Вирус коксаки иск туроператору

Обновлено: 18.04.2024

Как сообщили Profi.Travel участники турагентского сообщества, ведомство начало рассылать документы о возбуждении административных дел по факту нарушения ст. 14 (Обеспечение безопасности туризма), а также требования полного возмещения стоимости отказных туров без удержания фактически понесенных расходов.

Так, представительница одной из турфирм сообщила, что получила претензии по факту аннуляции одного из туров в Турцию в начале августа. Отказ произошел за сутки до вылета, и туроператор не смог предоставить альтернативу. Таким образом, туристы остались дома, и им были возвращены средства с удержанием фактически понесенных расходов.

Роспотребнадзора Анна Брычева рассказала в беседе с Profi.Travel, что ведомство намерено оказывать всестороннюю юридическую поддержку туристам, чьи права, по их мнению были нарушены.

Анна Брычева, Роспотребнадзора:

Мы проводили совещание с участниками туристической отрасли, где мы им указали на недопустимость сокрытия информации. Потому что по закону они обязаны обеспечить безопасность туристских услуг или проинформировать, что такая угроза есть.
У нас продолжается работа горячей линии, и мы продолжаем принимать претензии по невозврату денежных средств. Роспотребнадзор оказывает помощь при составлении претензий и мы сопровождаем такие дела в суде. Но дальше это уже предмет судебных разбирательств, и окончательное решение принимает суд.
На нашу горячую линию было зафиксировано около 1700 обращений с жалобами в сфере выездного туризма, и из них около 1200 по всей стране непосредственно связано с организацией отдыха в Турецкой республике. Речь идет об отказе в возврате денежных средств или в отказе в перебронировании
И по результатам этих обращений мы составили около 200 претензий в адрес туроператоров и турагентов и подали 12 судебных исков в защиту имущественных интересов туристов.

Что касается реакции представителей туристической отрасли, то они готовы защищать свои права в суде

Что касается информирования туристов, то юрист советует передавать туристам ровно ту информацию, которая приходит от туроператора. Также можно добавить к договору памятку по инфекциям.

В конце июня 2017 года на средиземноморских курортах Турции была зафиксирована вспышка кишечного вируса Коксаки. Ростуризм выпустил официальное заявление, согласно которому в случае аннуляции тура в Турецкую республику по причине неблагоприятной эпидемиологической ситуации туристу должна быть возвращена полная стоимость путевки.

Позднее с аналогичным заявлением выступил Роспотребнадзор, заявив, что ни туроператор, ни турагент не вправе удерживать фактически понесенные расходы в случае аннуляции туров.

Туристское сообщество ожидаемо оспорило позицию официальных ведомств. В частности, вызвало возражения заявление об ответственности турагента. Кроме того, туроператоры заявили, что не намерены возмещать стоимость аннулированных туров без удержания ФПР.

Суды выносят решения по результатам обращений туристов, которые летом и в начале осени не поехали в Турцию, испугавшись вируса Коксаки. Интересно, что ответчиками выступают не только туроператоры, удержавшие фактически понесенные расходы вопреки позиции Роспотребнадзора, но и турагенты. Какие претензии им предъявляются и как их избежать?

700.jpg

Не в Турцию, так в суд

Напомним, в середине августа Роспотребнадзор опубликовал на своем сайте заявление о том, что в связи с распространением вируса Коксаки в Турции туристы могут аннулировать тур без удержания фактически понесенных расходов. Но сделать этого на практике многие не смогли и обратились в суды.

На примере решения заволжского районного суда города Ульяновска, опубликованного 26 октября, проанализируем итоги разбирательств.

Александр Кузин потребовал взыскать удержанную сумму и далее по списку: неустойку (почти 142 000 рублей), компенсацию морального вреда (10 000 рублей), штраф в размере 50 % от суммы, присужденной судом, расходы по составлению искового заявления и проценты за пользование чужими денежными средствами.

Доводы туроператора

При чем тут турагент?

Суд посчитал, что туроператор должен вернуть с учетом всех обстоятельств около 40 000 рублей, а именно денежные средства по договору в размере 27 300 рублей, неустойку – 5 000 рублей, компенсацию морального вреда – 2 000 рублей, штраф за нарушение прав потребителя – 5 000 рублей, расходы по составлению искового заявления – 1 140 рублей.

С турагента в пользу туриста было взыскано 14 000 рублей: денежные средства по договору – 8 635 рублей, неустойку – 2 000 рублей, компенсацию морального вреда – 1 000 рублей, штраф – 2 000 рублей, расходы по составлению искового заявления в размере 360 рублей.

Однако юрист Елена Баринова считает, что такое решение можно и нужно оспаривать. Она подчёркивает, что взыскание и с туроператора, и с турагента стоимости турпродукта означает долевую ответственность участников рынка, что ни законом, ни договором между ними не предусмотрено.

Однако вопрос, что считать надлежащим информированием, как отмечают юристы, в законе четко не определено. Расписку с туриста взять не всегда возможно, тем более что в данном случае тур бронировался в июне, а предупреждение регулятора появилось только в августе. Можно, конечно, повесить в уголке потребителя распечатки с сайта Ростуризма, а также памятку – меры предосторожности при путешествии, но не факт, что суд примет это в качестве должного аргумента.

История альтернативная

Судебные решения в пользу туристов из-за Коксаки в Турции до сих пор догоняют и поставщиков туруслуг и турагентов. Несмотря на то что с момента информационного муссирования темы прошло уже более года. 19 октября Белгородский областной суд обязал туроператора вернуть местному жителю стоимость турпутевки в двойном размере. Любопытно, что до этого был удовлетворен иск белгородца к местной турфирме.

700.jpg

Туристу понравилось судиться

В июле 2017 года истец (имя не указано) заключил договор с одним из туристических агентств Белгорода на оказание комплекса туристских услуг. Оплатил 10-дневную поездку в Турцию на трех человек общей стоимостью чуть более 125 тысяч рублей.

Вылет должен был состояться 8 августа 2017 года. Однако за день до начала поездки в СМИ появилась информация о распространении вируса Коксаки на территории Турции и возникшей в связи с этим угрозе безопасности здоровью граждан и отдыхающих. После этого белгородец решил отказаться от тура, так как собирался ехать с малолетним ребенком. Он обратился в турагентство с заявлением о расторжении договора и возврате внесенных им средств. Получив отказ, истец потребовал удовлетворения своих требований через суд.

Так, на судебном заседании было установлено, что 11 августа 2017 года информация об угрозе безопасности здоровья туристов, выезжающих в Турецкую Республику, появилась на официальных сайтах Министерства культуры РФ и Роспотребнадзора. Оба ведомства отметили, что в сложившейся ситуации турист имеет право на расторжение договора либо изменение его условий.

При этом суд указал, что ответственность турагентства перед туристом как посредника ограничивается величиной агентского вознаграждения – 3 700 рублей, которые суд взыскал в пользу истца, вместе с неустойкой, штрафом и компенсацией морального вреда. Общая сумма, которую фирма должна вернуть своему клиенту, не уточняется.

После вступления решения суда в законную силу истец вновь инициировал судебное дело в Белгородском районном суде, на этот раз подав иск к туроператору, которого Фемида также обязала возвратить истцу денежные средства за неоказанную услугу. За вычетом агентского вознаграждения турист получил около 122 тысяч рублей плюс неустойку, равную стоимости путевки, 50 % штрафа и компенсацию морального вреда.

Немного теории

Какие же законы и нормативные акты дают поводы судам выносить такие решения? Особенно учитывая, что, по мнению участников рынка, паника из-за случаев заражения энтеровирусом в Турции во многом была раздута.

По его словам, уязвимым местом для туроператоров являются положения отраслевого закона, устанавливающие специальный порядок возврата стоимости тура в случае подтверждения угрозы безопасности, причем ограничить эту обязанность в договоре нельзя, в этом случае закон имеет приоритетное регулирующее значение. А очередные поправки к закону еще и расширили положения данной статьи, указав, что угроза может подтверждаться не только решениями органов власти, но и простыми рекомендациями.

Мы забронировали тур в Турцию, оказалось, ч то в отеле ходит вирус КОКСАКИ. Мы отказались от этого тура и согласились на другой отель, пойдя на встречу туроператору. В отеле в который он нас отправил ребенок подцепил тот же вирус, хотя оператор говорил, что в этом отеле его нет. Но в оказалось что в отеле болеют им до 90% приезжающих детей. Естественно отпуск испорчен.

Есть ли смысл подать иск на туроператора и на отель для возмещения моральных и материальных ущербов?

Есть отказ от первого тура (в связи с опасением заболеть именно этим вирусом)

Есть обращение в госпиталь в Кемере с диагнозом вируса

Есть обращения в страховую


Материальный и моральный вред Вы вправе взыскать с виновника. Таковым прежде всего является собственник отеля. Однако, если туроператор брал на себя обязательства по обеспечению безопасных условий проживания, он также должен нести ответственность. Если эта ответственность застрахована, привлекайте одновременно и страховую компанию в качестве соответчика.

Спасибо, Федор Васильевич

Как понять: "если туроператор брал на себя обязательства по обеспечению безопасных условий проживания"? Это должно быть отражено документально?

Конечно это должно быть указано в договоре с туроператором.

Если у Вас на руках имеются документы, подтверждающие заболевание Вашего ребёнка (справка от врача отеля, счета на оплату врачебных услуг, платежные документы на лекарства), т.е. если Вы сумеете доказать, что Ваш ребёнок заразился именно в этом отеле — смысл подавать иск имеется. Если подтверждающих документов — нет, то смысла практически нет.

В какой форме туроператор сообщил Вам об отсутствии заболевания? Если в устной форме — без соответствующих документов — оператор может отказаться.

В любом случае можно предложить туроператору мировое соглашение — т.е. возможно оператор согласится возместить убытки.

Имеется справка от врача отеля и из больницы вне отеля

Если мы отказались от первой поездки, в связи с этим же вирусом, это нам поможет?

Тактика может быть следующая:

1. Направьте претензию к туроператору.

2. В случае если консенсус не достигнут — подавайте иск в суд.

Желательны также следующие документы

— Копия договора с туроператором, проездные документы и документы о проживании

— переведённая справка от врача отеля.о заболевании ребенка, или из госпиталя

— желательно подтверждённые факты о других случаях заболевания в отеле (копии справок других детей по возможности)

— можно приложить запись разговора с турагеством

Андрей, добрый день.

Смысл подать претензию на возмещение всего причиненного Вам ущерба, конечно есть.

Статья 17.4. Основания для выплаты страхового возмещения по договору
страхования ответственности туроператора либо уплаты денежной суммы по
банковской гарантии

Основанием для выплаты страхового возмещения по договору страхования
ответственности туроператора либо уплаты денежной суммы по банковской
гарантии является факт установления обязанности туроператора возместить
туристу и (или) иному заказчику реальный ущерб, возникший в результате
неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по
договору о реализации туристского продукта, если это является
существенным нарушением условий такого договора.
Существенным
нарушением условий договора о реализации туристского продукта признается
нарушение, которое влечет для туриста и (или) иного заказчика такой
ущерб, что он в значительной степени лишается того, на что был вправе
рассчитывать при заключении договора.
К существенным нарушениям туроператором договора о реализации туристского продукта относятся:
неисполнение
обязательств по оказанию туристу и (или) иному заказчику входящих в
туристский продукт услуг по перевозке и (или) размещению;
наличие в
туристском продукте существенных недостатков, включая существенныенарушения требований к качеству и безопасности туристского продукта.
Иск
о возмещении реального ущерба, возникшего в результате неисполнения или
ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о
реализации туристского продукта, может быть предъявлен туристом
туроператору либо туроператору и страховщику (гаранту) совместно.
Выплата
страхового возмещения по договору страхования ответственности
туроператора или уплата денежной суммы по банковской гарантии не лишает
туриста права требовать от туроператора возмещения упущенной выгоды и
(или) морального вреда в порядке и на условиях, которые предусмотрены
законодательством Российской Федерации.

Статья 6. Права туриста

При подготовке к путешествию, во время его совершения, включая транзит, турист имеет право на:
необходимую
и достоверную информацию о правилах въезда в страну (место) временного
пребывания и пребывания там, об обычаях местного населения, о
религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры и
других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной,
состоянии окружающей среды;

обеспечение личной безопасности, своих потребительских прав и
сохранности своего имущества, беспрепятственное получение неотложной
медицинской помощи;

возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения
условий договора о реализации туристского продукта туроператором или
турагентом в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации;

Читайте также: