Вич инфицированный пациент обратился по поводу протезирования

Обновлено: 25.04.2024

В хирургическое отделение больницы скорой медицинской помощи поступило трое больных на экстренную операцию. Один из них состоит на учете как ВИЧ-инфицированный.

Задания

1. Где проводят операцию ВИЧ-инфицированным?

2. Перечислите элементы специальной одежды при работе с ВИЧ-инфицирован-ными пациентами.

3. Составьте план действий сестринского персонала в операционной после оперативного вмешательства ВИЧ-инфицированному пациенту.

4. Расскажите, как Вы обработаете халат, загрязненный кровью.

Эталон ответа

1. Операцию ВИЧ-инфицированному пациенту проводят в обычном операционном зале, по возможности, после выполнения всех запланированных операций.

2. Работая с ВИЧ-инфицированными пациентами, следует быть одетыми в:

- сменную обувь (легко обрабатывающуюся);

- на лице – маска, очки или щитки;

- клеенчатый или резиновый фартук, двое перчаток.

3. После оперативного вмешательства ВИЧ-инфицированному пациенту в операционной следует провести внеплановую генеральную уборку, биоматериал после дезинфекции уничтожить, факт уничтожения отразить в истории болезни, медицинский инструментарий подвергнуть тщательной обработке согласно ОСТ 42-21-2-85.

4. При попадании крови на халат, загрязненный участок обрабатывают тампоном, смоченным дезинфицирующим раствором (3% раствор хлорамина, 2% раствор виркона и т.д.). Затем снимают и подвергают дезинфекции (кипятят в 2% растворе кальцинированной соды или замачивают в 3% растворе хлорамина в течение двух часов). После этого стирают и автоклавируют.

5. Режимы физического метода стерилизации изделий медицинского назначения.

Задача № 13

При заборе крови из вены на биохимические исследования медицинская сестра проколола перчатки и палец загрязненной иглой. Она протерла перчатки тампоном, смоченным 3% раствором хлорамина и продолжила работу с другим пациентом.

Задания

1. Выявите нарушения, допущенные медицинской сестрой процедурного кабинета.

2. Скажите, какой опасности подвергает себя и пациента медицинская сестра в данной ситуации.

3. Определите порядок обработки перчаток, загрязненных кровью.

4. Дайте рекомендации медицинским работникам, оказывающим помощь ВИЧ-инфицированным пациентам в целях профилактики заражения.

Эталон ответа

1. После прокола перчатки необходимо протереть тампоном, смоченным дезинфицирующим средством, снять и положить в емкость с дезинфицирующим раствором для дальнейшей обработки, затем промыть водой и уничтожить. При проколе кожных покровов – кровь выжать или дать стечь, вымыть руки с двукратным наливанием, осушить, обработь 70% спиртом, края обработать 5% раствором йода, заклеить лейкопластырем, надеть стерильные перчатки и только после этого выполнять манипуляции другому больному.

2. В данной ситуации не исключается возможность заражения такими инфекциями, как гепатиты В, С, D, ВИЧ-инфекция, сифилис и др.

3. Перчатки, загрязненные кровью, двукратно протирают тампоном, смоченным дезинфицирующим средством, затем снимают и закладывают в емкость с дезинфицирующим раствором для дезинфекции (концентрация и время выдержки зависят от дезинфицирующего средства). После дезинфекции перчатки промывают проточной водой. Если они одноразовые, то их уничтожают, если многоразовые – в соответствии с нормативными документами.

4. В целях профилактики заражения медицинским работником, оказывающим помощь ВИЧ-инфицированным пациентам, рекомендуется:

- перед манипуляциями проверить целостность аварийной аптечки;

- перед надеванием перчаток обработать кожу ногтевых фаланг 5% раствором йода;

(1) Лица, страдающие психическими расстройствами, обладают всеми правами и свободами граждан, предусмотренными Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Ограничение прав и свобод граждан, связанное с психическим расстройством, допустимо лишь в случаях, предусмотренных законами Российской Федерации.

(2) Все лица, страдающие психическими расстройствами, при оказании им психиатрической помощи имеют право на:

уважительное и гуманное отношение, исключающее унижение человеческого достоинства;

получение информации о своих правах, а также в доступной для них форме и с учетом их психического состояния информации о характере имеющихся у них психических расстройств и применяемых методах лечения;

психиатрическую помощь в наименее ограничительных условиях, по возможности по месту жительства;

содержание в психиатрическом стационаре только в течение срока, необходимого для обследования и лечения;

все виды лечения (в том числе санаторно-курортное) по медицинским показаниям;

оказание психиатрической помощи в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

предварительное согласие и отказ на любой стадии от использования в качестве объекта испытаний медицинских средств и методов, научных исследований или учебного процесса, от фото-, видео- или киносъемки;

приглашение по их требованию любого специалиста, участвующего в оказании психиатрической помощи, с согласия последнего для работы во врачебной комиссии по вопросам, регулируемым настоящим Законом;

помощь адвоката, законного представителя или иного лица в порядке, установленном законом.

(3) Ограничение прав и свобод лиц, страдающих психическими расстройствами, только на основании психиатрического диагноза, фактов нахождения под диспансерным наблюдением в психиатрическом стационаре либо в психоневрологическом учреждении для социального обеспечения или специального обучения не допускается. Должностные лица, виновные в подобных нарушениях, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Этика

Основным нормативным актом по вопросам злоупотреблений в пси­хиатрии явля-ется текст, принятый Всемирной психиатрической ассоциа­цией в 1977 году во время сессии на Гавайских островах. Он подтвержда­ет, что призвание врача состоит в исцелении людей при уважении их до­стоинства. Любое постороннее влияние на лечебный процесс должно отвергаться врачом.

Согласно п. 5 Кодекса профессиональной этики психиатра, принятого на Пленуме Правления Российского общества психиатров 19 апреля 1994 г., моральная обязанность психиатра – уважать свободу и независимость личности пациента, его честь и достоинство. Заботиться о соблюдении его прав и законных интересов. Унижение психиатром человеческого достоинства пациента, негуманное, немилосердное отношение к нему являются грубейшими нарушениями профессиональной этики. Психиатр обязан проявлять максимальную деликатность в отношении личной жизни пациента, не вторгаться в эту сферу без его согласия, а в случаях, требующих по медицинским показаниям установления контроля за поведением пациента, ограничивать свое вмешательство рамками профессиональной необходимости; в таких случаях следует сообщать пациенту о причинах и характере предпринимаемых мер. Психиатр должен оказывать помощь пациентам в условиях наименьшего стеснения их свободы, способствовать формированию у них чувства ответственности за свои поступки. При возникновении конфликта интересов психиатр должен отдавать предпочтение интересам пациента, если только их реализация не причинит пациенту серьезного ущерба и не будет угрожать правам других лиц.

4. Религиозная мораль

а. Православная. См. Казус 1.




г. Иудейская. Пытки запрещаются и осуждаются, и, следовательно, участие врачей в них недопустимо.

д. Мусульманская. Ислам запрещает любое посягательствона физиче­скую или психиче-скую целостность человека, даже если речь идет о по­дозреваемом в каком-либо преступ-лении.

е. Буддийская. Придерживается сходной с другими религиями точки зре­ния.

ВИЧ-инфицированный пациент обратился но поводу протезирования пениса.Отказ уролога вызван тем, что пациент является носителем ВИЧ.

Обвиняемый, 28 лет, подозревается в организованном групповом гра­беже; допрос невозможен по причине психического расстройства обвиня­емого.

Либо участие психиатра в допросе, либо он назначает психотропные препараты.

1. Международное право

Рассматриваемый случай представляет собой один из примеров зло­употреблений в психиатрической практике, запрещенных не только все­ми международными документами, но также и рекомендацией n.R. (83) 2, принятой Комитетом министров 22.02.1983 г., относительно юридической защиты лиц, страдающих пси­хическими расстройствами и подвергающихся принудительному лече­нию (см. статью 5 и пункты 29-32 изложения мотивов). В отношении телесных наказаний в школе как формы бесчеловечно­го и унижающего достоинство обращения см. резолюцию (87) 9, принятую Комитетом министров Совета Европы 25.06.1987 г.; постановление Суда по правам человека по делу Кэмпбелла и Козенса против Соединен­ного Королевства (25.02.1982 г.) и доклады Комиссии по правам человека 23.01.1987 г. и 16.07.1987 г. по заявлениям 9119/80; 9014/81 и 10592/83 все против Соединенного Королевства.

Российское nраво

(1) Лица, страдающие психическими расстройствами, обладают всеми правами и свободами граждан, предусмотренными Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Ограничение прав и свобод граждан, связанное с психическим расстройством, допустимо лишь в случаях, предусмотренных законами Российской Федерации.

(2) Все лица, страдающие психическими расстройствами, при оказании им психиатрической помощи имеют право на:

уважительное и гуманное отношение, исключающее унижение человеческого достоинства;

получение информации о своих правах, а также в доступной для них форме и с учетом их психического состояния информации о характере имеющихся у них психических расстройств и применяемых методах лечения;

психиатрическую помощь в наименее ограничительных условиях, по возможности по месту жительства;

содержание в психиатрическом стационаре только в течение срока, необходимого для обследования и лечения;

все виды лечения (в том числе санаторно-курортное) по медицинским показаниям;

оказание психиатрической помощи в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

предварительное согласие и отказ на любой стадии от использования в качестве объекта испытаний медицинских средств и методов, научных исследований или учебного процесса, от фото-, видео- или киносъемки;

приглашение по их требованию любого специалиста, участвующего в оказании психиатрической помощи, с согласия последнего для работы во врачебной комиссии по вопросам, регулируемым настоящим Законом;

помощь адвоката, законного представителя или иного лица в порядке, установленном законом.

(3) Ограничение прав и свобод лиц, страдающих психическими расстройствами, только на основании психиатрического диагноза, фактов нахождения под диспансерным наблюдением в психиатрическом стационаре либо в психоневрологическом учреждении для социального обеспечения или специального обучения не допускается. Должностные лица, виновные в подобных нарушениях, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Этика

Основным нормативным актом по вопросам злоупотреблений в пси­хиатрии явля-ется текст, принятый Всемирной психиатрической ассоциа­цией в 1977 году во время сессии на Гавайских островах. Он подтвержда­ет, что призвание врача состоит в исцелении людей при уважении их до­стоинства. Любое постороннее влияние на лечебный процесс должно отвергаться врачом.

Согласно п. 5 Кодекса профессиональной этики психиатра, принятого на Пленуме Правления Российского общества психиатров 19 апреля 1994 г., моральная обязанность психиатра – уважать свободу и независимость личности пациента, его честь и достоинство. Заботиться о соблюдении его прав и законных интересов. Унижение психиатром человеческого достоинства пациента, негуманное, немилосердное отношение к нему являются грубейшими нарушениями профессиональной этики. Психиатр обязан проявлять максимальную деликатность в отношении личной жизни пациента, не вторгаться в эту сферу без его согласия, а в случаях, требующих по медицинским показаниям установления контроля за поведением пациента, ограничивать свое вмешательство рамками профессиональной необходимости; в таких случаях следует сообщать пациенту о причинах и характере предпринимаемых мер. Психиатр должен оказывать помощь пациентам в условиях наименьшего стеснения их свободы, способствовать формированию у них чувства ответственности за свои поступки. При возникновении конфликта интересов психиатр должен отдавать предпочтение интересам пациента, если только их реализация не причинит пациенту серьезного ущерба и не будет угрожать правам других лиц.

4. Религиозная мораль

а. Православная. См. Казус 1.

г. Иудейская. Пытки запрещаются и осуждаются, и, следовательно, участие врачей в них недопустимо.

д. Мусульманская. Ислам запрещает любое посягательствона физиче­скую или психиче-скую целостность человека, даже если речь идет о по­дозреваемом в каком-либо преступ-лении.

е. Буддийская. Придерживается сходной с другими религиями точки зре­ния.

ВИЧ-инфицированный пациент обратился но поводу протезирования пениса.Отказ уролога вызван тем, что пациент является носителем ВИЧ.

Международное право

Российское nраво

«1. ВИЧ-инфицированные – граждане Российской Федерации обладают на ее территории всеми правами и свободами и несут обязанности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Этика

Больные СПИДом имеют право на соответствующее медицинское обслуживание. Врач не имеет морального права отказаться от лечения па­циента но причине того, что последний является вирусоносителем. Ме­дицинская этика не допускает такого рода дискриминации.

В соответствии с п. 2 раздела I Кодекса врачебной этики главная цель профессиональной деятельности врача (практика и ученого) – сохранение жизни человека, профилак­тика заболеваний и восстановление здоровья, а также уменьше­ние страданий при неизлечимых заболеваниях. Свои обязанно­сти врач выполняет, следуя голосу совести, руководствуясь клятвой Гиппократа, принципами гуманизма и милосердия, документами мирового сообщества по этике, ст. 41 Конститу­ции России и законодательством РФ.

Религиозная мораль

а. Православная. См. Казус 1.

б. Католическая. У церкви нет официальной позиции по этому вопросу. Исходя из тера-певтических показаний и из того, что операция по проте­зированию пениса рекомендуется с медицинской точки зрения и может оказаться эффективной, по крайней мере в психо-логическом плане, нам кажется морально неприемлемым отказ уролога, возражающего против проведения операции только лишь из-за сероположительной реакции.

в. Протестантская. Какова бы ни была техника проведения подобной операции, основ-ное в данном случае – выяснить, для чего будет восста­новлена сексуальность пациента. Возможно, что продуктивный обмен мнениями по этому вопросу позволит выработать общую позицию. Труд­но, во всяком случае в данной ситуации, требовать от врача посту-пать против совести.

г. Иудейская. Трудно дать однозначный ответ на поставленный вопрос. Каждый случай должен рассматриваться отдельно. Врачу следует прини­мать во внимание целый ряд фак-торов, среди которых следует отметить, в частности:

Врач должен учитывать также, что подобная операция психологиче­ски очень тяжела для пациентов, и особенно для инфицированного СПИДом. Следует отметить, что такая операция все менее популярна, так как ее можно заменить инъекцией папаверина.

Во всех случаях, если пациент женат, необходимо поставить в извест­ность его жену.

д. Мусульманская. Пациент – носитель ВИЧ должен быть информиро­ван о своем состоянии. Хирург обязан сделать операцию, но при этом ему надлежит усилить меры предосторожности от возможного случайного заражения как самого себя, так и обслуживающего персонала.

е. Буддийская. Ответа нет.

Казус 9

ТРАНСПЛАНТАЦИЯ ОРГАНОВ

Проблема пациентов в состоянии церебральной смерти.

Юноша, 19 лет, жертва дорожно-транспортного происшествия. При­сутствуют все клинические и параклинические признаки церебральной смерти.

Два члена бригады по трансплантации отказываются участвовать в операции по забору органов с целью пересадки по морально-этическим соображениям.

Руководитель бригады требует дисциплинарного наказания.

1. Международное право

Отсутствие оговорки об отказе по морально-этическим соображени­ям объясняется определенной непредсказуемостью в этом вопросе.

2. Российское nраво

Изъятие органов и (или) тканей у живого донора допустимо только в случае, если его здоровью по заключению консилиума врачей-специалистов не будет причинен значительный вред.

Трансплантация органов и (или) тканей допускается исключительно с согласия живого донора и, как правило, с согласия реципиента.

Органы и (или) ткани человека не могут быть предметом купли-продажи. Купля-про-дажа органов и (или) тканей человека, а также реклама этих действий влекут уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Случай довольно неожиданный, так как врачи, прибегающие к отказу по морально-этическим соображениям, входят в состав бригады, регулярно осуществляющей операции

по трансплантации органов. Следо­вательно, отказ касается не самого принципа транс-плантации, так как в этом случае они избрали бы для себя иную профессию. Дело в том, что они ставят под сомнение смерть донора. Но, согласно нормам Всемирной медицин-ской ассоциации, констатация смерти выполняется не вра­чами, осуществляющими транс-плантацию, а двумя другими врачами, ис­пользующими признанные научные методы. В этой связи врач, осущест­вляющий пересадку, должен считать своими пациентами как донора, так и реципиента и защищать интересы обоих (Декларация. Всемирной медицин-ской ассоциации – октябрь 1987 г.). Ни один врач не может производить трансплантацию, если не соблюдены права пациентов (Де­кларация Всемирной медицинской ассоциации – Мадрид, 1987 г.). Следо­вательно, врач-трансплантолог не может отказываться по мораль-но-эти­ческим соображениям только на том основании, что имеются сомнения в правиль-ности заключения врачей о смерти или что смерть была конста­тирована только одним врачом.

Согласно п. 11 раздела II Кодекса врачебной этики при отборе больных, требующих проведения сложных профилактических, диагностических и особенно лечебных (на­пример, трансплантация органов и др.) мероприятий, врачи, вынужденно устанавливающие очередность в оказании помо­щи, должны исходить из строгих медицинских показаний и принимать решения самостоятельно, а лучше коллегиально, с участием членов этического комитета (комиссии).

4. Религиозная мораль

а. Православная. В пункте XII.7 Основ социальной концепции Русской православной церкви установлено: «Современная трансплантология (теория и практика пересадки органов и тканей) позволяет оказать действенную помощь многим больным, которые прежде были бы обречены на неизбежную смерть или тяжелую инвалидность. Вместе с тем развитие данной области медицины, увеличи­вая потребность в необходимых органах, порождает определен­ные нравственные проблемы и может представлять опасность для общества. Так, недобросовестная пропаганда донорства и коммерциализация трансплантационной деятельности создают предпосылки для торговли частями человеческого тела, угрожая жизни и здоровью людей. Церковь считает, что органы человека не могут рассматриваться как объект купли и продажи. Пересадка органов от живого донора может основываться только на добровольном самопожертвовании ради спасения жизни другого человека. В этом случае согласие на экспланта­цию (изъятие органа) становится проявлением любви и состра­дания. Однако потенциальный донор должен быть полностью информирован о возможных последствиях эксплантации органа для его здоровья. Морально недопустима эксплантация, прямо угрожающая жизни донора. Наиболее распространенной являет­ся практика изъятия органов у только что скончавшихся людей. В таких случаях должна быть исключена неясность в определе­нии момента смерти. Неприемлемо сокращение жизни одного че­ловека, в том числе через отказ от жизнеподдерживающих про­цедур, с целью продления жизни другого.

На основании Божественного Откровения Церковь исповеду­ет веру в телесное воскресение умерших (Ис. 26. 19; Рим. 8. 11; 1 Кор. 15. 42-44, 52-54; Флп. 3. 21). В обряде христианского погребения Церковь выражает почитание, подобающее телу скончавшегося человека. Однако посмертное донорство органов и тканей может стать проявлением любви, простирающейся и по ту сторону смерти. Такого рода дарение или завещание не мо­жет считаться обязанностью человека. Поэтому добровольное прижизненное согласие донора является условием правомерно­сти и нравственной приемлемости эксплантации. В случае если волеизъявление потенциального донора неизвестно врачам, они должны выяснить волю умирающего или умершего человека, об­ратившись при необходимости к его родственникам. Так назы­ваемую презумпцию согласия потенциального донора на изъятие органов и тканей его тела, закрепленную в законодательстве ряда стран. Церковь считает недопустимым нарушением сво­боды человека.

В пункте XII.8 Основ социальной концепции Русской православной церкви отмечено: «Практика изъятия человеческих органов, пригодных для трансплантации, а также развитие реанимации порождают проблему правильной констатации момента смерти. Ранее критерием ее наступления считалась необратимая остановка дыхания и кровообращения. Однако благодаря совершенствова­нию реанимационных технологий эти жизненно важные функции могут искусственно поддерживаться в течение длительного вре­мени. Акт смерти превращается таким образом в процесс уми­рания, зависимый от решения врача, что налагает на современ­ную медицину качественно новую ответственность.

Вместе с тем недопустимо с точки зрения этики предусматривать дисциплинарные санкции в отношении тех (врачей или помощников), кто отказывается принимать участие в операции по пересадке по моральным или религиозным обстоятельствам.

в. Протестантская. Вне сомнения, пересадка органов носит законный характер при усло-вии, что в равной степени соблюдаются права и реципиента, и донора.

г. Иудейская. Идея применить дисциплинарные санкции представляется ошибкой и неува-жением элементарных прав человека. Дело в том, что рассматриваемый случай ставит две деликатные проблемы:

- определение момента наступления смерти.

Согласно иудаизму, уважение к человеческой жизни отнюдь не предполагает пре-небрежительное отношение к телу покойного. Являясь физической оболочкой души, тело человека требует уважения даже после смерти. Необходимость почтительного отношения к останкам человека со всей определенностью подчеркнута в Талмуде. Тело и все его органы отмечены печатью святости, и мы должны проявлять по отношению к ним знаки бесконечного уважения. Аутопсия и трансплантация органов раз­решаются только при вполне определенных обстоятельствах. С другой стороны, большинство представителей еврейских руково­дящих кругов не принимают критерий церебральной смерти.

Согласно иудаизму, отсутствие движений, биения сердца и дыхания означает на­ступление смерти. Иными словами, смерть может быть констатирована лишь при наличии этих трех признаков.

Таким образом, совершенно нормально, что есть такие врачи, которые по религиоз-ным мотивам отказываются участвовать в заборе органов. Абсолютно законно уважать религиозные убеждения всех и каждого.

д. Мусульманская. Ислам разрешает пересадку органов,взятых у умер­шего человека, при соблюдении следующих условий:

- констатация церебральной смерти осуществляется тремя врачами, в том числе одним невропатологом (хирурги, которые будут производить трансплантацию, не должны входить в состав этой группы);

- вознаграждение не выплачивается;

- трансплантация проводится в медицинском центре, официально признанном мини-стерством здравоохранения соответствующей страны;

- покойный не делал никакого заявления с возражением против за­бора какого-либо органа.

В данном случае мы имеем дело с отказом двух членов бригады по проведению трансплантации.

Приведенные выше мотивы отказа не могут его оправдать, поскольку подобная практика трансплантации уже положительно зарекомендовала себя.

е. Буддийская. Необходимо сделать все, чтобы спасти больного, избегая при этом излиш-него терапевтического рвения.

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации


Основным нормативным актом по вопросам злоупотреблений в пси­хиатрии явля-ется текст, принятый Всемирной психиатрической ассоциа­цией в 1977 году во время сессии на Гавайских островах. Он подтвержда­ет, что призвание врача состоит в исцелении людей при уважении их до­стоинства. Любое постороннее влияние на лечебный процесс должно отвергаться врачом.

Согласно п. 5 Кодекса профессиональной этики психиатра, принятого на Пленуме Правления Российского общества психиатров 19 апреля 1994 г., моральная обязанность психиатра – уважать свободу и независимость личности пациента, его честь и достоинство. Заботиться о соблюдении его прав и законных интересов. Унижение психиатром человеческого достоинства пациента, негуманное, немилосердное отношение к нему являются грубейшими нарушениями профессиональной этики. Психиатр обязан проявлять максимальную деликатность в отношении личной жизни пациента, не вторгаться в эту сферу без его согласия, а в случаях, требующих по медицинским показаниям установления контроля за поведением пациента, ограничивать свое вмешательство рамками профессиональной необходимости; в таких случаях следует сообщать пациенту о причинах и характере предпринимаемых мер. Психиатр должен оказывать помощь пациентам в условиях наименьшего стеснения их свободы, способствовать формированию у них чувства ответственности за свои поступки. При возникновении конфликта интересов психиатр должен отдавать предпочтение интересам пациента, если только их реализация не причинит пациенту серьезного ущерба и не будет угрожать правам других лиц.

4. Религиозная мораль

а. Православная. См. Казус 1.

г. Иудейская. Пытки запрещаются и осуждаются, и, следовательно, участие врачей в них недопустимо.

д. Мусульманская. Ислам запрещает любое посягательство на физиче­скую или психиче-скую целостность человека, даже если речь идет о по­дозреваемом в каком-либо преступ-лении.

е. Буддийская. Придерживается сходной с другими религиями точки зре­ния.

ВИЧ-инфицированный пациент обратился но поводу протезирования пениса. Отказ уролога вызван тем, что пациент является носителем ВИЧ.

1. Международное право

Читайте также: