Вич инфицированные дети в детском саду в зеленограде

Обновлено: 15.04.2024

Несмотря на то, что при соблюдении мер профилактики, ребенок и те дети, которые будут с ним дружить, ничем не рискуют.

Репортаж Светланы Костиной.

Щечки еще немного красные с мороза, маленькая Ева-Мария торопится снять курточку и пытается рассказать маме о своем первом дне в детском саду.

Для Евы это уже второй детский сад. В прежнем она пробыла всего 2 недели. После того, как там узнали, что родители девочки ВИЧ-инфицированы, их попросили в детский сад ее больше не приводить.

Родители Евы не скрывают свой диагноз. Они пытаются объяснить окружающим, что и с этой болезнью можно полноценно жить и иметь совершенно здоровых детей.

Если соблюдать все указания врачей и принимать специальные препараты во время беременности, шансы родить малыша, не зараженного ВИЧ, достигают 97%.

Тест на ВИЧ проводят у ребенка трижды. Сразу после рождения, в 6 месяцев и в полтора года. Если все три анализа отрицательные, это означает, что ребенок абсолютно здоров.

После того, как девочке исполнилось полтора года, Светлана вышла на работу, она руководитель фонда по борьбе и профилактике ВИЧ, а Еву отдала в детский сад. Очередной медицинский осмотр показал, что ребенок абсолютно здоров.

Маргарита Макарова, зам. главного врача по медицинской части республиканского Центра по борьбе и профилактике со СПИДом: "Если ребенку поставлен диагноз, что он здоров, мы пишем что ВИЧ нет, этот ребенок ничем не отличается от других детей в детском садике".

Заведующая, Гульнара Шагимуллина, рассказывает, что буквально через несколько дней после того, как Ева пришла в сад, к ней обратилась мама одного из малышей.

Случайно из Интернета она узнала о болезни родителей Евы, и ее интересовал вопрос, насколько безопасно остальным детям находиться вместе с девочкой.

Гульнара Шагимуллина, заведующая детским садом №203 Казани: "Она испугалась, здоров ли ребенок. Никаких скандалов, ничего не было. Я объяснила ей, что ребенок здоров, опасности нет, и инцидент был исчерпан".

Родители Евы пытались поговорить с заведующей детского сада, но та под разными предлогами избегала встреч с ними.

Ильнур Мухаметханов, отец ребенка: "Два раза я приезжал в садик, чтобы пообщаться. Но у нее не было времени. Два раза у меня не получалось".

После случившегося Светлана сама решила забрать Еву из детского сада, чтобы не травмировать психику ребенка. Ведь она на себе испытала, что такое недоброжелательные взгляды.

Ильнур Мухаметханов: "Это не вина родителей и педагогов. Что они не знают и так реагируют. Это обычная реакция, когда сталкиваешься с этим и думаешь, что это опасно".

В детском саду об этой истории говорят до сих пор. Отношение родителей малышей к случившемуся неоднозначное.

Елена Пономарева, родитель: "Вопрос сложный. Каждый имеет право на жизнь, не хотелось бы, если честно".

Имя той мамы, из-за которой в детском саду и начался скандал, Мухаметхановы так и не узнали. Они говорят, что очень хотели бы с ней встретиться и поговорить.

В своей новой группе Ева освоилась быстро, у нее уже появились друзья.

Сейчас девочка с нетерпением ждет появления братика или сестренки. Ведь Светлана ждет второго ребенка.

Фото: Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Фото: Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Фото: Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Фото: Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К КАЖДОМУ РЕБЕНКУ

В спальных блоках все кроватки для малышей до годика оборудованы аппаратами контроля дыхания новорожденных. Ночью с детьми находится медсестра. Днем ребятами занимаются воспитатели и педагоги, а также психолог, логопеды и дефектологи. Ежедневно детей осматривает педиатр.



Во всех игровых создана монтессори-среда, которая помогает малышам знакомиться с предметами быта, развивать мелкую моторику.

Фото: Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Фото: Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

РАБОТА С ПРИЕМНЫМИ И КРОВНЫМИ СЕМЬЯМИ

Фото: Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Сегодня на сопровождении находятся 32 семьи из разных районов Москвы (31 замещающая и 1 кровная семья на социальном патронате). Всего в них воспитывается 58 детей, из которых 23 — ВИЧ-положительные.

У Ольги двое ВИЧ-положительных приемных детей и один кровный, он самый старший. Екатерина появилась в семье 10 лет назад, сейчас ей 14. Егора взяли из детского дома, когда ему было всего лишь два года, сейчас ему уже восемь.

по теме


Общество

“Плюсики”, таблетки и зубные щетки: Как я стала приемной мамой ребенка с ВИЧ

Егор попал в семью в 1,5 года. Он находился в доме малютки, который посещали волонтеры и активисты Ассоциации приемных родителей. Информация о нем попала к Ольге, как и большинство приемных семей, где есть ВИЧ-положительные дети, она продолжала общаться и участвовать в мероприятиях Ассоциации. Егору было проще войти в семью, так как он был младше своей сестры, и у родителей уже имелся необходимый опыт.


Ольга признается, что период, когда появилась Катя, был тяжелым из-за адаптации к новым условиям, обязательным препаратам, которые дочь принимала практически с рождения, регулярным походам в СПИД-центр. Это событие повлияло на ее кровного сына — у него был переходный период, и вдруг в семье появилась девочка, к которой повышенное внимание. Он считал, что его перестали любить, и поэтому Катя для него была раздражающим фактором. Его не смогли грамотно подготовить к появлению приемных детей. Он все понимает относительно диагноза своих брата и сестры, таблетки дать может вовремя, но говорить на эту тему не хочет.


Вероника Кудрявцева, председатель Ассоциации приемных родителей в Санкт-Петербурге

Ассоциация приемных родителей Санкт-Петербурга начинала свое существование еще 9 лет назад, как общественная организация без образования юридического лица. Наши активисты просто помогали подгузниками. Например, когда в одной из детских инфекционных больниц неожиданно оказывались малыши, оставшиеся без родителей, среди них были дети с ВИЧ. Тогда такие дети относились к трудноустраиваемой категории. Сейчас, к счастью, ситуация изменилась. Среди членов нашей Ассоциации много семей, принявших на воспитание детей с ВИЧ.

Благодаря современной антиретровирусной терапии, принятым организационным мерам по своевременному обследованию беременных и назначению им АРВ-препаратов в России, как и во многих других странах, уровень вертикальной передачи ВИЧ от матери ребенку снизился в последние годы до минимальных значений — более 98% детей не получают ВИЧ. Специалисты и молодые родители с гордостью считали, что проблема сохранения здоровья ребенка, мать которого ВИЧ-положительна, решена. Однако, как выяснилось, это совсем не так: российские ученые установили, что у детей, рожденных ВИЧ-положительными матерями, существенно выше риск перинатальных потерь, мертворождения, ранней и поздней младенческой смертности. И дело тут совсем не в вирусе.


Василий Шахгильдян, врач-инфекционист

В чем проблема?

За весь период наблюдения, на 31 декабря 2020 года, от ВИЧ-положительных женщин родились 218 956 детей. Вирус выявили у 11 724 из них. При этом, по данным за 2020 год, на свет появились 13 186 малышей, из них инфицированы ВИЧ — всего 165 (по данным в настоящее время).

В 2019 году у женщин с ВИЧ родились 13 675 детей, из них 13 559 — живыми. Показатель мертворожденности (число мертворожденных на 1000 родившихся живыми и мертвыми) составил в случае ВИЧ-инфекции у матери 8,5‰ — то есть на 55% выше, чем в общей популяции (5,5‰).

  • показатель перинатальной смертности (количество мертворожденных и умерших в первые 168 часов на 1000 родившихся живыми и мертвыми) в случае ВИЧ-инфекции у матери был 11,0‰, что на 60% выше показателя в общей популяции (6,8‰);
  • показатель ранней неонатальной смертности (число мертворожденных и умерших в первые 168 часов на 1000 родившихся) среди детей от матерей с ВИЧ оказался на 82% выше, чем в общей популяции (2,5‰ и 1,4‰, соответственно);
  • показатель младенческой смертности (количество умерших на 1000 родившихся живыми) детей ВИЧ-инфицированных матерей был на 33% выше (6,5‰), показателя в общей популяции (4,9‰).

С чем это может быть связано?

Одной из наиболее вероятных причин специалисты считают более высокую частоту внутриутробных инфекций, в том числе врожденной цитомегаловирусной инфекции. По словам Шахгильдяна, частота ее у детей, рожденных ВИЧ-положительными матерями, существенно выше.

Возможно, иммуносупрессия и другие более тонкие иммунологические нарушения в случае наличия ВИЧ-инфекции у матери увеличивают вероятность передачи ЦМВ через плаценту и создают условия для заражения плода и развития болезни.


Коллаж: Анна Сбитнева

Наиболее типичными клиническими проявлениями врожденной ЦМВ-инфекции являются тромбоцитопеническая пурпура, тромбоцитоз, длительная выраженная желтуха, низкий вес младенца, недоношенность, увеличение печени и селезенки, микроцефалия и гидроцефалия, гепатит, судорожный синдром, синдром мышечных и двигательных нарушений, поражение органов зрения, снижение слуха. При отсутствии лечения значительное число детей погибает в первые месяцы жизни или в 40–90% случаев у малышей развиваются тяжелые отдаленные неврологические нарушения.

Кроме того, даже при бессимптомном течении врожденной ЦМВ-инфекции есть риски отдаленных последствий. В 3–15% случаях формируются поздние неврологические осложнения, включая сенсоневральную глухоту (четверть всех случаев), нарушение восприятия речи при сохранении слуха, детский церебральный паралич, эпилепсию, задержку в развитии речи, снижение способности к обучению, чтению, гиперактивность, поведенческие проблемы.


Коллаж: Анна Сбитнева

По словам Шахгильдяна, расчетные данные показывают, что только в 2019 году не менее 400 младенцев ВИЧ-инфицированных матерей были внутриутробно заражены ЦМВ, из них 110–140 детей — страдают от ЦМВ-заболевания и/или могут иметь отдаленные психомоторные и когнитивные расстройства.

Что делать женщинам и врачам?

По словам врачей, при ведении ВИЧ-положительных беременных и их новорожденных детей очень важно заботиться не только о том, чтобы ребенок не был заражен ВИЧ, но и защитить его от иных внутриутробных инфекций. Это вполне возможно, учитывая существование современных методов лабораторной диагностики и лечения.

«Например, есть возможность использования молекулярных методов диагностики (ПЦР), позволяющих определять у беременной наличие ДНК ЦМВ в крови и моче и тем самым своевременно выявлять вторичную активной ЦМВ-инфекцию, которая также, как и острая (первичная) ЦМВ-инфекция может служить причиной заражения плода вирусом. Или, благодаря выявлению ДНК вируса простого герпеса (ВПГ) в соскобе из цервикального канала у женщины в третьем триместре беременности, устанавливать факт бессимптомного выделения вируса из урогенитального тракта, что может быть причиной заражения вирусом простого герпеса во время рождения ребенка и развития тяжелого неонатального герпеса. Естественно, выявление неблагоприятного факта является основанием для начала соответствующего лечения.


Коллаж: Анна Сбитнева

Кроме того, своевременная вакцинация молодой женщины позволит защитить ее, а значит, в дальнейшем при беременности — и ее будущего ребенка от ряда тяжелых инфекций.
«До наступления беременности женщины с ВИЧ должны вакцинироваться от гепатита В, краснухи, кори, ветряной оспы, коклюша, чтобы не подхватить эти инфекции во время беременности. Должна быть создана комплексная программа вакцинации молодых ВИЧ-положительных женщин. Когда женщина только начинает диспансерное наблюдение в центре по профилактике и борьбе со СПИДом, необходимо сосредотачиваться не только на антиретровирусной терапии и отслеживать показатели вирусной нагрузки и иммунного статуса, но и предлагать соответствующие обследования для создания персональной программы вакцинации от ряда инфекций.

ВИЧ передается: при незащищенном (то есть, без презерватива, или если он порвался, сполз) сексуальном контакте; при совместном использовании зараженных игл, шприцев или других загрязненных инфицированной кровью острых инструментов; при переливании зараженной крови и от матери ребенку во время беременности, родов и грудного вскармливания. Распространение ВИЧ-инфекции от больных детей связано прежде всего с инфицированием через кровь или другие биологические жидкости, загрязненные кровью. С целью предупреждения заражения персонала, а также при совместном пребывании ВИЧ-инфицированных и не инфицированных ВИЧ детей следует выполнять обычные требования к работе с биологическими жидкостями.

ВИЧ не передается: воздушно-капельным путем, через слюну или через грязные руки (как, например, кишечные инфекции). Полностью реабилитированы и комары – заразиться ВИЧ через укусы насекомых невозможно.

Во всем мире дети с ВИЧ ходят в садики и школы, потому что это не опасно для окружающих. Более того, посещение детского сада более опасно для самого ребенка с ВИЧ, т.к. он сталкивается с большим количеством различных микробов, а это может создать серьезную нагрузку на его иммунитет. Поэтому практически все дети с ВИЧ, посещающие детские учреждения, принимают специальную терапию, которая подавляет ВИЧ и способствует сохранению иммунитета. Риски заразиться от ребенка, успешно получающего терапию, при каких-то травмах и случайных ранениях ничтожно малы.

Тем не менее, давайте разберем ситуации, которые больше всего беспокоят родителей.

Не опасно. Слюна – агрессивная для вируса иммунодефицита среда, в ней он быстро погибает. ВИЧ через слюну не передается.

Риска нет. Через слюну ВИЧ не передается. А крови, чтобы ребенку заразиться, в данном случае нужен очень большой объем. При укусе столько не будет.

Это не так. Один вирус, как говорится, в поле не воин – нужно чтоб их было много.

В таком случае нужно промыть ранки водой, обработать антисептиком. Вирус в кровоток не попадает.

Среди детей неустановленного пути заражения нет. Сегодня в России проживает свыше 7500 детей с ВИЧ, и мы знаем путь инфицирования каждого из них. Маленькие дети заразились от матерей, а подростки в основном теми же путями, что и взрослые – незащищенные половые контакты и наркотики.

Понятно желание родителей оградить ребенка даже от гипотетических рисков, бед, болезней. Но сегодня мы живем в такой реальности, когда уже почти 1% населения нашей страны инфицированы ВИЧ. Поэтому, на мой взгляд, перспективней учить своих подрастающих детей правильно и всегда пользоваться презервативом (вопреки расхожим мифам, он защищает), говорить с ними о вреде наркотиков, то есть, учить, как не заразиться ВИЧ в ситуациях, когда это действительно возможно.

Вопрос о посещении ребенком детского сада или общеобразовательной школы решают его родители вместе с врачом, который наблюдает ребенка. С учетом общего состояния здоровья, уровня психомоторного, речевого и физического развития ребенка определяется оптимальная форма его обучения в раннем, дошкольном и школьном возрасте.

При удовлетворительном состоянии здоровья ВИЧ-положительные дети могут посещать обычные образовательные учреждения, детские кружки, спортивные секции на общих основаниях, так как они не представляют инфекционной опасности ни для других детей, ни для персонала образовательного учреждения. Ни одно официальное лицо (включая директора образовательного учреждения, руководителя районного или городского отдела образования, воспитателей и педагогов и т.д.) не имеет права требовать от родителей справки о наличии или отсутствии у ребенка ВИЧ-инфекции или принуждать родителей к объявлению диагноза ребенка.

Медицинские и другие работники образовательных учреждений, которым стало известно о ВИЧ-положительном статусе ребенка, несут дисциплинарную, административную, а в некоторых случаях – и уголовную ответственность за разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, к которой относится диагноз ребенка и его родителей.

Если работнику образовательного учреждения стало известно о наличии у конкретного ученика ВИЧ-инфекции или о том, что в школе есть ВИЧ-положительный ученик, ему не следует сообщать об этом остальным воспитателям, учителям или родителям – разглашение таких сведений преследуется по закону.
Если о наличии ВИЧ-инфекции у ребенка или у его родителей никому в школе или детском саду не известно и сам ребенок об этом не знает, то проблем, связанных с этой стороной его жизни, в учебном заведении, как правило, и не возникает.

Однако рано или поздно родители расскажут ребенку о том, что у него или у них самих ВИЧ-инфекция. Может случиться и так, что ребенок сам догадается или узнает от других о своем заболевании – ведь его регулярно приводят в СПИД-центр или к врачу-инфекционисту на обследование, он смотрит телевизор, слышит разговоры взрослых. Когда ребенок уже знает о том, что у него или у его родителей ВИЧ-инфекция, как правило, родители просят его хранить это в тайне, но очень беспокоятся, сможет ли он это сделать.

Необходимость сохранения тайны и постоянный страх, что она будет раскрыта, могут отрицательно сказаться на психическом и физическом здоровье ребенка. Он может замкнуться в себе, перестать дружить с детьми, стать нервозным, капризным. Тем не менее страх общественного осуждения, требования забрать ребенка из детского сада или школы вынуждают большинство ВИЧ-положительных родителей тщательно скрывать свой диагноз и диагноз ребенка.
Задача заведующей детским садом или завуча начальной школы – определить ребенка в группу или класс к чуткому и внимательному воспитателю или классному руководителю, с которым впоследствии родителям будет легче установить доверительные отношения.

Сотрудник образовательного учреждения, который знает о ВИЧ-положительном статусе ребенка, должен помогать родителям и ребенку адаптироваться к детскому коллективу, успешно учиться, преодолевать проблемы, вызванные состоянием здоровья ребенка, не поддаваться депрессии и негативным переживаниям, связанным с диагнозом, с необходимостью принимать лекарства и хранить в тайне от всех остальных диагноз или с плохим самочувствием.

Профессионально зрелый, чуткий и грамотный воспитатель или педагог может и должен стать партнером родителей в борьбе за здоровье и психологическое благополучие ребенка.
Если о своем диагнозе рассказал сам ребенок

Возможно, что ребенок сам расскажет воспитателю или учителю о своей болезни. Он может назвать свое заболевание или просто сказать, что болен, что ежедневно принимает лекарства, что больна его мама или отец.

В этом случае ребенка надо заверить в том, что взрослый, которому он доверился (воспитатель или учитель), ему друг, готов ему помогать и поддерживать его и никому не расскажет о том, что стало ему известно. Педагог должен предложить ребенку обязательно рассказать родителям о том, что он сообщил учителю или воспитателю о своем заболевании, и попросить ребенка пригласить родителей для беседы.

В ходе этой беседы педагогу вместе с родителями ребенка необходимо выработать тактику дальнейшего сохранения диагноза ребенка в тайне или, если есть необходимость, – процедуру раскрытия диагноза, выяснить, какую помощь он может оказать для поддержания в хорошей форме физиче-ского и психоэмоционального здоровья ребенка. Очень полезной в данном случае может оказаться помощь школьного психолога – при условии, что родители ВИЧ-положительного ребенка согласятся принять ее, а психолог владеет достаточной и достоверной информацией по проблеме.
Если известно, что, возможно, кто-то из детей, посещающих образовательное учреждение, инфицирован ВИЧ

Подобные расспросы не только незаконны, но могут поставить родителей ВИЧ-положительного ребенка в неловкое положение, спровоцировать нежелательное раскрытие диагноза, что может привести к негативным последствиям как для самого ребенка и его родителей, так и для излишне любопытного работника образования.

В этой ситуации, чтобы развеять мифы, устранить искаженные представления и предрассудки, рекомендуется провести информационно-просветительскую работу по вопросам профилактики передачи ВИЧ и вирусных гепатитов как среди учеников, так и среди учителей, а также организовать уроки толерантности.

Если о ВИЧ-положительном статусе ребенка узнали родители детей, посещающих данное образовательное учреждение. Родители могут обратиться к учителю, воспитателю или руководителю учреждения с просьбой разъяснить, не опасно ли присутствие ребенка с ВИЧ-инфекцией в классе или группе, или же сразу потребовать, часто в категоричной, ультимативной форме, чтобы ВИЧ-положительного ребенка исключили из образовательного учреждения.

Такую беседу можно провести с одним или несколькими родителями. И в том, и в другом случае родителей надо успокоить и попросить не распространять слухи дальше.

Государственная стратегия противодействия распространения ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденная правительством РФ 20 октября 2016 года направлена на повышение информированности граждан Российской Федерации по вопросам ВИЧ-инфекции, а также формирование социальной среды, исключающей дискриминацию по отношению к лицам, зараженным вирусом иммунодефицита человека.

Читайте также: