Вирусы проблема 21 века проект

Обновлено: 18.04.2024

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Автор проекта: Эндриш Юлиана, обучающаяся 8 класса

Наставник проекта: Илюшкина Мария Анатольевна,

п. Комсомольский, 2020 г.

1.1. Что такое вирусы, их строение….……………………………………..….6

1.2. История открытия вирусов………………………………………………..8

1.3. Происхождение и размножение вирусов……….….…..…………..…. 9

Кусает больно и обидно,

Хоть самого подчас не видно…

К концу прошлого века никто уже не сомневался, что каждую заразную болезнь вызывает свой микроб, с которым можно успешно бороться.

Тема вирусов необъятна, и естественно, сказать все о вирусах невозможно. Очень многое неизвестно до сих пор. Но я постаралась передать основные понятия о вирусах, которые необходимы каждому, в том числе и мне. Выполняя эту работу, я узнала не только о строении и размножении вирусов, но и о том, какие есть вирусные заболевания. В современном мире такие знания просто необходимы и они пригодятся каждому, потому что вирусы - наши постоянные спутники.

Вирусы вездесущи, их можно найти повсюду, где есть жизнь. Можно даже сказать, что вирусы своеобразные "индикаторы жизни". Они наши постоянные спутники и со дня рождения сопровождают нас всегда и везде. Подсчитано, что человек при средней жизни в 70 лет примерно 7 лет болеет различными вирусными инфекциями. Вред, который они причиняют, очень велик. Достаточно сказать, что "на совести" больше половины всех заболеваний человека, а если вспомнить, что эти мельчайшие из мелких поражают ещё животных, растения и даже своих ближайших родственников по микромиру - бактерий, то станет ясно, что борьба с вирусами - одна из первоочередных задач науки.

Общее представление о проекте: проект представляет собой информацию о вирусах и вирусных заболеваниях.

Объектом изучения являются вирусы – неклеточная форма жизни.

Я поставила перед собой цель:

- собрать информацию и обобщить материал о вирусах как представителях неклеточной формы жизни, их строении, происхождении, истории открытия вирусов; о вирусных заболеваниях.

Для достижения цели я поставила задачи:

- собрать материал о вирусах, их строении, многообразии, о вирусных заболеваниях, и мерах защиты от них;

- провести анализ собранного материала, систематизировать его; представить собранный материал в виде проекта;

1. Теоретическая часть

1.1. Что такое вирусы, их строение

Все живые организмы, обитающие на Земле, представлены клеточными формами: одноклеточные организмы – одной клеткой, а многоклеточные построены из большого их числа. Единственным исключением из этого общего правила являются вирусы, тело которых не имеет клеточного строения. Являются внутриклеточными паразитами, не способными к жизнедеятельности вне живых клеток.

Вирусы имеют очень простое строение. Каждый вирус состоит из нуклеиновой кислоты (или ДНК, или РНК) и белка. Нуклеиновая кислота является генетическим материалом вируса. Она окружена защитной белковой оболочкой – капсидом. Внутри капсида могут находиться собственные вирусные ферменты. Некоторые вирусы, например вирус гриппа и ВИЧ, имеют дополнительную оболочку, которая образуется из клеточной мембраны клетки-хозяина. Капсид вируса, как правило, имеет спиральную или многогранную форму.

Сложно организованные вирусы имеют дополнительную оболочку – белковую или липопротеиновую; иногда в наружных оболочках сложных вирусов помимо белков содержатся углеводы. Примером сложно организованных вирусов служат возбудители гриппа и герпеса. Их наружная оболочка - это фрагмент ядерной или цитоплазматической мембраны клетки-хозяина, из которой вирус выходит во внеклеточную среду.

Учёные считают, что вирусы как структуры находятся на самой границе между живыми и неживыми организмами. Доказательством того, что вирусы живые, является способность их воспроизводить себя. У них есть генетический материал в виде ДНК или РНК. Вирусы обладают наследственностью и изменчивостью. Для них характерна приспособляемость к меняющимся условиям окружающей среды. В то же время вирусы не имеют клеточного строения и не могут воспроизводить себя вне клетки – хозяина. Они не используют пищу, не могут вырабатывать энергию, не растут, не имеют обмена веществ. По образу жизни вирусы являются внутриклеточными паразитами. Они проникают внутрь клетки хозяина, нейтрализуют ДНК хозяина, с помощью своей ДНК или РНК способствуют синтезу новых копий вируса.

1.2. История открытия вирусов

Вирусы в микробиологии стали чем-то новым, но данные о них накапливались постепенно. Исследователь Луи Пастер так и не смог найти агент, который вызывает бешенство. Из-за этого он предположил, что тот настолько мал, что рассмотреть его под микроскопом невозможно. В 1884 году Шарль Шамберлан - известный микробиолог из Франции - изобрел фильтр, поры которого гораздо меньше бактерий. При помощи этого инструмента можно полностью удалить бактерии из жидкости. В 1892 году российский микробиолог Дмитрий Иосифович Ивановский использовал этот аппарат для исследования вида, который позже получил название вируса табачной мозаики. Эксперименты ученого показали, что даже после фильтрации сохраняются инфекционные свойства. Он предположил, что инфекция может быть спровоцирована токсином, который выделяют бактерии.

1.3. Происхождение и размножение вирусов

Вирусы — сборная группа, не имеющая общего предка. В настоящее время существует несколько гипотез, объясняющих происхождение вирусов.

Существует 3 основных концепции происхождения вирусов:

1) Вирусы — потомки бактерий и других одноклеточных организмов, претерпевших дегенеративную (регрессивную) эволюцию.

2) Вирусы — потомки древних доклеточных форм жизни, перешедших к паразитическому способу существования.

3) Вирусы — производные клеточных генетических структур, ставших относительно автономными, но сохранивших зависимость от клеток.

Ни один из известных на сегодняшний день вирусов не способен к самостоятельному существованию. Обычно вирус сначала связывается с поверхностью клетки-хозяина, а затем или проникает целиком (путем эндоцитоза), или с помощью специальных приспособлений вводит в клетку свою нуклеиновую кислоту. Попав в клетку, генетический материал вируса взаимодействует с ДНК хозяина таким образом, что клетка сама начинает синтезировать необходимые вирусу белки. Одновременно происходит копирование наследственного материала паразита, и в цитоплазме зараженной клетки начинается самосборка новых вирусных частиц. Готовые вирусные частицы покидают клетку или постепенно, не вызывая ее гибели, но изменяя работоспособность, или одновременно в большом количестве, что приводит к разрушению клетки.

233859

1.4. Вирусные заболевания.

Вирусы поражают человека, домашних и диких животных, сельскохозяйственные и дикие растения, простейших, бактерии, грибы. Всех живущих подстерегают многочисленные болезни и в первую очередь различные инфекции, среди которых более 75% вызываются вирусами. Цифры заболеваемости по нашей стране показывают, что уже много лет первые четыре места среди всех инфекций уверенно держат четыре, уже знакомые вам вирусные болезни. Это, прежде всего, различные ОРЗ, затем грипп, далее следует гепатит и, наконец, корь. Осложнения после, например, гриппа могут стать ужасными. Хронический насморк или хуже . от гриппа можно умереть. Почти каждый день мы встречаемся с разными видами вирусов, даже не подозревая этого. Вирусы являются возбудителями ряда опасных заболеваний: герпеса, полиомиелита, кори, краснухи, оспы, гепатита, энцефалита, бешенства, гриппа и др.

Полиомиелит : когда-то это заболевание убивало и калечило детей. Виноваты могут быть в болезни не один, а целых три вируса. Когда вирус попадает в организм, он проходит по нервам и крови в спинной мозг и головной мозг, там он поселяется в клетках серого вещества мозга.

Корь и краснуха : это детские вирусные заболевания. Правда, ими болеют и взрослые, но редко. Взрослые обычно болеют тяжелее, и у них чаще бывают осложнения. Характеризуется высоким уровнем восприимчивости (индекс контагиозности приближается к 100 %), высокой температурой (до 40,5 °C), воспалением слизистых оболочек полости рта и верхних дыхательных путей, конъюнктивитом и характерной пятнисто-папулезной сыпью кожных покровов, общей интоксикацией.
Ветряная оспа (ветрянка) : это не самое тяжелое заболевание, большая часть населения переносит его в детстве. Эта оспа очень быстро и стремительно распространяется, как ветром разносится. Осложнения очень опасны, поэтому заболевшему необходим щадящий режим. Люди, выживающие после оспы, могут частично или полностью терять зрение, и практически всегда на коже остаются многочисленные рубцы в местах бывших язв.

Бешенство : вирусное заболевание, передающееся человеку от больного животного при укусе или контакте со слюной больного животного, чаще всего собаки. В организме укушенного человека болезнь возникает не сразу, чаще всего через 2 - 6 недель. Один из основных признаков развивающегося бешенства - водобоязнь, когда у больного затруднено глотание жидкости, руки вытягиваются вперёд и дрожат, голова и туловище отклоняются назад, шея напрягается, лицо искажается и выражает сильное страдание и страх, цвет лица делается синюшным, широко раскрытые глаза устремляются в одну точку, глазное яблоко выпучено, зрачки расширены, на лице заметны судорожные сокращения мышц.

Желтая лихорадка: Жертвы этого заболевания - многие тысячи людей. Высокая температура, сильная головная боль и боли в спине, пожелтение кожи, рвота с кровью, бред и не редко смертельный исход - симптомы жёлтой лихорадки.

ü Чувство усталости

ü Затрудненное дыхание

ü Высокая температура

ü Кашель и/ или боль в горле

Симптомы во многом сходны со многими респираторными заболеваниями, часто имитируют обычную простуду, могут походить на грипп.

Передача коронавируса: Как и другие респираторные вирусы, коронавирус распространяется через капли, которые образуются, когда инфицированный человек кашляет или чихает. Кроме того, он может распространяться, когда кто-то касается любой загрязненной поверхности, например дверной ручки. Люди заражаются, когда они касаются загрязненными руками рта, носа или глаз. Изначально, вспышка произошла от животных, предположительно, источником стал рынок морепродуктов в Ухани, где шла активная торговля не только рыбой, но и такими животными, как сурки, змеи и летучие мыши. Коронавирус и вирус гриппа могут иметь сходные симптомы, но генетически они абсолютно разные. Вирусы гриппа размножаются очень быстро – симптомы проявляются через два-три дня после заражения, а коронавирусу требуется для этого до 14 дней.

Как защитить себя от заражения коронавирусом? Самое важное, что можно сделать чтобы защитить себя, - это поддерживать чистоту рук ( мыть с мылом или использовать дезинфицирующее средство) и поверхностей.

Можно ли вылечить новый коронавирус? На сегодняшний день большинство заболевших людей выздоравливают. Необходимо обращаться за медицинской помощью. Врач госпитализирует по показаниям и назначит лечение. Не существует специфического противовирусного препарата от нового коронавируса- так же, как нет специфического лечения от многих других респираторных вирусов, вызывающих простудные заболевания. В настоящее время вакцины от данного вируса нет, но во многих странах уже начаты ее разработки. Но есть схемы лечения и препараты, которые помогают выздороветь. Самым опасным осложнением является вирусная пневмония. Чтобы вовремя начать лечение нужно своевременно обратиться за медицинской помощью.

Кто в группе риска? Люди всех возрастов рискуют заразиться вирусом. В заявлении комиссии по здравоохранению Ухани говориться, что в основном заболели люди старше 50-ти лет. Однако, как и в случае большинства других вирусных респираторных заболеваний, люди с ослабленной иммунной системой, имеющие сопутствующие болезни – в зоне риска.

Испанка, или испанский грипп, вызванный вирусом Н1 N 1 – остается самой разрушительной пандемией гриппа в современной истории. Заболевания охватило весь земной шар в 1918 году и, по оценкам, привело к гибели от 50 до 100 миллионов человек.

Вспышка свинного гриппа 2009 года унесла жизни 575 400 человек.

Азиатский грипп в 1957 году, привел к гибели примерно дву миллионов человек, а гонконгский грипп 11 лет спустя (1968 г) унес один миллион человек.

Существуют три основных способа борьбы с вирусными заболеваниями – вакцинация, применение интерферона и химиотерапия. Каждый из них действует по – своему: вакцины включают систему иммунитета, интерферон подавляет распространение вирусов, проникших внутрь клеток, а химиопрепараты вступают в единоборство и приостанавливают начинающуюся болезнь. Исторически самым старым и надёжным является метод вакцинации. С помощью вакцин резко снижена заболеваемость полиомиелитом, бешенством, корью, краснухой, эпидемическим паротитом, жёлтой лихорадкой, энцефалитами и другими вирусными инфекциями. Другим способом защиты человека от вирусов является использование сывороток и гаммаглобулинов, полученных из крови людей, переболевших той или иной вирусной болезнью. Такие сыворотки содержат антитела, способные нейтрализовать соответствующие вирусы и создавать пассивный иммунитет уже через несколько часов после их введения. Этот способ используется для предупреждения кори, лечения энцефалитов и других вирусных заболеваний.

В отличие от вакцин и химиопрепаратов, интерферон обладает универсально широким спектром действия и активен практически против всех вирусов, он подавляет размножение вирусов, уже проникнувших внутрь клеток. Клинические испытания интерферона показали, что он активен при острых респираторных заболеваниях, в тех случаях, когда вакцинация малоперспективна.

Чтобы оказаться зараженным, не обязательно вступать в прямой контакт с больным человеком. Способы передачи:

- прямой контакт - непосредственный контакт с источником инфекции;

- непрямой контакт - соприкосновение с предметом, которым пользовался больной человек;

- через переносчика - инфицирование через другой источник;

- воздушно-капельный путь - вдыхание мельчайших капель мокроты инфицированного человека.

Основным средством профилактики вирусных заболеваний у человека является ношение марлевых повязок при контакте с больными заболеваниями дыхательных путей, мытье рук, овощей и фруктов, протравливание мест обитания переносчиков вирусных заболеваний, вакцинация от клещевого энцефалита, стерилизация медицинских инструментов в лечебных учреждениях и др.

Куликова Елена Валентиновна

Проблема: Отсутствие данных об угрозе здоровью людей вирусных инфекций (в том числе птичий грипп) в школе, не дает школьникам полной картины об опасности заболевания.
Актуальность темы продиктована необходимостью изучения мер по профилактике гриппа птиц в связи со сложившейся ситуацией в стране. Причинами могут стать миграции диких перелетных птиц.

ВложениеРазмер
berezhnoy_infektsii.docx 288.79 КБ

Предварительный просмотр:

Городская научно – практическая конференция

Вирусные инфекции XXI века

Человек и его здоровье

Бережной Александр Николаевич

Арефичева Елена Валентиновна

учитель начальных классов

Симптомы и причины птичьего гриппа

Лечение и профилактика птичьего гриппа

Птичий грипп сегодня

  1. Заключение
  2. Список литературы
  3. Приложения

Проблема: Отсутствие данных об угрозе здоровью людей вирусных инфекций (в том числе птичий грипп) в школе, не дает школьникам полной картины об опасности заболевания.
Актуальность темы продиктована необходимостью изучения мер по профилактике гриппа птиц в связи со сложившейся ситуацией в стране. Причинами могут стать миграции диких перелетных птиц.

Цель : Выявить, что же такое инфекции XXI века (в частности птичий грипп). Самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил личной гигиены.

  • изучить научную литературу по данной теме;
  • проанализировать данные из средств массовой информации;
  • разработать систему работы в школе по профилактике птичьего гриппа;
  • экспериментально обосновать эффективность разработанной системы;
  • стремиться создавать здоровьесберегающую среду в классе и школе.
  • теоретический анализ научно-медицинской литературы;
  • анкетный опрос учащихся;
  • анализ результатов.

Теоретическая и практическая значимость заключается в том, что полученную в ходе исследования информацию можно интерпретировать по разному, ее могут использовать в работе с учащимися разные специалисты: учителя, мед работники, воспитатели детсадов, социальные педагоги.

Большинство людей считают, что вирусы - это отдельные живые организмы, которые попадая в организм человека начинают быстро размножаться. Но это не так. Вирусы не живые и не могут размножаться. Вирусы - это даже не одноклеточные организмы, а просто обломки ДНК и РНК. Вирусы в сотни раз меньше бактерий и отличаются огромным разнообразием форм.

Вирусы — это весьма хитрые создания. Они не просто живут в клетках нашего организма, но и способны встраиваться в генетические механизмы, поэтому при делении клетки вирус автоматически передается в следующую клетку. Если мы однажды получили вирус, то сохраняем его на всю оставшуюся жизнь, тем более что вирусы устойчивы практически ко всем лекарственным препаратам.

В распространении вирусных инфекций важную роль играют условия нашей современной жизни. Много жителей в городах, переезд молодежи в крупные города с заводами из сельской местности, быстрый темп современной жизни, войны приводят к тому, что вирусы поражают прежде всего самую активную, молодую часть населения.

Вирусы инфицируют животных, растения, человека, бактерии. Как же это происходит? Сначала им надо найти хозяина и запустить в него свой обломочек. Но не все клетки восприимчивы к вирусам (восприимчивы только больные и пораженные клетки). После того, как вирус проник в пораженную клетку, он начинает размножать там свою ДНК. В результате чего клетка погибает и организм начинает болеть. Вирусы являются паразитами, которые целиком и полностью зависят от организма, в котором находятся. Это не живые организмы, а некое среднее звено между живой и неживой материей.

Вирус бубонной чумы - не единожды провоцировал крупномасштабные эпидемии, в результате которых погибли миллионы людей.

Вирус всем известного гриппа.

Вирус Эбола - один из самых таинственных вирусов, а вызванное им заболевание в 90 % случаев заканчивается летально.

Вирусы являются источником болезней таких как черная оспа, СПИД, грипп, птичий грипп, свиной грипп, вирусные пневмонии и др.

Я хочу рассказать про птичий грипп. История этого заболевания началась с 1997 г. в Китае, тогда от респираторного заболевания внезапно скончался ребенок. В 2003-2004 гг. вирус добрался до Европы и Азии. На данный момент в разных странах, в числе которых оказались Гонконг, Камбоджа, Таиланд, Турция и Индонезия зафиксировано приблизительно 200 случаев птичьего гриппа у человека. Что же собой представляет птичий грипп, как распознать симптомы и какие существуют меры профилактики?

Основными переносчиками вируса являются дикие птицы. Передача вируса происходит при контакте здоровых птиц с больными, через помет, а также через вещи и предметы (обувь, транспорт). Переносчиками птичьего гриппа могут выступать и другие животные, к примеру, крысы, которые сами не болеют, но могут переносить вирус на своей шерсти. Известно, что вирус птичьего гриппа проникает в дыхательные пути или попадает в глаза воздушно-капельным путем.

Основная причина заражения - это непосредственный контакт с зараженной птицей.

Симптомы и причины птичьего гриппа

  • высокая температура;
  • заложенность носа;
  • затруднение дыхания;
  • понос;
  • тошнота;
  • рвота;
  • боль в мышцах и суставах.

Через некоторое время наступает быстрое клиническое ухудшение, развивается атипичная пневмония. Временной промежуток между первыми симптомами и возникновением острой дыхательной недостаточности составляет всего 6 дней. В половине всех случаев заболевания птичьим гриппом закончились летальным исходом.

Чтобы поставить диагноз птичьего гриппа, врачу надо детально расспросить больного об условиях его жизни: был ли контакт с птицами. В случае подтверждения диагноза, нужно обязательно лечь в больницу. Самостоятельно птичий грипп не лечится.

Лечение и профилактика птичьего гриппа

Чтобы не заразиться птичьим гриппом необходимо соблюдать личную гигиену, избегать контакта с больными людьми (с подозрением на грипп А(H5N1) и не пользоваться общей посудой. Особое внимание следует уделить своей иммунной системе, для ее укрепления необходимо включить в рацион продукты насыщенные витаминами, принимать иммуностимуляторы. Во время эпидемии гриппа следует надевать марлевую повязку и менять ее через каждые два-три часа. Планируя путешествие за границу, в страну в которой были зафиксированы случаи инфицирования гриппом А/H5N1, необходимо пройти вакцинацию или вовсе отказаться от путешествия. К сожалению, в 50-60 % случаев птичий грипп приводит к летальному исходу.

Больным с признаками гриппа , в том числе и птичьего, необходимо назначение специальных препаратов. Продолжительность курса лечения и доза препаратов не определены и поэтому специалисты рекомендуют применять лекарственные препараты в одобренных дозах. Ни о каком самолечении не может быть речи, заболевание опасно и требует немедленной госпитализации.

Вакцины от птичьего гриппа не существует. В настоящее время большое число компаний и институтов (из Европы, США, России и Китая) работают над созданием вакцины от птичьего гриппа, но пока безрезультатно.

Стандартные методы профилактики будут эффективны и в отношении птичьего гриппа, если он сможет передаваться от человека к человеку.

  • не разрешать детям играть с дикими и больными птицами;
  • не трогать руками и не использовать в пищу мясо умерших птиц;
  • о случае смерти птицы необходимо известить местного ветеринара:
  • умерших птиц, необходимо закопать, предварительно надев респиратор, а после тщательно вымыть руки и сменить одежду;
  • мясо и яйца птиц подвергать тщательной термической обработке;
  • мясо и полуфабрикаты из мяса птицы в холодильнике хранить отдельно от других продуктов.

Осложнения

  • вирусная пневмония;
  • почечная, печеночная недостаточности;
  • энцефалит ;
  • поражение кроветворных органов;

Осложнения – основная причина смерти. Чаще всего от гриппа Н5N1 умирают на второй неделе заболевания.

Птичий грипп сегодня

На какое-то время все позабыли о птичьем гриппе, на его место приходил ничуть не менее страшный свиной грипп . Однако ученые не успокаивались и продолжали исследования. Некоторые из них дали неожиданные результаты.

Учёные выяснили, что при определенных условиях птичий грипп сможет передаваться от человека к человеку , хотя раньше предполагали, что вирус передается лишь от птиц к человеку. К счастью, подобный штамм пока существует только в лабораториях. Мелькали слухи о том, что было принято решение засекретить все подобные разработки, чтобы штамм птичьего гриппа не попал в руки к террористам, которые, угрожая заражением, смогут выдвигать свои требования.

Но птичий грипп не пропал бесследно. В этом году уже выявлены случаи заболевания в Мексике, Китае, Индонезии, Камбодже, Вьетнаме, причем не во всех случаях удалось выявить источники заболеваний.

В процессе работы над данной темой, изучая дополнительную литературу, я проанализировал средства и способы профилактики птичьего гриппа, оценил эффективность профилактических мер, познакомил одноклассников с рекомендациями по профилактике птичьего гриппа.

Итак, наша защита от вирусов – это хорошая иммунная система. Поэтому нашей задачей сейчас является укрепление иммунитета с помощью правильного питания и образа жизни.

СТРОЕНИЕ И ЖИЗНЕННЫЕ ЦИКЛЫ ВИРУСОВ:

Жизненный цикл вируса можно разбить на 6 этапов, которые могут перекрываться во времени:

1.Прикрепление — образование связи между белками вирусного капсида и рецепторами на поверхности клетки-хозяина. Эта связь определяет круг хозяев вируса, то есть инфицирование вирусом только тех клеток, которые способны осуществить его репликацию. Изменения белка оболочки служит сигналом к проникновению вируса в клетку.

2.Проникновение в клетку. Вирус доставляет внутрь клетки свой генетический материал (иногда собственные белки). Разные вирусы используют разные стратегии.

3.Лишение оболочек. Процесс потери капсида при помощи вирусных ферментов или клетки-хозяина, либо результат обычной диссоциации.

4.Репликация. Репликация вируса - включает синтез мРНК ранних генов вируса. Синтез вирусных белков, сборка сложных белков и репликацию вирусного генома.

5. Сборка вирусных частиц, затем модификация белков.

6.Выход из клетки. Вирусы могут покинуть клетку после лизиса, процесса, в ходе которого клетка погибает из-за разрыва мембраны и клеточной стенки.

Активно размножающийся вирус не всегда убивает клетку-хозяина.

Вирусы в жизни человека:

Влияние вирусов на организм хозяина. Проникновение вируса в клетку вызывает в ней инфекционные процессы

Вирусы могут вызывать у человека многие серьезные болезни, такие как: геморрагическая лихорадка Эбола, СПИД, птичий грипп и тяжелый острый респираторный синдром. Вирусы, проникшие в организм хозяина, распространяются по кровеносной, лимфатической или по нервнойсистеме.

В ответ на проникновение вируса в клетку могут вырабатываться защитные белки - интерфероны, подавляющие размножение вирусов. В отличие от антител, интерфероны не имеют специфичности в отношении определенных видов вирусов. Их применяют в лечении и профилактике многих вирусных заболеваний.

Кроме гуморального иммунитета, есть и клеточный, основанный на способности некоторых видов лейкоцитов распознавать инфицированные вирусами клетки и уничтожать их. В гемолимфе членистоногих найдено особые ферменты, которые разлагают вирусные частицы.

В одних случаях организм, который перенес вирусную инфекцию, в дальнейшем сохраняет невосприимчивость к ее возбудителю. В других случаяхвозможны и повторные заболевания.

Почему же вирус-это беда?

Вирусы вызывают различные, часто массовые (эпидемические) и очень опасные заболевания человека, животных и растений, чем наносят им значительный ущерб. У человека, например, вирусы поражают органы дыхания (грипп), пищеварительную (гастроэнтериты, гепатиты) или нервную (полиомиелит) системы, кожу и слизистые оболочки (корь, герпес), подавляют иммунные реакции организма (СПИД), приводят к раковым заболеваниям. Некоторые вирусы могут вызывать пожизненные или хронические инфекции, при которых вирус продолжает размножаться в теле человека, несмотря на действие защитных механизмов. Это происходит при инфекциях, вызванных вирусами гепатита B и C.

Вирус постоянно мутирует.

Способы передачи инфекционных заболеваний:

1.Воздушно-капельная инфекция-это самый обычный способ распространения респираторных заболеваний. Заражение происходит при вдыхании воздуха, кашле, чихании, разговоре в местах большого скопления людей.

2. Контактная инфекция-при непосредственном физическом контакте с больными животными или людьми , а также через раны на коже.

Всем известные вирусы :

2.Вирус гриппа-вызываету человека острое инфекционное заболевание дыхательных путей. В настоящее время существует более 2 тыс. вариантов

3.Ротавирус-является наиболее распространённой причиной острой диареи у младенцев и детей.

4.Вирус Эбола- вызывает геморрагическую лихорадку Эбола. Передаётся при прямом контакте с кровью, выделениями, другими жидкостями и органами инфицированного человека.

5.Вирус оспы-возбудитель высокозаразного одноимённого заболевания, поражающего только человека.

6.Вирус бешенства-опасный вирус, вызывает бешенство у человека имлекопитающих, при котором происходит поражение центральной нервной системы.

7.Вирус иммунодефицита человека- самый опасный вирус человека, возбудитель ВИЧ-инфекции/СПИД, который передаётся через прямой контакт слизистых оболочек или крови с жидкостью телесного происхождения больного.

Методы профилактики вирусных заболеваний:

1.Прививки: вакцинация показывает хорошие результаты: даже если человек заболевает, то болезнь протекает в более легкой форме.

2.Карантин. В период эпидемии вирусных заболеваний рекомендуется избежать нахождения в местах с большим скоплением людей. И если поездки на работу в метро или школу не избежать, то поход в кино или торговый центр можно перенести. Лучше заменить такие развлечения прогулкой на свежем воздухе.

3. Свежий воздух. Регулярное проветривание помещение позволяет снизить концентрацию бактерий и вирусов в воздухе. Отличным решением станет использование очистителей воздуха, которые не только удаляют вирусы, но и не дают проникать в помещение частичек пыли и других аллергенов с улицы.

5. Закаливание растирание влажным полотенцем, приняте воздушные ванны. Закаливание – процесс долгий и требует постоянства.

СТРОЕНИЕ И ЖИЗНЕННЫЕ ЦИКЛЫ ВИРУСОВ:

Жизненный цикл вируса можно разбить на 6 этапов, которые могут перекрываться во времени:

1 .Прикрепление — образование связи между белками вирусного капсида и рецепторами на поверхности клетки-хозяина. Эта связь определяет круг хозяев вируса, то есть инфицирование вирусом только тех клеток, которые способны осуществить его репликацию. Изменения белка оболочки служит сигналом к проникновению вируса в клетку.

2. Проникновение в клетку . Вирус доставляет внутрь клетки свой генетический материал (иногда собственные белки). Разные вирусы используют разные стратегии.

3. Лишение оболочек . Процесс потери капсида при помощи вирусных ферментов или клетки-хозяина, либо результат обычной диссоциации.

4. Репликация . Репликация вируса - включает синтез мРНК ранних генов вируса. Синтез вирусных белков, сборка сложных белков и репликацию вирусного генома.

5 . Сборка вирусных частиц, затем модификация белков.

6. Выход из клетки . Вирусы могут покинуть клетку после лизиса, процесса, в ходе которого клетка погибает из-за разрыва мембраны и клеточной стенки.

Активно размножающийся вирус не всегда убивает клетку-хозяина.

Вирусы в жизни человека:

Влияние вирусов на организм хозяина. Проникновение вируса в клетку вызывает в ней инфекционные процессы

Вирусы могут вызывать у человека многие серьезные болезни, такие как: геморрагическая лихорадка Эбола, СПИД, птичий грипп и тяжелый острый респираторный синдром. Вирусы, проникшие в организм хозяина, распространяются по кровеносной, лимфатической или по нервной систем е.

В ответ на проникновение вируса в клетку могут вырабатываться защитные белки - интерфероны, подавляющие размножение вирусов. В отличие от антител, интерфероны не имеют специфичности в отношении определенных видов вирусов. Их применяют в лечении и профилактике многих вирусных заболеваний.

Кроме гуморального иммунитета, есть и клеточный, основанный на способности некоторых видов лейкоцитов распознавать инфицированные вирусами клетки и уничтожать их. В гемолимфе членистоногих найдено особые ферменты, которые разлагают вирусные частицы.

В одних случаях организм, который перенес вирусную инфекцию, в дальнейшем сохраняет невосприимчивость к ее возбудителю. В других случаях возможны и повторные заболевания.

Почему же вирус-это беда?

Вирусы вызывают различные, часто массовые (эпидемические) и очень опасные заболевания человека, животных и растений, чем наносят им значительный ущерб. У человека, например, вирусы поражают органы дыхания (грипп), пищеварительную (гастроэнтериты, гепатиты) или нервную (полиомиелит) системы, кожу и слизистые оболочки (корь, герпес), подавляют иммунные реакции организма (СПИД), приводят к раковым заболеваниям. Некоторые вирусы могут вызывать пожизненные или хронические инфекции, при которых вирус продолжает размножаться в теле человека, несмотря на действие защитных механизмов. Это происходит при инфекциях, вызванных вирусами гепатита B и C.

Вирус постоянно мутирует.

Способы передачи инфекционных заболеваний:

1.Воздушно-капельная инфекция - это самый обычный способ распространения респираторных заболеваний. Заражение происходит при вдыхании воздуха, кашле, чихании, разговоре в местах большого скопления людей.

2. Контактная инфекция - при непосредственном физическом контакте с больными животными или людьми , а также через раны на коже.

Всем известные вирусы :

2. Вирус гриппа - вызыва ет у человека острое инфекционное заболевание дыхательных путей. В настоящее время существует более 2 тыс. вариантов

3. Ротавирус- явля ется наиболее распространённой причиной острой диареи у младенцев и детей .

4. Вирус Эбола- вызыва ет геморрагическую лихорадку Эбола. Передаётся при прямом контакте с кровью, выделениями, другими жидкостями и органами инфицированного человека .

5. Вирус оспы - возбудитель высокозаразного одноимённого заболевания, поражающего только человека.

6. Вирус бешенства - опасный вирус, вызыва ет бешенство у человека и млекопитающих , при котором происходит поражение центральной нервной системы .

7. Вирус иммунодефицита человека - самый опасный вирус человека, возбудитель ВИЧ-инфекции/СПИД, который передаётся через прямой контакт слизистых оболочек или крови с жидкостью телесного происхождения больного.

Методы профилактики вирусных заболеваний :

1. Прививки: в акцинация показывает хорошие результаты: даже если человек заболевает, то болезнь протекает в более легкой форме .

2. Карантин . В период эпидемии вирусных заболеваний рекомендуется избежать нахождения в местах с большим скоплением людей. И если поездки на работу в метро или школу не избежать, то поход в кино или торговый центр можно перенести. Лучше заменить такие развлечения прогулкой на свежем воздухе.

3. Свежий воздух . Регулярное проветривание помещение позволяет снизить концентрацию бактерий и вирусов в воздухе. Отличным решением станет использование очистителей воздуха, которые не только удаляют вирусы, но и не дают проникать в помещение частичек пыли и других аллергенов с улицы.

5. Закаливание растира ние влажным полотенцем, прин яте воздушные ванны. Закаливание – процесс долгий и требует постоянства.

Читайте также: