Вирусы бактерии грибы урок

Обновлено: 19.04.2024

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные:

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные:.

Умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Ключевые слова и понятия: бактерии, грибы, лишайники

Актуализация знаний

Закрепление знаний и умений

Закрепление и обобщение знаний, полученных на предыду­щих уроках, лучше провести в виде игры. В этом случае в легкой, непринужденной форме происходят повторение, систематизация и обобщение изученного материала. Перед началом игровой ча­сти урока учитель просит трех учеников, лучше всего усвоивших материал этого блока, помочь ему в проведении игр. Класс делит­ся на три команды (например, по рядам). Каждый из учеников- помощников курирует одну из команд.

Ответьте на предложенные вопросы, выберите только один

1.Какое строение имеет бактерия?

а) многоклеточное б) одноклеточное

2.При неблагоприятных условиях бактерии:

а) превращаются в паразитов в) все погибают

б) образуют спору г) начинают быстро делиться

3.Какие бактерии сами способны создавать органические вещества?

а) паразиты б) сапрофиты в) сине – зелёные бактерии

4. Как называются бактерии изогнутые в виде запятой?

а) кокки б) бациллы в) вибрионы г) спириллы

5.Какие бактерии питаются органическими веществами отмерших

а) паразиты б) сапрофиты в) сине – зелёные бактерии

6. Ответьте на предложенные вопросы, выберите три правильных ответа. В состав клетки бактерий входят:

А) цитоплазма Б) хлоропласты В) ядерное вещество

Г) жгутики Д) спора Е) вакуоль с клеточным соком

7. Установите соответствие видов бактерий и функций, которые они выполняют

1. Молочно – кислые

А. Вызывают чуму у человека

Б. Обогащают почву азотом, поглощая его из воздуха

В. Ппроизводство кисло – молочных продуктов

Г. Очищают поверхность земли от трупов животных и остатков растений и образуют перегной

Ответ дайте в форме таблицы

Результаты работы:

Ученики сидят на своих местах за партами.


Образец задания для игры

Что за гриб представлен на данном микропрепарате?

Ответьте на вопросы.

Особенности строения мицелия этого гриба. (Однокле­точный или многоклеточный, количество ядер в клетках.)

Способ питания (автотроф, гетеротроф, сапротроф, паразит и т. д.).

Положительная роль в жизни человека.

Отрицательная роль в жизни и хозяйственной деятельности человека.

Задача первого ученика — рассмотреть микропрепарат в мик­роскоп и определить, что это за гриб. После этого он сообщает его название ученику, сидящему за ним, который должен ука­зать особенности строения его мицелия (задание 2 из сопрово­дительной карточки). Третий ученик выполняет задание 3 и т. д. За каждый верный ответ команда получает один балл, за неточный ответ — 0,5 балла, за неверный ответ или его отсутствие — 0 баллов. По итогам конкурса выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Кроссворд грибы


Вещество – продукт жизнедеятельности дрожжевых клеток.

2. Способ вегетативного размножения дрожжевых клеток.

3. Грибы, получающие питание за счет других живых организмов.

4. Совместное взаимовыгодное существование, например осины и подосиновика.

5. Плесневый гриб сапрофит, растущий, например, на хлебе.

6. Гриб, широко культивируемый в искусственно созданных условиях.

7. Второе название грибокорня.

8. Вещество, образующее клеточную оболочку гриба.

9. Особые клетки, с помощью которых грибы размножаются.

10. Второе название грибницы.

11. Микроскопические грибы с клетками шарообразной формы, питающиеся растворами глюкозы.


Игроки самостоятельно решают, кто будет объяснять сло­ва, а кто угадывать (можно построить игру так, чтобы каждому из учащихся досталось по одному слову, которое он должен будет объяснить). Выигрывает команда, набравшая наибольшее коли­чество баллов.

Помощники подсчитывают количество баллов, набранных каждой из команд, и подводят итоги. Команда, набравшее наи­большее число баллов, выигрывает.

Лишайники — симбиотический комплекс, в состав которого входит гриб и водоросли.
Слоевище (таллом) — тело лишайников, не имеющее в своем составе вегетативных органов, образованное гифами гриба и водорослями.

Микобионт — часть лишайника, образованная гифами гриба.
Фикобионт-часть лишайника, образованная водорослями. Распределение водорослей в структуре таллома может быть различным, в связи с чем различают гомомерные и гетеромерные талломы. В структуре гомомерного таллома водоросли равномерно располагаются по всей толще. У лишайников с гетеромерным талломом поверхностные части таллома образованны гифами, которые плотно переплетены между собой, а в промежуточной части между гифами располагаются водоросли.
Корковые (накипные) лишайники — лишайники, имеющие вид налета, который плотно фиксирован на поверхности коры дерева, на камнях, скалах и т. д.
Листовидные лишайники — лишайники, имеющие вид листочков, которые неплотно фиксированы к подлежащей поверхности.

Кустистые лишайники — лишайники, имеющие вид кустиков.
Кустистые лишайники фиксируются к подлежащей поверхности только основанием таллома.
Водоросли — представители группы низших растений. Водоросли могут обитать в водоемах с морской и пресной водой, на влажных поверхностях различных предметов.

Кроссворд лишайники



1.Часть тела лишайников, нити которой поглощают воду и растворенные в ней минеральные соли.

2. Название лишайников, плотно прирастающих к твердым телам, например камням.

3. Тело лишайника.

4. Лишайник золотисто – желтого цвета, часто встречающийся на коре осин.

5. Совместное взаимовыгодное существование организмов, например одноклеточных водорослей и грибницы.

6. Часть тела лишайника, зеленые клетки которого выполняют функцию фотосинтеза и снабжают водоросль органическими веществами.

7. Группа лишайников, тело которого образовано пластинками различной окраски

В настоящее время на Земле описано более 2,5 млн видов живых организмов. Однако реальное число видов на Земле в несколько раз больше, так как многие виды микроорганизмов, насекомых и др. не учтены. Кроме того, считается, что современный видовой состав — это лишь около 5% от видового разнообразия жизни за период ее существования на Земле.
Для упорядочения такого многообразия живых организмов служат систематика, классификация и таксономия.

Систематика — раздел биологии, занимающийся описанием, обозначением и классификацией существующих и вымерших организмов по таксонам.
Классификация — распределение всего множества живых организмов по определённой системе иерархически соподчинённых групп — таксонов.
Таксономия — раздел систематики, разрабатывающий теоретические основы классификации. Таксон — искусственно выделенная человеком группа организмов, связанных той или иной степенью родства, и в то же время достаточно обособленная, чтобы ей можно было присвоить определённую таксономическую категорию того или иного ранга.

В современной классификации существует следующая иерархия таксонов:

  • царство;
  • отдел (тип в систематике животных);
  • класс;
  • порядок (отряд в систематике животных);
  • семейство;
  • род;
  • вид.

Кроме того, выделяют промежуточные таксоны: над- и подцарства, над- и подотделы, над- и подклассы и т. д.

Систематика живых организмов постоянно изменяется и обновляется. В настоящее время она имеет следующий вид:

  • Неклеточные формы
    • Царство Вирусы
    • Надцарство Прокариоты (Procariota):
      • царство Бактерии (Bacteria, Bacteriobionta),
      • царство Архебактерии (Archaebacteria, Archaebacteriobionta),
      • царство Прокариотические водоросли
        • отдел Сине-зелёные водоросли, или Цианеи (Cyanobionta);
        • отдел Прохлорофитовые водоросли, или Прохлорофиты (Prochlororhyta).
        • царство Растения (Vegetabilia, Phitobiota или Plantae):
          • подцарство Багрянки (Rhodobionta);
          • подцарство Настоящие водоросли (Phycobionta);
          • подцарство Высшие растения (Embryobionta);
          • подцарство Низшие грибы (одноклеточные) (Myxobionta);
          • подцарство Высшие грибы (многоклеточные) (Mycobionta);
          • подцарство Простейшие, или Одноклеточные (Protozoa, Protozoobionta);
          • подцарство Многоклеточные (Metazoa, Metazoobionta).

          Ряд учёных выделяет в надцарстве Прокариоты одно царство Дробянки, которое включает три подцарства: Бактерии, Архебактерии и Цианобактерии.

          Вирусы, бактерии, грибы, лишайники

          Царство вирусы

          Вирусы были открыты в 1892 г. русским биологом Д. И. Ивановским, ставшим основоположником вирусологии. Они являются неклеточной формой жизни и занимают пограничное положение между неживой и живой материей. Вирусы — внутриклеточные паразиты и могут проявлять свойства живых организмов, только попав внутрь клетки.

          Отличия вирусов от неживой природы:

          • способность к размножению;
          • наследственность и изменчивость

          Отличия вирусов от клеточных организмов:

          • не имеют клеточного строения;
          • не проявляют обмена веществ и энергии (метаболизма);
          • могут существовать только как внутриклеточные паразиты;
          • не увеличиваются в размерах (не растут);
          • имеют особый способ размножения;
          • имеют только одну нуклеиновую кислоту — либо ДНК, либо РНК.

          Вирусы существуют в двух формах: покоящейся (внеклеточной), когда их свойства как живых систем не проявляются, и внутриклеточной, когда осуществляется размножение вирусов. Простые вирусы (например, вирус табачной мозаики) состоят из молекулы нуклеиновой кислоты и белковой оболочки — капсида.

          Некоторые более сложные вирусы (гриппа, герпеса и др.), помимо белков капсида и нуклеиновой кислоты, могут содержать липопротеиновую мембрану, углеводы и ряд ферментов. Белки защищают нуклеиновую кислоту и обусловливают ферментативные и антигенные свойства вирусов. Форма капсида может быть палочковидной, нитевидной, сферической и др.

          В зависимости от присутствующей в вирусе нуклеиновой кислоты различают РНК-содержащие и ДНК-содержащие вирусы. Нуклеиновая кислота содержит генетическую информацию, обычно о строении белков капсида. Она может быть линейная или кольцевидная, в виде одно- или двуцепочечной ДНК, одно- или двуцепочечной РНК.

          При проникновении вируса внутрь клетки специальные белки вирусной частицы связываются с белками-рецепторами клеточной оболочки. В животную клетку вирус может проникать при процессах пино- и фагоцитоза, в растительную клетку — при различных повреждениях клеточной стенки. Бактериофаги (вирусы, паразитирующие на бактериях), как правило, не попадают внутрь клетки, так как этому препятствуют толстые клеточные стенки бактерий. Внутрь клетки проникает только нуклеиновая кислота вируса.
          Вирус подавляет существующие в клетке процессы транскрипции и трансляции. Он использует их для синтеза собственных нуклеиновой кислоты и белка, из которых собираются новые вирусы. После этого клеточные оболочки разрушаются и новообразованные вирусы покидают клетку, которая при этом погибает.
          Полагают, что происхождение вирусов связано с эволюцией каких-то клеточных форм, которые в ходе приспособления к паразитическому образу жизни вторично утратили клеточное строение.
          Вирусы способны поражать различные живые организмы. Первым открытым вирусом был вирус табачной мозаики, поражающий растения. Вирусную природу имеют такие заболевания животных и человека, как натуральная оспа, бешенство, энцефалиты, лихорадки, инфекционные гепатиты, грипп, корь, бородавки, многие злокачественные опухоли, СПИД и др. Кроме того, вирусы способны вызывать генные мутации.

          Вирус, вызывающий заболевание СПИДом (синдром приобретённого иммунодефицита), поражает клетки крови, обеспечивающие иммунитет организма. В результате больной СПИДом может погибнуть от любой инфекции. Вирусы СПИДа могут проникнуть в организм человека во время половых сношений, во время инъекций или операций при несоблюдении условий стерилизации. Профилактика СПИДа заключается в избегании случайных половых связей, использовании презервативов, применении одноразовых шприцев.

          Бактерии

          Все прокариоты принадлежат к одному царству Дробянки. В его состав входят бактерии и сине-зелёные водоросли.

          Строение и жизнедеятельность бактерий.

          Прокариотические клетки не имеют ядра, область расположения ДНК в цитоплазме называется нуклеоидом, единственная молекула ДНК замкнута в кольцо и не связана с белками, клетки меньше эукариотических, в состав клеточной стенки входит гликопептид — муреин, поверх клеточной стенки располагается слизистый слой, выполняющий защитную функцию, отсутствуют мембранные органоиды (хлоропласты, митохондрии, эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи), их функции выполняют впячивания плазматической мембраны (мезосомы), рибосомы мелкие, микротрубочки отсутствуют, поэтому цитоплазма неподвижна, нет центриолей и веретена деления, реснички и жгутики имеют особую структуру. Деление клеток осуществляется путём перетяжки (митоза и мейоза нет). Этому предшествует репликация ДНК, затем две копии расходятся, увлекаемые растущей клеточной мембраной.

          Выделяют три группы бактерий: архебактерии, эубактерии и цианобактерии.

          Архебактерии — древнейшие бактерии (метанообразующие и др., всего известно около 40 видов). Имеют общие черты строения прокариот, но значительно отличаются по ряду физиологических и биохимических свойств от эубактерий. Эубактерии — истинные бактерии, более поздняя форма в эволюционном отношении. Цианобактерии (цианеи, сине-зелёные водоросли) — фототрофные прокариотические организмы, осуществляющие фотосинтез подобно высшим растениям и водорослям с выделением молекулярного кислорода.

          По форме клеток различают следующие группы бактерий: шаровидные — кокки, палочковидные — бациллы, дугообразно изогнутые — вибрионы, спиралеобразные — спириллы и спирохеты. Многие бактерии способны к самостоятельному движению за счёт жгутиков или благодаря сокращению клеток. Бактерии — одноклеточные организмы. Некоторые способны образовывать колонии, но клетки в них существуют независимо друг от друга.

          В неблагоприятных условиях некоторые бактерии способны образовывать споры за счёт формирования плотной оболочки вокруг молекулы ДНК с участком цитоплазмы. Споры бактерий служат не для размножения, как у растений и грибов, а для защиты организма от воздействия неблагоприятных условий (засухи, нагревания и др.).

          По отношению к кислороду бактерии делят на аэробов (обязательно нуждающиеся в кислороде), анаэробов (погибающие в присутствие кислорода) и факультативные формы.

          По способу питания бактерии делятся на автотрофные (в качестве источника углерода используют углекислый газ) и гетеротрофные (используют органические вещества). Автотрофные, в свою очередь, делятся на фототрофов (используют энергию солнечного света) и хемотрофов (используют энергию окисления неорганических веществ). К фототрофам относят цианобактерии (сине-зелёные водоросли), которые осуществляют фотосинтез, как и растения, с выделением кислорода, и зелёные и пурпурные бактерии, которые осуществляют фотосинтез без выделения кислорода. Хемотрофы окисляют неорганические вещества (нитрифицирующие бактерии, азотфиксирующие бактерии, железобактерии, серобактерии и др.).

          Гетеротрофы делятся на сапрофитов (используют органические вещества мёртвой массы) и паразитов (используют органические вещества живых организмов). Гетеротрофы могут окислять органические вещества при участии кислорода (дыхание) или в анаэробных условиях (брожение). Выделяют несколько типов брожения: спиртовое, молочнокислое, уксусное, маслянокислое и др.

          Размножение бактерий.

          Бактерии размножаются бесполым путём — делением клетки (у прокариот митоза и мейоза нет) при помощи перетяжек или перегородок, реже почкованием. Этим процессам предшествует удвоение кольцевой молекулы ДНК.

          Роль бактерий в природе и значение для человека

          Благодаря очень разнообразному метаболизму бактерии могут существовать в самых различных условиях среды: в воде, воздухе, почве, живых организмах. Велика роль бактерий в образовании нефти, каменного угля, торфа, природного газа, в почвообразовании, в круговоротах азота, фосфора, серы и других элементов в природе. Сапротрофные бактерии участвуют в разложении органических останков растений и животных и в их минерализации до СО2, Н2О, H2S, NH3 и других неорганических веществ. Вместе с грибами они являются редуцентами. Клубеньковые бактерии (азотфиксирующие) образуют симбиоз с бобовыми растениями и участвуют в фиксации атмосферного азота в минеральные соединения, доступные растениям. Сами растения такой способностью не обладают.

          Человек использует бактерии в микробиологическом синтезе, в очистных сооружениях, для получения ряда лекарств (стрептомицин), в быту и пищевой промышленности (получение кисломолочных продуктов, виноделие).

          Однако бактерии приносят не только пользу, но и вред. Бактерии-паразиты разрушают клетки хозяина или выделяют токсические вещества. Они являются возбудителями опасных инфекционных заболеваний, таких как чума, холера, дифтерия, дизентерия, туберкулез и др. Для борьбы с ними проводят вакцинации населения, дезинфекцию предметов, стерилизацию или пастеризацию воды и продуктов питания.

          Царство грибы

          Общая характеристика грибов. Грибы выделяют в особое царство, насчитывающее около 100 тыс. видов.

          Отличия грибов от растений:

          • гетеротрофный способ питания
          • запасное питательное вещество гликоген
          • наличие в клеточных стенках хитина

          Отличия грибов от животных:

          • неограниченный рост
          • поглощение пищи путём всасывания
          • размножение с помощью спор
          • наличие клеточной стенки
          • отсутствие способности активно передвигаться
          • Строение грибов разнообразно — от одноклеточных форм до сложноустроенных шляпочных форм

          Лишайники

          Строение лишайников. Лишайники насчитывают более 20 тыс. видов. Это симбиотические организмы, образованные грибом и водорослью. При этом лишайники представляют собой морфологически и физиологически целостный организм. Тело лишайника состоит из переплетённых гиф гриба, между которыми располагаются водоросли (зелёные или сине-зелёные). Водоросли осуществляют синтез органических веществ, а грибы поглощают воду и минеральные соли. В зависимости от строения тела (слоевища) различают три группы лишайников: накипные, или корковые (слоевище имеет вид налётов или корочек, плотно срастающихся с субстратом); листовидные (в форме пластинок, прикреплённых к субстрату пучками гиф); кустистые (в форме стволиков или лент, обычно разветвлённых и срастающихся с субстратом только основанием). Рост лишайников осуществляется крайне медленно — всего по несколько миллиметров в год.

          Это одноклеточные микроскопические организмы, не имеющие оформленного ядра. Самые древние организмы, появились более 3 млрд. лет назад. Распространены повсеместно: больше всего – в почве, меньше – в воде, ещё меньше – в воздухе. Много их в живых организмах

          1. Строение клетки:


          - клетка покрыта плазматической мембраной, за которой следует клеточная стенка (из муреина).

          - у большинства слизистая капсула, которая защищает клетку от высыхания и содержит токсины;

          - нет мембранных органоидов (их функции выполняют мезосомы – впячивания мембраны)

          - есть рибосомы, более мелкие чем в клетках эукариот;

          - генетический аппарат – НУКЛЕОИД - кольцевая молекула ДНК, не связанная с белками (выполняет функцию хромосомы;

          - в цитоплазме есть плазмиды – небольшие молекулы ДНК, определяющие отдельные признаки бактерий.

          - органоиды движения — жгутики и реснички.

          2. Формы бактерий

          шарообразные – кокки (стрептококки, стафилококки)

          палочковидные – бациллы (картофельная палочка, молочнокислые бактерии)

          спирально извитые – спириллы и спирохеты (бледная спирохета – возбудитель сифилиса)

          в форме запятой - вибрионы (холерный вибрион)

          Жизнедеятельность

          (образуют органические вещества)

          (питаются готовыми органическими веществами)

          (используют энергию солнца)

          (используют энергию хим. связей)

          (питаются неживым органическим веществом)

          вещества тела хозяина)

          (живут за счет других организмов, принося им пользу)

          *клубеньковые бактерии (живут в симбиозе с бобовыми растениями),

          * кишечная палочка (синтезирует витамины группы В, К)

          бактерии, которым необходим кислород

          бактерии, для которых кислород губителен

          • размножение: деление пополам каждые 20 минут
          • Спорообразование – образование спор. Спора – часть клетки, покрытая плотной оболочкой. Значение: перенесение неблагоприятных условий (холод, засуха).

          Спора может десятилетиями быть в неактивном состоянии, переноситься водой и ветром. Она не боится высыхания, холода, жары. Убийственным фактором для спор являются прямые солнечные лучи или искусственное облучение ультрафиолетовыми лучами (УФЛ). При попадании в благоприятную среду из споры быстро образуется бактерия.

          Значение бактерий:

          - звено в цепи питания (пища для одноклеточных)

          - бактерии гниения образуют перегной

          - почвенные бактерии превращают перегной в минеральные соли

          - клубеньковые бактерии (на корнях бобовых растений) превращают азот воздуха в соли, которые в растворенном виде всасываются корнями

          - молочнокислые бактерии используются в молочной промышленности, силосовании кормов

          - месторождения серы образованы серобактериями, железорудные месторождения – железобактериями

          - в биотехнологии (синтез инсулина)

          - портят продукты питания, книги в книгохранилищах, сено в стогах

          - болезнетворные вызывают болезни: тиф, холеру, дифтерию, столбняк, туберкулез, ангину, сибирскую язву, бруцеллез, чуму, ботулизм, коклюш, венерические заболевания

          6. Способы борьбы с бактериями:

          а) обработка УФЛ;

          б) обработка горячим паром;

          в) стерилизация (нагревание до + 1200С под давлением)

          г) дезинфекция (обработка химическими веществами – антисептиками)

          д) пастеризация - обеззараживание при 60-70 0 С в течение 20-30 мин.

          е) в домашних условиях: маринование в уксусной кислоте, засолка, охлаждение и замораживание продуктов;

          ж) использование антибиотиков

          ЦАРСТВО ВИРУСЫ

          Вирусы (от лат. virus — яд) – частицы, представляющие собой переходную форму между живой и неживой материей и не имеющие клеточного строения.

          Открыты в 1892г. русским учёным Д.Ивановским. Он обнаружил и описал вирус табачной мозаики. Этот вирус поражает табак, вызывая разрушение хлорофилла, из-за чего некоторые участки становятся более светлыми.

          Вирусы — это внутриклеточные паразиты, и вне клетки они не проявляют никаких свойств живого. Они не потребляют пищи и не вырабатывают энергии, не растут, у них нет обмена веществ. Многие из них во внешней среде имеют форму кристаллов. Вирусы настолько малы, что их можно увидеть только с помощью электронного микроскопа . Внеклеточная (покоящаяся) форма вируса называется вирион

          Отличия от неживой материи:

          1. способность воспроизводить себе подобные формы (размножаться)
          2. обладание наследственностью и изменчивостью.

          Строение вирусов:

          молекула РНК или ДНК, заключенная в белковую оболочку, которую называют капсидом (рис.16).




          Рис. 18 Бактериофаг

          Особенности жизнедеятельности

          1. Проникнув в клетку, вирус изменяет в ней обмен веществ, направляя всю ее деятельность на производство вирусной нуклеиновой кислоты и вирусных белков .
          2. Внутри клетки происходит самосборка вирусных частиц из синтезированных молекул нуклеиновой кислоты и белков.
          3. Иногда в ирусная ДНК встраивается в ДНК к л етки- хозяина, заставляя клеточную ДНК продуцировать вирусные ДНК.
          4. До момента гибели в клетке успевает синтезироваться огромное число вирусных частиц. В конечном итоге клетка гибнет, оболочка ее лопается и вирусы выходят из клетки-хозяина (рис. 17).

          Вирусные болезни:

          Заболевания

          Грипп, оспа, корь, полиомиелит, паротит (свинка), бешенство, СПИД, энцефалит, гепатит, краснуха и др.

          Мозаичная болезнь табака, томатов, огурцов, скручивание листьев, карликовость, жёлтая сеть и др

          Ящур, чума свиней и птиц, инфекционная анемия лошадей, лейкоз, бруцеллёз и др.

          Бактериофаги (рис.18) – вирусы, паразитирующие на бактериях.

          Значение вирусов:

          Биологические мутагены (вызывают мутации).

          Бактериофаги используются в медицине против бактерий.

          Используются в генной инженерии.

          ВИЧ – вирус иммунодефицита человека.

          Болезнь СПИД обнаружена в 1981г., а в 1983г. обнаружен возбудитель – ВИЧ. ВИЧ обладает уникальной изменчивостью, которая в 5 раз превышает изменчивость вируса гриппа и в 100 раз больше, чем у вируса гепатита В. Беспрерывная генетическая и антигенная изменчивость вируса в человеческой популяции приводит к появлению новых вирионов ВИЧ, что резко усложняет проблему получения вакцины и затрудняет проведение специальной профилактики СПИДа.

          Для СПИДа характерен очень длительный инкубационный период. У взрослых он составляет в среднем 5 лет. Предполагается, что ВИЧ может сохраняться в организме человека пожизненно.

          Пути передачи ВИЧ - инфекции:

          1. Половой (со спермой и влагалищным секретом) – при непостоянном половом партнере и гомосексуальных отношениях; при искусственном оплодотворении.

          2. При использовании загрязненных медицинских инструментов, у наркоманов – одним шприцем.

          3. От матери – ребенку: внутриутробно, при родах, при кормлении материнским молоком.

          4. Через кровь: при переливании крови, пересадке органов и тканей.

          Вирус поражает ту часть иммунной системы человека, которая связана с Т – лимфоцитами крови, обеспечивающими клеточный и гуморальный иммунитет. В результате болезни человеческий организм становится беззащитным перед инфекционными и опухолевыми заболеваниями, с которыми справляется нормальная иммунная система.

          Стадии болезни СПИДа.

          I. Заражение вирусом ВИЧ: недельная лихорадка, увеличение лимфоузлов, сыпь. Через месяц в крови обнаруживаются антитела к вирусу ВИЧ.

          II. Скрытый период (от нескольких недель до нескольких лет): изъязвления слизистой, грибковые поражения кожи, похудение, понос, повышенная температура тела.

          III. СПИД: воспаление легких, опухоли (саркома Капоши), сепсис и другие инфекционные заболевания.

          Возбудителя СПИДа убивает:

          50 – 70о спирт → несколько секунд.

          То = 56оС → 30 минут.

          Дезинфицирующие вещества (хлорамин, хлорная известь) → мгновенно.

          Попадание в желудочно-кишечный тракт → разрушается пищеварительными ферментами и соляной кислотой.

          Попадание на кожу → через 20 минут уничтожается ферментами бактерий, паразитирующих на коже.

          Тестовые задания в формате ОГЭ

          Задание 3. Царство Бактерии. Царство Вирусы.

          3.1 Бактерии не имеют оформленного ядра, поэтому их относят к

          1) эукариотам 2) прокариотам 3) автотрофам 4) гетеротрофам

          3.2. Клетки бактерий отличаются от клеток растений и животных отсутствием:

          1) клеточной оболочки 2) цитоплазмы 3) ядра 4) рибосом

          1) гниения 2) уксуснокислые 3) молочнокислые 4) клубеньковые

          3.4. Большинство бактерий в круговороте выполняют роль

          1) производителей органических веществ 2) потребителей органических веществ

          3) разрушителей органических веществ 4) концентраторов органических веществ

          3.5. К лубеньковые бактерии вступают в симбиоз с бобовыми растениями, улучшая их питание

          1) калийное 2) фосфорные 3) азотное 4) кальциевое

          3.6. Бактерии размножаются

          1) спорами 2) с помощью половых клеток 3) вегетативным способом 4) путем деления клетки

          3.7. Большинство бактерий по способу питания

          1) производители органических веществ 2) симбиотические организмы

          3) потребители неорганических веществ 4) разрушители органических веществ

          3.8. Клубеньковые бактерии, обитающие в корнях бобовых растений, являются

          1) симбионтами 2) паразитами 3) автотрофами 4) конкурентами

          3.9.Генетический материал бактерии содержится в

          оформленном ядре 3) нескольких хромосомах

          в кольцевой молекуле ДНК 4) в кольцевой молекуле РНК

          3.10. Бактерии, использующие для дыхания кислород, называются

          1) сапрофиты 2) паразиты 3) аэробы 4) анаэробы

          3.11. Бактерии, живущие в содружестве с другими организмами – это

          1) сапрофиты 2) паразиты 3) автотрофы 4) симбионты

          3.12. Фотосинтезирующие сине-зеленые цианобактерии являются

          1) сапрофитами 2) паразитами 3) автотрофами 4) гетеротрофами

          3.13. Споры у бактерий обеспечивают

          1) перенесение неблагоприятных условий 2) половое размножение

          3) вегетативное размножение 4) бесполое размножение

          3.14. Какой биологический объект изображён на рисунке?

          1) клетка бактерии 2) спора гриба 3) вирус ВИЧ 4) семя растения


          3.15. Какой из приёмов борьбы с болезнетворными бактериями наиболее эффективен в операционном блоке?

          1) пастеризация 2) регулярное проветривание

          3) облучение ультрафиолетовыми лучами 4) мытье полов горячей водой

          3.16. К какой группе тел живой природы относят изображённый на рисунке объект:

          1) эукариоты 2) нанороботы 3) прокариоты 4) вирусы


          Задание 23. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

          23.1. Выберите условия, обеспечивающие сапрофитным бактериям процветание в природе

          1) сложность внутреннего строения 4) способность к фотосинтезу

          2) сложность обмена веществ 5) простота внутреннего строения

          3) способность быстро размножаться 6) питание органическими веществами

          23.2. Выберите правильные утверждения

          1) клубеньковые бактерии обогащают почву азотом

          2) бактерии затрудняют усвоение растениями минеральных веществ

          3) сапрофитные бактерии паразитируют в организме животных

          4) бактерии гниения питаются остатками растений и животных

          5) квашение капусты и силосование кормов вызывается молочнокислыми бактериями

          6) чтобы продукты не портились, им необходим доступ кислорода

          Задание 25. Установите соответствие: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

          25.1. Установите соответствие

          Признаки Царства организмов

          2) используют для выпечки хлеба А) грибы

          3) одноклеточные и многоклеточные Б) бактерии

          4) в клетке одна хромосома

          5) некоторые способны к хемосинтезу и фотосинтезу

          6) многие являются возбудителями заболеваний

          25.2. Установите соответствие

          Признаки Тип клеток

          1) отсутствует оформленное ядро А) прокаритная

          2) хромосомы расположены в ядре Б) эукариотная

          3) имеется аппарат Гольджи

          4) в клетке одна кольцевая хромосома

          5) АТФ образуется в митохондриях

          Задание 27. Выберите из предложенного списка и вставьте в текст пропущенные слова, используя для этого их цифровые обозначения. Впишите номера выбранных слов на место пропусков в тексте.

          Вирусы - ---------- (А) формы жизни, проявляющие некоторые признаки живых организмов только внутри других клеток. Вирус состоит из генетического материала и -------(Б). Генетический материал образован ------(В): ДНК или РНК. ДНК-содержащие вирусы после проникновения в клетку встраивают свою ДНК в собственный генетический материал клетки. РНК-содержащие вирусы после проникновения в клетку сначала преобразуют информацию своей РНК в ДНК, путём -------(Г), а затем она встраивается в генетический материал клетки.

          2) нуклеиновая кислота

          3) клеточная мембрана

          4) белковый капсид

          5) обратная транскрипция

          Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ:

          27.2. БАКТЕРИИ

          Бактерии в основном _______(А) организмы. При неблагоприятных условиях они могут образовывать ______(Б). Многие бактерии имеют ______(В), с помощью которых они передвигаются. Наследственная информация у этих микроорганизмов хранится в виде ______(Г).

          2) ядерное вещество

          Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

          27.3. БИОТЕХНОЛОГИЯ


          Все растения подразделяют на низшие и высшие. Высшие растения подразделяют на споровые и семенные.

          Покрытосеменные растения относятся к высшим семенным растениям.

          Покрытосеменные очень разнообразны. Среди них имеются вечнозелёные и листопадные деревья, а также кустарники и полукустарники, однолетние и многолетние травы.

          Все покрытосеменные, несмотря на своё многообразие, имеют общий план строения.


          Все живые организмы, обитающие на Земле, делят на две империи — это неклеточные организмы и клеточные организмы.

          А также на два надцарства Прокариоты ― живые организмы, состоящие из клеток, которые не имеют клеточного ядра и мембранных органелл.

          Эукариоты ― живые организмы, клетки которых содержат ядро, а также мембранные органеллы.


          Отдельно выделяют царства Вирусы и Бактериофаги — неклеточные формы жизни.

          А также царство Дробянки (это бактерии и цианобактерии), которые относятся к надцарству Прокариоты.

          А надцарство Эукариоты включает царство Растения, Грибы и Животные.

          Бактерии — это относительно просто устроенные микроскопические одноклеточные организмы. Они имеют разные формы.

          Некоторые бактерии для передвижения используют реснички и жгутики, которые дают им возможность перемещаться в жидкой среде в поисках более благоприятных условий.

          Вспомним строение бактерий. В отличие от клеток растений, животных и грибов, клетки бактерий имеют упрощённое строение и не имеют многих органелл.

          Как известно, бактерии очень жизнеспособны, могут выдержать как высокие, так и низкие температуры. И все это благодаря плотной клеточной стенке, которая сохраняет постоянную форму.

          Сверху клеточную стенку многих бактерий окружает слизистая структура — капсула бактерий.

          Под клеточной стенкой располагается цитоплазматическая мембрана, которая отделяет цитоплазму от клеточной стенки.

          Ядра, отделённого от цитоплазмы ядерной оболочкой, в бактериальной клетке нет. Поэтому наследственный материал бактерий располагается прямо в цитоплазме и представлен одной хромосомой — кольцевой молекулой ДНК.

          Бактериям, как и любым другим живым организмам, необходимо получение энергии. Большинство бактерий питается готовыми органическими веществами.

          И лишь некоторые из них, например синезелёные, или цианобактерии, способны создавать органические вещества из неорганических.

          По способу питания бактерии, питающиеся готовыми органическими веществами, делят на две группы: сапротрофы, которые получают органические вещества из отмерших организмов или выделений живых организмов, и паразиты, которые питаются органическими веществами живых организмов.

          Бактерии способны быстро делиться. Размножаются они делением одной клетки на две.

          В неблагоприятных условиях у некоторых видов бактерий (при недостатке пищи, влаги, резких изменениях температуры) образуются особые клетки — споры.

          В благоприятных условиях спора прорастает и становится жизнедеятельной бактерией.

          Царство Животные подразделяется на два подцарства:

          Одноклеточные, или Простейшие, тело которых состоит из одной клетки, и Многоклеточные, тело которых состоит из множества клеток.

          В подцарстве выделяют следующие типы: Саркожгутиконосцы, Инфузории, Эвгленозои и Споровики.

          Например, к саркожгутиконосцам относится амёба обыкновенная; к инфузориям — инфузория-туфелька; к эвгленозоям — эвглена зелёная; к споровикам — грегарина.


          Как мы уже сказали, тело простейшего организма состоит из одной клетки. Эта клетка представляет собой целый организм, который способен самостоятельно существовать, то есть передвигаться, дышать, питаться, размножаться.

          Снаружи клетка покрыта цитоплазматической мембраной. Основные компоненты клетки одноклеточных — это ядро и цитоплазма.

          В цитоплазме содержатся все органоиды, характерные для животной клетки, — это митохондрии, рибосомы, лизосомы, комплекс Гольджи, эндоплазматическая сеть.

          Кроме этого, у простейших имеются органоиды специального назначения. Функцию пищеварения, например, выполняет пищеварительная вакуоль, а функцию выделения — сократительные вакуоли.

          Одноклеточные с постоянной формой тела имеют клеточный рот, клеточную глотку, а также орган выделения — порошицу — отверстие, через которое выводятся непереваренные остатки пищи.

          Органоидами движения у простейших могут быть ложноножки, жгутики, реснички.

          Большинство простейших имеет гетеротрофный тип питания — они используют готовые органические вещества. Питаются другими простейшими, бактериями и водорослями.

          Но некоторые способны к фотосинтезу. Так, эвглена зелёная на свету способна к автотрофному способу питания, а в темноте — к гетеротрофному.

          Простейшие, не имеющие постоянной формы тела, способны захватывать пищу всей его поверхностью с помощью фагоцитоза и пиноцитоза. Фагоцитоз — это захват твёрдых частиц пищи, а пиноцитоз — захват капелек жидкости с помощью ложноножек.

          Дыхание одноклеточных простейших осуществляется всей поверхностью тела. В организм простейшего постоянно поступает вода, содержащая кислород, и она удаляется вместе с углекислым газом через сократительную вакуоль.

          Размножение простейших происходит преимущественно бесполым способом. Сначала надвое делится ядро, затем делится цитоплазма. Простейшие с наступлением неблагоприятных условий способны образовывать цисту. В цистах процессы жизнедеятельности клетки практически прекращаются, но они могут оставаться жизнеспособными в течение десятков лет до наступления благоприятных условий.

          Хотя грибы и выделяют в отдельное царство, они имеют схожие признаки с растениями и животными.

          Всё многообразие грибов делится на группы. Наиболее известные — это шляпочные грибы. У них есть шляпка и ножка. А всё вместе — плодовое тело гриба.

          Шляпка и ножка состоят из плотно прилегающих друг к другу нитей грибницы. В ножке все нити одинаковы, а в шляпке они образуют два слоя — верхний, покрытый кожицей, окрашенной в разные цвета, и нижний.

          По ножке поступают питательные вещества к шляпке, на которой по мере развития созревают споры. С помощью спор грибы размножаются.

          В спорах заключена вся наследственная информация о грибе. Они служат для размножения.

          Листьев, стебля, корневой системы у грибов нет. Нет у них и хлорофилла. Грибы, в отличие от растений, питаются уже готовыми органическими веществами.

          Шляпочные грибы разделяют на пластинчатые, у которых нижний слой плодовых тел образован пластинками (пластинки — это спорообразующий слой), и трубчатые грибы, у которых нижний слой плодовых тел образован многочисленными трубочками. В трубочках, как в кладовых, хранятся миллиарды спор.

          Созревшие споры высыпаются в богатую перегноем почву и прорастают. Из них развиваются тонкие ветвящиеся белые нити грибницы. Грибница внешне похожа на корень и состоит из ветвящихся нитей.

          Эти нити состоят из клеток с цитоплазмой и ядром.

          Многочисленные нити грибницы пронизывают лесную подстилку и верхний слой почвы, разлагают растительные остатки и получают необходимые питательные вещества. Такие грибы называются сапрофиты.

          Между определёнными видами деревьев и грибов устанавливается тесная связь, полезная как одному, так и другому организму. Такая связь называется симбиозом. Гриб снабжает дерево водой и минеральными солями. А дерево даёт грибу органические вещества, например углеводы, которые гриб из-за отсутствия хлорофилла вырабатывать не может.

          Таким образом, нити грибницы плотно оплетают корень дерева и даже проникают внутрь его, образуя грибокорень, или микоризу.

          Помимо шляпочных грибов существуют и плесневые грибы, дрожжи, грибы-паразиты.

          Плесени — это микроскопические грибы. По способу питания они сапрофиты, то есть питаются уже готовыми органическими веществами.

          Пожалуй, наиболее часто встречается плесневый гриб мукор, или как его ещё называют белая головчатая плесень. Этот гриб вы наверняка видели.


          Он появляется на хлебе, который уже полежал в тёплом влажном месте.

          В процессе развития мукора на нитях грибницы появляются головки. Их называют спорангиями, так как они наполнены миллионами спор. Головки созревают, лопаются, и споры вылетают. А попав в благоприятные условия, споры прорастают в грибницу.

          Плесень — гриб пеницилл. На него было обращено внимание биологов.

          Если посмотреть на гриб под микроскопом, то можно увидеть на концах нитей грибницы целые кисти спор. Споры у пеницилла расположены не в головках, как у мукора, а на концах нитей грибницы в мелких кисточках.

          Гриб пеницилл выделяет особое вещество — пенициллин. Пенициллин — это антимикробный препарат, который приводит к гибели бактерий, используется в медицине.

          Дрожжевые грибы — это бесцветные одноклеточные организмы, в каждой клетке которых имеется ядро. Значит, дрожжи не бактерии, а грибы, у которых только нет грибницы. Многие дрожжевые грибы размножаются почкованием.

          Среди грибов немало паразитов. Они вызывают различные болезни растений, животных и человека. Вспомним некоторых из них. Картофельный гриб, или фитофтора, поражает листья картофеля и проникает в клубни.

          Опасный паразит злаков — гриб головня, который вызывает пыльную головню. Разные виды этого гриба могут поражать хлебные злаки: пшеницу, ячмень, кукурузу и др. Чёрная пыль на колосьях — это споры гриба.

          Споры грибов-трутовиков проникают в дерево через трещины, раны, появляющиеся в коре при поломке ветвей. Поселяясь на ветвях и стволах деревьев и питаясь содержимым их клеток, многие трутовики губят деревья.

          Долгое время лишайники относили к царству Растения, сейчас их относят к царству Грибы.

          Лишайники — это группа симбиотических организмов. Тело лишайника — слоевище — состоит из грибов и микроскопических водорослей или цианобактерий.

          Гифы гриба плотно оплетают водоросли. А в некоторых местах гифы прорастают внутрь клетки водоросли.

          И гриб, и водоросль получают от совместного существования пользу.

          Гриб от водоросли получает питательные вещества, в основном глюкозу, производимые водорослью в результате фотосинтеза, а также азотсодержащие вещества. А водоросль получает от гриба воду и минеральные вещества. Также гриб создаёт водоросли благоприятный микроклимат. Он защищает её от высыхания, закрывая от ультрафиолетового излучения солнца.

          По внешнему виду различают лишайники накипные листоватые и кустистые.

          Лишайники, как и любые другие живые организмы, размножаются. Размножение их происходит главным образом кусочками слоевища, а также особыми группами клеток гриба и водоросли. Группы клеток образуются внутри тела лишайника, которое затем под давлением разрывается, и клетки разносятся ветром и дождевыми потоками.

          Читайте также: