Вирус или нарушение закона

Обновлено: 08.05.2024

Лицам, нарушившим требования закона о персональных данных, в зависимости от конкретных обстоятельств и серьезности деяния может грозить не только административная и уголовная ответственность, но также гражданско-правовая и даже дисциплинарная (таблица 1). При этом административная ответственность с 1 июля 2017 года ужесточилась – вместо одного состава правонарушения ст. 13.11 КоАП РФ теперь предусматривает семь, а максимальный штраф составляет 75 тыс. руб.

Таблица 1. "Виды ответственности за нарушение закона о персональных данных"

Вид ответственности

Нарушение

Санкция

Норма

Неправомерный отказ в предоставлении гражданину и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено законом, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации

Административный штраф на должностных лиц в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб.

Обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законом, либо обработка, несовместимая с целями сбора персональных данных

Предупреждение или административный штраф:

  • на граждан – от 1 тыс. до 3 тыс. руб.;
  • на должностных лиц – от 5 тыс. до 10 тыс. руб.;
  • на юридических лиц – от 30 тыс. до 50 тыс. руб.

Обработка персональных данных без письменного согласия субъекта, когда это необходимо, либо обработка данных с нарушением требований к составу сведений, включаемых в такое согласие

  • на граждан – от 3 тыс. до 5 тыс. руб.;
  • на должностных лиц – от 10 тыс. до 20 тыс. руб.;
  • на юридических лиц – от 15 тыс. до 75 тыс. руб.

Невыполнение оператором обязанности по опубликованию или обеспечению иным образом неограниченного доступа к политике обработки персональных данных

Предупреждение или административный штраф:

  • на граждан – от 700 до 1 тыс. руб.;
  • на должностных лиц – от 3 тыс. до 6 тыс. руб.;
  • на индивидуальных предпринимателей – от 5 тыс. до 10 тыс. руб.;
  • на юридических лиц – от 15 тыс. до 30 тыс. руб.

Невыполнение оператором обязанности по предоставлению субъекту персональных данных информации, касающейся обработки его персональных данных

Предупреждение или административный штраф:

  • на граждан – от 1 тыс. до 2 тыс. руб.;
  • на должностных лиц – от 4 тыс. до 6 тыс. руб.;
  • на индивидуальных предпринимателей – от 10 тыс. до 15 тыс. руб.;
  • на юридических лиц – от 20 тыс. до 40 тыс. руб.

Невыполнение оператором в установленные сроки требования субъекта персональных данных или его представителя либо Роскомнадзора об уточнении персональных данных, их блокировании или уничтожении (если данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки)

Предупреждение или административный штраф:

  • на граждан – от 1 тыс. до 2 тыс. руб.;
  • на должностных лиц – от 4 тыс. до 10 тыс. руб.;
  • на индивидуальных предпринимателей – от 10 тыс. до 20 тыс. руб.;
  • на юридических лиц – от 25 тыс. до 45 тыс. руб.

Невыполнение оператором при обработке персональных данных без использования средств автоматизации обязанности по соблюдению условий, обеспечивающих их сохранность и исключающих несанкционированный к ним доступ, если это повлекло неправомерный или случайный доступ к данным, их уничтожение, изменение, блокирование, копирование, предоставление, распространение либо иные неправомерные действия в отношении них

  • на граждан – от 700 до 2 тыс. руб.;
  • на должностных лиц – от 4 тыс. до 10 тыс. руб.;
  • на индивидуальных предпринимателей – от 10 тыс. до 20 тыс. руб.;
  • на юридических лиц – от 25 тыс. до 50 тыс. руб.

Невыполнение оператором, являющимся государственным или муниципальным органом, обязанности по обезличиванию персональных данных либо несоблюдение установленных для этого требований или методов

Предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 тыс. до 6 тыс. руб.

Непредставление или несвоевременное представление в государственный или иной уполномоченный орган сведений, представление которых предусмотрено законом либо предоставление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде

  • на граждан – от 100 до 300 руб.;
  • на должностных лиц – от 300 до 500 руб.;
  • на юридических лиц – от 3 тыс. до 5 тыс. руб.

Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или СМИ

Ш траф до 200 тыс. руб., либо обязательные работы на срок до 360 ч асов , либо исправительны е работы на срок до одного года, либо принудительные работы на срок до двух лет ( с лишением права занимать определенные должности на срок до трех лет или без такового ) , либо арест на срок до четырех месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет ( с лишением права занимать определенные должности на срок до трех лет )

То же деяние, совершенное с использованием служебного положения

Ш траф от 100 тыс. до 300 тыс. руб. , либо лишение права занимать определенные должности на срок от двух до пяти лет, либо принудительные работы на срок до четырех лет ( с лишением права занимать определенные должности на срок до пяти лет или без такового ) , либо арест на срок до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до четырех лет ( с лишением права занимать определенные должности на срок до пяти лет )

Незаконное публичное распространение информации, указывающей на личность лица, не достигшего 16 лет, по уголовному делу, либо информации, содержащей описание полученных им в связи с преступлением физических или нравственных страданий

Ш траф от 100 тыс. до 300 тыс. руб., либо лишение права занимать определенные должности на срок от трех до пяти лет, либо принудительны е работ ы на срок до пяти лет ( с лишением права занимать определенные должности на срок до шести лет или без такового ), либо арест на срок до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до пяти лет ( с лишением права занимать определенные должности на срок до шести лет )

Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление ему неполной или заведомо ложной информации, если это причинило вред правам и законным интересам граждан

Ш траф до 200 тыс. руб., либо лишение права занимать определенные должности на срок от двух до пяти лет

Неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, если это повлекло ее уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование

Ш траф до 200 тыс. руб. , либо исправительные работы на срок до одного года, либо ограничение свободы на срок до двух лет, либо принудительны е работ ы на срок до двух лет, либо лишение свободы на тот же срок

Причинение лицу убытков в результате нарушения правил обработки его персональных данных.

Под убытками при этом понимаются:

  • расходы, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права;
  • утрата или повреждение его имущества;
  • неполученные доходы, которые лицо получило бы, не будь его право нарушено.

Причинение гражданину морального вреда (нравственных страданий) вследствие нарушения правил обработки персональных данных

Компенсация морального вреда (независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных субъектом убытков)

Разглашение одним работником персональных данных другого, если они стали известны ему в связи с исполнением трудовых обязанностей

1.4. Публичное распространение заведомо ложной информации об эпидемии коронавирусной инфекции

Условия

Ответственность

Основание

- об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан;

- о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты

- штраф в размере от 300 тысяч до 700 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 18 месяцев;

- обязательные работы на срок до 360 часов;

- исправительные работы на срок до 1 года;

- ограничение свободы на срок до 3 лет

Также см. обзоры по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утв. Президиумом Верховного Суда РФ

- штраф в размере от 700 тысяч до 1 миллиона 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев;

- исправительные работы на срок до 1 года;

- принудительные работы на срок до 3 лет;

- лишение свободы на срок до 3 лет

Также см. обзоры по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утв. Президиумом Верховного Суда РФ

Совершение деяния, указанного в ч. 1 ст. 207.2 УК РФ, если это повлекло по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия

- штраф в размере от 1 миллиона 500 тысяч до 2 миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до 3 лет;

- исправительные работы на срок до 2 лет;

- принудительные работы на срок до 5 лет;

- лишение свободы на срок до 5 лет

Также см. обзоры по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утв. Президиумом Верховного Суда РФ

- об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан;

- о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты

административный штраф для юрлиц в размере от 1 миллиона 500 тысяч до 3 миллионов рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой

Примечание к ст. 13.15 КоАП РФ

Также см. Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020

- причинение вреда здоровью человека или имуществу;

- массовое нарушение общественного порядка (общественной безопасности);

- прекращение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи

административный штраф для юрлиц в размере от 3 миллионов до 5 миллионов рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой

Также см. Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 10.1, ч. 10.2 ст. 13.15 КоАП РФ

- для должностных лиц - от 600 тысяч до 900 тысяч рублей;

- для юрлиц - от 5 миллионов до 10 миллионов рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой

Меня заразил ковидом сосед: вернулся из Турции, но самоизоляцию не соблюдал, постоянно выходил из дома, ездил в лифте и общался с соседями без маски.

Можно за это подать на него в суд? А если бы он заразил меня обычным гриппом, тоже можно через суд просить компенсацию?

Если у вас есть основания обвинять в заражении определенного человека, то в суд обратиться можно. За заражение COVID-19 и некоторыми другими болезнями предусмотрена уголовная ответственность. Но доказать вину разносчика инфекции будет сложно. А возмещение за грипп и ОРВИ точно взыскать не получится.

Какие бывают виды ответственности за заражение

Есть два способа привлечь к ответственности человека, который стал причиной заражения других людей:

  1. обратиться в гражданский суд, чтобы взыскать расходы на лечение и компенсацию морального вреда;
  2. написать заявление в полицию, чтобы виновника привлекли к уголовной ответственности. И уже в рамках процесса подать исковое заявление на возмещение расходов и морального вреда.

Будьте внимательны к источникам информации о здоровье — и сходите к врачу

Эта статья — о коронавирусной болезни, или COVID-19 . Во всех статьях о коронавирусной болезни мы придерживаемся позиции Всемирной организации здравоохранения, или ВОЗ. Прежде чем читать дальше, рекомендуем ознакомиться с позицией ВОЗ относительно COVID-19 .

Наши статьи написаны с любовью к доказательной медицине. Мы ссылаемся на авторитетные источники и ходим за комментариями к докторам с хорошей репутацией. Но помните: ответственность за ваше здоровье лежит на вас и на лечащем враче. Мы не выписываем рецептов, мы даем рекомендации. Полагаться на нашу точку зрения или нет — решать вам.

Как привлечь к уголовной ответственности за заражение COVID-19

Новая коронавирусная инфекция COVID-19 отличается высокой скоростью распространения от человека к человеку и довольно часто приводит к летальному исходу. Поэтому во многих странах, в том числе в России, установили социальные ограничения и ужесточили ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил.

Так, с 1 апреля 2020 года уголовная ответственность предусмотрена за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, которое необязательно привело к массовому заболеванию или отравлению людей, но даже просто создало угрозу таких последствий.

Массовое заболевание — это когда заболевает много людей на определенной территории: на предприятии, в учреждении, населенном пункте, районе, стране. И уровень заболеваемости этой болезнью превышает среднестатистический в несколько раз. Критерии массовости заболевания определяются эпидемиологическими нормами. Причем не имеет значения, инфекционное это заболевание или нет.

Например, школьников в столовой накормили просроченными продуктами, в результате чего ⅔ учеников слегли с симптомами отравления. Это массовое заболевание. Против организации, которая поставляла продукты в школу, возбудят уголовное дело.

Другой пример. Водоканал плохо очистил воду, которая подается населению какого-то района в городе, из-за чего половина жителей заболела гепатитом А. Даже если некачественную очистку воды выявят раньше, чем заболеет много людей, виновные работники водоканала должны будут отвечать по статье 236 УК РФ. В этом случае речь идет об угрозе заболевания.

С начала пандемии коронавирусной болезни санкции за нарушение санитарно-эпидемиологических правил стали жестче.

Что грозит за нарушение санитарно-эпидемиологических правил

К чему привело Наказание
К массовому заболеванию или отравлению людей или угрозе таких последствий Штраф до 700 000 Р или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от года до 18 месяцев
Либо ограничение свободы, ее лишение или принудительные работы на срок до 2 лет
К смерти заболевшего человека Штраф до 2 000 000 Р или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от года до 3 лет
Либо ограничение свободы на срок до 4 лет
Либо лишение свободы или принудительные работы до 5 лет
К смерти двух или более людей Принудительные работы сроком до 5 лет
Либо лишение свободы до 7 лет

Штраф до 700 000 Р или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от года до 18 месяцев

Сложность дел о заражении COVID-19 в том, что следствию нужно доказать, а суду установить не только факт нарушения санитарно-эпидемиологических правил, но и причинно-следственную связь между этим нарушением и наступившими последствиями.

Если же заражение не произошло, суд должен установить реальность такого сценария. Это актуально для ситуаций, когда массовое заболевание или отравление людей не случилось только из-за того, что органы власти и медработники вовремя приняли меры. Или благодаря случайному стечению обстоятельств.

Например, на хлебокомбинате не проконтролировали качество муки — в магазины попал хлеб из муки, зараженной спорыньей. Но массового отравления не случилось, потому что власти вовремя это выяснили и изъяли из продажи весь зараженный хлеб.

Еще один вариант. Человек, зараженный коронавирусом, не соблюдал самоизоляцию и ходил в гости к друзьям, но никто из них не заразился, потому что все ранее переболели им и приобрели иммунитет.

Несмотря на то что доказать вину в таких преступлениях сложно, уже есть судебные акты, по которым виновных привлекли к ответственности.

Например, весной 2020 года житель Костромской области выехал в соседний регион и там заразился коронавирусной инфекцией. Вернувшись домой, по постановлению губернатора Костромской области мужчина должен был самоизолироваться на 14 дней. Но вместо этого он активно общался с соседями. В результате соседи заразились, а против мужчины следственный отдел межмуниципального отдела МВД возбудил уголовное дело. Основание — нарушение санитарно-эпидемиологических правил, которое повлекло по неосторожности массовое заболевание людей.

Костромчанин признал вину в полном объеме. После совершения преступления он добровольно явился с повинной, активно способствовал раскрытию и расследованию преступления, загладил причиненный вред — принес зараженным извинения и предложил материальную поддержку.

Благодаря этому и тому, что мужчина впервые совершил преступление небольшой тяжести, суд счел возможным прекратить уголовное дело. Также суд принял во внимание, что виновный ранее не был судим и имел положительные характеристики по месту жительства и на работе, на учете у психиатра и нарколога не состоял.

Мужчину освободили от уголовной ответственности и назначили штраф — 25 000 Р . При этом если бы костромчанин сам не признал вину, доказать ее было бы намного сложнее.

Вот что изменилось в административном и уголовном кодексе из-за коронавируса. Все эти нормы уже работают.

Штрафы за нарушение санитарных правил

В статью КоАП о санитарных правилах добавили еще два состава. Если раньше статья была общей, состав — один, а штрафы для граждан не превышали 500 Р , то теперь даже за незначительные нарушения могут оштрафовать на 15 тысяч.

Новые нарушения и штрафы в статье 6.3 КоАП РФ

Состав Для граждан Для должностных лиц Для ИП Для юрлиц
Нарушение санитарных правил в режиме ЧС, при угрозе распространения опасной болезни или в период ограничений и карантина 15 000—40 000 Р 50 000—150 000 Р 50 000—150 000 Р или запрет работать на срок до 90 суток 200 000—500 000 Р или запрет работать на срок до 90 суток
Невыполнение требований санэпиднадзора 15 000—40 000 Р 50 000—150 000 Р 50 000—150 000 Р или запрет работать на срок до 90 суток 200 000—500 000 Р или запрет работать на срок до 90 суток
То же самое, если из-за нарушения кто-то заболел или умер, но под УК это не попадает 150 000—300 000 Р 300 000—500 000 Р или дисквалификация на 1—3 года 500 000—1 000 000 Р или запрет работать на срок до 90 суток 500 000—1 000 000 Р или запрет работать на срок до 90 суток

Нарушение санитарных правил в режиме ЧС, при угрозе распространения опасной болезни или в период ограничений и карантина

То есть одно и то же нарушение в обычной ситуации обойдется в 500 Р гражданину или в 10 тысяч фирме, а из-за коронавируса штрафы автоматически вырастают в десятки раз.

Ограничительные мероприятия — это особый режим работы магазинов, кафе и предприятий, ограничения на передвижение по городу, поездки в транспорте. То есть под эту статью однозначно попадут те, кто обязан соблюдать карантин, даже если они здоровы. Например, если семья вернулась из Таиланда, все должны сидеть дома и не ходить даже за продуктами: постановление об этом выдадут в аэропорту. Наличие симптомов не имеет значения.

Юристы спорят, можно ли штрафовать за нарушения при режиме повышенной готовности. И законно ли ограничение свободы передвижения, если нет режима ЧС и не было постановления Роспотребнадзора о персональном карантине. Спорить на этот счет можно сколько угодно, но штрафы уже выписывают.

Получить штраф можно даже за несоблюдение дистанции: это правило установлено главным санитарным врачом для всех регионов. Такие случаи тоже уже есть. Хотя есть и случаи отмены штрафов из-за неправильной квалификации нарушения.

Если собираетесь вынести мусор, погулять с собакой или совершить утреннюю пробежку в безлюдном парке, имейте в виду, что теперь это может стоить очень дорого. Даже если у нарушения не было вообще никаких последствий: никто не заразился и не умер. И если нарушитель не знал о таком штрафе, его тоже запросто могут наказать. Незнание теоретически поможет избежать уголовной ответственности, но не избавит от административной.

Штраф за несоблюдение правил поведения в режиме повышенной готовности

Режим повышенной готовности — это когда есть угроза возникновения чрезвычайной ситуации, но ее еще не объявили. Зато уже как бы готовятся, поэтому вводят ограничения. Например, их может ввести мэр Москвы своим указом — что он и сделал.

Если установлены правила поведения при режиме повышенной готовности, за их нарушение можно получить штраф по статье 20.6.1 КоАП РФ.

Если во время прогулки вы и не попадаете под статью 6.3 КоАП РФ, то запросто попадете под статью 20.6.1. Штрафы по ней меньше, но тоже немаленькие.

За что и на сколько штрафуют по статье 20.6.1 КоАП РФ

Вид нарушения Для граждан Для должностных лиц Для ИП Для юрлиц
Несоблюдение правил поведения в режиме повышенной готовности или ЧС — кроме ст. 6.3 КоАП 1000—30 000 Р или предупреждение 10 000—50 000 Р 30 000—50 000 Р 100 000—300 000 Р
То же самое при повторном нарушении или если есть вред здоровью или имуществу 15 000—50 000 Р 300 000—500 000 Р , или дисквалификация на 1—3 года 500 000—1 000 000 Р или запрет работать на срок до 90 суток 500 000—1 000 000 Р или запрет работать на срок до 90 суток

Запреты при режиме повышенной готовности могут быть разными в зависимости от региона. В Москве и Московской области нельзя гулять с собакой дальше 100 метров от дома, в магазинах должна быть разметка для соблюдения дистанции между людьми, не могут работать кафе, салоны красоты и пункты приема металлолома, а работодателям запрещено допускать к работе сотрудников с температурой.

За любое такое нарушение, даже без умысла или по неосторожности, можно получить штраф. Состав — формальный, то есть достаточно факта, а последствия не важны.

В Москве составлять протоколы при нарушениях по статье 20.6.1 могут разные ведомства — например департамент торговли и услуг, инспекция по контролю за недвижимостью, административно-техническая и дорожная инспекция. Решение о сумме штрафа принимает суд.

Чтобы не было споров насчет законности штрафов за нарушение режима повышенной готовности в регионах, Москва и область ввели еще и свои штрафы — по 4—5 тысяч рублей. И активно их используют, несмотря на споры юристов.

Берегите здоровье и кошелек

Пока юристы продолжают спорить, а адвокаты раздают советы насчет незаконности ограничений и неправильной квалификации нарушений, помните о своей безопасности и беспокойтесь о личном бюджете.

Сейчас модно найти побольше противоречий в нормативных документах, доказать незаконность какого-то указа или превышение полномочий. Незнакомый юрист пишет где-то в телеграм-канале, адвокат возмущается в личном блоге на Ютубе. А постановление вручают конкретному человеку, у которого может не быть ни сил, ни времени, ни возможности для оспаривания штрафа. Да и юристы часто бывают неправы — или их мнение ничего не значит.

На 15 апреля в России почти 25 тысяч заболевших коронавирусной инфекцией. Только в Москве уже выписаны сотни штрафов — больше чем на миллион рублей.

Сейчас действительно важно оставаться дома, посещать только ближайшие магазины, делать покупки через интернет, отказаться от встреч с друзьями и прогулок с детьми. Соблюдайте эти требования ради себя, а не ради государства.

Уголовная ответственность за нарушение санитарных правил

За нарушение санитарно-эпидемиологических правил может наступить уголовная ответственность. Это действует только для физических лиц. Чтобы нарушителя наказали по статье уголовного кодекса, нужно доказать, что заболело сразу много человек или возникла такая угроза. В случае с коронавирусом доказать это будет не так уж сложно: угроза заболевания может возникнуть, даже если к работе допустили водителя или курьера с температурой.

Раньше угроза заболевания в этой статье УК не упоминалась.

Виды уголовной ответственности и наказаний по ст. 236 УК РФ

Нарушение Варианты наказаний
Нарушение санитарных правил, если случилось массовое заболевание, отравление или есть такая угроза Штраф 500 000—700 000 Р , лишение права занимать определенные должности или вести деятельность на 1—3 года, ограничение свободы на срок до 2 лет, принудительные работы на срок до 2 лет, лишение свободы на срок до 2 лет
То же самое, если умер один человек Штраф 1 000 000—2 000 000 Р , ограничение свободы на 2—4 года, принудительные работы на 3—5 лет, лишение свободы на 3—5 лет
Если умерли два человека и более Принудительные работы на 4—5 лет, лишение свободы на 5—7 лет

Штраф 500 000—700 000 Р , лишение права занимать определенные должности или вести деятельность на 1—3 года, ограничение свободы на срок до 2 лет, принудительные работы на срок до 2 лет, лишение свободы на срок до 2 лет

Штраф 1 000 000—2 000 000 Р , ограничение свободы на 2—4 года, принудительные работы на 3—5 лет, лишение свободы на 3—5 лет

Наказание по статье 236 УК РФ можно применить, если угроза заболевания или смерть наступили по неосторожности. Достаточно легкомыслия и небрежности — и вот уже светит реальный срок. Например, владелец детского кафе решил провести день рождения, потому что родители очень просили. Кафе запрещено работать, но его все-таки открыли для 20 человек. А потом выяснилось, что среди гостей была семья, которая вернулась из Испании. Они заболели, заразили знакомых, а те — своих близких.

Или врач приехал из-за границы и вышел на работу. Через неделю выяснилось, что он болен, но к тому времени заразились еще 30 коллег, 20 пациентов, а все отделение пришлось закрыть на карантин.

Если служба доставки отправит к клиентам заболевшего курьера, а директор магазина допустит к работе продавца, который неделю назад вернулся из Таиланда, это тоже повод для огромного штрафа по УК.

И все-таки риск попасть под статью есть даже у обычного человека. По крайней мере, в согласии на домашнее лечение коронавирусной инфекции указано, что пациент предупрежден об ответственности по статье 236 УК РФ.

Но теперь за ложную и вредную информацию ввели еще и уголовную ответственность. О ней — в новых статьях 207.1 и 207.2 УК РФ.

Нарушение Варианты наказаний
Публичное распространение ложной информации об обстоятельствах, которые представляют угрозу жизни и безопасности людей, о мерах по обеспечению безопасности, приемах и способах защиты Штраф 300 000—700 000 Р , обязательные работы на срок до 360 часов, исправительные работы на срок до года, ограничение свободы на срок до 3 лет
Публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации, если есть вред здоровью человека Штраф 700 000—1 500 000 Р , исправительные работы на срок до года, принудительные работы на срок до 3 лет, лишение свободы на срок до 3 лет
То же самое, если кто-то умер или есть тяжкие последствия Штраф 1 500 000—2 000 000 Р , исправительные работы на срок до 2 лет, принудительные работы на срок до 5 лет, лишение свободы на срок до 5 лет

Публичное распространение ложной информации об обстоятельствах, которые представляют угрозу жизни и безопасности людей, о мерах по обеспечению безопасности, приемах и способах защиты

Штраф 300 000—700 000 Р , обязательные работы на срок до 360 часов, исправительные работы на срок до года, ограничение свободы на срок до 3 лет

Публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации, если есть вред здоровью человека

Штраф 700 000—1 500 000 Р , исправительные работы на срок до года, принудительные работы на срок до 3 лет, лишение свободы на срок до 3 лет

Штраф 1 500 000—2 000 000 Р , исправительные работы на срок до 2 лет, принудительные работы на срок до 5 лет, лишение свободы на срок до 5 лет

Если опубликовать пост с завышенными данными о заболевших или сообщить о якобы планируемом режиме ЧС и закрытии Москвы на карантин — можно попасть под уголовную статью и потерять сотни тысяч рублей. Последствиями могут быть материальные потери, ущерб здоровью людей или нарушение условий жизнедеятельности. То есть никто реально не пострадает, а статью все равно применят.

Екатерина Мирошкина

Загрузка

Красиво. Если не можешь бороться с вирусом, борись с населением.

семен, много вас таких умников, как посмотрю. А население ни хрена не понимает даже со штрафами, не то что просто с "рекомендациями". Все же профессора диванные.

Андрей Николаевич

Изменения, внесённые 01.04.2020 в ст. 20.6.1 КоАП незаконны:
"Невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации"
В новом изложении некий режим повышенной / пониженной / обычной готовности вводится на основании угрозы. И вот почему я считаю, что закон сырой:
- нет законодательно закреплённого термина "УГРОЗА возникновения ЧС";
- нет законодательно определённой методики определения наличия либо отсутствия "УГРОЗЫ", нет градации её степеней;
- законом не обозначены лица, уполномоченные принимать решение относительно наличия "УГРОЗЫ", а также зона их ответственности за возможные последствия.
С режимом ЧС и карантином всё чётко и понятно: он либо есть, либо его нет, на основании соответствующих указов и положений от конкретно определённых лиц.
Поскольку определение УГРОЗЫ не закреплено законодательно, её наличие является субъективным мнением, а субъективный фактор не может быть положен в основу какого бы то ни было закона. Как следствие, все штрафы и ограничения нелегитимны.

Ущемлять данное Основным законом право (на свободу передвижения) ради другого права (на здоровье) можно только в особых режимах (ЧС, например).
Прокуратура, подмахнув законодательной власти, реагируя на заявления общественников, в материалах проверок признаёт законность ущемления данных Конституцией основных прав вне особых режимов, то есть, создаёт прецедент: народ можно загонять в стойло в любое время по одному лишь желанию властей.

Митрополиты в регионах пропагандируют экстремизм, продолжая призывать к посещению церквей. Неплохо бы привлекать их к ответственности как лиц, призывающих к массовым нарушениям санитарного режима по ст.236 ч.1 УК РФ "Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей либо создавшее угрозу наступления таких последствий". Именно как физические лица, а не должностные, поскольку они действуют на основе личных убеждений, нарушающих Закон, а не на основании должностных полномочий (таких полномочий у них нет).

Верховный Суд Российской Федерации в новом Обзоре судебной практики по вопросам применения законодательства и мер по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции в части применения уголовного закона привел разъяснения, касающиеся уголовной ответственности за распространение недостоверной информации о COVID–19. Напомним, в апреле текущего года в административное и уголовное законодательство были внесены изменения, касающиеся установления ответственности за распространение недостоверной информации. К слову, административная ответственность для физлиц за распространение фейков установлена с марта прошлого года (ч. 9–ч. 10 ст. 13.15 КоАП), а вот для юрлиц – введена в этом году (ч. 10.1–ч. 10.2 ст. 13.15 КоАП РФ). Кроме того, с 1 апреля также установлена уголовная ответственность за публичное распространение заведомо ложной информации, в том числе повлекшей тяжкие последствия (ст. 207.1–207.2 Уголовного кодекса).

В Обзоре ВС РФ подчеркнул, что к упомянутым в примечаниях ст. 207.1 УК РФ и ст. 13.15 КоАП РФ обстоятельствам, представляющим угрозу жизни и безопасности граждан, относятся обстоятельства распространения новой коронавирусной инфекции на территории РФ, поскольку это повлекло и может еще повлечь человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения, и на противодействие распространению данной инфекции направлены принимаемые меры по обеспечению безопасности населения и территорий. Таким образом, названные нормы применимы и при распространении заведомо недостоверной и ложной информации о новом коронавирусе и о принимаемых мерах по борьбе с ним.

ВС РФ также отметил, что гражданин не может быть привлечен к уголовной ответственности за преступления, предусмотренные ст. 207.1–ст. 207.2 УК РФ, если его действия совершены до вступления в силу Федерального закона от 1 апреля 2020 г. № 100-ФЗ, устанавливающего такую ответственность, то есть до 1 апреля текущего года, даже в том случае, если общественно опасные последствия от этих действий наступили после вступления закона в силу. В ситуации, когда публичное распространение заведомо ложной информации начато до 1 апреля и продолжилось после начала действия уголовного закона, уголовно наказуемыми могут быть признаны только те действия, которые были совершены, начиная с 1 апреля. При этом обязательным условием ответственности по ст. 207.2 УК РФ является наступление общественно опасных последствий, состоящих в причинной связи с такими действиями.

Кроме того, ВС РФ указал, что административная ответственность по ч. 10.1–ст. 10.2 ст. 13.15 КоАП РФ установлена для юрлиц, а к уголовной ответственности по ст. 207.1 и 207.2 УК РФ могут быть привлечены граждане, в том числе должностные лица, руководители юрлица.

Помимо указанных вопросов, в Обзор включены разъяснения о том, каким образом подлежат применению нормы об ответственности за неисполнение обязательств в условиях принятых ограничительных мер, об административной ответственности за нарушение законодательства об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения, оговорены вопросы соблюдения процессуальных сроков и другие.

Читайте также: