 декабря. В этот день необходимо довести до всеобщего сведения главную идею, что самая дешевая и эффективная мера борьбы с этой болезнью - санитарное просвещение и информирование населения. За 11 лет обучения в школе вы уже много узнали о ВИЧ-инфекции и СПИДе. Давайте вспомним, что вы знаете об этих заболеваниях?

Учитель зачитывает вопрос и просит ребят на него ответить, используя свои записи. Если есть необходимость, то учитель дополняет их ответы. Во время опроса идет показ слайдов.

1. Что такое СПИД? (слайд 4)

-СПИД - синдром приобретенного иммунодефицита.

Синдром - потому что существует большое количество признаков, симптомов, осложнений, связанных с заболеванием.

Приобретенный - заболевание не обусловлено генетической предрасположенностью, а приобретается специфическим образом.

Иммунодефицит - иммунная система подавляется и теряет способность сопротивляться инфекциям.

Таким образом, СПИД - не болезнь в собственном смысле этого слова, он лишь создает условия для других инфекционных заболеваний.

2. Однозначны ли понятия ВИЧ и СПИД?

ВИЧ (Вирус Иммунодефицита Человека) – это вирус, который передаётся от человека к человеку определёнными путями и вызывает нарушение функций или разрушение иммунной системы организма человека.

ВИЧ – инфекция – это заболевание, возникающее при проникновении в организм человека вируса иммунодефицита.

СПИД – это сокращение от Синдрома Приобретённого Иммунного Дефицита. Это последняя (терминальная) стадия ВИЧ – инфекции.

3. Как передаётся ВИЧ – инфекция? (слайд 5)

Вирус иммунодефицита может попасть в организм человека только:

1. При незащищённом половом контакте с ВИЧ-инфицированным или больным СПИДом.

2. При попадании крови ВИЧ-инфицированного или больного СПИДом в организм здорового человека.

3. От ВИЧ-инфицированной или больной СПИДом матери – ребёнку. Это может произойти во время беременности, родов и кормления материнским молоком.

4. ВИЧ распространяется при половых контактах (как гомо-, так и гетеросексуальных).

5. При переливании донорской крови.

6. При использовании плохо простерилизованных медицинских инструментов.

Считается, что через воздух, воду, пищу, укусы насекомых ВИЧ не передается.

4. Как ВИЧ переходит в стадию СПИДа? (слайд 6)

СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита) является поздней стадией ВИЧ-инфекции (вируса иммунодефицита человека). Через несколько недель после заражения ВИЧ иногда повышается температура, увеличиваются лимфатические узлы, появляются красные пятна на коже. Но такие признаки бывают не всегда, а если появляются, то быстро исчезают. Через несколько месяцев или лет снижается иммунитет. ВИЧ поражает главные клетки иммунной системы — лимфоциты. В результате СПИД проявляется в виде опухолей, либо инфекций. Через 3-10 лет после заражения человек может умереть.

5. Может ли единичный контакт привести к заражению?

Да, может. Если это будет не защищенный половой контакт или, это будет инъекция нестерильным шприцом, т. е. шприцом, которым пользовался ВИЧ – инфицированный или больной СПИДом.

6. Какие группы населения наиболее подвержены риску заражения? (слайд 7)

Наиболее подвержены риску заражения: наркоманы и люди, которые ведут беспорядочную половую жизнь, т. е. часто меняющие половых партнеров с незащищенным сексом.

7. Через какое время человек может определить, инфицирован он или нет?

У каждого человека проявление болезни может происходить по разному: от 2-3 недель до 6-12 месяцев (в среднем – через 3 месяца).

8. Можно ли по внешнему виду определить, заражен человек ВИЧ или нет?

Вирус может находиться в организме десять и более лет, прежде чем человек почувствует какие-либо симптомы заболевания. В течение этого периода человек может выглядеть и чувствовать себя абсолютно здоровым, но при этом может передать этот вирус другим.

- можно получить ВИЧ, даже не подозревая этого;

- можно передать ВИЧ другим, не зная об этом.

9. Всегда ли у ВИЧ-инфицированного развивается СПИД?

Однозначно, всегда. Если человек инфицирован, это ещё не значит, что у него сразу разовьётся СПИД, но разовьётся обязательно. Вирус может находиться в организме до 10 лет и более, он постепенно разрушает иммунную систему, и, в конце концов, она становится такой слабой, что у человека появляются серьёзные проблемы со здоровьем.

10. Следует ли опасаться общения в быту с людьми, заражёнными СПИДом? (слайд 8)

Опасаться общения с людьми , больными СПИДом, не стоит.

- ВИЧ-инфекция не передаётся в быту.

- Невозможно заразиться, пользуясь с ВИЧ – инфицированными общей посудой, туалетом, плавая с ними в одном бассейне, здороваясь и обнимаясь.

11. Почему ВИЧ может жить только в организме человека?

ВИЧ может жить только в организме человека, так как вирус способен взаимодействовать только с клетками человека, в которых присутствуют специфические белки, не свойственные для животных.

12. Можно ли предупредить заражение ВИЧ при половом контакте? (слайд 9)

Предупредить заражение ВИЧ при половом контакте можно если:

У Вас будет постоянный половой партнёр;

Вы будете пользоваться презервативом (презерватив обязательно должен покупаться в аптеках).

13. Существуют ли какие-либо способы лечения ВИЧ-инфекции?

До сих пор медицина не может найти лекарство против СПИДа. Существующие средства могут только поддержать здоровье и замедлить течение болезни, но не прекратить её совсем. Создание же вакцин против СПИДа — дело, по-видимому, столь же сложное, как и создание вакцин против гриппа, ввиду большой изменчивости вируса. ВИЧ обладает уникальной изменчивостью, которая в 5 раз превышает изменчивость вируса гриппа и в 100 раз выше, чем у вируса гепатита В.

Лечение пока малоэффективно. Поскольку надежных лекарственных препаратов для лечения СПИДа до сих пор нет, смертельный исход для всех этих людей практически предопределен.

14. В чём состоит сложность лечения ВИЧ-инфекции?

АнтиСпид-препараты воздействуют на определенные ферменты вируса, в связи, с чем прекращается его размножение. К сожалению, полностью излечить больного с помощью лекарства пока невозможно. Дело в том, что вирус СПИДа встраивается в геном клетки различных органов и его оттуда не вытащить. С помощью препаратов можно добиться того, чтобы вирус исчез из крови. Свободных частиц нет, он не заражает новые клетки, но все равно сохраняется в организме; и как только прием препарата прекращается, вновь появляется в крови.

2. Решение ситуационных задач. Учитель каждой группе раздает карточки с заданием. Учащиеся должны мотивировать свой ответ.

1) Вы узнали, что ваш самый близкий друг инфицирован ВИЧ. Ваши действия?

2) Парень, с которым девушка знакома 1-2 месяца, настаивает на половых отношениях. Что вы им посоветуете?

3) На дне рождения вам предлагают попробовать наркотики. Ваши действия.

4) Ваши друзья предложили вам сделать дома тату. Ваши действия?

1. ВИЧ – инфицированных людей следует изолировать.

2. ВИЧ – инфицированным нельзя учиться в школе.

3. ВИЧ заражаются только безответственные люди.

4. ВИЧ- инфицированные люди не могут работать врачами, педагогами, военными. (Высказывают свои мнения).

4. Работа в малых группах

Ребята разделились на группы. Каждая группа получает задание.

1 группа: медицинские проблемы, вызванные эпидемией ВИЧ/СПИДа;

2 группа: экономические проблемы, вызванные эпидемией ВИЧ/СПИДа;

Затем учитель предлагает каждой группе конкретную ситуацию, где они должны выяснить какие проблемы порождает данная ситуация.

1 группа: Виталий всегда был трудным ребенком: рано начал курить, в 15 лет попробовал наркотики, а к 18 годам стал закоренелым наркоманом. Недавно Виталий узнал, что он болен СПИДом. Какие проблемы порождает данная ситуация?

2 группа: Максиму 23 года. Он ВИЧ-инфицирован. Когда ему было 18 лет, на одной из вечеринок у друзей он вступил в половую связь с малознакомой девушкой. Через некоторое время, проходя медкомиссию, он узнал, что ВИЧ-инфицирован. Сейчас Максим встретил девушку, которую полюбил и хотел бы на ней жениться. Какие проблемы порождает данная ситуация?

Верно, или Неверно
1. Опасно обнимать человека, больного СПИДом?
2. Заразиться ВИЧ можно, пользуясь общественным туалетом?
3. Люди, которые делают себе внутривенные инъекции, не должны пользоваться играми и шприцами других людей.
4. Нельзя заразиться вирусом иммунодефицита человека, кусая один и тот же бутерброд или, когда пьешь из одного стакана с человеком, больным СПИДом?
5. Можно заразиться ВИЧ, если имел только один сексуальный контакт без использования презерватива.
6. ВИЧ можно заразиться, если больной ВИЧ или СПИДом чихает или кашляет на тебя.
7. СПИ Д- конечная стадия инфекции, вызывающейся ВИЧ.
8. Положительный результат теста на ВИЧ означает, что человек болен СПИДом.
9. ВИЧ поражает красные кровяные тельца.
10. ВИЧ передается через все жидкие выделения человеческого организма.
11. ВИЧ передается только тремя путями: - через кровь
- половым путем
- от матери к ребенку во время внутриутробного развития и кормления грудью.
12. Многие симптомы СПИДа напоминают симптомы других заболеваний.
13. Одна из проблем, связанных с ВИЧ/СПИДом, состоит в том, что между заражением ВИЧ и моментом проявления заболевания могут пройти годы.

Ученики отвечают на вопросы.

Верные ответы :

1. Неверно. Нельзя заразиться, касаясь того, кто болен СПИДом, если при этом не контактировать с его кровью.
2. Неверно. Заразиться можно только при контакте с кровью, спермой или влагалищными секрециям больного.
3. Верно. В противном случае вы рискуете заразиться ВИЧ.
4. Верно. Еще не было ни одного случая, чтобы кто-нибудь заразился таким способом.
5. Верно. Чтобы заразиться ВИЧ, человеку достаточно подвергнуться риску всего лишь один раз.
6. Неверно. ВИЧ не передается воздушно-капельным путем.
7. Верно. СПИД - конечная стадия ВИЧ- инфекции.
8. Неверно. Положительный результат теста на ВИЧ означает лишь то, что человек инфицирован, это не значит, что человек болен СПИДом, хотя при этом человек может передавать вирус другим людям.
9. Неверно. ВИЧ поражает белые кровяные тельца, так называемые лимфоциты-помощники.
10. Неверно. Вирус может быть обнаружен во всех видах жидкости организма, но передается только через кровь, влагалищные секреции, сперму, грудное молоко.
11. Верно.
12. Верно.
13. Верно. Может пройти 10-12 лет со времени инфицирования ВИЧ, прежде чем у человека появятся явные симптомы СПИДа.

Читайте также: