Вирус добра и зла

Обновлено: 13.05.2024

Наверняка каждый из нас хоть однажды, да сталкивался с таким таинственным и страшным явлением, когда страх, ненависть, жестокость, проявленные одним человеком, неожиданно охватывают и людей, окружающих его.

Приведу один наглядный пример такого преображения. В волжской деревне в начале XX века начали болеть коровы. Приехавший ветеринар осмотрел животных, но разобраться в причинах болезни не смог. А надо сказать, что почти в любой российской деревне живет мужчина или женщина, пользующиеся дурной славой, попросту говоря, ведьма или колдун, или же просто человек с дурным глазом.

То, что страдания отнюдь не возвышают дух человека, знает каждый, знакомый, например, с армейской "дедовщиной" - так почему Бог терпит зло, а наказание часто бывает символическим и слишком запоздавшим.

А каким образом ускоряется эволюция, когда учёные мужи выяснили главный её принцип - "выживает сильнейший"? И тут философия, оправдывающая наличие зла, начинает извиваться в своих суждениях, говоря, что это скоро должно закончиться, что добро победит злые силы и наступит золотой век. Только вот как, по их мнению, будет продолжаться эволюция, без зла и страданий? Здесь вся эта философия приходит в тупик.

Можно говорить что угодно - что зло возникает только в нашем сознании, когда оно видит темный аспект бытия. Но ведь страдают не только люди со своим сознанием. Животным и растениям тоже больно. Когда над ними издеваются, бьют, убивают. Растения - ломают, срывают, топчут и мнут. Пусть они и не называют это злом. Что же на самом деле является злом?

Зло - это заразная вирусная болезнь. Вирус, которым болеет природа, которым болеет тело мироздания, мельчайшими клеточками которого мы являемся. Олицетворением зла считается сатана или дьявол. Человек персонифицирует его так же, как персонифицирует Бога. Но дьявол, как и Бог, это не старик на облаке и не рогатый черт с драконьим оскалом.

Дьявол, или зло - это, вообще-то, принцип. Это возможность парадоксальности, возможность творения наоборот, то есть разрушения. Его можно сравнить с вирусом рака в теле человека. Этот вирус поедает тело Вселенной, тело мироздания, тело всей бесконечности.

«Если мы вспомним, очень быстрое порабощение людской массы эмоциями и огромную силу последних в толпе, то должны будем прийти к выводу, что вообще все загадочные явления массовой психики могут получить правильное объяснение только с точки зрения непосредственного влияния эманации (силы) мысли или психофизической энергии, - писал Лодыженский.

Средневековые философы были убеждены, что все болезни - и психические, и физические - проникают в тело человека через глаза. Именно глаза с незапамятных времен считались дверью, через которую не только душа попадает в тело или покидает его, но и проникают маленькие вредоносные духи-бесы, обитающие в злых людях. Я же добавлю от себя, что проникают не только через глаза, но и через уши тоже - глазами мы видим, а ушами слышим.

Проникнув в тело человека, бесы - вирусы зла, или информационные вирусы, как их сегодня иногда называют, - поражают сознание. В нем заключается личный мир человека, его самая интимная часть. И именно на сознании, прежде всего, сказывается воздействие вируса зла. Это самый опасный вид вторжения.

Иногда даже человек сомневается в своем здравомыслии, правильности своего восприятия окружающего мира. Но, в конце концов, наступает время, когда кто-то настолько овладевает им, что человек уже не замечает потери разума.

Кроме постепенного заражения вирусами зла существует еще одно быстрое и, пожалуй, более опасное своими проявлениями заражение. Оно происходит в толпе.

Вирусы зла, как и обычные вредоносные микробы, воздействуют в этом случае быстрее, и результат их проявления страшнее. О примерах такого массового заражения, приводящего к полному затмению разума и совершению зверского убийства, уже упоминалось.

Причиной такого быстрого заражения и страшной развязки является состояние транса, в которое впадают люди, объединившиеся в толпу.

«Феномен толпы так же стар, как и само человечество, - утверждает профессор Анатолий Журавлев, руководитель Института психологии РАН. - Дитав Лебон называл толпой собрание людей, в котором «. сознательная личность исчезает, причем чувства и идеи всех отдельных единиц, образующих целое, именуемое толпой, принимают одно и то же направление. Образуется коллективная душа, имеющая, конечно, временный характер, но и очень определенные черты.

А теперь представьте себе, что в эту коллективную душу, когда угасает разум каждого из участников, подброшен вирус зла. Он принесен уже зараженным человеком, в какой-то момент ставшим вожаком толпы. Этот вожак становится своеобразным запалом, от которого вирус зла мгновенно распространяется и, как пожар, охватывает всех людей.

В результате у многих-многих современных россиян вместо нравственных норм в душе образовался вакуум, заполняемый кровавыми боевиками и низкопробными сказками о сладкой жизни. И все это происходит на фоне повального увлечения специфической музыкой, быстро вгоняющей в транс и преобразующей людей в толпу.

Не последнюю роль здесь играет и подогреваемый извне интерес к национализму, как и к восточным сектам, которые с помощью медитаций быстро превращают людей в толпу, в которую легко подбросить любые вирусы зла.

Как же противостоять разгулу зла человеку, вынужденному жить в таком мире? Да просто крепостью иммунитета, нарабатывая его воспитанием и самовоспитанием, недопущением зла в свое сердце, а также проявлением противоположных злу качеств - великодушия, отваги, взаимопомощи, солидарности, Любви (любовь к людям, к родной культуре, к своему отечеству) и других.

Также необходимо помнить, что зло злом не уничтожается, но умножается. "Не будь побежден злом, но побеждай зло добром".

Нельзя позволить злу разжечь в себе злобливость и гневливость, ибо зло черпает в них нужную энергию, используя человека в качестве дойной коровы и, пока вы слабеете и болеете, зло растёт и набирает силу.

Ну а Путь спасения от внутреннего и внешнего зла один и я его уже называл - это Путь Настоящего Развития.


Когда начинается обсуждение вопроса о добре и зле, нередко можно услышать примерно следующее утверждение.

Вот такой по-своему красивый физико-математический подход к проблеме добра и зла. И ведь многим кажется, что это глубоко верно. Известно же, что наличие противоречий, конфликтов, антагонизмов часто является стимулом к развитию. Это касается и природы, и общества, и человека. Так может, добро и зло действительно действуют сообща, создавая условия для жизни, давая ей энергию? И уничтожение зла приведёт к уничтожению жизни? Давайте разберёмся.

Сначала о сути добра и зла. Древнеарийское учение и зороастризм утверждают, что добро — это гармония мира и его гармоничное развитие, а зло — это разрушение гармонии мира и препятствование гармоничному его развитию. Это же положение в том или ином виде содержится во всех светлых религиях. Заметим, что развитие, то есть жизнь, однозначно отнесено к свойствам добра, и никак не является результатом борьбы добра и зла. Напротив, именно злу не нужно развитие мира, оно для зла смертельно опасно, так как делает мир совершеннее, а более совершенный мир злу разрушать труднее. По сути, зло — это паразит на теле мира, вирус, поразивший единый организм мира. А если мир будет развиваться, укреплять свой иммунитет к злу, то зло зачахнет и умрёт.

Это легко понять, если посмотреть на отношение к жизни, к развитию более или менее нормального, чистого человека. Для того чтобы жить интересной, наполненной жизнью, чтобы развиваться и реализовывать свои возможности, такому человеку совершенно не нужны никакие несчастья, никакие удары судьбы, никакое зло. Ему просто интересно и приятно жить: изучать новое, постигать истину, овладевать новыми полезными навыками, творчески самореализовываться, воспитывать и обучать своих детей, любить свою семью, страну, весь мир. И никакой отрицательный стимул, никакая внешняя угроза, никакие коварные враги ему для этого не требуются, они ему только мешают.

Добро органично включает в себя жизнь, а зло по своей природе враждебно жизни. Аналогия с положительным и отрицательным полюсами в физике неверна. Там плюс и минус — противоположные отклонения от равновесного состояния, они равноценны и взаимозаменяемы. А добро и зло не просто противоположны, они имеют принципиально разную природу. Добро без зла прекрасно может существовать, зло без добра неминуемо погибнет, так как ему нечего будет разрушать. И жизнь без зла не просто возможна, она стала бы лучше, разнообразнее, многоцветнее, интереснее. Так что не стоит бояться уничтожать зло, хуже от этого точно не станет, будет гораздо лучше.

А как же тогда тезис о противоречиях как движущей силе развития? Во-первых, противоречия бывают разные по глубине, характеру, природе. Во-вторых, далеко не всегда противоречия приводят к развитию. Простейший пример. Излечившись от тяжёлой болезни, человек порой становится добрее, чище, то есть совершеннее. Иногда у него даже проходят другие застарелые болезни. Но надо чётко понимать, что все эти улучшения происходят не благодаря болезни, а вопреки ей. Организм борется с болезнью, побеждает её, а вместе с ней другие проявления зла. Если же болезнь (зло) победит, то человек станет инвалидом, психически ненормальным, обозлённым на весь свет, а может быть и умрёт. И какое же здесь развитие?

Уважаемый Ю.Новиков, УВЫ! Но Вы не правы. Добро и зло это субъективное восприятие реальных жизненных ситуаций, которые сами по себе беспристрастны. Однако двигателем эволюции всех систем, началом их самоорганизации, являются ДЕСТРУКТИВНЫЕ, (дестабилизирующие),воздействия, субъективно оцениваемые нами как ЗЛО. Это всевозможные природные факторы в виде землетрясения, наводнения, ураганов, пожаров, эпидемий и прочее и прочее, а так же антропогенные деструктивные факторы, такие как войны, революционные перевороты, всевозможные кризисы и т.д. Именно деструктивные факторы ВЫНУЖДАЮТ ВСЕ ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ, ДЛЯ ТОГО ЧТО БЫ ВЫЖИТЬ, ИСКАТЬ ОПТИМАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА АДАПТАЦИИ К ИЗМЕНИВШИМСЯ УСЛОВИЯМ ЖИЗНИ, И ТЕМ САМЫМ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАТЬСЯ, ИЛИ, В ПРОТИВНОМ СЛУЧАЕ ПРОСТО ПОГИБНУТЬ. ТАКИМ ОБРАЗОМ ДЕСТРУКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ СТАВЯТ ВСЕ ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ ПЕРЕД ЖЁСТКИМ ВЫБОРОМ: РАЗВИВАТЬСЯ И ЖИТЬ, ИЛИ ДЕГРАДИРОВАТЬ И ПОГИБНУТЬ. ВЫХОДИТ ТАК, ЧТО ДЕСТРУКТИВНЫЙ ФАКТОР ВЫСТУПАЕТ В КАЧЕСТВЕ СТИМУЛА К РАЗВИТИЮ И САМООРГАНИЗАЦИИ. УЖ ТАК УСТРОЕН НАШ МИР.

Уважаемый Любомир! Никак не могу с вами согласиться. Природные катаклизмы никогда не способствуют развитию. Они уничтожают целые цивилизации с их высочайшим уровнем развития. Они уничтожают целые виды растений и животных. Всё, что выжмвает - это не благодаря, а вопреки. Люди после такого дичают, опускаются в своём развитии до самых примитивных форм. Флора и фауна беднеют. И это вы считаете прогрессом? То же относится к войнам, эпидемиям, революциям и пр. Если они действительно масштабны, то они отбрасывают челдовечество назад, они снижают численность, культурный уровень, генетический потенциал выживших. И все дальнейшие успехи (если они будут) - это не благодаря, а вопреки. Неужели вы считаете, что мировые войны 20 века способствовали развитию человечества? Неужели эпидемии чумы, убмвавшие до половины населения - это прогрессивно?
Вот вам самому нужно ли для нормальной жизни, для развития, чтобы вы тяжело болели, чтобы вас били, унижали, грабили, чтобы вы разрушали себя наркотиками, алкоголем, чтобы вы голодали, не имели жилья? Думаю,что нет. И никому не надо, в том числе и миру.
С уважением, Юрий.

Многоуважаемый Юрий, я понимаю Ваш пламенный гнев, и сам солидарен с Вами, но ПРИРОДА БЕССТРАСТНА и не зависимо от того нравится что - то нам или не нравится, но она развивается по своим законам. Давайте попробуем спокойно разобраться. Конечно катастрофические деструктивные факторы уничтожают полностью или частично некоторые живые организмы, но те организмы, которые выживают, приобретают качественно новые свойства которых прежде у них не было. Голод заставил первобытного человека совершенствовать орудия охоты,рыбной ловли, начать заниматься земледелием и животноводством, непогода заставила его строить укрытия, а потом и жилища. Болезни заставили людей заниматься медициной, совершенствовать научные исследования в поисках средств защиты от различных заболеваний. Вы знаете, что иммунитет к заболеваниям появляется только после перенесённой болезни, конечно в лёгкой форме. Получается, что без болезни нет и здоровья. С целью защиты от заболеваний делают прививки, т.е. искусственно заражают организм, подвергают его деструктивному воздействию, чтобы вызвать стимуляцию его внутренних защитных сил.Не было бы угрозы войны не появилась бы атомная промышленность, не появилась бы космонавтика, не развились бы средства радио и телекоммуникаций. Ведь они являются побочными продуктами ВПК.
Примеров такого рода несчётное множество. Вот Вы с большой радостью обращаетесь к врачам в поликлинику? Чаще всего мы идём только когда заболит. А каким образом возвращают людей преступивших норму закона к социальной норме? Сажают в исправительные спецучреждения, т.е. подвергают деструктивному воздействию. Однако всё это, (деструктивное стимулирование как средство самоорганизации), относится только к организмам не обладающим развитым самосознанием, которые радикально могут изменять свой образ жизни только под серьёзным внешним деструктивным воздействием. Человек с развитым самосознанием не нуждается во внешних деструктивных воздействиях, поскольку он способен заблаговременно принимать упреждающие меры, исключающие катастрофические последствия.
С уважением, Любомир.

Уважаемый Любомир! Нет, вы меня не убедили. Природа вовсе не беспристрастна. Природа любит гармонию и стремится к ней. Ведь мир был создан по единому непротиворечивому проекту. То, что кому-то нравится или не нравится - это его личное дело. Но сществуют общие принципы организации мира, главным из которых является именно принцип гармонии. И всё, что разрушает гармонию, враждебно всему миру и всем его частям.

Давайте проведем простой мысленный эксперимент. Допустим зла (разрушения мира) не существует. Чем это нам грозит? Нет болезней - нет иммунитета, нет медицины. А зачем они нужны? Нет стихийных бедствий - ничего не разрушается, жизнь идёт нормально. Нет вражды - не нужно оружие. Не будет новых технологий - это большой вопрос. Ведь именно мирные времена характеризуются расцветом науки и производства. А мирные страны далеко не всегда отсталые в техническом отношении. Нет преступности - и прекрасно, не нужны тюрьмы. Нет разрушения природы - отлично, пьем чистую воду, дышим чистым воздухом. И чем это плохо?
Разрушение вовсе не предусмотрено в замысле мира. Это следствие наших ошибок, наших преступлений.
Да и все наши открытия, все наше развитие - это разве не стремление к нормальной жизни? Мы хотим жить без болезней - медицина. Хотим без войн - оружие. Хотим без преступности - тюрьмы. По-моему, так.
С уважением, Юрий.

Уважаемый Юрий, я не собираюсь Вас переубеждать. Как я понял, Вы человек религиозный, и верите, что "Природа вовсе не беспристрастна". Вы пишите, что "Природа любит гармонию и стремится к ней", что "мир был создан по единому непротиворечивому проекту". Уважаемый Юрий, это всё "антропные" принципы не имеющие ни какого отношения к реальной ПРИРОДЕ. Я же РЕАЛИСТ, и стараюсь воспринимать реальный МИР таким каким ОН есть, не навязывая ему своих умозрительных представлений. Реальный МИР, при объективной оценке, КАТАСТРОФИЧЕН И ТРАГИЧЕН, и эволюционирует только по естественным физическим законам,не считаясь с нашими благопожеланиями. Уважаемый Юрий, мне бы очень хотелось знать Ваше мнение по поводу моих МИРОТВОРЧЕСКИХ и РАЗОРУЖЕНЧЕСКИХ УБЕЖДЕНИЙ, изложенных в небольших по объёму статейках: "СОХРАНИМ ЖИЗНЬ НА ЗЕМЛЕ" и "ПРОЕКТ ДЕКЛАРАЦИИ".
С уважением, Любомир.

Спасибо,Любомир, за приглашение. Постараюсь посмотреть ваши работы.
С уважением, Юрий

Добро не может существовать без зла, иначе теряется его смысл. Все из чего-то исходит, это как в математике убрать отрицательные значения!

Уважаемый Ринчин, если считать все деструктивные природные явления как ЗЛО, (это ураганы, разрушительные землетрясения, наводнения и т.д. и т.д.), то такое ЗЛО устранить НЕВОЗМОЖНО и воспринимать его нужно как деструктивный СТИМУЛ, который будет ВСЕГДА побуждать и принуждать нас непрерывно развиваться и самосовершенствоваться, чтобы поддерживать и сохранять жизь на Земле. Но если квалифицировать все антигуманные явления как ЗЛО, (это массовое убийство людей в войнах и вооружённых конфликтах, разбой, бандитизм, насилие, воровство, взяточничество и т.д. и т.д.), то подобное ЗЛО полностью определяется нашими не совершенными социальными отношениями и, в принципе, КО ВСЕОБЩЕМУ БЛАГУ, может быть и ДОЛЖНО БЫТЬ исключено из жизни общества.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Мы ведем себя сообразно обстоятельствам. Но что запускает конкретное поведение? Нервная система, сенсорная стимуляция, которая воспринимается бессознательно. Но что этому предшествовало? Сработали гормоны. И так далее. Так мы дойдем до эволюции и отбора, которые миллионы лет назад запустили весь этот процесс.

— Исследование человека и его поступков с биологической точки зрения — это признание того, что мы, по сути, являемся частью животного мира. И в этом заключается глубокий альтруизм, даже отцовская жалость к своим детям, которые не ведают, что творят. Вы верите в человечность?

— Мы животные, пребывающие в континууме со всеми другими видами, но мы самый уникальный вид. По каким-то показателям мы неотличимы. Когда мы испытываем страх, у нас выделяется тот же гормон, что и у рыбы, за которой гонится акула. Биология удовольствия с точки зрения химии мозга одинакова у нас и у капибары. Нейронные связи у человека и креветки работают по одному и тому же принципу.

Когда дело доходит до агрессии или сочувствия — у нас включаются схожие с приматами биологические процессы. Но только человек может нажать на кнопку и убить тысячи себе подобных, не видя их лица на высоте 10 000 футов или сочувствовать персонажу фильма, которого в реальности не существует — никакое другое животное не способно на такие реакции. Несмотря на одинаковую с приматами биологию, наше поведение определяется совершенно другими причинами, а наши поступки — другими намерениями.

— Обнаружили ли вы какие-либо новые идеи для своего исследования, изучая поведение людей во время COVID-19?

— В своих лекциях вы часто приводили примеры радикальных человеческих преображений, неординарных поступков. Например, Рождественское перемирие во время Первой мировой войны (24 декабря 1914 года немецкие и британские солдаты на Западном фронте Первой мировой войны без каких-либо приказов начали Рождественское перемирие. Оно продолжалось двое суток и сопровождалось обменом подарками, совместным распитием алкоголя, дружескими беседами и игрой в футбол. — Forbes Life). Вы понимаете, какие механизмы способствуют столь радикальной нейронной пластичности и могут вызвать такое переключение мозга? Иными словами, как люди побеждают свою биологическую природу и становятся способны на поступок?

— Думаю, самое главное, что нет единой человеческой природы. У нас много человеческих натур. Или, если точнее, наша основная природа — быть гибкими и зависимыми от контекста в своем поведении. Механизмы, лежащие в основе такой нейронной пластичности, фундаментальны для нас — наша природа меньше ограничена своей биологией, чем у любого другого вида.

— Больше диагноз, чем комплимент, — и это причина, почему я очень рад, что изучал бабуинов, и очень рад, что я им не родился. С точки зрения Макиавелли или сочувствия — и то, и другое.

— Изучали ли вы биологию поведения современных диктаторов?

— Я понимаю, что вы имеете в виду. Ясно одно: если нужно разорвать петли, то чем раньше в жизни будет предпринято вмешательство, тем больше шансов на успех. Как дитя русских иммигрантов (они уехали между 1917 и 1920 годом, что, очевидно, было очень хорошим временем, чтобы выбраться оттуда), я много думаю об этом. Когда я смотрю на проблемы, связанные с тем, что талантливые и одаренные люди эмигрируют из более бедных, менее развитых частей мира в такие страны, как Соединенные Штаты, это действительно большая проблема. С одной стороны, такие люди настолько необходимы для развития своей страны, что было бы здорово, если бы они остались; но в то же время, конечно, они хотят лучшей жизни для себя и своих близких. И есть ирония в том, что такое место, как Соединенные Штаты, которое так много выигрывает от иммиграции таких людей, так часто играет большую роль в том, почему эти развивающиеся страны являются бедными и нестабильными.

— Может ли появиться вакцина от стресса? Этой теме были посвящены ваши 30-летние полевые исследования в Восточной Африке, основанные на методах переноса генов как средства защиты нейронов от деградации.

— Что вы думаете о последних достижениях в области редактирования генов, например о методах лечения CRISPR?

— Я знаю людей, которые работают в этой области и кто быстро запустил CRISPR, — они очень этичны и ответственны. И они осознают моральные риски, связанные с CRISPR. И это очень хорошо. Однако есть веские основания полагать, что они могут потеряют контроль над технологией, что в итоге может обернуться катастрофой.

— У вас вызывают оптимизм такие проекты, как Neuralink Илона Маска? Как вы думаете, сможем ли мы когда-нибудь эффективно изменить и отрегулировать функционал нашего тела посредством вмешательства в деятельность неокортекса (лат. neocortex) — новые области коры головного мозга, которые у низших млекопитающих только намечены, а у человека составляют основную часть коры. Новая кора располагается в верхнем слое полушарий мозга, имеет толщину 2-4 миллиметра и отвечает за высшие нервные функции — сенсорное восприятие, выполнение моторных команд, осознанное мышление и, у людей, речь).

— Конечно, мы это уже делаем. Например, каждый раз, когда пьем кофе, чтобы проснуться. Так мы меняем аспекты неокортикальной активности, чтобы быть немного более функциональными.

— На ваш взгляд, почему богатые люди так мало вкладывают в фундаментальную биотехнологическую науку? Все инвесторы хотят видеть быстрые коммерческие результаты, что повышает риск сомнительных открытий или даже обманов, как в случае с Sirtis Pharmaceuticals и Theranos. Если бы у вас был фонд в $500 млн — какие области или проекты вы бы выбрали?

— А, Theranos (американский стартап — основательница Элизабет Холмс, чье состояние в 2014 году оценивалось в $4,5 млрд. После грандиозного скандала, разразившегося в результате расследования журналиста Джона Каррейру, оказалось, что компания Холмс выдавала желаемое за действительное и обманывала инвесторов, регуляторов, партнеров и потенциальных клиентов. — Forbes Life). Здесь, в Стэнфорде, мы особенно закатываем глаза, вспоминая этот скандал, поскольку она была выпускницей Стэнфорда и, вероятно, училась в моем классе. Если бы у меня было $500 млн, которые я мог бы инвестировать в биотехнологии, мне было бы слишком стыдно и неловко это делать. Думаю, я бы не смог удержаться от того, чтобы вместо этого тратить деньги на дородовой уход, педиатрическое обслуживание и дошкольное образование в наших городах.

— Нет-нет, дело не только в уровне окситоцина. Все, связанное с нашим мозгом и поведением, зависит от экологической регуляции генов, а не генетического детерминизма. Иными словами, на способность чувствовать влияют не только биологические наследственные факторы, а целый комплекс психологических, физиологических, гормональных, культурных и других аспектов. Но вот что интересно — биология сильной любви и сильной ненависти во многом схожа.

— Не могу не спросить от имени армии ваших читателей — как продвигается работа над новой книгой?

— Задумывались ли вы о сценариях будущего мира? Если мы примем гипотезу, что свобода воли является чисто биологической формальностью — обречено ли человечество бегать по кругу? Всегда ли основной мотивацией остаются базовые потребности?

— Я абсолютно уверен в том, что такого понятия, как свобода воли, не существует. Но я также немного запутался, как все-таки должен функционировать мир. Однако я не думаю, что все безнадежно, ведь отсутствие свободы воли не означает, что ничего не может измениться. Просто нужно понять тот факт, что мы не выбираем путь менять себя — нас изменяют обстоятельства, и в этом прямое влияние биологии. Я думаю, что самый важный вывод, который приходит на ум, заключается в следующем. Если вы действительно верите, что свободной воли нет, что обвинение и наказание, похвала и награда — все это неоправданно, что мы представляем собой не более чем результат нашей биологической удачи (включая биологию того, как мы реагируем на окружающую среду), повторяю, если вы действительно в это верите — никогда не будет оправдания тому, что вы имеете право на большее, чем другой, и никогда не будет оснований кого-то ненавидеть. Но об этом гораздо легче говорить на лекции, чем жить подобным образом.

(1) Демоны управляют в первую очередь посредством желания (не имеет значения, идет ли речь о дьяволе или джиннах, сидящих в волшебных лампах,— они всегда являются, чтобы искусить возможностью или судьбой).

Скорее всего, дело в том, что демоны лучше, чем кто-либо другой, понимают главный секрет и психоанализа, и арабских волшебных сказок: мы, люди, неправильно понимаем свое собственное желание; мы не знаем, чего на самом деле хотим, и поэтому всегда желаем не то, что нужно (чаще всего именно то, что для нас смертельно опасно).


Поэтому дьявол зачастую по ошибке принимается за лжеца или обманщика, тогда как на самом деле он, пожалуй, самый кристально честный и моральный из всей потусторонней иерархии: он предлагает подписать контракт, и в этой просьбе нет ничего загадочного или мистического; он даже позволит вам выдвигать свои условия сделки, ведь он делает ставку на неизбежный просчет человека в его собственных желаниях, что обязательно приведет его к неправильному выбору. Вот почему, когда в конце концов дьявол приходит за своим, люди оказываются шокированы или чувствуют, что их предали: за что? Не потому, что дьявол нарушил условия сделки, а за то, что они сами сделали неверный выбор и в ужасе от того, что их ждет расплата.

Как известно, в исламской традиции дьявол изображается как тот, кто предлагает выбор; он не обязательно обманщик, а скорее он держит двери открытыми, постоянно заставляя человеческие души принимать опасные решения (обычно под давлением сопутствующих амбиций или искушая).

Точно так же вирус испытывает нас подобным демоническим образом: он наблюдает наш психологический упадок и социальный коллапс, сделав ставку, прежде всего, на нашу неспособность осознать то, что на самом деле важно и что необходимо делать в данных ужасных обстоятельствах. На какой социально-политический дискурс сегодня ни посмотри, человеческий род вновь и вновь не может понять сам себя.

(2) Демоны самым причудливым образом (часто в зависимости от обстоятельств) лично выбирают своих жертв, исходя при этом не из универсальных представлений или предпочтений, как боги.

И это показывает избранничество как одновременно честь и проклятие: это означает, что человек избирается, чтобы заплатить явившемуся бесу или упырю, и что демон придумывает весьма специфическую приманку или аффективную зону, чтобы удовлетворить вкусы своей жертвы.

Боги предъявляют простыни заповедей, а демон придумывает для каждого контрагента свои условия. Аналогичным образом, мы видим, что вирус оказывает различное идиосинкратическое воздействие на тела и сознание людей, к которым он прикасается: одни истерят, другие сдались, третьи стали циниками, а остальные разгневаны или скорбят.

Он действует не как универсальный закон, через который божество навязывает себя, а играет вдоль линий фрактального распределения различных состояний, условий и ощущений.

(3) Демоны часто бывают вампирами, и в определенной степени пандемия имеет вампирическую методологию.

Прежде всего, я должен уточнить две детали, которые я узнал много лет назад от моего блестящего коллеги Деяна Лукича, который, будучи выходцем из Восточной Европы, знает много всего из местного фольклора о происхождении вампиров.

Во-первых, современные описания неверно представляют укус вампира; раньше знали, что его укус не был источником боли, а, наоборот, всегда вызывал чувство чистого экстаза. Если что и пугало, так это эксцесс удовольствия, связанный с клыками.

И, во-вторых, что массовое увлечение вампирами обычно случается накануне развала империи.

Обычно это моменты великой социально-политической нестабильности, когда внезапно люди впадают в паранойю, опасаясь затаившихся вампирских существ, и причина этого в том, что вампиры представляют собой альтернативную королевскую власть или аристократическую парадигму.

Обратите внимание: цари передают свои династии по родословной; вампиры также устанавливают свою собственную кровную контрлинию, вот почему они представляют угрозу для структур власти. Поэтому меня интересует, как нынешний вирус следующим образом напоминает влияние вампиров.

Во-первых, болезнь превращает нас в себя, точно так же как вампиры превращают нас в самих себя; и во-вторых, он обнажает наши прежние идентичности; одна за другой вытесняет и саботирует наши старые политические, экономические, социальные и культурные представления и показывает, на чем покоится хрупкий карточный домик так называемой реальности.

И наконец, вспоминая об упомянутой выше эйфории от укуса вампира, всякий раз, когда речь заходит об эпидемии, возникает неоднозначный побочный вопрос, о котором не принято вспоминать, а именно — что всегда находятся небольшие группы баг-гиверов , то есть лиц, сознательно заражающих других, и баг-чейзеров , то есть тех, кто добровольно заражает себя, — людей, которые ловят какой-то кайф в логике распространения заразы.


(4) Демоны обладают весьма специфической силой, в отличие от богов, которые обладают тотализирующими способностями всеведения и всемогущества.

Так, некоторые демоны чудесным образом могут левитировать или читать мысли; одни обитают на природе, в лесах или пустынях, в то время как другие могут управлять стихиями; одни могут подавать голоса для чревовещателей, а другие могут соблазнять незнакомых людей. Соответственно, наш вирус тоже обладает весьма специфическими свойствами: он воздействует не на каждый орган, а на эксклюзивные участки тела; он вызывает определенные специфические реакции; он распространяется по определенным специфическим каналам. Таким образом, это в теории позволяет представить вирус как частичную силу — в том же смысле, в котором средневековые мастера боевых искусств никогда не считали себя абсолютными мастерами движения или боя, а считали себя лишь специалистами одной школы или в стиле борьбы одного из животных.

(5) Демоны скрытны и аморфны: они обладают элитными свойствами маскировки и превращения.

Поэтому у богов обычно есть статуи и храмы, но демонические культы обычно воплощаются в виде идолов — потому что идол миниатюрен, легок, портативен и его легко спрятать, не говоря уже о том, что он играет на нашем первобытном страхе перед мелочами (пауки, змеи).

И очевидно, что в случае микроскопического вируса существует такая же угроза: он незаметен (он атакует асимметрично и почти невидимыми волнами), а также изменяет форму (он постоянно преображается). Таковы же и критерии демонического.

(6) Демоны заставляют нас жить рядом с ними.

Это означает, что мы можем закончить жизнь с вирусом так же, как тот, кто страдает от увечий, кто всегда хромает при ходьбе или чувствует тупую боль во время дождя.

Я помню, как несколько десятилетий назад читал смутную антропологическую работу о марокканском мужчине (каком-то сельском жителе), который искренне верил в то, что он женился на джинне. Он утверждал, что однажды женщина-джинн ворвалась в его лачугу и заставила его вступить с ней в брачные узы навечно, и он занимался своими повседневными делами, разговаривал с этим бесформенным существом и накрывал ей обеденный стол прямо перед антропологом и описывал свою жизнь с ней как нечто обыденное. Так что мы также должны иметь в виду нерадостную альтернативу — всегда жить с угрозой новой пандемии, что означает делиться жизненным пространством с демоном.


(7) Демоны иногда спасают мир: языческие цивилизации были намного сложнее в аранжировке добра и зла, чем поздние монотеистические нарративы.

Как вы знаете, в древних мифах демонические боги в некоторых случаях встают на защиту вселенной. Например, в египетском пантеоне есть бог Сет, чье имя этимологически позже становится сатаной в иудео-христиано-исламской традиции. Сет — это бог-трикстер, который правит хаосом, чужеземцами и пустыней и чья голова выглядит как у не существующего в природе существа (похожа на гибрид шакала и муравьеда).

Как бы то ни было, Сет — порой жестокое, жадное или мстительное божество, которое пытается свергнуть более архетипичных вождей богов. Но порой, когда более героические боги закованы в цепи или ранены, Сет в одиночку приходит, чтобы спасти мир от последнего конца. И он делает это не из мессианских иллюзий или альтруистических соображений, а просто ради кайфа.

И этот факт, кстати, также демонстрирует огромное стратегическое преимущество зла над добром: а именно что добро никогда не может совершить зло, если хочет сохранить свою абсолютную чистоту, но зло знает о добре и даже может совершить добро, особенно когда это соответствует его целям.

(8) Демоны зачастую указывают ложный путь.

Если вернуться к ближневосточным джиннам, то можно найти множество случаев, когда джинны помогают подготовить побег или излечивают, когда они помогают избежать возможной опасности, но только для того, чтобы в конце концов снова вернуть героев в водоворот неприятностей.

Таковы демоны, которые наслаждаются, предлагая ложный выбор или ложную надежду: они заключают сделку об освобождении только ради того, чтобы при случае убить своих человеческих соратников, они обещают помочь найти выход только для того, чтобы снова запереть их между четырех стен. Они, таким образом, дразнят и как кошки играют со своей добычей.

В этом смысле это также и архитектура лабиринта, где чем дальше вы заходите, тем более потерянным и обреченным вы становитесь, не зная, где выход. Возвращаясь к полному циклу эпидемии, мы можем задаться вопросом, насколько позволяет нам наш вирус бесконечно обсуждать вакцины и карантин, зная при этом, что на самом деле мы попали в безвыходную ситуацию.

Если это так, то наш вирус — это демон по определению.

(9) Демоны часто прикрывают свое появление за несчастным случаем.

В Иране бабушки, как правило, проклинают джиннов, если они теряют предмет одежды или не могут найти вещь. Это значит, что они подозревают, что за, казалось бы, случайным происшествием стоят проделки джиннов. Именно так великий Анри Мишо описывает волшебников Страны Магии. Он говорит, что каждый раз, когда вы становитесь свидетелем, казалось бы, спонтанного события, забыли ход мысли во время разговора или спотыкаетесь на лестнице, вы абсолютно уверены, что это результат заклинания мага, который намеренно вводит вас в заблуждение.

Так что если мы честно хотим провести правильную параллель между вирусом и демонологией, то можно утверждать, что вирус также маскирует себя за завесой непредвиденных обстоятельств, или случайности, или слепого случая, тогда как на самом деле всё время они направляются злонамеренной волей.


(10) Демоны заставляют вас говорить с самим собой, появляясь в виде голосов в вашей голове (вспомните об одержимости и экзорцизме), и здесь наблюдается буквальная связь вируса и демонов, так как большинство людей, зараженных вирусом, впадают в лихорадочные состояния, когда они в бреду разговаривают сами с собой.

Кстати, шизофрения часто диагностируется, когда люди слышат голоса ,— шизофреники подвержены слуховым галлюцинациям, которые со временем становятся всё более громкими, агрессивными, болезненными и убедительными, — у шизофреников наблюдается дефект цепи распознавания, в результате чего их сознание якобы не в состоянии распознать свой внутренний голос.

У большинства людей есть так называемая субвокальная речь, когда вы говорите про себя или что-то бормочете, будучи чем-то разочарованы или напоминая себе о делах. Мы непосредственно распознаем это как разговор с самим собой, тогда как сознанию шизофреника это кажется голосом других людей, проникающим в них извне.

(11) Демоны обладают талантами рассказчиков.

Я раньше как-то писал о демонах сна: их весьма ярко различным образом изображают в разных культурах, чтобы объяснить паралич во сне (когда сознание просыпается, а тело спит), и почти всегда люди испытывают один и тот же ужас, представляя себе существо, которое сидит на груди и не дает пошевелиться.

Завораживает, насколько изобретательны сказки об этих мнимых демонических существах:

Итак, перед нами ассортимент креативных демонов, связанный с легендами о гоблинах, призраках, презираемых женах и т. п., который простирается почти бесконечно. Еще пара примеров:

— каталонская Pesanta — это огромная собака с железными лапами, которая завораживает спящих, лежа на их груди;

Но трюк с Bakhtak заключается в том, что вы якобы можете обратить его духовное и физическое явление себе на пользу. Так что по одной версии при пробуждении в состоянии паралича необходимо каким-то образом дернуть Бахтака за нос, чтобы продемонстрировать при лунном свете, какой он кривой, а в другом варианте просыпающемуся необходимо сорвать с Бахтака шляпу и увидеть его лысую голову. В любом случае это позволяет поработить демона, чтобы он поделился сокровищами или исполнил желания… однако тогда возникает проблема первого принципа, согласно которому демоны исполняют желания, но именно такова самая главная из ловушек демона.

Читайте также: