Вирус сквернословия мероприятие в библиотеке

Обновлено: 24.04.2024

Внеклассное мероприятие по теме: "ВИРУС СКВЕРНОСЛОВИЯ".

Цели: формирование навыков здорового образа жизни; формирование культуру речи, эстетического вкуса, культуры поведения; развить умение работать в группах

Задачи: расширить знания учащихся о вредных привычках; воспитывать отрицательное отношение к порокам человечества; побуждать к нравственному самосовершенствованию.

Речь - это показатель ума. Сенека.

Форма проведения: устный журнал.

Эпиграф к мероприятию:

1)Много слов на земле. Есть дневные слова-

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть слова – словно раны, слова – словно суд –

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти.

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить.

Слово можно в разящий свинец перелить.

2)Слово — это камень: коли метнет его рука, то уж потом назад не воротишь. Мигель Сервантес

3)Я часто убеждался в том, что простое слово благотворно действует на множество людей, и

не автор слова, а само оно приводит в движение души, скрыто проявляя свою силу. Франческа Петрарка

4)В то время как люди умные умеют выразить в немногих словах, люди ограниченные, напротив, обладают способностью много говорить и ничего не сказать. Франсуа де Ларошфуко

5) Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками. И. С. Тургенев.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Вступительное слово

Здравствуйте, ребята!

Проводя этот мероприятие, мы поднимем самый больной вопрос, волнующий не только нас, но и окружающее нас общество. На эту беду есть много причин, но не последнюю роль среди них играет и наша словесная распущенность. Сегодня “матом” разговаривают школьники, молодые люди, взрослые мужчины и женщины. “Мат” доносится с экранов телевизоров.

Так ли уж безобидна эта вредная привычка? Мы сегодня с вами об этом поговорим.

В анкете 9 вопросов, даны три варианта ответа, учащиеся должны выбрать один правильный ответ.

Какой вывод можно сделать по проведенному анкетированию?

Во - первых, спасибо учащимся за откровенность!

Из … ответивших учащихся первого вопроса, половина употребляют в речи бранные слова, потому что стала привычкой. (2-9 вопрос – обсуждение)

Проведя и обсудив анкетирование, многие из нас пришли к духовному, к душевному и лексическому оздоровлению.

А теперь я хочу вкратце ознакомить вас с значением слова сквернословия, т.е поговорим с вами о вреде сквернословия, какую отрицательную роль причиняют слова высказанные матом.

Сегодня у нас очень важная, трудная и в тоже время интересная тема. Сегодня мы поговорим о вашей речи, о речи вашего круга общения, о Вирусе сквернословия. У меня к вам один вопрос: «Что такое сквернословие? Постарайтесь сформулировать, как вы это понимаете.

Что такое сквернословие? Ныне сквернословие стало обычным явлением. Дико наблюдать, как многие молодые люди, как говориться уже "не ругаются матом, а на нем разговаривают", не умея связать двух слов без русской ненормативной лексики. Сразу подчеркну, эта проблема касается не только России. Во всем мире есть своя ненормативная лексика, которая тоже сейчас в большом ходу. Нужно также сказать, что понятно, мы все не святые.

Понятно, мы подвержены эмоциям и под их воздействием иногда каждый из нас допускает нецензурные выражения. Но когда среди людей, которые претендуют на какую-то роль в обществе, которые, казалось бы, не являются бомжами, алкоголиками, наркоманами и т.д., мат является заменой обыкновенного русского языка - это становится страшно. В настоящее время сквернословие — повсеместный порок. Ведь это показатель жуткого культурного падения! И пока не поздно надо что-то с этим делать!

Итак, сквернословие – это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие — это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Иногда это подражание молодежным кумирам, например популярным телеведущим, актерам, певцам.

Известно, что разговор - это один из видов человеческой деятельности. И, что речь человека — это показатель ума. (Сенека)

А какие слова мы используем в нашей речи?

Есть слова - словно раны, слова – словно суд,

С ними в плен не сдаются и в плен не берут,

Словом можно убить, словом можно спасти

Словом можно полки за собой повести. ( Вадим Шефнер)

Ведущий 1. Неловко говорить об этом, но как не признать, что это так. У нас например в школе да и в классе мат это наш - родной - русский язык и без него уже как-то речь у одноклассников не вяжется, что собственно говоря, и ужасает… Маты не прилично произносить в культурной атмосфере. Но Люди превращают язык в мерзкое безграмотное дурошлёпство.

Так плохо становится, когда отборный мат стоит кругом, да если еще общаешься с человеком, а он связать слова не может без мата.

Размышляла о том, что мат становится нормой речи - это ужасно! Попробуем это доказать.

Сегодня мы с вами создаем устный журнал “Чистое слово”. В нашей работе сегодня будут принимать участие три стороны – это Практики, Теоретики и Эксперты. Итак, мы начинаем.

Ведущий 2.

В день солнечный июльский,
Цветы, цветы вокруг
Красив язык мой русский,
Как этот летний луг.
Иду тропинкой узкой-
Деревья до небес!
Могуч язык мой русский
Как этот русский лес!
И в радости и в грусти –
Он всякий час со мной.
Родной язык мой русский,
Как Родина родной! (А. Шибаев)

Слово учителя.

Вы когда-нибудь задумывались о том, почему люди употребляют бранные слова, ругательства и о том, что сквернословие это болезнь, которой заболевают, впрочем, добровольно, и мы сами сознательно скатываемся все ниже и ниже, о том, что сквернословие — далеко не безобидная привычка.

Знаете ли вы, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила.

Еще в конце второй мировой войны Ален Даллес писал: «Окончится война, кое-как все утрясется, устроится. И мы бросим все, что имеем… на оболванивание и одурачивание людей. Человеческий мозг, сознание людей способны к изменению. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти ценности верить! Как? Мы найдем единомышленников, своих помощников и союзников в самой России…Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия самого непокорного на земле народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания…Мы станем всячески поддерживать и поднимать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, словом всякой безнравственности. В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху.

Честность и порядочность будут осмеиваться, и никому не станут, нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, пьянство и наркоманию, национализм и вражду народов, прежде всего, ненависть к русскому народу - все это мы будем насаждать ловко и незаметно.

2 ведущий: Даже владея мастерством ораторского искусства, не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому надо учиться- учиться упорно и терпеливо. Писатель Толстой отмечал, что обращаться с языком кое-как - значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно.

Значение языка, речи, слова отмечают русские пословицы и поговорки:

-От доброго слова язык не усохнет;

-Каков разум, таковы и речи;

-Ветер горы разрушает, слово народы поднимает;

-Что написано пером, того не вырубишь топором.

1ведущий: Баснописец Эзоп утверждал, что лучше языка нет ничего на свете, и что язык- это самое худшее, что есть на свете. Послушайте, пожалуйста:

Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.

В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел самое худшее.

Эзоп пошел опять покупать языки. Все удивились этому.

Предание гласит, что не всем гостям было приятно слышать этот ответ Эзопа.

Действующие лица: Андрюха, Шкара, Цыпа, инопланетянин, инопланетянка, учительница, ученики другой планеты:

Сценка

Слышится шум, появляются инопланетяне (он и она), услышав голоса, прячутся за штору в классе. Вбегают ученики.

Андрюха. Людя?! Я знаете, что просек? Контроша будет!

Шкара. Не врубился!

Цыпа. Тут кто-то вякнул? Вали кулем!

Андрюха. Афигел! Девахи сказали, в натуре, контроша!

Шкара. Атас! Учиха хряет!

Появляется учительница.

Учитель. Дети! Хто не забрал польта в калидоре, несите в галдероб. И не нодо впадать в амбицую!

Раздается стук, в обморок падает инопланетянка.

Учитель. Войдите!

Андрюха. Да это инопланетяне прикостыляли откуда-то!

Учитель. Хто ето? Дайте стуло!

Шкара. Они с летающей тарелки!

Цыпа. Закрой каробучку, дубанутый! Фильтруй базар!

Инопланетянин. Мы прибыли на землю с далекой планеты. Мы долго готовились, изучали Ваш язык!

Инопланетянка. А теперь мы сомневаемся, туда ли мы попали и язык ли это великого Пушкина!

Андрюха. Ну задолбали! Вы что, с трудностями? Русиш язык не доползает?

Инопланетянин. Соблаговолите пояснить значение слов, которые вы употребляете! Как вас зовут?

Андрюха. Я - Мопед, это- Шкара, это -Цыпа. Если кому в зубы засвистеть или бланш под глазом поставить - только скажите! Так засвечу - все потухнут!

Инопланетянка. Будьте любезны, переведите все те непонятные выражения, которые вы употребляете в речи!

В разговор вступает учительница.

Учитель. Дети! Я скоко разов вам вдолблювала, оставьте свои хвокусы! Не выражайтеся!

Цыпа. Я же говорю. Приволоклися мы на матешу, а тут такой прикол!

Шкара. Мы все повяли на раз!

Инопланетянка снова падает в обморок.

Инопланетянин. Держись, дорогая! Нам осталось доснять фильм, Подумай, сколько нового узнают дети нашей планеты!

Уроки у инопланетян на другой планете.

Инопланетянка. Проверим, как вы усвоили неологизмы русской речи! Начнем!

Ученики. Костыль! Клешня! Грабли! Балда! Лох!

1-й ученик. (мнется) Припер.

2-й ученик. Причапал, приволокся!

Ученики. Контроша! Котробаша!

Сценка.

Ученик и ученица.

- Димка, ну че, прочитал?

- Прикольно или стремно?

- Прикольно. Слушай. Короче, одного понтового чела достала лайф. Сам в порядке, зелени до бровей. А ему все по барабану. Свалил в деревню. Стал типа колхозником. Нашел себе дружбана, Ленского.

- А тут, блин, праздники. Ну и подкатил Онегин к подруге своего другана. Тот за ствол.

- Не хорошо получилось. Кровь пролилась. Пацан в бега … Короче…А короче, Лена, знаешь, я играл роль моего современника. И мне было как-то нехорошо и от этих манер, и от этого языка.

- Дима, наш слог, действительно, ужасен. А вот слог Александра Сергеевича Пушкина. Двести лет назад он написал, обращаясь к нам, а как современно, просто и гениально звучит:

Кто б ни был ты, о мой читатель,

Друг, недруг, я хочу с тобой

Расстаться нынче как приятель.

Прости. Чего бы ты за мной

Здесь ни искал в строфах безбрежных,

Воспоминаний ли мятежных,

Отдохновенья ль от трудов,

Живых картин, иль острых слов,

Иль грамматических ошибок,

Дай Бог, чтоб в этой книжке ты

Для развлеченья, для мечты,

Для сердца, для журнальных сшибок

Хотя б крупицу мог найти,

За сим расстанемся, прости!

2 вед: Хочется и нам сказать: «Простите и Вы нас, Александр Сергеевич, за наше отношение к тому языку, который Вы нам подарили.

1 вед: В последнее время остро стоит проблема чистоты русского языка. Многие ученые бьют тревогу о надвигающейся катастрофе - вымирании русского языка.

Инсценировка:

Эллочка: Хамите! Хо-хо!

Автор: Выражает в зависимости от обстоятельств восторг, многословного и могучего русского языка.

Эллочка: Знаменито! Мрак! Жуть!

Эллочка: Парнишка.

Автор: Обращение ко всем знакомым мужчинам.

Эллочка: Не учите меня жить! Красотка! Поедем на извозчике!

Автор: Говорится мужу.

Эллочка: Поедем на таксо.

Автор: Говорится другим мужчинам.

Эллочка: У вас вся спина белая.

Автор: Шутка. Остальное небольшое количество слов служило передаточным звеном между Эллочкой и продавцами магазинов.

Несчастный муж Эллочки, Эрнест Павлович Щукин, и не подозревал о том, что его жена купила на аукционе 2 стула. Семейный бюджет был подрезан под самый корень.

Щукин: Здравствуй, Еленочка! Откуда стулья?

Эллочка: Хо-хо.

Щукин: Нет, в самом деле?

Эллочка: Блеск!

Щукин: Да, стулья хорошие. Подарил кто-нибудь?

Эллочка: Ого!

Щукин: Как? Неужели ты купила на последние деньги? А жить на что?

Эллочка: Хамишь, парниша!

Щукин: Что же делать?

Эллочка: Подумаешь!

Щукин: Ты живешь не по средствам.

Эллочка: Шутишь!

Щукин: Да-да, не по средствам.

Эллочка: Не учите меня жить!

Щукин: Нет, давайте поговорим серьезно. Я получаю 200 рублей…

Эллочка: Мрак!

Щукин: Взяток не беру, денег не краду, подделывать не умею…

Эллочка: Жуть!

Щукин: Вот что: так жить нельзя, нам нужно разойтись.

Эллочка: Хо-хо!

Щукин: Мы не сходимся характерами.

Эллочка: Шутите!

Щукин: И откуда у тебя этот идиотский жаргон?

Эллочка: Не учите меня жить!

Щукин: Нет, это невыносимо! Живи, как тебе хочется, а я так больше не могу.

Эллочка: Красота!

Автор: Муж ждал, что жена хоть в этом случае воздержится от своих обычных металлических словечек. Эллочка напряглась и стала искать подходящие слова. Они быстро нашлись.

Эллочка: У тебя вся спина белая!

Эллочка и Щукин в конце сценки забирают по одному стулу и расходятся в разные стороны.
2 вед: Ситуация, описанная Ильфом и Петровым, относилась к первой половине 20 столетия, однако русский язык не был побежден такими, как Эллочка.

Русский язык могуч и богат!

Из уважения к предкам

Не позволяйте коверкать язык

Эллочкам - людоедкам!

1 вед: Всех каверз и смешных ситуаций, в которые попадали герои наших сценок, можно было бы избежать, умело используя правила русского языка. Да, тогда зазвучала бы прекрасная русская речь.

Ведущий -2: Мы поедем за границу?

Ведущий -1: Нет. Зачем же так далеко ехать, ведь такие “иностранцы” живут среди нас. Потому что говорить мы будем о современной речи молодежи, а точнее о нарушении ее содержательности и чистоты. А чтобы вам, ребята, было все понятно, я приглашаю заглянуть в одну из школ. Итак, представьте себе, начало учебного дня, встречаются два одноклассника.

- побуждать к нравственному самосовершенствованию, саморазвитию.

Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер.

I. Приветствие. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

- Подведем итог. (открывается слайд № 5) Как вы понимаете эти причины?

- Если сгруппировать все эти причины, то можно выделить три основные группы. (Слайд № 6)

IV. Индивидуальные выступления учащихся.

- Матерные слова были внесены в нашу речь не монголо-татарами, как утверждают многие, они, к сожалению, имеют исконно русские корни.

В древней Руси мат являлся ни чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь. Но повсеместно люди матом не ругались. Все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться. На берегу реки или озера – оскорбится водяной. Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? На поле брани. При царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче за сквернословие полагалось телесное наказание розгами. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание — вплоть до смертной казни. В 19-м веке матершинников ставили на одну доску с безбожниками и анархистами. (Слайды № 8, 9, 10)

-Да, эти слова испокон веков существовали в русском языке. Но они употреблялись в определенном месте, в определенной ситуации. (Слайд № 11)

-Но все же остается неясным, почему человек должен нести ответственность за слова, произнесенные в обществе людей, если они никому не вредят? Или все-таки вредят? (Слайд № 12) Послушайте, что об этом пишет поэт М. Матусовский:

Есть слова пострашнее, чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами.
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.
Мир устроен на этой основе,
И достаточно, в общем, серьёзно:
О любом опрометчивом слове
Пожалеете рано иль поздно.
Вы к словам проявляйте терпение,
Не берите в расчёт кривотолков,
Ведь от них остаются раненья,
Как от мелких, но острых осколков.

- В наш 21-й век, век науки и прогресса, всему можно найти еще и научное объяснение. Давайте послушаем, что по поводу нецензурной брани думают ученые.

- Самым важным и научно подтверждённым является то, что мат опасен для здоровья. Он не только способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создавая иллюзию вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет, но и, впитывая в себя словесную грязь, калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти. Группа учёных под руководством кандидата биологических наук П.П. Гаряева пришла к ошеломляющему выводу, что с помощью словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой генетический аппарат. Исследователи доказали, что бранные слова как бы взрываются в генетическом аппарате человека, вследствие этого происходят мутации, которые с каждым поколением ведут к вырождению человека. Учёные зафиксировали, что бранные слова вызывают мутагенный эффект, подобный тому, что даёт радиоактивное облучение мощностью в тысячи рентген. Эксперимент с общением проводился много лет на семенах растения арабидопсис, почти все они погибли. А те, что выжили, стали генетическими уродами. Интересно то, что мутагенный эффект не зависит от силы слова: они могли произноситься то громко, то шёпотом. На этом основании учёные сделали вывод, что определённые слова обладают информационным воздействием на ДНК, т.е. ДНК воспринимает человеческую речь. (Слайд № 13)

- Группа учёных под руководством доктора биологических наук И.Б.Белявского17 лет занималась проблемой сквернословия, и они доказали, что заядлые матершинники живут намного меньше чем те, кто не сквернословят, потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни. Сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно, проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мёртвых, исцеляли больных.

- Таким образом, из всего услышанного можно сделать вывод: у того, кто сквернословит, есть два пути: либо продолжать разрушать свою жизнь и жизнь тех, кто их окружает, либо отказаться от этой пагубной привычки. (Слайды № 14, 15, 16)

V. Творческая работа учащихся.

- Да, я надеюсь, что вы поняли, что сквернословие – это вирус, который разрушает все живое, портит все вокруг. А можно ли не заразиться этим вирусом? У вас на партах лежат листочки и ручки. Подумайте и запишите на них профилактические советы тем, кто не хочет заболеть этим вирусом. (Через некоторое время ученики читают свои записи, обсуждают их)

Не употреблять в собственной речи нецензурных выражений.

Осознавать, ценить и беречь свой авторитет, поддерживать имидж достойного и уважаемого человека.

Уметь культурно отдыхать, владеть приемами снятия психологического напряжения.

Не бояться противостоять среде, противодействовать употреблению нецензурных выражений в своем присутствии.

Научиться просить прощения, прощать самому.

Тренироваться в красивой и вежливой речи. Подобрать литературные выражения для использования в критических ситуациях.

Постоянно заниматься самосовершенствованием.

Читать хорошую литературу.

Быть разборчивым в выборе друзей.

Искренне любить людей и бояться их обидеть. )

- А закончить мне хотелось бы словами из стихотворения И. Бунина (Слайд № 18):

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассширяет знания школьников о вредных привычках, о проблеме сквернословия.

Внеклассное мероприятие:

Цель: информировать подростков о проблеме сквернословия, в т. ч и в школе.

-Способствовать формированию у подростков потребность цивилизованно выражать свои эмоции и чувства;

-Познакомить с историей сквернословия;

-Расширить знания школьников о вредных привычках; (сквернословии);

-Ознакомить подростков с губительным влиянием сквернословия на здоровье.

-Развитие познавательной активности и культуры учащихся

-Формирование коммуникативных навыков, умения работать в команде, умение высказывать собственное мнение по тому или иному вопросу.

Русский язык, как никакой другой – самый богатый на слова язык. У нас в запасе огромное количество слов. Но правильно ли мы распоряжаемся этим наследием?

Сквернословие (по толквому словарю русского языка С. Ожегова )-употребление неприличных, непристойных слов, выражений; брань, ругань нецензурными словами.

У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, ненормативная лексика и др., и мало, кто догадывается, что сквернословие, как и хамство, оружие неуверенных в себе

Матерная брань-это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Мат - неприличная оскорбительная брань; сквернословие.

Слово- не просто набор звуков, выражающих мысль.Оно способно очень много рассказать о нашем духовном состоянии.

Предлагаем вам немного поговорить и выссказаться.

-Почему люди ругаются матом?

(низкий культурный уровень, желание подражать кому-то, желание казаться старше, быть крутым).

Сквернословие- это вредная привычка. Какие ещё вредные привычки вам известны? Почему они вредные? (Грызть ногти, плевать, курить, чавкать и т.д.) Всё это приносит вред здоровью или характеризует человека как неопрятного, с низкой культурой.

- Чем можно заменить пагубные привычки? Есть альтернативные способы?(Туризм, музыка, хобби, спорт, дискотека)

Ведущий 2:Ребята, как вы думаете, почему подростки в своей речи употребляют бранные слова, ругательства?(ответы детей)

Ведущий 1: А теперь поговорим о корнях сквернословия. Корни этого явления уходят в долёкую языческую древность.

Ведущий 2: Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди сами того не подозревая, совершают ритуал, призывая зло изодня в день , из года в год на голову своих близких.Таким образом, мат свё больше входит в обиход Россиян.

Трудно поверить, что ещё какие-то 200-300 лет назад проблемы массовой матерщины на Руси не существовало.

Ведущий 1:Постепенно количество бранных слов переходит в качество:

В начале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем, и, наконец , ломается сама жизнь.

Заблуждением является общепринятое мнение насчёт того, что мат-это общеславянская традиция.

Вовремена царя, Алексея Михайловича Романова, услышать на улице мат было просто невозможно. Это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимиой государством.

По соборному уложению за использование потребных слов налагалов жестокое наказание – вплоть до смертной казни.

Потом пришли иные времена. ( До XIX века сквернословие являлось уголовно наказуемым)

Подтверждение этому мы видим в открытках XIX века.

Во время правления Великого Петра I, грубаябрань зазвучала сначала в кабаках, потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых.

Ведущий 2: Что же происходит в наше время… Молодые люди свободно матерятся среди девушек, и тех это нисколько не оскорбляет. Да и в чисто девичьих компаниях употребление непечатных слов стало обычным делом.

Слайд 11 На самом деле сквернословие отражает скудность лексического состава говорящего.

Слайд 12 Неуверенность в себе.

Слайд 13 Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека

Слайд 14 Так давайте же задумаемся о словах, которые мы произносим.

Для чего же люди используют мат в наше время?

Мат используется для :

Слайд 15 оскорбления и унижения других людей,

Слайд 16 для демонстрации агрессии,

Слайд 17 для демонстрации отсутствия страха,

Слайд 18 для эмоциональной разрядки,

Слайд 19 для демонстрации пренебрежительного отношения к системе запретов окружающих,

Слайд 20 для демонстрации принадлежности к своим, (т.е для самоутверждения в компании сверстников, чтобы показаться взрослыми,

Слайд 21 для повышения эмоциональности речи (такая речь более, яркая)

Ведущий 1(Э. Асадов. О скверном и святом)

Что в сердце нашем самое святое?

Навряд ли надо думать и гадать

Есть в мире слово самое простое

И самое возвышенное - Мать!

Так почему ж большое слово это,

Пусть не сегодня, а давным- давно,

Но в первый раз ведь было кем- то, где- то

В кощунственную брань обращено?

Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.

И всё же трудно попросту понять

Сквернеёшее от самого святого!

Неужто вправду за свою любовь,

За то, что родила их растила, мать лучшего уже не заслужила,

чем этот шлейф из непристойных слов.

Ну как позволить, чтобы год за годом

Так оскорблялось пламя их сердец?!

И сквернословам всяческого рода

Пора сказать сурово, наконец:

Бранитесь, или ссорьтесь, как хотите,

Но не теряйте звания людей.

Не трогайте, не смейте, не грязните,

Ни имени, ни чести матерей!

Слайд 22 А сейчас поговорим, как сквернословие влияет на здоровье человека. К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается , но и тех, кто вынужден служать эти ругательства.

А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают.

Слайд 23 Бранные слова негативно отражаются на здоровьи человека, меняя его сознание.

Слайд 24(Читать со слайда)

Слайд 25(Читать со слайда)

Слайд 26 И даже проводились такие эксперименты: поливали растения водой, над которой матерились, и той, над которой говорили добрые слова-это отражалось на всхожести семян.Те семена, которые поливали водой с бранными словами –не прорастали, либо плесневели. А те, над которыми говорили добрые слова, прорастали лучше. Эксперименты проводились в разных странах и разными людми, но все они показывают одно: зло разрушает структуру воды, а добро улучшает.

Слайд 27 А ведь человек состоит на 80-90 % из воды.Вот почему так мало здоровых людей остаётся. Вот почему болеют дети, чьи родители постоянно произносят бранные слова.

Ведущий1: В XX веке японский учёный Масару Эмото научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли.

Слайд 29 С помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом. То, что он разглядел на молекулярном уровне – его поразило. На фото предстали кристаллы разной формы и чёткости с виду похожие на снежинки.

Слайд 30 Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках, или воздействовали на неё музыкой. Выяснилось, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование , а сквернословие не способно породить гармоничную красоту.

Как видете, слова с негативным смыслом даже не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые чёткие кристаллы.Вы только вообразите, если мысли и слова могут сделать такое с водой, что же они способны сотворить с человеком!

Слайд 31 Учёные Российской академии наук пришли к ошеломляющему выводу, что при помощи словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой наследственный аппарат. Например добрые слова, молитвы, пробуждают резервные возможности генетического аппарата, а проклятия, матерщина вызывают мутации, ведущие к вырождению.

Слайд 32 Т.о. любое произнесённое слово- ни что иное, как волновая генетическая программа, влияющая на нашу жизнь и жизнь наших потомков.

Слайд 33 ( Читать текст слайда)

Другая группа учёных под руководством доктора биологических наук Белявского 17 лет занималась проблемой сквернословия. Они доказали, что заядлые матершиники жувут намного меньше тех, кто не сквернословит, потому, что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни.

Слайд 34 Причём мат отрицательно влияет не только на тех, кто говорит, но и на тех, кто слушает его(как и курение).

Слайд 35 Как вы момните из первых слайдов, сквернорсловие на Руси во все века являлось уголовно наказуемым. И сейчас наше государство применяет наказания за использование мата в речи:

Ведущий 2: Ребята, сегодня мы с вами узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила. Давайте задумаемся о смловах, которые мы произносим.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создавать условия для воспитания критического отношения к сквернословию.

Формировать активную жизненную позицию для противостояния вредному влиянию.

1. История появления вируса сквернословия.

2. Распространение вируса

3. Изготовление вакцины против вируса

4. Профилактическое мероприятия.

Добрый день ребята!

Я рада встречи с вами.

1. Вы вернулись позже обычного, ругали вас родители, при этом употребляя неприличные выражения?

2. Вы на дне рождения, кто-нибудь из гостей выражался нецензурными словами?

3. Гуляя по улице, приходилось слышать нецензурные слова?

Откройте глаза и посмотрите друг на друга. Сколько рук!

Возникает проблема, как искоренить нехорошие слова, вот эту проблему должны решить сегодня.

Цель: придумать вакцину против сквернословия.

Для решения нашей проблемы вы разделились на 2 группы, а редколлегии предстоит зафиксировать нашу работу.

Вопрос: Я несколько раз произнесла слово сквернословие. Какое определение вы бы дали?

Ответы обучающихся

Все это верно. (История возникновения сквернословия)

Немного истории.

Вернемся в древнюю Русь. Скверные слова были включены в заклинания. Ведьмы использовали их в своих наговорах, посылали проклятия. Сквернословие являлось уголовно наказуемым. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь.

Но все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище.

Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться, на берегу реки или озера – оскорбится водяной.

Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место – поле. Отсюда и выражение “поле брани”. Не зная происхождения этой фразы, многие думают, что это поле битвы. Однако значение фразы другое – это поле нецензурной ругани.

это проявление независимости

способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости

Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды.

подражание молодежным кумирам, например популярным телеведущим, актерам, певцам.

для повышения эмоциональности речи,

оскорбления, унижения адресата речи,

демонстрации отсутствия страха,

демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов.

желание подражать кумирам,

боязнь прослыть белой вороной

Из ваших высказываний следует:

Мат - скудный лексический запас говорящего, людей с невысоким уровнем культуры.

Привычка материться – проявление бескультурия.

Диапазон разновидностей нецензурной речи довольно широк.

Вопрос: Где чаще всего вы встречаетесь со сквернословием?

На заборах, в туалетах, местах общего пользования.

В книгах, современных кинофильмах.

От ведущих , киножурналистов, артистов,

Людей в пьяном виде

Все признают, что нецензурная брань в современном мире приобрела характер эпидемии.

В этом процессе наблюдаются такие 3 стадии:

первая стадия, когда человек впервые слышит нецензурное слово, он испытывает стыд, отвращение, брезгливость;

вторая стадия, когда человек впервые употребляет такое скверное слово - за компанию, для разрядки или напускной удали;

третья стадия-человек привыкает к этому слову, ему уже не стыдно употреблять его. В дальнейшем человек уже использует эти слова, не замечая этого. Ещё позже - он уже не может вообще изъясняться без мата, забывает другие слова.

(Сквернословие и здоровье)

К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мертвых, исцеляли больных.

Вопрос: ребята, какой вывод можно сделать из этой притчи. Как вы понимаете смысл фразы: Рана от слов до сих пор на сердце ( душевная )

Вывод: душевная рана заживает гораздо дольше, чем телесная.

Приведу примеры. Существует гипотеза.

Вывод: Словом воскрешали мертвых, исцеляли больных.

В XX веке японский ученый Масару Эмото высказал гипотезу, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли. Воде перед заморозкой говорили разные слова. Выяснилось, что форма кристаллов отражает удивительные свойства воды. Как видите, слова с негативным смыслом даже не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы.

Вывод: Так как4 человекк на 80% состоит из воды, то под внешним воздействием у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь. Бранные слова негативно отражаются на здоровье человека, изменяя его сознание и даже генетику, наследственность, укорачивая жизнь и притягивая болезни. В семьях, где матерятся дети, рождаются с заболеванием ДЦП, Дауна.

(Мат и уголовная ответственность)

Употребление нецензурной речи уголовно – наказуемо.

«1. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, - наказывается штрафом в размере до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок до ста двадцати часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев.

Наш класс особенный, и мы хотим отличаться от других своими манерами, поведением, речью и внешним видом.

Составим вакцину ( памятку как искоренить сквернословие)

Мы доброжелательно относимся друг к другу.

Не повышаем голос и не кричим.

Вежливо разговариваем с взрослыми и между собой.

Не говорим друг другу оскорбительные слова.

Здороваемся со всеми в школе.

Улыбаемся и не ходим с кислыми лицами.

Обращаемся друг к другу по имени.

Вывод: Самым важным и научно подтверждённым является то, что сквернословие опасно для здоровья, он не только способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создавая иллюзию вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет, но и, впитывая в себя словесную грязь, калечит людские судьбы, проводит к раннему старению и преждевременной смерти.

Словом можно убить,

словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать,

и предать, и купить,

в разящий свинец перелить.

«Всякое слово гнилое

На ваших столах лежат листы. Запишите на них те слова, от употребления которых вы бы хотели избавиться. Сложив листочки самолетиком, запустите их в небо, тем самым избавляется от этих слов.

Читайте также: