Вирусные заболевания биология 11 класс

Обновлено: 28.03.2024

ДНК- и РНК-содержащие вирусы.
• В зависимости от содержащегося генетического материала вирусы подразделяются на ДНК-содержащие и РНК-содержащие. К одноцепочечным РНК-содержащим вирусам относятся более 1/3 вирусов, вызывающих респираторные заболевания, а также вирус гриппа, кори, краснухи, свинки, ВИЧ.
• Двухцепочные ДНК-содержащие вирусы вызывают такие заболевания, как папиллома человека или герпес, гепатит В (гепатит А и гепатит С вызывается РНК-содержащими вирусами). ДНК-содержащие вирусы поражают также растения, вызывая, например, золотую мозаику бобов или полосатость у кукурузы.
Бактериофаги.
Особую группу вирусов составляют бактериофаги, которые заражают бактериальные клетки. Бактериофаг укрепляется на поверхности бактерии при помощи специальных ножек и вводит в ее цитоплазму полый стержень, через который проталкивает внутрь клетки свою ДНК или РНК. Так, генетический материал вируса попадает внутрь бактериальной клетки, а капсид остается снаружи. В цитоплазме начинается редупликация генетического материала вируса, синтез его белков, построение капсида и сборка новых бактериофагов. Через 30 минут бактериальная клетка разрушается, и из нее выходят около 200 сформированных вирусов – бактериофагов, способных заражать другие бактериальные клетки. Такие вирусы человек стал использовать для борьбы с болезнетворными бактериями, вызывающими холеру, дизентерию, брюшной тиф.

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

Вирус (лат. virus - яд) - неклеточная форма жизни, мельчайшие болезнетворные микроорганизмы, не видимые в микроскоп. Они значительно меньше бактерий: легко проходят через бактериальные фильтры.

Вирусы способны размножаться только внутри живых клеток, до проникновения в них вирусы не имеют признаков жизни: пассивно перемещаются во внешней среде, ожидая встречи с клеткой-мишенью.

Вирус гепатита C

В 1892 году Ивановский Д.И. в ходе изучения мозаичной болезни табака обнаружил, что болезнь вызывается мельчайшими субстанциями, которые проходят через бактериальный фильтр, то есть были меньше бактерий. Вирусы впервые увидели в электронный микроскоп в 1939 году (спустя 19 лет со смерти Ивановского), однако считается, что именно Ивановский положил начало вирусологии как науке.

Ивановский Д.И.

  • Наличие наследственности и изменчивости
  • Способность к репродукции (воспроизведению себе подобных)

    Неживое (инертное) состояние

Вне клетки хозяина находятся в неживом состоянии, ожидая внедрения. Вирусы - облигатные внутриклеточные паразиты.

У вирусов отсутствует обмен веществ с внешней средой (метаболизм).

Не имеют клеточной мембраны, ограничивающих их от внешней среды, и, соответственно, клеточного строения.

У вирусов отсутствует половое размножение и деление. Попав в живую клетку, вирус встраивает свою нуклеиновую кислоту (РНК/ДНК) в наследственный материал клетки-мишени. В результате клетка начинает синтезировать вирусные белки (новые вирусы): так увеличивается численность вирусов.

Вирусы не растут, не увеличиваются в размерах. Стратегия их жизни - безудержное размножение.

Если мы заглянем в клетку, инфицированную вирусом, то от вируса мы увидим только один элемент - его нуклеиновую кислоту (ДНК/РНК). Во внешней среде вирусы существуют в виде вирионов - полностью сформированных вирусных частиц, состоящих из белковой оболочки (капсида) и нуклеиновой кислоты внутри.

Носителем наследственной информации у вирусов может быть ДНК, РНК. В связи с этим все вирусы подразделяются на ДНК- и РНК-содержащие.

Строение вируса

Взаимодействие вируса с клеткой

Найдя клетку, на поверхности которой есть подходящий рецептор, вирус взаимодействует с ним и прикрепляется к мембране клетки. Путем эндоцитоза (образование вакуоли) вирус проникает внутрь клетки, выходит из вакуоли в цитоплазму. Наследственный материал (ДНК/РНК) вируса реализуется по схеме: ДНК ↔ РНК → белок.

Проникнув внутрь клетки (инфицировав ее), вирус реализует собственный генетический материал (ДНК/РНК) путем синтеза вирусного белка на рибосомах клетки хозяина. Клетка даже и не подозревает, что вирус встроил в ее РНК/ДНК свой генетический код - она принимает его как свой собственный, а в результате синтезирует вирусные белки.

Образовавшиеся белки объединяются в вирусные частицы, которые могут выходить из клетки разными путями. Вирионы вирусов гепатита C выходят из клетки путем почкования (экзоцитозом), при таком варианте клетка долгое время остается живой и служит для продукции новых вирионов.

Вирус в клетке

Известен и другой механизм выхода вирионов из клетки: взрывной, при котором оболочка клетки разрывается, и тысячи вирионов отправляются инфицировать новые клетки. Такой способ характерен для аденовирусов, ротавирусов.

Бактериофаги ("бактерия" + греч. phag(os) — пожирающий)

Это уникальная группа вирусов, инфицирующая только бактерии. Бактериофаг имеет капсид, с содержащимся внутри наследственным материалом - ДНК (реже РНК), протеиновым хвостом. Бактериофаги открыты в 1915 году и с тех пор активно применяются в ходе генетических исследований.

Ниже вы можете видеть типичное строение бактериофага. Бактериофаг напоминает шприц, который протыкает стенку бактерии и впрыскивает внутрь нее свою нуклеиновую кислоту.

Строение бактериофага

Бактериофаги успешно применяются в медицине для лечения многих заболеваний. Это высокоэффективные, дорогостоящие препараты, которые помогают, например, нормализовать микрофлору кишечника при бактериальных инфекциях.

Вирусные инфекции

Вирусы вызывают множество заболеваний человека и животных. Некоторые из них неизлечимы даже на современном этапе развития медицины, например бешенство. К вирусным инфекциям относятся грипп, корь, свинка, СПИД (вызванный ВИЧ), полиомиелит, желтая лихорадка, онковирусы.

Такая группа, как онковирусы, потенцируют развитие опухолей в организме. К ВИЧ и онкогенным вирусам не существует специфических антител, что затрудняет процесс создания вакцины. В то же время против ряда вирусных инфекций: корь, ветряная оспа созданы вакцины, создающие стойкий пожизненный иммунитет.

Клетки вырабатывают защитный белок - интерферон. Это вещество подавляет синтез новых вирусных частиц, приводит к повышению температуры тела (например, при гриппе).

Повышение температуры тела

Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) представляет для организма большую опасность. Он размножается в T-лимфоцитах - клетках крови, которые выполняют иммунную функцию. С гибелью T-лимфоцитов разрушается иммунная система, становится невозможным сопротивление организма бактериями, вирусам и грибам, что в отсутствии лечения приводит к вторичным инфекциям.

Риск заражения ВИЧ присутствует при гемотрансфузии (переливании крови), половом акте. Инфекция также может быть передана от ВИЧ инфицированной матери к плоду.

Строение ВИЧ

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

На уроке учащихся изучают строение и классификацию вирусов, особенности их строения и жизнедеятельности. Урок проводится с применением модульной технологии. В ходе урока продолжаем формировать умение учащихся работать с учебником, дополнительной литературой; учим учащихся выражать своё собственное мнение по определённому вопросу; развиваем коммуникативных умений учащихся.

ВложениеРазмер
urok_11_klass_virusy.rar 652.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Открытый урок на тему:

Выполнила: Учитель биологии

г Сергиев Посад

Цели урока: познакомить учащихся с неклеточными формами жизни – вирусами, раскрыть особенности их строения и жизнедеятельности.

Изучить строение и классификацию вирусов;

Познакомить с жизненным циклом вируса и их значением;

Закрепить интерес к данной теме и придать знаниям учащихся научный характер.

Формировать умение учащихся работать с учебником, дополнительной литературой и компьютерными средствами;

Научить учащихся выражать своё собственное мнение по определённому вопросу;

Развитие коммуникативных умений учащихся.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме.

I. Организационный момент

II. Постановка цели урока.

Как вы считаете, эта тема актуальна? Имеет ли она отношение к каждому из вас? Какие чувства вы испытываете, когда слышите слово “вирус”? (Ответы учащихся)

Если зайти в аптеку и посмотреть на витрину медицинских препаратов против бактерий (антибиотики), то увидим очень много различных препаратов. А если обратиться к фармацевтам и попросить их показать противовирусные препараты, то предложат всего 4–5 лекарств.

Почему же так мало противовирусных препаратов? Почему же до сих пор (несмотря на то, что медицина достигла больших высот) эпидемии гриппа выводят из строя миллионы людей, нет лекарств против СПИДа? Какой проблемный вопрос можно поставить? (Ответы учащихся).

Что для этого надо знать, чтобы противостоять вирусам? Представьте себя в роли тех людей, которые должны защитить человечество от вирусов? Какие знания о вирусах вам необходимы, чтобы выполнить эту важную миссию? Какую цель ставите перед собой на уроке? (слайд 2).

III. Изучение нового материала

1. История открытия вирусов .

Конец XIX века. Бактериология достигла больших успехов. В этот период учеными были открыты возбудители чумы, холеры, туберкулеза, дифтерии и других наиболее часто встречающихся и широко распространенных болезней. Однако возбудителей многих других заболеваний, в том числе и очень опасных (например, натуральная оспа, корь, грипп, гепатит и др.), обнаружить не удавалось, хотя об этих болезнях знали давно.

Лишь в 1892 г. Дмитрий Иосифович Ивановский (1864—1920), занимаясь поисками возбудителя болезни табачной мозаики, установил, что он невидим в микроскоп даже при самом сильном увеличении и проходит через фильтры, которые задерживают бактериальные клетки; не растет на обычных искусственных питательных средах, применяемых в бактериологии. Ученый предположил, что возбудителем болезни табака являются либо мельчайшие бактерии, либо выделенные ими ядовитые вещества — токсины (слайд 4).

Оба ученых были отчасти правы, но отчасти и ошибались.

Возбудителем мозаики табака оказались не бактерии, как утверждал Ивановский, но и не жидкое заразное начало, как предполагал Бейеринк. Хотя удалось достичь значительных успехов в получении высокоочищенных проб и было установлено, что по химической природе это нуклеопротеины (нуклеиновые кислоты + белки), сами частицы все еще оставались неуловимыми и загадочными. Увидеть вирусы удалось лишь в электронный микроскоп спустя 50 лет после их открытия. И первым был сфотографирован именно вирус табачной мозаики (ВТМ), который является одним из наиболее изученных.

Но ученый мир не сразу признал особую природу вирусов. С момента их открытия возникало немало вопросов: это существа или вещества; они живые или неживые?

На данном этапе урока (УЭ – 3) нам с вами предстоит выявить черты сходства и отличия вирусов и живых организмов, вы будете работать в парах с текстом. Прочитав текст вы должны ответить на вопрос задания, а затем дать ответ классу. (слайды 6, 7).

Организуется самостоятельная работа с текстом, а затем учащиеся отвечают и на экран выводятся правильные ответы.

Таблица. Характерные особенности вирусов

Сходство с живыми организмами

Отличие от живых организмов

1. Способность к размножению

1. Во внешней среде имеют форму кристаллов, не проявляя никаких свойств живого

1. Очень маленькие размеры

2. Не потребляют пищи

2. Простота организации (нуклеиновая кислота + белки)

3. Не вырабатывают энергию

3. Занимают пограничное положение между неживой и живой материей

4. Характерна приспособляемость к меняющимся условиям окружающей среды

4. Высокая скорость размножения

5. Нет обмена веществ

5. Носитель наследственной информации или ДНК, или РНК

6. Имеют неклеточное строение

Определение вируса даётся под запись в тетрадь. (слайд 7)

УЭ - 4. Размеры вирусов Вопрос: Чтобы узнать, как устроен вирус, на него необходимо посмотреть. Как вы думаете, почему я не предлагаю вам для этого световой микроскоп? (Ответы учащихся)

Комментарий учителя. Действительно, увидеть вирусы можно только с помощью электронного микроскопа. Сегодня науке известно около полутора тысяч вирусов. Но они настолько малы, что, по словам одного из ученых, коллекция, собранная из всех известных вирусов, “поместилась бы в коробочке размером с маковое зернышко” (слайд 8).

Самый крупный вирус (вирус оспы) приближается по размерам к небольшой бактерии; самые мелкие (возбудители полиомелита, энцефалита, ящура) близки по размерам к крупным белковым молекулам (например гемоглобин крови) в среднем они в 50 раз меньше бактерий.

3. Строение вируса

Каждая вирусная частица состоит из небольшого количества генетического материала (ДНК или РНК), заключённого в белковую оболочку (капсид) (слайд 9).

Различают три основных типа капсид в зависимости от типа симметрии (слайд 10):

Форма капсид у ДНК и РНК вирусов разная: у РНК вирусов только кубическая и спиральная, а у ДНК вирусов она кубическая, спиральная, сложная и двойная.

Классификация вирусов . (слайд 11 – 12)

Вирусы с оболочкой

Вирусы без оболочки

Ретровирусы- к ним относятся опухолеродные вирусы, и ВИЧ, вызывающий СПИД

Строение бактериофага. (слайд 13).

Бактериофаги – вирусы, которые поселяются в клетках бактерий. Эти вирусы полностью разрушают бактериальные клетки и потому могут быть использованы для лечения бактериальных заболеваний, например дизентерии, брюшного тифа, холеры.

Фаги проникнув в клетку, переключают ее обмена синтез ферментов, белков и нуклеиновых кислот фага. Через 10 минут после проникновения фага в бактерию в ней обнаруживаются частицы фага, через 20 минут – 100-200 фагов, т.е. число фагов возрастает в 100-200 раз. Оболочка разрывается и фаги готовы к заражению новых бактерий. Жизненный цикл фага длится около20 минут.

Тело бактериофага состоит из головки, хвоста и нескольких хвостовых фибрилл. Внутри головки находится ДНК, а внутри хвостика проходит канал

Бактериофагами называют вирусы, живущие в бактериях. Фаг приближается к бактерии, хвостовые нити связываются с рецепторами на поверхности бактериальной клетки. Под действием фермента лизоцима клеточная стенка бактерии размягчается. Хвостовой чехол фага сокращается и полый стержень входит в клетку-хозяина. Таким образом, ДНК фага попадает в бактериальную клетку.

ДНК вируса начинает кодировать синтез ферментов, используя для этого рибосомы хозяина. ДНК бактерии при этом сначала подавляется, а затем и вовсе расщепляется ферментами фага. ДНК фага реплицируется, кодирует синтез новых белков оболочки. В результате её самосборки внутри клетки вокруг фаговой ДНК образуются новые частицы фага; синтезируется лизоцим. Примерно через полчаса после вирусной атаки мембрана бактериальной клетки разрушается под действием лицозима; несколько сотен новых фагов покидают её и инфицируют новую клетку.

Некоторые фаги (их называют умеренными фагами), попав внутрь бактерии, не реплицируются. Вместо этого их ДНК включается в ДНК клетки-хозяина, где остаётся в течение нескольких поколений, реплицируясь вместе с собственной ДНК хозяина. Жизненный цикл подобных бактериофагов называется лизогенным.

УЭ - 5. Этапы жизненного цикла вируса (слайд 14)

Вирусы вне клетки являются просто веществом. Как же вирусу – мельчайшей частице, которую и живым организмом можно назвать с большой натяжкой, удается быстро поражать клетки своих хозяев? Посмотрим, как это происходит (слайд 14).

Этап 1. Прикрепление вируса к клетке. На поверхности клеток имеются специальные рецепторы, с которыми бактериофаг связывается хвостовыми нитями. Этим объясняется строгая “прописка” вирусов в тех или иных клетках. (Например, грипп – эпителиальные клетки верхних дыхательных путей, гепатит – печень, ВИЧ – лимфоциты).

Этап 2 . Проникновение вируса в клетку. Обратите внимание на экран. Бактериофаг вводит внутрь клетки хвост, который представляет собой полый стержень. И, как через иглу шприца, проталкивает внутрь клетки свою ДНК или РНК. Таким образом, генетический материал фага попадает внутрь клетки, а капсид остается снаружи. Вирус работает как своеобразный генетический шприц.

Этап 3 . Размножение вируса, т.е. редупликация вирусного генома. Проникнув внутрь клетки, вирусная ДНК встраивается в ДНК клетки хозяина. Проникает в святая святых клетки, в центр управления жизнедеятельностью – в ядро.

Этап 4 . Синтез вирусных белков и самосборка капсида. Клетка, сама того не желая, начинает синтезировать вирусные белки вместо собственных. При этом используются структуры и энергия самой клетки. Из этих вирусных белков и образуются новые вирусные оболочки – капсиды. Этот процесс размножения не сравним с размножением других биологических видов. “Происходит смерть ради жизни” - при попадании в клетку вирус сначала разрушается. Но ему достаточно одной нуклеиновой кислоты, чтобы через 10 минут внутри клетки хозяина образовалось сотни новых вирусных частиц.

Этап 5. Выход вирусов из клетки. А что происходит с самой клеткой? Она гибнет. А вирусные частицы уже готовы к очередной атаке, готовы разрушить сотни других клеток.

Запись в тетрадь жизненный цикл вирусов. (слайд 15).

1 этап Прикрепление к клетке (адсорбция)

2 этап Проникновение в клетку хозяина

3 этап Растворение капсида

4 этап Синтез вирусных частиц

5 этап Выход вирусных частиц клетки

Вот так протекает инфекционный процесс. Таким образом, мы рассмотрели основные этапы жизнедеятельности вирусов.

6. Значение вирусов (слайды 16, 17, 18).

1. Вирусы являются возбудителями многих опасных болезней человека, животных и растений

Более десяти групп вирусов патогенны для человека. Среди них имеются как

ДНК-вирусы (вирус оспы, группа герпеса, гепатит B), так и РНК-вирусы (гепатит A, полиомиелит, ОРЗ, грипп, корь, свинка),

Меры борьбы: Из-за высокой мутабельности вирусов лечение вирусных заболеваний довольно сложно. Гораздо успешнее применять вакцинацию, заключающуюся во введении аттенуированных (то есть ослабленных) микроорганизмов или умеренных (близкородственных, но не патогенных) штаммов.

Опасность для здоровья представляют и фитопатогенные вирусы. Ученые установили связь вируса огуречной мозаики с болезнями, вызывающими образование опухолей у животных и человека.

Опасность для здоровья представляют и фитопатогенные вирусы. Ученые установили связь вируса огуречной мозаики с болезнями, вызывающими образование опухолей у животных и человека.

2. Использование в генетике и в селекции для получения вакцин против вирусных заболеваний, уничтожение вредных для сельского хозяйства насекомых, растений, животных (слайд 16).

Попытки использовать вирусы на пользу человечеству довольно немногочисленны. Так, в середине XX века вирус кроличьего миксоматоза использовали в Австралии, чтобы уменьшить поголовье этих чрезвычайно расплодившихся животных. Благодаря успехам генетики в будущем, возможно, искусственные вирусы смогут уничтожать больные клетки, не затрагивая при этом здоровые, или излечивать их, добавляя необходимый ген.

Самое удивительное, что человек, по всей видимости, может выступать в роли переносчика растительных инфекций. Выделенные из человеческих фекалий вирусы РММУ полностью сохранили способность инфицировать растения. Очевидно, заражать растения вирусными инфекциями способны не только люди, но и другие млекопитающие. Это открытие может иметь большое значение для растениеводства. Подумать только: навоз, издавна используемый в качестве удобрения, может оказаться для растений источником опасных инфекций!

V. Закрепление знаний

УЭ -7. Вопрос. Почему трудно бороться с вирусами, попавшими внутрь клетки?

Вирусные заболевания людей и животных почти всегда протекают тяжело и имеют существенные последствия. В чем причина тяжелого протекания болезней?

Комментарий учителя . К лекарству, которое разрабатывается против вируса, предъявляются определенные требования. Оно должно губительно действовать на вирус, но не влиять на жизнедеятельность самой клетки. Лечение вирусных болезней – задача весьма сложная.

Из-за высокой мутабельности вирусов лечение вирусных заболеваний довольно сложно. Гораздо успешнее применять вакцинацию, заключающуюся во введении аттенуированных (то есть ослабленных) микроорганизмов или умеренных (близкородственных, но не патогенных) штаммов.

УЭ – 8. Составьте сенквейн. Правило составления синквейна дано в модульной карточке

Вывод урока: Вирусы – неклеточные формы жизни, но существовать без клеток они не могут. Значит, они возникли эволюционно позже клеточных форм организации жизни. Человек может использовать особенности вирусов как переносчиков генов между организмами.

VI. Подведение итогов

Ответы на вопросы:

Что такое вирус?

Какие бывают вирусы (классификация)?

Что такое вирион?

Назовите основные типы капсид.

Назовите этапы функционирования вирусов.

Из чего состоит вирус?

Из чего состоит бактериофаг?

Приведите примеры вирусов.

Какое значение имеют вирусы?

Что вы узнали новое на уроке?

Вирусы – неклеточные формы жизни, но существовать без клеток они не могут. Значит, они возникли эволюционно позже клеточных форм организации жизни. Человек может использовать особенности вирусов как переносчиков генов между организмами.

VII. Домашнее задание

3. Течение заболевания и клинические признаки болезни.

4. Профилактика и способы лечения.

1. Медицинская микробиология (под ред. В.И. Покровского и О.К. Поздеева). М.: Гэотар Медицина,1998.

3. Тейлор Д., Грин Н., Стаут У. Биология: В 3-х т. Т.1: Пер. с англ./Под ред. Р.Сопера – 3-е изд. – М.: Мир, 2001.

Приложение. Тест на закреплению материала

ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ

а) неклеточные формы жизни

б) древнейшие эукариоты

в) примитивные бактерии

2. Обязательным компонентом вируса является:

в) нуклеиновые кислоты

3. Вирусы размножаются:

а) в клетках хозяина

б) вне клетки хозяина

в) в клетках и не в клетках хозяина

4. Вирусы были открыты:

5. Свойства живого, которые проявляют вирусы:

а) обмен веществ

6. Синтез вирусного белка осуществляется:

а) на рибосомах клетки

б) на рибосомах вируса

в) на ДНК вируса

7. Инфекционным началом вируса являются

б) белок и его капсида

в) липидная мембрана

г) нуклеиновая кислота

8. Вирусами вызываются следующие болезни человека

г) сибирская язва

Ответы: 1 а, 2 в, 3 а, 4 в, 5 б, 6 а, 7 г, 8 а, в, е.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики в классе- комплекте по теме: в 6 классе "Применение распределительного свойства умножения" (повторение), в 5-м классе "Упрощение выражений"(изучение нового материала)

Конспект разработан для проведения урока математики в классе- комплекте, где сидят учащиеся 5 и 6 классов.

"Географический КВН для учащихся 6-7 классов", "У нас в гостях Япония"для 9-11 классов, разработка урока "Африка" для 11 класса.

Данные методические разработки можно использовать во время проведения предметной недели географии в 6-11 классах. Разработка урока систематизирует знания учащихся по теме "Африка" в 11 классе.

Урок-игра-одна из современных образовательных технологий.На таких уроках у учащихся расширяется кругозор, развивается познавательная активность, формируются определенные умения и навыки, необходимые в.

Рабочие программы по математике 5 класс, алгебре 7,8 классы, геометрии 7,8 классы

Рабочие программы составлены согласно рекомендациям ЦРО г.Братска.


Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области.


Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа.

Создать условия, способствующие формированию следующих компетенций:

Учебно-познавательных: ставить цель, формулировать выводы;

Коммуникативных : владеть монологической речью;

Здоровьесберегающей: обеспечить условия формирования культуры здоровья для профилактики вирусных заболеваний; создать условия для формирования ответственного отношения к своему здоровью, как к ценности;

Образовательные: сформировать у учащихся знания о вирусах как о неклеточной форме существования организмов, познакомить с особенностями строения вирусов, путями их проникновения в клетку; научить распознавать вирусные заболевания.

Развивающие: развить интеллектуальные способности (умение анализировать обобщать, сравнивать, классифицировать, делать выводы, проводить синтез, доказательство), умение коммуникативного общения, развитие речи.

Воспитательные: продолжить воспитание ценностного отношения к труду, бережного отношения к своему здоровью.

биологические дисциплины: анатомия, физиология, генетика;

небиологические дисциплины: история, статистика.

  • компьютер учителя;
  • мультимедийный проектор;
  • колонки;
  • интерактивная доска;
  • авторская презентация

В познавательной (интеллектуальной) сфере

  • Выделение существенных признаков строения и жизнедеятельности вирусов.
  • Приведение доказательств сравнения (сходств и отличия) вирусов с живыми организмами.
  • Объяснение роли вирусов в природе и жизни человека.

В ценносто-ориентационной сфере

  • Анализ и оценка последствий проникновения вирусов в клетки растений, животных и человека.

В сфере физической деятельности

Освоение правил профилактики вирусных заболеваний

  • Структурировать материал, работать с различными источниками информации, включая электронные.
  • Овладеть составляющими исследовательской деятельности, включая умения видеть проблему, выдвигать гипотезы, наблюдать, давать определение понятиям.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
  • Обнаруживать причинно-следственные связи в процессах проникновения вируса в клетку.
  • Использовать приобретенные знания для профилактики вирусных заболеваний растений, животных и человека.
  • Выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях при изучении специфических свойств вирусов.
  • Выполнять учебное действие в соответствии с планом.
  • Адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
  • Сравнивать различные точки зрения и находить общее решение.
  • Работать совместно в атмосфере сотрудничества.
  • Познавательных интересов, направленных на изучение неклеточных форм жизни.
  • Интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать процессы, происходящие в клетках, пораженных вирусами)

Технологическая карта урока

Основные этапы организации учебной деятельности

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

1. Организационный этап. Мотивирование к активной деятельности

Постановка проблемы, мотивация к активной деятельности.

Подготовка к работе, ознакомление с темой урока и формами учебной деятельности на уроке.

Человечеству с самого начала его существования угрожали серьезные враги. Являлись они неожиданно, коварно. Их жертвами стали миллионы людей, погибших от оспы, гриппа, энцефалита, кори, пневмонии.

Только средневековые лекари, надев на лицо маски, убирали тела умерших горожан. Оставшиеся в живых создавали противочумные столбы, которые и сегодня напоминают нам о тех страшных временах.

– Как вы считаете, эта тема актуальна сегодня?

– Почему же до сих пор (несмотря на то, что медицина достигла больших высот) эпидемии гриппа выводят из строя миллионы людей, нет лекарств против СПИДа?

– Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?

Представьте себя в роли тех людей, которые должны защитить человечество от вирусов? Какие знания о вирусах вам необходимы, чтобы выполнить эту важную миссию?

Какова тема нашего урока?

Какие задачи мы поставим перед собой?

целеполагание, планирование, способность ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию.

учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

2. Актуализация знаний обучающихся

Выявление уровня знаний по изученному ранее материалу

Познавательные: построение вопросов, высказываний, анализ, сравнение, обобщение.

Регулятивные: выбор правильных эффективных путей и средств достижения целей в рамках фронтальной беседы.

Коммуникативные: умение действовать с учетом позиции других людей, устанавливать и поддерживать контакты; развитие речевой деятельности, основ коммуникативной компетентности.

3. Усвоение новых знаний

Создание проблемной ситуации. Организация обучающихся на исследование проблемной ситуации в формах работы в группах, выслушивания выступлений участников, просмотра презентаций.

1.В парах изучить материал параграфа

2. Составить таблицу. Приложение 2

III.Работа в группах.

Задания для группы №1

1) используя тексты параграфа и дополнительный материала, найти ответ на данный вопрос;

2) заполнить 1 раздел таблицы Приложение 3

3) выступите с кратким объяснением своего вопроса Задания для группы №2

(по генотипу; по строению оболочки)

1) используя тексты параграфа и дополнительный материал найти ответ на данный вопрос;

2) заполнить 2 раздел таблицы Приложение 3

3) выступите с кратким объяснением своего вопроса.

Задания для группы №3

1) используя тексты параграфа и дополнительный материал, найти ответ на данный вопрос;

2) заполнить 3 и 4 раздел таблицы. Приложение 3

3) выступите с кратким объяснением своего вопроса.

Задания для группы №4.

1) используя тексты параграфа и дополнительный материал, найти ответ на данный вопрос;

2) заполнить 4раздел таблицы Приложение 3

3) выступите с кратким объяснением своего вопроса

Выделение существенных признаков строения и жизнедеятельности вирусов.

Приведение доказательств сравнения (сходств и отличия) вирусов с живыми организмами.

Объяснение роли вирусов в природе и жизни человека. Анализ и оценка последствий проникновения вирусов в клетки растений, животных и человека.

Освоение правил профилактики вирусных заболеваний

Регулятивные: планирование путей и средств достижения целей и способности ставить учебные задачи, способности к проектированию.

Коммуникативные: умение слушать и понимать своих сверстников, выражать свои мысли; инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;

5. Первичное закрепление

Выполнить тестовое задание по вариантам Приложение 4, произвести взаимопроверку

Познавательные: умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание, выполнять тестовые задания

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция и оценка действий партнера.

6. Домашнее задание

Комментарий домашнего задания

Запись домашнего задания

Дополнить таблицу примерами из дополнительных источников.

Регулятивные: постановка самостоятельной учебной задачи на основе соотнесения уже усвоенного материала и того, что ещё неизвестно; мобилизация своих сил к волевому усилию, возможности выбора путей и средств реализации.

Коммуникативные: организация планирования и прогнозирования.

Организация самооценки обучающимися собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели; подведение кратких итогов; оценка и самооценка работы учеников; комментарии.

Определение степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности; степени своего продвижения к цели; высказывание оценочных суждений; формулировка и запись эмоциональной рефлексии в тетрадях.

Регулятивные: умение осуществлять самоконтроль и коррекцию, самоанализ и самооценку.

Коммуникативные: умения слушать друг друга, речевую деятельность; умение выражать правильно и кратко свои мысли.

Познавательные: умения строить высказывания, анализировать и обобщать, находить и использовать необходимую информацию.

До изучения темы

После изучения темы

1. Вирусы – это одноклеточные организмы

3. Заболевание герпес можно вылечить с помощью антибиотиков

4. Вирусы – это внутриклеточные паразиты

5. ВИЧ-инфицированная мать рождает ВИЧ-инфицированного ребёнка

6. Вирусы возникли на Земле раньше бактерий

Признаки жизни у вируса

Признаки живого, отсутствующие у вирусов

1. Способность к размножению

2. Обладание наследственностью 3. Вирусам свойственна изменчивость.

5. Приспособляемость к изменяющимся условиям окружающей среды.

1. Нет клеточного строения

2. Отсутствует собственный метаболизм.

3. Неспособны к репродукции вне клетки хозяина

Вне живой клетки

Жизненный цикл вируса

3. Выполните по вариантам тестовые вопросы.

1. Основоположником учения о вирусах является?

А) Т.Морган В) В.Вернадский

Б) Д.Ивановский Г) Н.Вавилов

2. Вирусы могут размножаться.

А) Только в клетке хозяина

Б) Путем простого деления

В) Только бесполым путем

Г) Только половым путем.

3. Какой вирус нарушает работу иммунной системы человека?

А) Полиомелита В) Гриппа

4. Капсид у вирусов состоит из:

Б) ДНК Г) липидов

5. Что правильно?

А) вирусы бактерий обычно содержат только РНК

Б) у вирусов отсутствуют мембранные структуры

В) вирусы животных в цитоплазму клеток не проходят

Г) вирусы размножаются только внутри клеток

6. Что правильно?

А) вирус заставляет клетку выполнять его программу

Б) некоторые вирусы выходят из клетки, не разрушая ее

В) вирус гепатита размножается в клетках слюнных желез

Г) вирионами называют вирусы, вызывающие заболевания

1. Бактериофаг-это вирус, паразитирующий в клетках:

А) Растений В) Животных

Б) Бактерий Г) Грибов

2. Путь прохождение вируса в клетку хозяина называют?

А) Фагоцитоз В) Пиноцитоз

Б) Эндоцитоз Г) Фотосинтез

3. Размеры вирусов составляют:

А) 15—100 нм В) 0,15—4 нм

Б) 0,15—4 мкм Г) 0,015—0,4 мкм

4. Каким образом вирус подчиняет клетку хозяина, заставляя её работать на себя?

А) путём внедрения РНК в ядро клетки

Б) путём синтеза ДНК с помощью вирусной РНК

В) путём разрушения ядерной оболочки белками вируса

5. Что правильно?

А) вирусы растений и животных обычно содержат РНК

Б) у вирусов рибосомы гораздо мельче клеточных

В) бактериофагами называют вирусы растений

Г) вирус, покидая клетку, всегда ее разрушает

6. Что правильно?

А) любой вирус может поразить в

любой момент любую клетку

Б) вирус гриппа размножается даже в клетках бактерий

В) вирус СПИДа поражает клетки иммунной системы

Г) вирусы могут жить в клетке и не разрушать её

Защита и лечение

1. понял материал

2. узнал больше, чем знал

3. помогал другим

Дополнительная информация к уроку.

1.Строение вирусов. Вирусы не имеют клеточного строения, размеры их варьируют от 20 до 300 нм. В среднем они в 100 раз меньше бактерий, увидеть их можно только в электронный микроскоп. Устроены вирусы очень просто: снаружи - защитная белковой оболочки — капсида, внутри вируса его сердцевина, геном – генетический материал (ДНК или РНК);

А) по геному ( генетическому материалу) на:

  • ДНК –содержащие вирусы
  • РНК – содержащие вирусы

Б) по строению оболочки вируса на:

Простые - оболочка только из белка вируса (гепатит, ВИЧ)

Сложные – кроме белка, есть еще дополнительная оболочка из углеводов и липидов, которая возникает из плазматической мембраны клетки хозяина (герпес, гриппа).

3. Вирусы вне живой клетки.

Вирусы — это внутриклеточные паразиты .

Вне живой клетки вирусы не проявляют никаких свойств живого. Форма и размеры вирусной частицы вне живой клетки называется вирион. Многие вирусы во внешней среде имеют форму кристаллов.

У вирусов нет питания, дыхания , обмена веществ и энергии,

4. Вирусы в живой клетки.

Проникнув в живую клетку, вирус только размножается, при этом изменяет в клетке обмен веществ и энергии, направляя его деятельность на синтез вирусной нуклеиновой кислоты и вирусных белков,

В клетке накапливается огромное количество вирусных частиц (за 15 мин. от30 до120)

В конечном итоге клетка гибнет, оболочка ее лопается, и вирусы выходят наружу.

Нуклеиновые кислоты вирусов подвержены мутациям - внезапным наследуемым изменениям, при этом меняются свойства вируса, появляются новые штаммы вирусов.

5. Жизненный цикл вируса

  • Проникновение вируса в клетку;
  • Синтез вирусных НК и вирусных белков в клетке;
  • Сборка вирусных частиц в клетке;
  • Выход вирусов из клетки и её гибель.

6.Все вирусы — это внутриклеточные паразиты.

  • Вирусы бактерий – бактериофаги.
  • Вирусы растений – мозаичность, карликовость, скручивание листьев.
  • Вирусы животные – ящур, бешенство.
  • Вирусы человека – грипп, герпес, СПИД, краснуха, чума.

Особой группой вирусов являются бактериофаги, или просто фаги, которые поражают бактериальные клетки.

Некоторые из них используются человеком для борьбы с болезнетворными бактериями, например с бактериями, вызывающими холеру, дизентерию, брюшной тиф.

Вирус гепатита А или В проникает и размножается только в клетках печени.

Вирус гриппа — в клетках эпителия верхних дыхательных путей.

7. Молекула ДНК вирусов может встраиваться в хромосомы клетки хозяина и существовать в таком виде, являясь как бы дополнительным геном.

Попавшие в клетку вирусные гены приводят к нарушению нормальных процессов в клетке, в ряде случаев к ее гибели, а также к заболеванию всего организма . Недаром свое название вирусы получили от латинского слова virus — яд.

8.Вирусы являются возбудителями большого количества заболеваний.

у растений, животных , человека.

10. Вирусы – самые мелкие и многочисленные биологические формы.

Вирусы обнаружены почти в каждой экосистеме на Земле

Вирусы постоянно мутируют:

  • для лечения трудно создавать эффективные лекарственные препараты
  • для профилактики трудно прогнозировать новую вакцину
  • Если живой считать структуру, имеющую генетический материал (ДНК или РНК) и способную воспроизводить себя, то можно сказать, что вирусы живые.
  • Если же живой считать структуру, имеющую клеточное строение , то ответ должен быть отрицательным, т.е. вирусы неживые.
  • Вирусы не способны воспроизводить себя вне клетки хозяина.
  • Вирусы находятся на самой границе между живым и неживым.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.

Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя.


Планируемые результаты:· Личностные: осознание личностной и практической значимости учебного материала, умение мотивировать свою деятельность, осо.


Технологическая карта урока в 6 классе. Географические карты.

Технологическая карта урока в 6 классе. Географические карты.


ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обобщающий урок по теме "Глагол" в 5 классе.

ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обощающий урок изученного по теме "Глагол" в 5 классе.

- Какие существуют методы профилактики и лечения вирусных заболеваний, мероприятия по мониторингу распространения вирусных заболеваний?

- Какие существуют современные технологии сокращения негативного воздействия факторов среды?

- Каковы современные стратегии создания противовирусных препаратов?

- Какая связь существует между возникновением эпидемий гриппа и проведением вакцинации?

Глоссарий по теме:

Вирус – неклеточная форма жизни, состоящая из молекулы ДНК или РНК, окруженная белковым капсидом - оболочкой.

Паразитизм представляет собой взаимосвязь, при которой один из организмов (паразит) может использовать другой вид организмов (хозяина) как место обитания, и как постоянный источник питания, оказывая негативное влияние на хозяина.

Вирион – сформированная полностью инфекционная частица, которая способна заражать клетки.

Вакцинация (прививка) — это введение в организм антигенного материала для формирования иммунитета к болезни, который либо предотвратит процесс заражения или ослабит его последствия – например, вызовет протекание болезни в более легкой форме.

Штамм – это генетически однородное потомство микроорганизмов (используется по отношению к бактериям и иным микроорганизмам, но чаще употребляется в контексте исследования вирусов.

Резистентность – устойчивость вируса к определенному лекарственному препарату (его действующему веществу).

Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):

1. Естествознание. 11 класс [Текст]: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень / И.Ю. Алексашина, К.В. Галактионов, И.С. Дмитриев, А.В. Ляпцев и др. / под ред. И.Ю. Алексашиной. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2017. : с 149-157.

2. Брюханов, А.Л. Молекулярная микробиология: Учебник для вузов / А.Л. Брюханов, К.В. Рыбак, А.И. Нетрусов. - М.: Изд. МГУ, 2011. – с. 67-89.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии);

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Вирус – это неклеточная форма жизни, состоящая из молекулы ДНК или РНК, окруженная белковым капсидом. Вирусы по своей природе являются паразитами, поскольку паразитируют на живых клетках, используя их для размножения.

В настоящее время существует несколько теорий происхождения вирусов, однако ученые не пришли к единому мнению на этот счет. Наиболее поддерживаемой является гипотеза о том, что вирусы получили свое происхождения от молекулы нуклеиновой кислоты, которая приобрела способность реплицироваться и восстанавливаться в случае повреждений, независимо от клетки. Считается, что вирусы произошли от одноклеточных организмов, которые, перейдя к паразитическому образу жизни, существенно упростили свою организмами, редуцировав часть органелл.

Вирусы – это живые существа, которые не имеют клеточного строения. Наиболее мелкие вирусы достигают размера 20-30 нм, а наиболее крупные – около 300-400 нм. Вирусы примерно в 50 раз меньше по размеру, чем бактерии.

Строение вирусов достаточно простое. Вирусы состоят из трех основных элементов:

1. Сердцевина, которая представлена генетическим материалом вируса (молекула ДНК или РНК). В настоящее время вирусы принято классифицировать по признаку того ДНК или РНК в их основе. По данному признаку выделяют ДНК-вирусы и РНК-вирусы. ДНК или РНК вируса несёт информацию о белках, которые нужны для образования нового вируса – то есть размножения вируса.

2. Белковая оболочка – капсид. Оболочка вирусов построена на основе полипептидных цепей – из повторяющихся единиц – капсомеров. Как правило таким образом образуются симметричные структуры.

3. Дополнительная оболочка, образующаяся из мембраны клетки-хозяина, в которую внедряется вирус. Дополнительная оболочка есть у сравнительно больших по размерам вирусов (например, вирусы гриппа, герпеса и др.).

Сформированная полностью инфекционная частица, которая способна заражать клетки, называется вирионом. Несмотря на то, что вирусы обладают наследственностью и способны к размножению, они могут воспроизводить себя только находясь внутри живой клетки. Вне клетки вирусы неактивны, и только при попадании в клетку начинают вести себя, как живые организмы.

Вирусы, как и многие другие организмы, могут приспосабливаться к условиям внешней среды – то есть к организму (клеткам и межклеточному пространству) хозяина.

Вирусное заболевание в организме человека возникает из-за повреждения клеток организма (проникновения в них вируса). Вирус, ввиду того, что активно размножается, губит здоровые клетки – поскольку в цикле размножения вирус как правило проникает в клетку, использует вещества клетки для собственного размножения и тем самым убивает клетку.

Современной науке известно достаточно большое количество заболеваний. Например, долгое время был смертельным вирус оспы. В период с 16 по 18 век, оспа унесла жизни 1,5 млн. человек, что сопоставимо с жертвами таких болезней, как чума и холера (вызываются бактериями). Вакцина от оспы была разработана английским врачом Э. Дженнером, именно он предложил вакцинацию, как средство борьбы с вирусами и бактериями. Вакцинация (прививка) — это введение в организм антигенного материала для формирования иммунитета к болезни, который либо предотвратит процесс заражения или ослабит его последствия – например, вызовет протекание болезни в более легкой форме.

Сегодня смертельным является вирус имунодефицита человека – ВИЧ. Смертность от него составляет более 99% (сегодня не существует информации о людях, вылечившихся от ВИЧ). Такая высокая смертность от ВИЧ обусловлена тем, что ВИЧ поражает клетки иммунной системы – Т-лимфоциты, тем самым лишая организм возможности осуществлять иммунный ответ – противостоять другим инфекциям и грибковым заболеваниям. Строго говоря, человек умирает не от ВИЧ, а от любого сопутствующего заболевания, например, от простуды.

Сложность лечения ВИЧ состоит в том, что вирус, проникнув в организм человека, первоначально не проявляет себя, а в дальнейшем симптомы заболевания не специализированы (например, это слабость, низкий иммунитет, частые простуды, расслоение ногтей и др.), что не позволяет поставить диагноз без специального анализа крови. ВИЧ может передаваться через переливание зараженной крови, при половых контактах, а также через плохо простерилизованные стоматологические инструменты или инструменты для маникюра (вероятность заражения этим путем значительно ниже). Также ВИЧ может передаваться при беременности от матери к ребенку, однако сегодня существует терапия, которая позволяет избежать заражения плода.

Современные антиретровирусные препараты позволяют обеспечить людям с ВИЧ достаточно долгую и полноценную жизнь, однако для этого важно диагностировать заболевание вовремя. ВААРТ эффективна на любой стадии болезни, за исключением агонального состояния.

Некоторые вирусы онкогенны – то есть могут провоцировать онкологические заболевания. Например, это вирус папилломы человека, который может вызывать рак шейки матки у женщин. Именно поэтому наиболее эффективным средством борьбы с вирусными заболеваниями является вакцинация.

Среди современных средств борьбы с вирусами, можно выделить такую методику, как высокоактивная антиретровирусная терапия (ВААРТ) – наиболее современный, комплексный метод терапии ВИЧ (ВИЧ относят к семейству ретровирусов), который состоит в приёме трёх или четырёх препаратов, один из которых повышает иммунитет, другой – снижает вирусную нагрузку, третий – уменьшает интенсивность размножения вируса. Благодаря ВААРТ большинство больных ВИЧ могут вести нормальный образ жизни и жить до 60-70 лет.

Вирус – это неклеточная форма жизни, состоящая из молекулы ДНК или РНК, окруженная белковым капсидом. Вирусы по своей природе являются паразитами, поскольку паразитируют на живых клетках, используя их для размножения.

Вирусы состоят из трех основных элементов:

1. Сердцевина, которая представлена генетическим материалом вируса (молекула ДНК или РНК). В настоящее время вирусы принято классифицировать по признаку того ДНК или РНК в их основе. По данному признаку выделяют ДНК-вирусы и РНК-вирусы. ДНК или РНК вируса несёт информацию о белках, которые нужны для образования нового вируса – то есть размножения вируса.

2. Белковая оболочка – капсид. Оболочка вирусов построена на основе полипептидных цепей – из повторяющихся единиц – капсомеров. Как правило таким образом образуются симметричные структуры.

3. Дополнительная оболочка, образующаяся из мембраны клетки-хозяина, в которую внедряется вирус. Дополнительная оболочка есть у сравнительно больших по размерам вирусов (например, вирусы гриппа, герпеса и др.).

Читайте также: