Венецианский карнавал доктор чума

Обновлено: 23.04.2024

Издревле венецианские маски использовались для сокрытия личности людьми, состоявшими в предосудительных интимных связях или вовлеченными в откровенно противозаконную деятельность. Появившись несколько веков назад в Венеции, эти характерные маски делались из папье-маше и обильно украшались мехом, тканями, драгоценными камнями и перьями. Со временем маски стали символом Карневале (Венецианского карнавала) — пышной процессии или уличной ярмарки, восхваляющих гедонизм.

Современный Венецианский карнавал также возродил ремесло создания венецианских масок. Всем известные венецианские маски продолжали поражать туристов, танцоров и участников пышного шествия не только во время Карнавала, но и на протяжении всего года. Венецианские маски стали использоваться при проведении бал-маскарадов на День всех святых и во время празднования дня, который обе Америки называют Жирный Вторник, то есть Масленица, но при этом маскам всегда удавалось сохранить свою богатую итальянскую историю.

В общем случае все венецианские маски можно разделить на следующие две группы.

Эти маски уходят своими корнями во вторую половину 16-го века и представляют персонажей, этнические традиции, профессии и ремесла, которыми славились различные города Италии, а играют их профессиональные актеры Театра масок.

Репертуар импровизированных выступлений строился в основном на житейских ситуациях: измене и ревности, старении и любви, многие из которых были позаимствованы из римских комедий Плавта и Теренция. Диалоги и действия с легкостью привязывались к событиям местного значения и в сатирической форме высмеивали местные скандалы, текущие события или провинциальные вкусы, и все это перемежалось древними шутками с кульминационными фразами. Персонажи различались по костюмам, маскам и даже реквизитам, например палкам.
Маски мужских персонажей Комедии дель арте представляли провинции и города, в то время как женские персонажи, как правило, масок не носили. На самом-то деле, женские роли часто играли мужчины в женских платьях и париках, так называемые актеры-травести.

Арлекин, пожалуй, самый популярный из персонажей Дзанни — комических персонажей-слуг из итальянской Комедии дель арте. Традиционно костюм Арлекина состоял из лоскутов и заплаток, который в наши дни превратился в костюм с ромбовидным узором. Он носил маску черного цвета с огромным красным прыщом на лбу, похожим на чирей.

В рамках этих ограничений персонаж должен был обладать невероятной гибкостью. Различные труппы и актеры корректировали поведение персонажа в соответствии со стилем, персональными предпочтениями и даже с конкретным поставленным сценарием.

Происхождение имени персонажа доподлинно неизвестно. Кто-то говорит, что оно происходит от имени одного из бесов Дантевской Комедии — Аликино. Другие утверждают, что прообразом персонажа стал Эрлкёниг, скандинавский витязь. По третьей гипотезе персонаж назван в честь английского джентльмена Арле, придворного короля Генриха III, чьим протеже был итальянский актер, исполнявший роль Арлекина.

Другие имена: Труффальдино, Тракканьино, Багаттино, Табаррино, Тортеллино, Наккерино, Граделино, Меццеттино, Польпеттино, Несполино, Бертольдино, Фаджуолино, Трапполино, Цакканьино, Тривеллино, Пассерино, Баголино, Темеллино, Фаготтино, Педролино, Фрителлино, Табаккино.


Бригелла — комическая маска Комедии дель арте, сребролюбивый злодей и подельник Арлекина. Его свободный костюм белого цвета обшит зелеными галунами, а сам персонаж часто держит в руках палку. Лицо его закрыто зеленой полумаской, изображающей противоестественную похоть и алчность.
Обычно он характеризуется как один из персонажей-слуг Дзанни, однако частенько выступает в роли представителя среднего класса, например владельца таверны. Фактически же он является более умным и злопамятным старшим братом Арлекина. Его история типична для многих, кто начинал свой жизненный путь в бедности — он часто жесток по отношению к тем, кто находится ниже его по социальной лестнице.
Бригелла — неисправимый интриган. Он часто берет другие персонажи Дзанни в помощники или работники, но его планам не суждено сбыться — он сам срывает их из-за своей неуклюжести.

Другие имена: Фигаро, Скапин.

Другие имена: Пиноккьо.


Другие имена: Капитано Скарамучча, Капитано Метаморос, Капитен Фракасс, Кэптен Хоррибиликрибилифакс, Ральф Ройстер Дойстер и Бобадиль.


Другие имена: Арлеккина.

Другие имена: Дотторе Баланцоне, Дотторе Балоардо, Дотторе Грациано.


Панталоне — скупой и похотливый возрастной персонаж Комедии дель арте. Обычно предстает лавочником из Вены, несколько глуповатым поклонником гастрономических изысков и привлекательных женщин. Разговорчив, легковерен, вспыльчив, постоянно становится объектом насмешек, часто непристойных, но в конце концов все прощает.
Традиционно носит огромный гульфик, чтобы подчеркнуть свою мужскую силу, которая, как всем вокруг известно, давным-давно утеряна.
Часто выступает в роли отца одного из инамората и состоит в деловых или личных отношениях с Дотторе или Капитано. Попытки Панталоне обогатиться за счет своих родственников или друзей стабильно пресекаются его слугой. Помимо огромного гульфика, который он традиционно носит, чтобы подчеркнуть свою мужскую силу (как уже упоминалось, давным-давно утерянную), персонаж также одет в маску с длинным крючковатым носом, короткий жилет-куртку красного цвета, узкие красные штаны и чулки того же цвета, длинный черный плащ, туфли и колпак без полей.


Другие имена: Маньифико.

Пьеро (Педролино в итальянском варианте) — один из наиболее популярных персонажей Комедии дель арте. Обычно Пьеро описывается как представительный, обаятельный и добрый молодой человек, без меры винящий себя за проступки, которых никогда не совершал, и вследствие своей доброты и доверчивости часто оказывающийся обманутым. Отличительной чертой характера Пьеро является его наивность, из-за которой он частенько оказывается в дураках, и из-за которой его обманывают и насмехаются над ним все, кому не лень. Несмотря на возникающие по ходу действия подозрения, Пьеро всегда верит другим персонажам и их лжи. Также Пьеро называют лунатиком, человеком не от мира сего, который не понимает, что происходит вокруг, для которого каждая мелочь имеет значение, и который только и делает, что веселится и играет.

Пьеро носит белую рубаху, часто не по размеру, время от времени украшенную аксессуарами черного цвета. На голове у него либо высокий колпак, либо остроконечная шапочка. В очень редких случаях на лице Пьеро появляется слезинка. Обычно этот персонаж не носит маски, поскольку играющий его актер должен обладать богатой мимической экспрессией, и эта традиция действует как минимум с начала 1600-х гг. Его лицо часто выбелено пудрой или мукой.

Другие имена: Педролино.


Другие имена: Панч, Пункинелло, Пуччо д'Аньелло.


Дзанни — это прототип комического персонажа слуги из Комедии дель арте. Это имя происходит от итальянского Джованни (также произносится как Дзан, Дзане, Дзуане), типичного имени слуги, чьи предки эмигрировали в Венецию из Бергамо в поисках работы. В отличие от Маньифичи — хозяев — роль Дзанни всегда была довольно изменчивой: обычно простоватый, глуповатый и примитивный, в городских условиях Дзанни превращался в пронырливого, изобретательного, назойливого и даже беспардонного персонажа. Но в большинстве случаев это не помогало, и он оставался бедным и постоянно голодным.
Костюмы персонажей Дзанни обычно состояли из свободных рубах и штанов белого цвета. Их лица украшали черные маски, напоминающие маску их более популярного отпрыска — Арлеккино.

Другие имена: Пульчинелла, Арлеккино, Бригелла, Ковьелло, Франкатриппе, Дзан Фитата, Дзан Пьястрела, Дзан Ганасса, Дзан Турко.

Другие имена: Ларва, Казанова.

Маска Дама — и ее различные элегантные вариации — живописует женщин тицианского периода Чинквеченто (16-го века), которые обильно украшали себя дорогими тканями и драгоценностями, а также сложными прическами. В наши дни это, пожалуй, самый красивый и популярный тип масок Венецианского карнавала.

Другие имена: Либерти, Ольга, Валери, Саломе, Фантазиа, Реджина.


Гатто (кот, итал.) — это еще одна традиционная маска Венецианского карнавала. Коты в Венеции были настолько редким явлением, что стали объектом одной из самых распространенных масок. По одной легенде, в Венецию из Китая прибыл бедняк, за душой у которого не было ни гроша, и единственное, чем он владел, был старый кот. Несмотря на свой преклонный возраст, кот умудрился очистить дворец дожа от мышей, и тот озолотил его хозяина. Когда разбогатевший бедняк вернулся домой, его завистливый сосед поспешил в Венецию, прихватив самые дорогие шелка и справедливо полагая, что если уж за старую животину там отвалили столько денег, то уж за ткани-то он выручит несравненно больше. Венецианский дож пришел в неописуемый восторг от вида дорогих тканей и тут же предложил торговцу самое ценное, что у него есть. Торговец с радостью согласился! Так бедный старый кот вернулся обратно в Китай.


Маска Шута и ее женский вариант Жоли представляют определенный тип шутов, распространенных в Средневековье. Зародившись в Италии, маска Шута получила распространение по всей Европе и оказала огромное влияние на испанский, голландский, немецкий, австрийский, английский и, в особенности, французский театры. Происхождение маски Шута уходит своими корнями в доисторическое западное племенное сообщество. Плиний Старший упоминает царского шута (planus regius), описывая визит Апеллеса во дворец эллинского царя Птолемея I. Тем не менее, маски Шута прочно ассоциируются с европейским Средневековьем, поскольку являются символическим близнецом короля. В те времена люди воспринимали шутов и юродивых как особенную касту, которую Бог наградил каким-то ребяческим безумием — то ли подарком, то ли проклятьем. Умственно неполноценные люди тех лет частенько зарабатывали себе на хлеб, выкидывая всякие неожиданные коленца и откровенно дурачась. Таким образом они, не умея выжить в этом жестоком мире европейского средневековья каким-либо другим способом, находили себе довольно сносную нишу. Шуты обычно носили костюмы ярких расцветок, сотканные из множества зачастую несочетающихся лоскутов. Их головные уборы были особенно знамениты — они шились из ткани, а каждый из трех концов колпака украшался звонким бубенчиком. Эти три конца олицетворяли ослиные уши и хвост, которыми украшали свои головы шуты древних времен. Помимо прочих, отличительными чертами шутовского образа были непрерывный смех и фальшивый скипетр, также известный как баубле или маротте.

Другие имена: Джокер, Дурак, Буффон или Буфон, Нарр или Наарор, Жуглар.


Моретта— традиционная венецианская маска. Эту маску венецианские женщины носили круглый год. Моретту, овальную маску из черного вельвета, женщины носили во время посещения монастырей. Она родилась во Франции и, благодаря своей способности подчеркивать красоту женских черт лица (так как не полностью закрывала лицо), немедленно приобрела популярность в Венеции. Как правило, маска увенчивалась вуалью. Важной и отличительной особенностью данной маски был способ её ношения. У этой венецианской маски не было подвязок. Изнутри на уровне рта была сделана деревянная планка, при надевании женщина вставляла эту планку в рот и фактически держала маску зубами. Пока женщина была в маске она молчала, её еще часто называют "молчаливой служанкой".


Маска Вольто (лицо, итал.) самая популярная и массовая карнавальная маска. Маска повторяла черты человеческого лица. Также известна под названием маски Горожанина, поскольку с древнейших времен ее носили обычные горожане во время следующих праздников: День Святого Марка, фестиваль Сенса, День Святого Вита и Модеста, гуляния в честь Святого Стефано, и это только малая их часть.


Дотторе Песте — это маска из современного Венецианского карнавала. У нее своя уникальная история. Одним из самых страшных бедствий, постигших Венецию не единожды, была Чума. Поэтому маска Доктора Чумы не считается аутентичной карнавальной маской, поскольку использовалась врачами тех времен для защиты во время посещения чумных больных. Костюм Дотторе Песте состоял из шляпы, указывающей на принадлежность доктора к мужскому полу, маски с застекленными глазницами для защиты глаз врача и клювом, набитым специями и травами для очистки вдыхаемого врачом воздуха, деревянной палки, чтобы отпихивать подошедших слишком близко к врачу зараженных людей, пары кожаных перчаток для защиты рук, навощенного с внешней стороны халата и длинных сапог.

Человек в маске с клювом - довольно популярный образ на Венецианском карнавале. Когда-то это было первое и очень действенное средство защиты от заразных болезней в средневековой Европе.

Как же она стала чуть ли не символом карнавала?

Эта история совсем не про праздник и не про карнавальное веселье. Она о самых первых медицинских масках.

В Древнем Мире впервые защищать себя от заражения начали еще египтяне. Проводя таинство бальзамирования фараона все участники процесса облачались в специальные маски.
Возглавлял работы и читал молитвы жрец, на голове которого красовалась голова бога Анубиса.

Одевали такие маски отчасти для соблюдения религиозного ритуала, а еще для того, чтобы не терять сознание от различных запахов во время работы (жгли благовония, травы, использовали соли и щелочи) и еще они все боялись заболеть.
Вдруг фараон чем-то болел нехорошим, а профессия бальзамировщика была востребованная и закрытая, а значит оплачивалась очень высоко. Так и появились первые медицинские маски.

И все же исторически считается, что самой полноценной защищающей медицинской маской стала маска, так называемого, чумного доктора.

В XIV веке Европа страдала от чумы или черной болезни. А медицина в те времена была на грани религиозных предрассудков и шарлатанства. Умами людей правила церковь и немного алхимия.
Все лечились подручными средствами, молитвами, камнями, жабами, и прочими не медицинскими препаратами. В общем пытались как могли.

Лекари или доктора, конечно же, были. Но очень мало, да и не во всех болезнях они разбирались.
Шли годы, а чума не исчезала. Церковь настаивала на греховном происхождении, а алхимики продавали за огромные деньги свои чудо-снадобья, которые только вредили.

И только чумные доктора все упорнее занимались научным развитием медицины и пытались найти лечение. Хотя и сами страдали после общения с зараженными, но те кто выживал стали первоткрывателями и заложили основы инфекциологии, как науки.

Так быть лекарем стало самой высокооплачиваемой профессией в мире. Но нужно же защищаться, чтобы помогать другим.

Вот и появилась та самая легендарная маска с клювом. Но произошло ее изобретение только в начале XVII века.

Сам доктор постоянно жевал чеснок, а в ноздри и уши помещал губку, пропитанную ладаном.
Запахи, наверное, от него разносились за десятки метров.

Маску изготавливали из дерева и кожи, в ней были отверстия для глаз и для дыхания доктора – еще два в клюве.

Эта средневековая маска стала в дальнейшем прототипом современных медицинских масок, респираторов и военных противогазов.

Как она стала карнавальной?

Все проще, чем вы думаете. Спектакли устраивались и во время чумы. А что самое популярное в народе, то показывали и на сцене.
Так в театрах появляется много персонажей в масках-клювах, которые затем очень быстро перебрались в маскарадный костюм для карнавала, как самый загадочный и доступный образ.

Понадобится только черный плащ, шляпа и маска - и костюм чумного доктора готов.
Можно и на карнавал!

1. Госпитальная эпидемиология. Руководство к практическим занятиям / Под ред. Л. П. Зуевой. — М.: ГЭОТАР — Медиа, 2015.

2. Даниел М. Тайны тропы носителей смерти. — М.: Прогресс, 1990. — 102 с.

3. Колин Макэведи. Бубонная чума // В мире науки. — 1988. — № 4. — С. 68–74.

4. Шувалова Е. П. Инфекционные болезни. Учебник. — М., 2015.

5. Ющук Н. Д. Справочник по клинической эпидемиологии. — М., 1993.

Чума была одним из самых страшных бедствий, которая постигала Венецию не единожды. Инфекция попала в Европу в XIV веке по Великому шелковому пути из Китая, когда в 1347 году в сицилийском порту пришвартовались несколько кораблей, на борту которых были зараженные, и даже отмечались случаи со смертельным исходом. В Китае эпидемии чумы предшествовала страшная засуха, из-за которой погибло 90 % посевов, и последовавший за этим голод.

Ослабленные отсутствием нормальной пищи люди легко подхватывали инфекцию, которая с молниеносной быстротой распространилась сначала в Азии, а затем и по Европе. Самое страшное, что на берег вместе с зараженными матросами спустились крысы, которые являлись главными переносчиками заразы. Но тогда об этом еще ничего не знали. Чуму считали божьим наказанием и пытались защититься от нее всеми возможными и невозможными способами. Колдунов, ведьм и просто подозрительных личностей, которые якобы насылали на города злые силы, массово сжигали на кострах, однако остановить эпидемию эти мероприятия были не в состоянии.

Из-за высокой плотности населения распространялась чума очень быстро, унося тысячи человеческих жизней. Единственные, кто пытались бороться с этой болезнью, были врачи. Чтобы хоть как-то обезопасить себя от распространения инфекции, доктора носили специальные костюмы. Костюм Дотторе Песте состоял из шляпы, указывающей на принадлежность доктора к мужскому полу, бесформенного черного плаща, пропитанного воском, кожаных штанов, высоких сапог и специальной маски с застекленными глазницами для защиты глаз. В глазницы вставлялись красные стекла — считалось, что ужасные красные глаза могут испугать Смерть. Также одно из суеверий гласит, что если человек будет в маске, то она не узнает его и пройдет мимо.

Я, как человек неравнодушный к Венеции, отыскала вот этот материал - классификация венецианских масок.

Кто был в Венеции потвердит, что масок там больше, чем людей, при чем на всякий взыскательный вкус. И дорогие, и не очень. Но каждая по своем интересная. И каждая маска обозначает своего героя. Итак,

Венецианские маски-классификация, фото № 2


Кот (Gatto). Кошек в Венеции было мало, поэтому к ним относились уважительно, и даже посвятили одну из карнавальных масок. Существовала легенда о том, как некий человек из Китая приехал сюда без гроша, но с котом. Кот, даром что был стар и дряхл, переловил всех дворцовых мышей, чем несказанно удивил и обрадовал дожа. Короче, животное осталось в Венеции, а китаец вернулся на родину богачом. Один из его состоятельных соседей решил, что раз в Европе даже за никчемное животное платят такие деньги, то за драгоценные шелка отвалят вообще немеряно. Сказано – сделано. Когда купец прибыл с грузом в Венецию, дож пришел в такой восторг от тканей, что предложил отдать за них самое ценное, что у него есть. Торговец согласился. Так бедный старенький кот опять оказался в Китае.

Венецианские маски-классификация, фото № 3


Вольто (Volto). Также известна под названием Гражданин (Citizen), поскольку ее носили в дозволенные дни рядовые горожане. Вольто – наиболее нейтральная из всех масок, копирующая классическую форму человеческого лица. Она крепилась к голове лентами (у некоторых вольто вместо тесемок на подбородке имелась ручка).

Венецианские маски-классификация, фото № 4


Доктор Чумы (Medico della Peste). В старину одним из самых страшных бедствий для Венеции была чума, которая посещала город несколько раз и уничтожала огромное количество жизней. Маску Medico della Peste в обычное время не носили, но во время эпидемии ее надевали доктора, посещая пациентов. В ее длинный клювообразный нос помещали различные ароматические масла и другие вещества - считалось, что они предохраняют от заражения чумой. Поверх одежды врач носил темный длинный плащ из льняной или вощеной материи, из-за чего изрядно походил на зловещую птицу, а в руке держал специальную палку – чтобы не прикасаться к зачумленному руками.

Читайте также: