Вирусная лихорадка у детей симптомы

Обновлено: 23.04.2024


Для цитирования: Захарова И.Н., Творогова Т.М., Заплатников Лихорадка у детей: от симптома к диагнозу. РМЖ. 2013;2:51.

Диагностический поиск причины лихорадки является наиболее значимым в работе педиатра, он требует профессионального мастерства и индивидуального подхода в каждом конкретном случае. Гипертермия может быть проявлением многих заболеваний и патологических состояний – от нарушения терморегуляции в результате инфекционных, соматических, гематологических заболеваний до психических и вегетативных расстройств. В большинстве случаев педиатр самостоятельно должен разобраться в причине лихорадки и поставить правильный диагноз. В этих случаях врачу помогают знания механизмов нарушения терморегуляции при гипертермии, основных вариантов течения лихорадки, клинической симптоматики заболеваний, манифестирующих с повышения температуры и протекающих на ее фоне.

Литература
1. Воробьев П.А. Лихорадка без диагноза. – М.: Ньюдиамед, 2008.– 80 с.
2. Saper C.B., Breder C.D. Endogenous pyrogens in the CNS: role in the febrile respons // Prog. Brain Res. 1992. 93. P. 419–428.
3. Foreman J.C. Pyrogenesis // Nextbook of Immunopharmacology. – Blackwel Scientific Publications, 1989.
4. Коровина Н.А., Захарова И.Н., А.Л. Заплатников, Т.М. Творогова. Лихорадка у детей: дифференциальная диагностика и терапевтическая тактика: Пособие для врачей. – М., 2006.– 54 с.
5. Чебуркин А.В. Патогенетическая терапия и профилактика острого инфекционного токсикоза у детей. – М., 1997. – 48 с.
6. Основы перинатологии / Под ред. Н.П. Шабалова, Ю.В. Цвелева. – М: МЕДпресс–информ, 2002. – С. 393–532.
7. Педиатрия. Клинические рекомендации / Под ред. А.А.Баранова. – М., 2005. – С. 96–107.
8. Коровина Н.А., Захарова И.Н., Гаврюшова Л.П. и др. Вегетативная дистония у детей и подростков: Руководство для врачей. – М., 2009. – 52 с.
9. Алгоритм: лихорадка неясного генеза // Consilium medicum. – 2001.– Т. 2. – С. 291–302.
10. Лыскина Г.А., Ширинская О.Г. Слизисто–кожный лимфонодулярный синдром (синдром Кавасаки). Диагностика и лечение. – М.: Видар, 2008. – 139 с.
11. Моррей Дж.П. Синдром Рейе // Интенсивная терапия в педиатрии. – М.: Медицина, 1995. – Т. 1. – С. 376–388.
12. Федеральное руководство для врачей по использованию лекарственных средств (формулярная система): Выпуск 1.– М.: ГЭОТАР– Медицина, 2005. – 975 с.
13. The management of fever in young children with acute respiratory infection in developing countries /WHO/ ARI/ 93.90, WHO Geneva, 1993.
14. Белоусов Ю.Б., Моисеев В.С., Лепахин В.К. Клиническая фармакология и фармакотерапия. – М.: Универсум Паблишинг, 1997. – С. 218–233.
15. Hu Dai N.V., Lamar K. et al. COX –3, a cyclooxygenase – 1. variant inhibited by acetaminophen and other analgesic/ antipyretic drugs: Cloning, structure, and expression // Proc. Natl. Acad. Sci. 2002. Vol. 99, 21. P. 13926–13931.
16. Starko K.M., Ray C.G., Dominguly L.B. et al. Reye s Syndrom and salicylate use // Pediatrics. 1980. Vol. 66. P. 859.
17. Center for Disease Control: National Reye syndrom Surveillance –United States // New Tngland J. Med. 1999. № 340. Р. 41.
18. Дворецкий Л.И. Лихорадка: лечить или не лечить // Русский медицинский журнал. – 2003. – № 14. – С. 820–826.
19. Дворецкий Л.И. Лихорадящий больной. Место и польза антипиретиков // РМЖ.– 2011. – Т. 19. – № 18. – С. 1–7.
20. Hay A.D. et al. Paracetamol plus ibuprofen for the treatment of the fever in children (PITCH): ra–nomised and controlled trial // BMJ. 2008. Vol. 337. P. 1302.
21. Романюк Ф.П. Современные стратегии лечения лихорадки инфекционного генеза // Мед. вестник. – 2012. – № 25 (602).
22. Lesko S.M., Mitchell A.A. An assessment of the safety of pediatric ibuprofen. A practitioner–based randomized clinical trial // JAMA. 1995. 273 (12). P. 929–933.

Представлена основная информация о жаропонижающих препаратах для детей, показания для снижения температуры у детей, возможные причины лихорадки, сопровождающей инфекционные и соматические заболевания.

General information about antipyretic medications for children, indications for reduction of the temperature in children, possible reasons of fever accompanying infectious and somatic diseases were presented.

Лихорадка — это повышение температуры тела выше нормальных суточных колебаний (в течение суток колебание температуры тела составляет 0,5–1 °С у здорового человека), сопровождающее большинство инфекционных и некоторые неинфекционные заболевания. Развитие лихорадки связано с пирогенами — веществами, попадающими в организм человека извне, а также образующимися внутри него. Экзогенные пирогены чаще всего представляют собой компоненты инфекционных возбудителей (липополисахариды, суперантигены, пептидогликаны, мурамилдипептиды клеточных стенок грамположительных и грамотрицательных бактерий и т. д.). Экзогенные пирогены действуют опосредованно, через эндогенные пирогены — провоспалительные цитокины (интерлейкин-1β, интерлейкин-6, фактор некроза опухоли-α, интерферон-α), которые продуцируются макрофагами, моноцитами, дендритными, эндотелиальными, эпителиальными клетками (рис.). Это приводит к образованию простагландина Е2 (PGE2), активирующего терморегулирующие нейроны со смещением установочной точки в центре терморегуляции переднего гипоталамуса, поэтому нормальная температура тела воспринимается как пониженная и теплопродукция начинает преобладать над теплоотдачей [1].

Лихорадка (температура 38 °C и выше) как компонент воспалительного ответа организма на инфекцию во многом носит защитный характер, тогда как гипертермический синдром (температура 40 °C и выше) является патологическим вариантом лихорадки и сопровождается быстрым и неадекватным повышением температуры тела, с нарушением микроциркуляции, метаболическими расстройствами и прогрессивно нарастающей дисфункцией жизненно важных систем организма.

Клиницисты под лихорадкой понимают повышение температуры тела более чем на 1 °С по сравнению со средней нормальной температурой в данной точке ее измерения.

Нормальная температура тела ребенка колеблется в течение суток в пределах 0,5–1,0 °C с повышением в вечерние часы. При измерении в подмышечной ямке нормальные колебания температуры тела составляют 36,5–37,5 °C, максимальная ректальная температура достигает в среднем 37,6 °C, превышая 37,8 °C у половины детей. Критерием лихорадки следует считать: ректальную температуру больше 37,9 °C, оральную — более 37,5 °C, температуру в подмышечной впадине более 37,3 °C, тимпанальную температуру выше 37,5 °C.

Лихорадка сопровождается рядом субъективных ощущений: ознобом, головной болью, анорексией, сонливостью, жаждой, олигоурией, но у детей они обычно выражены слабо или отсутствуют. Повышение температуры на каждый 1 °C сопровождается учащением частоты дыхания на 2–3 в минуту и пульса на 10 ударов в минуту.

Сочетание лихорадки с отдельными клиническими симптомами при инфекционных и соматических заболеваниях представлено в табл. 1.

Приблизительно в 20% случаев у детей в возрасте от 0 до 36 месяцев наблюдается лихорадка без явного очага инфекции (ЛБИО) — температура выше 38 °С, продолжительность лихорадки не более 7 дней, данные анамнеза и объективного осмотра не позволяют выявить причину лихорадки [2, 3]. При ЛБИО следует исключить такие заболевания, как инфекция мочевыводящих путей, бактериальный и асептический менингит, остеомиелит, скрытая бактериемия (Str. pneumoniae, Staph. aureus, H. influenzae, E. coli, Salmonella spp., Listeria monocytogenes), пневмония, инфекции желудочно-кишечного тракта [4]. Кроме раннего возраста, предрасполагает к ЛБИО недостаточность системы комплемента, аномалии опсонизации и фагоцитоза, тяжелый комбинированный иммунодефицит.

При оценке тяжести интоксикации у ребенка с ЛБИО необходимо обращать внимание на: активность ребенка; реакцию на окружающую обстановку, родителей; беспокойство, не связанное с внешними обстоятельствами; характер крика, плача; окраску кожи; состояние гидратации. Лабораторные и инструментальные исследования при ЛБИО включают:

  • развернутый анализ крови с оценкой лейкоцитарной формулы, скорость оседания эритроцитов;
  • морфологические изменения нейтрофилов периферической крови;
  • анализ мочи;
  • определение микробного числа в моче;
  • люмбальную пункцию с исследованием цереброспинальной жидкости;
  • микроскопию крови и ликвора на наличие грамположительной или грамотрицательной флоры;
  • бактериологический посев крови, ликвора, мочи, кала;
  • копрограмму;
  • определение уровня С-реактивного белка;
  • рентгенографию органов грудной клетки.

Необходимо помнить, что лихорадка у ребенка первых трех месяцев жизни является показанием для неотложной госпитализации в стационар, с последующим проведением вышеперечисленных исследований и назначением парентеральной антибактериальной терапии [5].

  • лихорадка Понтиак;
  • туберкулез внелегочный;
  • бруцеллез;
  • болезнь Лайма;
  • вирус иммунодефицита человека;
  • паразитарные заболевания (лейшманиоз, трипаносомоз);
  • грибковые заболевания (аспергиллез, бластомикоз, криптококкоз, пневмоцистоз);
  • солидные опухоли;
  • гистиоцитоз;
  • системные заболевания соединительной ткани;
  • васкулиты;
  • подострый тиреоидит;
  • болезнь Крона;
  • неспецифический язвенный колит;
  • целиакия;
  • тромбофлебит;
  • остеомиелит;
  • лекарственная лихорадка (β-лактам­ные антибиотики, сульфаниламиды, метоклопрамид, бензодиазепины, фенитоин, фенотиазины, азатиоприн).

Для установления причины ЛНП помимо вышеперечисленных исследований при ЛБИО рекомендованы:

  • исследование сыворотки крови и ликвора методом иммуноферментного анализа и полимеразной цепной реакции на вирусные, бактериальные, грибковые и паразитарные возбудители;
  • определение уровня антинуклеарных и антинейтрофильных антител, ревматоидного фактора;
  • исследование уровня тиреотропного гормона, Т3, Т4, антител к тиреоидной пероксидазе;
  • реакция Манту, Диаскинтест;
  • ультразвуковое исследование органов брюшной полости, сердца, легких, щитовидной железы;
  • магнитно-резонансная томография головного и спинного мозга;
  • мультиспиральная компьютерная томография органов грудной клетки и брюшной полости;
  • фиброколоноскопия.

Лихорадка не является абсолютным показанием для снижения температуры. Прием жаропонижающих препаратов при температуре 38 °С и выше показан: детям первых трех месяцев жизни; детям с фебрильными судорогами в анамнезе; при тяжелых заболевания сердца и легких; при органических заболеваниях ЦНС; детям с наследственными метаболическими заболеваниями [9].

Всемирная Организация Здраво­охранения рекомендует в качестве жаропонижающей терапии у детей только два препарата: парацетамол и ибупрофен [11]. Основные характеристики данных препаратов представлены в табл. 2.

Проведенный в 2010 г. метаанализ 85 рандомизированных исследований показал, что ибупрофен, в сравнении с парацетамолом, более эффективен при лихорадке и болевом синдроме у детей и взрослых, также исследование подтвердило высокий профиль безопасности данных препаратов [12].

В исследовании A. M. Magni и соавт. (80 детей в возрасте от 6 месяцев до 8 лет) показан более выраженный жаропонижающий эффект ибупрофена в дозе 10 мг/кг, чем у метамизола натрия в дозе 15 мг/кг. Преимущество ибупрофена было особенно выражено у детей с высокой (> 39,1 °C) температурой тела [13]. Интересен и тот факт, что ибупрофен лучше снижает высокую температуру тела (> 39,2 °C), чем парацетамол, у детей в возрасте от 2 до 11 лет [14].

Таким образом, ибупрофен (Нурофен® для детей) является препаратом выбора при таких состояниях, когда требуется комплексный жаропонижающий, анальгезирующий и противовоспалительный эффект: грипп; энтеровирусная лихорадка, энтеровирусный везикулярный фарингит, энтеровирусный везикулярный стоматит с экзантемой; скарлатина; инфекционный мононуклеоз; экстраинтестинальный иерсиниоз; острый отит, тонзиллит, фарингит; синдром прорезывания зубов и острая зубная боль; профилактика лихорадки в поствакцинальном периоде; заболевания, сопровождающиеся хроническим воспалением [15–18]. Не следует применять ибупрофен (Нурофен® для детей) более 3 дней в качестве жаропонижающего, более 5 дней в качестве анальгезирующего препарата при острых заболеваниях у детей.

Одна из форм выпуска ибупрофена (Нурофен® для детей) — суппозитории, разработаны специально для детей первых двух лет жизни, когда затруднен пероральный прием лекарств (при рвоте и срыгивании у ребенка, отказе от приема пероральных форм).

Чередование жаропонижающих препаратов для лечения лихорадки у детей является достаточно старой и обычной практикой. Однако комбинация парацетамола и ибупрофена может рассматриваться как возможный фактор риска развития дополнительных нежелательных явлений (острая почечная недостаточность, токсический гепатит, желудочные кровотечения) по сравнению с использованием каждого из препаратов по отдельности [19].

Назначение Аспирина, нимесулида, а также Анальгина в таблетках для снижения температуры в детском возрасте противопоказано!

Таким образом, в педиатрической практике в качестве жаропонижающей терапии показаны препараты парацетамол и ибупрофен (Нурофен® для детей) в соответствии с высоким профилем безопасности. При заболеваниях, сопровождающихся лихорадкой, болевым синдромом, выраженным воспалительным процессом, целесообразно назначение ибупрофена (Hурофен® для детей).

Литература

  1. Dalal S., Zhukovsky D. S. Pathophysiology and management of fever // J Support Oncol. 2006; 4: 9–16.
  2. Wittler R. R., Cain K. K., Bass J. W. A survey about management of febrile children without source by primary care physicians // Pediatr Infect Dis J. 1998; 17 (4): 271–277.
  3. American College of Emergency Physicians Clinical Policies Committee; American College of Emergency Physicians Clinical Policies Subcommittee on Pediatric Fever. Clinical policy for children younger than three years presenting to the emergency department with fever // Ann Emerg Med. 2003; 42: 530–545.
  4. Ishimine P. Fever without source in children 0 to 36 months of age // Pediatr Clin N Am. 2006; 53: 167–194.
  5. Infants and children: acute management of fever second edition (clinical practice guidelines). NSW HealtH, 2010. 20 р.
  6. Petersdorf R. G., Beeson P. B. Fever of unexplained origin: report of 100 cases // Medicine. 1961; 40: 1–30.
  7. Tezer H., Ceyhan M., Kara A. et al. Fever of unknown origin in children: the experience of one center in Turkey // The Turkish Journal of Pediatrics. 2012; 54: 583–589.
  8. Shi Xiao-chun, Liu Xiao-qing, Zhou Bao-tong et al. Major causes of fever of unknown origin at Peking Union Medical College Hospital in the past 26 years // Chin Med J. 2013; 126 (5): 808–812.
  9. Таточенко В. К., Учайкин В. Ф. Лихорадка // Педиатрическая фармакология. 2006; 3: 43–44.
  10. Баранов А. А. Лихорадочные синдромы у детей. М.: Союз педиатров России, 2011. 228 с.
  11. The management of fever in young children with acute respiratory infections in developing countries. WHO. Geneva, 1993.
  12. Pierce C. A., Voss B. Efficacy and safety of ibuprofen and acetaminophen in children and adults: a meta-analysis and qualitative review // Ann Pharmacother. 2010; 44 (3): 489–506.
  13. Magni A. M., Scheffer D. K., Bruniera P. Antipyretic effect of ibuprofen and dipyrone in febrile children//J. Pediatr. (Rio J). 2011; 87 (1): 36–42.
  14. Walson P. D., Galletta G., Braden N. J., Alexander L. Ibuprofen, acetaminophen, and placebo treatment of febrile children//Clin. Pharmacol. Ther. 1989; 46 (1): 9–17.

За полным списком литературы обращайтесь в редакцию.

Ю. Б. Белан 1 , доктор медицинских наук, профессор
М. В. Старикович, кандидат медицинских наук

Лихорадка неясного генеза у детей в практике инфекциониста

Сотрудниками Пензенского государственного университета, кафедры микробиологии, эпидемиологии и инфекционных болезней в данной статье приводится описание разнообразных вариантов лихорадки, а также дифференциально-диагностический алгоритм для поиска причины лихорадки неясного генеза (ЛНГ).

Среди различных заболеваний, сопровождаемых ЛНГ, с которыми встречаются педиатры, распространены генерализованные бактериальные инфекции, системные вирусные инфекции, туберкулез, разнообразные грибковые инфекции, паразитарные инвазии, злокачественные образования, ревматические болезни, кроме того лихорадочные состояния, которые могут быть непосредственно связаны с воздействием лекарственных средств, а также вакцин.

Лихорадка неясного генеза (ЛНГ), в особенности у детей, всегда была, остается и останется актуальной и сложной проблемой, которая требует особого подхода к решению данной проблемы. До настоящего времени ЛНГ является весьма сложной, а зачастую даже загадочной патологией.

ЛНГ – состояние больного, когда повышение температуры тела является единственным проявлением заболевания, которое может оставаться неизвестным даже после проведения множества обследований. ЛНГ – диагноз исключения, который выставляется после проведения всевозможных исследований, когда так и не удалось выявить истинных причин лихорадки.

Известно, что поддержание постоянной температуры тела организма обеспечивается равновесием между теплопродукцией и теплоотдачей, при нарушении данного равновесия возникает лихорадочный синдром. Лихорадку запускают пирогены. Различают экзогенные и эндогенные пирогены. Экзогенные пирогены могут иметь как инфекционную, так и, напротив, неинфекционную природу, они могут являться продуктами метаболизма патогенных микроорганизмов лекарственными средствами и вакцинами. Эндогенные пирогены по-другому можно назвать лейкоцитарным пирогеном, это вещества, поступающие в кровь при разрушении лейкоцитов по тем или иным причинам. Все эти вещества воздействуют на центр терморегуляции, который расположен в гипоталамусе, а точнее, в его передней доле. В результате этого возникает активация механизмов, которые приводят к повышению теплопродукции и подавлению теплоотдачи, а соответственно, возникновению лихорадочного симптома.

Критерии ЛНГ по Р. Б. Тейлору (1992):

Классификация ЛНГ.

Классификация по типам и видам может помочь в дифференцировке, поиске и дальнейшем установлении диагноза.

Этиология.

Лихорадка неясного генеза может возникать из-за большого круга различных заболеваний, это могут быть инфекционные заболевании, неинфекционные, системные заболевание и др.

Этиологическую структуру ЛНГ можно представить следующим образом:

  • инфекционные болезни;
  • злокачественные опухоли и образования;
  • прочие заболевания, разнообразные по этиологии, патогенезу, методам диагностики, лечения и прогнозу;
  • у некоторой доли больных причину лихорадки установить не удается.

Многие бактериальные инфекции, протекающие с явлением ЛНГ, лежат в основе тяжелых заболеваний, таких как сепсис, инфекционный эндокардит, острый средний отит, мочевая инфекция, абсцесс брюшной полости, остеомиелит и пр. Данные заболевания в основном сопровождаются гектической лихорадкой.

Виновниками системных вирусных заболеваний, сопровождающихся ЛНГ, могут являться вирусы герпеса, парвовирус, энтеровирусы, а в последние годы – ВИЧ, вирусы гепатита А, В, С и т.д. Такая лихорадка чаще носит ремиттирующий или интермиттирующий характер.

При генерализованных кишечных инфекциях: иерсениозной, сальмонеллезной, бруцеллезной, тифозной ‒ первый клинический признак – ЛНГ, протекающая с различными вариантами температурной реакции.

В настоящее время участились случаи возникновения туберкулезной инфекции среди населения, что может на начальных этапах проявляется только лихорадкой. Туберкулезная инфекция при этом может быть как легочной (милиарный туберкулез), так и не легочной. При этом поражаются лимфатические узлы, урогенитальный тракт, кости и многие другие органы.

По некоторым данным, ЛНГ может быть также грибковой этиологии, например кандидоз, фузариоз, актиномикоз. Это могут быть паразитарные инвазии ‒ малярия, токсоплазмоз, лейшманиоз и др. Такая ЛНГ возникает у детей, побывавших в эндемичных районах, тропических странах.

Существует так называемая болезнь кошачьей царапины (БКЦ), впервые она была описана в 1931 г., эта патология тоже может стать причиной ЛНГ. Ее возбудителем является Bartonela henselae, которая передается при укусах и царапинах домашней кошкой. Основной симптом БКЦ – длительная лихорадка. На долю БКЦ приходится около 5 % лихорадочных синдромов.

В круг дифференцируемых заболеваний входит также болезнь Лайма как причинный фактор лихорадки. При болезни Лайма лихорадка отмечается примерно в 66 % случаев, особенно такое бывает в теплое время года, чаще всего после посещения лесов.

Современные исследователи в круг дифференцируемых заболеваний у детей с ЛНГ включают так же и другие заболевания и состояния:

  • интраспинальный абсцесс;
  • септический артрит;
  • мультифокальный остеомиелит и др.

Необходимо отметить, что при инфекционных заболеваниях температура тела достаточно часто реагирует на антибиотики. По мнению многих ученых, с течением времени частота причинных факторов ЛНГ меняется, особенно это заметно в последнее десятилетие.

Лихорадка лекарственного происхождения вызывается многими лекарственными средствами или вакцинами. Особенностью такой лихорадки является отсутствие кожных проявлений, аллергической реакции и эозинофилии, что позволяет отличить ЛНГ от аллергии.

ЛНГ в 10 % случаев обусловлена опухолевыми процессами. Это лейкозы, лимфомы, лимфогранулематоз, нейробластома и много другое.

Существует большая группа неинфекционных заболеваний, которые являются причиной ЛНГ. Это системные заболевания соединительной ткани, ревматические болезни, заболевания кишечника, синдром Мюнхгаузена, центральные терморегуляционные нарушения, сахарный диабет и др.

Диагностику у детей с ЛНГ следует дополнить синдромом Мюнхгаузена, при этом ребенок длительно симулирует у себя наличие гипертермии, провоцируя врачей на многочисленные и ненужные исследования, при подтверждении данного синдрома необходима консультация психотерапевта.

Показано, что различные ревматические заболевания у детей начинаются с изолированного симптома лихорадки, пока не появятся отсроченные клинические проявления.

Диагностический алгоритм.

Диагностический поиск у ребенка с ЛНГ включает следующее:

  1. Данные анамнеза:
  • оценка жалоб;
  • подробный семейный анамнез;
  • сведения о выполнении прививок и результатах реакции Манту (сроки последней пробы);
  • история развития настоящего заболевания;
  • предшествующие настоящему заболеванию факторы;
  • учет места жительства и эпидемическое окружение (в том числе поездки в области с другими климатическими условиями);
  • следует уточнить, проживают ли с членами семьи какие-либо животные.
  1. Физикальные данные:
  • оценка общего состояния;
  • оценка вариантов лихорадки;
  • оценка данных объективного физикального осмотра;
  • оценка системных проявлений заболевания;
  • оценка динамики течения заболевания.
  1. Параклинические исследования.

Лабораторные исследования:

  • после оценки клинического статуса выполняются дополнительные методы обследования;
  • для исключения инфекционного процесса осуществляются микробиологические исследования крови и других биологических жидкостей – мочи, синовиальной жидкости, спинномозговой жидкости, кала на предмет обнаружения инфекционного возбудителя;
  • исследование ПЦР биологических жидкостей;
  • различные серологические методы диагностики;
  • прокальцитониновый тест-метод, позволяющий дифференцировать септическое воспаление;
  • общеклинические анализы крови и мочи, биохимическое исследование крови;
  • если есть подозрение на ревматические заболевания, проводится иммунологическое обследование с определением С-реактивного белка (СРБ), ревматологические тесты РФ, АНФ, IgА, IgМ, IgG, D-криопреципитины, а также определение различного спектра аутоантител (анти-ДНК-АТ и др.);
  • проводится туберкулиновый кожный тест;
  • ребенок обязательно обследуется на ВИЧ-инфекцию, RW, гепатиты А, В и С.

Инструментальные исследования:

  • ЭКГ, ЭХО-КГ;
  • рентгенография;
  • УЗИ-диагностика;
  • КТ, МРТ, сцинтиграфия;
  • пункция костного мозга, биопсия печени, почек и других органов.

Общая оценка состояния ребенка и интерпретация результатов широкого комплексного обследования позволяют исключить многие заболевания, и при дальнейшем обследовании с учетом появления новых клинических проявлений можно выставить окончательный диагноз. Диагноз формулируется во время консилиума в присутствии врачей различных специальностей. Часто больные с диагнозом лихорадка неясного генеза проходят долгий путь обследований для того, чтобы наконец понять причину своего состояния.

Лихорадка как раз и относится к системе неспецифического иммунитета. В нормальном, здоровом состоянии наш центр терморегуляции настроен на оптимальную температуру тела, которая варьирует от 35,5 до 37,4 °C. Проникающие в организм микробы выполняют функцию пирогенов (греч. pyr огонь, жар + gennaō создавать, производить). Они воздействуют на центр терморегуляции, и тот, в свою очередь, поднимает планку нормы — теперь она составляет уже не 36,6, а 38, 39 или даже 40 градусов. И такая температура будет держаться до тех пор, пока пирогены не перестанут воздействовать на центр терморегуляции, то есть пока не наступит выздоровление. Повышенная температура тела уменьшает жизнеспособность вирусов и бактерий, усиливает специфический и неспецифический компоненты иммунитета. Именно благодаря лихорадке защитные силы организма мобилизуются и получают возможность адекватно работать.

Из всего этого вы сами можете сделать логический вывод, почему у детей, особенно детсадовских (у которых уже закончились антитела, переданные мамой во время беременности, а свои они еще не выработали), бывает такая высокая температура при банальных ОРВИ. Просто регулярные войска (специфический иммунитет) еще не сформированы, и пограничникам (неспецифический иммунитет, в том числе и лихорадка) приходится сдерживать удар самим и ждать, ждать, ждать.

И теперь самый главный вопрос: какая температура тела считается вредной для организма, то есть начинает воздействовать не только на чужеродных агентов, но и на свои клетки и ткани? Будет ли организм поднимать температуру до такого высокого предела? Ответ прост — нормально функционирующий центр терморегуляции практически никогда не поднимет температуру выше 41,6–42 градусов, что уже считается чрезмерно высокой. Как часто вы видели такие высокие показатели при инфекционных болезнях? Уверен, что не часто. Очень редко она доходит до 40, еще реже до 41, а про 42 градуса я уже вообще молчу! То есть, получается, наш организм прекрасно знает, когда температуру поднимать нужно и до какого конкретно предела. Когда же возможно преодоление границы в 42 градуса? По большому счету, в двух случаях: нарушение работы центра терморегуляции (черепно-мозговая травма, опухоли головного мозга) и общее перегревание извне.

Рекомендации для родителей при уходе за ребенком с высокой температурой тела в домашних условиях:

  • постоянно предлагайте детям питьё (для детей, находящихся на грудном вскармливании, наиболее подходящая жидкость — грудное молоко);
  • знайте признаки обезвоживания:
  1. запавший родничок;
  2. сухость во рту;
  3. запавшие глаза;
  4. отсутствие слез;
  5. нарушенное общее состояние.
  • обеспечьте обильное питье, поощряйте ребенка пить больше жидкости и немедленно обращайтесь за медицинской помощью при обнаружении нескольких признаков обезвоживания.

Мероприятия по снижению температуры тела

Жаропонижающие препараты не предотвращают судороги и не должны применяться с этой целью.

Физические меры для снижения температуры тела

Лекарственные препараты для снижения температуры тела

Рекомендуется применение парацетамола или ибупрофена в тех случаях, когда у детей с высокой температурой тела нарушено общее состояние.

Не используйте жаропонижающие средства только для снижения температуры тела у детей с лихорадкой при ненарушенном общем состоянии!

При лечении детей с лихорадкой парацетамолом или ибупрофеном:

  • длительность лечения определяйте по общему состоянию ребенка — если стало лучше, то можно перестать давать лекарство;
  • если общее состояние ребенка не улучшается, выберите другой препарат;
  • не давайте одновременно ибупрофен и парацетамол;
  • при необходимости чередуйте эти препараты, если тяжелое состояние сохраняется или возобновляется до приема следующей дозы;
  • родители должны знать и уметь определять не исчезающую при надавливании сыпь;
  • проверяйте состояние ребенка в ночное время;
  • ребенка с температурой лучше оставить дома, но обязательно сообщить о его болезни в детский сад или школу.

Когда необходимо обратиться за медицинской помощью

Обязательно обратитесь за консультацией к врачу, если:

  • у ребенка истерика;
  • на фоне температуры появилась сыпь, не исчезающая при надавливании;
  • состояние ребенка ухудшилось;
  • лихорадка длится дольше, чем 5 дней;
  • родитель или опекун не в состоянии правильно ухаживать за ребенком (прим. ред.: например, ребенок отказывается пить).

Так что же это получается? Оказывается, ребенку нужно давать жаропонижающий препарат просто для облегчения состояния? Да, вот именно для облегчения состояния вы и должны давать эти лекарства — это основной показатель того, что препарат начал работать. Ни больше, ни меньше.

Так как же все-таки вести себя с лихорадящим ребенком? Давайте разберем по пунктам.

  • В первую очередь нужно обратиться к вашему врачу, которому вы на 100 % доверяете, для исключения тяжелой инфекции (менингит, энцефалит, ИМВП, сепсис, остеомиелит, артрит, тяжелая пневмония и т.д.) и постановки диагноза.
  • После этого вы получаете план лечения и выполняете его со всей скрупулезностью, которая у вас есть.
  • При повышении температуры тела и ухудшении состояния ребенка вы можете дать ему жаропонижающий препарат. Их всего два — парацетамол и ибупрофен. Если ребенок может принимать сироп — даете сироп, если у него рвота или он просто выплевывает все — поставьте свечу. Разовая доза для парацетамола составляет 15 мг/кг массы тела, а для ибупрофена — 10 мг/кг массы тела. Обычно сиропы с парацетамолом выпускаются в дозировке 120 мг/5 мл. Если пересчитать это все, то получится, что ребенку нужно дать 0,6 миллилитра сиропа на каждый килограмм массы тела. Ибупрофен обычно идет и дозировке 100 мг/5 мл, то есть по 0,5 миллилитра на каждый килограмм массы тела. Всегда проверяйте дозировку на упаковке!
  • После того, как вы дали лекарство ребенку, вам нужно: а) предлагать ему пить теплую или прохладную жидкость, доведя ее прием примерно до 100 мл/кг массы тела в сутки; б) подождать примерно 1,5–2 часа, пока препарат не подействует. Чем выше изначальная температура тела, тем медленнее наступает эффект!
  • Если по истечении этого времени вы отмечаете улучшение состояния (не падение температуры до 36,6 градуса, а именно улучшение состояния!) — можете расслабиться и продолжать отпаивание до следующего ухудшения состояния. Если состояние не улучшилось — вы можете дать другое лекарство, например, ибупрофен после парацетамола или наоборот.
  • Очень важно помнить допустимые интервалы приема препаратов: парацетамол после парацетамола можно давать через 4 часа, а ибупрофен после ибупрофена — через 6 часов. Ибупрофен после парацетамола и наоборот можно давать с меньшим интервалом, как уже было сказано выше, но давать оба препарата одновременно строго не рекомендуется!

опубликовано 31/08/2016 12:55
обновлено 07/09/2016
— Инфекционные болезни


Какая температура считается нормальной?

Температура тела очень изменчива и зависит от возраста (чем младше ребенок, тем выше его температура), времени суток (обычно выше к вечеру), физической активности, а также от способа измерения — таким образом, привычные всем 36,6 °С весьма условны и единой нормы просто не существует.

Как измерять температуру?

Мы привыкли измерять температуру под мышкой, во многих странах приняты измерения во рту или в прямой кишке (эти показатели оказываются выше). Электронные градусники предпочтительнее ртутных — но надо учитывать, что для получения точного результата после звукового сигнала нужно оставить термометр еще на нескольких минут. Так делают далеко не все, и поэтому показатели электронного градусника порой незаслуженно считаются заниженными. Существуют также ушные и бесконтактные инфракрасные термометры, но их показатели не отличаются высокой точностью.

Когда температуру надо сбивать?

Сама по себе высокая температура вплоть до 41 °С не опасна для жизни. Температуру нужно сбивать в том случае, если ребенку плохо, и цифры на градуснике имеют при этом второстепенное значение. Если у ребенка есть хронические заболевания, то стоит заранее обсудить этот вопрос с лечащим врачом, а если высокая температура появилась у младенца младше трех месяцев, это повод для вызова скорой. Во всех остальных случаях стоит ориентироваться на самочувствие ребенка: если он вялый, жалуется на головную боль и общее недомогание уже при 37,9 °С, вы вправе дать жаропонижающий препарат. А если ребенок едва может усидеть на месте с градусником, не стоит бегать за ним с лекарством, даже если на термометре почти 39 °С.

Многие думают, что чем выше температура у ребенка, тем опаснее и тяжелее инфекция, с которой он столкнулся, однако это не совсем так. Иммунитет еще не сформировался окончательно и атакует любые инфекции со всей мощью. Именно поэтому у ребенка может значительно подняться температура при банальной ОРВИ, в то время как у взрослых этого обычно не происходит.

Как правильно сбивать температуру?

В первую очередь необходимо следить за тем, чтобы ребенок много пил и не перегревался дополнительно — для этого нужно снять с него лишнюю одежду, одеяла и приоткрыть форточку, чтобы в комнате не было душно. Можно протереть теплой (не холодной) водой — охлаждающий эффект при этом достигается за счет испарения воды с поверхности кожи. И наконец, при плохом самочувствии можно дать жаропонижающий препарат — он вернет центр терморегуляции к поддержанию исходного, нормального температурного режима. Максимально эффективный метод — дать жаропонижающее, а спустя полчаса протереть ребенка водой.

Детям с лихорадкой разрешены только два препарата: ибупрофен и парацетамол (ацетаминофен). Они доступны в виде свечей и сиропов под разными торговыми названиями.

Дозу рассчитывают по весу, а не по возрасту ребенка.

Ибупрофен: разовая доза — 10 мг на 1 кг веса ребенка. Можно давать каждые 6 часов не более 4 раз в сутки.

Парацетамол: разовая доза — 10–15 мг на 1 кг веса ребенка. Можно давать каждые 4–6 часов, но не более 4 раз в сутки.

Препараты начинают действовать через 30–60 минут после приема и снижают температуру примерно на 1–2 °С (а не до 36,6 °С), улучшая при этом самочувствие. Если после приема одного из них прошло более 3 часов, а эффекта нет, можно поменять препарат и начать использовать другой, но не чередовать их между собой каждый раз.

Когда вызывать скорую?

Сама по себе лихорадка не повод для паники. За скорой медицинской помощью лучше обратиться при наличии так называемых красных флагов:

Читайте также: