Внимание осторожно свирепствует вирус зла

Обновлено: 19.04.2024

Также замечу: я пишу пародии не только на неудачные стихи. У меня есть пародийные произведения на хорошие стихотворения Александра Новикова, Ларисы Рубальской, Марины Зейтц, Сергея Хараборчева (хотя в последнем случае у меня, скорее, не пародия, а шуточный ответ). Спародировать можно и сильные творения.

Тем не менее, представляю сегодня свой критический анализ двух стихотворений современных авторов. К сим произведениям у меня накопилось немало вопросов. Итак, поехали!

Сначала привожу весь текст стихотворения целиком:

Внимание. Осторожно!
Свирепствует вирус зла,
Где судят других безбожно,
Забыв про свои дела…
Где видят чужие сбои,
Но не признают своих.
Где громко клянут чужое
И совести бьют под дых…

Внимание. Это важно!
Свирепствует вирус лжи,
Где ищут ошибки в каждом,
Сквозь собственных – этажи.
Где, чтоб очернить кого-то,
Достаточно пары фраз.
Людское пропало что-то
В когда-то счастливых нас…

Внимание. Осторожно!
Свирепствует вирус слёз,
Где выдержать невозможно
Потоки людских угроз
И ненависти звериной,
И чёрствости их сердец,
Где близкий толкает в спину,
А руку даёт – подлец…

Внимание. Это важно!
Друг друга пора спасать!
На визг оскорблений страшных –
Стараться не отвечать.
Помочь, если где-то рядом
Сражён человек бедой…
Лечить и лечиться надо –
Любовью и добротой.

Краткая аннотация. Автор взялся за сложный и неблагодарный гуж декларативной поэзии. Причём лирики не гражданской (где декларация и прокламации — вещи ожидаемые и органичные) — а именно декларации в области психологии, сложной и запутанной сфере человеческих взаимоотношений. Лиричность и декларативность — вещи плохо совместимые. Чтобы создать настоящее произведение поэтического искусства, нужно обладать и недюжинным талантом, и высоким мастерством, и тонким чутьем Слова, и абсолютным Поэтическим слухом.

Приступаю к конструктивному анализу текста. И сквозь небоскреб собственных литературных промахов, все таки укажу автору не только на его удачи, но недочёты в тексте, рискуя оказаться на территории вечного зла.

Здесь и далее. Значком (с) отмечаю выдержки из стихотворений-оригиналов.

Внимание. Осторожно!
Свирепствует вирус зла (с)

Эффектная удачная фраза. Возможно, она придётся не по вкусу сторонникам классического направления в поэзии. Зато ее оценят те, кто привечают иронию и прислушиваются к экспериментам. Чуткое ухо скептика уловит здесь звуковую яму в сочетании вирус зла, что при произнесении вслух зазвучит как вирузла или даже вирула. Но мы не будет зацикливаться на мелочах. Ибо по смыслу — это находка. Особенно хорошо она вписалась бы в некое ироническое произведение. Но здесь у нас творение, претендующее на громы рифмованные и серьезность. Что скажет нам автор дальше?

где судят других безбожно (c)

Забыв про свои дела… (с)

И здесь мы впадаем в ступор. Что автор имеет ввиду? В чем зло? В том, что судим других безбожно (с) — или в том, что судим других, забыв про свои дела? А если помнить о своих делах, то судить (осуждать) можно? Смысловой туман — а ведь для памфлета, в том числе и лирико-психологического, нужна ясность и четкость авторской мысли. Плюс размышляем о том, о каких таких делах мы забыли. О повседневных (вроде посуду не моем) или о каких-то нехороших делах? Автор своей фразой этого не показывает, но дальше делает намёк:

Где видят чужие сбои,
Но не признают своих. (c)

Логика все дальше ускользает из сложного лабиринта авторского повествования. А Душа с Разумом начинают тихо хихикать. Сия и последующая сентенция из стихотворения стали ключевыми для написания моей пародии. Об этом позже. А пока вернёмся к исходнику.

Где громко клянут чужое
И совести бьют под дых… (С)

Внимание. Это важно!
Свирепствует вирус лжи (с)

Эмоциональный рефрен начала стихотворения. Ничего не имею против.

Но дальше у меня недоумение:

Где ищут ошибки в каждом,
Сквозь собственных – этажи. (с)

Где, чтоб очернить кого-то,
Достаточно пары фраз. (С)

И снова неточное употребление слова. Очернить — значит оклеветать. А где же тут клевета, если ошибки да сбои таки существуют, согласно предыдущему пункту?

Людское пропало что-то
В когда-то счастливых нас… (c)

Но если вставить эти строки в другое какое-нибудь более убедительное стихотворение или оформить как инста-цитату — очень даже хорошо.

Внимание. Осторожно!
Свирепствует вирус слёз. (с)

Где выдержать невозможно
Потоки людских угроз
И ненависти звериной, (с)

И чёрствости их сердец (c)

Вновь имеем дело со штампом (банальностью). Не буду на этом останавливаться подробно. Движемся далее.

Где близкий толкает в спину,
А руку даёт – подлец… (с)

Внимание. Это важно!
Друг друга пора спасать! (с)

Нормальная фраза, против которой не имею ничего против. В стихотворении она имеет эмоционально нейтральный окрас. Тут главное, что последует дальше:

На визг оскорблений страшных –
Стараться не отвечать. (с)

Помочь, если где-то рядом
Сражён человек бедой… (с)

Лечить и лечиться надо –
Любовью и добротой. (с)

Вывод. Стихотворение Ирины Самариной-Лабиринт «Внимание! Это важно!” сырое, изобилующее смысловыми ошибками и требующее серьезных доработок. Находки соседствуют с банальностями и штампами. Проблески поэзии смазываются штампованными и непоэтичными строчками. Автору не хватило лексических красок и чуткости, чтобы донести до нас свои мысли и создать выразительную поэтическую картину.

При этом, написав свой памфлет, Ирина даже и не пытается заглянуть по ту сторону баррикады. И хотя бы проанализировать, что же побуждает злоносителей к критике других. Что? Желание выделится, морально уничтожить соперника/соперницу? А может, человеком движет — пусть и неуклюжее — но искреннее желание помочь? Или осознание собственной малозначительности, желание утвердиться за счёт других? Этого в стихотворении нет.

Отсюда напрашивается окончательный вывод: воплотить в реальность замысел автору не удалось.

А теперь — почему пародия.

Не знаю, что побудило Ирину написать свой памфлет. Возможно, критика со стороны подруги или коллеги по работе.

Но вот эти строчки

Где видят чужие сбои,
Но не признают своих.
Где громко клянут чужое (с)

В связи с этим родилась именно такая пародия, куда я вставила отдельные куски из стихотворения-оригинала.

Сиди. И не трожь пирожных.
Прочь пальчики от стола.
ВНИМАНИЕ! ОСТОРОЖНО!
СВИРЕПСТВУЕТ ВИРУС ЗЛА (с)

Он есть на цветных обложках
и даже на нецветных,
ГДЕ СУДЯТ ДРУГИХ БЕЗБОЖНО(с),
про совесть забыв и стыд.

И ищут ошибки в каждом
рывке твоего стиша.
Не видят души, куражась,
в неточностях падежа,

банальностях оборотов.
О, этим, где каждый — ас,
ЧТОБ ВРАЗ [ОЧЕРНИТЬ] засмеять КОГО-ТО
ДОСТАТОЧНО ПАРЫ ФРАЗ (с).

От этих вот обормотов,
разбивших все строки враз,
ПРОПАЛО (с) зазнайство ЧТО-ТО (с)
В КОГДА-ТО СЧАСТЛИВЫХ НАС (с).

Не плачься в платок бумажный,
не три свой курносый нос,
о нет, не возьмёт их даже
заливистый ВИРУС СЛЁЗ. (с)

Внимание, графоманы,
друг друга пора спасать!
Кукушко-петушьим станом
друг дружке хвалы писать.

(с) Виктория Тищенко

Вот текст стихотворения целиком.

На поэзии чудный алтарь
Осень робкий прислала листок.
Он по цвету - чистейший янтарь
И подарит мне кружево строк…

Есть в природе осенней печаль,
И в душе моей - легкая грусть…
Но открыта мне светлая даль -
Это к Вечности благостный путь,

Это Зов, что рождает Полет,
Устремление сердца к мечте…
И пурпурный закат так зовет
Раствориться навек в Красоте,

Чтоб Небес ощущать благодать
И омыться незримой росой,
Чтобы путь вдохновенья принять
И излиться восторга слезой.

И взмывать с золотистой листвой,
В страстном танце над миром паря,
И не ведать мертвящий покой -
Жить Полетом, душою горя.

Как мне дорог янтарный листок -
Лучик нежности в сердце моем,
К счастью дивному тонкий мосток,
Чтоб пылать негасимым Огнем…

Краткая аннотация. Перед нами негромкое созерцательное лирическое стихотворение. Автор поставил перед собой задачу рассказать нам о радости творчества и духовного роста, о красоте мира. А заодно и блеснуть красотой созданных им образов. Удалось ли это ему? Давайте разбираться вместе.

Вперёд — по строчкам.

На поэзии чудный алтарь
Осень робкий прислала листок. (с)

Он по цвету - чистейший янтарь
И подарит мне кружево строк…

Есть в природе осенней печаль. (с)

Тут затертый, заезженный штамп. Что Вы нам говорите, автор? В природе осенней есть печаль? А то до Вас этого никто не говорил? Это именно то, что Вы хотите поведать миру? Да уж, ценное наблюдение.

И в душе моей - легкая грусть…(с)

А тут ничего не имею против. Автор говорит о себе, о своих чувствах, о том, что ему немного грустно. Да, так бывает. Принимается!

Но открыта мне светлая даль -
Это к Вечности благостный путь, (с)

Идём далее по лестнице строк.

Это Зов, что рождает Полет (с)

А за сим следует это:

И пурпурный закат так зовет
Раствориться навек в Красоте, (c)

Чтоб Небес ощущать благодать (С)

Не несущая эмоционального смысла фраза. Но сказана внятно. Слово Небес употреблено точно. Понимаешь, что речь идёт о благодати божьей. Принято.

И омыться незримой росой (с)

Тут у автора смысловое фиаско. Согласимся с архаизмом омыться , в сочетании с Небес звучит органично. Но что это за роса, причём незримая? Непонятки вышли.

Но мы не отступаем, текст одолеем.

Чтобы путь вдохновенья принять
И излиться восторга слезой. (с)

И взмывать с золотистой листвой,
В страстном танце над миром паря, (с)

О, автор снова вспомнил, что он — самолёт и хочет летать. Имеем примет вычурного, непонятного и одновременно банального образа. Сколько уже стихотворцев взмывали да парили. Но при этом тут есть и маленький бриллиант — золотистая листва. Пусть и не слишком оригинальный, но зримый и тёплый образ.

Перед нами пример накрученного псевдообраза.

Читатель, не останавливаемся! Нас ещё ждёт

И не ведать мертвящий покой -
Жить Полетом, душою горя. (С)

Дальше, немного уже осталось. И теперь нас с Вами, читатель, ожидает вот это:

Как мне дорог янтарный листок -
Лучик нежности в сердце моем,
К счастью дивному тонкий мосток (с)

Чтоб пылать негасимым Огнем… (с)

Вывод. Стихотворение Елены Бревновой «На поэзии чудный алтарь” сырое и недоработанное. Наряду с хорошими образами и поэтическими находками встречаются штампы, банальности, приткнутые за уши строки, не несущие в себе смысла. Есть неточные употребления глаголов, которые разрушают здание образа. Рядом с настоящей Красотой Слова соседствуют и дешевые красивости, с Красотой не имеющие ничего общего. Лишь в некоторых строчках проглядывает настоящее чувство и настоящая лирика. Но во многих — вычурность и пустота. Стихотворение нуждается в серьёзной доработке.

А теперь — почему пародия. Запомнив образ принесённого на алтарь Поэзии листка и перечитав стихотворение несколько раз, стало очевидно, что бедный робкий листок был принесён в жертву отнюдь не поэзии, а кое-чего, под нее маскирующегося.

При публикации пародии я указала только первую строфу стихотворения-оригинала. В таком же варианте привожу пародию и здесь:

На поэзии чудный алтарь
Осень робкий прислала листок.
Он по цвету - чистейший янтарь
И подарит мне кружево строк…

(с) Елена Бревнова

Муки творчества — тяжкий оброк.
Знаемо, осень — спасение лире.
Смельчака — одинокий листок
принесла на закланье стихире.

(с) Виктория Тищенко

Послесловие. Я планировала публикацию конструктивного анализа ещё одного стихотворения, на которое я написала пародию «Стихи о двадцати двух сантиметрах”. Но недавно обнаружила, что автор оригинала закрыл свою страничку на стихире. А на других литературных сайтах этого стихотворения я не нашла.

А на этом заканчиваю свой критический анализ стихотворений современных авторов, хоть по только что упомянутой причине мне и не удалось осуществить свой замысел в полном объеме. Спасибо за прочтение.

Повезли в ветеринарку.
Рак. Всех шести сисек и еще там чего-то.
"Хотите, можем попытаться ее спасти? Гарантии никакой. Три операции и химия."
Озвучили примерный ценик. Я вздрогнула. Охренела. Посмотрела кошке в глаза. и решила, что не буду ее спасать. В моей системе ценностей она являлась не настолько важным звеном.
Пришла домой. Рассказала ситуацию. Озвучила сколько стоит ее спасение, без гарантии такового. Сказала что я против. Это очень дорого.
Ночью меня разбудила младшая дочь. Огромные глаза, полные слез. "Ма, я не буду себе ничего просить, не надо мне одежду покупать, Ма. И давай мой планшет графический продадим. Ма. И на завтраки в школу мне не надо. Ма. Я свои рисунки попробую продавать, рисовать на заказ. Ма. Не надо мне подарок и отмечать день рождения. Ма. Но давай кошке сделаем операцию. Ма. "
В ее системе жизненных ценностей кошка была . где то рядом со мной. Не хочу даже думать до или после меня.
"Ты понимаешь, что она может не выдержать операцию? Она в очень плохом состоянии. Но заплатить нам все равно придется."
Дочь молчала и кивала. Слезы по щекам.
"Мы будем ее лечить, я оплачу" - сказал муж и утром отвез кошку в клинику.
На другой день я поехала ее забирать.
И так повторялось четыре раза. Он отвозит, я забираю.
С каждый разом мутная пелена на ее глазах становилась все меньше. Перемотанная в бандаж, с перемазанным пузом и двумя страшными швами по всему пузу, она где-то находила силы чтобы сопротивляться когда ее пихали дома в переноску.
Когда я забирала ее третий раз, она услышав мой голос еще в коридоре стала орать. А когда ее вынесли, то буквально бросилась мне на грудь. Вцепившись когтями в пальто. Я так и не смогла ее отодрать, чтобы посадить в переноску. Привязала платком к себе, так и поехали.
Ехала аккуратно за рулем, с трясущейся кошкой на груди. От которой осталась половина кошки.
И глаза. На меня смотрели ее, полные любви и благодарности глаза.
Она все выдержала. Не смотря на все прогнозы оклемалась. Отрастила щеки и жопу в два раза больше чем были до. И внезапно полюбила меня. Нет, ластиться не стала. Но гладить позволила, а иногда я просыпалась от ее тепла и тракторного мурчания рядом.
- Дурочка, я тебя лечить не хотела, - говорю ей, отпихивая, - я не достойна твоей любви точно.
- Но ты меня там не оставила, - отвечает она смотря на меня своими глазищами.
Галя Антонец

Внимание. Осторожно!
Свирепствует вирус зла,
Где судят других безбожно,
Забыв про свои дела…
Где видят чужие сбои,
Но не признают своих.
Где громко клянут чужое
И совести бьют под дых…

Внимание. Это важно!
Свирепствует вирус лжи,
Где ищут ошибки в каждом,
Сквозь собственных — этажи.
Где , чтоб очернить кого-то,
Достаточно пары фраз.
Людское пропало что-то
В когда-то счастливых нас…

Внимание. Осторожно!
Свирепствует вирус слёз,
Где выдержать невозможно
Потоки людских угроз
И ненависти звериной,
И чёрствости их сердец,
Где близкий толкает в спину,
А руку даёт — подлец…

Внимание. Это важно!
Друг друга пора спасать!
На визг оскорблений страшных —
Стараться не отвечать.
Помочь , если где-то рядом
Сражён человек бедой…
Лечить и лечиться надо —
Любовью и добротой.

0 комментариев

Похожие цитаты

Я опоздала — согрешить…
Теперь уже и не охота…
Сейчас мне хочется — дружить,
А дальше… Дом, семья, работа…

Смотрела — парень нёс цветы,
От предвкушения краснея…
А у меня — о чём мечты?
Чтоб пироги испечь вкуснее…
… показать весь текст …

Я видел, как плачет мама.

Сейчас мне всего лишь годик
И я заболел немного…
По комнате мама ходит
И просит о чём-то Бога…
Я вижу, как плачет мама…
Её так легко обидеть.
Я буду здоровым самым,
Чтоб слёзы её не видеть…

Мне десять… Подрался в школе.
Синяк… В дневнике — не очень…
Я маме съязвил фривольно,
Что я ведь пацан, не дочка…
И вижу, как плачет мама,
… показать весь текст …

Та женщина, которая ушла,
Не будет беспокоить вас звонками
И баловать в субботу пирожками,
Рассказывать, что ночью не спала…
Ей будет абсолютно всё равно,
Что ни одной с рыбалки смс-ки…
Что удочки стары, порвались лески,
А рыбы в речке спрятались на дно…

Та женщина, которая ушла,
Не будет вспоминать объятья ваши
И станет на одну потерю старше,
Но у неё, как прежде, два крыла…
Ручьём не льются слёзы по щекам
… показать весь текст …

29. В нас нет ничего своего: мы родились не по своей воле, мы не выбирали себе родителей и врожденную наследственность, мы застали готовыми обстоятельства окружающего мира – как же мы можем утверждать, что сами творим свою судьбу?

30. Ни к кому не стоит относиться высокомерно, даже к тем, которых называют тупыми бездарями. Каждый человек – целый мир, каждый в чем-то превосходит остальных, просто все мы по-разному раскрываемся

31. Дарите такого коня, которому не стыдно смотреть в зубы

32. Конфликты начинаются после того, когда нарушаются правила взаимоотношений – писаные или неписаные. Поэтому виновной стороной конфликта следует признавать ту, которая первая нарушила правила

33. Люди часто ошибаются, потому что, находясь перед выбором, не имеют взвешенного подхода, а видят лишь ту чашу весов, которая им больше нравится, принимая ее за весы

34. Иррациональность людей такова, что они охотней верят в то, что знают ответы на непознаваемые вопросы и отказываются признавать очевидность того, что порой не видят дальше собственного носа

35. То неплохо само по себе, что кажется плохим

36. В мире нет героев и злодеев, а есть только противоборствующие силы со своими интересами

37. Тот, кто не воспитывает себя сам, подобен ослу, который идет туда, куда его ведут или гонят

38. Когда люди плачут по усопшему, то жалеют не его, а себя, ведь это живым скучно без мертвых, а не мертвым без живых

39. Если кто-то покинул этот мир, а кто-то остался существовать в нем – неизвестно, кому повезло больше

40. Источник всякой любви – любовь к себе

41. Мы способны сочувствовать другим только потому, что неравнодушны к себе

42. Тот, кто требует сочувствия от других, на самом деле хочет почувствовать власть над ними

43. Любить – значит, стремиться к удовольствию

44. Не существует для людей любви, которая не дает им ничего взамен

45. Любовь не могла бы существовать, если бы не было ненависти, точно так же, как не было бы для нас ощущения света, если б не было тьмы

46. Любить всех – значит, не любить никого, потому что любовь возможна только в сравнении с ненавистью

47. Любовь и отвращение – две стороны одной медали

48. Для женщины мужчина – средство, а ребенок – цель

49. Мужчины стремятся покорить мир, а женщины покоряют мужчин вместе с той частью мира, которую они успели покорить

50. Людям полезно помнить, что они грандиозные создания, но не стоит забывать, что они мелкие людишки

51. Если кто-то считает себя венцом природы, то пусть попробует ответить на вопрос: разве есть видимые причины, которые мешают муравьям возомнить себя повелителями мира?

52. Человек – наиболее развитое существо из всех, известных человеку

53. Все люди похожи в своих попытках быть разными

54. Люди, считающие себя праведниками, иногда имеют такие гнусные помыслы, о которых мне тут стыдно писать

55. Цель нашей жизни, придуманная нами, не есть смысл жизни, продиктованный Вселенной

56. Даже если мы знаем, чего хотим, мы не знаем, зачем живем

57. Инстинкты даны человеку для того, чтобы он цеплялся за жизнь и меньше задумывался о глупости своего существования

58. Наша жизнь не имеет разумного объяснения и поэтому напоминает игру в "дурака"

59. Жизнь похожа на тараканьи бега, в которых на финише всех участников пускают на мясо

60. Суть большинства человеческих дел можно определить одним словом – продажность

61. Вселенная – это всё, что есть, и кроме Вселенной ничего больше нет

62. Зачем придумывать Бога и ставить его над Вселенной, когда есть Вселенная?

63. Любое представление о Вселенной – всего лишь примитивная схема в скудных мозгах

64. Вся Вселенная живая

66. Вселенная = Я+ Окружающий мир

67. Мы знаем о мире меньше, чем котенок, играющий с солнечным зайчиком, знает о Солнце

68. Из Вселенной не выкинешь и песчинки

69. Люди, пытающиеся рассуждать о происхождении Вселенной, подобны жукам, принявшим свою навозную кучу за Вселенную

70. Пытаясь ограничить Вселенную, мы льстим себе, считая, что наша ограниченность свойственна также Вселенной

72. Человек – островок, окруженный океаном смерти

73. Мы живы, потому что боремся

74. Глупый противопоставляет себя миру и поэтому злится, мудрый же считает себя частью Вселенной и поэтому спокоен

75. Законы Вселенной нельзя нарушать безнаказанно

76. Человек – островок, окруженный океаном смерти, представляющим собой бушующую жизнь

77. Эгоизм – двигатель Вселенной

78. Все наши поступки эгоистичны, потому что решение в их совершении принимает наше Эго

79. Что тут греха таить: все мы – центры Вселенной

80. Утверждать, что быть эгоистом плохо – то же самое, что заявлять, что жить аморально

81. Каждый переоценивает стоимость своей жизни и придает себе больше значения, чем всему остальному миру

82. Одни эгоисты склонны обзывать эгоистами других эгоистов за то, что они эгоисты

83. Каждый считает себя лучше других, но не каждый способен себе в этом признаться

84. Когда мы стараемся для других, то в первую очередь стараемся для себя

85. Тот, кто искренне считает, что превзошел себя в бескорыстном служении человечеству, на самом деле всегда поступал, как закоренелый эгоист

86. Мы помогаем утопающему не потому, что хотим помочь, а потому, что хотим почувствовать себя спасителями

87. Что бы человек ни делал, он повинуется двум желаниям: желанию избежать страдания и желанию получить удовольствие

88. Всегда найдутся энтузиасты, готовые похоронить нас бесплатно

89. Наши эгоистичные потребности диктуют нам понятия добра и зла: добром считается то, что выгодно; злом – то, что невыгодно

90. Люди в большей степени не потому соблюдают правила, чтобы угодить другим, а потому, чтобы избежать проблем

Читайте также: