Влияние эпидемии коронавируса на экономику китая

Обновлено: 18.04.2024

В конце февраля спотовые котировки Urals с поставкой в Северо-Западной Европе впервые с июля 2017 г. опустились ниже $50 за баррель. Причиной, как и в случае с ценой марки Brent, также достигшей почти трехлетнего минимума, стали опасения вокруг эпидемии коронавируса. Она может привести к снижению импорта со стороны Китая – второго по величине потребителя нефти, чья доля в мировом спросе составила в 2018 г., по данным BP, 13,5% (более поздних оценок нет).

Картина спада

С формальной точки зрения эти страхи пока не оправдались: в феврале Китай нарастил морской импорт нефти в годовом выражении на 5,8% до 35,8 млн т (здесь и далее – статистика танкерных перевозок Refinitiv без учета данных за 29 февраля, исключенных для большей сопоставимости). Это даже больше, чем в январе (прирост на 3,3%), и почти так же, как в декабре (на 5,9%). Однако нужно учитывать, что, к примеру, в январе более 80% отгрузок нефти (33,8 млн из 41,8 млн т) приходилось на танкеры, которые были отправлены к берегам Китая еще до наступления 2020 г. В феврале доля таких поставок составила значимые 20% (7,3 млн из 35,8 млн т).

Поэтому для более точной оценки влияния коронавируса лучше учитывать не фактический импорт нефти, а объем ее перевалки на танкеры, которые в том или ином месяце были отправлены к китайским портам. Так, в декабре в Китай морским транспортом было отправлено 39 млн т нефти, из которых лишь 7 млн т были доставлены в том же месяце, а остальные 32 млн т – в январе, феврале и марте.

При использовании этого показателя открывается реальный масштаб падения нефтяных поставок.

Увеличившись в 2019 г. на 7,4%, а в январе – на 17,3% в годовом выражении (до 446,1 млн и 38,5 млн т соответственно), в феврале они снизились сразу на 12,6% до 31 млн т. То же самое характерно и для поставок сжиженного природного газа (СПГ), которые после роста на 12% в 2019 г. (до 59,9 млн т) и на 0,4% в январе (до 5,43 млн т) снизились в феврале на 18,3% до 3,62 млн т. Спад не обошел стороной и уголь, поставки которого в феврале упали на 7,4% до 16,8 млн т, при том что в январе выросли на 15,2% до 22,2 млн т, а по итогам прошлого года – на 15,7% до 284,2 млн т.

Первые последствия для России

Учитывая, что в 2018 г., по данным BP, в глобальном импорте угля и СПГ на Китай приходилось по 17%, а нефти – 15,5%, это несет риски для крупнейших сырьевых экспортеров, в том числе для России. Ее доля в китайском нефтяном и угольном импорте тогда же достигла 15,4% и 11,7% соответственно.

Отгрузки из российских портов повторяют общую динамику: это характерно и для поставок нефти, снизившихся в феврале на 13,4% до 1,94 млн т после прироста в январе на 37,2% до 3,1 млн т и на 14,6% по итогам 2019 г. (до 29,8 млн т), и для поставок угля, которые в феврале просели сразу на 24,8% до 1,39 млн т, хотя еще в январе увеличились на 42,2% до 1,77 млн т, а за прошлый год – на 37,4% до 27,2 млн т.

Рынок без премии

Падение котировок, с одной стороны, нивелирует премию к европейским ценам, которые, как видно на примере британского хаба NBP, в конце февраля были лишь ненамного ниже азиатских ($2,5 за 1 млн BTU). А с другой – увеличивает разницу со стоимостью долгосрочных контрактов с привязкой к нефтяному индексу JCC (Japanese Crude Cocktail), который в феврале превосходил спотовые цены почти в 4 раза ($10,4 за 1 млн BTU). Это, в свою очередь, сделает еще более привлекательными спотовые и краткосрочные контракты (длительностью не более 90 дней и 4 лет соответственно), доля которых в глобальной торговле СПГ за 2013–2018 гг. выросла с 27 до 32%, согласно данным Международной ассоциации импортеров СПГ (GIIGNL).

Наконец, и это уже очевидно, давление будут испытывать цены на нефть. Вопрос лишь в том, сумеет ли ОПЕК поддержать их за счет возможного сокращения квот на добычу или коронавирус станет черным лебедем не только для Китая, но и для картеля.

Мнения экспертов банков, финансовых и инвестиционных компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

По его словам, сильнее других пострадали сфера общественного питания, туризм и розничные продажи.

О временном и краткосрочном характере влияния эпидемии на экономику постоянно заявляет и высшее руководство страны, при этом обещая, что после победы над заболеванием восстановятся и потребительский спрос, и драйверы развития экономики. Однако аналитик полагает, что ряд предприятий вспышка коронавируса может довести до банкротства.

Первая волна

Чжан Цзяжуй напомнил, что правительство уже приняло целую серию серьезных мер для сдерживания распространения заболевания, к примеру закрыло Ухань и ряд других городов в провинции Хубэй, значительно продлило новогодние каникулы, оперативно отменило крупные мероприятия, обеспечило бесплатный возврат авиа- и железнодорожных билетов, чтобы снизить объем поездок по стране.

"Эти меры были действительно необходимы для сдерживания распространения эпидемии, но объективно они также оказали значительное влияние на макро- и микроэкономику Китая", - сказал эксперт.

Первые удары пришлись преимущество на сферу общественного питания и гостиничную индустрию. Их добавленная стоимость в первом квартале 2019 года составила 423,49 миллиарда юаней, а в условиях эпидемии в первом квартале 2020 года эти две отрасли понесли большие потери.

"Пусть даже некоторые участники индустрии общественного питания и получают небольшой доход благодаря услугам по доставке еды, это по-прежнему лишь капля в море", - сказал аналитик.

Туристическая индустрия, по его словам, также попала под удар. В первом квартале 2019 года доход этой сферы только во время новогодних праздников составил около 500 миллиардов долларов, а в этом году – почти ничего.

Несомненно, эта ситуация оказала влияние и на розничные продажи, но, по словам эксперта, благодаря онлайн-продажам удалось в некоторой степени компенсировать потери розничной торговли.

"По грубым подсчетам, в краткосрочной перспективе, упомянутая первая волна эпидемии оказала прямое влияние на китайскую экономику в первом квартале 2020 года, в результате чего потери составят почти 1 триллион юаней (143,1 миллиарда долларов)", - сказал собеседник.

Учитывая, что по итогам 2019 года общий объем ВВП Китая составил 99,08 триллиона юаней (14,4 триллиона долларов), такие потери в первом квартале уже приближаются к 1% ВВП.

Новые угрозы

Чжан Цзяжуй подчеркнул, что "еще больше тревожат потери предприятий обрабатывающей промышленности". "Возобновление работы задерживается, но аренда помещений, заработная плата были оплачены, как и полагалось, что создало очевидную угрозу для движения денежных средств предприятий", - сказал эксперт.

По его словам, денежный поток в обрабатывающей промышленности намного меньше, чем в индустрии общественного питания и туризма, и как только он прервется, кризис ликвидности может перерасти даже в угрозу банкротства, особенно для тех предприятий обрабатывающей промышленности, у которых изначально сравнительно низкая норма прибыли.

Вместе с тем, указал аналитик, нарушение ритма производства повлияет на производственные цепочки в целом.

Он пояснил, что в этой ситуации многие компании столкнулись с проблемой высоких долговых обязательств и низкой прибыли, а также с затруднениями из-за ограниченного денежного потока.

"Для ряда компаний влияние этой эпидемии может стать последней каплей, поэтому мы также должны обратить внимание на долгосрочное влияние этой вспышки заболевания", - сказал эксперт.

По его словам, чтобы предотвратить переход кризиса ликвидности этих компаний в риск банкротства и далее к другим "финансовым недугам", необходимы соответствующие меры спасения, "которые должны быть точными и быстрыми".

"Но с другой стороны, именно на обрабатывающую промышленность эпидемия может оказать долгосрочное воздействие, потому что у нее изначально низкий иммунитет и сейчас она находится на ключевом этапе трансформации и модернизации. При этом влияние коронавируса лишь ускорит естественный отбор в обрабатывающей промышленности", - добавил эксперт.

Закалка иммунитета

Вместе с тем, по словам аналитика, чтобы оценить влияние эпидемии, "необходимо также оценить иммунитет самой китайской экономики, по аналогии с тем, как один и тот же вирус по-разному влияет на людей с разным иммунитетом".

Он напомнил, что вскоре после вступления Китая в ВТО в 2003 году активно высвобождались дивиденды экономической открытости страны и развивался инвестиционный бум, поэтому краткосрочное воздействие эпидемии атипичной пневмонии (SARS) удалось оперативно нивелировать, и экономика быстро восстановилась.

"Но сейчас экономический рост Китая находится в стадии структурной трансформации и последовательного замедления (по итогам 2019 года рост ВВП составил 6,1%, что стало худшим показателем за три десятилетия), общая эффективность инвестиций заметно не улучшилась, а структурные проблемы остаются серьезными", - указал эксперт.

По его мнению, резюмируя, можно указать, что эта эпидемия оказывает наибольшее и непосредственное влияние на сферу услуг, особенно на предприятия общественного питания, туризм, транспорт и индустрию развлечений, но проблемы, с которыми сталкиваются занятые здесь предприятия, связаны лишь с краткосрочным кризисом ликвидности.

"Несмотря на то что в краткосрочной перспективе возникают проблемы, пока нет системного риска. А в долгосрочной перспективе эта ситуация на самом деле закалка, это повышение иммунитета для экономики Китая, что в фундаментальном плане выгодно для устойчивого и здорового роста экономики Китая", - подытожил Чжан Цзяжуй.

Власти Китая 31 декабря 2019 года проинформировали Всемирную организацию здравоохранения о вспышке неизвестной пневмонии в Ухане в центральной части страны (провинция Хубэй). Специалисты установили возбудителя болезни - это новый тип коронавирус. ВОЗ признала вспышку чрезвычайной ситуацией международного значения и дала заболеванию официальное название COVID-2019. Число зараженных в Китае уже превысило 70 тысяч человек, скончались 1 770.

По данным государственного статистического бюро КНР, ВВП Китая по итогам трех кварталов 2020 года вырос на 0,7% в годовом выражении на фоне улучшения эпидемиологической обстановки в стране и снятия ограничений. При этом в третьем квартале 2020 года ВВП вырос на 4,9% по сравнению с тем же периодом прошлого года.

Как отметил эксперт в ходе круглого стола в МИА "Россия сегодня", на экономике Китая коронавирус отразился не так сильно, как, например, на Европе. По словам Островского, реальное падение китайской экономики было только в первом квартале, а если говорить о втором и третьем, то уже наблюдается прирост валового внутреннего продукта, прирост валовой продукции промышленности, торговли, услуг.

"Тут два фактора. Первый - дисциплинированность населения, централизованная власть Коммунистической партии Китая, которая позволяет решить эти все вопросы с дисциплиной. И второй - экономические меры", - сказал Островский.

Как пояснил эксперт, уже начиная со второго квартала, предприятия очень сильно ослабили налоговый режим, до конца 2020 года большая часть малых и средних предприятий вообще были освобождены от уплаты налогов.

"Плюс кредиты. Были выделены льготные кредиты предприятиям на 2,5 триллиона юаней, это около 25 триллионов рублей, если пересчитать. Таким образом, мы видим, как Китай достиг таких успехов", - сказал Островский.

ВВП Китая по итогам первого квартала под влиянием эпидемии коронавируса упал на 6,8%, впервые китайская экономика ушла в минус с 1992 года. Во втором квартале на фоне улучшения эпидемобстановки ВВП страны вырос на 3,2%.

Власти Китая на фоне пандемии и ее влияния на экономику не стали устанавливать цели роста ВВП в 2020 году. Обычно цели по росту ВВП озвучивает в ежегодном докладе премьер Госсовета КНР Ли Кэцян на открытии сессии парламента, однако в этом году этого не произошло.

По итогам 2019 года китайская экономика выросла на 6,1%, сохранив за собой статус второй крупнейшей экономики мира.

Стоимость нефти марки Brent на стыке 2019- 2020-го продемонстрировала уверенный рост на фоне улучшения общемирового сегмента: США и Китай обсудили все нюансы торгового соглашения и пришли к перемирию в торговой войне, а ФРС смягчила риторику в отношении монетарной политики.

На сегодняшний день количество зараженных достигло 42 670 человек. С момента появления информации о первом заболевшем прошло около месяца. Этот период стал непростым как для нефтедобывающих организаций, так и для мирового рынка энергоресурсов в целом.

Аналитики Citigroup подсчитали, что из-за коронавируса пассажиропоток Китая рухнул на 70%, а объем грузовых перевозок практически на 40%. Причиной снижения котировок нефти стало также замедление деловой активности, отражающей увеличение скорости распространения эпидемии, приводящей и к падению потребительского спроса.

Это вкупе с погодным фактором, проявившимся в аномально теплой зиме, как писало агентство Bloomberg, создало дополнительную неопределенность в деятельности нефтедобытчиков и в мировой энергетике. Также издание упоминало, что в остальном мире в связи с коронавирусной паникой спрос на нефть снизился на 3%.

То же Bloomberg, ссылаясь на анонимные источники, назвало обвал спроса на углеводороды крупнейшим с момента глобального кризиса 2008–2009 годов и самым резким с 11 сентября 2001 года, когда были взорваны башни-близнецы в Нью-Йорке.

Экспертное сообщество не дает точных прогнозов о сроках прекращения влияния коронавируса на котировки нефти, предполагая лишь то, что эпидемия продлится в течение нескольких недель.

Коронавирус "уронил" китайский рынок

На сегодняшний день зафиксировано падение китайского рынка на 20%. Понижение прогнозов роста глобального ВВП, которое прогнозируют аналитики, может негативно сказаться на Германии, Австралии и России.

Острая фаза развития ситуации с коронавирусом в начале эпидемии обвалила цены на нефть на 17%. Сильнее из-за вспышки заболевания цены падали в феврале-марте 2003 года во время распространения тяжелого острого респираторного синдрома – тогда снижение достигло 31%. Кроме того, реакция цен на нефть на эпидемию коронавируса оказалась сильнее, чем в июне 2009 года во время бесчинства свиного гриппа.

Особенно показательным стало начало февраля 2020 года, когда стоимость фьючерсов на нефть марки Brent спустилась до минимума за последние 13 месяцев.

На фоне таких изменений аналитики Citigroup предупредили о том, что рынку стоит ждать снижения до $47 за баррель нефти Brent. Однако Алексей Анпилогов назвал такой прогноз несбыточным.

Альянс ОПЕК+ и сокращение добычи нефти

Коронавирус заставил технический комитет ОПЕК+ по итогам встречи 4-6 февраля дать рекомендации странам ограничить добычу нефти еще на 600 тысяч баррелей в день и продлить действующие ограничения до конца 2020-го. Именно в таком количестве, по оценке экспертов, возникнет избыток предложения на рынке.

Таким образом, ужесточение сделки сопровождается послаблениями, и реальный эффект для физического рынка нефти может оказаться не столь существенным. Участники ОПЕК+ нуждаются в ней, поскольку из-за роста добычи на американских континентах цены на нефть могут оказаться ниже пороговых значений, при которых балансируются бюджеты нефтеэкспортирующих государств.

«Сделка ОПЕК+ и соглашение с Россией повлияют на рост рыночной стоимости нефти. В самом начале возникновения этой идеи, организация стран–экспортеров нефти не отвечала последовательности в своих решениях. Сейчас Российская Федерация вынужденно согласовывает в рамках сделки объемы добычи энергоресурса.

Ранее министр энергетики РФ Александр Новак заявлял, что ситуация с коронавирусом существенно не повлияет на мировой баланс спроса и предложения, снижение потребления нефти в мире в 2020 году может составить 150-200 тысяч баррелей в сутки.

Москва не поддержала предложение ОПЕК+ дополнительно сократить добычу нефти еще на 600 тысяч баррелей в сутки. В настоящее время действует посуточное ограничение по добыче в 1,7 млн баррелей. Однако рекомендация технического комитета не носит обязательный характер.

Сейчас ситуация с коронавирусом, считают в экспертном сообществе, достигает на пика, что свидетельствует о снижении ее влияния на рынок нефти уже в конце февраля 2020 года. После этого карантинные меры начнут переходить к положительному эффекту для мировой экономики.

Вероятнее всего, к концу эпидемии коронавируса уровень добычи нефти, а также ее стоимость на мировом рынке, вернется к существовавшему до вспышки уровню – около $70 за баррель. В ином случае, если ситуация с коронавирусом не стабилизируется к указанной выше дате, стоимость барреля нефти марки Brent может упасть до $50, но не ниже.

Читайте также: