Вирусы неклеточные формы жизни огэ

Обновлено: 06.05.2024

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, объясни­тельно-иллюстративный.

- формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции;

-умения давать аргументированную оценку новой информации по биоло­гическим вопросам;

-воспитание гражданской ответственности, самостоятельности, инициативности

Образовательные: о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

Развитие творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

Воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем

Личностные результаты обучения биологии:

1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

Метапредметные результаты обучения биологии:

1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы;

3. умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и

Познавательные: выделение существенных признаков биологических объектов и процессов; приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

Регулятивные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблем­ного, раз­вивающего обучения, групповой деятельно­сти

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Познакомить учащихся с краткой историей ви­русологии и значением вирусов в жизни людей.

Раскрыть особенность внутриклеточного пара­зитизма вирусов.

Охарактеризовать строение и состав вирусов

Показать уникальный механизм взаимодейст­вия вируса с клеткой.

Сообщить учащимся сведения о вирусе СПИДа.

Основные положения

Вирусы и бактериофаги — внеклеточные формы жизни, паразитирующие на генетическом уровне

Существуют два способа передачи вирусов от клетки к клетке: горизонтальный — путём выхода вирусной частицы из одной и внедрение в другую клетку и вертикальный — из коления в поколение в результате встраивания в хромосому клетки-хозяина.

Терминология

Паразиты на генетическом уровне прокариотических организмов.

Неклеточные формы жизни, являющиеся паразитами эукариотических клеток на генетическом уровне.

Процесс взаимодействия ви­руса (бактерии) и организма хозяина, включающий внедрение паразита, его размножение и выделение в окружаюшую среду.

Горизонталь­ный путь передачи

Путь передачи инфекцион­ного агента из одного организма к другому через окружающую среду

Вертикаль­ный путь передачи

Путь передачи инфекцион­ною агента с половыми клетками, в хромосомы которых встраивается наследственный материал вируса,

Отличия вирусов от неживой природы:

способность к размножению;

наследственность и изменчивость.

Отличия вирусов от клеточных организмов:

не имеют клеточного строения;

не происходит обмен веществ и энергии (метаболизм);

могут существовать только как внутриклеточные паразиты;

не увеличиваются в размерах (не растут);

размножаются особым способом;

имеют только одну нуклеиновую кислоту либо ДНК, либо РНК.

Размеры вирусов от 20 до 300 нм. Простые вирусы (например, вирус табачной мозаики) состоят из молекулы нуклеиновой кислоты и белковой оболочки — капсида. Более сложные вирусы (гриппа, герпеса и др.) помимо белков капсида и нуклеиновой кислоты могут содержать липопротеиновую мембрану, углеводы и ряд ферментов. Белки защищают нуклеиновую кислоту и обусловливают ферментативные и антигенные свойства вирусов. Форма капсида может быть палочковидной, нитевидной, сферической и др.

В зависимости от присутствующей в вирусе нуклеиновой кислоты различают РНК-содержащие и ДНК-содержащие вирусы. Нуклеиновая кислота содержит генетическую информацию, обычно о строении белков капсида. Она может быть линейная или кольцевидная, в виде одно- или двуцепочечной ДНК, одно- или двуцепочечной РНК.

При проникновении вируса внутрь клетки специальные белки вирусной частицы связываются с белками-рецепторами клеточной оболочки. В животную клетку вирус может проникать при процессах пино- и фагоцитоза, в растительную клетку — при различных повреждениях клеточной стенки. Вирусы, паразитирующие на бактериях — бактериофаги — как правило, не попадают внутрь клетки полностью, так как этому препятствуют толстые клеточные стенки бактерий. Внутрь клетки проникает только нуклеиновая кислота вируса.

Вирус подавляет существующие в клетке процессы транскрипции и трансляции. Он использует их для синтеза собственных нуклеиновой кислоты и белка, из которых формируются новые вирусы. После этого клеточные оболочки разрушаются, и новообразованные вирусы покидают клетку, которая при этом погибает. Так, у вируса гриппа за 30 ч проходит пять-шесть циклов с продуцированием более 100 вирусных частиц в каждом. При заражении некоторыми вирусами клетки не разрушаются, а начинают усиленно делиться, часто образуя злокачественные опухоли.

Полагают, что происхождение вирусов связано с эволюцией каких-то клеточных форм, которые в ходе приспособления к паразитическому образу жизни вторично утратили клеточное строение.

Первым был открыт вирус табачной мозаики, поражающий растения. Вирусную природу имеют такие заболевания животных и человека, как натуральная оспа, бешенство, энцефалиты, лихорадки, инфекционные гепатиты, грипп, корь, бородавки, многие злокачественные опухоли, СПИД и др. Кроме того, вирусы способны вызывать генные мутации.

Вирусы - неклеточные формы жизни

В переводе с греческого языка название этих организмов переводится как "яд". И это не случайно. Невооруженным глазом их никто никогда не видел, но практически каждый перенес на себе их влияние. Ведь симптомы гриппа в зимний период стучатся к нам в дом без спроса.


Это сейчас известно, что вирусы - неклеточная форма жизни. Биология этих организмов оставалась загадкой на протяжении многих веков. И только в конце 19 века русский физиолог Дмитрий Иосифович Ивановский доказал, что возбудителями многих болезней являются именно вирусы. Ученый исследовал растение табака, которое было поражено табачной мозаикой. Он заметил, что если сок больного растения проникнет в здоровое, то произойдет его поражение.

Строение вирусов

Почему вирусы - неклеточные формы жизни? Ответ прост: их организм не состоит из клеток. Он представляет собой молекулу нуклеиновой кислоты, окруженной белковой оболочкой - капсидом. Различают ДНК- и РНК-содержащие вирусы.

В зависимости от особенностей строения неклеточные формы жизни - вирусы - делятся на простые и сложные. Первые имеют классическое строение из нуклеиновых кислот и белков. А вторые во время сборки дополнительно прикрепляют часть плазматической мембраны. Она выполняет функцию дополнительной защитной оболочки.

Почему они живые?

Итак, вирусы - неклеточные формы жизни, не имеют привычной мембраны и органелл - постоянных клеточных структур, выполняющих определенные функции. По каким же признакам их относят к живым организмам? Они способны к процессу размножения. Причем, находясь вне организма хозяина, они не проявляют никаких признаков существования. Как только вирус оказывается в клетке, он начинает синтезировать свои белки. При этом начинается процесс подавления произведения собственных белковых молекул организма.

Вирусные белки действуют как ферменты - биологически активные вещества. Они ускоряют воспроизведение нуклеиновых кислот. Таким образом, количество чужеродных частиц увеличивается, а собственные процессы синтеза останавливаются. В результате организм заболевает, поскольку для начала процесса размножения вирусу нужна энергия и органические вещества клеток хозяина.


Бактериофаги

Вирусы - неклеточные формы жизни, которые способны паразитировать в любых организмах. И одноклеточные прокариотические бактерии не исключение.

"Пожиратели" этих организмов называются бактериофагами. Для проникновения в клетку-хозяина они просто впрыскивают собственную молекулу нуклеиновой кислоты через мембрану в цитоплазму клетки. В течение получаса в одной бактерии образуется более ста вирусных частиц. Как бактериофаг находит в природе свою жертву? Дело в том, что для этого вирусная частица имеет специальные рецепторы, которые и распознают прокариотический организм.


Пути попадания вирусов в организм

Неклеточные формы жизни - вирусы, имея примитивное строение, способны проникать в организм хозяина разными способами. Зависят они от особенностей его строения. Для человека самыми распространенными из них являются воздушно-капельный путь, проникновение через слизистые покровы, продукты питания и воду.

Переносчиками таких опасных заболеваний, как энцефалит и желтая лихорадка, являются животные. В данном случае клещи и комары соответственно. При половых контактах возможно заражение гепатитом В и С, ВИЧ и герпесом. В природе широко распространены и вирусы, поражающие растения и грибы. Проникновение в эти организмы происходит через участки повреждения в клеточной стенке. Важной особенностью вирусов является их избирательность. Это значит, что частицы, которые поражают человека, не влияют на растительные и бактериальные организмы и наоборот.

Вирусы: польза или вред

Какую пользу могут приносить эти организмы, если они вызывают опаснейшие смертельные заболевания: бешенство, грипп, оспу и другие. Дело в том, что именно вирусы - неклеточные формы жизни - формируют иммунитет. Это понятие означает способность организма противостоять инфекциям. Иммунитет бывает врожденным, который представлен антителами крови, и приобретенным. Последний разделяется на естественный и искусственный. При перенесении инфекционных заболеваний память о вирусных частицах остается у особых клеток крови - антител. При повторном попадании чужеродных организмов они распознают вирус и уничтожают его путем внутриклеточного переваривания - фагоцитоза. Искусственный иммунитет приобретается в результате вакцинации. Ее суть заключается в том, что организм человека заражают ослабленным вирусом и антитела начинают бороться с ним, формируя иммунную память.

Благодаря различным формам иммунитета организм сохраняет свою жизнеспособность начиная с первого вздоха младенца в течение всей жизни. Каждую минуту в кровеносное русло поступает множество вирусных частиц. Если количества антител достаточно для их полного уничтожения, человек остается здоров. Болезнь наступает в ином случае, когда вирусные частицы преобладают и ресурсов иммунной системы недостаточно, чтобы обезвредить их. Неклеточные формы жизни - вирусы и фаги - являются представителями отдельного царства живой природы, которое называется Vira. В последние десятилетия основной задачей эпидемиологов является создание новых вакцин от многих опасных вирусных заболеваний. Дело в том, что в процессе самосборки происходит мутация и образование новых вирусов. Особенно это касается ВИЧ, который поражает саму иммунную систему, полностью делая организм беззащитным. Это является серьезной проблемой для современной науки. Надеемся, она будет решена уже в ближайшее время.

Это одноклеточные микроскопические организмы, не имеющие оформленного ядра. Самые древние организмы, появились более 3 млрд. лет назад. Распространены повсеместно: больше всего – в почве, меньше – в воде, ещё меньше – в воздухе. Много их в живых организмах

1. Строение клетки:


- клетка покрыта плазматической мембраной, за которой следует клеточная стенка (из муреина).

- у большинства слизистая капсула, которая защищает клетку от высыхания и содержит токсины;

- нет мембранных органоидов (их функции выполняют мезосомы – впячивания мембраны)

- есть рибосомы, более мелкие чем в клетках эукариот;

- генетический аппарат – НУКЛЕОИД - кольцевая молекула ДНК, не связанная с белками (выполняет функцию хромосомы;

- в цитоплазме есть плазмиды – небольшие молекулы ДНК, определяющие отдельные признаки бактерий.

- органоиды движения — жгутики и реснички.

2. Формы бактерий

шарообразные – кокки (стрептококки, стафилококки)

палочковидные – бациллы (картофельная палочка, молочнокислые бактерии)

спирально извитые – спириллы и спирохеты (бледная спирохета – возбудитель сифилиса)

в форме запятой - вибрионы (холерный вибрион)

Жизнедеятельность

(образуют органические вещества)

(питаются готовыми органическими веществами)

(используют энергию солнца)

(используют энергию хим. связей)

(питаются неживым органическим веществом)

вещества тела хозяина)

(живут за счет других организмов, принося им пользу)

*клубеньковые бактерии (живут в симбиозе с бобовыми растениями),

* кишечная палочка (синтезирует витамины группы В, К)

бактерии, которым необходим кислород

бактерии, для которых кислород губителен

  • размножение: деление пополам каждые 20 минут
  • Спорообразование – образование спор. Спора – часть клетки, покрытая плотной оболочкой. Значение: перенесение неблагоприятных условий (холод, засуха).

Спора может десятилетиями быть в неактивном состоянии, переноситься водой и ветром. Она не боится высыхания, холода, жары. Убийственным фактором для спор являются прямые солнечные лучи или искусственное облучение ультрафиолетовыми лучами (УФЛ). При попадании в благоприятную среду из споры быстро образуется бактерия.

Значение бактерий:

- звено в цепи питания (пища для одноклеточных)

- бактерии гниения образуют перегной

- почвенные бактерии превращают перегной в минеральные соли

- клубеньковые бактерии (на корнях бобовых растений) превращают азот воздуха в соли, которые в растворенном виде всасываются корнями

- молочнокислые бактерии используются в молочной промышленности, силосовании кормов

- месторождения серы образованы серобактериями, железорудные месторождения – железобактериями

- в биотехнологии (синтез инсулина)

- портят продукты питания, книги в книгохранилищах, сено в стогах

- болезнетворные вызывают болезни: тиф, холеру, дифтерию, столбняк, туберкулез, ангину, сибирскую язву, бруцеллез, чуму, ботулизм, коклюш, венерические заболевания

6. Способы борьбы с бактериями:

а) обработка УФЛ;

б) обработка горячим паром;

в) стерилизация (нагревание до + 1200С под давлением)

г) дезинфекция (обработка химическими веществами – антисептиками)

д) пастеризация - обеззараживание при 60-70 0 С в течение 20-30 мин.

е) в домашних условиях: маринование в уксусной кислоте, засолка, охлаждение и замораживание продуктов;

ж) использование антибиотиков

ЦАРСТВО ВИРУСЫ

Вирусы (от лат. virus — яд) – частицы, представляющие собой переходную форму между живой и неживой материей и не имеющие клеточного строения.

Открыты в 1892г. русским учёным Д.Ивановским. Он обнаружил и описал вирус табачной мозаики. Этот вирус поражает табак, вызывая разрушение хлорофилла, из-за чего некоторые участки становятся более светлыми.

Вирусы — это внутриклеточные паразиты, и вне клетки они не проявляют никаких свойств живого. Они не потребляют пищи и не вырабатывают энергии, не растут, у них нет обмена веществ. Многие из них во внешней среде имеют форму кристаллов. Вирусы настолько малы, что их можно увидеть только с помощью электронного микроскопа . Внеклеточная (покоящаяся) форма вируса называется вирион

Отличия от неживой материи:

  1. способность воспроизводить себе подобные формы (размножаться)
  2. обладание наследственностью и изменчивостью.

Строение вирусов:

молекула РНК или ДНК, заключенная в белковую оболочку, которую называют капсидом (рис.16).




Рис. 18 Бактериофаг

Особенности жизнедеятельности

  1. Проникнув в клетку, вирус изменяет в ней обмен веществ, направляя всю ее деятельность на производство вирусной нуклеиновой кислоты и вирусных белков .
  2. Внутри клетки происходит самосборка вирусных частиц из синтезированных молекул нуклеиновой кислоты и белков.
  3. Иногда в ирусная ДНК встраивается в ДНК к л етки- хозяина, заставляя клеточную ДНК продуцировать вирусные ДНК.
  4. До момента гибели в клетке успевает синтезироваться огромное число вирусных частиц. В конечном итоге клетка гибнет, оболочка ее лопается и вирусы выходят из клетки-хозяина (рис. 17).

Вирусные болезни:

Заболевания

Грипп, оспа, корь, полиомиелит, паротит (свинка), бешенство, СПИД, энцефалит, гепатит, краснуха и др.

Мозаичная болезнь табака, томатов, огурцов, скручивание листьев, карликовость, жёлтая сеть и др

Ящур, чума свиней и птиц, инфекционная анемия лошадей, лейкоз, бруцеллёз и др.

Бактериофаги (рис.18) – вирусы, паразитирующие на бактериях.

Значение вирусов:

Биологические мутагены (вызывают мутации).

Бактериофаги используются в медицине против бактерий.

Используются в генной инженерии.

ВИЧ – вирус иммунодефицита человека.

Болезнь СПИД обнаружена в 1981г., а в 1983г. обнаружен возбудитель – ВИЧ. ВИЧ обладает уникальной изменчивостью, которая в 5 раз превышает изменчивость вируса гриппа и в 100 раз больше, чем у вируса гепатита В. Беспрерывная генетическая и антигенная изменчивость вируса в человеческой популяции приводит к появлению новых вирионов ВИЧ, что резко усложняет проблему получения вакцины и затрудняет проведение специальной профилактики СПИДа.

Для СПИДа характерен очень длительный инкубационный период. У взрослых он составляет в среднем 5 лет. Предполагается, что ВИЧ может сохраняться в организме человека пожизненно.

Пути передачи ВИЧ - инфекции:

1. Половой (со спермой и влагалищным секретом) – при непостоянном половом партнере и гомосексуальных отношениях; при искусственном оплодотворении.

2. При использовании загрязненных медицинских инструментов, у наркоманов – одним шприцем.

3. От матери – ребенку: внутриутробно, при родах, при кормлении материнским молоком.

4. Через кровь: при переливании крови, пересадке органов и тканей.

Вирус поражает ту часть иммунной системы человека, которая связана с Т – лимфоцитами крови, обеспечивающими клеточный и гуморальный иммунитет. В результате болезни человеческий организм становится беззащитным перед инфекционными и опухолевыми заболеваниями, с которыми справляется нормальная иммунная система.

Стадии болезни СПИДа.

I. Заражение вирусом ВИЧ: недельная лихорадка, увеличение лимфоузлов, сыпь. Через месяц в крови обнаруживаются антитела к вирусу ВИЧ.

II. Скрытый период (от нескольких недель до нескольких лет): изъязвления слизистой, грибковые поражения кожи, похудение, понос, повышенная температура тела.

III. СПИД: воспаление легких, опухоли (саркома Капоши), сепсис и другие инфекционные заболевания.

Возбудителя СПИДа убивает:

50 – 70о спирт → несколько секунд.

То = 56оС → 30 минут.

Дезинфицирующие вещества (хлорамин, хлорная известь) → мгновенно.

Попадание в желудочно-кишечный тракт → разрушается пищеварительными ферментами и соляной кислотой.

Попадание на кожу → через 20 минут уничтожается ферментами бактерий, паразитирующих на коже.

Тестовые задания в формате ОГЭ

Задание 3. Царство Бактерии. Царство Вирусы.

3.1 Бактерии не имеют оформленного ядра, поэтому их относят к

1) эукариотам 2) прокариотам 3) автотрофам 4) гетеротрофам

3.2. Клетки бактерий отличаются от клеток растений и животных отсутствием:

1) клеточной оболочки 2) цитоплазмы 3) ядра 4) рибосом

1) гниения 2) уксуснокислые 3) молочнокислые 4) клубеньковые

3.4. Большинство бактерий в круговороте выполняют роль

1) производителей органических веществ 2) потребителей органических веществ

3) разрушителей органических веществ 4) концентраторов органических веществ

3.5. К лубеньковые бактерии вступают в симбиоз с бобовыми растениями, улучшая их питание

1) калийное 2) фосфорные 3) азотное 4) кальциевое

3.6. Бактерии размножаются

1) спорами 2) с помощью половых клеток 3) вегетативным способом 4) путем деления клетки

3.7. Большинство бактерий по способу питания

1) производители органических веществ 2) симбиотические организмы

3) потребители неорганических веществ 4) разрушители органических веществ

3.8. Клубеньковые бактерии, обитающие в корнях бобовых растений, являются

1) симбионтами 2) паразитами 3) автотрофами 4) конкурентами

3.9.Генетический материал бактерии содержится в

оформленном ядре 3) нескольких хромосомах

в кольцевой молекуле ДНК 4) в кольцевой молекуле РНК

3.10. Бактерии, использующие для дыхания кислород, называются

1) сапрофиты 2) паразиты 3) аэробы 4) анаэробы

3.11. Бактерии, живущие в содружестве с другими организмами – это

1) сапрофиты 2) паразиты 3) автотрофы 4) симбионты

3.12. Фотосинтезирующие сине-зеленые цианобактерии являются

1) сапрофитами 2) паразитами 3) автотрофами 4) гетеротрофами

3.13. Споры у бактерий обеспечивают

1) перенесение неблагоприятных условий 2) половое размножение

3) вегетативное размножение 4) бесполое размножение

3.14. Какой биологический объект изображён на рисунке?

1) клетка бактерии 2) спора гриба 3) вирус ВИЧ 4) семя растения


3.15. Какой из приёмов борьбы с болезнетворными бактериями наиболее эффективен в операционном блоке?

1) пастеризация 2) регулярное проветривание

3) облучение ультрафиолетовыми лучами 4) мытье полов горячей водой

3.16. К какой группе тел живой природы относят изображённый на рисунке объект:

1) эукариоты 2) нанороботы 3) прокариоты 4) вирусы


Задание 23. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

23.1. Выберите условия, обеспечивающие сапрофитным бактериям процветание в природе

1) сложность внутреннего строения 4) способность к фотосинтезу

2) сложность обмена веществ 5) простота внутреннего строения

3) способность быстро размножаться 6) питание органическими веществами

23.2. Выберите правильные утверждения

1) клубеньковые бактерии обогащают почву азотом

2) бактерии затрудняют усвоение растениями минеральных веществ

3) сапрофитные бактерии паразитируют в организме животных

4) бактерии гниения питаются остатками растений и животных

5) квашение капусты и силосование кормов вызывается молочнокислыми бактериями

6) чтобы продукты не портились, им необходим доступ кислорода

Задание 25. Установите соответствие: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

25.1. Установите соответствие

Признаки Царства организмов

2) используют для выпечки хлеба А) грибы

3) одноклеточные и многоклеточные Б) бактерии

4) в клетке одна хромосома

5) некоторые способны к хемосинтезу и фотосинтезу

6) многие являются возбудителями заболеваний

25.2. Установите соответствие

Признаки Тип клеток

1) отсутствует оформленное ядро А) прокаритная

2) хромосомы расположены в ядре Б) эукариотная

3) имеется аппарат Гольджи

4) в клетке одна кольцевая хромосома

5) АТФ образуется в митохондриях

Задание 27. Выберите из предложенного списка и вставьте в текст пропущенные слова, используя для этого их цифровые обозначения. Впишите номера выбранных слов на место пропусков в тексте.

Вирусы - ---------- (А) формы жизни, проявляющие некоторые признаки живых организмов только внутри других клеток. Вирус состоит из генетического материала и -------(Б). Генетический материал образован ------(В): ДНК или РНК. ДНК-содержащие вирусы после проникновения в клетку встраивают свою ДНК в собственный генетический материал клетки. РНК-содержащие вирусы после проникновения в клетку сначала преобразуют информацию своей РНК в ДНК, путём -------(Г), а затем она встраивается в генетический материал клетки.

2) нуклеиновая кислота

3) клеточная мембрана

4) белковый капсид

5) обратная транскрипция

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ:

27.2. БАКТЕРИИ

Бактерии в основном _______(А) организмы. При неблагоприятных условиях они могут образовывать ______(Б). Многие бактерии имеют ______(В), с помощью которых они передвигаются. Наследственная информация у этих микроорганизмов хранится в виде ______(Г).

2) ядерное вещество

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

27.3. БИОТЕХНОЛОГИЯ

5. Обязательными компонентами любого вируса являются:

А) Нуклеиновые кислоты

6. Вирусы размножаются:

А) Самостоятельно вне клетки

B ) При благоприятных условиях

C ) В клетке хозяина

D ) Вегетативным путем

7. Как называются бактерии, для жизни которых не нужен кислород?

8. Нарушает работу иммунной системы человека вирус:

9. Белковые выросты, которыми вирус крепится к клетке-хозяину:

10. Наука, изучающая неклеточные формы жизни, их значение и способы борьбы с ними

11.Верны ли утверждения: 1. ВИЧ передается через средства личной гигиены: полотенца, салфетки, мыло и т.п. 2. Некоторые вирусы способны размножаться самостоятельно, вне живой клетки.

А) Оба утверждения верны

B ) Верно только второе утверждение

C ) Верно только первое утверждение

D ) Оба утверждения неверны

12. Вирусами вызываются следующие болезни человека:

А) Герпес, ангина, бешенство, дизентерия

B ) СПИД, грипп, герпес

C ) Дифтерия, чума, холера, СПИД

D) Чума, холера, ангина

13. Палочковидные бактерии называются:

14.Эукариоты с автотрофным способом питания относятся к царству:

15. Какое из перечисленных заболеваний человека вызвано неклеточными формами жизни?
А) оспа

16. Капсид – это:
A ) цитоплазма вируса
B ) ДНК вируса
C ) оболочка вируса
D ) ферменты вируса

17. Споры у бактерий служат для:

А) деления, передвижения

B ) перенесения неблагоприятных условий; передвижения;

C ) размножения, перенесения неблагоприятных условий

18. Роберт Кох был удостоен Нобелевской премии за открытие бактерии-возбудителя:

19. Определите, какой объект изображен на рисунке?

t1600004509aa.jpg

А) вирусы б) бактериофаги в) простейшие г) бактерии

20. Установите соответствие между признаком объекта и формой жизни, для которой он характерен.
ПРИЗНАК ОБЪЕКТА ФОРМА ЖИЗНИ
А) наличие рибосом
Б) отсутствие плазматической мембраны 1) неклеточная (вирусы)
В) не имеют собственного обмена веществ
Г) большинство гетеротрофы 2) клеточная (бактерии)
Д) размножение только в клетках хозяина
Е) размножение делением клетки

1. Вирусные частицы вне живого организма называются
A - вибрионы;
B - вирионы;
C - эмбрионы;
D - гаметы.

2. Вирус в клетках организмов проявляет себя как:
А) внутриклеточный паразит
B ) хемотроф
C ) автотроф
D ) симбиотический организм

3. Стафилококки, это бактерии в форме:

C ) виноградной грозди

D ) шарообразные бактерии, расположенные по две

4. Клетки каких организмов поражаются бактериофагом:
А) лишайников
B ) грибов
C ) прокариот
D ) простейших

5.Вирусы, в отличие от растений и животных, относят к:
А) неклеточным формам
B ) симбионтам
C ) хемотрофам
D ) прокариотам

6. Доклеточные формы жизни изучает наука
А) вирусология
B ) микология
C ) бактериология
D ) гистология

7. Состояние бактерий при неблагоприятных условиях называют:

8. Заболевание СПИД вызывает:

А) Вирус Герпеса

9. Сколько нуклеиновых кислот может находиться в одной вирусной частице:

А) две: РНК и ДНК

B ) только ДНК или только РНК

C ) в вирусе нет нуклеиновых кислот

10. Бактерии – это:

А) многоклеточные организмы;

B ) одноклеточные организма, не имеющие ядра;

C ) одноклеточные организма, имеющие ядро;

D ) неклеточные организмы.

11 . Бактерии питаются:

А) только путём фотосинтеза;

B ) готовыми органическими веществами;

C ) только органическими веществами живых организмов;

D ) всеми этими способами.

12. Шарообразные бактерии называются:

13. Бактерии – сапрофиты питаются:

А) живыми клетками;

B ) органическими веществами мёртвых организмов;

C ) неорганическими веществами.

14. Симбиоз – это тип взаимоотношений между двумя организмами, при котором:

А) нет выгоды обоим;

B ) выгодно обоим;

C ) одному выгодно, другому – нет.

15.Как называется форма бактерий в виде запятой?

16. Как называют организмы, которым для нормальной жизнедеятельности необходимо наличие кислорода?

17. Уникальный способ размножения вирусов называется:

18. Объект, изображенный на рисунке:

B) вирус герпеса

t1600004509ab.jpg

19. Организмы, которые создают органические вещества из неорганических с использованием энергии света, называются:

20. Установите последовательность жизненного цикла вируса в клетке хозяина.


НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ.
Вирусы и фаги (бактериофаги)

Ключевые слова конспекта: неклеточные формы жизни, царство вирусы, фаги (бактериофаги)

Вирусы являются неклеточной формой жизни и занимают пограничное положение между неживой и живой матерней. Вирусы — внутриклеточные паразиты и могут проявлять свойства живых opганизмов, только попав внутрь клетки.

Отличия вирусов от неживой природы:

  1. способность к размножению;
  2. наследственность и изменчивость

Отличия вирусов от клеточных организмов:

  1. не имеют клеточного строения;
  2. не проявляют обмена веществ и энергии (метаболизма);
  3. могут существовать только как внутриклеточные паразиты;
  4. не увеличиваются в размерах (не растут);
  5. имеют особый способ размножения;
  6. имеют только одну нуклеиновую кислоту — либо ДНК, либо РНК.

вирусы

Вирусы существуют в двух формах:

  • покоящейся (внеклеточной), когда их свойства как живых систем не проявляются,
  • внутриклеточной, когда осуществляется размножение вирусов.

Простые вирусы (например, вирус табачной мозаики) состоят из молекулы нуклеиновой кислоты и белковой оболочки капсида. Некоторые более сложные вирусы (гриппа, герпеса и др.) помимо белков капсида и нуклеиновой кислоты могут содержать липопротеиновую мембрану, углеводы и ряд ферментов. Белки защищают нуклеиновую кислоту и обусловливают ферментативные и антигенные свойства вирусов. Форма капсида может быть палочковидной, нитевидной, сферической и др.

В зависимости от присутствующей в вирусе нуклеиновой кислоты различают РНК-содержащие и ДНК-содержащие вирусы. Нуклеиновая кислота содержит генетическую информацию, обычно о строении белков капсида. Она может быть линейная или кольцевидная, в виде одно- или двуцепочечной ДНК, одно- или двуцепочечной РНК.

Проникновение в клетку

При проникновении вируса внутрь клетки специальные белки вирусной частицы связываются с белками-рецепторами клеточной оболочки. В животную клетку вирус может проникать при процессах пино- и фагоцитоза, в растительную клетку — при различных повреждениях клеточной стенки.

Вирус подавляет существующие в клетке процессы транскрипции и трансляции. Он использует их для синтеза собственных нуклеиновой кислоты и белка, из которых собираются новые вирусы. После этого клеточные оболочки разрушаются и новообразованные вирусы покидают клетку, которая при этом погибает.

репродукция вируса

Бактериофаги (вирусы, паразитирующие на бактериях), как правило, не попадают внутрь клетки, так как этому препятствуют толстые клеточные стенки бактерий. Внутрь клетки проникает только нуклеиновая кислота вируса.

фаги

Полагают, что происхождение вирусов связано с эволюцией каких-то клеточных форм, которые в ходе приспособления к паразитическому образу жизни вторично утратили клеточное строение.

Вирусы — возбудители заболеваний

Вирусы способны поражать различные живые организмы. Первым открытым вирусом был вирус табачной мозаики, поражающий растения. Вирусную природу имеют такие заболевания животных и человека, как натуральная оспа, бешенство, энцефалиты, лихорадки, инфекционные гепатиты, грипп, корь, бородавки, многие злокачественные опухоли, СПИД и др. Кроме того, вирусы способны вызывать генные мутации.

Заболевания у животных • Бруцеллез
• Лейкоз
• Ящур
• Инфекционная анемия лошадей
• Рак крови кур
• Чума у свиней и птиц. И другие
Заболевания у растений • Табачная мозаика
• Карликовость
• Желтая сеть
• Пятнистая мозаика
Заболевания у человека • Оспа
• Гепатит
• Энцефалит
• Краснуха
• Бешенство
• Грипп
• Корь
• Полиомиелит
• Паротит (свинка)
• СПИД и др.

Вирус, вызывающий заболевание СПИДом (синдром приобретённого иммунодефицита), поражает клетки крови, обеспечивающие иммунитет организма. В результате больной СПИДом может погибнуть от любой инфекции. Вирусы СПИДа могут проникнуть в организм человека во время половых сношений, во время инъекций или операций при несоблюдении условий стерилизации. Профилактика СПИДа заключается в избегании случайных половых связей, использовании презервативов, применении одноразовых шприцев.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги. Силантьева Е.Н., учитель биол.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги. Силантьева Е.Н., учитель биол.

Отличительные особенности вирусов Вирусы очень малы и различимы только в свет.

Отличительные особенности вирусов Вирусы очень малы и различимы только в световой микроскоп (от 15 до 400 нм.); НЕ имеют клеточного строения, можно рассматривать как генетический элемент, состоящий из ДНК или РНК, одетый в защитную белковую или белково-липидную оболочку; Содержат только один тип нуклеиновой кислоты (или ДНК, или РНК) Обладают наследственностью и изменчивостью Способны кристаллизоваться подобно неживому веществу, сохраняя при этом свои свойства;

Отличительные особенности вирусов Химический состав представлен только органи.

Отличительные особенности вирусов Химический состав представлен только органическими веществами, а такие важные неорганические компоненты, как вода и минеральные соли, отсутствуют НЕ имеют собственного метаболизма НЕ способны к росту НИКОГДА не размножаются вне клетки хозяина. Являются внутриклеточными паразитами. Проявляют признаки, характерные для живых организмов, только паразитируя в клетках других организмов

Ивановский Дмитрий Иосифович Российский физиолог растений и микробиолог. Иссл.

Ивановский Дмитрий Иосифович Российский физиолог растений и микробиолог. Исследуя заболевания табака, впервые (1892) открыл возбудителя табачной мозаики, названного впоследствии вирусом. Вирусы, столь малы, что проходят через фильтры, которые задерживают бактерии. Вирусы в отличие от клеток, невозможно выращивать на искусственных питательных средах.


Слева: вирус табачной мозаики (фотография сделана электронным микроскопом с у.

Слева: вирус табачной мозаики (фотография сделана электронным микроскопом с увеличением в сто тысяч раз). Справа: схема строения вируса; красную нить РНК окружают молекулы белка

Вирусы - внутриклеточные паразиты. Строение вирусов. Простые Состоят из нукле.

Вирусы - внутриклеточные паразиты. Строение вирусов. Простые Состоят из нуклеиновой кислоты – ДНК или РНК – и белковой оболочки (капсида) Вирусы Вирус гриппа (увеличение в 30000 раз) Вирус гриппа Вирус табачной мозаики

Вирусы РНК - содержащие ДНК - содержащие С одной нитью нуклеиновой кислоты С.

Вирусы РНК - содержащие ДНК - содержащие С одной нитью нуклеиновой кислоты С двумя нитями нуклеиновой кислоты С одной нитью нуклеиновой кислоты С двумя нитями нуклеиновой кислоты Бактериофаг ФХ-174 Аденовирусы; Вирус оспы; Вирусы герпеса Энтеровирусы; Вирусы гриппа; Вирусы бешенства; Большинство вирусов растений (ВТМ) Ретровирусы (онкогенные); ВИЧ

Стадии репродукции (размножения) вирусов Название Происходящие процессы Адсо.

Стадии репродукции (размножения) вирусов Название Происходящие процессы АдсорбцияПрикрепление вирионов к поверхности клетки Инъекция Проникновение вириона в клетку и высвобождение вирусной нуклеиновой кислоты из белкового капсида. У бактериофагов в клетку попадает только нуклеиновая кислота Репликация вирусной нуклеиновой кислотыНа молекуле вирусной нуклеиновой кислоты по принципу комплементарности, из нуклеотидов, содержащихся в пораженной клетке, синтезируется большое количество молекул вирусной нуклеиновой кислоты. (При этом репликация нуклеиновых кислот клетки сильно подавляется) Синтез вирусных белковНа матрицах вирусной НК происходит синтез вирусных белков (белков капсида и ферментов). Процесс происходит на рибосомах пораженной клетки с использованием ее аминокислот. При этом процессы биосинтеза белков в клетке сильно подавляются. Сборка вирионовСборка вирусных частиц из синтезированных пораженной клеткой вирусных белков и нуклеиновых кислот. Выход вирионов из пораженной клеткиЧасто сопровождается лизисом (разрушением) клетки бактерии; у эукариот происходит выталкивание вирусных частиц в межклеточное вещество. Новые вирионы заражают новые клетки.

Цикл развития вирусов

Цикл развития вирусов

Заболевания, человека, животных и растений, вызываемые вирусами Болезни челов.

Заболевания, человека, животных и растений, вызываемые вирусами Болезни человекаБолезни животныхБолезни растений Грипп Оспа Корь Свинка (паротит) Бешенство Полиомиелит Желтая лихорадка Гепатит Краснуха Энцефалит Некоторые злокачественные опухолиБешенство ЯщурМозаичная болезнь табака, огурцов, томатов Карликовость Скручивание листьев, Желтуха свеклы

В 18 веке в Европе черной оспой заболело 12 млн. человек. Оспа ветряная (гер.

В 18 веке в Европе черной оспой заболело 12 млн. человек. Оспа ветряная (герпес, опоясывающий лишай)

Эдвард Дженнер (1749-1823)

Эдвард Дженнер (1749-1823)

 При первых симптомах гриппа обильное питьё (чай, морс, малина с мёдом) пос.

При первых симптомах гриппа обильное питьё (чай, морс, малина с мёдом) постельный режим жаропонижающие средства при температуре свыше 38,5 градусов. В первые же часы - интерферон и/или противовирусные (ремантадин, арбидол) поливитамины (или витамин С) вызов врача

Вирус СПИДа - ретровирус

Вирус СПИДа - ретровирус

Болезнь СПИД обнаружена в 1981г., а в 1983г. обнаружен возбудитель – ВИЧ. ВИЧ.

Болезнь СПИД обнаружена в 1981г., а в 1983г. обнаружен возбудитель – ВИЧ. ВИЧ обладает уникальной изменчивостью, которая в 5 раз превышает изменчивость вируса гриппа и в 100 раз больше, чем у вируса гепатита В. Беспрерывная генетическая и антигенная изменчивость вируса в человеческой популяции приводит к появлению новых вирионов ВИЧ, что резко усложняет проблему получения вакцины и затрудняет проведение специальной профилактики СПИДа. Для СПИДа характерен очень длительный инкубационный период. У взрослых он составляет в среднем 5 лет.

Вирус поражает ту часть иммунной системы человека, которая связана с Т – лимф.

Вирус поражает ту часть иммунной системы человека, которая связана с Т – лимфоцитами крови, обеспечивающими клеточный и гуморальный иммунитет. В результате болезни человеческий организм становится беззащитным перед инфекционными и опухолевыми заболеваниями, с которыми справляется нормальная иммунная система. Атака Т- лмфоцита ВИЧ

Стадии болезни СПИДа. I. Заражение вирусом ВИЧ: недельная лихорадка, увеличен.

Стадии болезни СПИДа. I. Заражение вирусом ВИЧ: недельная лихорадка, увеличение лимфоузлов, сыпь. Через месяц в крови обнаруживаются антитела к вирусу ВИЧ. II. Скрытый период (от нескольких недель до нескольких лет): изъязвления слизистой, грибковые поражения кожи, похудение, понос, повышенная температура тела. III. СПИД: воспаление легких, опухоли (саркома Капоши), сепсис и другие инфекционные заболевания.

Пути передачи ВИЧ - инфекции: 1. Половой (со спермой и влагалищным секретом).

Пути передачи ВИЧ - инфекции: 1. Половой (со спермой и влагалищным секретом) – при непостоянном половом партнере и гомосексуальных отношениях; при искусственном оплодотворении. 2. При использовании загрязненных медицинских инструментов, у наркоманов – одним шприцем. 3. От матери – ребенку: внутриутробно, при родах, при кормлении материнским молоком. 4. Через кровь: при переливании крови, пересадке органов и тканей.


Обратная транскрипция – синтез ДНК на РНК матрице Вирусная РНК Двойная спирал.

Обратная транскрипция – синтез ДНК на РНК матрице Вирусная РНК Двойная спираль ДНК Вирусная ДНК (одна цепь) Вирусная иРНК Белки вируса Обратная транскрипция репликация транскрипция трансляция Ретровирусы – семейство РНК – содержащих вирусов, для которых характерна обратная транскрипция.

После инфицирования клетки ретровирусом в цитоплазме начинается синтез вирусн.

После инфицирования клетки ретровирусом в цитоплазме начинается синтез вирусного ДНК- генома с использованием вирионной РНК в качестве матрицы. Все ретровирусы используют для репликации своего генома механизм обратной транскрипции: вирусный фермент обратная транскриптаза (или ревертаза) синтезирует одну нить ДНК на матрице вирусной РНК. Затем уже на матрице синтезированной нити ДНК достраивает вторую, комплементарную ей нить. Образуется двунитевая молекула ДНК, которая интегрируется в хромосомную ДНК клетки во время клеточного деления, когда нет ядерной оболочки, Исключением является ВИЧ, ДНК которого активно проникает в ядро и далее служит матрицей для синтеза молекул вирусных РНК. Эти РНК выходят из клеточного ядра и в цитоплазме клетки упаковываются в вирусные капсиды, способные инфицировать новые клетки.


ВИРУСЫ ЖИВОТНЫХ Бешенство Ящур

ВИРУСЫ ЖИВОТНЫХ Бешенство Ящур

Привлекательная болезнь. Эти полосы на цветке тюльпана вызваны вирусом, котор.

Привлекательная болезнь. Эти полосы на цветке тюльпана вызваны вирусом, который передается следующим поколениям. ВИРУСЫ РАСТЕНИЙ

Бактериофаги 1915 год Ф.Тоурт 1917 год Ф. де Эрелль открыли вирусы бактерий –.

Бактериофаги 1915 год Ф.Тоурт 1917 год Ф. де Эрелль открыли вирусы бактерий – бактериофаги

Строение бактериофага

Бактериофаги или фаги, которые способны проникать в бактериальную клетку и ра.

Бактериофаги или фаги, которые способны проникать в бактериальную клетку и разрушать ее Через 10—15 мин под действием этой ДНК перестраивается весь метаболизм бактериальной клетки, и она начинает синтезировать ДНК фага, а не собственную. При этом синтезируется и фаговый белок Завершается процесс появлением 200 — 1 000 новых фаговых частиц, в результате чего клетка бактерии погибает


«Бактериофаги действуют медленнее, но зато они безвредны: не влияют на естест.

Значение вирусов в эволюционном процессе Вирусы являются важным естественным.

Значение вирусов в эволюционном процессе Вирусы являются важным естественным средством переноса генов между различными видами, что вызывает генетическое разнообразие (материал для естественного отбора).

Представитель какой группы организмов изображён на рисунке? 1) одноклеточных.

Представитель какой группы организмов изображён на рисунке? 1) одноклеточных грибов 2) простейших 3) вирусов 4) одноклеточных водорослей

К доклеточным формам жизни относят 1) холерный вибрион 2) туберкулёзную палоч.

К доклеточным формам жизни относят 1) холерный вибрион 2) туберкулёзную палочку 3) вирус герпеса 4) дизентерийную амёбу

Что является возбудителем гриппа? 1) бактерия 2) вирус 3) грибок 4) простейшее

Что является возбудителем гриппа? 1) бактерия 2) вирус 3) грибок 4) простейшее


К какой группе тел живой природы относят изображённый на рисунке объект: эука.

К какой группе тел живой природы относят изображённый на рисунке объект: эукариоты нанороботы прокариоты вирусы

Задание 27. Выберите из предложенного списка и вставьте в текст пропущенные с.

Задание 27. Выберите из предложенного списка и вставьте в текст пропущенные слова, используя для этого их цифровые обозначения. Впишите номера выбранных слов на место пропусков в тексте ВИРУСЫ Вирусы - ---------- (А) формы жизни, проявляющие некоторые признаки живых организмов только внутри других клеток. Вирус состоит из генетического материала и -------(Б). Генетический материал образован ------(В): ДНК или РНК. ДНК-содержащие вирусы после проникновения в клетку встраивают свою ДНК в собственный генетический материал клетки. РНК-содержащие вирусы после проникновения в клетку сначала преобразуют информацию своей РНК в ДНК, путём -------(Г), а затем она встраивается в генетический материал клетки. Перечень терминов: 1) белок 5) обратная транскрипция 2) нуклеиновая кислота 6) трансляция 3) клеточная мембрана 7) одноклеточный 4) белковый капсид 8) неклеточный А Б В Г 8 4 2 5

Почему ученые считают вирусы промежуточным звеном между живой и неживой приро.

Почему ученые считают вирусы промежуточным звеном между живой и неживой природой? Ответ поясните. Элементы ответа: вирусы имеют молекулу ДНК или РНК, обладают наследственностью и изменчивостью; способны к самовоспроизведению, что характерно для живой природы; при неблагоприятных условиях они способны кристаллизироваться, что делает их похожими на тела неживой природы.

Как известно, существуют вирусы, имеющие наследственный аппарат в виде ДНК ил.

Как известно, существуют вирусы, имеющие наследственный аппарат в виде ДНК или РНК. Чем по химическому составу различаются РНК- и ДНК-содержащие вирусы? 1) У ДНК-содержащих вирусов ДНК имеет — азотистое основание — тимин; углевод — дезоксирибоза. 2) У РНК-содержащих вирусов РНК — азотистое основание — урацил; углевод — рибоза.

Какие признаки характерны для вирусов? 1) Не имеют клеточного строения. 2) Вн.

Какие признаки характерны для вирусов? 1) Не имеют клеточного строения. 2) Внутриклеточные паразиты, не способны к обмену веществ (росту, питанию и т. д). 3) Имеют одну молекулу ДНК или РНК, заключенную в белковую оболочку (капсид).

Читайте также: