В самолетах заражают вирусом бортпроводники

Обновлено: 19.04.2024


Коронавирус распространился по всему миру, поэтому компании, связанные с туризмом, испытывают серьезные проблемы. Это связано с закрытием границ и другими ситуациями.

11 марта президент США Дональд Трамп объявил, что с пятницы неамериканским гражданам, выезжающим из Европы, будет запрещен въезд в Соединенные Штаты на ближайшие 30 дней. Ожидается, что из-за коронавируса туристическая индустрия США потеряет больше доходов, чем после 11 сентября.

Центр по контролю заболеваний сообщил, что большинство вирусов и микробов не распространяются на самолетах, но россияне и граждане других стран особенно осторожно относятся к полетам. Но стюардессы легко развеивают некоторые мифы, которые касаются гриппа и вирусов. Их интересное и правдивое мнение ломает стереотипы.


Как ведут себя люди в самолетах?

Распространение коронавируса привело к тому, что туристы стараются быть как можно более бдительными в отношении гигиены. Стюардессы утверждают, что пассажиры постоянно носят с собой влажные салфетки, которыми вытирают все поверхности рядом с сидением. Они уверяют, что после таких полетов не приходится даже заниматься уборкой, так как с этой работой прекрасно справляются сами пассажиры.

Многие авиакомпании внедрили дополнительные услуги по уборке в перерывах между рейсами или в конце рабочего дня. Во время такой работы используются сертифицированные дезинфицирующие средства, специально выпущенные для самолетов. Особенно много внимания уделяется оборудованию, которое используется для приготовления и разогрева продуктов питания.

Существует миф, что воздух в кабине циркулирует, но на самом деле это не так. Воздух внутри кабины фильтруется и поступает снаружи. Когда вы находитесь на борту, вы совсем не вдыхаете один и тот же воздух снова и снова.


Работа стюардесс не изменилась после вспышки коронавируса

Для стюардесс работа после появления коронавируса ничем не отличается от деятельности во время любого сезонного гриппа. Они только немного более обеспокоены, а также вынуждены пользоваться разными усиленными мерами защиты. Люди иногда болеют и предпочитают летать, несмотря ни на что, так как менять рейс очень сложно и дорого.

Многие авиакомпании в настоящее время предлагают отказаться от платы за изменения для пассажиров, желающих перенести свое путешествие.

Как коронавирус влияет на нормы перелетов

Сейчас пассажиры усиленно относятся к гигиене. Раньше стюардессы замечали, что люди ходили по салону босиком, а также не мыли руки после посещения туалета. Но теперь они стали более щепетильными и ответственными.

Изменилось даже отношение людей к работникам авиакомпаний, так как они стали более любезными и спокойными. Они надеются, что повышенное внимание к личной гигиене и сопереживание смогут предотвратить кризис.

Люди, которые на самом деле не больны, обычно не принимают этих мер предосторожности, когда они путешествуют. Они вытирают свое сиденье, подлокотники, ремень безопасности и стол для подноса, а также регулярно моют руки после использования туалета.


Как эпидемия влияет на работу представителей туристического бизнеса?

Авиакомпании наблюдают существенное падение количества забронированных и купленных билетов. Это приводит к снижению доходов данных организаций. Прибыль падает у отелей, гостиниц и железнодорожных компаний.

В результате почти все крупные перевозчики сокращают количество рейсов. У некоторых компаний доходы сократились до 70%, поэтому они находятся на грани банкротства. Сокращение рейсов приводит к сокращению рабочего времени сотрудников.

В некоторых компаниях вовсе происходит сокращение штата работников. Люди теряют крупные доходы или места работы, что считается неприятной и вовсе критической ситуацией. Обычно страдают стюардессы с небольшим стажем работы, но и у них могут иметься маленькие дети, нуждающиеся в финансовом обеспечении.

Как бортпроводники справляются с пандемией?

Стюарды и стюардессы постоянно сталкиваются со стрессовыми ситуациями. Если они будут слишком сильно реагировать на какие-либо необычные явления, то это приведет только к панике и неуправляемым ситуациям. Во время полета может произойти все что угодно, поэтому работники авиакомпаний спокойно относятся к пандемии коронавируса.

Стюардессы волнуются не только о вирусах, но и о множестве других проблем, которые часто возникают во время перелетов. Особенно они опасаются, что их заставят сидеть на карантине в другой стране, поэтому они не смогут вернуться домой.

Стюардессы рекомендуют людям отказаться от перелетов, если они действительно плохо себя чувствуют. Лучше позаботиться о своем здоровье, обратиться к врачу и остаться дома на карантине. Такое отношение позволит защититься от опасного вируса, а также предотвратить распространение гриппа.


Что делать при возникновении симптомов?

Если человек планирует перелет, но накануне полета у него появляются симптомы коронавируса, представленные повышенной температурой, кашлем и затрудненным дыханием, то желательно отказаться от перелета, а также срочно обратиться к врачу. Желательно позвонить в скорую помощь, чтобы специалисты приехали домой к человеку. Это позволит предотвратить распространение коронавируса.

Врачи смогут оперативно воспользоваться подходящими лекарственными препаратами, чтобы предотвратить серьезные последствия гриппа. Перед посадкой на самолет люди все равно проходят обследование, поэтому если у них будет высокая температура, то они не смогут совершить авиаперелет.

Заключение

Пандемия коронавируса негативно сказывается на доходах организаций, относящихся к туристическому бизнесу. Это же относится и к авиакомпаниям, которые вынуждены сокращать количество рейсов и увольнять работников с невысоким стажем.

Хотя люди становятся более ответственными, все равно рекомендуется отказаться от перелетов при плохом самочувствии, а также оперативно обратиться к лечащему врачу.

Авиация и вирус


В марте-апреле большинство стран, в том числе Россия, закрыли государственные границы и почти полностью прекратили международные пассажирские авиаперевозки. Остались только внутренние, но и по стране люди стали летать реже.

Как рассказал пилот бизнес-авиации Антон, несмотря на общую картину, во время пандемии спрос на его услуги не снизился. Напротив — в середине апреля он резко вырос: бизнес-самолеты заказывали не успевшие пересечь границу россияне. Они покупали места целыми семьями.

— На частные самолеты запреты не распространяются. Есть определенные рекомендации и правила. Мы же не выполняем регулярные полеты, все полеты в деловой авиации разовые. У каждого частного лайнера есть постоянный летный состав — бортпроводники, пилоты. Мы работаем в прежнем режиме. Готовы в любой момент вылететь. Дезинфекцию мы проходим перед каждым полетом. Это обязательная процедура. Страх есть, но мы стараемся соблюдать личную гигиену. У нас с собой запас масок, антисептиков, перчаток, — пояснил он.

По словам Антона, летать в почти пустом небе стало неспокойно.

самолет


— Особенно странно видеть огромные пустые аэропорты типа Стамбула, где из нескольких взлетных полос открыта всего одна. Остальные не задействованы, под завязку забиты самолетами, которые плотно стоят фюзеляж к фюзеляжу. Не по себе в этот момент. Будто апокалипсис случился. В аэропортах пусто, все магазины, кафе закрыты, людей нет, — поделился летчик.

Виталий Добрынин уже полгода работает во вьетнамской VietJet Air вторым пилотом на Airbus A320/321. По его словам, в штате очень много летчиков из России, но в целом команда интернациональная — есть испанцы, итальянцы, парагвайцы, бразильцы, канадцы.

Иностранные пилоты, покинувшие Вьетнам, по его словам, сейчас не могут вернуться обратно из-за ограничительных мер, введенных в разных странах в связи с коронавирусом. В самом Вьетнаме с начала мая возобновились внутренние рейсы, до этого на месяц полностью остановленные, и появилась работа.

Социальная дистанция

Социальная дистанция

Раздача бесплатной еды в городе Ченнаи. Гуманитарная миссия осуществляется силами центральной резервной полиции Индии, в очереди царит жесткая дисциплина

Социальная дистанция

Экспериментальная концепция эпохи коронавируса в ресторане Eten в Амстердаме. Посетителям предлагают вегетарианский ужин из четырех блюд с видом на один из каналов голландской столицы. Его можно провести в отдельной теплице (так это строение здесь и называется), куда не проникнет никакой коронавирус. Обязательными элементами формы официантов являются маски и перчатки, а блюда подают на длинной доске, которая позволяет обслужить гостей, не заходя в павильон. Пока посещение ресторана возможно только для компаний, состоящих максимум из трех человек, самоизолировавшихся вместе. И это исключительно члены семей и знакомые сотрудников ресторана, так как для массовых посещений заведения общепита в Нидерландах закрыты как минимум до 19 мая, им разрешено продавать только еду на вынос. После 21 мая ресторан надеется принять больше гостей, и если концепция станет популярной, увеличить площадь павильонов для приема больших компаний

Социальная дистанция

Люди соблюдают все возможные меры предосторожности в очереди за гуманитарной помощью в трущобах Катманду, столицы Непала

Социальная дистанция

Социальная дистанция

В лифте Всемирного торгового центра после снятия двухмесячного карантина и открытия офисов в Коломбо, крупнейшем городе Шри-Ланки

Социальная дистанция

Социальная дистанция

Социальная дистанция

Социальная дистанция


Пилот крупной российской авиакомпании Николай (имя изменено) в начале апреля летал в Армению: все проверки, по его словам, значительно усилили, но в целом всё было нормально.

— Пассажиров не кормили, чтоб свести к минимуму контакт. Единственное — все службы перестраховывались по сто раз, всё фотографировали, и было всё дольше чем обычно. А так ничего необычного. Но всё фоткают: загрузку багажа, подъезд тележек с грузом, заправку — всё подряд. Но в салоне ничего не делали. Обработки внутри никакой не было. Обратно мы летели без пассажиров. Дома нам уже выдали анкеты, которые мы должны были заполнить как приезжающие из-за границы. Потом ко мне приходил участковый врач: надо, мол, пройти двухнедельный карантин.


Работающая стюардессой на частных самолетах Манана рассказала, что сейчас их самолет Gulfstream 5 (до 18 пассажиров) находится на техническом обслуживании у производителя в США. Базируется воздушное судно в Праге, обслуживает частных клиентов для полетов по Европе.

самолет

Она тоже отметила тот факт, что люди, которые летали самолетами магистральных авиакомпаний, сейчас из-за эпидемии начали пользоваться частной авиацией.


Как рассказал бортпроводник Андрей, количество рейсов во время эпидемии сократилось десятикратно.

— Я работаю старшим бортпроводником в крупной авиакомпании, которая выполняет международные и внутренние рейсы. Ситуация с ограничением перевозок привела сначала к закрытию первых, а затем — к снижению общего количества вторых. Пассажиропоток тоже упал, мы летаем в полупустых самолетах, что однозначно невыгодно авиакомпании. Если раньше мы выполняли 250 рейсов в день, половина из которых — международные, то сейчас — около 25. Один рейс в день против 10 прежних.

Он подчеркнул, что зарплата бортпроводника полностью зависит от налета — времени, которое тот проводит в воздухе. Оно ограничивается санитарными нормами — 80 часов в месяц, соответственно уменьшается и зарплата. Но сотрудники работают.


По его словам, за рубежом трудятся сегодня несколько сотен пилотов из России. В основном они работают в азиатских компаниях, в том числе в Китае и Вьетнаме.

— До кризиса в авиаотрасли, связанной с коронавирусом, иностранные авиакомпании переманивали опытных командиров воздушных судов (КВС) из России. Они предлагали существенно большие зарплаты, чем могли себе позволить российские перевозчики, — отметил он.

Военная помощь

ВКС РФ


Также российские военно-транспортные самолеты быстро доставили в Сербию специальное оборудование, специалистов войск радиационной биологической химической защиты и медиков.

Военно-транспортный самолет ВКС России Ил-76 МД на военный аэродром в Сербии

Военно-транспортный самолет ВКС России Ил-76 МД на военный аэродром в Сербии

Китай до сих пор остается потенциальным очагом эпидемии. Но туда тоже летали российская военно-транспортная авиация.


— Наши самолеты в Китае забирали грузы. В частности, перевозили медицинскую продукцию, перевозили даже линию по производству масок, — сказал в беседе с изданием один из участников этих рейсов. — Китайцы нас поразили своей организованностью. Сразу же по прилету нас встречали специальные погрузочные команды в защитной экипировки. К самолетам подгоняли мобильные погрузчики с лентами. Что еще поразило: у китайцев были специальные цифровые терминалы. Они заполняли все документы и тут же при нас распечатывали на терминалах специальные чеки.

По словам собеседника издания, на тот момент в Китае было всего по 20–30 случае заражения в сутки, но китайцы всё равно очень ревностно относились к безопасности.

Пути выхода

Некоторые российские самолеты уже активно используются за рубежом. К примеру, в парках кубинской авиакомпании Cubana и египетской Cairo Aviation есть несколько пассажирских Ту-204. Кроме того, Cubana эксплуатирует и Ил-96.

Sukhoi Superjet 100

Sukhoi Superjet 100


— На нашем самолете таких систем больше, чем на Airbur A320 и Boeing 737. Это, к примеру, система автоматической уборки закрылков, помощь в управлении (посадке, взлете) воздушным судном при отказе одного двигателя, защита от касания хвостов ВВП и многие другие, — отметил он. Летчик добавил, что самолет позволяет совершать пятичасовые перелеты, что при желании позволяет использовать его для полетов не только по России, но и за рубеж.

Кабина самолета Sukhoi Superjet 100

Кабина самолета Sukhoi Superjet 100

— В стандартной модификации его дальность — свыше 3 тыс. км. Большинство эксплуатируемых в настоящее время аналогов имеют худшие показатели. Именно сочетание вместимость-дальность открывает для SSJ100 новые ниши рынка. Самолет SSJ100 соответствует всем современным экологическим требованиям и имеет европейский сертификат типа, что позволяет поставлять его в большинство стран мира. Увеличенный по сравнению с большинством одноклассников диаметр фюзеляжа повышает комфорт для пассажиров. Большинство региональных самолетов конкурентов имеют компоновку кресел в ряду 2+2. У SSJ100 более удобная компоновка 2+3 в экономическом классе и 2+2 — в бизнес-классе, — пояснили в ОАК.


Поддержка отрасли

Авиация попала в список наиболее пострадавших от распространения коронавируса отраслей экономики. Компании получат 23,4 млрд рублей на возмещение убытков — такое постановление утвердило правительство по поручению президента Владимира Путина. Субсидию можно будет потратить на зарплаты персоналу, лизинговые платежи, оплату стоянки воздушных судов, операционную деятельность и содержание имущества. Когда вернется спрос на перелеты, никто не знает, но поддержка позволит перевозчикам продержаться на плаву и сохранить кадры.

Президент поручил предпринять и еще несколько мер, чтобы помочь отрасли. Во-первых, запустить новую программу авиализинга, в рамках которой лизинговым компаниям предоставят государственные гарантии.

— Важно сделать сам механизм субсидирования лизинга более простым и оперативным для перевозчиков и производителей самолетов, в том числе привязать получение субсидии к покупке конкретного борта. Иными словами, деньги должны следовать за самолетом, — уточнил глава государства.


Во-вторых, необходимо подумать, можно ли увеличить программу развития региональной авиации и поддержки прямых перелетов между регионами. Приоритет отдадут маршрутам, по которым курсируют отечественные самолеты.

О некоторых мерах поддержки объявляли раньше — не только для авиационной отрасли, но и других наиболее пострадавших. Это, к примеру, налоговые и кредитные каникулы. Эксперты полагают, что помощь авиакомпаниям еще понадобится, но дальнейшие решения правительство будет принимать исходя из ситуации.


Заранее выставленную галочку о приобретении продукта Роспотребнадзор квалифицирует нарушением прав потребителей

Пересчитать по Гринвичу

самолет


Коронавирус может проникнуть в организм с помощью белка, который раньше не учитывали при поиске лекарств от COVID-19

Представители авиакомпаний и производителей самолетов утверждают, что мощная вентиляция, обеспечивающая до 30 смен воздуха в час, и специальные НЕРА-фильтры гарантируют безопасность пассажиров, даже если на борту окажется носитель коронавируса.

Три сценария


В модели ученых учитываются разница между устройством салонов бизнес- и экономкласса, мощность системы вентиляции самолета, степень вентиляции легких пассажиров, количество квантов, выделяемых одним инфицированным в единицу времени, и многое другое.

Исследователи рассмотрели легкий, средний и тяжелый сценарии распространения COVID-19, которые сопровождаются выделением в салоне соответственно 5, 20 и 100 квантов коронавируса в час. Количество квантов также умножалось на определенный индекс, который отражает одно из трех состояний носителя вируса: дыхание, разговор или громкий разговор. Опасность заражения оценивалась для полетов длительностью два и 12 часов.

Результаты исследования показали, что для пассажиров двухчасового рейса, летящих экономклассом, максимальная вероятность заражения достигает 60,2%. Это означает, что если в салоне летят 75 пассажиров, то заразятся минимум 45 из них. Для сравнения: максимальная вероятность заражения для пассажиров бизнес-класса составит 10,9%. То есть из 50 пассажиров заразятся не более 5–6. После шести часов полета вероятность заразиться существенно возрастает.

салон самолет

На рейсе продолжительностью 12 часов опасность, по мнению ученых из Гринвича, очень высока. Максимальная вероятность заражения для пассажиров экономкласса достигает 99,6%. Для пассажиров бизнес-класса максимальная вероятность заражения составит 50%. То есть из 50 пассажиров заразится половина.

Расчеты ученых подтверждают, что ношение масок на борту снижает опасность подхватить вирус. Например, использование качественных масок с эффективностью 65,6% в течение 12-часового полета снижает риск инфицироваться почти в 10 раз. Также результаты исследования показывают, что одновременное снятие защитных масок пассажирами во время приема пищи может быть очень опасным. По этой причине специалисты рекомендуют кормить людей в полете в разное время.

Согласные и несогласные

Мнения российских специалистов относительно безопасности полетов в период пандемии коронавируса разделились.


В этой статье не учитывается радиус вокруг инфицированного — это тоже серьезный фактор заражения, — считает руководитель лаборатории геномной инженерии МФТИ Павел Волчков. — Но описанная модель, в общем, хорошо описывает распространение микрокапель по салону самолета и объем прокачиваемого через вентиляцию, а также вдыхаемого воздуха. Единственное сомнение вызывает вероятность 63%, на которую одна микрокапля (кванта) повышает вероятность заразиться. Если с такой вероятностью коронавирус действительно инфицирует людей, то выводы из статьи верные.

Однако, по словам эксперта, чтобы это подтвердить, нужно провести дополнительные исследования.

— Фактически эксперимент по данным научным исследованиям проходит каждый день в сотнях самолетов по всему миру. Если бы всё было настолько плохо с заражением коронавирусом даже при использовании мер личной гигиены и безопасности, то мы бы все уже переболели этим вирусом, — отметил Владимир Платонов, доцент кафедры химии Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева.

медработник


Эксперт пояснил, что, помимо НЕРА-фильтров, в самолете каждые две-три минуты обновляют воздух в системе вентиляции. Его берут извне. Если бы эта система работала по циклу в течение 2-, 6- или 12-часового полета, то вероятность заразиться была бы высока. Но в современных реалиях проводится замена воздуха прямо во время полета, что можно назвать решающим фактором для безопасности пассажиров.

По словам ученого, фильтры представляют собой специальные макросистемы, которые конструировались для очистки воздуха от пыли. Но на фильтрацию наноразмерных вирусов они не рассчитаны. Это переплетение различных волокон. За счет определенных физических явлений происходит прикрепление частиц вируса к этим волокнам и их удержание. Но процесс прикрепления частиц вируса специально нигде не исследовался. Частицы садятся на какие-то места, слипаются, агрегируют друг друга, а потом происходит их срыв с волокон. И фильтр не работает.


Кроме того, вентиляция в самолете — это изолированная система. Конечно, производится насыщение воздуха из-за борта, но всё равно некоторое время воздух циркулирует в замкнутом пространстве.

С точки зрения химии всё достоверно, уверен специалист. Но вопрос заражения — это еще и вопрос о том, как работает иммунитет конкретного человека. Кому-то для того, чтобы заболеть, достаточно небольшого количества вируса, а если иммунитет у человека сильный, то он справится и с большим количеством вирусных частиц.


При обработке рта в течение 10 секунд коронавирус теряет способность к размножению, утверждают японские ученые

Выводы данной работы показывают лишь статистическую вероятность заразиться во время полета, причем эта опасность крайне высока лишь в том случае, если поголовно не соблюдается масочный режим на борту. В остальных случаях риск низок, — считает сотрудник научно-клинического отдела МГЦ СПИД и Международного учебно-методического центра вирусологии человека Медицинского института РУДН Елена Белова.

Заключения ученых пессимистичны, хотя сегодня больше свидетельств относительной безопасности полета, полагает заведующий лабораторией анализа показателей здоровья населения и цифровизации здравоохранения МФТИ Станислав Отставнов. Он считает, что в самолете с нормально работающей системой кондиционирования среда более безопасная, чем в замкнутом пространстве маленького душного офиса или в маленьком лифте.

Полностью исключить малейшую возможность заражения фильтр, конечно, не может, признает эксперт. Если зараженный — ближайший сосед, то одной системы фильтрации может оказаться недостаточно.

Согласно проекту Росавиации, пассажиры должны будут носить маски и перчатки в течение всего полета. Бортпроводника можно будет позвать только при острой необходимости, а ходить по салону разрешат только в туалет

Фото: Станислав Красильников / ТАСС

Проект предполагает три этапа. На первом для пассажиров могут ограничить перемещения по салону и вызов бортпроводника. В проекте указывается, что его можно вызвать только в случае возникновения неразрешимой ситуации, влияющей на безопасность полета или состояние здоровья, и при угрозе для жизни.

В Utair сообщили, что поддерживают намерение Росавиации ввести средства индивидуальной защиты для пассажиров в период пандемии. Сейчас компания прорабатывает варианты обеспечения всех рейсов так, чтобы чтобы это не оказало влияния на цену билета.

Фото: Людмила Пахомова и Борис Кавашкин / ТАСС

Минтруд разъяснил, нужно ли отражать премии в трудовых книжках

НДФЛ по-новому: на что компаниям обратить внимание после марта 2022 года

Как разработка хирургических инструментов сделала иммигранта миллиардером

Заложники микроменеджеров: зачем компании массово возвращают людей в офис

Фото: John Moore / Getty Images

Издержки хранения могут достигать 40%: как компании правильно запасаться

Фото: Fred Prouser / Reuters

Культура потребления как в 2015-м: 3 неявных плюса блокировки Instagram*

Фото: Sean Gallup / Getty Images

Удешевление и путь на Восток: как санкции изменят пищевую промышленность

Фото: Junko Kimura / Getty Images

Как Toyota следовала своей философии во времена Великой рецессии

По его словам, пассажиру придется больше платить за билеты с учетом стоимости пустующего места. А на фоне снижения платежеспособности населения рост цен на билеты приведет к тому, что у авиакомпаний будет меньше клиентов.

Фото: Charlie Riedel / AP

Риск заразиться коронавирусом в самолете крайне низкий, даже если салон заполнен пассажирами, следует из данных совместного исследования Министерства обороны США и авиакомпании United Airlines.

Согласно исследованию, если пассажир находится в маске, в среднем лишь 0,003% частиц воздуха в зоне дыхания человека являются заразными, даже когда все кресла заняты. Военные совместно с United Airlines более чем за полгода провели 300 тестов с манекеном, сообщает ABC News со ссылкой на исследование.

Фото:Сергей Чириков / EPA / ТАСС

Манекен снабдили генератором аэрозолей, который позволял воспроизводить кашель. Во время каждого теста высвобождались 180 млн частиц, что эквивалентно количеству, которое образовалось бы, в случае если в салоне находились бы тысячи кашляющих. Специалисты проследили, как частицы перемещаются по салону. Тесты проводились как с маской, так и без нее.

Результаты эксперимента показали, что около 99,99% частиц были отфильтрованы в течение шести минут благодаря быстрой циркуляции воздуха и системе фильтрации в самолете.


Эпоха открытий: как планировать спрос и закупки в условиях неизвестности

Фото: Zuma \ TASS

Переждать не получится: как за два-три года изменится российский бизнес

Фото: Shutterstock

Как Fujifilm обошла конкурентов и прошла десяток кризисов

По каким отраслям экономики России кризис ударит сильнее всего

Фото: Spencer Platt / Getty Images

Повышенные цены и переориентация экспорта. Что ждет российский нефтегаз

Фото: Aleksandar Pasaric / Pexels

Почему России трудно больше продавать в Китае

Согласно исследованию Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), которое приводит телеканал, риск заражения COVID-19 в самолете такой же, что и риск удара молнии. По данным IATA, среди 1,2 млрд пассажиров выявлено только 44 случая потенциальной передачи инфекции в полете. При этом большинство из них произошли в первые дни пандемии, когда ношение масок не было обязательным.

Читайте также: