Впервые в 1892 г д и ивановский открыл и описал свойства вируса

Обновлено: 28.03.2024

Именно в нашей стране работал русский ученый, профессор Дмитрий Ивановский, который открыл миру людей мир вирусов. До него понятия не имели, откуда берутся многие болезни.

Вирус, я тебя знаю!

В мире насчитывается около 100 миллионов разнообразных вирусов. Они поселились на этой планете задолго до человека. За свою жизнь каждый гомо сапиенс встречает несколько десятков вирусов – от ротавирусов до сезонного гриппа и ОРВИ. Некоторые из крохотных врагов людей поселяются в организме навсегда, дожидаясь своего часа, как, например, вирус герпеса. Примерно раз в 10 лет человечество узнает о новом вирусе-убийце – ВИЧ, лихорадка Эбола, коронавирус. Микромир ведет свою тихую войну против человечества. Но вплоть до конца XIX века люди даже не догадывались об этой параллельной с нами микрожизни.

Институту вирусологии АМН СССР в 1950 году было присвоено имя профессора Ивановского.

В Академии медицинских наук учреждена премия имени Д. И. Ивановского, которая присуждается один раз в три года за лучшую научную работу по вирусологии.

Имя Д. И. Ивановского носит Академия биологии и биотехнологии Южного федерального университета в Ростове-на-Дону.

Как многие гениальные изобретения, вирус был открыт практически случайно. Дмитрий Ивановский изучал растения в Петербургском университете, и, как многие ботаники того времени, был просто заворожен табачной мозаикой, которая наделала бед на юге России, уничтожив табачные плантации, но этот губительный процесс был не лишен своей эстетики и даже какой-то красоты.

– Табачная мозаика была уникальным объектом для изучения, – подтверждает Феликс Ершов. – На табаке четко видно разрушительное действие заразы: листья покрываются сложным абстрактным рисунком. Мертвые участки растекаются, как чернила на промокашке, и распространяются с растения на растение.

Ивановский, отучившись в университете, отправился в Никитский ботанический сад в Крыму, где плантации табака были поражены болезнью и терпели большой урон.

Примерно раз в 10 лет в человечество проникает

Интересные факты о вирусах

Учеными детально описано более 6 тысяч вирусов.

Антибиотики на вирусы не действуют, но разработано несколько видов противовирусных препаратов.

Первые точные изображения вирусов были получены после изобретения электронного микроскопа. После этого вирусологи не устают поражаться разнообразию форм и размеров вирусов.

Мировая сенсация в 28 лет

– Благодаря Ивановскому рождение будущей новой науки – вирусологии – имеет точную дату: 12 февраля 1892 года. Это, пожалуй, единственный пример в истории науки. Автору открытия и родоначальнику целой науки тогда было всего 28 лет, и это тоже удивительно, – комментирует Феликс Ершов. – Но иногда нужны смелость и непредвзятость суждений неискушенного человека, чтобы увидеть суть явлений, ранее необъяснимых. Как это было в случае открытия вирусов.

Но слава к первооткрывателю пришла только посмертно, почти через полвека – примерно на столько его открытие опередило время. И именно столько времени понадобилось, чтобы поверить в существование сложного и опасного микромира рядом с нами.

Масочный режим ХIX века

Самые опасные вирусы для человека

1. Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ). Заражение происходит через кровь или биологические выделения. Смертность 100%, продолжительность жизни больного в среднем 11–15 лет.

2. Вирус бешенства. Источником является зараженное животное. Если не сделать прививку в течение первых 10 дней после укуса, вероятность летального исхода для человека составляет 99%.

3. Вирус Эбола (геморрагическая лихорадка). Передается контактным, инъекционным, половым путем. Уровень смертности 50%.

4. Вирус Марбург. Переносится тяжело: лихорадка, мышечная боль, высыпания по телу, понос, желтуха, панкреатит, вплоть до внутренних кровопотерь и галлюцинаций. Показатель смертности – от 25 до 85%.

5. Вирус оспы. Инфицирование происходит воздушно-капельным способом, при контакте. Характеризуется образованием гнойных пустул по всему телу – оспин. Смертность в разных странах составляла от 35 до 88%.

6. Испанка (испанский грипп). В начале XX века испанкой заразились 35% населения планеты. Характерным признаком является стремительное развитие геморрагической пневмонии – за несколько часов. Вероятность летального исхода составляет 95% именно в первые сутки болезни.

7. Вирус Денге (костоломная лихорадка, или финиковая болезнь). Опасный вирус попадает к человеку через укусы комаров. Локализован в Азии, Африке, Карибском бассейне. Ежегодная заболеваемость составляет около 50 миллионов человек, при геморрагической форме летальный исход – до 50%.

"Спасаясь от оспы, стала жертвой простуды": известные люди, проигравшие вирусам

История открытия биологического вируса
Впервые существование вируса (как нового типа возбудителя болезней) доказал в 1892 году русский учёный Д. И. Ивановский описал необычные свойства возбудителя болезни табака — так называемой табачной мозаики. Этот возбудитель проходил через бактериальные фильтры. Таким образом, здоровые растения табака можно заразить бесклеточным фильтратом сока больного растения.В 1901 году было обнаружено первое вирусное заболевание человека — жёлтая лихорадка. Это открытие было сделано американским военным хирургом У. Ридом и его коллегами.В 1911 году Фрэнсис Раус доказал вирусную природу рака — саркомы Рауса. Вирус - неклеточные формы жизни, способные проникать в определённые живые клетки и размножаться только внутри этих клеток.

Новые вопросы в Биология

СРОЧНО. ПОМОГИТЕ. ДАЮ 10 БАЛОВ(ИЗВИНИТЕ БОЛЬШЕ НЕТ) У МЕНЯ ОСТАЛОСЬ ДО АТТЕСТАЦИИ ОСТАЛОСЬ МАЛО ВРЕМЕНИ ПОМОГИТЕ. Установите соответствие между … особенностями внешнего строения и отрядами насекомых животногоОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ОТРЯД ЖИВОТНОГОА) лижущий или колющий ротовой аппарат---- 1) ПрямокрылыеБ) вторая пара крыльев преобразована в орган равновесия---- 2) ПерепончатокрылыеВ) общественные насекомые---- 3) ДвукрылыеГ) грызуще-лижущий ротовой аппарат---- Д) развитие с неполным превращением---- Установите соответствие между животным и органом, с помощью которого оно дышитЖИВОТНОЕ ОРГАНЫ ДЫХАНИЯА) скат---- Б) лосось---- 1) жабры В ) жерлянка---- 2) легкиеГ) ящерица----Д) морская змея----Установите соответствие между особенностями внешнего строения и видом паразитических червейОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ВИД ЖИВОТНОГОА) тело состоит из головки, шейки и члеников---- 1) Бычий цепеньБ) размеры тела до 20 см---- 2) Человеческая аскаридаВ) питательные вещества всасываются поверхностью тела---- Г) пища попадает в пищеварительную систему через рот----Д) раздельнополые животные----Е) гермафродиты----Установите соответствие между моллюском и средой его обитанияМОЛЛЮСК СРЕДА ОБИТАНИЯА) обыкновенная беззубка---- 1) воднаяБ) осьминог---- 2) наземно-воздушнаяВ) голый слизень----Г) большой прудовик---- Д) виноградная улитка----Е) задняя часть пищевода образует зоб----Д) кровеносная система замкнутого типа----Е) мидияУстановите соответствие между особенностями строения животных и группами, к которым их относят в зависимости от вида потребляемой пищи.ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ГРУППЫ ЖИВОТНЫХА) кишечник во много раз длиннее тела---- 1) растительноядныеБ) однокамерный железистый желудок---- 2) хищникиВ) слепая кишка короткая или редуцирована----Г) желудок имеет несколько отделов----Д) хорошо развиты клыки---- Е) клыки отсутствуют---- Установите соответствие между особенностями внешнего и внутреннего строения и хордовым животнымОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ВИД ЖИВОТНОГОА) вдоль спинной стороны тела у взрослого животного тянется хорда---- 1) рыбы Б) в состав скелета входит позвоночник---- 2) ланцетникВ) в полости тела лежат почки---- Г) органы выделения – извитые трубочки----Д) плавательн6ый пузырь наполнен смесью газов----Е) передняя часть нервной трубки видоизменена в головной мозг----Установите соответствие между особенностями внешнего строения и классом хордовых животныхОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ КЛАСС ЖИВОТНОГОА) кожа голая слизистая---- 1) ЗемноводныеБ) кожа сухая, покрытая чешуйками---- 2) ПресмыкающиесяВ) для дыхания служат легкие и кожа----Г) голова соединяется с туловищем при помощи шеи----Д) имеется третье веко – полупрозрачная мигательная перепонка---- Установите соответствие между особенностями внешнего строения и видом животногоОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ВИД ЖИВОТНОГОА) костный скелет---- 1) Белая акулаБ) плавательный пузырь является выростом кишечника---- 2) Речной окуньВ) жаберные крышки отсутствуют----Г) характерно яйцеживорождение----Д) хрящевой скелет---- Установите соответствие между особенностями внешнего и внутреннего строения и хордовым животнымОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ВИД ЖИВОТНОГОА) передняя часть нервной трубки видоизменена в головной мозг---- Б) в состав скелета входит позвоночник---- 1) ланцетникВ) в полости тела лежат почки---- 2) рыбы Г) органы выделения – извитые трубочки----Д) плавательн6ый пузырь наполнен смесью газов----Е) вдоль спинной стороны тела у взрослого животного тянется хорда---- Установите соответствие между особенностями внешнего строения и видом паразитических червейОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ВИД ЖИВОТНОГОА) гермафродиты---- 1) Бычий цепеньБ) пища попадает в пищеварительную систему через рот---- 2) Человеческая аскаридаВ) питательные вещества всасываются поверхностью тела---- Г) размеры тела до 20 см---- Д) раздельнополые животные----Е) тело состоит из головки, шейки и члеников---- Выберите три правильных ответаДля пресмыкающихся животных характерно:1) Наружный скелет2) Цевка3) Кожа сухая с роговыми чешуйками4) Трехкамерное сердце5) Сохраняется хорда у взрослого животного 6) Парные легкие, имеющие ячеистое строениевыберите три правильных ответа. Особенности, характерные для рыб:1) кожа голая со слизистыми железами2) внутренний скелет3) отделы тела – голова, туловище, хвост4) двухкамерное сердце 5) зеленые железы6) два круга кровообращенияОсобенности, характерные для земноводных:1) кожа голая со слизистыми железами2) трехкамерное сердце3) наружный скелет4) кожа сухая с роговыми чешуйками5) живорождении е6) оплодотворение наружное

1-тапсырма. Түсініктерге анықтама бер Азықтық тізбек - . Продуценттер Консументтер – Редуценттер - .. - .​

. В первом браке возможно рождение сына-гемофилика с ихтинозом (xAhY),потому что в генотипе ребёнка содержится X-хромосома, полученная в результа … те кроссинговера, с двумя рецессивноми аллелями, и отцовская Y-хромосома, не содержащая аллелей этих двух генов. ​

Міграція - це * 1 Розділення популяцій одного виду 2 Переміщення особин на нові території 3 Виживання більш пристосованиї організмів

Сокращение мышцы, возникающее при раздражении серией сверхпороговых импульсов, в которых интервал между импульсами больше, чем длительность одиночного … сокращения, называется:1) гладкий тетанус2) зубчатый тетанус3) одиночное сокращение4) оптимальный тетанус5) пессимальный тетанус​

1)Как называется явление возникающее при раздражении сверх пороговых импульсов, в которых интервал между импульсами больше чем длительность одиночного … сокращения?​

Сокращение мышцы, при котором оба ее конца неподвижно закреплены, называется: 1) изотоническим 2) ауксотоническим3) пессимальным4) изометрическим5) оп … тимальным​

Geniusdon

1. В 1892 году русский учёный Д.И. Ивановский. 2. Слишком общий вопрос. Если без лишних подробностей: вирусы вызывают ряд заболеваний растений, животных, бактерий. Проникновение вирусов в клетки организма обуславливает в нем инфекционные процессы. Бактериофаги имеют большое практическое значение, являются важным объектом научных исследований в области молекулярной биологии. 3. Вирусы являются облигатными паразитами, так как не способны размножаться вне клетки. 4. Грипп, гепатиты разных типов, корь, пневмония, бешенство, краснуха, ветряная оспа и др. 5. Проще в учебнике прочитать. Если кратко: а) Сердцевина - генетический материал (ДНК либо РНК). б) Белковая оболочка, которую называют капсидом. в) Дополнительная липопротеидная оболочка (только у больших вирусов). 6. Бактериофаги - вирусы, поражающие бактериальные клетки (причём избирательно). 7. Вне клетки вирусные частицы не проявляют признаки живого и ведут себя как частицы биополимеров. 8. По сравнению с предыдущими вопрос очень сложный. На примитивном школьном уровне ответить можно так: вирусы размножаются многовариантно в клетке организма-хозяина. Вирус "подстраивает" под себя генетический материал хозяина и заставляет синтезировать новых вирусов. Удачи!

Новые вопросы в Биология

Пж помогите биология 50 баллов. Зарание спасибо Задание 1. В вопросах 1–4 выберите один правильный ответ (16 баллов). 1. Классификацию растений из … учает наука: экология растений; систематика растений; палеоботаника; анатомия растений. 2. Назовите тип плода у сложноцветных: семянка; зерновка; орешек; ягода. 3. Формула цветка паслёновых: Ч4Л4Т2+4П1 Ч(5) Л(5) Т5 П1 Ч5 Л5 Т∞П1 Ч(0)Л(5) Т5П1 4. Какой плод у растений семейства Лилейные? Семянка Зерновка Боб или стручок Ягода или коробочка 5. Верны ли следующие суждения? (8 баллов) А) Цветки злаков собраны в простые соцветия – колоски, которые образуют сложные соцветия: метёлку, сложный колос или початок. Б) Для растений семейства Злаковые характерна мочковатая корневая система. Верно только А. Верно только Б. Верны оба суждения. Оба суждения неверны. 6. Из перечисленных признаков выпишите характерные для класса Двудольные растения. В ответ запишите цифры, которыми обозначены правильные ответы (например, 123) (20 баллов). Мочковатая корневая система Стержневая корневая система Дуговое или параллельное жилкование листьев Сетчатое жилкование листьев Две семядоли в семени Одна семядоля в семени Ответ: __________________ Задание 2 (56 баллов). Как должен выглядеть ответ на задание по решению биологических уравнений, шифровок и кроссвордов Составьте слова, для этого расставьте буквы в верной последовательности. Ответьте на вопросы. 1. 4 6 1 5 2 3 7 Ь А Т П Ю Л Н - тюльпан 2. 9 7 1 8 6 2 4 3 5 - не знаю Ь Е К Л Ф А Т Р О 3. 7 6 1 5 2 4 3 А Ц П И Ш Н Е - не знаю 4. 6 1 5 2 4 3 7 Т К С А У П А - не знаю Вопросы к заданию. К какому семейству относится растение № 1? Для растения под каким номером характерен стебель соломина? Для какого растения из перечисленных в задании будет верно утверждение: плод растений семейства Крестоцветные – стручок или стручочек.

В 1883-1888 гг. учился на физико-математическом факультете Петербургского университета, после окончания которого оставлен при кафедре ботаники. С 1890 г. — ассистент ботанической лаборатории Петербургской Академии наук. Среди его учителей такие ученые Петербургского университета как А.Н.Бекетов, А.С.Фаминцын и X.Я.Гоби. В 1895 г. после защиты магистерской диссертации в качестве приват-доцента Петербургского университета начал чтение лекций по физиологии низших организмов, а с 1896 г. — по анатомии и физиологии растений. С 1901 г. — экстраординарный, а с 1903 г. — ординарный профессор Варшавского университета. После эвакуации Варшавского университета в Ростов-на-Дону в 1915 г. - профессор Донского университета.

Еще в студенческие годы Дмитрий Ивановский начинает работать в научном кружке. По рекомендации руководителя кружка профессора А.С. Фаминцына Петербургское общество естествоиспытателей командировало Ивановского в Крым для изучения болезней табака. В дальнейшем будущему ученому несколько лет подряд поручалось продолжение исследования этой проблемы в других южных районах страны.

Именно 1892 г. считается годом открытия новых организмов - вирусов.

Самое первое исследование, положившее начало вирусологии:

  • Iwanowski D. Uber die Mosaikkrankheit der Tabakspflanze // Bulletin scientifique publie par l’Academie imperial des sciences de Saint-Petersbourg. Nouvelle Serie III. – 1892. – Bd. 35. – S. 67-70

Iwanowski
Полный выпуск Bulletin scientifique publie par l’Academie imperial des sciences de Saint-Petersbourg. Nouvelle Serie III. – 1892. – Bd. 35

Подробнее об этом – в статьях:

  • Iwanowski D. Uber die Mosaikkrankheit der Tabakspflanze // Zeitschrift für Pflanzenkrankheiten und Pflanzenschutz. — 1903. — Bd. 13. — S. 1—41.

Часть первая. Санкт-Петербург

История Дмитрия Иосифовича Ивановского — великого ученого, которого называют первооткрывателем вирусов, началась на Петровской улице в Санкт-Петербурге. Эта улица в Северной столице существует до сих пор. В 1870 году в доме 13 на Петровской поселилась семья Ивановских — мать и пятеро детей. Мария Ивановская переехала в столицу из села Низы Петербургской губернии (сейчас это деревня в Новгородской области) после гибели мужа — небогатого чиновника. Главной задачей матери было достойное образование детей. Жили очень бедно, на пенсию вдовы.

Главными в семье Ивановских были учеба и книги. Дети усердно занимались, чтобы выбиться в люди.

Задумка бедной, но дальновидной вдовы удалась: все ее дети успешно окончили гимназию и многого добились. Старший сын, Николай, стал ветеринаром. Младший — Дмитрий — окончил престижную Ларинскую гимназию и поступил в Санкт-Петербургский университет, в то время — самый престижный вуз страны.

Бедное детство, усердная учеба и конкуренция с детьми из более обеспеченных семей в гимназии повлияли на характер Дмитрия. Ивановский вырос амбициозным, но замкнутым и скромным. Так ученого описывают в книгах советского времени его ученики и современники. В какой-то степени эти черты характера повлияли на его дальнейшую судьбу.

В Санкт-Петербургском университете конца XX века работали лучшие русские ученые, общественные деятели, писатели и художники: Дмитрий Менделеев, Иван Павлов, Климент Тимирязев, Петр Столыпин, Михаил Врубель и многие другие. Это было время сложной общественной ситуации в стране и жесткой цензуры, но одновременно — расцвет российской науки. Российская наука двигалась вслед за международным трендом: именно в 70–80-х годах XIX века в мире начала активно развиваться микробиология, публиковались работы Луи Пастера и Роберта Коха.

Однокурсником и близким другом Ивановского был родной брат Ленина, Александр Ульянов, которого казнят в 1887 году за покушение на императора Александра III.

Часть вторая. Табачная мозаика

После учебы Ивановский остался работать в университете, и, когда ему было всего 28 лет, ученому поручили важную практическую задачу. В южных регионах страны плантации табака страдали от странной болезни, уничтожающей урожай. В те годы эта отрасль была важной частью экономики. Ивановский вместе с другими учеными Санкт-Петербургского университета отправился в экспедицию на юг: в Бессарабию, Крым и в другие регионы.


Вирус табачной мозаики под микроскопом
Фото: Clemson University

Отобрав образцы листьев табака на южных плантациях, Ивановский решил поставить эксперимент, который уже проводили в научной группе Луи Пастера. Ученый использовал фильтр Шамберлена — это колба или пробирка с мелкопористым керамическим фильтром внутри. Через фильтр Ивановский пропускал сок из листьев табака, зараженного болезнью. Задумка была в том, что на фильтре с очень мелкими порами должны были задерживаться бактерии — возбудители болезни. Затем бактерии с фильтра можно было извлечь и изучить с помощью микроскопа.

Но, к удивлению Ивановского, после многочисленных экспериментов с соком табачных листьев на фильтрах никаких бактерий не оказалось. Более того, профильтрованный сок сохранял заразность.

Из-за скептического принятия работы в научных кругах и сомнений в себе Ивановский отложил дальнейшую работу по теме и продолжил заниматься ботаникой. Так как мозаичная болезнь табака была проблемой не только в России, владельцы табачных плантаций финансировали исследования во всем мире. В 1898 году знаменитый голландский микробиолог Мартин Бейеринк повторил опыты Ивановского с соком табачных листьев, не зная о работе ученого из Санкт-Петербурга.


Мартин Бейеринк
Фото: Wikimedia Commons

Часть третья. В мире развивается новая наука


Фото: Wikimedia Commons; University of Maryland

Впервые увидеть вирус и получить его фото ученые смогли только в 1939 году — когда появился электронный микроскоп. Но Ивановский до этого момента не дожил, в его времена были только световые микроскопы, разрешение которых не позволяло рассмотреть вирусы.

Первым вирусом, электронные фотографии которого удалось получить, был вирус табачной мозаики, — тот самый, который открыл Ивановский.

Часть четвертая. Все пошло не так

К сожалению, судьба Ивановского сложилась не так прекрасно, как могла бы у ученого, внесшего огромный вклад в науку. При жизни он не получил признания и даже не искал его.

В 1901 году Ивановский был вынужден покинуть Санкт-Петербургский университет по не очень понятным причинам. Вместе с женой исследователь уехал в Варшаву, где его приняли на позицию профессора в Варшавском императорском университете. Там Ивановский работал до 1915 года и создал лабораторию по физиологии растений и профильную библиотеку. В период жизни в Варшаве в семье ученого случилась трагедия — от туберкулеза погиб единственный сын.

Когда началась Первая мировая война и Ивановским пришлось эвакуироваться из Варшавы в Ростов, Дмитрий Иосифович уже сильно постарел и был совсем седым. Эвакуация университета из Варшавы происходила в спешке: на сборы оборудования и книг сотрудникам дали один день.


Здание Южного федерального университета, Ростов-на-Дону
Фото: Валерий Матыцин / ТАСС

В Ростове-на-Дону Ивановскому пришлось начинать все с нуля и восстанавливать свою лабораторию на новом месте — в доме на Большой Садовой улице, где сейчас находится здание Южного федерального университета.


Ученого не стало в 1920 году: в разных источниках указаны разные версии смерти: заражение испанским гриппом или болезнь печени. Жена Ивановского погибла во время гражданской войны от голода.

Хотя жизнь Ивановского и его семьи закончилась трагически, открытие вирусов помогло понять природу многих болезней и научиться их лечить. Это был созидательный труд, который объединил все человечество и помог спасти миллионы жизней.

Читайте также: