Влияние коронавируса на экономику дальнего востока

Обновлено: 28.03.2024

Рост курса и коронавирус сказались на международных перевозках на Дальнем Востоке

Валютный скачок, произошедший в начале марта, уже оказал влияние на внешнеэкономическую деятельность в России, задев разные сферы. Компании, специализирующиеся на внутренней логистике на Дальнем Востоке, пока придерживаются старых цен, однако в международных перевозках уже произошли изменения.

Валютный скачок привел к логистическим издержкам в ДФО

КУРС И ТОПЛИВО

Последние пару десятилетий логистический рынок Дальнего Востока развивается ускоренными темпами. Вовлеченность макрорегиона в экономическую жизнь страны увеличивалась на фоне развития торговых связей России с Китаем, Японией и Южной Кореей. Так, в 2019 году порты ДФО увеличили перевалку грузов до 215 млн тонн. Макрорегион демонстрирует самые внушительные темпы роста в стране — 6,4 %, при том, что в целом по России этот показатель равен — 2,4 %.

По данным Транспортной группы FESCO, контейнерный рынок России по итогам января-февраля 2020 года вырос на 8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 837 тыс. TEU. Экспорт вырос на 16% (до 283 тысяч TEU), транзит — на 30% (до 79 тыс. TEU), внутренние перевозки — на 12% (до 131 тыс. TEU), а вот импорт снизился на 1% — до 344 тысяч TEU.

Однако обвал нефтяных цен на сырую нефть оказывает прямое влияние на стоимость топлива. Поэтому из-за укрепления иностранных валют на этом фоне изменения произошли и на логистическом рынке. Эти факторы внесли свои коррективы в работу отрасли по всей России.

Многие отечественные производители уже отметили рост цен на логистические услуги во многих регионах. В частности, глава Российского зернового союза рассказал, что в первую очередь отреагировали на рост валют морские и речные порты.

На Дальнем Востоке заявляют, что такого в макрорегионе пока нет. Так, во Владивостокском морском торговом порту, через который осуществляются локальные и международные грузоперевозки, заверили — валютные колебания не отражаются на прайсах предприятия.

При этом работники логистической сферы рассказывают, что все расчеты в портах идут

МЕЖДУНАРОДНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Валютные колебания больше влияют на деятельность компаний, специализирующиеся на международных перевозках.

Однако больше страдают поставки, ориентированные на Китай, по которому коронавирус ударил первым.

КУРС НА КИТАЙ

Его величество капитал


Владимир Путин на выставке ТОР Дальнего Востока

Владимир Путин на выставке ТОР Дальнего Востока. 5 сентября 2019 года


Действующие экономические инструменты не решают проблем с оттоком квалифицированных кадров, а также с деградацией таможенной и транспортной инфраструктур, которые в совокупности влияют на инвестиционный климат. Аналитики отметили необходимость долгосрочной стратегии для экономических зон на Дальнем Востоке, которая позволит выстроить план их развития и конкурировать с альтернативными механизмами, действующими в Восточной Азии.

Рейтинг вперед

Заседание президиума Государственного совета

Заседание президиума Государственного совета, посвященное национальной программе развития Дальнего Востока на период до 2025 года и на перспективу до 2035 года


За 14-летнюю историю Особые экономические зоны привлекли меньше инвестиций, чем площадки в моногородах и на Дальнем Востоке

Результаты есть

На прошедшем в начале сентября ВЭФе Владимир Путин поставил задачи по ускорению развития Дальнего Востока. Он предложил бизнесу активнее инвестировать в регион и рассказал об условиях и преференциях, созданных на базе экономических зон. В кратчайшие сроки профильным ведомствам поручено доработать программу по развитию Дальнего Востока до 2025 года и на перспективу до 2035-го, согласно которой рост экономики ДФО должен составить 6%. Глава государства сделал особый акцент на проблеме миграции в другие регионы и потребовал действенных мер по ее решению. В качестве одной из них — объявил о реализации для дальневосточников ипотечной программы под 2%.

Владимир Путин на пленарном заседании V Восточного экономического форума во Владивостоке

Владимир Путин на пленарном заседании V Восточного экономического форума во Владивостоке


По мнению эксперта Института международной экономики и финансов Всероссийской академии внешней торговли Юрия Зайцева, государство немало делает для развития региона и привлечения капитала извне: начиная от введения преференций для бизнеса и упрощения визового режима, заканчивая созданием офшорных зон. Также эксперт считает, что санкции против России оказывают немалое влияние на показатели дальневосточных субъектов и приток инвестиций.

ДФО

В вопросах развития региона и привлечения иностранных инвестиций необходима системность и упорная работа без ожидания быстрых результатов, говорит директор департамента индустриальных программ Сколковского института науки и технологий Дмитрий Каталевский. Он отметил, что правила для инвесторов сегодня довольно просты. Также в сотрудничестве с зарубежными бизнесменами, помимо стандартных рисков, нужно учитывать региональные особенности, а также разницу менталитетов и культур.

Инвестиции для Дальнего Востока и крупные совместные проекты — ВЭБ развивает сотрудничество с банками АТР

Читайте также: