Вирус цифрового слабоумия спаси своего ребенка от гаджетов

Обновлено: 24.04.2024

Сегодня весь мир помешался на гаджетах: смартфонах, планшетах и прочей цифровой технике. Вместе с ними в мир проникает вирус цифрового слабоумия. И это не шутка, это диагноз.

В 2007 году специалисты заметили, что с каждым годом все больше детей — представителей цифрового поколения страдают расстройством внимания, потерей памяти, низким уровнем самоконтроля, когнитивными нарушениями, подавленностью и депрессией. Исследования показывают, что в мозгу представителей цифрового поколения наблюдаются изменения, похожие на те, что появляются после черепно-мозговой травмы или на ранней стадии деменции — слабоумия, которое обычно развивается в старческом возрасте.

Вирус цифрового слабоумия родителям на заметку

Хочешь сказать, что сейчас совсем другие дети? Да, дети другие, но мозг у них такой же, что был у человека тысячу лет назад, — 100 миллиардов нейронов, каждый из которых связан с десятью тысячами себе подобных.

Также ребенку нужен здоровый и полноценный сон. Но современные дети не способны выйти из Интернета и оторваться от компьютерных игр. Это сильно сокращает длительность их сна и ведет к нарушениям. Какое может быть развитие, когда ты уставший и у тебя болит голова, а школьные задания никак не лезут в голову?!



Ты спросишь, как же цифровые технологии могут изменить мозг ребенка? Во-первых, количество внешних стимулов ограничивается из-за однообразного времяпровождения в Интернете. Ребенок не получает необходимого ему опыта, чтобы развить достаточно важные участки мозга, которые отвечают за сопереживание, самоконтроль, принятие решений… А то, что не работает, отмирает. Ведь у человека, который перестал ходить, атрофируются ноги? Дети не привыкли запоминать информацию — им проще найти ее в поисковых системах. Вот тебе и проблемы с памятью. Они ее совершенно не тренируют.


Думаешь, что дети стали намного умнее благодаря Интернету? А знаешь ли ты, что нынешние одиннадцатилетние выполняют задания на таком уровне, который демонстрировали восьми- или девятилетние дети 30 лет назад. Исследователи отмечают, что одной из основных причин этого является жизнь в виртуальном мире.

Но ты еще можешь спасти своих детей! Достаточно просто ограничить время пользования всевозможными гаджетами.

Сыновья создателя сервисов Blogger и Twitter могут пользоваться своими планшетами и смартфонами не больше 1 часа в день, а директор OutCast Agency, ограничивает использование гаджетов в доме 30 минутами в день. Его младшие дети совсем не имеют гаджетов.

Вирус цифрового слабоумия родителям на заметку

Сегодня весь мир помешался на гаджетах: смартфонах, планшетах и прочей цифровой технике. Вместе с ними в мир проникает вирус цифрового слабоумия. И это не шутка, это диагноз. В 2007 году специалисты заметили, что с каждым годом все больше детей — представителей цифрового поколения страдают расстройством внимания, потерей памяти, низким уровнем самоконтроля, когнитивными нарушениями, подавленностью и депрессией. Исследования показывают, что в мозгу представителей цифрового поколения наблюдаются изменения, похожие на те, что появляются после черепно-мозговой травмы или на ранней стадии деменции — слабоумия, которое обычно развивается в старческом возрасте.

Хочешь сказать, что сейчас совсем другие дети? Да, дети другие, но мозг у них такой же, что был у человека тысячу лет назад, — 100 миллиардов нейронов, каждый из которых связан с десятью тысячами себе подобных.

Мозг формируется, когда есть внешние стимулы и чем больше их будет — тем лучше для мозга. Поэтому очень важно, чтобы дети исследовали мир физически, но не виртуально. Это нужно растущему мозгу, как и тысячу лет назад.

Также ребенку нужен здоровый и полноценный сон. Но современные дети не способны выйти из Интернета и оторваться от компьютерных игр. Это сильно сокращает длительность их сна и ведет к нарушениям. Какое может быть развитие, когда ты уставший и у тебя болит голова, а школьные задания никак не лезут в голову?!

Ты спросишь, как же цифровые технологии могут изменить мозг ребенка? Во-первых, количество внешних стимулов ограничивается из-за однообразного времяпровождения в Интернете. Ребенок не получает необходимого ему опыта, чтобы развить достаточно важные участки мозга, которые отвечают за сопереживание, самоконтроль, принятие решений… А то, что не работает, отмирает. Ведь у человека, который перестал ходить, атрофируются ноги? Дети не привыкли запоминать информацию — им проще найти ее в поисковых системах. Вот тебе и проблемы с памятью. Они ее совершенно не тренируют.

Думаешь, что дети стали намного умнее благодаря Интернету? А знаешь ли ты, что нынешние одиннадцатилетние выполняют задания на таком уровне, который демонстрировали восьми- или девятилетние дети 30 лет назад. Исследователи отмечают, что одной из основных причин этого является жизнь в виртуальном мире.

Но ты еще можешь спасти своих детей! Достаточно просто ограничить время пользования всевозможными гаджетами. Ты будешь удивлен, но Стив Джобс, гуру цифровой индустрии, именно так и делал. Его дети не пользовались айпадом вообще, а другие гаджеты им запрещалось использовать по ночам и в выходные дни.

Сыновья создателя сервисов Blogger и Twitter могут пользоваться своими планшетами и смартфонами не больше 1 часа в день, а директор OutCast Agency, ограничивает использование гаджетов в доме 30 минутами в день. Его младшие дети совсем не имеют гаджетов.

От автора: Прочитала в просторах интернета статью на тему "Вирус цифрового слабоумия". Хоть в реальности такого вируса нет, как и диагноза "цифровое слабоумие" в МКБ (в настоящее время), но проблема очень актуальна. Всем родителям на заметку.

Вирус цифрового слабоумия Всем родителям на заметку

Сегодня весь мир помешался на гаджетах: смартфонах, планшетах и прочей цифровой технике. Вместе с ними в мир проникает вирус цифрового слабоумия. И это не шутка, это диагноз. В 2007 году специалисты заметили, что с каждым годом все больше детей — представителей цифрового поколения страдают расстройством внимания, потерей памяти, низким уровнем самоконтроля, когнитивными нарушениями, подавленностью и депрессией. Исследования показывают, что в мозгу представителей цифрового поколения наблюдаются изменения, похожие на те, что появляются после черепно-мозговой травмы или на ранней стадии деменции — слабоумия, которое обычно развивается в старческом возрасте.

Хочешь сказать, что сейчас совсем другие дети? Да, дети другие, но мозг у них такой же, что был у человека тысячу лет назад, — 100 миллиардов нейронов, каждый из которых связан с десятью тысячами себе подобных.

Мозг формируется, когда есть внешние стимулы и чем больше их будет — тем лучше для мозга. Поэтому очень важно, чтобы дети исследовали мир физически, но не виртуально. Это нужно растущему мозгу, как и тысячу лет назад.

Также ребенку нужен здоровый и полноценный сон. Но современные дети не способны выйти из Интернета и оторваться от компьютерных игр. Это сильно сокращает длительность их сна и ведет к нарушениям. Какое может быть развитие, когда ты уставший и у тебя болит голова, а школьные задания никак не лезут в голову?!

Ты спросишь, как же цифровые технологии могут изменить мозг ребенка? Во-первых, количество внешних стимулов ограничивается из-за однообразного времяпровождения в Интернете. Ребенок не получает необходимого ему опыта, чтобы развить достаточно важные участки мозга, которые отвечают за сопереживание, самоконтроль, принятие решений… А то, что не работает, отмирает. Ведь у человека, который перестал ходить, атрофируются ноги? Дети не привыкли запоминать информацию — им проще найти ее в поисковых системах. Вот тебе и проблемы с памятью. Они ее совершенно не тренируют.

Думаешь, что дети стали намного умнее благодаря Интернету? А знаешь ли ты, что нынешние одиннадцатилетние выполняют задания на таком уровне, который демонстрировали восьми- или девятилетние дети 30 лет назад. Исследователи отмечают, что одной из основных причин этого является жизнь в виртуальном мире.

Но ты еще можешь спасти своих детей! Достаточно просто ограничить время пользования всевозможными гаджетами. Ты будешь удивлен, но Стив Джобс, гуру цифровой индустрии, именно так и делал. Его дети не пользовались айпадом вообще, а другие гаджеты им запрещалось использовать по ночам и в выходные дни.

Сыновья создателя сервисов Blogger и Twitter могут пользоваться своими планшетами и смартфонами не больше 1 часа в день, а директор OutCast Agency, ограничивает использование гаджетов в доме 30 минутами в день. Его младшие дети совсем не имеют гаджетов.


Говорят, что в мозге цифрового поколения происходят изменения, похожие на раннюю стадию старческого слабоумия и даже как после черепно-мозговой травмы. По данным учёных, радиус активности детей с 1970 г. сократился на 90%! Дети вместо игр на улице сидят дома, уткнувшись в свои смартфоны и компьютеры. Притом что растущему мозгу для развития необходимо как можно больше внешних стимулов, чтобы научиться принимать решения, сопереживать, контролировать свои поступки. А если взаимодействие с живыми людьми сведено к минимуму, а физический мир заменяется виртуальным, если запоминать информацию нет нужды, потому что можно найти в Интернете, то участки мозга, отвечающие за память, самоконтроль и т. д., а­трофируются за ненадобно­стью.

Такое рассеянное внимание и невозможность концентрации на длинных текстах, сложных проблемах объясняют отчасти тот факт, что нынешние школьники подчас с трудом справляются с задачами, которые решали их сверстники лет 20-30 назад.


Одинокие и депрессивные

Другая важная черта современных подростков - нежелание взрослеть и брать на себя ответственность. Вся их жизнь оказывается сосредоточенной в смартфоне или компьютере, поэтому выходить из дома, искать работу (можно же делать вид, что учишься) просто не нужно.

Добавьте к этому сокращённый сон. Многие подростки теперь спят меньше 7 часов (и телефон даже во время сна всегда под подушкой), тогда как норма - 9 часов. Недостаток сна приводит к ожирению и повышенному давлению, способ­ствует развитию депрессии и тревожности. А учёные утверждают: существенные изменения в психическом здоровье появляются, когда человек ежедневно проводит в Сети больше 2 часов в день. И тут уж не до развития мозга.

Всё запретное привлекательно. Особенно для подростков, которые всё делают с точностью до наоборот.

Справедливости ради стоит сказать, что не все используют Интернет только для развлечений. Есть подростки, которые готовы применять Интернет и соцсети для образования. И здесь возможности тоже безграничны: онлайн-лекции университетского уровня, приложения, образовательные фильмы и т. д.

Кстати, вот и ещё факт: среди нынешних подростков стало меньше ранних беременностей. Снижение сексуальной активности тоже связано c любовью к гаджетам. Причём не только дети, но и взрослые стали менять близость и общение друг с другом на соцсети. Даже телефонные звонки всё больше устаревают: более удобным и корректным считается сообщить о чём-то в мессенджере или по электронной почте, особенно когда речь идёт о рабочих вопросах.


Гаджеты как замена родителей

Мне приходится наблюдать очень разных подростков. Многие из них рвутся погулять, но родители не пускают - страшно, некому проследить, нет времени познакомиться с друзьями, с которыми он гуляет. Лучше пусть в планшете ковыряется. Такие дети позже взрослеют, не стремятся к самостоятельности. Потому что, опять же, страшно. Вот и сидят подросшие дети в Сети, не зная, чем ещё занять себя.


Нам просто некогда разговаривать с другими. Максимум - лайк, смайлик, короткий комментарий.

Мир помешан на гаджетах, а интернет-жизнь становится интереснее, чем реальная. В мире уже на полном серьезе говорят о вирусе цифрового слабоумия, поражающем детей. Чем грозит зависание в телефоне и бесконечное листание картинок в Сети, рассказывает нейробиолог, руководитель центра развития мозга Илья Мартынов.

Интернет-кайф

Проблема отцов и детей актуальна всегда.

- Говорят, что из-за обилия информации мы вошли в стадию перегрузки, когда уже сложно что-то воспринимать. Мозг не справляется?

- Мы действительно страдаем от этого. Мозг воспринимает данные порциями. Обработать и усвоить большие дозы нескончаемым потоком он не может. Наступает перегруз, затык, когда уже ничего не запоминается и не воспринимается.

Эра умных идиотов

- Боюсь представить, насколько цифровой мир влияет на новые поколения.

- Как-то к нам в институт пришла женщина с трехлетней дочерью. Девочка пила сок из пачки и вдруг начала рыдать. Она расстроилась, потому что не могла увеличить картинку на коробочке, как на телефоне. Дети настолько привыкают везде использовать сенсорные панели, что ищут в реальности отклик с любых поверхностей. В придачу они еще больше зависимы от технологий.

Мы проводили эксперимент, предлагали трехлеткам на выбор: смартфон со знакомыми играми, сладости, поход в парк развлечений, другие альтернативы. Ничего их не интересовало, кроме гаджета. Вы знаете, мозг - ограниченный ресурс. Это раньше считалось, что мы используем его на 10 %. Cейчас уже говорят, что он работает на все 100. А у детей он быстрее специализируется. Если ребенок загружает свои 100% компьютерными играми - а там множество каналов восприятия: визуальный, слуховой, осязательный, - голова в первую очередь реагирует на все эти раздражители иллюзорной реальности.

Гаджеты могут стать причиной серьезных болезней.

- Дети действительно могут стать слабоумными из-за смартфона?

- Цифровая деменция, или нарушение мышления и познавательных сфер, - это производная зависимости от гаджетов. О первых случаях упоминалось еще девять лет назад - сначала в Южной Корее, затем в Европе, США. Ученые обнаружили, что некоторые подростки страдают потерей памяти, расстройством внимания, низким уровнем самоконтроля и депрессией. Изменения в их мозге очень схожи с последствиями черепно-мозговых травм. Даже были данные об усыхании серого вещества коры головного мозга. А часть симптомов напоминают ранние стадии деменции пожилых людей.

При длительном воздействии онлайн-игр у подростков ухудшались мыслительные процессы, рабочая память, способность мысленно манипулировать предметами, чтобы решить головоломки, переключение с одних задач на другие, глубина погружения в материал и т.д. Ситуация усугубилась с появлением социальных сетей. В 2015 году немецкий психиатр, исследователь головного мозга Манфред Шпицер доказал разрушение когнитивных функций мозга, связанное с чрезмерным использованием цифровых технологий.

- Получается, имея предельно легкий доступ ко всем знаниям мира и новым технологиям, дети становятся тупее?

- Проблема в самой подаче информации. Раньше дети читали, обдумывали, усваивали текст. Сейчас - бегло просматривают, скачут по отдельным фразам, ни во что особо не вникая. Их восприятие становится все более и более поверхностным. Они реагируют уже только на то, что их развлекает и задевает эмоционально.


Страшное общение

- Специалисты отмечают, что молодежи все сложнее общаться. Появляются новые виртуальные помощники, разрабатываются андроиды-партнеры. Почему социальные сети нас не объединили?

- Что же делать - отнимать гаджеты, запрещать Интернет?

- Пока не изобрели ничего иного, надо ограничивать время, которое дети проводят с гаджетами. Известные IT-специалисты и разработчики именно так и делают. Надо предлагать своим сыновьям и дочерям альтернативные варианты времяпровождения - побольше гулять, общаться вживую, выезжать на природу. Помогать им наращивать качественные социальные контакты и всесторонне развивать свой мозг. Пока это единственный способ предотвратить цифровое слабоумие.

Читайте также: