Вирус сквернословия круглый стол

Обновлено: 24.04.2024

Сегодня мы все чаще слышим о том, что язык болен. В ходе беседы мы попробуем определить болезни языка, выявить причины употребления сквернословия и жаргонной лексики.

ВложениеРазмер
prichiny_zasoreniya_leksiki.doc 71 КБ

Предварительный просмотр:

- выявить основные факторы, способствующие загрязнению русской речи; уяснить негативное воздействие сквернословия на человека; мотивировать необходимость борьбы за чистоту речи.
- познакомить детей с губительным влиянием сквернословия на здоровье, с пагубным влиянием его на личность; формировать стойкую неприязнь к матерщине, сквернословию, отрицательное отношение к вредным привычкам, человеческим порокам; побуждать к нравственному самосовершенствованию, саморазвитию. предупреждать употребление учащимися бранных слов, мата; воспитывать культуру речевого поведения во время дискуссии; стимулировать речевую активность; прививать любовь к русскому языку.


Оборудование : выставка книг; стакан воды; мультимедийная презентация.

I. Организационный момент .

II. Вступительное слово учителя.

- Сегодня мы все чаще слышим о том, что язык болен. Давайте попробуем определить болезни языка.

• скудность, однообразие лексики;

• в разговорной речи приветствуется сквернословие, матерщина;

• очень часто речь журналистов, дикторов, то есть тех, кого раньше принимали за образец, оставляет желать лучшего;

• иногда встречается неоправданное употребление иностранных слов.

Таким образом, речь засоряется и огрубляется.

На ваш взгляд, каковы причины этих болезней?
А что мы говорим?

Вашему вниманию предлагается социологический опрос, проведенный обучающимися нашей школы.

∙ О чем рассказало нам это небольшое интервью?
∙ Какую проблему оно высвечивает?
∙ Эта проблема существует в нашей школе?
∙ Эта проблема существует только в нашей школе?
∙ Вы часто сталкиваетесь с этой проблемой?
∙ Надо ли, на ваш взгляд, бороться за чистоту языка?

В одной из древних рукописей есть такое сказание: был один человек, именитый по званию и добродетельный по жизни, звали его Стефаном. Он имел одну дурную привычку — браниться нечистым словом. Раз пришел он откуда-то домой усталый и расстроенный и с гневом крикнул своему рабу: "Эй ты, диавол, разуй меня!" — И вот, лишь только произнес он эти нехорошие слова, как сапоги сами собой стали с великой силой сниматься, так что затрещали не только голенища, но и самые кости Стефановы.

Стефан начал громко кричать, на его голос сбежались домашние, и тут-то стало всем понятно, что тот, чьим именем назвал Стефан своего раба, сам явился к его услугам и сорвал с него сапоги, сознал и Стефан свой грех и с ужасом взывал бесу: "Иди прочь от меня, злой слуга! не тебя я звал, а раба моего купленного!" Бес удалился, но и сапог уже не было, их потом нашли в непристойном месте. Сказание это очень поучительно. И в самом деле: как не быть около тебя бесу, когда ты поминутно его поминаешь? И как не удалиться от тебя святому Ангелу-хранителю, когда ты постоянно его оскорбляешь? Приятно ли ему, святому и чистому, слушать твои нечистые и богомерзкие речи? Поверь, несчастный сквернослов, что если бы Господь Милосердный еще не покрывал тебя особой Своей милостью, то бес давно уже похитил бы и саму душу твою, как свое достояние.

Сегодня вредная привычка сквернословить приобрела характер эпидемии. Для многих детей употребление нецензурных слов стало будничным явлением.

• Отсутствие запретов или хотя бы критики со стороны многих взрослых при употреблении ненормативной лексики вызывает уверенность в правильности словоупотребления;

• бедность словаря подростков объясняется и тем, что учащиеся часто пассивны на уроках и ведущая роль на уроке принадлежит учителю;

• в век компьютеризации не проявляется интерес к классической литературе и искусству.

Зачем люди ругаются в наше время?

Первый наш враг – это сквернословие . А что это такое? Давайте посмотрим на морфемный состав слова.
Сквернословие – это речь, наполненная неприличными словами, выражениями, бранью.

Учитель . Как вы думаете, всегда ли люди ругались?

∙ А когда они начали ругаться? (Гипотезы о возникновении брани.)

∙ А где ругались больше всего?

∙ Какие слова чаще всего употребляют сквернословы?

Ругаться человек может под влиянием самых различных страстей. Но одна из главных причин — распущенность. Вокруг нас — огромное количество людей, которые постоянно употребляют сквернословие, но при этом в полном смысле этого слова ругаются нечасто. Они, используя эту лексику, просто говорят, т. е. общаются!

- Почему так страшно слышать и употреблять в речи бранные слова? Ведь слово – не нож и не пистолет, человек замертво не падает от таких слов? Последние исследования ученых-генетиков доказали, что слово – материально. Посмотрите, как оно действует, например, на воду. (Учитель показывает на стакан воды.)

Но помните, что слово – меч обоюдоострый. Мы все связаны единым кругом. И все, что ты пожелал плохого другому человеку, обязательно вернется к тебе. Получается, что бранные слова наносят вред здоровью не только слушающего, но и говорящего. Более того, брань пагубно действует на все мироздание, на весь космос, на экологию. Вот что писал еще в начале XX века русский поэт Н. С. Гумилев.

Слово

В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что слово это – Бог.
Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества,
И, как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова.

1919 г.

– И этот запах гнили, смрад, вонь витает в воздухе, которым мы дышим. Мы его выпускаем из себя, когда сквернословим, и отравляем им все окружающее: растения, животных, людей. Вы заметили, как много стало больных людей, особенно молодежи? Теперь вы поняли почему?

Что же нам делать? Ваши предложения. (Ответы учащихся.)

Второй наш враг – Слова-паразиты (лишние слова) – слова и словосочетания, не имеющие смысловой нагрузки (э, это, короче, чисто, ну, ну вот, как бы, в принципе, того, так сказать, в общем, это самое, типа и др.) . Являются показателем низкой речевой культуры, так как делают речь многословной и бессодержательной.

Учитель. А почему нужно с ними бороться? Для того чтобы что-то сказать, человек тратит определенное количество энергии. Сколько ее уходит на слова-паразиты? Ученые, конечно, не подсчитывали, но было бы интересно узнать об этом. Может быть, если бы мы не говорили ничего лишнего, жизнь наша стала длиннее и уж точно красивее? Может быть, мы смогли бы построить дом или нарисовать картину, а вместо этого силы уходят впустую, в никуда! Подумайте об этом.

Третий враг – Сленг (англ. slang) – жаргонная речь лиц определенного круга. Молодежный сленг; профессиональный сленг.

Учитель : Как беречь чистоту речи, пока вы учитесь? Общепринятых рецептов нет. Но приемы, принятые и одобренные вами, помогут избежать сквернословия.

- Не говорите плохих слов сами.

- Не копируйте других.

- Не говорите, как все, не старайтесь быть похожими на кого-то, сохраняйте самобытность и свою культуру речи.

– Давайте подведем итоги.

∙ О чем мы сегодня говорили?

∙ Что нового узнали?

∙ Что вам понравилось?

∙ Что вас поразило больше всего?

∙ К каким выводам мы пришли?

– Наш круглый стол мне хочется закончить словами:

Друзья, следите за собой,

Когда по-русски говорите,

Ведь это наш язык родной –

Его для внуков сохраните!

Слово

Молчат гробницы, мумии и кости, –

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья

Наш дар бессмертный – речь.

Выступления библиотекарей и учителей

Интересные факты и мысли

∙ За последние 20 лет число детей с отставанием в умственном и физическом развитии выросло в 10 раз.

∙ Более 80 % новорожденных больны.

∙ Здоров лишь каждый десятый выпускник школы.

∙ Ежедневная смертность населения России составляет более 2500 человек в день.

∙ По показателям средней продолжительности жизни Россия стоит на 133-м месте в мире среди мужчин и на 100-м месте среди женщин.

∙ 54 % молодежи, родившейся в 80-е годы, не способны закончить среднюю школу.

Жаргон – от франц. argot- разновидность речи какой-либо группы людей, объединённых профессией, родом занятий

Преобладание в речи подростков жаргонизмов:

Свыше 50 % - в языке юношей

Свыше 33 %- в языке девушек

Часто используемые в школьной речи слова:

Стрёмно – плохо; Тормоз – глупый; Клёвый – хороший; Оторваться – веселиться; Предки – родители; Прикинь – представь; Наезжать – предъявлять претензии; Не базарь – не говори; Не гони – не обманывай; В смысле – как понять; Респект – уважение.

Некоторые факты социологических исследований, заставили призадуматься и критически отнестись к своей речи.

В словаре старшеклассников масса жаргонных словечек, иностранных заимствований. И это лексикон русских людей, владеющих русским языком, потомков великих писателей и поэтов: А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя,

С. А. Есенина, чей словарный запас превышал 17 – 20 тысяч слов.

Проблема засорения русской речи

Меняются времена, события и люди. Как следствие этого изменениям подвергается и русский язык. Тревожит вопрос: не являются ли эти изменения разрушительными для нашего языка как народного достояния и национальной самобытности?

Современные исследования лингвистов фиксируют неблагополучную экологию нашей языковой среды. По мнению ученых, это опасная тенденция, ведь языковая среда не только задает некие стандарты, она формирует тип личности. Проблема современной школы состоит в том, что параллельно с общепринятыми словами подростками используется жаргонная и срамная лексика.

Настораживает то, что в речи молодых людей жаргон часто переходит в мат. По мнению многих, коллективный мат объединяет, позволяет установить тесный контакт. Мат- неприличная, оскорбительная брань, сквернословие. Он становится полноправным хозяином не только быта, но и искусства.

Мат- это язык пьяниц, подонков, преступников, хамов, сексуально озабоченных людей или просто неуверенных в себе. Умный, порядочный и воспитанный человек даже в порыве злости не будет ругаться матом, а найдет другие слова для выражения эмоций. Людям, которые не относятся к перечисленной категории, нет внутренней потребности и желания пользоваться матерной лексикой.

С раннего школьного возраста не нужно замалчивать проблему засорения русской речи. Напротив, надо рассказывать ученикам о происхождении брани, причинах ее живучести, о том, что это язык несостоявшихся людей. Учителя- филологи, должны это делать на уроках русского языка и литературы, культуры речи и даже на уроках иностранного языка, так как дети, как не странно, в первую очередь и очень хорошо запоминают звучание именно матерных слов на языках ближнего и дальнего зарубежья.

Можно выделить следующие типичные случаи нарушения лексических норм в речи учащихся:

• Жаргонизация речи, использование уголовной лексики. Русский язык сегодня криминализирован. Примеров этому множество: срубить бабок; фраер; лох; отморозок; беспредел; оторвись по полной; тебя просто разводят; впаривать любую дрянь; разборка;

• Использование ненормативной лексики в бытовом общении, СМИ и т.д. Нельзя признать нормальным частое присутствие мата в художественной литературе, в кино, в театре. В телесериалах, в ток-шоу, даже в речи известных людей можно услышать подобные выражения. Такое расшатывание стилистических установок оказывает серьезное влияние на массовое сознание и приводит к восприятию мата как нормы. Возвращаясь к нашим аналогиям, можно сказать: загрязнение языка матерными выражениями – то же самое, что загрязнение чистой реки зловонными бытовыми отходами.

Тревожит не только скачок грамотности вниз, но и обнищание духовное. Ведь любовь к Родине имеет несколько составляющих: любовь к матери, к березке, к школе, к другу, к семье, к детям, к языку. Эту цепочку нельзя порвать. Разорвав ее в одном колечке, теряется целое.

Отмечается сокращение базы разговорного языка, особенно у молодого поколения. В результате многие выпускники средних школ не могут составить осмысленное высказывание. Они не используют в своей речи фразеологизмы, широко представленные в художественной литературе, и не понимают их значения.

Это опросы лишний раз подтверждают выводы ученых-лингвистов о неблагополучной экологии современного русского языка. Есть повод задуматься, не правда ли? Человек живет и работает, действует и взаимодействует с другими людьми в определенной языковой среде. Если разрушается данная языковая среда, то затем разрушительные процессы начинаются и в обществе.

Кузнецова Е.В., учитель русского языка и литературы СГКСУВОУ закрытого типа для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением

Подготовила учитель русского языка и чтения Боровская М.А.

1. формирование навыков здорового образа жизни ;

2. формирование нравственных позиций, эстетического вкуса, культуры поведения.

А). Расширить знания школьников о вредных привычках.

Б). Воспитывать отрицательное отношение к порокам человечества.

В). Побуждать к нравственному самосовершенствованию.

Сегодня у нас урок по культуре речи, на котором мы поговорим о сквернословии.

Стыд – одно из самых тонких, деликатных и вместе с тем жизненно необходимых качеств. Человек должен стыдиться, и много стыдиться, если он Человек. Поговорим о стыде перед словом. Чем больше этого стыда, тем лучше речь.

Стыд перед словом. В языке есть слова, которых нужно стыдиться. О таких словах и пойдет речь далее

Сегодня сквернословие стало нормальным явлением в нашей повседневной жизни. Матерятся все от мала до велика. Матерный язык слышен везде, начиная от семьи и до улицы, транспорта, даже до людей, имеющих какую-то власть. Самое страшное, что мат становится повсеместным явлением. Нецензурной бранью никого не удивишь, а послав человека куда подальше, он порой даже не обидится. Причиной для матерщины уже не являются раздражение или гнев, гнилые слова стали частью обыденной речи. Сквернословие употребляется не только в общении взрослых, но и в разговоре родителей с маленькими детьми. А это влечет за собой то, что некоторые слои общества на мате уже просто разговаривают. Это признак особой деградации нашей культуры, признак нашего духовного и нравственного разложения.

Как же мат попал на Русь? Есть две версии этого события. Одни считают, что матерщина – это пережиток язычества. До принятия христианства, наши предки исповедовали язычество, поклонялись неживой природе. Мат был частью заклинаний и обрядов. Через матерную брань люди вступали, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь. Но все знали, что бранить детей матом нельзя, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище.

Так, что такое мат? Во все времена наш народ любил и почитал Матерь Божию, Матерь-Церковь, свою мать, мать-землю и мать Родину, и тогда, когда Русь находилась под татаро-монгольским игом, захватчики, зная, кого и что почитает Русский народ, старались специально нанести оскорбление ему. Матерные слова они направили против Матери-Церкви, против Матери Божией. В мате - сатанинский дух. Недаром в русском народе таких людей называли богохульниками.

В прежние времена на Руси отдавали себе отчет в том, насколько гнусно сквернословить. За него строго наказывали. Царь Алексей Михайлович Романов пытался активно бороться со сквернословием, он подчеркивал недопустимость ругани на свадьбах и других праздниках и обрядах, где оставались языческие корни. Считалось, что нецензурная брань навлекает бедствия, несчастья и болезни. При первых царях династии Романовых за сквернословие били розгами. Считалось, что выругавшийся человек оскорбляет Божью Матерь, родную мать человека и саму Землю.

Нам всем следует понимать опасность тотального распространения сквернословия, которое в последнее время принимает угрожающие черты и формы.

После наведения демократического порядка, мат полностью вышел из подполья и набрал значительную популярность в обыденной жизни. После разговора с людьми, которые сквернословят, в душе всегда остается тягостное впечатление, так как любое матерное выражение несет в себе эмоциональный оттенок жестокости, пошлости, цинизма и хамства. Если вы сквернословите, то обязательно придет время, кода вы будете страдать от того, что ругают и вас. В основе сквернословия лежат такие проявления души, как ненависть, гнев, зависть. Вспомните, когда вас самих обругали, начинает сильнее колотиться сердце, кровь приливает к лицу, портится настроение. В конце концов, обида приводит к стрессам, стресс – к нервным расстройствам, а последние – к совершенно конкретным болезням: язве желудка, экземам, инфаркту и инсульту. К сожалению, нередко наличие матерных слов в речи считается признаком мужества и силы. Однако это как раз является признаком духовной слабости, ведь речь человека, зараженного недугом сквернословия, и его духовный мир до крайности бедны и свидетельствуют о душевной неразвитости.

Как избавиться от сквернословия? Как беречь чистоту речи?

Надежных рецептов здесь нет, но есть несколько положений, с которыми, если их принять, легче преодолеть эту беду.

Вывод. Если человек за свою жизнь не произнесет ни грубого, ни резкого, ни ядовитого, ни грязного слова – значит, этот человек уже сделает великое дело, через свою речь хоть немного, но повлияет на состояние нашего языка.

Желание достойной среды несовместимо с недостойным словом . Нужно осознавать и ценить меру своего авторитета, свой рейтинг (профессиональный, социальный, семейный).

Сквернословие наносит вред здоровью человеку, употребляющему в своей речи бранные слова. Доказательством этому служит одно известное исследование влияния сквернословия на здоровье человека. В конце двадцатого века сотрудник Института проблем управления РАН, основатель Института квантовой генетики, биолог Петр Гаряев взялся за исследования, которые позволили создать аппарат, переводящий человеческие слова в электромагнитные колебания, а затем проследил, как эти колебания влияют на молекулы наследственности – ДНК. С помощью этой современной технологии стало возможным проверить, как отражаются на живом организме злые и добрые слова.

Особенно опасно сквернословие для детей. Их интеллектуальное развитие зависит, главным образом, от того языка, на котором разговаривают окружающие их взрослые. Если ребенок слышит речь, состоящую из бранных слов, то ни о каком душевном и умственном развитии этого ребенка не может быть и речи. Достигнуть впоследствии каких-либо положительных жизненных успехов ему будет стоить огромных волевых усилий. Сквернословие – признак особой деградации нашей культуры, когда уничтожается всякое понятие меры, такта в общении между людьми.

И давайте научимся просить прощения, если что-то с языка вдруг сорвалось, задумаемся о значимости родного языка в нашей жизни. Подытоживая сказанное, повторим как своеобразное кредо:

Я исключение. Моя речь – это мое зеркало, мое достоинство. Настоящий контроль – это контроль изнутри.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

или сквернословие в речи подростков

С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека – это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом.

Цель: содействовать речевой культуре подростков, культуре поведения.

развитие навыков сопротивления сквернословию;

расширение кругозора и эрудиции.

Ход занятия

Сегодня ненормативная лексика проникла и в литературу, и в кино, и даже в СМИ.

Вопросы для обсуждения:

Какие эмоции человека вам известны? (Интерес, радость, вина, стыд, горе, страх, спокойствие, печаль, сомнение.)

Что такое стыд? (Стыд – одно из самых тонких, деликатных и вместе с тем жизненно необходимых качеств. Человеку необходимо испытывать стыд.)

Стыд – 1) чувство сильного смущения от осознания, предосудительности поступка, виды; 2) позор, бесчестие.

Чего может стыдиться человек?

Можно ли стыдиться слов?

К разряду плохих слов, прежде всего, относятся угрозы. Они направлены на формирование у другого человека чувства страха, растерянности. Агрессия возникает не на пустом месте, а в результате обиды, оскорбления, чувства неприязни. В подобной перебранке люди получают опыт нагнетания напряженности и ее разрядки через внешне направленную агрессию. Укоренившись, такая форма поведения становится привычной. Человек уже не может обойтись без крепких выражений, во всем случившемся начинает обвинять окружающих, грозя им всеми возможными способами.

Столь же широко распространено в детской среде использование кличек, прозвищ, обидных дразнилок. В прозвище могут быть преобразованы имена, фамилии, поступки, типичные речевые обороты.

Функция: дети стремятся ущемить достоинство другого человека, задеть его самолюбие.

Причина: желание уколоть, унизить, вызвать гнев. Некоторых детей буквально изводят дразнилками. Причем делается это обязательно публично, чтобы больнее ранить свою жертву. Это проявляется из-за плохого воспитания и неумения контролировать свой гнев.

Последствия: проявление в коллективе атмосферы враждебности.

Еще одна группа плохих слов – бранные выражения и оскорбления (мат).

Функция: нанести оскорбление, унизить другого, выразить свои эмоции, снять психологическое напряжение.

Причина: сильная эмоциональная агрессивность.

Словарная работа.

Сквернословие (по Ожегову) – это речь, наполненная скверными, непристойными словами.

Скверна – нечто грусное, порочное.

Сквернословить – употреблять скверные, непристойные слова.

Сквернослов – человек, который сквернословит.

Скверный – 1) гадкий, недостойный человек, поступок; 2) очень плохой (разговор, погода, настроение).

Немного истории.

Исторически сквернословие возникло как защитное средство против эмоциональных потрясений. А. Олялин – профессор, доктор филологических наук – предполагает, что в древности слова, которые сегодня считаются непристойными, служили проклятьями и заговорами.

Сквернословие берет свои корни в обрядах языческого происхождения и носит ритуальный характер. Человек, произнося некоторые из слов, которые мы называем нецензурной бранью, проклинает как себя, так и окружающих людей. Именно поэтому в древнерусских рукописях употребление матерной речи рассматривалось как черта поведения человека, одержимого бесами.

Цели сквернословия:

сигнализировать о принадлежности к определенной группе по социуму;

продемонстрировать неприятие социальных запретов, табу;

усилить эмоциональность речи;

снять психологическое напряжение.

Разновидности сквернословия:

как инструмент эпатажного поведения (вызов, попытка ошеломить, выделиться, запомниться);

аффективное (взрывная реакция);

маскировка инфантильного мышления.

Причины и факторы употребления нецензурных слов:

особенности повседневной жизни подростков;

проникновение сниженной, жаргонной, нецензурной лексики в СМИ, кино, литературу;

распространение антигуманных взглядов, пессимизма, неверия в светлое будущее, стремление заменить недостаток жизненных смыслов и целей суррогатом красивой, блестящей, мишурной жизни;

американская модель искусственно провоцирует формирование групп неуспешных людей, аутсайдеров;

Лингвистическая справка.

Основу арго составили корни группы тюркских языков, на которых общались кочевые племена Евразии. Особенности исторического развития России – набеги кочевых племен, монголо-татарское иго, ссылки в Сибирь и субкультура концлагерей и тюрем – вот та почва, на которой и пророс этот пласт русского языка. Видимо, поэтому силен в этих словах элемент агрессии и негативный заряд.

Последствия: болезнь интеллекта!

- Ребята, а вам комфортно, безопасно жить в таком обществе?

Наша задача – понять, в чем состоит болезнь интеллекта, и определить условия комфортного взаимодействия друг с другом.

Вопросы для обсуждения:

А на самом деле мир таков? (В мире есть моменты зла, лжи, подлости, но человек сам в силах сделать свой мир добрым, светлым, насыщенным удивительными событиями!)

Сквернословие похоже на курение – активное и пассивное. Если мы не курим сами, но вдыхаем запах чужой сигареты, то тем самым уже вредим себе. Так и скверные слова, нами не произносимые, но слышимые, незаметно и глубоко проникают в наше подсознание.

Как избавиться от сквернословия? Как беречь чистоту речи?

В чем состоит чистота речи?

Задание: определить условия для чистоты речи, наметить пути собственного поведения.

Желательно жить в достойной среде несовместимой с недостойным словом. Нужно ценить свой авторитет (профессиональный, социальный, семейный).

Карточка № 1.

Восьмиклассник стал пропускать уроки, плохо учиться. Отец привел его на стройку. Мальчик стал работать электриком. Через некоторое время он ушел со стройки, хотя чувствовал себя взрослым, мог зарабатывать деньги.

- Володя, почему ты ушел со стройки?

- Я познакомился, встретился на танцах с милыми, симпатичными девушками, а утром на работе услышал от них ТАКИЕ слова! И мне захотелось вырваться их это среды.

Он поступил на подготовительное отделение педагогического института. Сейчас этот человек – профессор, специалист в области экологии. Сквернословие стало причиной желания изменить жизнь.

Сквернословие не есть способ расслабления, а расслабление не означает вседозволенности.

- Приведите примеры приемлемых способов расслабления.

Можно пресечь сквернословие внутри семьи, класса.

Даже в самой ужасной среде есть люди, к которым грязь не пристает, есть на кого опереться, с кем вместе противостоять злу. Мы не властны над речью других, но властны над собственной речью! Это наше зеркало. И пусть оно будет чистым!

Сегодняшнее мое слово - мое лучшее слово.

Контроль изнутри!

Как раньше боролись со сквернословием? Как сберегалась, охранялась, контролировалась чистота детской, женской, купеческой, монашеской речи?

- Кто сегодня может контролировать слова и поступки человека?

Уметь простить прощения, если что-то сорвалось с языка.

- Возможно ли прожить жизнь, ни разу не высказав своего огорчения, не поругав любимого человека, не выплеснув обиду?

Никогда нельзя забывать о неприкосновенности личности и о запрете на сквернословие.

Чем больше стыда – тем лучше речь!

Моя речь – это мое зеркало, мое достоинство.

Воспитанность человека определяется не тем, чего он не может себе позволить при посторонних, а тем, чего он не может себе позволить наедине с собой.

Вл. Новиков. Сорок два свидания с русской речью / Роман с языком – М.: Зебра Е; АСТ, 2007.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В словаре В. Даля сказано:

В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие - это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Иногда это подражание молодежным кумирам, например популярным телеведущим, актерам, певцам

Сквернословие — это хамство,

оружие неуверенных в себе людей.

Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость и защищает их, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению.

Кроме того, подростки стараются бранными словами задеть родителей, шокировать, вывести их из себя, чтобы измерить свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость от них.

Матерная брань – это не только набор непристойностей:

Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека?

Ведь слово - не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии.

Немного истории:

Матерные слова были внесены в нашу речь не монголо-татарами, как утверждают многие, они, к сожалению, имеют исконно русские корни.

В древней Руси мат являлся ни чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь.

Бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами.

Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище

Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться

На берегу реки или озера – оскорбится водяной.

Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость?

На поле брани. Так называли обычное поле, где человек мог дать волю своим эмоциям, и поле брани это вовсе не поле для битвы.

В наше время мат используется:

для повышения эмоциональности речи,

3) оскорбления, унижения адресата речи,

4) демонстрации агрессии,

5) демонстрации отсутствия страха,

6) демонстрации раскованности,

7) пренебрежительного отношения к системе запретов,

Так уж безобидна эта вредная привычка?

Слова человека энергия:

Если слово хорошее – добрыми энергиями насыщается пространство, и оно кому-то помогает.

Если слово нецензурное, грязное, оно засоряет пространство. Человек может заболеть, соприкоснувшись с этой энергией.

Факты:Увеличилось количество девушек, имеющих хронические заболевания, а это будущие матери, носители генофонда нации

Ежедневная смертность населения России более 2500 человек в день.

За 20 последних лет число детей с отставанием в умственном и физическом развитии выросло в 10 раз

Более 80% новорожденных больны, здоров лишь каждый 10 выпускник школы

По показателю общей продолжительности жизни Россия стоит на 133 месте в мире среди мужчин и на 100 месте – среди женщин

34% молодёжи, родившейся в 2000-е годы, не способны окончить среднюю школу

Самым важным и научно подтверждённым является то, что

Мат опасен для здоровья

Он не только способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создавая иллюзию вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет.

Самым важным и научно подтверждённым является то, чтоНо и, впитывая в себя словесную грязь, калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти.

Эксперимент Группа учёных под руководством кандидата биологических наук П.П. Гаряева пришла к ошеломляющему выводу, что с помощью словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой генетический аппарат

Исследователи доказали, что бранные слова как бы взрываются в генетическом аппарате человека, вследствие этого происходят мутации, которые с каждым поколением ведут к вырождению человека.

Исследователи изобрели аппарат, который переводит человеческие слова в электромагнитные колебания. Они, как известно, влияют на молекулы ДНК (наследственности).

Ругается человек матом, и его хромосомы корёжатся и гнутся, гены меняются местами. В результате ДНК начинает вырабатывать противоестественные программы.

Учёные зафиксировали, что бранные слова вызывают мутагенный эффект, подобный тому, что даёт радиоактивное облучение мощностью в тысячи рентген.

Эксперимент с общением проводился много лет на семенах растения арабидопсис, почти все они погибли. А те, что выжили, стали генетическими уродами. Интересно, то, что мутагенный эффект не зависит от силы слова, они могли произносится то громко, то шёпотом.

На этом основании учёные сделали вывод, что определённые слова обладают информационным воздействием на ДНК, т.е. ДНК воспринимает человеческую речь.

И вот перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК встали на свои места и срослись. Молитва пробуждает резервные возможности генетического аппарата, а проклятие разрушает даже волновые программы, которые обеспечивают нормальную работу организма.

Группа учёных под руководством доктора биологических наук И.Б.Белявского – 17 лет занималась проблемой сквернословия, и они доказали, что

заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословят. Потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни.

Сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно, проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мёртвых, исцеляли больных.

В Библии сказано:“От слов своих осудишься, от слов своих оправдаешься”.

С православной точки зрения Сквернословие — это грех.

Церковь всегда запрещала сквернословие, злоречие. Порок этот находится в прямой зависимости от того, насколько человек духовно развит

Ученые медики пришли к выводу что Все болезни имеют своё происхождение в духе. Прежде чем заболит орган, нарушит свою работу система или функция, к этому должны появиться предпосылки на духовном плане человека, в мыслях, чувствах, эмоциях, словах и действиях человека.

Предупредить или остановить развитие болезненного процесса можно и нужно высокими нравственными духовными качествами.

Бездуховность – вот основная причина, как психической, так и физической патологии. Только духовное совершенствование человека может явиться защитой от различных заболеваний.

Что такое духовность? Какие качества нужно развивать в себе?

До необъятных размеров нужно развить в себе: любовь, доброту, понимание красоты, стремиться к знаниям, развивать чувство ответственности за свои мысли и поступки.

ВыводЕдинственный путь, ведущий к здоровью каждого человека – это изменение отношения человека к самому себе.

У того кто сквернословит есть два пути

Первый – зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения.

Второй путь – путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты.

Отказавшись от уродливого матерного языка, вы обретёте здоровье, счастье, везение, ясность мыслей, поступков и любовь ваших близких.

Запомните. Сквернословие может превратиться в привычку, от которой трудно избавиться".

"Стоит только начать сквернословить, и бранные слова будут легко срываться с твоих губ.

"Хорошие люди не сквернословят, а я хочу, чтобы люди считали тебя хорошим".

"Сквернословие оскорбительно для многих".

"Люди могут подумать плохо о твоей семье. А это значит, что из-за твоего поведения страдает репутация каждого из нас".

"Значение некоторых бранных слов граничит с сексуальным домогательством или расовым оскорблением. Такие слова не только обижают тех, кому они адресованы, но могут также привести к серьезным проблемам с законом".

Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убеждались с вами,
А может, не слова – дела важны?
Дела делами, а слова – словами.

Они живут у каждого из нас.
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы!

Язык— это наше оружие, средство общения, убеждения, языком надо учиться владеть. И делать это очень трудно, когда речь обременена мусором, обеднена.

Сегодня мы с вами узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила.

Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его. Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим!

А сейчас мы послушаем представителей групп, и их мнение почему мат это плохо.

1.Не говори плохих слов самому.

2.Сквернословие – не способ расслабления, а расслабление не означает вседозволенности.

4.Если с языка сорвалось плохое слово, надо попросить за него прощение.

Читайте также: