Вирусы и фаги вирус спида

Обновлено: 18.04.2024

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Тема урока : Неклеточные формы жизни. Вирусы и фаги, вирус СПИДа. Особенности строения, профилактика вирусных заболеваний

Образовательная : выявить особенности строения и жизнедеятельности вирусов, их происхождение, значение в природе и в жизни человека;

продолжить формирование эволюционных представлений о развитии органического мира и появлении неклеточных форм жизни.

Развивающая: продолжить обучение умениям находить необходимые сведения в учебнике, дополнительной литературе, сравнивать и обобщать, делать выводы, раскрывать причинно-следственные связи;

стимулировать развитие познавательного интереса.

Воспитательная : с целью санитарного просвещения ознакомить с мерами профилактики заражения вирусными инфекциями и вирусом СПИДа;

подчеркнуть роль открытий М.Бейеринка и Д.И.Ивановского для дальнейшего развития микробиологии.

Оборудование: учебник , рисунки, информационный материал

Тип урока : изучение и первичное закрепление новых знаний.

Форма урока : урок-лекция.

Методы урока : репродуктивные, частично-поисковые, проблемные.

Организационный момент: приветствие, проверка готовности к уроку, наличие обучающихся; ознакомление с темой, целями урока

1. Открытие вирусов. Вирусология.

2. Строение вирусов. Фаги.

3. Характерные особенности вирусов.

4. Проникновение вирусов и фагов в клетки хозяина, их цикл развития.

5. Многообразие вирусов, их значение.

6. ВИЧ, особенности строения, профилактика СПИДа.

7. Происхождение вирусов.

I.Изучение нового материала

На прошлых уроках вы изучали строение организмов.
- Скажите, на какие группы делятся все организмы по количеству клеток?

( одноклеточные и многоклеточные)

-Что является основой любого организма?

- Существуют растительные организмы и животные. А чем отличаются между собой клетки этих организмов?

(Клеточная стенка, вакуоли, хлоропласты и клеточный центр).

-Ядро – это органоид многих клеток. А как называются организмы, у которых нет ядра?

- Какой формы бывают клетки бактерии?

(бацилла, кокки, спириллы, вибрион).

2. Вступительное слово учителя.

Вирусология – это наука о вирусах и фагах. Вирусы и фаги относятся к Царству -Vira, Империи - неклеточные организмы.

4. Строение вирусов. Фаги.

А) Что общего в строении вирусов и фагов?

Б) Чем отличаются между собой различные вирусы?

В) Отличие вирусов от клеточных организмов, сходство с ними.

Характерные особенности вирусов.

(учащиеся заполняют таблицу в тетрадях).

Характерные особенности вирусов

1)Способность к размножению.

3) Изменчивость.
4) Приспособляемость к меняющимся условиям окружающей среды.

1) Во внешней среде имеют форму кристаллов, не проявляя никаких свойств живого.

2) Не потребляют пищи.

3) Не вырабатывают энергию.

5) Нет обмена веществ.

6) Имеют неклеточное строение

1) Очень маленькие размеры.

2) Простата организации (нуклеиновая кислота +белки).

3) Занимают пограничное положение между живой и неживой природой).

4) Высокая скорость размножения.

5) Носитель наследственной информации или ДНК или РНК

Вирусы – неклеточные организмы. У них нет мембран. Вирусы – переходная форма между живой и неживой природой. Они могут существовать в двух формах: внеклеточной (покоящейся) и внутриклеточной (размножающейся). Вирусы вне клеток имеют вид кристаллов (вирионы), не обнаруживают никаких признаков жизни. Вирус имеет капсид (или суперкапсид) из молекул белка и один вид нуклеиновых кислот (ДНК или РНК). Попав в организм, они переходят в размножающую форму и существуют в виде нуклеиновой кислоты, которая реплицируется за счет клетки хозяина. Вирусы – обязательные внутриклеточные паразиты ( на генетическом уровне). Стратегия жизни вирусов – безудержное размножение с использованием обмена веществ и ферментов клетки. Размеры вирусов от 20 до 200 нм.

5. Проникновение вирусов и фагов в клетки хозяина, их цикл развития.

6. Многообразие вирусов и их значение.

(рассказ учителя: больше всего вирусов у животных – 500 видов; у растений – 300 видов, вирусы вызывают инфекционные заболевания, опухоли – 50 видов вирусов, человек использует фаги для борьбы с болезнетворными бактериями, другие – в генной инженерии.)

7. ВИЧ, особенности строения, профилактика СПИДа.

ВИЧ поражает Т-лимфоциты (Т-хелперы), нервные клетки и клетки нейроглии, клетки кишечника и макрофаги. Иммунная система организма утрачивает свои защитные свойства и оказывается не в состоянии противостоять возбудителям различных инфекций. Средняя продолжительность жизни инфицированного человека составляет 7-10 лет. ВИЧ – ретровирус с суперкапсидом и ферментами. Размер – 100-150 нм, сферической формы. Имеет две копии РНК (двухцепочечная)

СПИД передается половым путём, через кровь и ткани, содержащие ВИЧ, от инфицированной материи к плоду.

Беседа о мерах профилактики СПИДа. 1 декабря – Всемирный день борьбы со СПИДом.

8. Происхождение вирусов – рассказ учителя.

Назовите неклеточные формы жизни:

А) прокариоты б) эукариоты в) цианеи г) вирусы

Какие типы РНК могут входить в состав вирусов:

А) только одноцепочечные б) только двуцепочечные

в) одноцепочечные и двуцепочечные г) РНК не может входит в состав вирусов.

Как называются вирусы, поражающие бактерии:

А) прокариоты б) бактериофаги в) рибосомы г) нуклеотиды

Как называется механизм проникновения вирусов в клетку:

А) регуляторный б) рецепторный в) рефлекторный г) вестибуляторный

Какой вирус был открыт самым первым:

А) вирус табачной мозаики б) вирус гриппа в) вирус оспы г) вирус СПИДа

Кого считают основоположником науки вирусологии:

А) Д. Ивановского б) Ф. де Эрреля в) Л. Пастера г) Ф Леффлера

С какими клетками взаимодействует вирус гриппа:

А) клетки печени б) клетки эпителия носовой полости в) лимфоциты г) клетки крови

Как называется белковая оболочка вирусов:

А) капсула б) капсид в) клеточная стенка г) цитоплазматическая мембрана

Найдите лишнее. Объясните почему.

Аденовирус, вирус гриппа, амеба дизентерийная, вирус оспы.

III. Подведение итогов урока.

Вирусы – неклеточные формы жизни на Земле, существуют за счет безудержного воспроизведения себе подобных, имеющие простую организацию ( нуклеиновую кислоту +белковый капсид).Происхождение вирусов пока неясно. Поселяясь в клетках живых организмов, вирусы вызывают опасные заболевания.

IV. Домашнее задание.

Тестовая работа по вариантам.

Укажите правильные суждения.

1.Вирусы относятся к прокариотам

2. В сводном состоянии вирусы находятся в форме вириона.

3. Вирусы имеют ядро, в котором содержатся нуклеиновые кислоты.

4. Вирусы не имеют клеточного строения.

5. Вирион состоит из нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК) и капсида.

6. Вирусы растут и размножаются половым путем.

7. Вирусы – клеточные паразиты.

8. СПИД передается половым путем.

Выберите один правильный ответ.

1.Организмы, которым свойственно неклеточное строение, относятся к группе:

А) бактерии Б) вирусы В) простейшие

2. Вирусы состоят из

А) нуклеиновых кислот одного вида и белков

А) свободноживущая форма вируса

Б) оболочка, состоящая из белков

4. Вирусы в клетках хозяина находятся

А) в виде вириона

Б) в виде молекул нуклеиновой кислоты

В) в виде капсида

5. Больше всего видов вирусов встречается

6. Вирус СПИДа – ВИЧ относится к

А) ретровирусам (РНК-вирусы)

7. Вирусы гриппа, герпеса и ВИЧ сходны тем, что они имеют

А) простой касид и молекулу ДНК

Б) суперкапсид и молекулу РНК

В) Суперкапсид и молекулу ДНК

8. Фаги – это вирусы

История открытия вирусов

У ченые не сразу признали природу вирусов. С момента их открытия возникло немало вопросов: это существа или вещества, они живые или неживые? И сегодня мы должны ответить на эти вопросы и сделать вывод о происхождении вирусов.

Пока вирусов было известно немного, ученые их классифицировали следующим образом: вирусы животных, вирусы растений, вирусы бактерий. Но в дальнейшем выяснилось, что такая классификация является неточной. Были открыты вирусы, поражающие и животных, и растения. Среди каждой этой группы набиралось еще много других групп, и была нужна более совершенная классификация.

В 60-е годы прошлого века техника вирусологических исследований достигла уже весьма высокого уровня. В это время появляются методы, чуть ли не в буквальном смысле позволяющие разглядеть каждый отдельный вирус в лицо Так что новые классификации стали строиться на принципиально иной основе.

По составу можно вирусы делятся на две группы: ДНК- содержащие и РНК – содержащие.

Откуда же произошли вирусы? Существует несколько гипотез происхождения вирусов. Согласно первой из них, вирусы произошли от бактерий в результате их упрощения в процессе эволюции. Согласно второй, вирусы – потомки древних, доклеточных структур, перешедших к паразитическому образу жизни. Согласно третьей – вирусы – клеточные генетические структуры, ставшими относительно автономными, но сохранившими зависимость от клеток.

Размеры вирусов колеблются от 20 до 300 нм. В среднем они в 50 раз меньше бактерий. Их нельзя увидеть в световой микроскоп, так как их длины меньше световой волны.

Вирусы состоят из различных компонентов:

а) сердцевина – генетический материал (ДНК или РНК). Генетический аппарат вируса несет информацию о нескольких типах белков, которые необходимы для образования нового вируса.

б) белковая оболочка, которую называют капсидом .

в) дополнительная липопротеидная оболочка. Она образована из плазматической мембраны клетки-хозяина. Она встречается только у сравнительно больших вирусов (грипп, герпес).

Вирусы способны к размножению, они обладают определенной наследственностью, воспроизводя себе подобных. Наследственные признаки вирусов можно учитывать по сектору поражаемых хозяев и симптомам вызываемых заболеваний. Они также обладают и изменчивостью. Можно наблюдать как генетическую изменчивость, связанную с изменением наследственного вещества, так и фенотипическую изменчивость, связанную с проявлением одного и того же генотипа в разных условиях.

Все вирусы по своей природе – паразиты. Они способны воспроизводить себя, но только внутри живых клеток.

Вирусы, как и другие организмы могут приспосабливаться к условиям внешней среды. Многие условия внешней среды влияют на вирус опосредованно через организм хозяина.

Когда группа вирусов нападает на бактерии, их называют бактериофагами .

Бактериофагов, поражающих бактерии дизентерии, наблюдал в 1917 году Ф. Д. Эрелль. Ученые их называли “пожирателями” бактерий.

Свойства бактериофагов разрушать бактерии используется для предупреждения и лечения бактериальных заболеваний. Через 10-15 минут введения бактериофагов в организм возбудителя чумы, брюшного тифа, дизентерии, сальномеллеза обезвреживаются.

Но у этого метода есть серьезный недостаток. Бактерии более изменчивы в плане защиты от фагов, чем бактериофаги, поэтому бактериальные клетки относительно быстро становятся нечувствительными к фагам.

- Вирусных заболеваний человека очень много. О многих из них вы слышали: это гепатит, полиомиелит, ОРВИ, бешенство, герпес, грипп

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Предмет: биология

Тема: Вирусы и фаги- неклеточные формы жизни. Вирус СПИДа. Профилактика вирусных заболеваний.

Цель урока: Познакомить учащихся с неклеточными формами жизни.

Задачи урока:

Образовательная: выявить особенности строения и жизнедеятельности вирусов, их происхождение, значение в природе и в жизни человека; продолжить формирование эволюционных представлений о развитии органического мира и появлении неклеточных форм жизни.

Развивающая: продолжить обучение умениям находить необходимые сведения в учебнике, дополнительной литературе, сравнивать и обобщать, делать выводы, раскрывать причинно-следственные связи; стимулировать развитие познавательного интереса.

Воспитательная : с целью санитарного просвещения ознакомить учащихся с мерами профилактики заражения вирусными инфекциями и вирусом СПИДа; подчеркнуть роль открытий Д.И.Ивановского для дальнейшего развития микробиологии.

Тип урока : комбинированный

Методы обучения : репродуктивные, эвристические

Межпредметные связи : химия

1. Открытие вирусов. Вирусология.

2. Строение вирусов. Фаги.

3. Характерные особенности вирусов.

4. Проникновение вирусов и фагов в клетки хозяина, их цикл развития.

5. Многообразие вирусов, их значение.

6. ВИЧ, особенности строения, профилактика СПИДа.

7. Происхождение вирусов.

Учащиеся должны вести краткие записи по ходу лекции, выполнять задания учителя и работать с текстом учебника, рисунками и таблицами.

I. Оргмомент. Проверка домашнего задания.

Клетка. Кто она такая? Задумываемся мы с вами, каждый наш урок. Маленький комочек слизи, который можно увидеть лишь в микроскоп или мельчайшая частица Вселенной, в которой умещается все понятия жизни?

Мнение 1. Первые клетки возникли миллиарды лет назад, сразу же такими сложными, как современные, со всеми органоидами.

Мнение 2. Клетка даже у амёбы имеет сложное строение, поэтому она не могла возникнуть сразу же в таком виде. Первые живые существа были не клеточные и лишь в результате длительной эволюции, путём естественного отбора они приобрели черты клетки.

Кто из них прав? (заслушивается ответ)

На протяжении нескольких уроков мы говорили о строении клетки, о ее функционировании. Сейчас я предлагаю выполнить задание, которое у вас имеется в рабочих листах. (выполнение работы, взаимопроверка).

Существуют растительные организмы и животные. А чем отличаются между собой клетки этих организмов? (Клеточная стенка, вакуоли, хлоропласты и клеточный центр).

-Ядро – это органоид многих клеток. А как называются организмы, у которых нет ядра? (прокариоты) - Где обитают эти организмы? - Какой формы бывают клетки бактерии? (бацилла, кокки, спириллы, вибрион). - Но существуют и неклеточные формы жизни. Это вирусы. О них мы с вами сегодня и поговорим.

Цель сегодняшнего урока – сформировать знания о внутриклеточных паразитах, механизмах проникновения и воздействия вирусов на клетку хозяина; а также познакомиться с профилактикой и мерами борьбы с вирусами, вызывающими болезни человека.

II. Изучение новой темы урока

( рассказ учителя с использованием сам. рисунка 1.)

ВИЧ поражает Т-лимфоциты (Т-хелперы), нервные клетки и клетки нейроглии, клетки кишечника и макрофаги. Иммунная система организма утрачивает свои защитные свойства и оказывается не в состоянии противостоять возбудителям различных инфекций. Средняя продолжительность жизни инфицированного человека составляет 7-10 лет. ВИЧ – ретровирус с суперкапсидом и ферментами. Размер – 100-150 нм, сферической формы. Имеет две копии РНК (двухцепочечная)

СПИД передается половым путём, через кровь и ткани, содержащие ВИЧ, от инфицированной материи к плоду.

Беседа о мерах профилактики СПИДа. 1 декабря – Всемирный день борьбы со СПИДом.

8. Происхождение вирусов – рассказ учителя.

Самостоятельная работа по изучению вирусов

Размеры вирусов колеблются от 20 до 300 нм. В среднем они в 50 раз меньше бактерий. Их нельзя увидеть в световой микроскоп, так как их длины меньше длины световой волны.

Вирусы состоят из различных компонентов :

а) сердцевина-генетический материал (ДНК или РНК) . Генетический аппарат вируса несет информацию о нескольких типах белков, которые необходимы для образованиянового вируса: ген, кодирующий обратную транскриптазу и другие.

б) белковая оболочка , которую называют капсидом .

Оболочка часто построена из идентичных повторяющихся субъедениц - капсомеров. Капсомеры образуют структуры с высокой степенью симметрии.

в) дополнительная липопротеидная оболочка . Она образована из плазматической мембраны клетки-хозяина и встречается только у сравнительно больших вирусов (грипп, герпес).

Все вирусы по своей природе - паразиты . Они способны воспроизводить себя, но только внутри живых клеток. Обычно вирусы вызывают явные признаки заболевания.

Попав внутрь клетки, они "включают" ее ДНК и, используя свою собственную ДНК или РНК, дают клетке команду синтезировать компоненты вируса. Компоненты вируса

Закрепление новой темы урока:

Вирусология - _________________________________________________________

1. Внимательно слушай учителя, допиши предложения:

Вирусы были открыты в _______году. Вирусы были открыты русским учёным _____________________. Первая вакцина для предупреждения вирусной инфекции — оспы была предложена _______________________________________________. Вторая вакцина — антирабическая была предложена основателем микробиологии_______________ — за семь лет до открытия вирусов.

2. Прочитайте стр. 77-79 учебника, а так же дополнительную информацию о строении и свойствах вирусов. На схеме строения вируса подпишите его части:

hello_html_43234aee.jpg

Ответьте на вопрос: чем вирусы отличаются друг от друга? Как бы вы классифицировали вирусы?_________________________________________________________________________

3. Важнейшими отличительными особенностями вирусов являются следующие:

Вирусы, паразитирующие на представителях разных царств – растений, животных, бактерий – имеют свои особенности строения.

Какими цифрами на рисунке обозначены:


hello_html_m4273e806.jpg

А. Простой вирус животных

Б. Сложный вирус животных

В. Вирус растения

Г. Бактериофаг

4. Используя рис.55 А (стр.79) учебника и дополнительный материал, изучите строение бактериофага, сделайте рисунок и объясните его строение у доски

5. Используя рис.55 Б, В (стр.79) учебника изучите жизненный цикл бактериофага, определите и подпишите основные этапы жизненного цикла вирусов.


hello_html_1bce5dc8.jpg

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: продолжить формирование эволюционных представлений о развитии органического мира и появлении неклеточных форм жизни.

-Образовательная: выявить особенности строения и жизнедеятельности вирусов, их происхождение, значение в природе и в жизни человека;

-Развивающая: продолжить обучение умениям находить необходимые сведения в учебнике, дополнительной литературе, сравнивать и обобщать, делать выводы, раскрывать причинно-следственные связи;

-Воспитательная: с целью санитарного просвещения ознакомить учащихся с мерами профилактики заражения вирусными инфекциями и вирусом СПИДа

Цель урока: продолжить формирование эволюционных представлений о развитии органического мира и появлении неклеточных форм жизни.

Задачи урока:

-Образовательная: выявить особенности строения и жизнедеятельности вирусов, их происхождение, значение в природе и в жизни человека;

-Развивающая: продолжить обучение умениям находить необходимые сведения в учебнике, дополнительной литературе, сравнивать и обобщать, делать выводы, раскрывать причинно-следственные связи;

-Воспитательная: с целью санитарного просвещения ознакомить учащихся с мерами профилактики заражения вирусными инфекциями и вирусом СПИДа

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока:

Организационный момент: приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, наличие учащихся;

Актуализация знаний о клеточном уровне жизни по вопросам:

А) Перечислите царства живых организмов, имеющих клеточное строение

Б) Отметьте особенности прокариот и эукариот.

В) Какие процессы жизнедеятельности происходят в клетках?

Г) Какими свойствами обладают живые организмы?

Универсальной единицей жизни на Земле является клетка. Стратегия жизни клеточных организмов – обмен веществ, рост, развитие, размножение, адаптация. В клетках содержатся все виды нуклеиновых кислот. Носителем наследственной информации являются ДНК.

ДНК (и-РНК)----- (т-РНК)Рибосомы------Белки-------Свойства и признаки клетки

Изучение нового материала

На рубеже XIX-XX веков было обнаружено, что существует целый ряд болезней растений, животных и грибов, бактерий, возбудителей которых обнаружить не удавалось. Возбудители явно имели неклеточную природу.

(учащиеся делают краткие записи в тетрадях)

Вирусология – это наука о вирусах и фагах. Вирусы и фаги относятся к Царству -Vira, Империи - неклеточные организмы.

4. Строение вирусов. Фаги.

(рассказ учителя, беседа с использованием рис.54 учебника стр. 81, сам. сам. работа учащихся с текстом п.21.)

А) Что общего в строении вирусов и фагов?

Б) Чем отличаются между собой различные вирусы?

В) Отличие вирусов от клеточных организмов, сходство с ними.

Характерные особенности вирусов.

(учащиеся заполняют таблицу в тетрадях).

Характерные особенности вирусов

Сходство с живыми организмами

Отличие от живых организмов

1)Способность к размножению.

3) Изменчивость.
4) Приспособляемость к меняющимся условиям окружающей среды.

1) Во внешней среде имеют форму кристаллов, не проявляя никаких свойств живого.

2) Не потребляют пищи.

3) Не вырабатывают энергию.

5) Нет обмена веществ.

6) Имеют неклеточное строение

1) Очень маленькие размеры.

2) Простата организации (нуклеиновая кислота +белки).

3) Занимают пограничное положение между живой и неживой природой).

4) Высокая скорость размножения.

5) Носитель наследственной информации или ДНК или РНК

Обобщение работы учащихся.

Вирусы – неклеточные организмы. У них нет мембран. Вирусы – переходная форма между живой и неживой природой. Они могут существовать в двух формах: внеклеточной (покоящейся) и внутриклеточной (размножающейся). Вирусы вне клеток имеют вид кристаллов (вирионы), не обнаруживают никаких признаков жизни. Вирус имеет капсид (или суперкапсид) из молекул белка и один вид нуклеиновых кислот (ДНК или РНК). Попав в организм, они переходят в размножающую форму и существуют в виде нуклеиновой кислоты, которая реплицируется за счет клетки хозяина. Вирусы – обязательные внутриклеточные паразиты ( на генетическом уровне). Стратегия жизни вирусов – безудержное размножение с использованием обмена веществ и ферментов клетки. Размеры вирусов от 20 до 200 нм.

5. Проникновение вирусов и фагов в клетки хозяина, их цикл развития.

(рассказ учителя с использованием сам. рисунка 2 и рис. учебника 39: рецепторный механизм и путем эндоцитоза, размножение и цикл развития).

6. Многообразие вирусов и их значение.

(рассказ учителя: больше всего вирусов у животных – 500 видов; у растений – 300 видов, вирусы вызывают инфекционные заболевания, опухоли – 50 видов вирусов, человек использует фаги для борьбы с болезнетворными бактериями, другие – в генной инженерии.)

7. ВИЧ, особенности строения, профилактика СПИДа.

ВИЧ поражает Т-лимфоциты (Т-хелперы), нервные клетки и клетки нейроглии, клетки кишечника и макрофаги. Иммунная система организма утрачивает свои защитные свойства и оказывается не в состоянии противостоять возбудителям различных инфекций. Средняя продолжительность жизни инфицированного человека составляет 7-10 лет. ВИЧ – ретровирус с суперкапсидом и ферментами. Размер – 100-150 нм, сферической формы. Имеет две копии РНК (двухцепочечная)

СПИД передается половым путём, через кровь и ткани, содержащие ВИЧ, от инфицированной материи к плоду.

Беседа о мерах профилактики СПИДа. 1 декабря – Всемирный день борьбы со СПИДом.

8. Происхождение вирусов – рассказ учителя.

Закрепление.

Тестовая работа по вариантам.

Укажите правильные суждения.

1.Вирусы относятся к прокариотам

2. В сводном состоянии вирусы находятся в форме вириона.

3. Вирусы имеют ядро, в котором содержатся нуклеиновые кислоты.

4. Вирусы не имеют клеточного строения.

5. Вирион состоит из нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК) и капсида.

6. Вирусы растут и размножаются половым путем.

7. Вирусы – клеточные паразиты.

8. СПИД передается половым путем.

Выберите один правильный ответ.

1.Организмы, которым свойственно неклеточное строение, относятся к группе:

А) бактерии Б) вирусы В) простейшие

2. Вирусы состоят из

А) нуклеиновых кислот одного вида и белков

А) свободноживущая форма вируса

Б) оболочка, состоящая из белков

4. Вирусы в клетках хозяина находятся

А) в виде вириона

Б) в виде молекул нуклеиновой кислоты

В) в виде капсида

5. Больше всего видов вирусов встречается

6. Вирус СПИДа – ВИЧ относится к

А) ретровирусам (РНК-вирусы)

7. Вирусы гриппа, герпеса и ВИЧ сходны тем, что они имеют

А) простой касид и молекулу ДНК

Б) суперкапсид и молекулу РНК

В) Суперкапсид и молекулу ДНК

8. Фаги – это вирусы

Подведение итогов урока.

Вирусы – неклеточные формы жизни на Земле, существуют за счет безудержного воспроизведения себе подобных, имеющие простую организацию ( нуклеиновую кислоту +белковый капсид).Происхождение вирусов пока неясно. Поселяясь в клетках живых организмов, вирусы вызывают опасные заболевания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся : изучат особенности строения и жизнедеятельности вирусов, — выяснят роль вирусов в возникновении инфекционных заболеваний; — узнают о способах распространения и мерах профилактики различных вирусных заболеваний, в том числе СПИДа.

План урока № 22

Тема: Вирусы и фаги. Вирус СПИДа. Особенности строения и процессов жизнедеятельности. Профилактика вирусных заболеваний.

Дата: 21.11.2016

ФИО учителя: Палкина Е.С.

Кол-во присутствующих:

отсутствующих:

Цель обучения

– познакомить учащихся со строением вирусов и фагов, этапами их проникновения в клетку;

– осмысление новых знаний при сравнении

– развивать у учащихся умения сравнивать, анализировать, находить главное;

Цели обучения/

Ожидаемый результат

К концу урока:

Все: изучат особенности строения и жизнедеятельности вирусов, — выяснят роль вирусов в возникновении инфекционных заболеваний; — узнают о способах распространения и мерах профилактики различных вирусных заболеваний, в том числе СПИДа.

Большинство: смогут сравнить строение вирусов с живыми организмами.

Некоторые: Систематизируют фактические знания о строении доклеточных и клеточных организмов;

Языковые цели

Учащиеся будут понимать конкретно-предметные слова, связанные с изучением раздела.

Предшествующее обучение

Скажи мне и я забуду.

Покажи мне, и может быть, я запомню.

Сделай меня соучастником, и я пойму.

Китайская пословица

Планируемое время

Запланированная деятельность

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент.

Стали ровно, тихо сели.

На меня все посмотрели.

Подготовка к уроку. Приветствие учителя.

Настрой на урок.

Презентация (Актуализация знаний)

В чем заключаются принципиальные различия между прокариотами и эукариотами?

Назовите отличия клеток растений и животных.

Какова роль ядра в управлении жизнью клетки?

Каковы особенности строения ядра в связи с выполняемой функцией?

Какие структуры ядра являются носителями наследственной информации?

Учащиеся отвечают на вопросы

Основная часть 33 мин

Урок с использованием технологи критического мышления включает три стадии:

вызов – осмысление- рефлексия.

Вступительное слово учителя.

Задумывались ли вы над тем, что человечеству с самого начала его существования угрожали и угрожают серьезные враги? Эти враги часто сеяли смерть и разили на повал без промаха. Их жертвами стало огромное количество людей на планете погибших от оспы, гриппа, пневмонии, энцефалита, кори, а сейчас от СПИДа. Эти враги невидимы и появляются неожиданно. Вопрос учащимся класса: - о чем мы будем с вами сегодня говорить на уроке?

Тема нашего урока: Вирусы и фаги. Вирус СПИДа. Особенности строения и процессов жизнедеятельности. Профилактика вирусных заболеваний.

Как вы считаете, эта тема имеет отношение к каждому из вас, она актуальна?

Слово вирус – переводится с латинского языка яд. Вирус входит в царство VIRA.Наука о вирусах - вирусология. Открыт вирус в 1892году русским ученым Д.И.Ивановским. С конца XIX века ведет свой отсчет наука вирусология. Вирусы представляют собой простейшую форму жизни на Земле, занимая пограничное положение между неживой и живой материей

Еще со времен создателей клеточной теории - Шлейдена и Шванна, с 1838 года все знают, что клеточное строение – основной признак живого. Науке также известно, что вирусы не имеют клеточного строения и могут даже кристаллизоваться. Ребята, какую на ваш взгляд проблему исходя, из темы нашего урока можно сформулировать?

Совместно с учащимися в ходе обсуждения формулируется первый проблемный вопрос.

Зная, что вирус не имеет клеточного строения, как можно доказать - вирус живое существо или вещество?

( Являются ли вирусы живыми)?

Эту проблему мы с вами решим в конце нашего урока.

Вопрос учащимся класса: - назовите известные вам вирусы? - какое значение они имеют для человека?

( учащиеся называют известные им вирусы и их значение, на этом этапе учитель выясняет, какие в этой области учащиеся имеют знании).

До сих пор, несмотря на то, что медицина достигла больших высот, некоторые эпидемии (например, гриппа, СПИДа) по-прежнему выводят из строя много людей, нет препаратов против СПИДа. Как вы считаете - почему?

Совместно с учащимися формулируется второй проблемный вопрос урока

Почему трудно вести борьбу с вирусами- возбудителями различных заболевание и полностью их обезопасить? (слайд 5)

Ребята, какие вопросы мы с вами должны изучить на нашем уроке, для того чтобы слово

Немного истории

1892 году русский биолог Дмитрий Иосифович Ивановский (1864-1920), работавший в Санкт-Петербурге, доложил на заседании Российской Академии наук о том, что он обнаружил удивительную закономерность .Сок полученный из растений табака, больных мозаичной болезнью, и пропущенный через задерживающий бактерии фарфоровый фильтр, сохранял способность заражать здоровые растения . Исходя из этого факта, ученый предположил , что данный фильтрат содержит либо мельчайшие бактерии, либо выделенные ими ядовитые вещества – токсины.

Вирусы это внутриклеточные паразиты, и вне клетки они не проявляют ни каких свойств. Им характерна маленькая молекулярная масса, отсутствие рибосом простота организации и примитивное строение, они не имеют собственного обмена веществ, вне клетки хозяина не проявляют признаков живого организма и могут кристаллизоваться.

увидеть вирусы можно только под электронным микроскопом - они очень малы. Размеры вирусных частиц в среднем в 50 раз меньше бактерий. Их размеры варьируют то 20 300 нм. Вирусы проходят через фильтры, не пропускающие бактериальные клетки. Известно около полутора тысяч видов вирусов. Вирусы это внутриклеточные паразиты, и вне клетки они не проявляют ни каких свойств. Им характерна маленькая молекулярная масса, отсутствие рибосом простота организации и примитивное строение, они не имеют собственного обмена веществ, вне клетки хозяина не проявляют признаков живого организма и могут кристаллизоваться.

Вирусы способны поражать, и поселятся не только в клетки животных, растений и грибов.

Характерные особенности вирусов

Сходство с живыми организмами

Отличие от живых организмов

1)Способность к размножению.

3) Изменчивость.
4) Приспособляемость к меняющимся условиям окружающей среды.

1) Во внешней среде имеют форму кристаллов, не проявляя никаких свойств живого.

2) Не потребляют пищи.

3) Не вырабатывают энергию.

5) Нет обмена веществ.

6) Имеют неклеточное строение

1) Очень маленькие размеры.

2) Простата организации (нуклеиновая кислота +белки).

3) Занимают пограничное положение между живой и неживой природой).

4) Высокая скорость размножения.

5) Носитель наследственной информации или ДНК или РНК

Обобщение работы учащихся.

Вирусы – неклеточные организмы. У них нет мембран. Вирусы – переходная форма между живой и неживой природой. Они могут существовать в двух формах: внеклеточной (покоящейся) и внутриклеточной (размножающейся). Вирусы вне клеток имеют вид кристаллов (вирионы), не обнаруживают никаких признаков жизни. Вирус имеет капсид (или суперкапсид) из молекул белка и один вид нуклеиновых кислот (ДНК или РНК). Попав в организм, они переходят в размножающую форму и существуют в виде нуклеиновой кислоты, которая реплицируется за счет клетки хозяина. Вирусы – обязательные внутриклеточные паразиты ( на генетическом уровне). Стратегия жизни вирусов – безудержное размножение с использованием обмена веществ и ферментов клетки. Размеры вирусов от 20 до 200 нм.

В 1915 году Ф.Тоурт открыл вирусы бактерий – бактериофаги.

Что общего и чем отличается вирус и бактериофаг?

Мы с вами изучили строение вируса, но решить нашу проблему мы с вами еще не сможем. Все живые организмы способны к размножению. Вирусная частица - неклеточная форма жизни. Она очень просто устроена, и тем неменее она тоже размножается.

Но размножатся, вирус способен, только в клетках других живых организмов.

Рассмотрим цикл развития вируса. Размножение вирусов - процесс многоступенчатый.

Процесс адсорбции.

Вирус прикрепляется к поверхности восприимчивой клетки.

Процесс инъекции.

Вирус вводит свою нуклеиновую кислоту в клетку или сам проникает в клетку полностью, а затем происходит отделение вируса от белковой оболочки и освобождение нуклеиновой кислоты.

Процесс редупликации.

Самовоспроизведение (самосборка) молекул нуклеиновой кислоты из нуклеотидов, накопленных в клетке хозяина.

Процесс синтеза.

Синтез вирусных белков и ферментов.

Процесс самосборки вируса.

Сборка вирусных частиц осуществляется из синтезированных пораженной клеткой вирусных белков, самосборка капсида.

Процесс лизиса.

Выход вирусных частиц из пораженной клетки; притом у бактерий происходит распад клетки под влиянием ферментов фага, а у клеток животных, растений и грибов выпячивается оболочка клетки, и вирус выталкивается в окружающую среду.

Новых частиц образуется огромное количество. Эти вирусы заражают новые клетки, и в каждой из них снова повторяется такой многоступенчатый процесс.

С древних времен люди вызванными вирусами. Большинство вирусов - причина опасных болезней человека. Старинные индейские и китайские рукописи рассказывают об эпидемиях черной (натуральной) оспы, а в древнем Египте был известен полиомиелит. Многие из вас встречались с таким вирусным заболеванием как грипп. С 1886 года человечество не расстается с этим заболеванием. Волнами он накатывает на Европу и его опасность каждый раз усиливается. Страшная эпидемия гриппа 1918года получила название испанка. Потери превысили потери всех воевавших в. Первой мировой войне. И только в 1933 году был выявлен возбудитель гриппа. В последние годы обнаружены новые опасные вирусы – вирус СПИДа и птичьего гриппа.

Многообразие вирусов и их значение:

больше всего вирусов у животных – 500 видов; у растений – 300 видов, вирусы вызывают инфекционные заболевания, опухоли – 50 видов вирусов, человек использует фаги для борьбы с болезнетворными бактериями, другие – в генной инженерии.)

7. ВИЧ, особенности строения, профилактика СПИДа.

ВИЧ поражает Т-лимфоциты (Т-хелперы), нервные клетки и клетки нейроглии, клетки кишечника и макрофаги. Иммунная система организма утрачивает свои защитные свойства и оказывается не в состоянии противостоять возбудителям различных инфекций. Средняя продолжительность жизни инфицированного человека составляет 7-10 лет. ВИЧ – ретровирус с суперкапсидом и ферментами. Размер – 100-150 нм, сферической формы. Имеет две копии РНК (двухцепочечная)

СПИД передается половым путём, через кровь и ткани, содержащие ВИЧ, от инфицированной материи к плоду.

Беседа о мерах профилактики СПИДа. 1 декабря – Всемирный день борьбы со СПИДом.

Ребята, мы с вами рассмотрели строение вируса, его жизненный цикл, и значение вирусов. Можем ли мы решить наши проблемные вопросы, которые мы с вами сформулировали в начале нашего урока?

Совместно с учащимися происходит обсуждение проблемных вопросов, и формулируются выводы.


Строения и функции вируса. вирус СПИДа. Используется на уроке для изучения : строения. Подробно рассмотрен вирус СПИДа.

Содержимое разработки

Тема: Вирусы и фаги, вирус СПИДа. Особенности строения и процессов жизнедеятельности Учитель: Щелчкова Татьяна Михайловна.

Тема: Вирусы и фаги, вирус СПИДа. Особенности строения и процессов жизнедеятельности

Учитель: Щелчкова Татьяна Михайловна.

 Почему существование вирусов неверно противопоставлять положениям клеточной теории?

Почему существование вирусов неверно противопоставлять положениям клеточной теории?

История изучения вирусов.

Вирусы могут паразитировать в клетках растений и животных.



Вирус СПИДа

Вирус СПИДа






-75%

Читайте также: