В школе вирус что делать

Обновлено: 28.03.2024

Когда нам сообщили о подтвержденном случае заболевания коронавирусом у ребенка в классе, где учится моя дочь, первой реакцией была растерянность. Всем контактировавшим с заболевшим – то есть всему классу - надо было сдавать ПЦР на коронавирус. С этого момента и начались проблемы.

Ирина Мишина

Постойте, но как в таком случае узнать, болен ребенок или нет?

В школе сообщили, что данные на заболевшего и всех, кто с ним контактировал, передали в Роспотребнадзор. Все распоряжения должны были поступить оттуда. Именно из Роспотребнадзора должны были передать информацию в районные поликлиники, чтобы те организовали процесс проверки на коронавирус. Но звонка из Роспотребнадзора не было. Никому.

В результате, родители начали действовать сами, минуя те организации, которые официально должны этим заниматься. Кому-то удалось добиться, чтобы врач приехал взять ПЦР на коронавирус на дому, кто-то сам записался после долгих увещеваний. При этом ни в одной из районных поликлиник Москвы (а в нашей школе учатся дети со всего города, она не привязана к месту жительства) - так вот, ни в одной поликлинике, включая ближайшую к нашей школе, никаких данных о заболевших коронавирусом и контактировавших с ним не было!

Вопрос: почему в разгар эпидемии Роспотребнадзор и Минздрав не справляются со своими обязанностями, перекладывая проблемы на плечи школы и родителей? Неужели нельзя наладить эту простую информационную вертикаль? Особенно принимая во внимание громкое заявление главы правительства Михаила Мишустина :

Неужели снова денег не хватило?

В то же время Всемирный банк, оценивая потери от пандемии, приводит сенсационные данные: российские школьники в период пандемии коронавируса потеряли более трети учебного года, что может привести к снижению их заработка, когда они станут взрослыми. Об этом говорится в докладе Всемирного банка "COVID-19 и человеческий капитал".

Так что риски перехода и не перехода на дистанционное обучение примерно равны. Что именно перевесит – покажет кривая заболеваемости ближайших дней.

Понять, что делать, если в классе заболели коронавирусом в 2022 году — помогут требования законодательства. Введение карантинных мероприятий допускается только по четко оговоренным основаниям. Если ограничительные меры не принимаются, то родители могут обратиться с жалобой к директору школы или в уполномоченные органы.

Что такое карантин?

Карантин устанавливается при увеличении числа заболевших определенной инфекцией. Он представляет собой комплекс особых мер (медико-санитарного и административного характера), позволяющих снизить заболеваемость в образовательном учреждении. Карантин вводится на основании приказа уполномоченного лица.

Последние два года ограничительные мероприятия часто применяются из-за коронавируса. Роспотребнадзор призывает учащихся, обнаруживших у себя признаки ОРВИ, остаться дома. На практике это соблюдается не всегда. В результате — число заболевших растет. Класс уходит на карантин. Это снижает продуктивность обучения.

Комплекс проводимых мероприятий определяется индивидуально, исходя из эпидемиологической обстановки. Порядок и условия введения карантина устанавливаются законодательными нормами. Если они не соблюдаются, то заинтересованные лица могут подать жалобу.

Законодательная база и ответственность

Прежде всего, ответственность за распространение инфекции лежит на заболевших учениках и их родителях. Бывает, что учащиеся продолжают посещать школу, даже болея коронавирусом. Если эпидемиологический порог в учебном заведении превышен, то правильнее всего ввести карантин.

Основания и порядок карантина регулируются:

Если среди учащихся или сотрудников школы были выявлены заболевшие COVID-19, то администрации учебного заведения нужно оценить ситуацию. При наличии оснований, необходимо ввести ограничительные мероприятия или карантин.

Игнорирование проблемы грозит директору школы штрафом в размере от 10 000 до 20 000 рублей (ст. 6.3 КоАП).

Чем отличаются карантин и ограничительные мероприятия?

Ограничительные мероприятия — это действия, принимаемые администрацией учебного заведения, чтобы предотвратить распространение определенного заболевания. Это может быть отмена массовых мероприятий или изменение даты их проведения, усиление санитарно-гигиенических правил.

Карантин — это комплекс санитарных, административных и медицинских мер, проводимых в рамках перехода образовательной организаций на специальный режим.

Карантинными мерами являются:

  • временное закрытие всей школы или ее отдельных классов;
  • проведение медицинских осмотров сотрудников и учащихся;
  • переход школьников на обучение дистанционно.

Чаще всего карантинные мероприятия эффективны.

Организация учебной деятельности при карантине

Деятельность преподавателей при карантине меняется. Организовать учебный процесс можно двумя способами:

  1. Полностью перейдя на дистанционное обучение, при этом должны быть средства для коммуникации между учащимися и преподавателями.
  2. Использовать дистанционное образование индивидуально и точечно.

При выборе любой модели обучения, важно пересмотреть объемы учебной нагрузки, а также определиться с формами и методами проверки знаний школьников.

Если учебное заведение временно не работает, то данный период рассматривается как простой. При этом учителя получают от 2/3 оклада (ст. 157 ТК РФ).

Вам также будет интересно:

Как оформляется карантин в школе?

Введение карантина оформляется приказами:

    (если ситуация не распространяется на всю школу);
  • об обучении школьников в дежурных классах; .

Организация карантина возложена на директора. Он решает, когда будут вводиться изменения, а также информирует сотрудников, школьников и их родителей об обстановке.

Положения карантина утверждаются директором и администрацией школы. Каждый сотрудник учреждения должен быть ознакомлен с документом под роспись.

Когда школу должны закрыть на карантин?

По закону, руководство школы обязано ввести карантин, если обстоятельства могут привести к ухудшению эпидемиологической ситуации.

Полномочиями директора являются:

  1. Принятие решения о введение ограничительных мер.
  2. Донесение информации до сотрудников, родителей, учащихся, в т.ч. в виде документов.
  3. Осуществление деятельности, направленной на снижение числа заболевших;
  4. Выполнение функций контроля.

С 06.02.2022 года стало действовать постановление Главного государственного санитарного врача России. В нем сказано, что классы должны перевести на дистанционное обучение, если по болезни отсутствует от 20% детей. Раньше для выхода на дистант было достаточно одного заболевшего COVID-19.

Нововведения связаны с особенностями заболевания, обусловленного заражением штаммом омикрон, по симптомам схожего с ОРВИ.

Новые правила карантина

С 26.01.2022 года стали действовать новые правила карантина. Период изоляции лиц, контактных по коронавирусу, сократился с четырнадцати дней до семи.

Нововведение коснулось и тех, кто ушел на больничный ранее 26.01.2022 года. Лист нетрудоспособности у них автоматически закрылся через неделю.

Правила карантина действуют на детские сады и школы. Однако решение об ограничительных мерах зависит от руководства учреждения.

Если у человека нет симптомов COVID-19, и он полностью прошел вакцинацию меньше, чем полгода назад, или перенес коронавирус, то уходить на карантин ему не нужно.

В постановлении Главного санитарного врача РФ также сказано, что:

тем, кто контактировал с инфицированным коронавирусом, больше не нужно уходить на карантин, если нет симптомов;

заболевших COVID-19 будут выписывать без контрольного тестирования на инфекцию при условии, что они находятся на лечении от одной недели.

Пациенту, которого выпишут раньше, чем через семь дней, придется сдать повторный тест. Сделать это можно будет не раньше, чем через трое суток после выявления инфекции.

Особенности введения карантина в классе и школе

Особенности введения карантина в классе и школе

Ограничения накладываются на отдельный класс или всю школу.

Учителями ежедневно ведется учет посещаемости уроков учениками. Если школьник отсутствует на занятии, то в журнал вводится соответствующая отметка с указанием причины.

Все данные по посещаемости передаются медицинскому сотруднику и заместителю директора по учебной работе и в конце учебного дня. Далее внимательно анализируется посещаемость.

На основании этого решается вопрос о введении карантина:

При некоторых заболеваниях, указанных в Приложении к Приказу №726н/740, для введения ограничительных мер достаточно одного инфицированного.

Карантин вводится лишь после предоставления статистической информации в органы местного самоуправления и получения одобрения. Для этого медицинский работник составляет экстренное извещение и направляет его в местное отделение Роспотребнадзора.

Карантин может вводиться на основании предписания органа исполнительной власти, если в половине (и более) всех городских школ 30% учащихся пропускают занятия из-за ОРВИ и гриппа.

Карантин оформляется изданием приказа руководителем школы. В нем обозначаются сроки действия ограничительных мер и лица, ответственные за исполнение документа. Далее родителям сообщается о принятом решении.

Куда жаловаться?

Если более, чем у 20% учащихся был обнаружен коронавирус, и не закрывают класс, то можно пожаловаться в уполномоченные органы. Перед этим лучше сказать о проблеме директору учебного заведения или позвонить на горячую линию по COVID-19.

Сообщить о нарушениях необходимо, если не соблюдаются санитарные нормы, например, в школьных санузлах нет мыла или каждый день не проводится влажная уборка. Это можно зафиксировать на фото или видео.

Вам также будет интересно:

В жалобе нужно подробно описать проблему, указать свою контактную информацию и данные о школе.

Органы, в которые можно обратиться, если в учебном заведении должны ввести карантин и не закрывают школу:

1. Роспотребнадзор.

Также можно обратиться в территориальное подразделения ведомства. Жителям Москвы проще позвонить по телефону округа, в котором было выявлено нарушение. Это не менее эффективно, чем обращаться по общему телефону.

2. Департамент образования и науки.

Еще один способ — узнать телефон окружного управления Департамента и позвонить по нему.

Как жаловаться?

Как жаловаться

Жалоба подается в произвольной форме (по почте или лично). Однако в ней обязательно нужно указать свои данные: ФИО, адрес. Иначе — обращение рассматривать не станут. Это прописано в п. 1 ст. 11 закона № 59-ФЗ от 02.05.2006 г.

При введении режима повышенной готовности, ведомства не принимают граждан лично. Единственным способом рассказать о ситуации является направление жалобы через сайт компетентного органа или по почте.

Чем больше доказательств будет приложено к жалобе, тем больше вероятность того, что быстро проведут проверку. Также нужно будет четко изложить проблему и указать нарушителей. Если этого не сделать, то сотрудники уполномоченного органа не обработают жалобу. И будут правы.

Итоги

Таким образом, порядок введения карантина смягчился. Утратило силу условие об обязательной изоляции контактных по коронавирусу. Как повлияют эти меры на эпидемиологическую обстановку, покажет время.

1) Антисептические салфетки в портфеле. Они понадобятся для обработки рук по приходу в школу, а также по мере необходимости, например, протереть нос. Также расскажите ребёнку, чтобы по возможности протирал антисептической салфеткой рабочее место перед началом уроков.

2) Одежда школьника должна подбираться по погоде, чтобы он не перегревался и не переохлаждался. Не забывайте про сменную обувь.

3) По приходу в школу не пренебрегайте правилом измерения температуры тела. Ученик с повышенной температурой должен получить медицинскую помощь.

4) Хорошо, если за классом закреплён один кабинет, в котором проводятся все занятия (за исключением, например, физкультуры, информатики и химии). Это одна из значимых мер профилактики.

5) На переменах нужно дать организму отдохнуть после уроков – лучше выполнить упражнения на расслабление мышц спины и шеи, сделать гимнастку для глаз.

6) Важно правильно прикрывать нос при чихании. Делать это нужно с помощью одноразовых салфеток или локтевым сгибом руки. Это правило необходимо, чтобы обезопасить окружающих. Известно, что вирусы при чихании могут распространяться до 10 метров.

7) Проветривать помещение нужно каждый день и по несколько раз. Ведь отсутствие кислорода во вдыхаемом воздухе снижает устойчивость организма к вирусам и бактериям. В классе сквозное проветривание должно проводиться во время отсутствия детей в кабинете, то есть на переменах или во время уроков, которые проходят в других помещениях.

8) Во время урока можно уделить время на физкультминутки. Через пол часа от начала занятия слегка размять мышцы рук, плечевого пояса, туловища, глубоко подышать, улыбнуться. Эти рекомендации не отвлекут ученика, а наоборот, помогут чувствовать себя лучше, поднимет настроение, сохранит высокую работоспособность.

9) Правильное питание – залог здоровья. Перекусы булочками и сладостями – не лучшее решение. Подрастающему организму необходимо горячее и здоровое питание в школе. Перед едой не забывайте мыть руки.

10) Правильно и регулярно мыть руки нужно под теплой проточной водой тщательно со всех сторон. Желательно это делать не менее 30 секунд.



С началом учебного сезона все родители тревожатся за своих чад. Ведь на осенне-зимний период приходится пик простудных заболеваний, которые могут надолго прервать процесса обучения. Поэтому в это время большое значение приобретает профилактика простуды у школьников. Целиком исключить ребенка от контакта с вирусами, вызывающими развитие острых респираторных инфекций, не представляется возможным. Поездки в общественном транспорте до места учебы, общение с друзьями в школе и во дворе не оставляют шансов на то, что ребенок не подвергнется вирусным атакам. Профилактика простуды у школьников позволяет увеличить шансы на благоприятное развитие событий, в частности помогает предотвратить возникновение гриппа и других ОРВИ.

Почему школьники часто болеют

В случае столкновения с иммунной системой ребенка вирусные частицы либо проникают в организм, вызывая острые респираторные вирусные заболевания, либо встречают серьезное противодействие иммунной системы, уничтожающей агрессора. Исход борьбы защитных сил детского организма с вирусными агентами зависит не только от состояния иммунитета и степени его готовности противостоять внешним атакам. Например, дети старше 7 лет могут часто болеть ОРВИ или острой респираторной вирусной инфекцией по разным причинам, одна из которых – адаптация к новым условиям жизни, связанная с началом обучения в школе. И если ребенок не ходил в детский садик, то его организм может быть не готов к встрече со многими респираторными вирусами. Такой первоклассник находится в самом высоком риске заражения. Кроме того, острые респираторные вирусные инфекции у школьников чаще всего развиваются именно в осенне-зимний сезон, когда наблюдается общий эпидемический подъем заболеваемости простудой.

Как защитить школьника?

Профилактика простуды у школьников в первую очередь должна состоять из:

– исключения нахождения в местах большого скопления людей в период вирусных эпидемий,
– введения ограничительных мероприятий (карантина) в общественных школьных учреждениях при превышении нормального уровня заболевших гриппом и ОРВИ детей,
– изоляции заболевших детей от здоровых сверстников,
– проведения дома и в школе мероприятий, связанных с уничтожением вируса на поверхности предметов и в воздухе помещений (частые проветривания, влажная уборка, дезинфекция поверхностей и т.д.),
– выполнение детьми правил индивидуальной гигиены.


Профилактика простуды у школьников также включает комплекс методов, знакомых практически каждой семье:

– адекватное и своевременное закаливание ребенка,
– обеспечение полноценного здорового питания, соответствующего возрасту,
– регулярная витаминотерапия,
– посильная физическая нагрузка,
– ношение одежды по сезону, не вызывающей ни переохлаждения, ни перегревания ребенка.

Однако большинство родителей не могут на протяжении всего дня контролировать условия, в которых находятся их дети, так как заняты на работе и общаются со своими чадами только вечером и в выходные дни.

Местные формы препаратов

Возможно применение назальных противовирусных средств, позволяющих защититься от вирусной атаки и противостоять возбудителям ОРВИ, включая грипп. Однако часть препаратов, традиционно использующихся для предотвращения заражения острыми респираторными вирусными заболеваниями и поддержки иммунитета, имеют противопоказания для применения у детей определенного возраста. А некоторые средства недостаточно стойки и нуждаются в частом нанесении в течение дня, что становится практически невозможным без постоянного вмешательства взрослых. Причем многие назальные препараты быстро теряют свои свойства у ребенка, ведущего очень активный образ жизни. Кроме того, растворы для закапывания в нос и спреи могут вытекать, вызывать раздражение на нежной коже ребенка, тем самым, провоцируя воспаление.

Защита для каждого школьника

Современным и удобным средством от заражения ОРВИ является препарат из группы рекомбинантного интерферона – ВИФЕРОН® Гель. Благодаря своему уникальному составу, ВИФЕРОН® Гель не только помогает защищать организм от вирусных атак, но и поддержать местный иммунитет. Тонкая пленка, которую образует гель, задерживает вирусы на слизистой оболочке носовой полости, мешая им проникнуть внутрь и начать размножаться. Гель устойчив при воздействии самых агрессивных условий внешней среды, что позволяет применять его значительно реже прочих защитных средств. Гелевая основа обеспечивает пролонгированное действие препарата и кратность применения не требует частого нанесения, что позволяет родителям не отвлекаться несколько раз в день от повседневных дел, не прерывать занятия детей и их общение с друзьями.

На этой неделе столичные школьники вернулись к очному обучению. Образовательные учреждения встречать детей готовы: в каждой столичной школе обеспечены все меры безопасности в рамках борьбы с распространением коронавируса. Тем не менее риски детям заразиться инфекцией все равно остаются, поэтому в рамках процесса обучения эксперты рекомендуют родителям и учителям соблюдать ряд простых, но необходимых правил. Подробности читайте в нашем материале.

Школы к детям готовы


Фото: портал мэра и правительства Москвы/Юлия Иванко

В понедельник, 18 января, к очному обучению в столичные школы вернулись более миллиона детей. В тот же день в столице по указанию мэра разблокировали транспортные карты учащихся, чтобы они смогли пользоваться правом льготного проезда.

Ребята устали сидеть дома. Но и риск роста заболеваемости среди школьников по-прежнему очень велик. Поэтому школы должны максимально строго соблюдать меры эпидемиологической безопасности.

Поэтому образовательные учреждения, перед тем как открыть свои двери, основательно подготовились к наплыву детей. В классах установили дозаторы с антисептическим средством и бактерицидные лампы, при входе всем ученикам меряют температуру.

Для минимизации контактов в каждой школе теперь действует гибкий график работы, согласно которому каждая параллель приходит на уроки в свое установленное время. Это позволит избавиться от скопления учеников на пороге и в холле школы каждое утро.

Кроме того, для снижения рисков заболеваемости учителя и весь школьный персонал в обязательном порядке проходят бесплатное тестирование на коронавирус. В случае выявления хоть одного случая COVID-19 как среди учителей, так и учеников указанный класс вновь временно будут переводить на дистанционное обучение.

Контроль здоровья ребенка


Фото: Москва 24/Антон Великжанин

Несмотря на то что школа обеспечила все меры для безопасного обучения, этого будет недостаточно для защиты детей во время очного обучения. Часть ответственности ложится и на плечи родителей: в этот период они должны наиболее пристально следить за малышами и подростками.

"Дети если болеют коронавирусом, то, как правило, бессимптомно. Но при этом они являются переносчиками инфекции. Поэтому здесь важно ответственное поведение их родителей. Если ребенок приболел, не нужно, чтобы он героически шел при этом в школу", – заявил в беседе с Москвой 24 ведущий научный сотрудник МГУ имени Ломоносова, молекулярный биолог, вирусолог Максим Скулачев.

В школах медперсонал также тщательно будет отслеживать состояние прибывающих на уроки детей, узнавать об имеющихся жалобах. И тем не менее лучше всего понять состояние ребенка смогут только его родители, уверена врач-педиатр, член Союза педиатров России Ирина Добрецова.

"Каждый родитель лучше чем кто-либо знает, как заболевает его ребенок. Поэтому при каждом спорном случае или симптоме, будь то хоть повышенная утомляемость, детей необходимо оставлять дома, хотя бы чтобы просто понаблюдать за ситуацией", – рассказала специалист в беседе с Москвой 24.

Правильное питание и режим


Также педиатр советует обратить особое внимание на поддержание иммунитета детей. В этом в первую очередь поможет здоровое и полноценное питание, а также правильный режим дня.

Сейчас в питание, чтобы поддержать иммунитет, обязательно должен быть добавлен белок. Ребенок должен каждый день есть такие блюда, как мясо, творог, молочные продукты.

Педиатр отметила, что отмена дистанционки сейчас очень даже кстати. Правильное питание для иммунитета особенно важно зимой. А в школах, по ее мнению, проще взять на контроль прием детьми сбалансированной, полезной пищи.

Что касается режима, врач утверждает, что дистанционка внесла в него свои коррективы. "Так как уроки онлайн и идти никуда не надо, дети и их родители могли себе позволить ложиться попозже и вставать попозже. Возвращение в школы поможет родителями настроить детей на правильный лад", – считает Добрецова.

Она настаивает, что дети должны ложиться спать до 10 вечера. После этого времени в фазе глубоко сна вырабатываются те гормоны, которые регулируют и восстанавливают иммунитет, в том числе мелатонин. "Вообще дети, которые рано ложатся спать, меньше болеют респираторными вирусными инфекциями", – заявила Добрецова.

Ограниченный досуг


Фото: портал мэра и правительства Москвы/Максим Денисов

Врач также посоветовала родителям по возможности контролировать перемещение их детей по городу. По словам Добрецовой, вероятность ребенку заразиться коронавирусом от другого ребенка очень мала. Чаще всего дети подхватывают инфекцию в торговых центрах или на развлекательных площадках.

"Раз на сегодняшний день эпидемиологическая ситуация позволила вывести детей в школы, а это очень важно, потому что социализация детям нужна, моя рекомендация – ограничить их контакты вне школы, связанные с развлекательными мероприятиями, на сегодняшний день полностью погрузиться в школьный процесс", – настаивает собеседница Москвы 24.

Комфортные классы


Фото: Москва 24/Антон Великжанин

Также педиатр дала дополнительные рекомендации школам, которые помогут сделать обстановку на уроках еще более безопасной. Речь идет о банальном проветривании помещений.

Один из рисков заболевания – это пересушенная слизистая носа. На сухую слизистую оболочку лучше всего прилипают вирусы. А сегодня из-за морозов батареи работают сильнее, поэтому воздух в комнатах и кабинетах сухой.

Регулярное проветривание помещений – это способ не только наполнить комнату чистым воздухом и кислородом, но и увлажнить его, что благоприятно скажется на слизистой оболочке носа.

Только делать, по словам врача, это нужно правильно: открывать окно всего на несколько минут, не создавая сквозняка. При этом в классе в этот момент никого находиться не должно.

Маски на уроках?


Фото: Москва 24/Антон Великжанин

Что касается традиционных уже мер защиты, в школах, по словам вирусолога Скулачева, они бессмысленны. "Дети не смогут соблюдать социальную дистанцию между уроками, они слишком свободные личности. Да и на уроках в ней смысла нет, когда почти час все находятся в одном замкнутом помещении и дышат одним воздухом", – поделился мнением специалист.

При этом Добрецова настаивает, что не стоит детей заставлять надевать маски ни в школах, ни во время уроков. "Повторюсь, подхватить вирус от другого ребенка или учителей, которым уже доступна вакцинация, очень низкий. Можно надеть на ребенка маску в общественном транспорте по пути в школу, но на уроках это не будет иметь пользы, а лишь будет давать повышенную нагрузку на психологическое состояние детей", – заявила врач.

Специалист считает, что очные уроки в школах пойдут ученикам на пользу. Главное – и родителям, и учителям предпринять сейчас все меры и помогать детям вести себя осознанно, чтобы те не вернулись из-за парт обратно в свои комнаты.

Читайте также: