Вирусы меры профилактики распространения вирусных заболеваний профилактика спида

Обновлено: 18.04.2024

Скажи мне и я забуду.

Покажи мне, и может быть, я запомню.

Сделай меня соучастником, и я пойму.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Форма урока: урок-исследование.

Цели урока на языке действий учащихся: Образовательные: - изучат особенности строения и жизнедеятельности вирусов, - выяснят роль вирусов в возникновении инфекционных заболеваний; - узнают о способах распространения и мерах профилактики различных вирусных заболеваний, в том числе СПИДа. Развивающие: - продолжат формирование валеологических знаний о правилах личной гигиены; - смогут проявить и закрепить навыки исследовательской и групповой работы. Воспитательные: - убедятся в необходимости ведения здорового образа жизни; - проведут самоанализ деятельности; - повысят уровень коммуникативной культуры.

I.Организационный этап. Ученикам сообщается тема урока и порядок организации учебной деятельности (групповая и индивидуальная работа, система зарабатывания баллов). Создание положительного эмоционального настроя на работу учащихся.

II.Актуализация знаний. Терминологический мини-экзамен.

III. Введение знаний.

1. Исследовательская работа.

Самостоятельное исследование фактов и на основе их анализа выдвижение аргументов.
Учащиеся делятся на две группы (сторонников биологической природы вирусов и сторонников химической природы вирусов).
Первая группа: изучить состояние вируса в живом организме.
Некоторые факты.

  1. После проникновения вириона гриппа в клетку, число вирусов увеличивается каждые 6 часов в тысячу раз. Через 48 часов у человека появляются первые признаки болезни.
  2. Шаровидный вирус гриппа имеет на наружной оболочке выступающие детали — гликопротеидные шипы(N,H), которые постоянно изменяются, что затрудняет выработку лекарств.
  3. В 1957 году Гирер и Шрамм разрушили вирус табачной мозаики, выделили составные части, смешали их и получили жизнеспособное потомство. Позже ученые смешивали нуклеиновую кислоту одного вируса и белок другого, получая жизнеспособное потомство. Такого рода явления происходят в природе естественным путем.
  4. Вирусы состоят из следующих основных компонентов:1. Сердцевина - генетический материал (ДНК либо РНК), который несет информацию о нескольких типах белков, необходимых для образования нового вируса.2. Белковая оболочка, которую называют капсидом (от латинского слова капса– ящик)3. Дополнительная липопротеидная оболочка.

Вторая группа: изучить состояние вируса вне живого организма.
Некоторые факты.

4 .Построение объяснения.

Сторонники биологической природы вирусов
Вирусы способны размножаться.
Они обладают наследственностью.
Вирусы обладают изменчивостью, благодаря которой они приспосабливаются к условиям окружающей среды.
Вирусы способны скрещиваться между собой и производить жизнеспособные гибриды.
Сторонники химической природы вирусов.
Размножение вирусов невозможно вне чужой клетки.
Они образуют кристаллы — типичное вещество неживой природы.
Вирусы не растут.
Они не синтезируют собственные белки, не способны к обмену веществ.
У вирусов нет каких-либо структур, присущих обобщенной схеме клетки (или: у них нет клеточного строения).
Выводы:

- Вирусы — это субмикроскопические структуры доклеточного уровня организации.

- Вирусы сочетают в себе двойственность свойств живой и неживой природы.

- Вирусы — суперпаразиты: они могут существовать и размножаться только в клетке чужого организма.

5 .Анализ хода исследования.
Класс возвращается к проведенному исследованию, анализирует его ход.

Для того чтобы продолжить исследование строения и жизнедеятельности вирусов, я предлагаю вам посмотреть презентацию.

Это действительно так. Сейчас известно около 500 вирусов, каждый из которых вызывает определенное заболевание растений, животных и человека.

Около 75% всех инфекционных заболеваний – вирусные.

4.Работа с таблицами.

Задание для учащихся. Исходя из данных таблицы, охарактеризуйте меры профилактики вирусных заболеваний.

Поражаемые области тела

Микровирус одного из трёх типов А, В, С

Дыхательные пути, эпителий выстилающий трахеи и бронхи.

Убитый вирус: штамм убитого вируса должен соответствовать штамму вируса вызывающего заболевание.

Вирус натуральной оспы. ( ДНК – содержащий вирус).

Дыхательные пути, затем кожа.

Капельная инфекция (возможно контактная передача через раны).

(РНК – содержащий вирус).

Дыхательные пути от ротовой полости до бронхов, затем переход на кожу и кишечник.

Дыхательные пути, шейные лимфатические узлы, глаза, кожа.

Самые разные вирусы.

Дыхательные пути, обычно только верхние.

Живой или инактивированный вирус вводится путём внутримышечной инъекции.

Вирус полиомиелита (РНК – содержащий).

Глотка и кишечник, затем кровь; иногда двигательные нейроны спинного мозга.

Вирус, переносимый членистоногими

Кровеносные сосуды и печень.

Переносчики – членистоногие, например клещи и комары.

Ксовирус( РНК – содержащий)

Дыхательные пути, затем инфекция распространяется по всему телу через кровь.

Капельная инфекция или контактная передача через рот с заразной слюной.

5.Задание. Из предложенных предметов выберите 3 наиболее необходимые для того, чтобы в период эпидемии не заразиться гриппом?

Витамины , марлевая повязка , мыло , носовой платок, одноразовые носовые платки , зубная щётка.

Одним из самых опасных вирусных заболеваний сегодня является СПИД. Давайте обратимся к материалам презентации.

Задание для учащихся. Меры профилактики по ходу демонстрации презентации учащиеся формулируют самостоятельно.

Задание для учащихся . После просмотра видеоролика учащиеся самостоятельно пытаются дать ему название и комментируют увиденное (обозначают этапы проникновения ВИЧ в клетку).

IV. Обобщение первичного закрепления и систематизации знаний.

Творческая работа учащихся по написанию синквейна .

Синквейн – это особая краткая запись основной обсуждаемой проблемы с учетом ряда требований.

Правила написания синквейна (на доске):

В синквейне 5 строк:

  1. понятие (одно слово)
  2. прилагательные (два слова)
  3. глаголы (три слова)
  4. предложение (из четырех слов)
  5. существительное (одно слово)

Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение – иметь смысловой характер.

Пример синквейна по данной теме (на доске) :

2 . Опасный, смертельный.

3. Калечит, уродует, разрушает.

4. Чаще распространяется из–за невежества.

Каждая группа пишет свой синквейн, затем представители зачитывают варианты.

V.Итоги урока. Рефлексия.

Моя работа на уроке

Вопрос учащимся: Какая информация сегодня была для вас наиболее важной?

Оценивание деятельности учащихся учитель проводит совместно с учениками на основании результатов групповой и индивидуальной деятельности.

VI.Определение домашнего задания и инструктажа по его выполнению.

Предмет, класс: общая биология (базовый уровень), 10класс (социально-экономический)

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Форма урока: урок-исследование.

Тема метапредметного учебного занятия : знание и информация.

В начале урока на организационном этапе ученикам сообщается тема урока и порядок организации учебной деятельности. Цели урока формулируютсяучителем совместно с учащимися, что способствует формированию ценностно- смысловых компетенций.В течение урока ученики изучают особенности строения и жизнедеятельности вирусов, их роль в возникновении инфекционных заболеваний; продолжают формирование валеологических знаний о правилах личной гигиены и профилактики инфекционных заболеваний , в том числе и СПИДа; проявляют и закрепляют навыки исследовательской и групповой работы, самоанализа, повышают уровень коммуникативной культуры.

На следующих этапах урока использованы такие виды и формы учебной деятельности, как работа с дидактическим материалом (таблицы), просмотр презентаций и видеоролика, решение проблемного вопроса, составление синквейна, которые, чередуясь, позволяют поддерживать работоспособность учащихся на высоком уровне, не приводя к утомлению. Учащиеся работают индивидуально, фронтально, в группах. Все этапы урока взаимосвязаны и логично следуют друг за другом.Темп и плотность урока поддерживаются на высоком уровне в связи с достаточно хорошим уровнем знаний и умений учащихся, их интеллектуальными возможностями.

По ходу урока используется большое количество наглядных пособий и материалов, ТСО, что повышает интерес и мотивацию к учению. В конце урока при рефлексии и оценивании деятельности учащихся используются элементы самоконтроля и самоанализа. Домашнее задание носит закрепительный характер, но в то же время имеет дифференцированный подход.

Анализ активности и работоспособности учащихся, умения организовать работу,целесообразности распределения времени по этапам урока, успешности овладения учащимися материала урока, достижения целей урока. Успехи и недостатки урока, их причины.

Предмет, класс: общая биология (базовый уровень), 10класс (социально-экономический)

Тип урока: урок формирования новых знаний. Форма урока: урок-исследование. Тип и форма урока я выбрала исходя из особенностей учащихся данного класса. Их достаточно высокий уровень интеллектуальных способностей позволяет применять в этом классе исследовательские формы работы. Они быстро входят в рабочий ритм, поэтому организационный этап всегда проходит чётко и быстро. Эти ученики любят решать проблемные задачи, что позволяет часто использовать методику проблемного обучения. Серьёзное отношение к учебной деятельности и их высокая работоспособность позволяет постоянно использовать дополнительный учебный материал. Кроме того, несколько учащихся данного класса нацелены на сдачу ЕГЭ по биологии, что требует дифференцированного подхода с моей стороны. На данном уроке эти учащиеся были руководителями групп, а в конце урока при определении домашнего задания получили дополнительные задания.

Образовательные: - изучат особенности строения и жизнедеятельности вирусов, - выяснят роль вирусов в возникновении инфекционных заболеваний; - узнают о способах распространения и мерах профилактики различных вирусных заболеваний, в том числе СПИДа. Развивающие: - продолжат формирование валеологических знаний о правилах личной гигиены; - смогут проявить и закрепить навыки исследовательской и групповой работы. Воспитательные: - убедятся в необходимости ведения здорового образа жизни; - проведут самоанализ деятельности; - повысят уровень коммуникативной культуры.

Постановка данных целей совместно с учащимися способствует формированию ценностно-смысловых компетенций.

На втором этапе актуализации знаний проверка проводилась в форме терминологического мини-экзамена, который позволяет в быстрой и эффективной форме опросить всех учащихся класса, при этом используются элементы взаимопомощи и соревновательности.

На следующих этапах урока использованы такие виды и формы учебной деятельности, как работа с дидактическим материалом (таблицы), просмотр презентаций и видеоролика, решение проблемного вопроса, составление синквейна, которые, чередуясь, позволяют поддерживать работоспособность учащихся на высоком уровне, не приводя к утомлению.

По ходу урока используется большое количество наглядных пособий и материалов, ТСО, что повышает интерес и мотивацию к учению. В конце урока при рефлексии и оценивании деятельности учащихся используются элементы самоконтроля и самоанализа. Домашнее задание носит закрепительный характер, но в то же время имеет дифференцированный подход.

Особую роль с позиций здоровьесберегающих технологий играет использование на уроке физкультминутки, смена видов учебной деятельности, чередование способов преподавания, наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и ЗОЖ, связь содержания урока с жизнью, создание дружелюбной психологической атмосферы. Всё это способствует формированию компетенций личностного самосовершенствования. Активность учеников на уроке была достаточно высокой, что свидетельствует об отсутствии утомления, а это является необходимым условием здоровьесберегающих уроков.

Темп и плотность урока поддерживались на высоком уровне в связи с достаточно хорошим уровнем знаний и умений учащихся, их интеллектуальными и психологическими возможностями. Структура урока, на мой взгляд, оптимальна, соответствует теме и поставленным целям. Результатами работы явилось то, что учащиеся в процессе исследовательской групповой работы изучили материал о вирусах как источнике опасности для здоровья, сами формулировали меры профилактики вирусных заболеваний, особенно СПИДа, что очень актуально на сегодняшний день, хорошо взаимодействовали друг с другом. Поэтому, исходя из результатов, я могу сделать вывод о том, что цели урока достигнуты.

К неклеточным жизненным формам относят вирусы, вироиды, прионы. Они не проявляют признаки жизни, находясь вне клеток хозяина. Это мельчайшие частицы, которые проходят через бактериальные фильтры и во внешней среде выглядят как кристаллы. Их существование ограничивается двумя стадиями:

  • внеклеточной или покоящейся;
  • внутриклеточной или воспроизводящей.

Вирус

К сведению: Вирусы – это материал для изучения строения и функций генетического аппарата. С их помощью рассматриваются механизмы реализации наследственной информации, используют в качестве инструмента в генной инженерии. Они необходимы для биологической борьбы с возбудителями ряда заболеваний растений, грибов животных, человека.

Характеристика вирусов

  1. Если вирус находится клетки-хозяина, то он существует в форме нуклеиновой кислоты.
  2. Если вирус вне клетки хозяина, то он существует в форме вириона.

Компоненты вириона:

  • Сердцевина — генетический материал (или ДНК, или РНК);
  • Капсид — белклвая оболочка, окружающая нуклеиновую кислоту;
  • Суперкапсид — дополнительные оболочки.

Вирус способен внедрится в клетку при непосредственном контакте с ней. Поскольку он лишен органоидов движения, то пути заражения:

  • воздушно-капельный (грипп);
  • с пищей через органы пищеварения (гепатиты);
  • через кровь (ВИЧ);
  • благодаря переносчику (энцефалит).

Вирус не только истощает клетку-хозяина, но и вызывает в ней повреждения, перестройки и приводит к гибели. При этом происходит массовый выход вирусных частиц.

Если организм отличается крепкой иммунной системой, то события разворачиваются иначе. Происходит синтез противовирусных белков (интерферонов, иммуноглобулинов). Вирус прекращает размножение, его деятельность прерывается, а остатки выводятся из клетки организма.

На заметку: Большинство вирусов действуют избирательно. Для воспроизведения себе подобных им подходит специально предназначенная для них клетка. Так, вирусы гепатита заселяют клетки печени, а вирусы гриппа поселяются на слизистых оболочках верхних дыхательных путей.

Меры профилактики распространения вирусных заболеваний

Вирусы способны извлекать часть генетической информации хозяина и внедрять их в другую жертву, осуществляя перенос генетической информации. Они поставляют генетический материал, осуществляя горизонтальный перенос генов и вызывая мутации. Это приводит к изменчивости и формированию новых признаков, что важно для эволюционного процесса.

Избежать контакта с вирусными частицами сложно, так как они встречаются повсюду. Но некоторые меры профилактики помогают избежать развития вирусной инфекции:

  • использование марлевых повязок при контактах с больными людьми или при их значительном скоплении;
  • своевременная вакцинация;
  • мытье рук;
  • промывание плодов овощей и фруктов;
  • обработка места нахождения инфицированного больного.

Вирусы действуют по-разному, поэтому и меры профилактики могут отличаться. Так, чтобы не заразиться ВИЧ нужно отказаться от наркотиков, следить за стерильностью инструментов при проколах кожи (контакт с кровью), иметь одного полового партнера или использовать средства индивидуальной защиты.

Профилактика вирусных заболеваний

Вироиды

Это мельчайшие частицы, которые вызывают болезни растений. Они действуют по принципу вируса, но не способны создавать собственные белки для построения клеточной оболочки, используя белки клетки-хозяина. Иногда, вироиды делят чужую ДНК на несколько частей, вызывая постепенную гибель растения. Как пример: вироиды уничтожили миллионы кокосовых пальм на Филлипинских островах.

Прионы

Благодаря созданной системе построения классификации живых организмов есть возможность наблюдать, как происходила эволюция на планете и постепенно происходило усложнение организации. Биосфера создана из живых существ, которые получили наследственный материал от предков и приспособились к жизни в определенных экологических нишах. Не все еще открыты и до конца изучены, но благодаря систематике просматривается стройная картина живого мира.

В холода вирусы активизируются с большим удовольствием. Каждый год специалисты отмечают всплеск фарингитов, ларингитов, тонзиллитов, трахеитов, ринитов, ангин, гриппа, бронхита и даже пневмонии. Как себя защитить? Рассказывает врач-терапевт Елена Поклад.


— Хочу уточнить, что такого заболевания, как простуда, не существует. Да, может протянуть спину или шею (миозит), но это другое. Если вы начали чувствовать себя неважно, появились слабость и кашель, виной тому не сквозняк, а именно инфекция. Холод — лишь дополнительный фактор, проводник, который усугубляет ситуацию. Поэтому все равно важно одеваться по погоде.

Второй фактор — скученность. Дети учатся в школе, взрослые тоже, как правило, часто работают в коллективе, где есть переносчики вируса. Так может начаться и массовая эпидемия.

Как предотвратить?

— На самом деле оградить себя от вирусов со 100-процентной гарантией невозможно. Человека пришлось бы изолировать ото всех и поместить в специальный инкубатор. Но все же есть определенные правила профилактики:

1. Нужно соблюдать личную гигиену. Придя домой, обязательно хорошенько вымойте руки с мылом.

2. Неменьшего внимания требуют также фрукты и овощи. Тщательно мойте их перед едой. По возможности удаляйте кожуру.

3. Регулярно проветривайте помещение, в котором находитесь, чтобы вредоносные микроорганизмы не скапливались вокруг вас.


4. Дома почаще делайте влажную уборку, необязательно при помощи каких-то специальных средств. Хотя бы удаляйте поверхностную пыль — это любимое место обитания тех самых вредоносных организмов — и мокрой тряпкой протирайте полы.

5. Старайтесь избегать мест скопления людей. Большинство вирусов передаются воздушно-капельным путем.

6. Не списывайте со счетов старую добрую оксолиновую мазь. Обрабатывайте ею ноздри с внешней стороны (особенно актуально для деток), чтобы перекрыть хотя бы один путь проникновения инфекции в организм.

7. Делайте прививки от гриппа. Существуют три основных его вида: А, В и С. Последний штамм самый стабильный, и если им переболеть единожды, вряд ли он сможет побороть вас снова. А вот вирусы А и В изменчивы. Да, нет точной гарантии, но, по крайней мере, существует шанс, что болезнь как минимум будет протекать в более легкой форме.

Что делать при первых симптомах заболеваний?

  • Начинайте принимать противовирусные препараты в профилактической дозировке. Пейте побольше теплой жидкости. Вспоминайте о малине и лимоне.
  • Два-три раза в день полоскайте горло специальным раствором. Промывайте нос водой с морской солью (можно приобрести готовый спрей).

— При явных признаках интоксикации (ломота в костях, сильный озноб, повышение температуры, сильный кашель) сразу обращайтесь к врачу. Во-первых, чем раньше вы начнете лечение, тем лучше для вас, во-вторых, зараженный человек является переносчиком вирусов, которые могут быстро распространиться в коллективе.


ВИЧ-инфекция — это хроническое инфекционное заболевание, которое провоцирует вирус иммунодефицита человека, поражающий клетки иммунной системы. При отсутствии лечения приводит к синдрому приобретённого иммунодефицита (СПИД).

Вирус иммунодефицита человека принадлежит семейству ретровирусов. Впервые информация о болезни появилась в 1970-х годах. Сам вирус был выделен в 1983 году.

ВИЧ-инфекция — распространенное вирусное заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека. В 2004–2005 годах на планете официально насчитывалось около 40 млн ВИЧ-инфицированных, из которых 98% составляли взрослые.

К 2011 году эта цифра увеличилась практически в 1,9 раза и, что особенно огорчает, неуклонно растет количество маленьких пациентов с ВИЧ-инфекцией.

В естественных условиях ВИЧ в высушенном состоянии сохраняет активность на протяжении нескольких часов, в биологических жидкостях — несколько дней, в замороженной сыворотке крови — несколько лет.

При нагревании до 70–80 градусов вирус гибнет через 10 минут, при обработке 70% раствором этилового спирта инактивируется через одну минуту. Также чувствителен к 0,5% раствору гипохлорита натрия, 6% раствору перекиси водорода, 5% раствору лизола, эфира или ацетона.

Пути заражения инфекцией:

  • половой контакт — распространенный путь инфицирования ВИЧ. При сопутствующих заболеваниях, передающихся половым путем, риск передачи ВИЧ увеличивается.
    Половые инфекции часто протекают с нарушением целостности слизистой половых органов (язв, пузырьков, эрозий, трещин), что является дополнительным фактором риска передачи вируса. ВИЧ-инфекция может передаваться при всех видах сексуальных контактов. Особенно высок риск передачи при анальном сексе, т.к. существует риск травмирования слизистой прямой кишки и прямого контакта с кровью.
  • гемотрансфузионный путь (при переливании крови и ее компонентов, а также среди наркоманов при использовании нестерильных шприцев или игл).
    В настоящее время на долю гемотрансфузионного пути заражения ВИЧ приходится наибольшее количество случаев.
  • трансплацентарный путь (от матери ребенку при беременности, при лактации).

Кто входит в группы риска инфицирования ВИЧ?

  • наркоманы;
  • лица, ведущие беспорядочную половую жизнь;
  • лица, практикующие секс без предохранения;
  • лица, практикующие анальный секс;
  • лица, страдающие заболеваниями, передающимися половым путем;
  • пациенты, нуждающиеся в гемодиализе, переливании крови;
  • медицинские специалисты, контактирующие с ВИЧ-инфицированными;
  • дети ВИЧ-инфицированных матерей.

Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) является внутриклеточным паразитом. Он отдаёт предпочтение иммунным клеткам. Разрушение этих клеток ведёт к иммунодефициту.

Инфекция распространяется очень быстро и вызывает острую нехватку иммунитета, который, в свою очередь, провоцирует злокачественные новообразования, другие инфекции и вторичные заболевания. Иммунная система ослабевает до такой степени, что становится неспособной противостоять болезням и инфекциям, атакующим организм.

Вследствие ухудшения состояния здоровья человека, ему ставят диагноз СПИД. СПИД является конечной стадией ВИЧ-инфекции. Продолжительность течения ВИЧ-инфекции колеблется от нескольких месяцев до 15–20 лет.


В течении болезни выделяют 3 стадии:

  1. острая инфекция;
  2. латентный период;
  3. терминальная стадия (СПИД).

Примерно через 3–6 недель с момента заражения наступает острая лихорадочная фаза. Эта фаза происходит не у всех, примерно у 50–70% инфицированных. У остальных больных после инкубационного периода наступает бессимптомная фаза.

Острая лихорадочная фаза (острая инфекция) проявляется следующими симптомами:

  • лихорадка. Температура тела повышается до 37,5 градусов;
  • боли в горле;
  • лимфоузлы в подмышках, в паху и на шее увеличиваются, образуя припухлость;
  • боли в области головы и глаз;
  • снижение массы тела;
  • снижение аппетита, сонливость;
  • рвота, тошнота, диарея;
  • кожные высыпания.

Острая фаза длится до нескольких недель, далее её сменяет бессимптомная фаза.

При бессимптомной фазе клинические проявления болезни могут отсутствовать. Примерно у 50% ВИЧ-инфицированных эта стадия может длиться до 10 лет.

Последняя стадия — терминальная (СПИД). Длительность данной стадии 1–2 года. Масса тела больного уменьшается больше чем на 10% по отношению к исходной. Развиваются присоединяющиеся инфекции.

Основным отличием коронавируса от гриппа и ОРВИ является инкубационный период (время от инфицирования до проявления первых признаков). Респираторные вирусы и грипп дают о себе знать уже на 1–4 сутки. В среднем их инкубационный период составляет 2–3 дня.

Коронавирус размножается в организме больше времени. Его инкубационный период может достигать до 14 дней. Выраженные симптомы у большинства пациентов заметны уже на 5 день, но могут появиться значительно позже.

Разница между простудными заболеваниями и коронавирусом в лёгкой форме незначительна:

  • повышение температуры: при COVID-19 столбик термометра повышается от 37,3 и выше. Грипп сопровождается температурой от 38 градусов. Она поднимается внезапно, и больной не может точно определить, когда наступила лихорадка. При ОРВИ повышенная температура практически не встречается;
  • кашель у детей и взрослых: коронавирусная инфекция всегда сопровождается сухим изнурительным кашлем, так как инфекция поражает дыхательные органы. Грипп также сопровождается кашлем, а ОРВИ чаще всего вызывает не сухой, а кашель с мокротой;
  • упадок сил наблюдается при всех вирусных заболеваниях. Однако при ОРВИ слабость не всегда отмечается человеком, но для всех характерна ломота в мышцах и суставах;
  • при коронавирусе признаки ринита наблюдаются редко. В основном присутствует заложенность носа в области переносицы и потеря обоняния. Грипп и респираторные инфекции довольно часто провоцируют слизистые выделения из носовых проходов. Сначала они прозрачные, а позже — желтовато-зелёные;
  • головная боль при ковиде присутствует иногда. Некоторые пациенты отмечают, что голова болит очень сильно, как и при гриппе. При ОРВИ на данный симптом жалобы поступают редко;
  • горло при коронавирусе и гриппе болит не сильно. Наблюдается лишь першение, а вот ОРВИ регулярно сопровождается болезненностью, покраснением, отёчностью тканей;
  • с диареей больные гриппом и ковидом сталкиваются не всегда. При ОРВИ может быть расстройство стула, однако данный симптом встречается редко, зачастую у детей.


Симптомы коронавируса

Главные признаки коронавируса, которые чаще всего наблюдаются у тяжело заболевших людей — это сухой кашель и боль в груди. Кашель может быть длительным, не прекращающимся по часу и более. При этом каждый новый приступ ощущается сильнее предыдущего.

На 5–7 день возникает ещё один тревожный симптом — одышка и трудности с дыханием. На 8 день и позже при особо сложной форме недуга может накапливаться жидкость в лёгких, что приводит к нарушению дыхания. Таких больных подключают к аппарату ИВЛ, чтобы обеспечить искусственную вентиляцию лёгких.

Главные симптомы, свойственные исключительно коронавирусу:

  • затяжной кашель;
  • увеличение температуры тела;
  • болезненность в мышцах и суставах;
  • боли в горле;
  • трудности с дыханием, одышка, ощущение заложенности в области груди;
  • понос, тошнота;
  • потеря обоняния и вкуса, однако и при обычном насморке у человека могут наблюдаться такие изменения;
  • сыпь на коже пальцев ног, похожая на оспу или крапивницу, чаще её встречают у детей.

Главное отличие от простуды и ОРЗ у коронавируса — отсутствие чихания, насморка, метеоризма, выраженного расстройства пищеварения. У больного бледнеют кожные покровы, может болеть горло, закладывать грудь.

Признаки ОРВИ:

  • поражаются органы дыхания (нос, носовые пазухи, гортань, бронхи), страдает слизистая оболочка глаз (слезоточивость, резь в глазах, светобоязнь);
  • заложенность носовых проходов, чихание. Температура способна повышаться до 38 градусов, однако не во всех случаях;
  • общее недомогание, упадок сил, сонливость, бессонница;
  • увеличение лимфоузлов;
  • ломота в мышцах и суставах;
  • усиленная потливость, озноб;
  • головная боль;
  • отсутствие аппетита.

Отличие ОРВИ от коронавируса и гриппа — невысокая температура, обильный насморк, слезотечение, чихание. Болезнь развивается уже через 2–3 дня после инфицирования.

Симптомы гриппа

При поражении организма вирусами гриппа А и В самочувствие ухудшается внезапно. Ещё утром человек может чувствовать себя отлично, а вечером — слечь с лихорадкой. Среди симптомов болезни выделяют жар, озноб, усталость, приступы головной боли, кашель с першением в области горла, мышечную ломоту, ринит.

В чем состоит главное отличие данного заболевания от ковида — это в нарастании симптоматики. Если сильная головная боль, ломота в теле и суставах через 3–5 дней идут на убыль, то коронавирусная инфекция тяжёлой формы только усиливается, требуя срочной госпитализации пациента.

Гриппом зачастую болеют дети и подростки возрастом 1–14 лет. На эту возрастную категорию приходится 37% всех случаев недуга.

Осложнения заболеваний

Если запустить болезнь и не принять необходимых мер по борьбе с инфекцией, симптомы могут перейти в хроническую форму. Часто на фоне простуды и гриппа развиваются синусит, ринит, ларингит, отит, гайморит, ангина. Если не лечить ангину, может привести к началу заболевания ревматизмом и нефритом.

Что делать если в семье кто-то заболел вирусной инфекцией?

  • вызвать врача;
  • выделить больному отдельную комнату в доме;
  • если это невозможно, соблюдать расстояние не менее 1 метра от больного;
  • ограничить до минимума контакт между больным и близкими, часто проветривать помещение, сохранять чистоту, как можно чаще мыть и дезинфицировать поверхности бытовыми моющими средствами;
  • часто мыть руки с мылом, ухаживая за больным, прикрывать рот и нос маской или другими защитными средствами (платком, шарфом и др.);
  • ухаживать за больным должен только один член семьи.

Соблюдайте все меры профилактики, ведите здоровый образ жизни, вы оградите себя и своих близких от вирусных инфекций!

Читайте также: