Влияние коронавируса на экономику евросоюза

Обновлено: 19.04.2024

Меры, анонсированные германо-французским тандемом и Европейской комиссией, принесут результаты европейской экономике только в случае их быстрого согласования в институтах ЕС.

Восстановление европейской экономики после кризиса 2008 г. происходило труднее и гораздо более медленными темпами, чем американской. ЕС потребовалось провести масштабную реформу системы управления зоны евро, настаивать на проведении политики жесткой экономии в государствах-членах, обратиться в МВФ за кредитом для Греции — и это лишь неполный перечень мер, направленных на сохранение зоны евро в полном составе и поддержание экономического роста. Тем не менее достичь докризисных темпов роста ВВП удалось только к 2017 г. Но как до, так и после кризиса темпы роста были низкими и едва превышали 1% в год.

Глубочайшая рецессия с 1945 года

Меры борьбы с COVID-19 привели к серьезным негативным последствиям для европейской экономики. В первом квартале 2020 г. ВВП ЕС сократился на 3,8% и на 3,3% в зоне евро, что является самым значительным падением ВВП с начала такого рода подсчетов в 1995 г. Для сравнения ВВП США за аналогичный период сократился на 1,2% в сравнении с предыдущим кварталом. Наибольшее сокращение ВВП наблюдалось во Франции (-5,8%), Испании (-5,2%), Италии (-4,7%), а в Болгарии и Финляндии зафиксирован пусть и мизерный, но рост ВВП на 0,3% и 0,1% соответственно. В Германии падение ВВП составило -2,2%. Количество занятых впервые с 2013 г. сократилось на 0,2% как в ЕС, так и в зоне евро[1]. Расходы домохозяйств и частные инвестиции сократились до исторического минимума. Ожидается, что экономика ЕС просядет на более чем 7% в 2020 г. При наихудшем сценарии и начале второй волны пандемии падение ВВП может составить до 16%. Проблема безработицы затронет, в первую очередь, молодежь, малоквалифицированных работников и работников с временным трудоустройством. Сокращение объемов продаж в таких сферах как туризм, социальная экономика, развлечения может достигать 70%. Текстильная промышленность, транспорт, энергоемкие производства и отрасль возобновляемой энергетики также окажутся под ударом.

Экономический кризис, вызванный последствиями борьбы с коронавирусной инфекцией, является симметричным, то есть схожим образом воздействует на экономику государств — членов ЕС, но при этом его последствия для стран вполне могут оказаться ассиметричными. Вместе с тем симметричный характер экономического кризиса позволит институтам ЕС быстрее разработать и принять общие меры для восстановления экономики. Одними из первых мер на уровне ЕС стали ослабление ограничений на предоставление государственной помощи бизнесу в государствах-членах и снятие ограничений на величину госдолга, предусмотренных Пактом стабильности и роста, а именно — требование о поддержании уровня госдолга на уровне 60% ВВП. Правительства государств-членов начали активное бюджетно-налоговое (фискальное) стимулирование экономики, что неминуемо приведет к росту государственной задолженности. По прогнозам Европейского центрального банка (ЕЦБ) совокупный госдолг стран зоны евро может возрасти с 86% в 2019 г. до 103% ВВП в 2020 г. В такой ситуации возникает риск значительного роста доходности гособлигаций стран с большим госдолгом, если доверие к ним со стороны инвесторов упадет. Следствием этого станет невозможность финансирования дефицитов госбюджетов, то есть возникнет ситуация аналогичная той, с которой столкнулись ряд стран (Греция, Испания, Португалия, Ирландия) в разгар кризиса зоны евро. Так, например, ожидается, что госдолг Италии превысит 155% ВВП. Председатель ЕЦБ Кристин Лагард отчасти повторила слова своего предшественника Марио Драги, когда заявила о своей приверженности сохранить единую валюту евро и о том, что ЕЦБ полон решимости использовать весь набор имеющихся в его распоряжении инструментов в рамках своего мандата.

Среди экстренных мер по противодействию последствиям кризиса стоит отметить пакет мер, подержанных Европейским советом 23 апреля. Они включают создание основанной на кредитах систему перестрахования выплат по безработице (Support to mitigate Unemployment Risks in an Emergency, SURE), новую превентивную кредитную линию Европейского стабилизационного механизма для поддержки стран в условиях пандемии COVID-19, а также новый инвестиционный план Европейского инвестиционного банка (ЕИБ). Предполагается, что посредством этих мер получится аккумулировать около 540 млрд евро.

Германия и Франция: пример солидарности

Европейская комиссия: больше средств на восстановление экономики

Несмотря на существенное снижение деловой активности и сокращение ВВП в 2020 г., в ЕС прогнозируется восстановление экономического роста в 2021 г. Так, по данным МВФ рост ВВП ЕС в 2021 г. может составить 5,3%, но достичь докризисных объемов выпуска по оптимистичным прогнозам получится ближе к концу 2022 г. Однако вряд ли стоит ожидать равномерного восстановления экономик государств-членов. Скорее всего, разрыв в уровнях экономического развития между странами Севера и Юга Европы увеличится. Потребление будет оставаться на низком уровне из-за угрозы безработицы, стремления населения больше сберегать в условиях отсутствия роста заработных плат и мер социального дистанцирования. Действия ЕЦБ, направленные на насыщение банковской сферы ликвидностью и скупку государственных ценных бумаг, в среднесрочной перспективе не должны привести к росту цен. Меры, анонсированные германо-французским тандемом и Европейской комиссией, принесут результаты европейской экономике только в случае их быстрого согласования в институтах ЕС и претворения в жизнь.

Пандемия показала главную проблему принятия решений в ЕС: в чрезвычайной ситуации все зависит от национальных правительств, ставящих на первый план интересы своих граждан, а не принципы европейской солидарности

13 марта ВОЗ объявила Европу эпицентром пандемии коронавируса. Страны Евросоюза принимают невиданно жесткие меры для замедления распространения инфекции. Однако делают они это по отдельности, в основном без согласования с партнерами по союзу, что ставит под большой вопрос эффективность институтов ЕС в чрезвычайной ситуации.

Запоздалая реакция

Даже на уровне отдельных государств реакция властей на наступление коронавируса была запоздалой и бессистемной, но в Брюсселе серьезность ситуации осознали еще позже. До недавнего времени в центре внимания руководства ЕС находились разногласия между странами по долгосрочному бюджету союза на 2021–2027 годы и новое обострение миграционной проблемы из-за решения Реджепа Эрдогана открыть границы Турции для беженцев. Сказалось и то, что в ЕС сфера здравоохранения, в отличие от финансов, торговли или антимонопольной политики, регулируется в основном на уровне отдельных стран. Только в начале марта глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен создала специальный комитет по борьбе с коронавирусом, но в его рамках министры здравоохранения стран ЕС скорее обменивались информацией, чем координировали свою работу.

Всплеск числа зараженных в Италии и введение в стране общенационального карантина подтолкнули к самостоятельным действиям и другие страны ЕС. Началась цепная реакция отмены публичных мероприятий, прекращения работы учебных, культурных и развлекательных учреждений, закрытия границ. О принципе солидарности, который должен быть одной из ценностных основ объединенной Европы, сразу забыли. Италии, несмотря на неоднократные призывы Рима, так и не помогли с обеспечением медицинскими средствами индивидуальной защиты. Более того, Германия и Франция ограничили экспорт гигиенических масок. На этом фоне правительство Китая направило в Италию медицинских специалистов и дешево поставило 1 тыс. аппаратов искусственной вентиляции легких, 2 млн масок, 20 тыс. защитных костюмов и 50 тыс. комплектов для тестирования на инфекцию.

Попытки договориться

И все-таки эти меры явно недостаточны, к тому же их реализации еще надо дождаться. Пока риторика преобладает над практическими действиями. В крупнейших странах ЕС — Италии, Германии, Франции и Испании — объявлено о национальных масштабных пакетах помощи в десятки миллиардов евро для поддержки систем здравоохранения, остановивших или сокративших производство компаний и оставшихся без полноценной работы граждан. Продолжается и отгораживание государств ЕС друг от друга. Показательно, что 11 марта канцлер Ангела Меркель заявила, что закрытие границ не является адекватным путем для предотвращения распространения вируса, а уже 15 марта Германия перекрыла границы с пятью соседними странами.

Политика после вируса

Сейчас никто не может сказать, сколько времени пройдет до затухания европейской эпидемии. Может быть, недели, а может — месяцы. Но уже сейчас ясно, что внутренние противоречия в ЕС обострились и после завершения острой фазы кризиса политикам и в Брюсселе, и в столицах стран ЕС предстоит сделать выводы.

Канцлер Германии Ангела Меркель


Фото: Di Lauro / Getty Images

Количественное смягчение (QE) — ситуация, при которой государство печатает дополнительный объем денег и затем тратит их на покупку акций и облигаций. Это ведет к насыщению экономики деньгами и снижению стоимости заимствований (например, кредитов для бизнеса). Компании начинают охотнее инвестировать, расширять производство, нанимать новых сотрудников. Население богатеет, перестает копить деньги и начинает их тратить, провоцируя инфляцию. Рост цен в конечном итоге должен покрываться за счет экономического роста страны

Масштабный кризис потребовал не менее масштабных ответных мер. ЕЦБ объявил широкую программу количественного смягчения (QE), которая подразумевает скупку национальными регуляторами государственных и корпоративных облигаций и наполнение европейской экономики деньгами. Первоначально предполагалось, что объем программы составит 750 миллиардов евро, однако из-за серьезности кризиса ее почти удвоили, доведя до 1,35 триллиона. Масштаб QE даже вызвал конфликт между ЕЦБ и центробанком Германии. Последний через Конституционный суд ФРГ указал, что действия европейского регулятора являются запрещенным в ЕС монетарным финансированием (ситуация, когда ЦБ напрямую финансирует дефицит бюджета) и несут угрозу взрыва инфляции.

Кроме того, в апреле страны Европы согласовали программу экстренного кредитования на 540 миллиардов евро, которая начала действовать с 1 июня. В ее рамках ЕК предоставила 100 миллиардов на борьбу с безработицей, Европейский инвестиционный банк дал 200 миллиардов на кредитование малого и среднего бизнеса, а Европейский стабилизационный механизм (Стабфонд ЕС) направил 240 миллиардов на кредитование целевых программ в сфере здравоохранения для борьбы с пандемией. Дополнением к экстренному плану должен был стать запуск долгосрочной программы восстановления экономики ЕС. Речь идет о фонде, деньги из которого выделялись бы пострадавшим от коронавируса странам. Однако договориться об условиях его запуска не могут до сих пор, поскольку непонятно, кому в итоге придется платить по счету.

Спасение утопающих

Главный конфликт возник между условно бедными странами юга Европы и богатыми экономиками севера, граждане которых делают самые большие отчисления в европейский бюджет в пересчете на душу населения. Первые к 2020 году уже были ослаблены миграционным кризисом, а также накопленными со времен европейского долгового кризиса 2010-х годов проблемами. Так, на конец 2019 года госдолг Испании составлял 95,5 процента ВВП, Португалии — 118 процентов, Италии — 135 процентов, Греции — 177 процентов. Долги богатых северных экономик Германии, Австрии и Нидерландов были намного скромнее и укладывались в пределы 50-70 процентов; у Дании и Швеции они и вовсе к концу 2019 году были на уровне 33-35 процентов. По правилам ЕС, госдолг европейских стран не должен превышать 60 процентов ВВП, а дефицит бюджета — трех процентов.


Фото: Michael Loccisano / Getty Images

С началом коронавируса ситуация в южных странах ухудшилась. Во-первых, они быстро вышли в лидеры региона по числу инфицированных, во-вторых, южные государства оказались более зависимы финансово от претерпевшей коллапс сферы туризма, чем северные соседи. В результате падение ВВП Греции, Италии и Испании ожидается на уровне от 9,4 до 9,7 процента по итогам 2020 года; ВВП Австрии, Нидерландов, Германии, Дании и Швеции просядет в пределах 5,5-6,8 процента. Юг дал понять, что едва ли сможет пережить кризис без финансовых вливаний.

Нашли время Мировая экономика рухнула из-за коронавируса. Кто смог заработать на этом миллиарды?

Однако из-за уже имеющегося высокого уровня госдолга такие государства, как Италия и Испания, не стремятся принимать на себя новые обязательства, проценты по которым будут слишком высокими. Вместо этого пострадавшие страны еще в марте предложили более состоятельным северным соседям проявить евросолидарность и разделить ответственность за восстановление европейской экономики. Они попросили ЕК выпустить так называемые коронабонды. Речь идет о еврооблигациях, долг по которым будут погашать не отдельные страны, а все государства ЕС, как входящие в еврозону, так и остающиеся за ее пределами.

Призывы к Брюсселю подкреплялись еще и упреками, что ЕС недостаточно сделал для наиболее пострадавших государств во время пандемии и оставил их без жизненно важной поддержки. Например, серьезную обиду на юге вызвали действия Германии и Франции, которые в самый разгар эпидемии ввели временный запрет на экспорт медицинских средств индивидуальной защиты. Однако правительства богатых стран, которые и без финансовой поддержки ЕК способны найти средства для вывода своих экономик из кризиса, фактически заявили, что не считают своих граждан обязанными расплачиваться за ошибки политиков и отсутствие бюджетной дисциплины партнеров по ЕС. Они выразили готовность поддержать пострадавшие государства, но не грантами, а кредитами.

Канцлер Австрии Себастьян Курц

Канцлер Австрии Себастьян Курц

Фото: Jack Taylor / Getty Images

Практика солидарного долга на сотни миллиардов евро в новинку для ЕС. Обычно государства Европы либо сами занимают деньги на свои нужды, либо обращаются за помощью к европейскому Стабфонду. Последний появился после долгового кризиса начала 2010-х годов и формируется из взносов стран еврозоны (размер взноса зависит от объема ВВП). Помощь из такого фонда можно получить лишь в обмен на болезненные реформы и обещания жесткой бюджетной экономии

Спаси и сохрани

Такой объем общих заимствований для ЕС беспрецедентен — в прошлом Евросоюз чаще эмитировал бумаги на несколько миллиардов или даже миллионы евро. Однако нынешний выпуск бондов от имени всего Евросоюза позволит получить деньги под наименьший возможный процент. Дело в том, что ЕС имеет наивысший рейтинг кредитной надежности (ААА). Если бы, например, Италия самостоятельно занимала деньги на финансовом рынке, доходность по ее евробондам из-за нестабильной ситуации и проблем в экономике была бы действительно высокой, чтобы оправдать риск инвесторов.

Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен

Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен

Фото: Sean Gallup / Getty Images

Европейский централ Когда-то она спасла Францию от кризиса. Теперь в ее руках все деньги Европы

Проверка на прочность

Пока будущее программы восстановления неясно, поскольку предметно страны ЕС рассмотрят ее только на саммите 19 июня. Вероятно, условия предоставления финансовой помощи еще изменятся, поскольку для запуска программы необходимо единодушное одобрение всех 27 членов ЕС. Однако уже сейчас понятно, что пандемия коронавируса стала для Европы проверкой на прочность и неминуемо изменит союз. Дело в том, что на фоне жесткого противостояния юга и севера, вызванного сильным экономическим расслоением и недостатком евросолидарности, чисто экономический кризис быстро трансформировался в политический.


Фото: Johanna Geron / Reuters

Европа оказалась на распутье: либо странам ЕС удастся уладить разногласия и сплотиться в борьбе с последствиями эпидемии, либо в Евросоюзе станет возможно повторение сценария Brexit, когда из объединения вышел один из ключевых партнеров. Если европейским странам не удастся сплотиться, то вероятным кандидатом на выбывание может оказаться Италия. В стране весной 2020 года стремительно росла популярность евроскептиков. Согласно апрельскому опросу Tecnè, 42 процента итальянцев считают, что их страна должна покинуть Евросоюз. В ноябре 2018 года эта цифра была намного меньше — 28 процентов.

Зеленый шанс Коронавирус меняет мировую экономику. Как Россия может выиграть от этого?

Если же странам Европы удастся преодолеть разногласия и согласовать разработанный ЕК план восстановления, роль Еврокомиссии резко усилится. В настоящее время влияние ЕК сильно ограничено, поскольку финансово она зависима от взносов стран-участниц в бюджет. Однако возвращение огромного долга в сотни миллиардов евро потребует увеличить доходы общеевропейского бюджета. Это можно сделать либо сократив расходы на текущие программы и увеличив взносы государств, либо введя общеевропейские налоги, которые будут поступать напрямую в казну ЕС, в обход национальных бюджетов — например, налоги на крупные цифровые компании, на пластик, на доходы от торговли квотами на выбросы углекислого газа. Право выпуска общего долга и сбора налогов напрямую фактически даст Еврокомиссии полномочия федерального правительства, а Европа полностью видоизменится и станет больше похожа на Соединенные Штаты Америки.

На пороге революции

Пандемия коронавируса существенно подорвала экономическую активность в большинстве стран мира. Масштаб проблемы оказался столь значительным, что мировая экономика даже теоретически не могла быть к ней готова. Ограничительные меры, принятые властями разных государств, привели к частичной и даже полной остановке производств, резкому спаду в сфере услуг. Одновременно с этим под ударом оказалась внешнеэкономическая деятельность. Уже во второй половине марта стало понятно, что экономику крупнейших стран мира ожидает рецессия и что на преодоление негативных последствий пандемии могут потребоваться годы. Согласно прогнозу McKinsey, мировую экономику ожидает сокращение на 1,5-4,7 процента в 2020 году, а Saxo Bank вовсе назвал этот год потерянным для экономики.

Химические заводы BAFS в Людвигсхафене, Германия, 1881 год

Химические заводы BAFS в Людвигсхафене, Германия, 1881 год

Новый социализм

Одновременно нынешний кризис подчеркнул преимущества универсальных государств всеобщего благосостояния. Среди развитых стран меньше всего новых мер по поддержке населения принимается в скандинавских странах. Не потому, что они хуже заботятся о своих гражданах. Просто универсальное социальное государство с множеством социальных программ, охватывающих все слои населения и позволяющих поддерживать достойный уровень жизни в различных обстоятельствах, не нуждается в экстраординарных мерах в условиях кризиса. Универсальность и гибкость сами по себе страхуют от форс-мажора.

Люди с дисконтом


Фото: Mike Segar / Reuters

Коронавирус напомнил миру о том, что именно человеческий капитал является основой экономического роста, что живой человек без денег выгоднее, чем деньги без человека. Остается лишь надеяться, что эта истина нескоро забудется. Впрочем, историк университета Корнуэлла Николас Мадлер обращает внимание на то, что зачастую экстренные меры, принятые во время кризиса, открывают пространство для дальнейшего развития социальной политики. Именно экономические программы, направленные на борьбу с последствиями Великой депрессии, а затем — меры поддержки ветеранов Второй мировой войны стали основой для современного социального законодательства и в США, и во многих европейских странах.

Проверка на прочность


Фото: Joshua Roberts / Reuters

Директор Центра политики в сфере здравоохранения ВШЭ, доктор экономических наук Сергей Шишкин считает, что к реформам, которые неизбежно будут осуществлены в российской системе здравоохранения, можно отнести ликвидацию в стране дефицита специалистов-реаниматологов, создание мобилизационных планов для войны с вирусами и демонополизацию разработок тестов и вакцин.


Ситуация с пандемией будто специально создана для того, чтобы новые технологии быстрее внедрились в нашу повседневную жизнь

Удаленная реальность


Фото: Caitlin Ochs / Reuters

Придали ускорение


Мы находимся среди мировых лидеров в области цифровизации и качества интернет-сети, и потому на данный момент в России есть все необходимые мощности для ответа коронавирусу.

Эврика


Фото: Carsten Koall / Getty Images

Все эксперты так или иначе сходятся в одном: коронавирус придаст сильный импульс всем цифровым технологиям, которые еще более плотно войдут в систему здравоохранения, госуправления и безопасности, резко трансформируют рынок труда и увеличат производительность. Произойдут и социальные перестройки: многое из того, что по необходимости было имплементировано в нашу жизнь ввиду карантинных мер, в том или ином виде продолжит свое существование и в посткоронавирусном мире. Вместе с тем усилится роль государства, которому придется одновременно поднимать разрушенный пандемией рынок и с двойным усердием выполнять свою социальную миссию. На какое-то время вопросы о темпах роста экономики отойдут на второй план, все силы будут брошены на обеспечение стабильности, прежде всего на удовлетворение основных потребностей населения. Однако за всем этим при грамотном подходе и правильно расставленных приоритетах последует мощный скачок и установится новый мировой порядок. И Россия тут не исключение.

Читайте также: